Струнодержатель, он же бридж (от англ. «bridge» — мост), — это деталь на деке электрогитары, поддерживающая струны и передающая их вибрацию корпусу гитары. Бриджи бывают двух основных видов: фиксированный и тремоло.
Фиксированный бридж имеет неподвижную конструкцию и жестко крепится к корпусу гитары. Такой струнодержатель позволяет сохранять строй инструмента верным («гитара настроена») максимально долго. К тому же он надежен, прост и дешев в изготовлении.
Бридж Tune-o-matic был придуман легендарным президентом компании Gibson Тедом Маккарти в 1954 году, и установил стандарт, удивительно сочетающий в себе простоту и функциональность, который с тех пор так и не был превзойден.
Стоп-бар характерен, в первую очередь, для гитар Gibson. На более современных инструментах чаще делают Tune-o-Matic со струнами сквозь корпус. Что это дает? В результате того, что струны проходят сквозь корпус, вырастает отдача самого дерева и немного сустейн инструмента. Опять-таки, на современных инструментах встречается новый вид Tune-o-Matic’а — где Стоп-бар объеденен с самим Tune-o-Matic в одну конструкцию. Если говорить о недостатках и достоинствах этого бриджа, вытекает следующее: гитары с жестким струнодержателем легче настраивать (не надо разжимать ни каких топ-локов, не нужно следить за тем, как подвешена машинка), отдача и сустейн у таких гитар выше, чем у гитар с тремоло, строй держат весьма хорошо, перестроить гитару из одного строя в другой не составляет особого труда (особенно, по сравнению с двусторонними системами).
Еще один вид жесткого струнодержателя для гитар.
Тремоло-бриджи (или тремоло-машинки) обладают значительно более сложной конструкцией. Они имеют подвижную относительно корпуса гитары часть, к которой непосредственно крепятся струны. Это сделано для того, чтобы во время игры при помощи специального рычага (его так и называют — рычаг тремоло) изменять высоту одной или нескольких нот. Изначально рычаг тремоло ставился с целью создания эффекта вибрато (быстрое изменение высоты тона), а не для получения эффекта тремоло (быстрое повторение одного звука). Однако в результате путаницы в среде гитаристов распространился именно термин «тремоло». Существует большое количество разновидностей тремоло-машинок. К их недостаткам можно отнести дорогую и сложную конструкцию, непростую процедуру настройки и смены струн, а также склонность большинства тремоло-бриджей к быстрой потере строя. Для сохранения строя с некоторыми тремоло используется так называемый «топ-лок»
Это тремоло впервые появилось на гитарах Fender Stratocaster. Самая распространенная и классическая версия — тремоло на 6-ти болтах. В более поздних версиях стали выпускать аналогичное тремоло, но на 2-х болтах. Позволяет понижать строй гитары. При определенной настройке может и немного повышать строй, но все-таки, главным образом оно рассчитано на понижение.
Тремоло разработанное механиком (и проектировщиком мотоциклов) Полом Бигсби (Paul Adelburt Bigsby), стали применяться в 40-х годах. История гласит, что Бигсби познакомился с кантри музыкантом Мерлом Трэвисом, который жаловался на плохое качество вибрато на его гитаре. Осознав проблему, Бигсби спроектировал свой вариант, применяемый до сих пор на многих гитарах.
Floyd Rose (флойд роуз) — известная «запирающаяся» система тремоло (вибрато), иначе известная как «whammy bar», впервые использованная на электрогитаре. Система названа в честь её изобретателя Флойда Роуза. Это имя по сути стало обозначением этого конкретного типа тремоло-системы, и, хотя некоторые производители делают аналогичные конструкции, Флойду Роузу принадлежит патент на эту разработку.
Система включает в себя так называемые «топ-лок» — механизм, зажимающий струны у верхнего порожка и «плавающий» нижний порожек. Запирающая система снижает нагрузку на колки и помогает удерживать строй струн, тогда как плавающий нижний порожек позволяет изменять натяжение струн, изменяя высоту звучащих нот. Разумеется, когда струны зажаты с помощью топ-лока, использование колков для настройки гитары невозможно — поэтому обычно гитара настраивается до того, как закручивается топ-лок, а после для последующей настройки используются специальные винты «микроподстройки», имеющиеся на нижнем порожке «Floyd Rose».
Плавающий нижний порожек позволяет вытягивать ноты по высоте вверх, чего не могли делать предшественники «Floyd Rose». Это позволяет гитаристам использовать очень широкие диапазоны вибрато и даже создавать новые, необыкновенные звучания. Цена этого удовольствия -высокие требования к точности настройки и, как следствие неправильного ухода: перемещение гитары в пространстве может привести к тому, что порожек сдвинется и строй гитары изменится; слишком сильный нажим при глушении струн ладонью также может сдвинуть порожек; замена струн занимает значительно больше времени.
Использование «Floyd Rose» было популяризовано Эдди Ван Халеном (Eddie Van Halen). Многие известные современные электро-гитаристы (Джо Сатриани, Стив Вай (Steve Vai) и т. д.) часто используют «Floyd Rose» в своих работах для создания звуков, которые невозможно было получить раньше с помощью традиционных («vintage») тремоло-систем. Многие соло-гитаристы в стиле thrash metal используют «whammy bar» для создания уникальных «расстроенных» звучаний: например, композиция Slayer «Raining Blood» включает в себя соло, состоящее исключительно из звуков, полученных с помощью «раскачивания» одной ноты с помощью тремоло-системы. Несмотря на то что мода на тремоло-системы сошла на нет в 1990-х, так как она была в основном связана с музыкой в стиле metal, многие гитаристы до сих пор используют «Floyd Rose» для получения новых звучаний; Даймбэг Даррелл , гитарист группы Pantera, использовал «whammy bar» для извлечения натуральных флажолетов, которых нельзя было услышать иначе; Том Морелло (Tom Morello) из Rage Against the Machine и Audioslave использовал «whammy bar», «whammy pedal» и переключатель звукоснимателей для создания звуков в духе хип хопа.
Существуют аналоги «Floyd Rose», основанные не на механическом действии (натягивании или спускании струн), а на преобразовании уже преобразованных в электрическую форму сигналов. Один из них — «Digitech’s Whammy Pedal». Когда система «Floyd Rose» стала достаточно известной, некоторые производители клавишных добавили колёсико плавного управления высотой нот к своим инструментам. Такое колёсико позволяло намного более гибко управлять высотой нот, чем механическая тремоло-система, и, разумеется, рано или поздно, эта технология вернулась обратно к гитарам.
Schaller Tremolo LP
Ноу-хау фирмы немецкой Shaller. Это тремоло напоминает винтажное стратовское, крепится на 2-х опорных болтах от Tune-o-Matic и позволяет понижать и повышать строй, при этом, неплохо сохраняя его. Если у вас есть Les Paul и вам хочется использовать рычаг тремоло, то эта машинка как раз то, что нужно.
ZR (Zero Resistance)
Тремоло, также похожее на Флойд Роуз, главное отличие в том, что присутствует своеобразный блокиратор, благодаря которому бридж фиксируется жестко и не слетает в случае, когда рвется струна. Настраивать такое тремоло тоже очень удобно по сравнению с обычным Флойд Роузом. Серийно устанавливается преимущественно на гитары Ibanez S-series.
Сейчас это в первую очередь тремоло, которое напоминает по конструкции Floyd Rose, также обладает зажимом на грифе. Вообще, существуют также жесткие струнодержатели подобной конструкции (такие были на сигнатурных гитарах Дэйва Мастейна и Марти Фридмана), но это редкое явление. А также раньше были популярны тремоло, которое имело ряд отличий, от современного Kahler’а, ориентированного на подобие Floyd Rose’а. Главная фишка конструкции в отсутствии пружин, тремоло крепится непосредственно на деке гитары.
Является прямым развитием Vintage tremolo. Этот струнодержатель уже позволяет лучше работать рычагом, так как зажимает струны непосредственно на самой машинке. Если при этом гитара оснащена каким-либо специальным порожком (роликовый, латунный, костяной и т.д.), то гитара может вообще практически не расстраиваться от использования тремоло. Соответственно, изначально предназначен для понижения строя, но можно настроить и так, чтобы тянуть вверх, также бывают гитары, у которых профрезеровано для этих целей дерево на корпусе.
Fender Deluxe Locking Tremolo
Изобретение фирмы Fender. Это тремоло похоже на Wilkinson и 2-х болтовый Vintage. В принципе, это и есть самое совершенное тремоло без зажима. Обычно оно встречается на гитарах в сочетании с роликовым порожком, соответственно, отлично держит строй, позволяет здорово «качать», при этом не имея проблем со строем. Собственно, по этой причине его и крестили «Fender Floyd Rose», ибо между ними есть много сходств. Струны также заблокированы на самом бридже. Имеет неплохой вес по сравнению с Wilkinson, вследствие чего, вырастает сустейн.
Владимир Холстинин: Теперь тремоло. Долгое время я играл на двухвинтовом, но вот недавно решил попробовать Fender Deluxe Locking Tremolo. Пилить и сверлить ничего не надо: встает он на те же штанги. Строить гитара стала намного лучше. Струну теперь необязательно выкидывать после обрыва, ее можно, смотав полвитка с колка, зажать заново, как на Floyd Rose. Но, в отличие от «флойда» и обычного фендеровского тремоло, ручка теперь не болтается, а сидит довольно плотно, поскольку фиксируется сразу в нескольких местах.
Можно добиться того, чтобы она не люфтила, и, в то же время, плавно скатывалась вниз, когда ее отпускаешь. Вынимается и вставляется она одним движением руки, никакой резьбы! Просто нажимаете и она защелкивается! Единственный недостаток Fender Deluxe Locking Tremolo, это отсутствие пластмассового наконечника на ручке, что на его работе никак не сказывается, но придется привыкать к изменению дизайна. Зато плюсов оказалось столько, что я, недолго думая, поменял тремоло на всех стратокастерах.
Источник
Конференция Shamray Guitars
работа для музыкантов
репетиционные базы Москвы
форум текстовиков
форум барабанщиков
Тема : Вопрос о топ-локе
Время: 13.01.2005 11:21
У меня Washburn WR-154. Стоит стандартный флойд, хотя это может и не важно. Дело в том, что немного износился топ-лок. 1-я и 2-я струны, когда качаешь рычагом, проскальзывают. Даже скрип такой неприятный слышен. У нас в магазинах отдельно только шалеровские топ-локи есть, они по 800-1000 р., да еще и сквозные. Я пока не тяну такую сумму. Можно как-нибудь в домашних условиях пофиксить топ-лок?
Тема : Re: Вопрос о топ-локе
Время: 13.01.2005 13:17
Можно. Для этого тебе понадобятся:
В ЛЮБОМ СЛУЧАЕ тиски, напильник, мелкая шкурка (№800, №2000) паста для полировки
Если борозды только на самих замках — всё просто. нужно снять замок удерживающий первую и вторую струны, сточить напильником контактную поверхность до уровня, пока не исчезнут борозды, далее шкуркой до матового блеска, потом заполировать войлоком с полировочной пастой (подойдёт любая). Тут важно чтобы небыло острых кромок, иначе твой топ-лок будет просто перекусывать струны.
Если борозды ещё и на порожке, тут сложнее. Для начала тебе ещё понадобятся плоский надфель с мелкой насечкой, чтобы сточить до исчезновения борозд поверхность порожка. Тут нужно очень точно всё делать, чтобы избежать завалов. Если уровень поферхности стал ниже пропилов под струны — пропилы тоже прийдётся углубить тут нуден шаблон с наклеяным наждаком №800 или 1500. Потом пропилы и поверхность нужно отшкурить 2000-й наждачной бумагой и заполировать.
Гемороя там примерно на часиков 7-8. Спешить вообще смысла нет т.к. угробишь и сменить прийдётсы в результате.
И, последний шаг. Нужно восстановить покрытие (если это был хром, никель или тем боле золото) — тут только гальваникой иначе нужно вороновать или окислять, если это медь. Медь окисляется тоже гальваникой, но такое можно и дома собрать.
Если не покрывать, то так или иначе просто ржаветь будет или окисляться, а это становится причиной неровной поверхн рвущей струны.
в общем подумай 3 раза и купи Shaller, если возможность есть, а, если нет, ну тогда успехов на этом не лёгком поприще
Тема : Re: Вопрос о топ-локе
Время: 13.01.2005 15:54
1) ГОИ, Mirror GOLD, Mirror SILVER (но эти выйдут тебе дороже фирменного натлока). Я пользуюсь отечественной на которой гордо написано «паста для полировки драг металов» и для полировки лака и для метала. Такое на ней написано скорее всего потому, что покупал я её в ювелироной мастерской. А так спроси и в любом хоз магазине тебе предложат минимум 3 на выбор. Полировать нужно до зеркального блеска. Обычно при полировке металов использ две разные, сначала с более крупными частицами для устранения царамин, а потом самой мелкой для достижения блеска. Я сразу беру мелкую (но это не значит, что технологически верно ).
2) Нет. Например у тебя задача выточить округлую поверхность строго определённого радиуса (например 8 см). Напильником округлым ты не выточишь вручную ровную окружность. Но тут на подмогу приходит старая добрая пивная бутылка с тем самым условным диаметром 8 см. Здорово, но возникает другая проблема — бутылка гладкая, а значит ни чего ей выпилить нельзя. А вот если наждачку наклеять на боковую поверхность — получится «напильник» диаметром 8 см. Так вот в данном случае Бутылка и являлась тем самым шаблоном. Это для понимания
Теперь по сути. Тебе нужно из метала или орг стекла выточить уголок точно входящий в нынешние пропилы. Там под каждую струну свой диаметр, т.е. их нужно 6 или можно обойтись одним, начиная с первой струны и стачивать постепенно переходя к 6-й. Смотри рисунок (нарисовал как смог и только т.к. есть своб рабочее время).
3) Ну, для гальваники нужен источник постоянного тока или импульсный источник (переменного с выпрямителем) далее цепляешь на плюсовую часть свой нат-лок, а на минусовую — кусок метала (никеля, хрома или чего-нить другого). всё это добро помещается в дистилированую воду напряжение 9-40 вольт, продолжительность до 5 часов. Расстояние между анодом и катодом по минимумуоколо 5см. основной поток частиц будет двигаться по кратчайшему расстоянию (см. распределение Максвела), т.е. для хорошего покрытия нужно, чтобы донарный метал кусок (которым покрываешь был расположен параллельно покрываемой поверхности).
Нужно также знать технологию. например хром ложится только на медь, т.е., если у тебя нат-лок железный — сначала покрыть медью, а потом уже хромом.
Медно-закисные плёнки образуются, когда вместо дистил воды — расствор медного купороса и ещё хрень какая-то. Я так не помню, нужно дома записи смотреть.