Как учить сложное произведение для фортепиано

Как эффективно выучить ноты нового произведения?

Меня часто спрашивают, как быстро выучить музыку, как научиться легко запоминать музыкальный текст, как не делать при этом ошибок и в короткий срок запомнить ноты наизусть. Чтобы быстро выучить музыкальное произведение, необходимо использовать самые эффективные способы запоминания, которыми я поделюсь с вами в этой статье.

1.Знакомство с музыкой на слух: ищем сходства и отличия.

Освоение нового сочинения многие начинают сразу с игры. Музыка этого не любит и будет вам препятствовать большим количеством ошибок. Почему? Представьте, что вы заводите знакомство с новым человеком. Еще не успев толком узнать, что он за личность, вы начинаете «лезть ему в душу». Вполне естественно, что безнаказанным такое поведение не останется, и, скорее всего, отношения будут испорчены с самого начала. Чтобы такого не происходило, необходимо как следует познакомиться с новой музыкой.

Как и нового человека, ее необходимо сперва внимательно выслушать и понять. Прослушивание произведения в хорошем исполнении (а еще лучше, в разных интерпретациях) даст вам возможность лучше проникнуть в его образный мир, запомнить музыкальные особенности, сравнить варианты исполнения. В это время работает ваша слуховая память, и она будет страховать вас от лишних ошибок во время разбора по нотам.

Кстати, о нотах. Во время прослушивания возьмите ноты сочинения и карандашом разметьте его основные разделы. Далее можно поиграть в игру «найди все сходства и отличия». Ваша задача — найти в тексте все повторяющиеся или схожие музыкальные фрагменты, отметив их одним способом, а другим — выделите отличающиеся места. Вы будете удивлены тому, насколько эта нехитрая игра сэкономит ваше время и облегчит работу памяти при разучивании музыки за инструментом.

Читайте также:  Горцы от ума пианино

2.Музыка как торт.

Игра на фортепиано — многозадачный процесс. Нужно одновременно следить за соблюдением ритмического рисунка, правильностью нот, аппликатурой, фразировкой и т.д. Очевидно, что «с ходу» справиться со всеми задачами невозможно. Поэтому на этапе разбора имеет смысл решать каждую из этих задач по отдельности.

Я люблю сравнивать этот процесс с поеданием большого слоеного торта. Если вы попробуете заглотить его целиком, у вас это вряд ли получится, и вы получите вместо удовольствия вывихнутую челюсть и несварение желудка. Куда эффективнее разделить торт на маленькие кусочки, слои, и, поглощая их постепенно, в итоге осилить весь торт. Аналогичным образом мы «скармливаем» нашей памяти новую музыку.

3.Ритмический «слой».

Еще на этапе прослушивания сочинения с нотами в руках мы разделили его на несколько разделов. Каждый из этих разделов лучше разбирать отдельно. Начинать разбор текста следует не с нот, как многие привыкли, а с ритма. Во-первых, это проще. Во-вторых, запомнив на слух ритмический рисунок, вы создаете себе надежный ориентир для дальнейшего освоения мелодии.

Итак, ритм. Посмотрите на обозначение музыкального размера в нотах. Просчитав пару пустых тактов, убедитесь, что темп, в котором вы собираетесь работать, не слишком быстрый для вас на данном этапе. Выберите партию одной из рук и простучите со счетом ее ритмический рисунок в пределах первого раздела сочинения. Только один раздел! Не пытайтесь заглотить весь торт сразу! Сложные ритмические фигуры проработайте несколько раз отдельно, чтобы получалось точно и без отклонений от темпа. После этого еще дважды или трижды простучите ритм всего первого раздела. В идеале вы должны запомнить этот ритмический рисунок наизусть.

Так же поступите с партией второй руки. На это упражнение вы потратите считанные минуты, при этом вашей памяти будет легко усваивать новый материал.

4.Звуковысотный слой.

Когда ритм выучен, можно приниматься за ноты. Опять же, не бросайтесь сразу нажимать клавиши на инструменте. Прочтите (а еще лучше, пропойте) ноты каждой партии вслух, соблюдая и проговаривая ключевые и случайные знаки альтерации. Имейте в виду: как вы ноту назовете, так вы ее и сыграете.

Как только вы добились чтения (или пения) без ошибок, можно переходить к игре. Прежде, чем вы прикоснетесь к клавиатуре, внимательно просмотрите, какими пальцами вам предлагается играть музыку. На этой стадии в работу включается ваша двигательная память, отвечающая за формирование полезных навыков игры. Поэтому удобство и правильность аппликатуры — залог быстрого запоминания текста и легкости исполнения сочинения в дальнейшем.

Наконец, можно приступить непосредственно к игре. Снова «включите» счет, и медленно, соблюдая длительности и верную аппликатуру, сыграйте партию каждой руки по нескольку раз. Если все «слои» были проработаны вами достаточно добросовестно, то к этому моменту партии каждой руки должны запомниться наизусть. Как только это произошло, можно соединять две руки. Остальные разделы следует разбирать в том же порядке, и необязательно делать это в один день.

5.Трудные места и игра без ошибок.

Одним из препятствий на пути быстрого освоения нового произведения является пропуск возникающих ошибок. Сделав ошибку при игре мы нередко идет дальше, говоря себе: «ладно, в следующий раз получится верно». Это самообман. Неисправленная ошибка снова повторится, а через несколько проигрываний закрепится в пагубном навыке, и переучить такое место бывает крайне сложно.

Как только вы заметили ошибку или сложный для исполнения элемент, остановитесь и найдите причину проблемы. Может быть, вы просто взяли слишком быстрый темп? Или играете элемент неудобными пальцами? Возможно, вы забываете об исполнении ключевых знаков или поленились высчитать правильный ритм? Как бы то ни было, то место, где возникла сложность, необходимо медленно, при необходимости со счетом несколько раз сыграть в точности так, как написано в тексте. Элемент можно считать выученным, если у вас получается сыграть его верно пять раз подряд.

6.Оттенки динамики и фразировка.

Разбирая нотный текст, не забывайте про выразительность музыки, которую вы играете. Обращайте внимание на обозначения нюансировки (forte, piano, creschendo, diminuendo и т.п.), на возможные отклонения от основного темпа (accelerando, ritenuto), на штрихи (staccato, legato) и другие «подсказки», встречающиеся в тексте. Ответьте себе на вопрос: что хотел с их помощью выразить композитор в своей музыке?

Постарайтесь услышать в исполняемых нотах музыкальную речь, определите, куда стремится естественная интонация каждой из фраз, и отразите это при игре. Отметьте для себя кульминационные зоны внутри разделов и генеральную кульминацию всего сочинения. Все это поможет вам осмыслить произведение, а значит, быстрее его запомнить.

7. Занимаемся регулярно.

Все вышеперечисленные способы выучивания будут иметь эффект только в том случае, если вы занимаетесь регулярно и добросовестно повторяете все, что было разучено накануне. Любой перерыв в занятиях отбросит вас назад, и работу придется начинать заново. Поэтому будьте целеустремленны, играйте с увлечением и радуйтесь новым выученным музыкальным композициям!

Быстро запомнить ноты нового произведения — это не самоцель для настоящего любителя музыки. Память удержит только то, что по-настоящему осмыслено и глубоко прочувствовано вами. Проникая в замысел композитора через нотный текст вы погружаетесь в музыку, открываете для себя звуковые сокровища, спрятанные, как в шкатулке, в нотной записи. Разбирая новое произведение, вслушивайтесь в его музыкальный язык, улавливайте смысл, воплощенный в звуках. Это позволит вам запоминать целые музыкальные мысли вместо того, чтобы зубрить сочинение по отдельным нотам.

Источник

Как лучше запоминать нотный текст для фортепиано?

Нотный текст для фортепиано изначально достаточно сложен даже в гомофонно-гармонической фактуре, не говоря уже о полифонии. Именно поэтому процесс его запоминания часто вызывает проблемы у учащихся практически всех звеньев музыкально-образовательной системы. К сожалению, часто ученики ДМШ решают этот вопрос самым примитивным образом: «елозят» произведение от начала до конца, пока оно само по себе не «въедет» в пальцы.

И действительно, путь этот представляется поначалу наиболее эффективным. Действительно, в младших классах порой для способного ребёнка достаточно 1-2 раза сыграть коротенькое произведение – и оно уже само каким-то чудесным образом запомнилось наизусть.

И это замечательно, потому что после этого уже можно не смотреть в ноты и не задумываться о том, что означают эти противные закорючки, не выискивать их соответствие на клавиатуре.

Некоторые «хитрецы» специально просят педагога ещё и ещё раз сыграть новое произведение, чтобы запомнить его «с рук», не прочитывая нотный текст! И эта болезнь у малышей – самая серьёзная, поскольку делает их в дальнейшем как пианистов нежизнеспособными. Можно сыграть с рук «Ладушки», но не Рапсодию Листа!

Тексты с каждым годом усложняются, их уже невозможно запомнить не только при помощи копирования движений, но даже способом механического запоминания – слишком долго приходится ждать, пока руки сами всё запомнят. А ведь кроме текста есть ещё много других задач, на решение которых просто не остаётся времени!

В последние годы дело дошло уже до того, что к нам в училище приходят дети, плохо читающие ноты! Они и здесь пытаются всё делать старым дедовским методом.

Разве нет рациональных методик запоминания текста? Есть, но одновременно есть очень интересная проблема, с которой я постоянно сталкиваюсь: подростки не хотят осваивать новое, им это кажется сложнее, чем мучиться с непослушной фактурой, которая упорно не лезет в голову! Парадокс, но – факт.

Где же выход? Помимо работы с этой боязнью новизны у студентов училища, думаю, неплохо было бы изначально прививать детям эти самые грамотные методы работы с текстом, тогда и переделывать ничего не придётся.

Во-первых, процесс выучивания нот – занятие неинтересное, не творческое, а достаточно нудное. Именно поэтому этот процесс надо как можно сильнее сократить во времени (чтобы ребёнку не наскучило). Все неприятные моменты обучения лучше «пробегать» быстрее, но этот – в особенности, в виду его особой тошнотворности.

Можно придумать массу игр для этой цели, можно заставить, можно подключить родителей – что угодно, но выучить как можно раньше и как можно быстрее.

Во-вторых, непременно читать ноты (чем больше – тем лучше) на протяжении всего периода обучения. Сделать читку с листа обязательным ежедневным занятием. Это чрезвычайно важно! Кстати, это уже работа интересная и творческая, здесь можно узнавать много новой музыкальной литературы, знакомиться с ней, расширять свой кругозор и репертуар. Лучше всего делать это в 4 руки.

В-третьих (уже о самих способах запоминания), процесс разбора и запоминания текста относится к черновой работе. А черновая работа должна занимать в идеале не более 10% времени, отведённого на освоение произведения.

То есть, в наших условиях, не 2 месяца, а всего неделю! Ну ладно, с этим они не справятся, но хотя бы 2-3 недели, никак не больше. Чтоб основное время посвятить творческой работе, а не такой, которая вызывает тошноту.

Вспомним, что в запоминании текста участвуют (должны участвовать) пять (!) видов памяти. Но при этом есть один секрет: Если в первую очередь текст запомнила наша двигательная память – всё! Все остальные виды памяти будут отдыхать мёртво. Заставить их работать уже практически невозможно. Действительно, зачем, если руки уже и так играют! Наш организм всегда естественно противится работе, а лишней работе – в особенности.

Поэтому: самое правильное (то, что я многократно проверила и своей личной практикой, и практикой своих хороших учеников) – не делать разбор текста вообще. У нас нет такой формы работы. Либо читка с листа (ознакомление), либо запоминание текста наизусть.

Когда мы пытаемся запомнить наизусть совершенно новый текст, где в пальцах ещё не успели образоваться двигательные стереотипы, то у нашего ленивого мозга просто нет другого способа решить эту задачу, кроме как подключить все остальные виды памяти: логическую, слуховую, зрительную и тактильную. Это же элементарно: уловка, которая сама собой напрашивается!

В результате процесс запоминания многократно ускоряется, и, главное, текст держится в голове намного прочнее и дольше, при этом времени на всё это уходит в разы меньше.

Кроме того, при таком способе запоминания уже не получится учить большими кусками. Приходится дробить фактуру на очень маленькие эпизоды, зачастую не больше такта, а иногда и гораздо меньше, что также положительно влияет на результат.

Я знаю, что такой способ заучивания текста (наизусть, минуя разбор) вызывает неоднозначную реакцию у моих коллег. Некоторые даже иронизируют по этому поводу. Я же, ничего не доказывая и не навязывая, советую просто попробовать. Практика – всегда самый лучший арбитр.

Источник

(14) Запоминание. Закрыть глаза и играть на память

Как это происходит: запоминайте музыку до того, как начнете ее играть. Разучивая любой сегмент, когда начинаете играть новое произведение, запоминайте его. Сегмент обычно состоит из 10-20 нот, поэтому запоминать их очень просто и не требует времени. Затем вам потребуется повторить эти сегменты много раз, прежде чем сыграть всю пьесу; и в итоге получится гораздо больше повторений, чем нужно для запоминания, поэтому в будущем вам не придется тратить дополнительное время на запоминание произведения. Не тратьте время попусту! Самый первый этап разучивания произведения — это бесценное время, которое нельзя упустить! Всегда сперва запоминайте, затем практикуйте по памяти, потому что именно этот способ экономит вам больше всего времени.

Процесс запоминания — это почти то же самое, что процесс разучивания, поэтому вы можете выполнить две задачи одновременно! Более того, практикуясь и запоминая одновременно, вы разучиваете произведение лучше и быстрее, чем если бы это происходило без запоминания, потому что вы экономите время — ведь вам не нужно постоянно заглядывать в ноты. Это также избавляет вас от медленного процесса чтения с листа, когда вы «читаете», а в голове переводите это в игру на инструменте, что замедляет приобретение технических навыков. Заучивание произведения наизусть экономит ваше время!

В классической традиции было принято сперва разучивать произведение, играть его, а уже потом запоминать наизусть. Но если вы будете разучивать отдельно, а запоминать отдельно, то это всего лишь означает, что вам придется дважды проходить через один и тот же процесс (игра каждой рукой отдельно, игра по сегментам, и т.д.). Ни у кого не будет столько терпения и времени, чтобы проходить через такое снова и снова; это объясняет, почему те, кто учат наизусть потом, никогда не запоминают произведение настолько хорошо, как те, кто учат сразу.

Запоминание наизусть партии для каждой руки отдельно может оказаться очень полезным во время исполнения, например, если вы внезапно что-то забудете. Вообще у запоминания наизусть каждой руки отдельно есть множество преимуществ — мы поговорим о них позже. Как только выучите наизусть короткий фрагмент, разделите еще на более мелкие части (примерно по 10 тактов каждая) и играйте их в случайном порядке. Учитесь искусству играть произведение с любого места. Начинать со случайного отрывка будет довольно легко, потому что вы разучивали и запоминали наизусть по маленьким кусочкам. Вы сами убедитесь, какое это прекрасное чувство — уметь начинать играть с любого места. Этот навык всегда поражает слушателей.

Как только фрагмент выучен, не подглядывайте больше в ноты, за исключением каких-то особенных случаев, например, если вам нужно перепроверить, насколько точно вы помните этот кусочек или посмотреть, с какой окраской следует играть. Не играйте один и тот же фрагмент слишком много раз подряд, потому что наша память устроена не так, чтобы запоминать пропорционально количеству повторений по принципу «чем больше, тем лучше». Лучше сделать перерыв в несколько минут, а затем выучить снова. Все, что вы учите, остается в вашей голове на неопределенный срок; поэтому у гениев такая необыкновенная память. Забыть — не означает потерять выученное; это означает неспособность «извлечь» из головы нужную информацию. Наиболее распространенная причина подобной «потери памяти» — это просто путаница в голове; вместо того, чтобы подать нужную информацию, мозг ищет в неправильном месте и каждой руки отдельно — всегда эффективно, потому что так вам приходится работать только с одним полушарием мозга. Игра двумя руками вместе задействует оба полушария, а значит шансы спутать информацию увеличиваются. Очень хорошая проверка памяти — практика в медленном темпе, потому что так у мозга больше времени заблудиться. Кроме того, это хороший способ запоминания наизусть, потому что материал может «блуждать» от мозга к рукам и обратно много раз — это закрепляет выученное в памяти.

Многие ученики приходят к тому, что они либо хорошо читают с листа, но плохо запоминают наизусть, либо наоборот. Практически во всех случаях так происходит не из-за их природных способностей, а из-за того, как именно они практиковались. Как только они учатся хорошо играть по нотам, они меньше уделяют времени запоминанию и начинают его игнорировать. И наоборот — те, кто предпочитает играть наизусть, игнорирует игру по нотам. Учитель должен найти идеальный баланс между игрой по нотам и игрой наизусть на начальной стадии обучения.

Практически всем студентам (включая тех, кто считает, что они плохо запоминают наизусть) труднее всего даются те фрагменты, что играются по памяти. Те, кто не учат наизусть, считают, что им нужны ноты, но это больше для моральной поддержки. Чаще всего они используют ноты лишь для мелких подсказок во время игры, но на самом деле они тоже играют трудные фрагменты по памяти (если вообще играют). Студенты, которые не учат произведения наизусть, ничего не выучивают действительно хорошо, и ограничивают возможности развития технических навыков.

Пианисты часто закрывают глаза, когда хотят сконцентрироваться на исполнении эмоционального произведения — они хотят по максимуму задействовать ресурсы, необходимые для исполнения музыки на высочайшем уровне. Когда глаза открыты, человеческий мозг в любом случае получает массу посторонней информации, потому что наше зрение трехмерно, многоцветно, динамично — это постоянный источник высококачественного видео, которое, к тому же, требует постоянной мыслительной обработки. Это данные, которые нуждаются в постоянном анализе, потому что мы должны быстро реагировать на внешние визуальные образы. Таким образом, значительная часть наших умственных ресурсов постоянно занята обработкой поступающих образов — а не только тогда, когда мы ведем машину или играем в теннис. Закрыв глаза, мы освобождаем огромную часть мозга от нагрузки и можем направить эти ресурсы на музыку. Поэтому, несмотря на то, что большинство зрителей восхищаются, когда пианист играет с закрытыми глазами, на самом деле это легче. Ни один концертный пианист не сделал бы себе игру труднее во время выступления намеренно. Они закрывают глаза, потому что им так легче.

Поэтому закрывайте глаза и вперед! Впечатляйте зрителей! Это легко, так что научитесь вы быстро. Кроме того, это навык, который должен быть у каждого профессионального пианиста. Если вы научитесь играть с закрытыми глазами, ваша техника игры с открытыми глазами несомненно улучшится, потому что вы станете лучше чувствовать клавиши (28) Переходы, Пианиссимо, Фортиссимо, Чувство клавиш) и объективнее слышать собственное исполнение.

Типы памяти: лучший способ научиться запоминать наизусть — узнать, как это делают лучшие. Некоторые гении обладают поистине сверх-памятью, но мы не можем с уверенностью сказать, как работает их мозг, поэтому вряд ли такие примеры помогут в чем-то обычным людям — разве что в качестве вдохновляющего доказательства, что человеческий мозг способен творить чудеса. Однако, есть и множество обычных людей, которые превосходно запоминают произведения наизусть и даже участвуют в соревнованиях в этой области. Такие люди написали немало статей и книг о том, как правильно учить наизусть — их легко найти в Интернете. Эти искусные «запоминатели» пользуются алгоритмами памяти (см. (16) Функционирование человеческой памяти). Например, чтобы запомнить числовую последовательность, они придумывают какую-нибудь историю, содержащую эти числа. Лучшие из лучших также придумывают собственные алгоритмы. Вероятно, у гениев тоже есть свои алгоритмы, но, к сожалению, ни один гений до сих пор не рассказал нам о них. Скорее всего, это такие схемы, которые вряд ли можно описать словами. Очень полезно изучать и другие, «промежуточные» чудеса памяти, как например, календарные расчеты, когда человек может назвать день недели любой даты, даже если это тысячелетие назад или в будущем. Эти вопросы из разряда формул «модуль-А, Б, ..», и ответы часто оказываются очень простыми. Для календарных расчетов берем А = високосный год, Б = месяц, В = неделя. Простые расчеты показывают, что вам нужно запомнить всего несколько чисел, чтобы за считанные секунды определить день недели любой даты. Рассмотрим простой пример. Чтобы пользоваться системой чисел (модуль-9), нужно запомнить всего лишь десять цифр от 0 до 9, чтобы записывать любые числа и производить любые расчеты, разве это не чудо? Поэтому такие системы обладают широчайшими возможностями. Аналогом календарного исчисления в числовой системе является проблема предсказывания последней цифры очень большого числа, например 5621. В данном случае ответ «1» очевиден из-за модульной системы. Пианисты, играя, используют 12-модульную систему (октаву). Зрители с замиранием сердца наблюдают, как пальцы пианиста стремительно летают по всей клавиатуре, не подозревая, что нам нужно знать всего одну октаву, чтобы уметь пользоваться всеми 88 клавишами.

Существует множество интереснейших алгоритмов, которыми пользуются продвинутые «запоминатели», но мы не будем углубляться в это в нашей книге. На самом деле нам не нужны алгоритмы для запоминания музыки, потому что музыка сама и есть алгоритм!

Отчасти поэтому все концертирующие пианисты способны помнить наизусть большие репертуары — они и представляют собой один из типов супер-«запоминателей», потому что игра на пианино дает сразу несколько алгоритмов. До сих пор не очень ясно, почему музыка сама по себе — хороший алгоритм для нашей память; но ответ точно будет связан с тем фактом, что музыка — это язык (см. (68) Теория, Сольфеджио). Старики могут часами рассказывать истории, так же, как пианист часами может играть по памяти. Получается, что запоминание многочасового репертуара наизусть — не так уж необычно для обычного человека. Нужно только понимать, как работает мозг в процессе запоминания.

Раньше учителя музыки не уделяли никакого внимания методам запоминания, что объясняет такой сильный разрыв между теми пианистами, кому это дается легко и кому трудно. Классическая музыкальная педагогика приписывала способность запоминать наизусть таланту, потому что учителя не знали, как обучать методам запоминания.

Учась запоминать музыку, первым делом нужно составить список способов запоминания: алгоритмы пианиста. Существует множество типов памяти: эмоциональный, временной (когда это случилось), личный (ассоциации с музыкой), пространственный (где), исторический, и пр.; их очень много, потому что память ассоциативна. (см. (16) Функционирование человеческой памяти). Здесь мы обсудим пять типов памяти, которые особенно полезны для игры на фортепиано:

1. музыкальная память (алгоритм: сама музыка),

2. память рук (комбинация тактильных ощущений при игре, аудио сигналов фортепиано и мышечные рефлексы, приобретенные во время практики),

3. клавишная память (визуальное расположение определенных клавиш),

4. фотографическая память (ноты),

5. теоретическая память (структура, теория музыки).

(1) Музыкальная память основана на мелодии, ритме, гармонии, выразительности, эмоциях, и пр. Алгоритм для применения музыкальной памяти уже «вшит» в мозг; необязательно иметь музыкальное образование, чтобы любить музыку. Музыкальная память в основном работает автоматически, потому что связана с врожденными и приобретенными процессами, которые уже «запущены» у нас в голове. Больше всего этот тип памяти подходит творческим людям с развитым воображением, которые связывают сильные эмоции с музыкой. Также этот способ хорош для людей с абсолютным слухом, потому что они могут найти ноты на фортепиано, проиграв мелодию в голове. Композиторы все время пользуются этим видом памяти. Музыкальный алгоритм — важнейший компонент памяти, и, следовательно, музыкальность благотворно влияет на память в целом.

(2) Память рук — приобретенная рефлекторная реакция на ментальные, аудиальные, тактильные и другие сигналы, приобретаемые во время практики. Память рук или «мышечная память» — важный компонент памяти для игры на фортепиано. Руки «знают» произведение и играют «сами» — вам не нужно осознанно проигрывать каждую ноту. Когда пианисты еще не знали концепции ассоциативной памяти (см. (16) Функционирование человеческой памяти), именно память рук считалась самым лучшим и, пожалуй, единственным действенным методом запоминания. Нам говорили «учить произведение, пока музыка не будет у вас в руках». Однако теперь мы знаем, что это утверждение неверно. Всем обязательно нужно практиковать обычные музыкальные конструкции: гаммы, арпеджио, Альбертиевы басы, и пр., чтобы руки умели играть их автоматически, не думая над каждой нотой. Тактильная память — необходимый компонент памяти; к счастью, она развивается автоматически, как «побочный эффект» постоянной практики.

На память рук полагаться нельзя, потому что тут в любой момент может произойти «отключка» (и это происходит каждый раз, когда меняются обычные сигналы, например, при выступлении), и если вы вот так застрянете в середине пьесы, нет ни малейшего шанса начать снова с этого места, потому что у вас нет вспомогательных сигналов. Зависимость от памяти рук — источник множества проблем, потому что эта память зависит от рефлексов, которые мы не можем контролировать. Следовательно, надежная память должна обязательно включать и другие методы с другими ассоциациями (см. (16) Функционирование человеческой памяти).

(3) Клавишная память: здесь вы полагаетесь на запоминание последовательности клавиш и движений рук. У вас в голове есть фортепиано, и вы можете на нем играть, что подробно объясняется в разделе (см. (15) Игра в уме). Клавишная память обладает всеми преимуществами фотографической памяти, но выученные ноты — это клавиши фортепиано, по которым вы играете, вместо воображаемых нот на листе бумаге. Таким образом, вы пропускаете процесс «перевода» нот в клавиши. Клавишную память легче всего использовать, потому что она приобретается в процессе практики произведения и тренируется при каждом повторении. Так как музыкальная память и память рук тоже развиваются автоматически, в сочетании с клавишной памятью вы получаете сильную основу для запоминания, и вам останется приложить совсем чуть-чуть усилий.

(4) Ели вы хотите стать профессиональным пианистом, вам нужно развивать фотографическую память, потому что она необходима для практики таких навыков как сочинение музыки, чтение с листа, теоретический анализ и (15) Игра в уме, о которой мы поговорим в следующем разделе. Минимум, что вы должны делать, это фотографически запоминать первую строку или страницу каждого произведения, которое разучиваете, особенно ключ и размер. Если вы будете делать это каждый раз, ваши способности к фотографическому запоминанию улучшатся сами по себе, и однажды вы с удивлением обнаружите, что запоминаете множество вещей таким образом. Чем больше вы тренируете фотографическую память, тем легче вам это будет даваться; плюс, у человеческого мозга нет ограничений на количество информации, которые он может хранить, потому что память ассоциативна. (см. (16) Функционирование человеческой памяти).

Начните практику с запоминания каждой руки по отдельности (одна рука за один раз). Запоминайте потактово; не учите новые такты, пока предыдущие не выучены действительно хорошо. Мысленно сделайте максимально точную «фотографию» страницы, со всеми ее внешними дефектами и пометками: помните, чем больше ассоциаций, тем лучше. Если вам трудно запомнить определенные такты, нарисуйте там что-нибудь, например, смайлик или что угодно, что послужит стимулом для вашей памяти. Когда будете вспоминать этот фрагмент, вспомните о рисунке.

Фотографическое запоминание имеет свои преимущества; вы можете работать таким образом с произведением где угодно и когда угодно. Лучше всего прочитывать произведение в голове, когда вы не за фортепиано; чем чаще, тем лучше, пока произведение не выучено назубок. Если вы застрянете в середине произведения, вам будет легко начать снова, прочитав фрагмент в голове. Кроме того, вы можете читать «вперед», пока играете, то есть думать наперед. Это также улучшит ваш навык чтения с листа. Главный недостаток фотографической памяти в том, что большинство людей не могут удерживать такую информацию в голове в течение длительного времени, а поддержание этого вида памяти требует больше работы, чем другие методы из-за высокой пропускной способности визуальных образов. Еще один недостаток заключается в том, чтение по нотам в голове — это медленный процесс, который может помешать игре. Однако, если вы следуете методам, о которых мы здесь говорим, возможно, фотографический способ запоминания окажется для вас легче. Принцип таков, что как только вы выучили произведение, вы знаете каждую его ноту, а значит смогли бы записать его нотами. Когда у вас уже есть описанные здесь навыки запоминания, вам потребуется совсем немного усилий, чтобы освоить еще и фотографический способ (если вам нетрудно запоминать в целом), и плоды ваших трудов будут весьма впечатляющими. Каждый пианист должен хотя бы немного пользоваться фотографической памятью и постепенно развивать этот навык.

Если вам кажется, что у вас вообще отсутствует фотографическая память, попробуйте следующее. Сначала выучите наизусть короткое произведение, пользуясь клавишной памятью. Запомнив отдельный фрагмент и играя его на память, представляйте себе, где он находится в нотах. Когда убедитесь, что знаете каждую ноту каждого такта, вы должны с легкостью «перекладывать» партии для каждой руки отдельно обратно в ноты. Проделайте это несколько раз, играя по фотографической памяти, а затем записывая ноты с клавиш, до тех пор пока все произведение (помните, короткое!) не будет выучено фотографически. А потом вы поразить своих друзей способностью записать целое произведение любого места! Вы сможете записывать музыку с начала или с конца, в том или ином порядке, с начала, с середины, для обеих рук или для каждой руки по отдельности! А кто-то говорил, такое мог делать только Моцарт!

(5) Теоретическая память: здесь вы используете свои теоретические знания для запоминания. Что такое ключ и как он влияет на все произведение? Где здесь аккордовые последовательности? Теоретическая память также включает структурный анализ. Какова главная тема и как она развивается? Как соотносятся части произведения между собой? Как композитор соединяет такты или фрагменты? Как композитор создает уверенную концовку? Это трудный способ запоминания для новичков, но по мере того как вы учите теорию, важность этого способа возрастает и становится неотъемлемым элементом памяти для профессионального пианиста. Даже с небольшим знанием теории можно проводить структурный анализ, как, например, мы считали такты и повторения на примере «К Элизе» в предыдущих разделах.

Какой же из пяти методов использовать? Ответ только один: все. И даже больше (есть еще эмоциональная память, историческая, и др.); у вас просто не получится использовать только один метод, потому что память ассоциативна; чем больше вы учите наизусть, тем больше вы можете выучить, и тем лучше вы управляете своей памятью. Новичкам нужно в первую очередь осваивать клавишную память, потому что это наиболее легкий и действенный способ. В общем, начинайте с того, что для вас легче, но в итоге вы все равно будете использовать их все (хотя вы и так используете все, в той или иной степени); поэтому очень полезно развивать как можно больше методов запоминания, потому что именно так вы улучшаете память в целом. У каждого человека есть основной способ запоминания и дополнительные; некоторые из них необходимы, как память рук, а другие являются частично врожденными для любого человека, как музыкальная память. Больше теории о том, как улучшить память, вы найдете в разделе (16) Функционирование человеческой памяти. Очень полезно для памяти помнить правило «трижды забудь — трижды вспомни». После того, как вы трижды что-то забыли и трижды выучили снова, скорее всего вы уже больше не забудете. Это правило работает, потому что помогает нам не слишком расстраиваться, когда мы что-то забываем, и дает нам шанс тренировать память разными способами целых три раза. Разочарование и страх забывания — злейший враг тех, кому это дает трудно, и этот способ избавляет нас от неприятных эмоций, потому что мы знаем, что должны не только запоминать, но и забывать.

Концертирующие пианисты всегда играют по памяти. Почему они это делают? Только по одной очевидной причине: у них высокий уровень техники игры и «талант» — поэтому у них нет времени читать музыку по нотам и переворачивать страницы. В этой книге мы рассматриваем множество преимуществ запоминания наизусть, в том числе повышение уровня интеллекта (65, Как появляются гении); и эти преимущества говорят о том, что запоминание наизусть — не роскошь, а необходимость; не талант, а упорный труд. Именно поэтому концертирующие пианисты всегда играют по памяти — лучшего способа просто не существует.

Тренировка памяти: репертуар, который нужно выучить наизусть, требует времени, и этот процесс можно поделить на два элемента. Первый — это первоначальный процесс запоминания, а второй — закрепление для «архивации» выученного материала и восстановления забытого. Для любого пианиста закрепление намного важнее, потому что поначалу ученик тратит на это буквально ноль минут из своего времени (а иногда «уходит в минус», когда не запоминает ничего вообще). Именно недостаток второго элемента приводит к тому, что многие бросают учить наизусть: зачем запоминать, если в итоге все равно забуду? Закрепление может ограничить объем запоминаемого репертуара, потому что после запоминания, скажем, от пяти до десяти часов музыки, вы какое-то время больше не сможете запомнить вообще ничего. Существует несколько способов расширить свой репертуар, невзирая на ограничения закрепляемого материала. Самый очевидный — оставить на время выученное, а потом «перевыучить», если забудете. Если вы действительно хорошо выучили произведение, вы быстро восстановите его, даже спустя года. Если же в первый раз вы выучили плохо, вам, возможно, понадобится пройти через весь процесс запоминания снова. Итак, что же значит «выучить хорошо»?

Если вы выучили произведение еще до начала практики и играли их только по памяти, как правило, уже можно сказать, что вы выучили его хорошо.

Запоминайте наизусть как можно больше до того, как вам исполнилось 20. Произведения, выученные в годы юности, практически никогда не забываются или легко вспоминаются. Вот почему дети должны запоминать наизусть весь свой репертуар. Материал, выученный после 40, требует больше усилий и больше работы для закрепления. Хотя многим и после 70 не так сложно запоминать наизусть, все же следует помнить, что новые произведения лучше постоянно повторять и закреплять.

Наиболее эффективная процедура закрепления материала — игра в уме (проигрывание произведения «про себя», не за фортепиано. Об этом подробнее в следующем разделе). Игра в уме — хорошая проверка, насколько хорошо вы запомнили материал.

Закрепление материала — это хорошая возможность освежить память и перепроверить точность игры отдельных нот и средств выразительности. Так как вы использовали те же самые ноты, когда учили произведение, есть вероятность, что вы допустили ошибку, уча по нотам в первый раз — таким образом можно заучить эту ошибку и никогда не ее не исправить. Хороший метод решения этой проблемы — слушать записи. Любое сильное различие между вашей игрой и записью прозвучит сильным диссонансом, и вам будет легко его обнаружить. Выучите «К Элизе» целиком наизусть (каждую руку отдельно), когда будете играть каждый отдельный сегмент. В разделе ((52) Практика: Инвенции Баха, Увертюра) вы найдете примеры с пошаговой инструкцией.

Источник

Оцените статью