Как учить мелодии для пианино

Лучшие ноты песен для детей для исполнения на синтезаторе

Ноты для начинающих слишком сложны, а дети их в принципе могут не понимать. На этот случай была разработана методика обучения по цифрам.

В понимании она намного проще, а изучение инструмента становится веселым развлечением. Ниже вы найдете инструкцию о том, как научиться играть на синтезаторе по цифрам с нотами.

Методика игры по цифрам

  1. Клавиши фортепиано разбивается по октавам – 7 белых.
  2. В каждой октаве счет начинается 1 и заканчиваются 7. Черные маркируются дробями, ведь они издают промежуточные звуки.
  3. Для удобства октавы также красят в особые цвета. Так каждая нота будет иметь собственный номер и сектор.
  4. Чтобы обучение происходило быстрее, каждой руке отделяется конкретное число октав. В записи ноты по цифрам имеют дополнительный артикул П (правая рука) или Л (левая).

Запись ведется стандартным образом: слева-направо. А вот интервалы цифровые мелодии для синтезатора не отражают. Поэтому перед игрой песню желательно многократно прослушать.

Песенки для тренировок

Теоретическая часть закончилась и теперь можно сыграть песни на синтезаторе для начинающих. Ниже приведен список простеньких мелодий, которые хорошо подойдут для обучения.

Ну вот пришла лягушка

С этой песни по цифрам на синтезаторе начинают все дети. Куплет играется всего на 4 клавишах первой октавы. Мелодия простая, но зато она учит чувству ритма и помогает научиться быстро перемещать пальцами.

Трудности у детей начинаются во время припева, когда подключаются полутона (черные клавиши), но короткая тренировка быстро это исправит.

Мелодия из Гравити фолз

Конечно, кроме классики по нотам-цифрами для синтезатора можно играть и современные песни. Например, вступительная мелодия из мультика «Gravity Falls».

Здесь подключены аккорды, записанные в столбик. Они как-бы соединяются в один звук, поэтому их зажимают быстро и последовательно.

Играется мелодия аж на 4 октавах: малой, первой, второй и контроктаве, поэтому на тренировку понадобится больше времени. К тому же, здесь нужно быстро нажимать по клавишам.

С Днем Рождения Тебя (Happy Birthday To You)

Красивая и простая песенка, которой можно поздравить с Днем Рождения друзей или родственников. Не сложнее кузнечика, но здесь уже включены сразу 2 октавы: первая и вторая.

Для тренировки она хороша тем, что здесь не обязательно соблюдать четкие интервалы между звуками. Даже с большими промежутками, мелодия прекрасно складывается в узнаваемое поздравление.

В лесу родилась ёлочка

Традиционная новогодняя песенка, которую можно исполнить на утреннике. В усвоении она чуть сложнее «Кузнечика», зато — циклична. Последующие куплеты играются точно также, как и первый.

Используется 2 октавы: первая и малая. Она научит малыша быстро играть двумя руками.

Песня из мультфильма «Фиксики»

Красивая детская песня из «Фиксиков» легко играется на синтезаторе. Хоть она и кажется сложной, используется всего 3 октавы: первая, вторая и малая.

Единственная сложность, которая может возникнуть у ребенка – короткие интервалы. Но через пару дней тренировок он сможет ее играть с закрытыми глазами.

Облака, белогривые лошадки

Песенка из старого советского мультика «Трям-здравствуйте» до сих пор преподается в большинстве музыкальных школ. Она простенькая, но для развития способностей подходит отлично. Хоть мелодия и простая, одна партия включает от 10 нот. Ребенок научится дольше играть без перерывов. А вот гармония легкая: всего 3 октавы.

Улыбка (из мультфильма Крошка Енот)

Еще одна советская классика, которая подойдет для «продвинутых» пианистов. Песенка богатая на ноты и партии быстро сменяют друг друга. К тому же она длинная, что хорошо развивают сенсорную и механическую память.

А вот октав всего 2: первая и вторая. С ее изучением не возникнет проблем, если ребенок осилил «Облака, белогривые лошадки».

Пусть всегда будет солнце!

Настоящий гимн человеческому счастью, который часто поют на утренниках и детских праздниках. Песенка была написана так, чтобы ее смело могли играть дети, хоть нот здесь и много.

Играется на первой, второй и третьей октаве. Хоть она и кажется сложной, здесь куплет и припев повторяются несколько раз, поэтому достаточно выучить небольшой отрывок.

«Маленькая страна» (Николаев)

Милая песенка за авторством Игоря Николаева. Почти вся мелодия играется на контроктаве с небольшим включением третьей.

Так как интервалы между нотами короткие, придется быстро перемещать пальцы по клавишам. А учитывая, что контроктава предназначена для левой руки – это хорошая тренировка.

«Спят усталые игрушки» колыбельная из передачи «Спокойной ночи, малыши!»

Под эту песню засыпали миллионы детей в СССР. Она медленная, размеренная и очень простая в усвоении. Целиком играется на контроктаве.

Приступать к ней можно сразу после кузнечика, так как уловить темп сможет даже дошкольник.

Ноты для синтезатора по цифрам представлены ниже.

«Пусть бегут неуклюже» из мультфильма про Крокодила Гену и Чебурашку

Одна из самых грустных и красивых советских мелодий. Композитором Шаинским были задуманы красивые переходы на полутонах из третьей октавы, когда основная часть играется на контроктаве.

Музыка прекрасно развивает чувство ритма и музыкальный слух. Проблемы у ребенка могут возникнуть с интервалами, поэтому прослушивание оригинальной мелодии строго рекомендуется!

«Прекрасное далеко» ноты песни из фильма «Гостья из будущего»

Очень простая в усвоении песенка, практически полностью играющаяся на контроктаве. Дети с ее помощью могут развить хорошее чувство ритма, так как в припев построен на повторяющихся нотах.

«Лесной олень» ноты для синтезатора, фортепиано цифрами

И напоследок, настоящая классика советской эстрады – «Лесной олень» Крылатова. Мелодия с резкими, неравномерными интервалами и плавными переходами из третьей октавы.

Полезное видео по теме:

Источник

Как лучше запоминать нотный текст для фортепиано?

Нотный текст для фортепиано изначально достаточно сложен даже в гомофонно-гармонической фактуре, не говоря уже о полифонии. Именно поэтому процесс его запоминания часто вызывает проблемы у учащихся практически всех звеньев музыкально-образовательной системы. К сожалению, часто ученики ДМШ решают этот вопрос самым примитивным образом: «елозят» произведение от начала до конца, пока оно само по себе не «въедет» в пальцы.

И действительно, путь этот представляется поначалу наиболее эффективным. Действительно, в младших классах порой для способного ребёнка достаточно 1-2 раза сыграть коротенькое произведение – и оно уже само каким-то чудесным образом запомнилось наизусть.

И это замечательно, потому что после этого уже можно не смотреть в ноты и не задумываться о том, что означают эти противные закорючки, не выискивать их соответствие на клавиатуре.

Некоторые «хитрецы» специально просят педагога ещё и ещё раз сыграть новое произведение, чтобы запомнить его «с рук», не прочитывая нотный текст! И эта болезнь у малышей – самая серьёзная, поскольку делает их в дальнейшем как пианистов нежизнеспособными. Можно сыграть с рук «Ладушки», но не Рапсодию Листа!

Тексты с каждым годом усложняются, их уже невозможно запомнить не только при помощи копирования движений, но даже способом механического запоминания – слишком долго приходится ждать, пока руки сами всё запомнят. А ведь кроме текста есть ещё много других задач, на решение которых просто не остаётся времени!

В последние годы дело дошло уже до того, что к нам в училище приходят дети, плохо читающие ноты! Они и здесь пытаются всё делать старым дедовским методом.

Разве нет рациональных методик запоминания текста? Есть, но одновременно есть очень интересная проблема, с которой я постоянно сталкиваюсь: подростки не хотят осваивать новое, им это кажется сложнее, чем мучиться с непослушной фактурой, которая упорно не лезет в голову! Парадокс, но – факт.

Где же выход? Помимо работы с этой боязнью новизны у студентов училища, думаю, неплохо было бы изначально прививать детям эти самые грамотные методы работы с текстом, тогда и переделывать ничего не придётся.

Во-первых, процесс выучивания нот – занятие неинтересное, не творческое, а достаточно нудное. Именно поэтому этот процесс надо как можно сильнее сократить во времени (чтобы ребёнку не наскучило). Все неприятные моменты обучения лучше «пробегать» быстрее, но этот – в особенности, в виду его особой тошнотворности.

Можно придумать массу игр для этой цели, можно заставить, можно подключить родителей – что угодно, но выучить как можно раньше и как можно быстрее.

Во-вторых, непременно читать ноты (чем больше – тем лучше) на протяжении всего периода обучения. Сделать читку с листа обязательным ежедневным занятием. Это чрезвычайно важно! Кстати, это уже работа интересная и творческая, здесь можно узнавать много новой музыкальной литературы, знакомиться с ней, расширять свой кругозор и репертуар. Лучше всего делать это в 4 руки.

В-третьих (уже о самих способах запоминания), процесс разбора и запоминания текста относится к черновой работе. А черновая работа должна занимать в идеале не более 10% времени, отведённого на освоение произведения.

То есть, в наших условиях, не 2 месяца, а всего неделю! Ну ладно, с этим они не справятся, но хотя бы 2-3 недели, никак не больше. Чтоб основное время посвятить творческой работе, а не такой, которая вызывает тошноту.

Вспомним, что в запоминании текста участвуют (должны участвовать) пять (!) видов памяти. Но при этом есть один секрет: Если в первую очередь текст запомнила наша двигательная память – всё! Все остальные виды памяти будут отдыхать мёртво. Заставить их работать уже практически невозможно. Действительно, зачем, если руки уже и так играют! Наш организм всегда естественно противится работе, а лишней работе – в особенности.

Поэтому: самое правильное (то, что я многократно проверила и своей личной практикой, и практикой своих хороших учеников) – не делать разбор текста вообще. У нас нет такой формы работы. Либо читка с листа (ознакомление), либо запоминание текста наизусть.

Когда мы пытаемся запомнить наизусть совершенно новый текст, где в пальцах ещё не успели образоваться двигательные стереотипы, то у нашего ленивого мозга просто нет другого способа решить эту задачу, кроме как подключить все остальные виды памяти: логическую, слуховую, зрительную и тактильную. Это же элементарно: уловка, которая сама собой напрашивается!

В результате процесс запоминания многократно ускоряется, и, главное, текст держится в голове намного прочнее и дольше, при этом времени на всё это уходит в разы меньше.

Кроме того, при таком способе запоминания уже не получится учить большими кусками. Приходится дробить фактуру на очень маленькие эпизоды, зачастую не больше такта, а иногда и гораздо меньше, что также положительно влияет на результат.

Я знаю, что такой способ заучивания текста (наизусть, минуя разбор) вызывает неоднозначную реакцию у моих коллег. Некоторые даже иронизируют по этому поводу. Я же, ничего не доказывая и не навязывая, советую просто попробовать. Практика – всегда самый лучший арбитр.

Источник

Ноты цифрами на пианино. Как играть?

Вы с легкостью сможете сыграть большое количество произведений, даже не зная нотной грамоты. Все, что вам нужно – это распечатать разноцветные наклейки с изображением нот и наклеить на нужные клавиши согласно схеме.

Запомните! Между нотами СИ и ДО, МИ и ФА нет черной клавиши. Поэтому при расклейке клавиш помните об этом, а также смотрите на нашу схему:

Скачайте и распечатайте наклейки на клавиши

Поскольку клавиши «настоящего пианино» по размеру отличаются от детского игрушечного пианино, то мы предлагаем Вам несколько вариантов наклеек (основные ноты — 2 см в ширину, черные клавиши 1,5 см, основные и черные клавиши — 1 см):

Распечатать их можно в любом фотосалоне. Цветная печать на страницах А4.

Как нужно играть?

Выберите интересную песню в разделе «Музыкального развития» и распечатайте схему игры. Для удобства вам предлагаются несколько схем.

Пример схемы с цифрами, где изображены клавиши пианино и используемые ноты

Пример подробной схемы с пошаговым нажатием клавиш

Для того чтобы мелодия в вашем исполнении максимально была приближена к оригиналу необходимо соблюдать все паузы, ритм и темп. Для этого прослушайте аудио файл в статье.

У каждой песни есть видео инструкция. Она поможет понять, как нужно играть …

Если песни, которую вы хотели бы сыграть нет в нашем каталоге, то напишите нам письмо и, возможно, мы добавим разбор песни в самое ближайшее время.

Источник

Читайте также:  Виктор власов шаги ноты
Оцените статью