Как тебе служится ноты для голоса

Я.Френкель — Как тебе служится — ноты

В авторский сборник композитора Яна Френкеля вошли известные лирические песни.
Большое внимание композитор уделяет военной теме. В сборнике напечатан ряд популярных песен о наших славных воинах.
Книга открывается вступительной статьей о жизни и творчестве композитора.


Ян Френкель
Как тебе служится
сборник песен с сопровождением баяна
«Военное издательство министерства обороны», 1965г.

ПЕСНИ ЯНА ФРЕНКЕЛЯ
Вступительная статья

Есть такое место — городок космонавтов, где живут и учатся смельчаки, покорители Вселенной. Они любят песни. Поют и «Текстильный городок». Это о нем рассказывала Валентина Терешкова в своем интервью. «Чайка» выдала секрет: оказывается, космонавты придумали свои слова к известной песне.
А музыку к этой песне написал композитор Ян Френкель. Долгое время его хорошо знали как автора инструментальных миниатюр, как превосходного мастера эстрадного оркестра. Пробовал себя Я. Френкель и в симфонических жанрах. Немало поработал как композитор в драматическом театре.
Но к песне он обратился сравнительно недавно — в 1961 году. Тогда Ян Френкель написал первую свою песню — «Годы» на слова поэта Марка Лисянского.

«Годы» — песня о юности, «что однажды дана». Благородная, сдержанная, она воскрешает в памяти русские песни — мужественные, проникнутые большим чувством. «Годы» впитали в себя романтику суровых революционных песен. Не потому ли, что композитор хотел сказать: «Наша юность полна дерзаний, и воплотить их в жизнь может только сильный духом человек»?! Эта первая песня во многом определила путь, по которому пошел композитор. И в его последующих песнях слышна тема юности. Не бездумной и беспечной. А суровой. Беспокойной. Зовущей в далекие походы.
Значит, время такое пришло, Значит, ветер в дорогу позвал. Ты всегда, непоседа, Променяешь тепло На любой попутный самосвал
— поется в одной песне Я. Френкеля на слова поэта Михаила Танича.
Шофер, работающий ночью на трудных трассах Братска, гидростроитель, что «в тайгу пришел по сердцу, как по компасу»,— вот герои песен юности, которыми увлечен композитор.
Не один композитор. Поэт тоже. Михаил Танич — соавтор Я. Френкеля. Поэт и композитор— ровесники. Им сейчас по сорок. Они многое воспринимают одинаково. Вместе ездили на стройки Сибири и Дальнего Востока, вместе переживали за людей, восхищались ими.
Характерно, что песни, посвященные юным героям,— «Непоседа», «След колеса» являются одновременно и песнями о труде. Молодость и созидание всегда рядом. И в музыке, раскрывающей эту тему,— неспокойный ритм и темп. Но не ищи здесь изображения действия, самого процесса труда. Авторы хотят придать сочинениям о молодежи мягкую интонацию. Их интересует прежде всего человек — простой, сердечный.

Это имеет прямое отношение не только к песням о труде. Я. Френкель и М. Танич — бывшие фронтовики. И, конечно, обращаясь к солдату сегодня, они стремятся выразить какие-то теплые чувства: товарищество, любовь к друзьям, а может быть, и однополчанам.
Как тебе служится, С кем тебе дружится, Что тебе снится во сне?

— спрашивают солдата композитор и поэт в своей лирической песне «Как тебе служится?»
В походе тоже хочется петь, вот и звучит в солдатском строю чеканная мелодия марша. Ее сопровождает дробь барабана, сигналы фанфар. Но и в этой походной песне Я. Френкеля и М. Танича ощутимо желание утеплить образ. И лирически звучат слова:
Самый верный, самый сильный, Самый мирный человек — солдат!
Какие средства применяет композитор, раскрывая ту или иную тему? Нередко он использует жанр баллады: «Идет рассвет», «Солдаты», «Баллада о земле». Но и в куплетной песне порой заметно: композитор стремится интенсивно развивать мысль. Вот почему от куплета к куплету активизируется ритм, усложняется фактура, нарастает сила звучания. Вспомним песню «Годы». Начало ее — всего лишь одноголосный напев, словно доносящийся издалека. Но вот к мелодии песни «пристраивается» второй голос, потом третий. Песня ширится, растет, все отчетливее обретая черты марша.

В трогательной песне о любви «Калина красная» (на народные слова) чувство формируется тоже не сразу, не в первом куплете. Оно значительно углубляется с развитием самого сюжета.
Между прочим, неизменность самой мелодии при разнообразии ее сопровождения — свойство, связанное с особенностями русской музыки (в теории это получило название глинкинского типа варьирования).
В песнях Я. Френкеля инструментальная партия имеет весьма большое значение. Она порой формирует образ, создает настроение еще до того, как вступает голос. Так, в песне «Нелетная погода» картину холодного, дождливого дня живописует вступление (застывшие аккорды на фоне монотонно повторяющегося баса).

Именно инструмент создает нежный светлый колорит в начале «Песни вечной юности». И таких примеров можно привести немало. Композитор много играл в различных оркестрах, он — хороший скрипач, прекрасно владеет аккордеоном. И примечательно: каждую свою песню Я. Френкель слышит сначала в оркестре и, следовательно, прежде всего создает партитуру. А затем делает переложение для фортепиано, то есть клавир. Разумеется, что и в переложении он стремится сохранить красочный наряд своего сочинения.

«Песня — кусочек жизни,— говорит Ян Френкель,— и, сидя в кабинете, ее не напишешь. Песня зарождается от непосредственного общения авторов с ее будущими героями».
И это действительно так. В прошлом году Ян Френкель и Михаил Танич, будучи в Забайкальском военном округе, написали строевую песню «Самый верный человек — солдат!», лирическую «Как тебе служится?». Там же, общаясь с друзьями, обслуживающими самолеты (в армии их ласково называют «технари»), поэт и композитор написали песню о технарях—«Крылатые товарищи». На Братской ГЭС родился «След колеса», а на стройке в Красноярске впервые появился «Непоседа».
Живой пульс современности, бьющийся в песнях Я. Френкеля, их мелодическое богатство, искренность и задушевность — все это способствовало росту их популярности.
Я. Френкель часто встречается со слушателями, участвует в авторских концертах в рабочих клубах и воинских частях, выступает по радио и телевидению.
Как и другие советские композиторы, он видит в этих встречах необходимое условие творческой работы, стремится лучше узнать запросы широких масс.
Владимир Зак

  • Октябрьская ночь. Стихи И. Френкеля
  • Годы. Стихи М. Лисянского
  • Уходили мальчишки. Стихи М. Танича
  • Самый верный человек — солдат! Стихи М. Танича
  • Баллада о земле. Стихи А. Поперечного
  • Нелетная погода. Стихи К. Ваншенкина
  • Как тебе служится? Стихи М, Танича
  • Влюбленный гарнизон. Стихи М. Танича
  • Романтика. Стихи Л. Поперечного
  • Гитара. Стихи А. Поперечного
  • Крылатые товарищи. Стихи М. Танича
  • Ты мечтаешь о дальних полетах. Стихи В. Войновича
  • Настя. Стихи К. Ваншенкина
  • Материнское сердце. Стихи К. Ваншенкина
  • Настоящие мужчины. Стихи И. Шаферана и М. Владимова
  • Непоседа. Стихи М. Танича
  • Я спешу, извините меня. Стихи К. Ваншенкина
  • Напиши мне, мама, в Египет. Стихи Л. Ошанина
  • Идет рассвет. Стихи Дм. Иванова
  • Лежат дороги. Стихи М. Танича
  • Текстильный городок. Стихи М. Танича
  • Девчонки из геологоразведки. Стихи М. Танича
  • Калина красная. Слова народные, обработка Евг. Синицына

Скачать песенник

Источник

Ноты для фортепиано — Ян Френкель — песни

ноты для фортепиано, баяна


Ян Френкель
Взрослая пора

песни для голоса в сопровождении фортепиано
«Советская Россия», 1982г.
(pdf, 8.37 Мб)

Песни народного артиста РСФСР Яна Френкеля поют все. Их любят люди разных возрастов и самых несхожих профессий. Секрет такой, поистине безбрежной, популярности, думается, скрыт прежде всего в необыкновенной искренности, красоте и доходчивости мелодичного языка композитора, в глубокой гражданственности его творчества, в той огромной любви, с которой он поет о Родине, о людях — созидателях нашего общества.
В настоящий сборник вошла лишь небольшая часть произведений замечательного мастера песенного жанра, и все-таки это своеобразный отчет композитора за годы его трудной, но очень нужной людям работы.
Сборник рассчитан на широкий круг любителей музыки.

  • Баллада о гитаре и трубе, Музыка Я. Френкеля, Слова Ю. Левитанского
  • Русское поле. Из кинофильма «Новые приключения Неуловимых». Слова И. Гофф
  • Моя глубинка. Слова И. Гофф
  • Шаги. Слова А. Поперечного
  • Погоня. Из кинофильма «Новые приключения Неуловимых». Слова Р. Рождественского
  • Сколько видано. Слова И. Шаферана
  • Я —дипломат! Слова Я. Зискинда
  • Романтика. Слова А. Поперечного
  • Ну что тебе сказать про Сахалин? Слова М. Танича
  • Шахтерский характер. Слова М. Матусовского
  • И все-таки море. Слова И. Шаферана
  • А самолеты сами не летают. Слова И. Шаферана
  • Тропка уходит. Слова К. Ваншенкина
  • Дорога. Слова Ю. Левитанского
  • Годы. Слова М. Лисянского.
  • Песня вечной юности. Слова М. Лисянского
  • Журавли. Слова Р. Гамзатова. Перевод с аварского И. Гребнева
  • В парке у Мамаева кургана. Слова И. Гофф
  • Настя. Слова К. Ваншенкина
  • Мой товарищ. Слова Я. Шумакова
  • Как тебе служится? Слова М. Танича
  • Взрослая пора. Слова Евг. Долматовского
  • Грустная песенка. Слова М. Светлова
  • Матери. Слова Р. Гамзатова. Перевод с аварского Я. Козловского
  • Осень. Слова И. Шкляревского
  • Снова мамин голос слышу. Слова И. Шаферана
  • Для тебя. Из кинофильма «Когда наступает сентябрь». Слова И. Шаферана
  • Обучаю игре на гитаре. Слова К. Ваншенкина
  • Вальс расставания. Из кинофильма «Женщины». Слова К. Ваншенкина
  • Я спешу, извините меня. Слова К. Ваншенкина
  • Август. Слова И. Гофф
  • Текстильный городок. Слова М. Танича
  • Калина красная. Слова народные в обработке Е. Синицына
  • Бедная овечка. Слова Р. Гамзатова. Перевод с аварского Я. Козловского

Скачать ноты


Ян Френкель
О разлуках и встречах

песни и романсы для голоса в сопровождении фортепиано (баяна, гитары)
«Советский композитор», 1982г.
номер с6264к
(pdf, 7.76 Мб)

  • О РАЗЛУКАХ И ВСТРЕЧАХ. Слова К.Ваншенкина
  • МАТЕРИНСКОЕ СЕРДЦЕ. Слова К. Ваншенкина
  • ВАЛЬС РАССТАВАНИЯ. Слова К. Ваншенкина
  • ОТ ЗАТЕМНЕННОГО ВОКЗАЛА. Слова К. Ваншенкина
  • ТРОПКА УХОДИТ. Слова К. Ваншенкина
  • ТОПОЛЯ. Слова К. Ваншенкина
  • МОИ БОЛГАРСКИЕ ДРУЗЬЯ. Слова К. Ваншенкина
  • ОБУЧАЮ ИГРЕ НА ГИТАРЕ. Слова К. Ваншенкина
  • Я СПЕШУ, ИЗВИНИТЕ МЕНЯ. Слова К. Ваншенкина
  • МОЯ ГЛУБИНКА. Слова И. Гофф
  • ВЕТЕР СЕВЕРНЫЙ. Слова И. Гофф
  • СНОВА ВЕТКА КАЧНУЛАСЬ. Слова И. Гофф
  • ДРУЗЬЯ МОИ. Слова И. Гофф
  • МАТЕРИ. Слова Р. Гамзатова, перевод Я. Козловского
  • БЕДНАЯ ОВЕЧКА. Слова Р.Гамзатова, перевод Я. Козловского
  • В НОВОГОДНЮЮ НОЧЬ. Слова Р. Гамзатова, перевод Н. Гребнева
  • ЖУРАВЛИ. Слова Р.Гамзатова, перевод Н. Гребнева
  • МОЙ ТОВАРИЩ. Слова Н. Шумакова
  • ДОРОГА. Слова Ю. Левитанского
  • ОСЕНЬ. Слова И. Шкляревского
  • У МЕНЯ ВСЕ ТОТ ЖЕ АДРЕС. Слова Е. Долматовского
  • ДЛЯ ТЕБЯ. Слова И. Шаферана
  • НАД ОКОШКОМ МЕСЯЦ. Слова С. Есенина
  • МУЗЫКАЛЬНАЯ ДУША. Слова Л. Завальнюк
  • А Я ВСЮ ЖИЗНЬ ИСКАЛ ТЕБЯ. Слова В. Харитонова
  • НЕ ЗАБЫВАЙТЕ РЯЗАНСКИХ ДЕВЧАТ. Слова А. Зауриха
  • КОЛОКОЛЬЧИКИ НЕЖНО ЗВЕНЯТ. Слова Я. Козловского
  • КАК ТЕБЕ СЛУЖИТСЯ? Слова М. Таича
  • ЭЛЕКТРИЧКИ УХОДЯТ В АПРЕЛЬ. Слова А. Зауриха и А. Поперечного

Скачать ноты


Ян Френкель
Песни

для голоса в сопровождении фортепиано
«Музыка», 1969г.
номер 6358
(pdf, 3.77 Мб)

О ЛЮДЯХ, ДЛЯ ЛЮДЕЙ
Если ты провел восемнадцать часов в самолете и за эти восемнадцать часов, миновав три материка, оказался на противоположном конце земли, и если на этом противоположном конце идет дождь.. нет, дождь не то слово,—льет, как из хорошей цистерны, и, если из-за этого ливня ломаются все планы первого же дня,— тебе не до песен.
А на эстраде был рояль. А к роялю подсел Ян Френкель и запел песню:
И в Италии, и в Бразилии Побывали с тобой. Солнца вроде бы изобилие, Только тянет домой..
Он только начал, потом пели все. А было нас сто человек —из Москвы и бухты Тикси, из Ленинграда и Норильска, из Таллина и Алма-Аты.
А потом тоже все сто только-только познакомившихся друг с другом молодых и не очень молодых людей пели про Сахалин да пролив Лаперуза, и не было ливня, не было двух бессонных ночей. Сидел на эстраде за роялем высокий добрый волшебник с усами, в которых можно было спрятать улыбку, сидел волшебник с теплым взглядом и прогонял куда-то далеко-далеко дурное настроение..
Его песни, как и он сам, быстро располагают к себе. Их нельзя петь громко. Их надо петь доверительно. И взгляд исполнителя должен чем-то дополнять мелодию, ибо она передает и мысль, и чувство, и настроение—от человека к человеку.

Чтобы в наш век музыкально-песенного изобилия запомнилась всей стране не одна, не пять, а много твоих песен, для этого надо знать хорошо тех, о ком пишешь и для кого пишешь.
Ян Френкель любит ездить. На дальнюю стройку, на прииск, к морякам-североморцам, к геологам Сибири, к берегам Тихого океана ведет его путь. Он оставляет на новом месте новую песню, а забирает новые впечатления, наблюдения и неожиданно возникающие мелодии.
Французы говорят: «Путешествия развивают». И к композитору это относится ничуть не меньше, чем, скажем, к писателю. А соавторы Яна Френкеля — его друзья-поэты, с которыми он разделяет отношение к людям, к явлениям, к жизни.
Александр КИКНАДЗЕ

  • ГОДЫ. Слова М. Лисянского
  • НЕПОСЕДА. Слова М. Танича
  • РОМАНТИКА. Слова А. Поперечного
  • КАК ТЕБЕ СЛУЖИТСЯ? Слова М. Танича
  • СОЛДАТСКАЯ ПЕСНЯ. Слова М. Танича
  • ШАГИ. Слова А. Поперечного
  • СКОЛЬКО ВИДАНО.. Слова И. Шаферана
  • А САМОЛЕТЫ САМИ НЕ ЛЕТАЮТ. Слова И. Шаферана
  • НЕЛЕТНАЯ ПОГОДА. Слова К. Ваншенкина
  • АВГУСТ. Слова Инны Гофф
  • ТЕКСТИЛЬНЫЙ ГОРОДОК. Слова М. Танича
  • КАЛИНА КРАСНАЯ. Слова народные в обработке Евг. Синицына
  • ПОЛЕ. Слова Инны Гофф
  • ГОВОРЯТ, ГЕОЛОГИ—РОМАНТИКИ. Слова Л.Ошанина
  • ГРУСТНАЯ ПЕСЕНКА. Слова М. Светлова
  • ЧТО ТЕБЕ СКАЗАТЬ ПРО САХАЛИН? Слова М. Танича
  • ОДУВАНЧИКИ. Слова К. Ваншенкина
  • ВАЛЬС РАССТАВАНИЯ. Из кинофильма «Женщины». Слова К. Ваншенкина
  • Я СПЕШУ, ИЗВИНИТЕ МЕНЯ. Слова К. Ваншенкина

Скачать ноты

Источник

Оцените статью