Как учет у пианино

Учет музыкальных инструментов

«Учреждения культуры и искусства: бухгалтерский учет и налогообложение», 2009, N 10

Учреждениям культуры и искусства принадлежат объекты имущества, специфичные для их хозяйственной деятельности. К ним относятся музыкальные инструменты. В данной статье мы рассмотрим, каков порядок учета данных объектов в целях бухгалтерского и налогового учета.

В соответствии с Общероссийским классификатором основных фондов, утвержденным Постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 N 359, к музыкальным (14 3692000) относятся следующие инструменты:

  • струнные и язычковые (рояли, пианино, органы, арфы, скрипки, альты, виолончели, контрабасы, баяны и пр.);
  • духовые (трубы, альты, флейты, кларнеты и пр.);
  • ударные, механические и звукосигнальные (литавры, барабаны, тамбурины и пр.);
  • электромузыкальные.

Бухгалтерский учет

Согласно п. 16 Инструкции N 148н в бюджетном учете к основным средствам относятся материальные объекты, применяемые в процессе деятельности учреждения, находящиеся в эксплуатации, запасе, на консервации, сданные в аренду, независимо от стоимости объектов со сроком полезного использования более 12 месяцев. Следовательно, если музыкальный инструмент удовлетворяет всем вышеуказанным требованиям, то он относится к основным средствам и учитывается на счете 0 101 04 000 «Машины и оборудование».

Приказ Минфина России от 30.12.2008 N 148н «Об утверждении Инструкции по бюджетному учету».

Каждому музыкальному инструменту, кроме объектов стоимостью до 3000 руб., присваивается уникальный инвентарный номер (п. 19 Инструкции N 148н). Он обозначается материально ответственным лицом в присутствии руководителя учреждения или его заместителя и работника бухгалтерии путем нанесения краски, прикрепления жетона или иным способом, обеспечивающим сохранность маркировки. При невозможности обозначения инвентарного номера в случаях, определенных требованиями его эксплуатации (например, нанесение краски на корпус музыкального инструмента или его повреждение путем прикрепления жетона отрицательно скажется на его звучании), присвоенный инвентарный номер отражается в соответствующих регистрах бюджетного учета без нанесения на музыкальный инструмент.

Читайте также:  Мажор минор таблица аккордов

Фиксируется инвентарный номер музыкального инструмента в инвентарной карточке (ф. 0504031), которая открывается на каждый музыкальный инструмент.

Приобретение музыкального инструмента

Все музыкальные инструменты как объекты основных средств принимаются к бухгалтерскому учету по их первоначальной стоимости (п. 11 Инструкции N 148н).

Первоначальной стоимостью признается сумма фактических вложений в приобретение, сооружение и изготовление объектов с учетом сумм НДС, предъявленных учреждению поставщиками и подрядчиками (кроме их приобретения, сооружения и изготовления в рамках деятельности, облагаемой НДС). Вложениями в приобретение, сооружение и изготовление признаются:

  • суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику (продавцу);
  • суммы, уплачиваемые организациям за осуществление работ по договору строительного подряда и иным договорам;
  • суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением основных средств;
  • регистрационные сборы, государственные пошлины и другие аналогичные платежи, произведенные в связи с приобретением (получением) прав на объект основных средств;
  • таможенные пошлины;
  • вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации, через которую приобретен объект основных средств;
  • затраты по доставке объектов основных средств до места их использования, включая расходы по страхованию доставки;
  • иные затраты, непосредственно связанные с приобретением, сооружением и изготовлением объекта основных средств, включая содержание дирекции строящегося объекта и технический надзор.

Формирование первоначальной стоимости музыкального инструмента отражается на счете 0 106 01 310 «Увеличение капитальных вложений в основные средства».

При принятии к учету музыкального инструмента по сформированной стоимости делается следующая бухгалтерская запись:

Дебет счета 0 101 04 310 «Увеличение стоимости машин и оборудования»

Кредит счета 0 106 01 410 «Уменьшение капитальных вложений в основные средства».

Внимание! В соответствии с п. 12 Инструкции N 148н изменение первоначальной стоимости может происходить лишь в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, частичной ликвидации, а также переоценки объектов.

Согласно п. 21 Инструкции N 148н поступление и внутреннее перемещение музыкальных инструментов как объектов основных средств оформляются следующими первичными документами:

  • актом о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений) (ф. 0306001), кроме объектов основных средств стоимостью до 3000 руб. и библиотечного фонда, драгоценностей и ювелирных изделий независимо от стоимости;
  • накладной на внутреннее перемещение объектов основных средств (ф. 0306032);
  • актом о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств (ф. 0306002);
  • требованием-накладной (ф. 0315006).

Приобретение музыкальных инструментов может производиться отдельно за счет бюджетных средств и средств, полученных от приносящей доход деятельности, а также одновременно за счет тех и других средств. То есть в приобретении участвуют сразу несколько источников финансирования. Как правило, данная ситуация возникает при покупке (изготовлении) дорогостоящих музыкальных инструментов, когда одних средств, например бюджетных, не хватает, поэтому часть их стоимости оплачивается за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности. Как в таком случае учитывать объект в бюджетном учете, рассмотрим на примере.

Пример 1. Театр приобрел пианино стоимостью 250 000 руб. Аванс (75 000 руб.) учреждение заплатило за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности (НДС не облагается). Остальная сумма по договору (175 000 руб.) финансируется из бюджета. Услуги по доставке (1500 руб.) и настройке (3700 руб.) пианино также оплачены за счет бюджетных средств.

В бухгалтерском учете данные операции отразятся следующими бухгалтерскими записями:

Бухгалтерские проводки приведены в соответствии с Письмом Минфина России от 25.05.2006 N 02-14-10а/1354. В нем разъяснен порядок отражения операций по переводу нефинансовых активов с внебюджетной деятельности на бюджетную. По мнению автора, данный порядок можно применить не только в отношении уже сформированной стоимости основного средства, но и в отношении расходов по ее формированию.

Начисление амортизации

Порядок начисления амортизации, установленный п. 43 Инструкции N 148н для объектов основных средств, применяется также и в отношении музыкальных инструментов. В соответствии с данным порядком на музыкальные инструменты:

  • стоимостью от 3000 до 20 000 руб. амортизация начисляется единовременно в размере 100% балансовой стоимости при выдаче объекта в эксплуатацию;
  • стоимостью свыше 20 000 руб. — согласно рассчитанным нормам начиная с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия данного инструмента к бюджетному учету, — до полного погашения стоимости этого объекта либо его списания с учета. Расчет годовой суммы начисления амортизации производится линейным способом исходя из балансовой стоимости музыкального инструмента и нормы амортизации, исчисленной исходя из его срока полезного использования. В течение отчетного года амортизация начисляется ежемесячно в размере 1/12 годовой суммы.

Срок полезного использования определяется в соответствии с Классификацией объектов основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 N 1. Согласно ей музыкальные инструменты входят в пятую группу как имущество со сроком полезного использования от 7 до 10 лет.

Учет начисленной амортизации в бухгалтерском учете ведется на счете 0 104 04 000 «Амортизация машин и оборудования».

Пример 2. МУ «Дом культуры» закупило музыкальные инструменты на сумму 33 500 руб.:

  • бубен (1 шт.) — 3500 руб.;
  • баян (1 шт.) — 30 000 руб.

Оплата данных объектов произведена за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности, не облагаемой НДС. Все музыкальные инструменты введены в эксплуатацию. На баян установлен срок полезного использования 10 лет.

В бюджетном учете данные операции отразятся следующим образом:

Списание музыкальных инструментов.

. стоимостью до 3000 руб. Пункт 22 Инструкции N 148н не обязывает учреждение вести учет объектов основных средств стоимостью до 3000 руб. после их выдачи в эксплуатацию. Стоимость таких объектов учитывается в расходах учреждения единовременно при отпуске их в эксплуатацию на основании ведомости выдачи материальных ценностей на нужды учреждения (ф. 0504210).

Однако, для того чтобы обеспечить сохранность этих объектов, нужно вести их учет и после выдачи в эксплуатацию. Организовать его учреждения культуры могут на забалансовых счетах.

В связи с тем что Инструкцией N 148н конкретно не предусмотрены забалансовые счета для учета вышеуказанных объектов, учреждения вправе ввести их самостоятельно. Тем более что Инструкция N 148н это не запрещает (п. 263).

Учет музыкальных инструментов стоимостью до 3000 руб., введенных в эксплуатацию, ведется на забалансовых счетах в разрезе мест их эксплуатации и материально ответственных лиц.

Внимание! В соответствии с Методическими указаниями N 49 инвентаризации подлежит все имущество. Следовательно, если при ее проведении будут обнаружены объекты основных средств, используемых в деятельности учреждения и не учтенных ни на балансе, ни на забалансовых счетах, данные объекты будут классифицированы как выявленные излишки. При этом учреждение будет вынуждено их оприходовать по рыночной стоимости (п. 21 Инструкции N 148н).

Музыкальные инструменты, учитываемые на забалансовом счете, подлежат списанию вследствие их физического, морального износа, утери, порчи, уничтожения в результате стихийных бедствий или аварий и т.д. Списание оформляется актом о списании объекта основных средств (ф. 0306003).

Пример 3. Учреждение культуры закупило за счет бюджетных средств музыкальные трещотки (2 шт. стоимостью 1200 руб. каждая) и кастаньеты (2 шт. стоимостью 2000 руб. каждая). После их выдачи в эксплуатацию они были поставлены на забалансовый счет.

В бюджетном учете данные операции будут отражены следующим образом:

. стоимостью свыше 3000 руб. Данные основные средства могут быть списаны по следующим причинам:

  • физический износ;
  • недостача и порча, выявленные при инвентаризации активов и обязательств;
  • авария, стихийное бедствие, нарушение нормальных условий эксплуатации;
  • моральный износ.

При этом инструменты подлежат списанию лишь в тех случаях, когда восстановить их невозможно или экономически нецелесообразно, а также когда они не могут быть переданы в установленном порядке другим муниципальным предприятиям и (или) учреждениям либо реализованы сторонним организациям.

Стоимость музыкальных инструментов, которые выбывают по вышеперечисленным причинам, подлежит списанию с регистров бюджетного учета организации. Процесс списания включает следующие этапы:

  • определение технического состояния каждой единицы;
  • оформление акта на списание;
  • получение разрешения на списание от вышестоящей организации;
  • демонтаж, разборка, выбраковка;
  • оприходование материальных ценностей, выявленных при списании;
  • сортировка и утилизация вторичного сырья;
  • списание с балансового счета.

Целесообразность дальнейшего использования музыкальных инструментов, их пригодность к эксплуатации, возможность и эффективность их восстановления определяются специально созданной комиссией. В ее состав входят руководитель учреждения, главный бухгалтер и лица, на которые возложена материальная ответственность за сохранность объекта, намеченного к списанию. В комиссию также могут входить технические специалисты и эксперты, которые выдают квалифицированные заключения, либо учреждения культуры прибегают к услугам сторонних организаций, которые проводят диагностику музыкальных инструментов и выдают заключение по их списанию или возможности дальнейшего функционирования.

По окончании работы комиссии составляется акт на списание музыкального инструмента. Как отмечалось выше, им является акт о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств) (ф. 0306003).

Еще одним важным составляющим в процессе списания музыкального инструмента является получение разрешения от вышестоящей организации.

Приказом Минкультуры России от 31.12.2008 N 296 «О списании, продаже или изъятии объектов основных средств, закрепленных на праве оперативного управления за учреждениями, находящимися в ведении Министерства культуры Российской Федерации» (далее — Приказ N 296) установлено, что руководители учреждений, находящихся в ведении Минкультуры, могут осуществлять списание пришедших в негодность или вследствие недостачи, отнесенной за счет виновных лиц, и реализацию объектов основных средств, закрепленных на праве оперативного управления за вышеуказанными учреждениями, стоимостью до 50 000 руб. (за единицу объекта) включительно (кроме зданий, сооружений и транспортных средств) самостоятельно на основании решения о списании, принятого территориальным органом Росимущества. Списание же основных средств, стоимость которых выше 50 000 руб., производится только по согласованию с Минкультуры.

Стоит отметить, что руководители, принимая решение о списании, изъятии или продаже основных средств, несут персональную ответственность за соблюдение данных процедур (п. 3 Приказа N 296).

Для согласования списания, продажи или изъятия основных средств учреждения культуры направляют в Минкультуры письменное обращение о списании либо даче согласия на продажу или изъятие имущества с приложением необходимых документов. Их Перечень представлен в Приложении 1 к Регламенту о порядке согласования Минкультуры России списания, продажи или изъятия объектов основных средств, утвержденному Приказом N 296 (далее — Регламент).

В процессе рассмотрения таких документов органы Минкультуры выносят заключение о невозможности списания данного имущества, о нецелесообразности этого списания либо в заключении подчеркивается необходимость такого списания.

В случае получения заключения о нецелесообразности списания, продажи или изъятия основных средств документы возвращаются учреждениям с обоснованием причин возврата (п. 2.1 Регламента).

Если же Минкультуры вынесло решение о необходимости списания основного средства, им оформляется письмо-согласование за подписью заместителя министра культуры РФ, курирующего данное учреждение. Письмо-согласование, оформленное в установленном порядке, регистрируется и направляется в обратившееся учреждение.

Итак, все формальности соблюдены. Акт на списание музыкального инструмента и согласование данной процедуры с Минкультуры имеются. Осталось оформить такое списание на счетах бухгалтерского учета.

В отличие от музыкальных инструментов стоимостью до 3000 руб. на объекты, стоимость которых превышает 3000 руб., начисляется амортизация. Поэтому при списании последних списываются начисленная на них амортизация и их остаточная стоимость. При этом, если на списываемый объект амортизация начислена полностью, его остаточная стоимость равна нулю.

Внимание! Полностью начисленная амортизация не является основанием для списания музыкального инструмента с баланса учреждения культуры (п. 41 Инструкции N 148н).

Пример 4. На балансе музыкальной школы числятся:

  • гитара стоимостью 25 000 руб., приобретенная за счет бюджетных средств. Начисленная амортизация по ней составляет 23 000 руб.;
  • барабан стоимостью 15 000 руб., приобретенный за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности. Амортизация на него начислена полностью.

На основании заключения специалистов инструменты признаны непригодными для дальнейшего использования по причине физического устаревания и не подлежат ремонту. Комиссией по списанию основных средств принято решение о списании музыкальных инструментов.

В соответствии с п. 22 Инструкции N 148н данные операции отразятся следующим образом:

Налогообложение

Вправе ли учреждение культуры в рамках приносящей доход деятельности учитывать при исчислении налогооблагаемой базы по налогу на прибыль стоимость музыкальных инструментов, приобретенных полностью или частично за счет средств, полученных от данной деятельности?

Если музыкальные инструменты приобретены только за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности, и используются в рамках такой деятельности, то затраты на их приобретение могут учитываться при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль:

  • путем начисленных амортизационных отчислений в отношении музыкальных инструментов, признаваемых амортизируемым имуществом (ст. 256 НК РФ);
  • единовременно в составе материальных расходов (ст. 254 НК РФ).

В соответствии со ст. 256 НК РФ музыкальные инструменты признаются амортизируемым имуществом, если их срок полезного использования составляет более 12 месяцев, а первоначальная стоимость — более 20 000 руб. Если инструменты не удовлетворяют этим требованиям, расходы на их приобретение в целях обложения налогом на прибыль можно отнести к материальным.

При этом расходы на приобретение этих предметов признаются при определении налогооблагаемой прибыли, только если они обоснованны и подтверждены документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ либо в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены расходы (п. 1 ст. 252 НК РФ).

Если музыкальный инструмент куплен за счет нескольких источников финансирования (например, на бюджетные средства и средства, полученные от приносящей доход деятельности), то налогоплательщик не вправе учитывать расходы на его приобретение при исчислении налогооблагаемой прибыли, так как не выполняются основные условия (пп. 1 п. 4 ст. 321.1 НК РФ):

  • приобретение имущества только за счет приносящей доход деятельности;
  • использование имущества для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Источник

Оцените статью