Как учить ноты для баяна

Основы игры на баяне — П. Говорушко

Ноты, пособия, самоучители для баяна, аккордеона

ЧТЕНИЕ С ЛИСТА

В формировании музыканта-исполнителя, да и в развитии исполнительства вообще, овладение навыком чтения нот с листа имеет огромнейшее значение.
Умение свободно читать ноты неоценимо как в практической деятельности (особенно для аккомпаниаторов и оркестрантов), так и в учебной работе, где оно, собственно, определяет темп развития учащегося. Ведь общеизвестно, что хорошо читающий ноты ученик успевает знакомиться с большим количеством произведений, постоянно расширяет свой музыкальный кругозор. И, наоборот, читающий слабо —проходит мало, разучивает произведения медленно, с трудом.
Здесь следует оговориться, что чтение нот с листа вряд ли доступно в равной мере всем учащимся или исполнителям. Успешное овладение этим навыком обуславливается, кроме всего прочего, некоторыми специфическими особенностями музыкальной одаренности исполнителя. Одной из таких особенностей является гармонический слух.

Основываясь на логике гармонического развития, такой слух позволяет как бы предчувствовать появление той или иной гармонии. Сам процесс чтения при этом не будет требовать особого напряжения. При слаборазвитом гармоническом слухе чтение будет более напряженным, а потому замедленным и менее точным. Для преодоления этих трудностей требуется не только более интенсивная тренировка, но и специальная работа над развитием гармонического слуха.
Для успешного развития навыка чтения нот с листа на баяне следует учитывать и некоторые специфические особенности инструмента. Надо сказать, что устройство баяна делает чтение с листа на этом инструменте весьма трудным делом. По объему собственно чтения (две строки, два ключа, большой диапазон, разнообразие фактур и т. п.) баян лишь незначительно уступает фортепиано, по объему же исполнительских действий значительно превосходит его. Ведь баян имеет не одну клавиатуру, как фортепиано, а две. Кроме того, расположение этих клавиатур исключает возможность зрительного контроля за исполнением. Затрудняет чтение с листа и способ звукоизвлечения, требующий хорошей координации в работе левой руки, сочетающей исполнение текста с воспроизведением звука (разжим, сжим меха).

Читайте также:  Какие бои есть для гитары

Все это особенно сказывается при исполнении больших скачкоз. Отсутствие зрительного контроля при разучивании произведений восполняется обычно путем дополнительной тренировки, при чтении же с листа такая возможность отсутствует. Исполнение скачка в таком случае может быть точным лишь тогда, когда наличествует острое слуховое ощущение цели, тона, завершающего скачок. Без такого ощущения и при тренаже достигнуть удовлетворительного результата очень трудно.
Из сказанного видно, что чтение с листа на баяне требует не только сосредоточенного внимания, но и особенно активного слухового напряжения.
Большим подспорьем в чтении с листа является правильная организация собственно чтения. Здесь имеются свои закономерности, знание которых позволяет значительно облегчить и ускорить этот процесс. В чем же они заключаются?

Весь звукоряд правой клавиатуры в диапазоне от Н до с4 можно рассматривать как два аккорда из неустойчивых (си —ре — фа— ля) и устойчивых (до— ми— соль) звуков Де мажора.
Первый аккорд (си- ре— фа— ля) в малой и второй октавах пишется на линейках, а в первой и третьей — между линейками. Второй аккорд (до — ми — соль), наоборот, в малой и второй октавах пишется между линейками, а в первой и третьей — на линейках. Хорошо осознав эту закономерность, можно добиться более беглого чтения в высоком и низком регистрах. Надо добавить, что диапазон правой клавиатуры баяна в скрипичном ключе исчерпывается написанием пяти добавочных линеек как снизу, так и сверху нотного стана. Причем на обеих пятых линейках расположены крайние ноты си (на пятой снизу — Н, на пятой сверху — Л3).
Зная все это и увидев ноты, расположенные на нижних добавочных линейках (начиная со второй), читающий уже будет исключать до, ми и соль как пишущиеся в этой октаве между линейками1 и думать о вероятных си, ре, фа, ля. Вверху же (в третьей октаве) он будет исключать эти звуки, так как на линейках здесь пишутся лишь до, ми и соль.

Читайте также:  Лакоста женские ноты аромата

После твердого усвоения записи звуков и повторения расположения их на правой клавиатуре можно приступить к исполнению с листа одноголосных пьес с гаммообразным, по-ступенным (а затем арпеджированным) движением мелодии, постепенно охватывая все больший диапазон.
Поскольку появление альтерации, изменяя высоту звука, не изменяет его написания на нотном стане, торопиться с переходом к новым тональностям не следует до тех пор, пока не выработается навык абсолютно свободного чтения диатонических звуков в До мажоре и ля миноре. Вводить хроматизм следует в том регистре, который уже хорошо изучен. Отсутствие должной системы в выборе репертуара для чтения с листа (в практике, к сожалению, чаще всего так и бывает) может принести не пользу, а вред, развивая небрежность в выборе аппликатуры, в исполнении вообще. А на раннем этапе обязательное соблюдение аппликатурной дисциплины гаммообразного принципа и владение основными приемами игры (легато, стаккато) является особенно важным.
Чтению с листа помогает знание некоторых особенностей записи нот, группировки и т. п. Так, направление движения мелодии (ее повышение, понижение) отражается соответствующим написанием вязки, объединяющей какую-либо группу нот.
Очень большое значение для чтения имеют особенности записи двойных нот и аккордов.
Двойные ноты. Наиболее характерно для баяна параллельное движение двойными терциями и секстами. Следует указать учащемуся на особенности их записи: в терциях оба звука записываются или на линейках, или между ними; в секстах — если нижний звук на линейке, то верхний (через определенное расстояние) — между линейками, и наоборот:

Так же, как сексты, пишутся кварты и октавы, но расстояние между звуками различное (в кварте — меньшее, в октаве — большее).
В квинтах и септимах, как в терциях, оба звука —или на, или между линейками. Определить, какой из названных интервалов встретился, легко, если помнить, что состоят они соответственно из двух и трех терций (т. е. с одним или двумя, пропущенными, через терцию, тонами):

Такой порядок сохраняется и на добавочных линейках. Поэтому при чтении двойных нот, записанных на верхних добавочных, определяется по названию нижняя нота, верхняя же может определяться по интервалу. Например:

Такое написание характерно для септимы. Определяем: от ля септима вверх будет соль.
В двойных нотах, находящихся под нотным станом, называется верхняя нота, а нижняя определяется по интервалу.
Аккорды. Характерное написание трезвучия и его обращений выглядит так:

Как видим, оно основано на сочетании, терций и кварт. Работая, следует добиться того, чтобы пальцы почти механически находили клавиши, соответствующие тому или иному аккорду (см. рис. 9 на стр. 37).
Для этого нужно обстоятельно пройти трезвучия отдельно в мажоре и миноре. Так же проходятся секстаккорды и квартсекстаккорды.
Чтение и исполнение четырехзвучных аккордов имеет свои особенности. Прежде всего следует отличать написание удвоенных звуков трезвучий и их обращений от септаккордов с обращениями. Для первых характерны интервалы терций и кварт, для вторых — терций и секунд:

Известную трудность представляет чтение и исполнение обращений септаккордов. Здесь ориентиром должна служить секунда (вверху — квинтсекстаккорд, в середине — терцкварт-аккорд, внизу — секундаккорд).

Очень часто доминантсептаккорд и его обращения применяются с пропущенной квинтой. Их написание:

Септаккорды и их обращения воспроизводятся на баяне несколькими типовыми положениями пальцев, которые следует усвоить на специально подобранных упражнениях. Для наглядности можно составить схему таких основных типовых положений подобно приведенной для трезвучий.
Таков основной круг навыков, приобретению которых необходимо подчинить первый этап занятий чтением с листа. Дальнейшая работа будет направлена на изучение тональностей с все большим количеством знаков, пьес все более и более трудных, быстрых и т. п.
По мере появления сколько-нибудь значительных навыков игры с листа правой рукой необходимо начать игру и левой.

Прежде чем начинать, игру с листа двумя руками, учащийся должен получить хотя бы самые необходимые навыки игры правой и левой руками отдельно. К таким навыкам относится прежде всего свободное чтение типичного аккомпанемента — трезвучий, секстаккордов и т. п. Однако прежде чем приступить к этому, следует добиться прочного усвоения левой клавиатуры.
Особое внимание нужно уделить изучению записи звуков низкого и высокого регистров в басовом ключе. Как правило, учащиеся слабо знают ноты, записанные под нотоносцем и выше него. Чтобы хорошо их усвоить, полезно поиграть специально подобранные примеры из полифонических пьес.
При чтении аккомпанемента учащиеся обычно идут по линии наименьшего сопротивления: не задумываясь над строением аккорда, они читают лишь его обозначения (Б, М, 7) и определяющий бас. В начальном периоде обучения, когда ученик слабо подготовлен теоретически, это не только допустимо, но и единственно возможно. По мере же накопления достаточных теоретических знаний от такого метода нужно отказаться и перейти к осмысленному чтению аккордов. При чтении последовательности бас — аккорд исполнитель, пользуясь обозначениями, мысленно проделывает три операции, выясняет: а) какой бас, б) какой аккорд (Б, М, 7) и в) от какого баса этот аккорд.
Не проще ли, взглянув на аккорд, сразу определить и его название и его принадлежность? Думаем, что да. Это значительно упрощается тем, что для всех аккордов существует весьма ограниченное количество видов записи, а именно:
а) трезвучия в основном виде записываются от соль, ля и си;
б) в виде квартсекстаккорда — от до и ре;
в) в виде секстаккорда — от ми и фа.
Твердо усвоив, что основной тон в трезвучии — внизу, в квартсекстаккорде — в середине, а в секстаккорде —вверху, можно научиться без труда определять принадлежность аккорда (от какого баса он берется).

Так же обстоит дело и с доминантсептаккордом:
а) в основном виде (с пропущенной квинтой) он пишется
от соль;
б) в виде секундаккорда — от ля, си, до и ре;
в) в виде квинтсекстаккорда — от м и фа;

По расположению основного тона (основной вид — внизу, секундаккорд — в середине, квинтсекстаккорд— вверху) так же просто определить, от какой ноты строится данный аккорд, и обойтись без дополнительного обозначения.
В процессе тренировки вырабатывается зрительное восприятие записи того или иного аккорда, и необходимость в отыскивании основного тона сама по себе отпадает, что еще упрощает чтение.
Из сказанного следует, что для определения аккордов левой клавиатуры достаточно применения лишь буквенно-цифровых обозначений (Б, М, 7). Для подвинутых исполнителей вообще вряд ли целесообразно дополнительное обозначение аккордов (определяющего баса).
Одной из основных задач чтения нот с листа двумя руками в первоначальном периоде должна являться работа над развитием навыка исполнения типичных ритмических сочетаний, то есть работа над развитием координации. Здесь организация работы должна быть примерно такой:
1. Четные метрические категории:
а) соседние: целые — половинные, половинные — четверти, четверти — восьмые, восьмые — шестнадцатые попеременно в правой и левой руке;
б) не соседние: целые — четверти (восьмые, шестнадцатые), половинные — восьмые (шестнадцатые), четверти —
шестнадцатые, также попеременно то в правой, то в левой руке.

2. Нечетные метрические категории:

В заключение следует сказать, что игра с листа (одной или двумя руками) должна быть всегда осмысленной, работа над исполнением штрихов, динамических и агогических оттенков при чтении должна быть последовательной, систематической, а не стихийной, эпизодической. Только в таком случае чтение с листа будет плодотворно влиять на общее продвижение учащегося.

Источник

Баян – пошаговое обучение

20 шагов к успеху

— здесь немного из истории создания инструмента

— немного самой необходимой теоретической информации

— каждый шаг для удобства разделён на два урока, единство теории и практики.

— изложены подробно все 20 Шагов .

— время изучения в среднем от трёх лет.

— приведена для удобства нотная тетрадь, где записаны все произведения рассматриваемые в данном пособии

Посмотреть страницы книги

СОДЕРЖАНИЕ:

1. Немного о себе

4. Методические пояснения:

1) Правая клавиатура баяна

2) Левая клавиатура баяна

3) Посадка баяниста

4) Дыхание во время игры

8) О ведении меха

9) Развитие чувства ритма

10) О работе над техникой исполнения

11) Работа над музыкальным произведением

12) Чтение нот с листа

14) Наиболее употребительные

15) Условные обозначения

5. БАЯН — ПОШАГОВОЕ ОБУЧЕНИЕ

20 шагов к успеху

Описание инструмента

1 Урок: Освоение инструмента

Посадка. Подгонка ремней. Ведение меха.

2 Урок: Нотная грамота

Звуки. Музыкальный звукоряд. Высокие низкие звуки. Нотоносец. Октавы.

Название октав. Добавочные линейки. Ключ «соль».

1 Урок: Освоение инструмента

Нумерация рядов правой клавиатуры. Расположение белых кнопок по рядам. Аппликатура. Игра до – мажора на разжим и сжим. Правильная аппликатура

2 Урок: Нотная грамота

Музыкальная запись. Запись длительностей. Соотношение

длительностей. Счёт. Размер.

1 Урок: Освоение инструмента

Счёт при разборе музыкального произведения. Упражнения на счёт.

«Маленькая полька» Д. Кабалевский.

2 Урок: Нотная грамота

Звукоряд и гамма. Октавы. Восходящее и нисходящее движение.

1Урок: Освоение инструмента

Гамма до – мажор вверх и вниз. Смена меха. Новые упражнения.

«Василёк» правой рукой. «Лошадка» правой рукой. «Пойдуль я, выду ль я». «Во саду ли, в огороде».

2 Урок: Нотная грамота

Восьмые длительности. Группировка. Счёт восьмыми. Слог «И» для удобства.

1 Урок: Освоение инструмента Гаммы, игра четвертями и восьмыми. «Частушечный напев».«Перепёлочка»

2 Урок: Нотная грамота

Лига между нотами одинаковой высоты. Нота с точкой.

Паузы и их обозначение.

1 Урок: Освоение инструмента

Практическое задание на три четверти. Задание на залигованные ноты. До – мажор в две октавы. «Во поле берёза стояла». «Серенький козлик».

2 Урок: Нотная грамота

Ключ «Фа». Расположение на нотоносце. Понятие аккорд.

Запись нот первой октавы в басовом ключе. Арпеджио.

1 Урок: Освоение инструмента

Ряды левой клавиатуры, их название. Белые и чёрные кнопки. Порядок расположения от «Фа» до «Си» по основному ряду. Строение косого ряда. «Во поле берёза стояла».

2 Урок: Нотная грамота

Дополнительные обозначения для записи аккордов в партии левой руки. Нота в скобках. Мажор. Минор. Септаккорд. Как искать.

1 Урок: Освоение инструмента.

Арпеджио для правой руки. До – мажор для левой руки. Схема.

Аппликатура мажорной гаммы.

2 Урок: Нотная грамота

Белые и чёрные кнопки на правой клавиатуре. Разная высота звучания. Знаки альтерации.

1 Урок: Освоение инструмента

Название белых и чёрных кнопок (продолжение). Белые и чёрные кнопки в левой клавиатуре. Расположение на основном и вспомогательном ряде. Хроматический звукоряд. Реприза.

«Там за речкой». «Как под яблонькой».

2 Урок: Нотная грамота

Запись нот для баяна. Сила звука. Крещендо. Диминуэндо.

1 Урок: Освоение инструмента

Соединяем партию правой и левой руки. Используем полученные знания.

Отрабатываем ранее выученные упражнения.

2 Урок: Нотная грамота

Действия диезов. Бемоли. Бекар. Ключевые знаки.

1 Урок: Освоение инструмента

Разбор правой рукой «Аделаида» Т. Прати. Учим аккорды к этой пьесе. Самостоятельный разбор «В траве сидел кузнечик».

До – мажор двумя руками. Музыкальные термины «Конец» и «Повторить сначала до слова конец».

2 Урок: Нотная грамота

Строение мажорной гаммы. Игра гаммы от разных звуков. Порядок тонов и полутонов.

1 Урок: Освоение инструмента

Правила смены меха. Движение меха.

Гамма «Соль» мажор в левой руке.

Соединяем правую и левую руку в соль мажоре.

«Полька»-левая рука. «Маленький вальс» В. Лушников.

2 Урок: Нотная грамота

Акцент. Сфорцандо. Исполнение. Обозначение.

1 Урок: Освоение инструмента

Гамма «Фа»-мажор правой рукой. Соединяем двумя руками. Разучиваем партию правой руки «Перепёлочка». Затем партию левой руки. «Украинская полька» двумя руками.

2 Урок: Нотная грамота

Фермата. Обозначение. Как исполнять.

1 Урок: Освоение инструмента

Арпеджио. Повтор гаммы фа мажор двумя руками. Играем

хроматическую гамму по трём рядам. Двумя руками «Перепёлочка» Музыкальные фразы. Т. Хренников «Колыбельная – правой рукой разбор. Чтение с листа «Не летай соловей».

2 Урок: Нотная грамота

Паузы на целый такт. Реприза. Вольты. Сеньо.

1 Урок: Освоение инструмента.

Упражнения. Арпеджио. Партия левой руки Т. Хренников «Колыбельная». Чтение нот с листа. Самостоятельный разбор «Полька» Аз. Иванов. «Холсточек» — самостоятельный разбор.

2 Урок: Нотная грамота

Минор. Минорный лад. Построение минорных гамм по таблице.

1 Урок: Освоение инструмента

Особое расположение кнопок на правой и левой клавиатурах. Первая позиция. До – мажор. Ля – мажор. Вторая позиция Соль – мажор. Си бемоль — мажор. Третья позиция. Продолжаем работу над «Колыбельной» Т. Хренников. Самостоятельный разбор: «Верховина», «Яблочко».

2 Урок: Нотная грамота

Шестнадцатые. Группировка шестнадцатых. Восьмая с точкой плюс шестнадцатая. Добавочный слог «та» для удобства высчитывания длительностей.

1 Урок: Освоение инструмента

Продолжаем изучать аппликатуру до, соль, фа мажора. Изучаем

аккорды в до мажоре. Ля миноре. Соль мажоре и ми миноре. Фа мажоре и ре миноре. Учимся высчитывать восьмую с точкой и шестнадцатую. Разбор произведений «Матушка Мишель», «Варяг». Учим «Крыжачок» используя уже выставленную аппликатуру.

2 Урок: Нотная грамота

Порядок появления диезов, бемолей. Ключевые знаки.

1 Урок: Освоение инструмента.

Отрабатываем последовательность аккордов в соль мажоре и ми

миноре. Используем новый размер три четверти. Используя готовую аппликатуру, выучим украинскую песню «Сусидко».

Используя выставленную аппликатуру, выучим русскую народную песню «Вдоль по улице метелица метёт».

«По ягоды» Обр. П. Лондонова.

2 Урок: Нотная грамота.

Триоль. Различные длительности. Запись. Форшлаги. Трель обозначение. Как исполняется.

1 Урок: Освоение инструмента

Игра гамм триолями. Ломаные арпеджио. Аккордовые

последовательности в трёхдольном движении.

Применяем знания о форшлагах на практике – «Молдовеняска».

Закрепляем знания о триоли – разбор пьесы «Краковяк». «Есть на Волге утёс». «Яблоня, яблоня». «Живёт моя отрада».

2 Урок: Нотная грамота

Второй голос. Отличие от двойных нот. Самостоятельный разбор

«Яблоня, яблоня». «Живёт моя отрада».

1 Урок: Освоение инструмента

Самостоятельная работа над аппликатурой. Различные способы

исполнения гаммы. Отработка штрихов. Продолжаем работать над ломаными арпеджио. Двухголосие – продолжение: «Дивлюсь я на небо» «Пчёлочка златая». «Перепёлочка» белорусская народная песня. Обращаем внимание на аппликатуру. переход к более сложному произведению «Барыня» русский народный танец.

2 Урок: Нотная грамота

Знак «8». Расположение над и под нотами. Написание. Исполнение.

6. НОТНАЯ ТЕТРАДЬ НАЧИНАЮЩЕГО БАЯНИСТА

1. Упражнение «на два»

2. Упражнение « на три»

3. «Лошадка»

4. Ах! Вы сени, мои сени

Русская народная песня

5. Во кузнице

Русская народная песня

6. Я на горку шла

Русская народная песня

7. Частушка

8. Во поле берёза стояла

Русская народная песня

9. Маленькой ёлочке холодно зимой

Слова З. Александровой Муз. М. Красев.

10. В лесу родилась ёлочка

Слова Р. Кудашева, муз. Л. Бекман.

11. Два весёлых гуся Русская народная песня

12. Баю – бай

13. Белорусская колыбельная

14. В траве сидел кузнечик

Из мультфильма «Приключения Незнайки»

Муз. В. Шаинского, Слова: Н. Носова

15. В мире сказок (Детская юита) А. Латышев.

№1 Марш Бармалея

№2 Вальс Мальвины

№3 Емеля на печи

№4 Страшная история

16. Полька

17. Аделаида

18. Как под горкой

Русская народная песня

19. Василёк

Русская народная песня

20. Птичка

21. Не летай соловей

Русская народная песня

22. Там за речкой

Русская народная песня

23. Маленький вальс

Музыка В. Лушников

24. Речная песенка

25. Серенький козлик

Русская народная песня

26. Среди долины ровные

Русская народная песня

27. Перепёлочка

Белорусская народная песня

28. Украинская полька

29. У каждого свой музыкальный инструмент

Эстонская народная песня

30. Холсточек

Русская народная песня

31. Танец Снегурочки

32. Я на горку шла

Обработка В. Бухвостова.

33. Колыбельная

34. По ягоды

Чешская народная песня обр. П. Лондонова

35. Яблочко

36. Варяг

Русская народная песня

37. Ой, ходила дивчина

Украинская народная песня

38. Крыжачок

Белорусский народный танец

39. Как на тоненький ледок

Русская народная песня

40. Ой, полна, полна коробушка

Русская народная песня

41. Балет.

42. Голубой вагон

Песенка крокодила Гены из мультфильма

«Старуха Шапокляк» В. Шаинский, Э. Успенский.

43. Весна

Из кинофильма «Весна на Заречной улице»

Слова Н. Рыбников Музыка Б. Мокроусова

44. Настоящий друг

Из мультфильма «Тимка и Димка»

В. Шаинский М. Пляцковский

45. Лявониха

Белорусский народный танец

Обработка П. Артюхова.

46. Как под яблонькой

Русская народная песня

47. Верховина

Закарпатский народный танец

48. Вдоль по улице метелица метёт

Русская народная песня

49. Ехал казак за Дунай

Украинская народная песня

Обработка Аз. Иванова

50. Утушка луговая

Русская народная песня

51. Спят усталые игрушки

Из телевизионной программы «Спокойной ночи малыши»

Слова З. Петровой муз. А. Островский.

52. Цыганочка

53. Матушка Мишель

54. Яблоня, яблоня

Русская народная песня

55. Сусидка

Украинская народная песня

56. Молдовеняска

Молдавский народный танец

57. Краковяк

58. Есть на Волге утёс

Русская народная песня

59. Живёт моя отрада

Русская народная песня

60. Дивлюсь я на небо

Украинская народная песня

61. Пчёлочка златая

62. Перепёлочка

63. Барыня

Русский народный танец

Этюды (технический комплекс)

64. Этюд № 1

65. Этюд № 2

66. Этюд № 3

67. Этюд № 4

68. Этюд № 5

69. Этюд № 6 К. Черни

Набор нотного текста:

Юрий Мацейко

Скоро выходит:

Тетрадь «Звучащая нотная тетрадь» Здесь каждое произведение можно будет послушать и

своевременно сделать работу над ошибками, а также

эта тетрадь будет полезна для тех, кто не хочет пока

изучать нотную грамоту. В данном случае просто

прослушать пьесу и тут же подобрать! Данная

тетрадь позволит соискателям понять, на сколько развит их слух, и в каком направлении нужно продолжить обучение.

Все пьесы в видео формате, бегущий флажок показывает в реальном времени, какие ноты исполняются. Это очень удобно! Удачи! Присылайте Ваши

Источник

Оцените статью