Как транспонировать ноты для саксофона альт

Роберт Анчиполовский: Как стройно играть на саксофоне!

Почему строй саксофона не совершенный?

Так много переменных

Шаг1: настройка саксофона

Шаг 2: настройка остальных нот

Тенденции строя отдельных нот

Тенденции строя инструмента

Это не твёрдые правила, однако могут быть применены для обозначения проблемы.

Познакомимся теперь ближе с этими аспектами настройки.

Вибрато

Электронные тьюнеры

Не беспокойтесь

Проверочный список строя

Строит ли саксофон?

Есть саксофоны, которые просто плохо изготовлены. Если вы сомневаетесь в том, что саксофон строит, отнесите его к хорошему мастеру. Мастер должен быть сам саксофонистом. Хороший учитель тоже должен уметь распознать нестройный саксофон.

Это инструмент с высоким строем?

До середины ХХ столетия были следующие стандарты строя – верхний (high pitch) и нижний (low pitch). Позже, как стандарт, был принят нижний. Если у вас старый саксофон, то он может иметь высокий строй (на полутон выше) и никогда не будет строить в современных оркестрах или с синтезаторами.

Все ноты либо завышены, либо занижены.

Это указывает на неправильное положение мундштука.
Неправильно выставлена высота открытия клапанов.
Опять же, хороший мастер это определит. Если проблема в этом, то её можно устранить очень быстро.

Читайте также:  Ваз 2110 что такое гитара

Замечают ли проблему только другие?

Это означает, что вам необходимо поработать над вашим слухом. В идеале вы должны слышать звучание ноты в голове, прежде чем её сыграть, тогда вы моментально определите, «высит» нота или «низит». Если у вас с этим нелады, попробуйте упражнения для развития слуха, просмотрите упражнения для голоса. Большую помощь в обучении правильному интонированию может оказать участие в хоре.

Источник

Термины и определения в музыке

Транспозицией или транспонировкой называется:

  • перенесение музыкального произведения в другую тональность;
  • перенесение нотной записи партии какого-либо инструмента в другую тональность.

В первом случае в результате транспозиции изменяется высота реального звучания музыки. Во втором случае высота звучания остается неизменной, а меняется лишь условная высота записи данной партии.

Рассмотрим вопросы транспозиции отдельных партий.

Транспонирующим называется музыкальный инструмент, действительное звучание которого отличается от нотной записи его партии на определенный интервал. Интервал этот является постоянным для данного инструмента и называется интервалом транспозиции.

Строй транспонирующего инструмента определяется тем действительным звуком, который мы слышим при извлечении на данном инструменте написанного до. Так, например, если при написанном до реально звучит си-бемоль, значит инструмент в строе си-бемоль. Если при написанном до звучит фа, значит инструмент в строе фа.

Однако не следует упускать из вида, что понятие «строй» применяется в оркестровой практике двояко:

  1. Строй самого инструмента — понятие, определяющее акустическую настройку, основной звук натурального звукоряда инструмента. Применяется ко всем вентильным амбушюрным инструментам (в том числе и к басам) и изредка к тромбонам.
  2. Строй, в котором написана партия какого-либо инструмента — понятие, определяющее интервал транспозиции для данной партии. Может применяться по отношению к любым духовым инструментам.

В ряде случаев эти понятия совпадают. Так, партии корнетов пишутся в строе си-бемоль и сами корнеты тоже в строе си-бемоль. Такое же совпадение имеет место для труб (си-бемоль или ми-бемоль), альтов (ми-бемоль), теноров (си-бемоль). Для баритона (си-бемоль) понятия эти совпадают, если его партия нотирована в скрипичном ключе. Для валторны фа тоже совпадают, если только инструмент не перестраивается в си-бемоль с помощью квартвентиля.

В отношении ряда других инструментов такое совпадение отсутствует. Так, теноровый тромбон настроен в си-бемоль, теноро-басовый с включенным квартвентилем — в фа, малый и большой басы соответ-ственно настроены в ми-бемоль и си-бемоль. Тем не менее партии всех этих инструментов пишутся в соответствии с их действительным звучанием. Так же без транспозиции нотируются в ряде стран партии баритона в басовом ключе. Партии современных валторн пишут в их основном строе фа, не считаясь с возможностью перестройки инструмента.

В партитурах и оркестровых голосах обозначения строев почти всегда относятся к транспонирующим инструментам. Поэтому партии нетранспонирующих инструментов, независимо от акустической настройки последних, оставляются без обозначения строя.

В настоящее время в духовых оркестрах применяются транспонирующие инструменты почти исключительно в строях си-бемоль, ми-бемоль и фа.

В зависимости от интервала транспозиции их можно подразделить следующим образом (сверху вниз):

Сопрановые инструменты строя ми-бемоль: кларнет, корнет (применяется редко), труба (редко), фанфара, саксофон-сопранино (редко). Все они звучат малой терцией выше написанного.

Сопрановые инструменты строя си-бемоль: корнет, труба, кларнет, саксофон-сопрано. Звучат большой секундой ниже написанного.

Альтовые инструменты строя фа: валторна, английский рожок. В исключительно редких случаях могут встретиться: бассетгорн фа и альтовая флейта фа . Звучат все эти инструменты чистой квинтой ниже написанного.

Альтовые инструменты строя ми-бемоль: альт, валторна (редко), саксофон-альт, бассетгорн (редко). Звучат большой секстой ниже написанного.

Теноровые инструменты строя си-бемоль: тенор, баритон, басовый кларнет, саксофон-тенор. Звучат большой ноной ниже написанного.

Кроме того, в некоторых оркестрах может встретиться саксофон-баритон строя ми-бемоль, звучащий большой терцдецимой ниже написанного.

Ключевое обозначение в партиях всех транспонирующих инструментов строя си-бемоль содержит на два диеза больше или на два бемоля меньше, чем в партиях нетранспонирующих инструментов.

Ключевое обозначение в партиях всех транспонирующих инструментов строя ми-бемоль содержит на три диеза больше или на три бемоля меньше, чем в партиях нетранспонирующих инструментов.

Ключевое обозначение в партиях всех транспонирующих инструментов строя фа содержит на один диез больше или на один бемоль меньше, чем в партиях нетранспонирующих инструментов.

Источник

Строй саксофона

Строй саксофона. Без знания нотной грамоты этот урок возможно покажется сложным. Тем, кто ходит в музыкальную школу будет полегче. В любом случае пройдите этот урок! Даже если сразу не все поймете, в дальнейшем информацией этого урока будете пользоваться постоянно.

Урок 1.7 Строй саксофона.

Поэтому соберитесь и читайте!

Строй саксофона.

Нет, начнем пожалуй не с этого. Начнем с объяснения, что такое строй любого музыкального инструмента и откуда он берется.

Строй духового музыкального инструмента.

Как известно, любой звук, и музыкальный звук в частности, это колебания воздуха, которые воспринимает наш слуховой аппарат. Источником звука в духовых музыкальных инструментах являются две составляющих:

  1. Музыкант — его губы, язык, лицевые мышцы (то, что мы называем амбушюром) и выдыхаемая струя воздуха. Все это на срой инструмента не влияет и рассматриваться на уроке не будет.
  2. Инструмент
    • — свисток, дульце, язычок, трость, мундштук — элемент образующий звук. В каждом духовом инструменте он свой. Предназначен он для того, чтобы заставить воздушную струю начать колебания;
    • — воздух, который находится в корпусе инструмента — именно его колебания мы слышим. Корпус духовых инструментов представляет собой трубу и воздух в нем похож на столб. Этот воздух будем так и называть — «воздушный столб».

Колебания воздушного столба внутри инструмента определяют какие звуки извлекаются из инструмента.

Физические законы определяют — чем больше по размеру воздушный столб, тем ниже частота его колебаний и ниже звук. У более длинных инструментов воздушный столб длиннее и, значит, длинные инструменты звучать ниже чем короткие.

Принцип конструкции духовых инструментов
Посвистев в трубку, услышите какой-то звук. Просверлите в трубке отверстие и снова посвистите в неё. Воздух начнет вылетать в просверленное отверстие и звук станет выше.
Если на трубке просверлить несколько отверстий подряд и закрывать/открывать их пальцами, можно управлять звуками.
На этом принципе созданы все духовые музыкальные инструменты.

Строй духовых инструментов.

По этому принципу устроена, например, блокфлейта.

Блокфлейта сопрано имеет длину примерно 33 сантиметра. Если на ней закрыть все нотные отверстия и подудеть, зазвучит нота «до» второй октавы.

Это самая низкая нота, которую можно взять на блокфлейте сопрано. По названию этой самой нижней ноты говорят, что блокфлейта сопрано играет в строе до.

Чтобы взять на блокфлейте ноту пониже придется удлинить корпус блокфлейты. Применим немного волшебства и удлиним блокфлейту примерно до 47 сантиметров. Не волшебники обойдутся без волшебства — просто возьмут блокфлейту альт. Она как раз подходящей длины:

Раз блокфлейта альт длиннее сопрано, её самая низкая нота ниже. Это нота фа первой октавы. Про блокфлейту альт говорят, что она играет в строе фа.

Возьмем инструмент ещё длиннее, чем блокфлейта альт, к примеру, поперечную флейту. Её длина приблизительно 66 сантиметров:

Самая длинная нота у поперечной флейты — до первой октавы.
Значит, это флейта строя до.

Если длину поперечной флейты увеличить, изменится и ее строй. Это будет уже флейта альт и звучать она будет в строе соль или даже в строе фа — зависит от длины инструмента.

Сделаем вывод:
строй духового инструмента определяется по самой низкой ноте, которую на нем можно играть.

Теперь посмотрим как записываются ноты на бумаге.

Как записываются ноты?

Ноты записываются на нотном стане из пяти линий (линеек). Каждой линейке и полю между ними соответствует определенный музыкальный звук (нота). Чтобы знать какая нота будет находиться на какой линейке применяют специальные знаки — ключи. Такая запись очень удобна. Музыканты используют её на протяжении сотен лет.

Скрипичный ключ определяет, что на второй линейке снизу будет находиться нота соль первой октавы:

Музыкальный диапазон уже знакомой нам блокфлейты сопрано: от ноты до второй октавы до ноты ре четвертой октавы. На нотном стане это записывается так:

Как видите, пяти линеек оказалось мало для всех нот блокфлейты сопрано. Пришлось добавлять дополнительные линейки, чтобы записать все её ноты.

При такой записи во время игры будет трудно высчитывать номера дополнительных линеек. Легко можно ошибиться и сыграть не ту ноту. Конечно, можно громко сказать: «Ой! Простите, я сейчас переиграю правильно!» Но кто после этого будет вас слушать?

Можно ли избавиться от счета этих дополнительных линеек? Да, можно!

Убираем дополнительные линейки.

Музыканты нашли выход. Они записывают ноты для блокфлейты сопрано на октаву ниже, чем они звучат на самом деле. То есть ноты для блокфлейты сопрано записывают так, как на первом рисунке.

Получилось очень удобно. Читать их во время игры легко — не ошибешься. Звучат же те ноты, которые и должны звучать.

Но, если подойти формально, на бумаге в нотах записана «до первой октавы», а звучать у блокфлейты сопрано будет «до второй октавы».

Ноты будто переносятся из одной октавы в другую. Этот эффект в музыке называют переносом или транспонированием нот. Иногда говорят «транспорт нот» или «транспорт инструмента».

Транспонирующие музыкальные инструменты те, у которых реальная высота звуков не совпадает с записанной в нотах (нотированной), отличаясь от неё вверх или вниз на определённый интервал.

У блокфлейты сопрано транспорт простой — на октаву. Написано до и звучит до, только на октаву выше. Такой транспорт называют условным.

А как быть с саксофоном?

Строй саксофонов.

Изобретатель Сакс изготовил два семейства саксофонов. Одни саксофоны предназначались для симфонического оркестра и были настроены в строе до и строе фа. На таких саксофонах лучше звучала симфоническая музыка.

Саксофоны для духового оркестра были изготовлены в строе ми-бемоль и строе си-бемоль. На таких инструментах лучше звучала музыка, под которую можно было маршировать или танцевать.

Со временем (в первой половине двадцатого века) саксофоны семейства ми-бемоль и си-бемоль вытеснили из употребления саксофоны до и фа. Сегодня саксофоны в строе ми-бемоль и строе си-бемоль постоянные участники духовых, симфонических, джазово-эстрадных оркестров и камерных ансамблей.

Мнение профессионала:
«Изначально транспонирование было придумано для облегчения чтения и записи нот. Транспонирование делалось так, чтобы середина звучащего диапазона инструмента попадало на середину нотной строчки, на ноту си. В результате при записи нот приходилось писать минимум добавочных линеек.
Например, почти все народные флейты записываются на октаву ниже, чем звучат, иначе пришлось бы не играть, а только считать добавочные линейки над нотным станом. А саксофон-тенор напротив — звучит значительно ниже, чем записывается. И считать бы пришлось добавочные линейки под нотным станом — а так, благодаря транспонированию, все удобно, большинство нот пишется на пяти основных линейках, музыкант легко читает с листа и думает о музыке, а не ругает неудобную запись.» Павел Сопилкарь

Записывают ноты для саксофона по тому же принципу, какой мы рассмотрели для блокфлейты сопрано. Записывают одни ноты (как удобно для записи и чтения), а звучат другие ноты (как требует мелодия).

Поэтому все саксофоны, это транспонирующие духовые инструменты.

Саксофоны сопранино, альт и баритон звучат в строе ми-бемоль.

Саксофоны сопрано, тенор и бас звучат в строе си-бемоль.

Пожалуй этой информации о строе саксофона достаточно на начальном этапе обучения и можно переходить к седьмому уроку:

Урок 2.1 Аппликатура саксофона. Часть I.

Урок «Строй саксофона» почти завершен. Желающие могут посмотреть ещё два видео ролика о строе саксофонов от саксофониста-профессионала.

Первый видео ролик о строе саксофонов. Очень понятно о этом рассказывает Николай Годына:

Саксофоны относятся к транспонирующему типу музыкальных инструментов.

Это означает, что нота, которая записана в мелодии звучит не так как мы ее называем.

Допустим, мы называем ноту «ля», нажимаем на альт саксофоне » ля», а звучит нота «до». Если вы в первый раз встретились с транспонирующими инструментами, то у вас возможен легкий шок.

Потерпите 🙂
Да, именно так, мы называем и играем ноту «ре», а звучит нота «фа».
И все слышат «фа», а вовсе не «ре», которую мы нажимали на саксофоне.

Как известно, изначально в игре на саксофоне задействованы семь пальцев рук: три сверху (левая рука) и четыре снизу (правая рука). Это соответствует семи нотам октавы (начинаем снизу):

  • мизинец правой руки — до;
  • безымянный — ре;
  • средний — ми;
  • указательный — фа;
  • безымянный левой руки — соль;
  • средний — ля;
  • указательный — си.

До, ре, ми, фа, соль, ля, си: до-мажорная гамма — под пальцами находятся все белые клавиши фортепиано.
Но, на самом деле, будут звучать совсем другие ноты:
Ми-бемоль, фа, соль, ля-бемоль, си-бемоль, до, ре.
Это гамма ми-бемоль мажор, с тремя бемолями. Под пальцами находятся вперемешку и белые и черные клавиши фортепиано.

Это не очень удобно для запоминания нот. И для музыкального мышления не удобно, когда под пальцами находятся черные клавиши.

Поэтому реальные ноты под пальцами саксофониста переназвали как удобно: до, ре, ми, фа, соль, ля , си. Но звучание осталось. И получилось, что альт саксофонист видит и играет одни ноты (до), а звучат другие (ми-бемоль), саксофон как бы переносит — транспонирует одну ноту в другую.

Отсюда и название таких музыкальных инструментов — транспонирующие. Тенор саксофон тоже транспонирует ноты. У него строй уже другой: вместо играемой ноты «до», на тенор саксофоне звучит нота «си-бемоль».

К транспонирующим инструментам относятся:

  • кларнет;
  • труба;
  • английский рожок и другие гобои;
  • валторна;
  • все виды саксофонов.

Первые саксофоны изготавливались в том числе и в строе до. Размером такие саксофоны были чуть больше альта и меньше тенора. Однако распространения эти саксофоны не получили, возможно, из-за своего достаточно камерного звучания.

Сейчас распространены саксофоны ми-бемольного (альт и баритон) и си-бемольного (сопрано, тенор, бас) строя. Кстати, тенор саксофонисты часто выбирают вторым инструментом сопрано, а не альт, чтобы играть в том же строе.

Как несколько музыкальных инструментов могут играть вместе?

Чтобы несколько музыкальных инструментов могли играть вместе и звучала бы гармоничная мелодия, для транспонирующих инструментов ноты переписываются в их строй.

Например, если в мелодии должна прозвучать нота «до», то для альт саксофона записывают и играют ноту «ля» и оркестр звучит в соответствии с композиторским замыслом.

Саксофонисту, во время игры не надо думать, какие ноты звучат, он видит (знает) ноты своей партии и играет в соответствии с ними: написано «до», он и играет «до». Но для этого ноты должны быть предварительно подготовлены для саксофона.

Поэтому, когда саксофонист впервые берет какие-то ноты, он смотрит для какого инструмента эти ноты записаны. Если у него альт саксофон и ноты для альт саксофона, то их можно играть. Если ноты для гитары, флейты или фортепиано, то их следует транспонировать в свой строй.

Так же следует поступать если ноты окажутся для саксофона другого строя — у вас альт, а ноты для тенора. Музыкальный интервал для транспонирования нот разберем и изучим на следующих занятиях.

Если вы побаиваетесь транспорта нот, можете успокоиться — пока транспонировать ноты не придется. Транспонирование нот для саксофона обязательно понадобится. Только позже, когда вы уже будете опытным саксофонистом и переносить ноты будете легко. Но знать о нем надо уже сейчас.

Урок 2.1 Аппликатура саксофона.

В связи со сложностью для начинающих темы «Строй саксофона» Николай Годына сделал ещё одну запись на эту тему:

Саксофон, как и большинство духовых инструментов, относится к транспонирующим инструментам. Это означает, что их реальное звучание, отличается от нотируемого. Всех любопытствующих отсылаю к статье Википедии «Транспонирующие инструменты». Там подробно, с историческими ссылками, дается разъяснение транспонирования музыкальных инструментов.

Поговорим о транспорте саксофона. Будем говорить о транспорте альт саксофона и тенор саксофона, как наиболее популярных инструментов.

Транспорт альт саксофона это ми-бемольный транспорт.
Это означает, что записывая для альта ноту «до» в реальности будет звучать нота «ми-бемоль«.
И когда записана нота «ля«, будет звучать нота «до«.

Альт саксофон транспонирует на большую сексту вниз — нажимая на инструменту до второй октавы — прозвучит ми-бемоль первой октавы.

Тенор саксофон транспонирует на другой музыкальный интервал: на большую нону вниз.

Вас не должны волновать проблемы строя, потому что большинство нот записаны уже в транспорте. Когда вы пользуетесь учебником для саксофона, обязательно посмотрите для какого саксофона издан этот учебник. Если учебник для сопрано, то он подойдет и для тенор саксофона. Если учебник для альта, то он подойдет и для баритон саксофона. Но теноровый учебник не подойдет для альта и наоборот!

Если вы хотите поиграть музыку по нотам, записанным не для саксофона или записанную для саксофона другого строя чем у вас, вам потребуется карандаш и нотная бумага. Надо будет переписать ноты в строе для своего инструмента.

Поначалу это вызывает сложности. Рекомендуется попрактиковаться и через неделю-другую вы сможете без проблем транспонировать ноты из любого строя в ваш строй.

При переносе нот натурального строя (фортепиано, флейта и т.п.) в строй альт саксофона, ноты переносятся на малую терцию (на полтора тона) . При транспонировании нот меняйте тональность.

Для тенор саксофона ноты переписывайте на тон выше. К примеру в натуральном строе ноты записаны в ре-мажоре, вы пишите ми-мажор и все ноты переносите не большую секунду вверх (на один тон выше).

Если необходимо перенести ноты из строя альт саксофона в строй тенор саксофона, то тональность переносится на кварту вверх и ноты переносят на чистую кварту вверх.

Если необходимо перенести ноты из строя тенор саксофона в строй альт саксофона, то тональность переносится на кварту вниз и ноты переносят на чистую кварту вниз.

Урок «Строй саксофона» получился объемный.

Пока не надо запоминать секунды, терции и кварты для транспонирования нот. На начальном этапе обучения вам не придется никакие ноты никуда переносить. Все ноты для упражнения вы получите готовыми. Когда же потребуется их транспонировать, вы будете подготовленными музыкантами.

Источник

Оцените статью