Как учится петь с нотами

Научиться петь с листа по нотам

Многие люди, связанные с музыкой, прекрасно знакомы с фразой «чтение с листа по нотам». Оно означает, что человек должен уметь быстро читать или исполнять совершенно незнакомое произведение по нотам. Упражнение пение с листа и школа вокала «Воля» помогают ученикам развить внутренний слух. Он позволит интонировать и чувствовать голос, связки и любое музыкальное произведение.

Что нужно для чтения нот с листа

Чтобы легко и в удовольствие научиться читать с листа, человек должен обладать развитым слухом. Но это не единственное качество, которое необходимо для пения с листа. Также нужно:

  • ощущать музыку и тональность — прочувствовать её настроение и ритм, улавливать смену тональности. Для этого рекомендуется слушать композиции разных направлений. Например, чувство ритма прекрасно развивается с помощью латиноамериканской и джазовой музыки. Быстро и точно улавливать настроение мелодии и тональность помогает практика. Здесь речь идёт об эмоциях, которые у вас пробуждает определённая композиция: смех, грусть, страсть, радость и прочее;
  • самостоятельно представить, как звучит музыка и «развивается» сюжет. Смотря на ноты незнакомого произведения, ученик пытается пропеть или проиграть мелодию про себя. Представляя музыкальные акценты, в некоторых местах делая мелодию громче или тише, учитывая ритм и настроение;
  • освоить пение а капелла — это сложный навык, который не требует аккомпанемента. А капелла может использоваться в любом направлении музыки, но для начала исполнителю нужно привыкнуть к звучанию собственного голоса. Исполнение без аккомпанемента развивает внутренний слух, помогает заметить любую фальшь, выделить слабые места голоса и проработать их.

Как развить музыкальность

Чтобы освоить пение с листа, человек должен обладать определенной музыкальной базой. Невозможно освоить незнакомую композицию без определенной подготовки, поэтому для начала рекомендуется:

  • изучить нотную грамоту: звучание 7 нот, их написание на латинском языке и расположение на стане, основные аккорды и интервалы. Облегчает запоминание этой информации система «ноты в виде геометрических фигур». Изначально эта методика использовалась в церковном пении: ноты записывали в виде геометрических фигур, что облегчало изучение партитуры. Сейчас методику применяют многие педагоги, ведь она помогает ученикам выработать связь между гаммой, формой и звуком. Для запоминания тональности используется квинтовый круг, во внешней части которого находятся мажоры, во внутренней — миноры;
  • посетить уроки сольфеджио или освоить некоторые азы самостоятельно: научиться петь музыкальные интервалы и ноты. Для начала рекомендуется исполнять простые мелодии, где ноты идут по порядку. Затем переходить к более сложным композициям, где ноты чередуются;
  • распевать интервалы «про себя» — хорошая тренировка для развития внутреннего слуха. Берётся короткая композиция в виде нот, пропевается в голове и вслух с разной тональностью;
  • следить за ритмом — можно отсчитывать в голове или простукивать пальцами. Специалисты советуют осваивать пение с листа с помощью народных песен, потому что они более мелодичные;
  • аккомпанировать себе на инструменте — это помогает тренировать связки и лучше запоминать звучание. Лучше начинать с нот, а потом переходить к гаммам в пределах первой октавы. Когда вы научитесь управлять голосом и пропевать ноты, то освоите любую композицию без музыкального инструмента. Для выявления собственных ошибок занятие можно записывать на диктофон или видео;
  • заранее знакомиться с композицией: представить тональность, ритм, паузы, интервалы. Мысленно пропеть мелодию;
  • часто тренироваться;
  • чувствовать голос и связки. Перед занятием всегда нужно распеваться. При ощущении боли или дискомфорта тренировку нужно прекратить, потому что перенапряжение мышц голосового аппарата зачастую становится причиной травм или потери голоса.

Общие советы

Чтобы достичь красивого звучания, нужно много тренироваться и помнить о правильной технике исполнения:

  1. Каждый исполнитель должен научиться работать с дыханием — дышать диафрагмой, а не легкими. Это позволяет вдыхать больше воздуха незаметно для слушателя.
  2. Нельзя перенапрягаться. Не рекомендуется тренироваться с дискомфортом в горле, ведь это может стать причиной потери голоса.
  3. Перед и после занятий нужно делать разминку: распевку и запевку. Распевка помогает разогреть и подготовить связки к занятию, а запевка, наоборот, расслабить мышцы и снять напряжение.
  4. Пока вы не достигли высокого мастерства, рекомендуется принять удобную позу и не делать резких движений. При соблюдении этих правил не будет сбиваться дыхание, не появится зажатость и не испортится композиция. Оптимальная поза — сжать руки в замок на уровне диафрагмы, ноги расставить на ширине плеч.

Пение с листа, как и любое упражнение, требует регулярных тренировок. Но не нужно заниматься больше часа в день, иначе можно перенапрячь голосовые связки.

Источник

Первый
онлайн-самоучитель
по развитию навыка
попадать в ноты

по методу Екатерины Карпенко

Моя миссия — научить вас учиться петь.

Я хочу показать, что обучение вокалу может быть осознанным и увлекательным процессом, в котором вы сами творите своё звучание.

Главное-натренировать слуховое внимание, аудиальную память и выбрать цель. И я вам в этом помогу!

Будьте смелыми, занимайтесь тем, что вам нравится,

  • Попадать в ноты
  • Петь красивым тембром голоса
  • Чисто петь под музыку
  • Доставать высокие ноты
  • Петь громче
  • Разбираться в пении
  • Петь любимые песни и нравиться себе

С 16-ти лет я пел и стремился развить пронзающий до глубины души голос и научиться им управлять. Но фальшь всегда портила все мои труды, и я не мог понять, что не так с моим речевым аппаратом. Но труд Екатерины Карпенко собрал все пазлы в моей голове и дал понять, в чем проблема. И буквально за короткое время занятий по ее методике я увидел результат. Стал петь намного чище и научился чувствовать свою вокальную партию. За что Вам, Екатерина, я безмерно благодарен. Буду дальше работать по вашей методике и развиваться!)

По моему опыту и ощущениям как вокалистки и педагога, могу сказать, что программа и книга смогут помочь вам научиться лучше попадать в ноты, и петь красивее, если вы, конечно готовы приложить к этому усилия и заниматься систематически. Катя, спасибо за такое понятное и удобное пособие и программу!!

Катя действительно самый лучший преподаватель вокала, которого я встречала! А ведь я тоже много к кому пробовала ходить. И только с Катей получилось длительное и реально продуктивное сотрудничество. Конечно, я не лучшая Катина ученица, но тем не менее, если кому-то интересно, можно сравнить мои старые видеозаписи с более поздними. Весь прогресс в основном благодаря Кате. Даже после того, как я закончила брать уроки у Кати, часто вспоминаю ее рекомендации и двигаюсь как раз в этом направлении. Просто практика требует времени, но переосмысление техники произошло именно на Катиных занятиях. Ну и, конечно, действительно очень душевный и приятный в общении собеседник!;) Спасибо!)

Ещё полтора года назад я была такая «сипелка», а потом пошла к Кате. А потом.. через какое-то время, когда мне сказали “ты классно поешь”.. – не верила своим ушам + такое чувство… как будто ты 5 лет камни в реке намывал и вот наконец-то золото нашел. просто невероятное. Написала Кате в личку сообщение, но такие вещи, да, надо публиковать, чтобы все видели. Вот: блин, какая ты крутая все-таки! КАТЯ! мне кажется, у тебя и бревно сможет петь как агилера то, что ты делаешь — это ващеееее бесценно. это что-то большое)))) ну, ты и так знаешь, конечно. просто такая благодарность.. . Вот так! Катя – волшебница!

Удивительная методика, в основе которой лежит многолетний опыт автора. В теории подробно и доступно объясняется вся природа пения с самого её зачатия. Также поразило научное исследование, которое аргументирует корень понятия «аудиовоображение». Программа для практики буквально на глазах даёт понять, правильно ли Вы исполняете тот или иной звук, что даёт возможность развивать все необходимые навыки.

Моё мнение, настоятельно рекомендую!

Материал изложен очень доступно, будет понятен даже тем, кто не имеет музыкального образования. Очень удобно то, что к методике есть «тренажер» — специальная программа, которая позволяет практиковаться. Попадание в ноты – навык, который можно (и нужно) развить. Именно в этом и состоит основная идея. Автор предлагает программу тренировок и свои преподавательские наработки, а уж результат применения этих наработок напрямую зависит от регулярности занятий, упорства и трудолюбия ученика. От себя добавлю: подходите к обучению разумно, осмысленно, с трудолюбием, постоянством и интересом – и результат не заставит себя ждать.

Уроки Кати — настоящая находка для тех, кто хочет петь по-настоящему здорово. Думаю, что секрет Кати в том, что она, прежде всего, – профессиональная вокалистка, проделавшая огромную исследовательскую работу в поисках собственного звучания и стиля. Так что ей определенно есть чем поделиться с теми, кого интересует реальный результат.

На уроке у Кати невольно смеешься – от счастья, что у тебя наконец-то ПОЛУЧАЕТСЯ. А еще у Кати великолепный музыкальный вкус, так что будьте уверены: вы будете петь песни, от которых сами будете балдеть.

Катя, спасибо тебе за то, что с неподдельным энтузиазмом и вниманием помогаешь своим ученикам преодолевать столь непростой и столь интересный путь.

Спасибо Кате за то, что помогла мне вспомнить, как петь) методика работает! Неважно поете вы давно или только начали петь, уроки с Катериной помогут освоить новые вершины)

Метод, по которому работает Катя, действительно работает! Я это почувствовала с первых уроков. Я не скажу, что у меня все получается, но я многому научилась. Самое невероятное это то, что у меня начинает получаться петь громко и свободно. Когда-то у меня была мечта – спеть одну песню, и, когда я пыталась это делать, из меня выходил жалкий писк, и я чувствовала значительное напряжение. Недавно, совершенно случайно, я вспомнила про эту песню и попробовала ее спеть. И меня ждал сюрприз — я сделала это. причем громко и вообще без напряжения! Не скажу, что это было идеально, но для меня это был очевидный уровень прогресса.







Полная теоретическая часть по развитию навыка попадать в ноты. Описанный метод подходит для любого уровня музыкальных способностей, не требует знаний сольфеджио и опыта.В книге вы найдете много аудио и видео примеров. После оплаты доступ к чтению предоставляется на сайте. Бессрочно.

Полная теоретическая часть по развитию навыка попадать в ноты. Описанный метод подходит для любого уровня музыкальных способностей, не требует знаний сольфеджио и опыта.В книге вы найдете много аудио и видео примеров. После оплаты доступ к чтению предоставляется на сайте. Бессрочно.

В книге описаны базовые навыки, которые помогут развить мощный современный тембр голоса. Метод помогает расслабить голос, дает знания о том, как петь выше или громче. Подходит для любого уровня музыкальных способностей, не требует знаний сольфеджио и опыта. В книге вы найдете много аудио и видео примеров. После оплаты доступ к чтению предоставляется на сайте. Бессрочно.

Неформальный рассказ о вокальной технике.

Это история о том, как я научилась петь так, как мне нравится — мощно и современно. Я поделюсь с вами сложностями и открытиями, которые случились со мной за 10 лет моих вокальных поисков.

В неформальном форме рассказа я погружу вас в тему вокальной техники. Текст написан максимально простым языком, для понимания вам не потребуется ни специальные навыки, ни знания, ни опыт.

Вы найдете много примеров разных голосов, тембров, способов звукоизвлечения. Поймете, как функционирует голосовой аппарат. Узнаете необычные факты о пении. Благодаря моему рассказу вы научитесь более внимательно слушать другие голоса, и, возможно, поймете, как поете вы сами и над чем стоит работать.

Источник

Первые шаги начинающего вокалиста в вопросах и ответах. Часть 1

Но сначала небольшое лирическое отступление.

В этот раз я решил построить повествование в форме вопросов и ответов. К сожалению, начав писать, я понял, что вопросов может быть достаточно много и коротко ответить не получается, поэтому пост будет разбит на несколько (как минимум – две) частей.

Естественно, если будут какие-то еще вопросы – задавайте в коментах, постараюсь ответить сразу или, если вопросов наберется много, включу в очередной пост.

Вопрос: Ну хорошо, допустим, действительно, петь можно научиться. Что делать дальше?

Ответ: Ответ, как водится, поражает своей глубиной – нужно начать учиться. И, в первую очередь, решить для себя – готовы ли вы тратить на это определенное количество времени, усилий и, к сожалению, денег в течение достаточно длинного срока. Потому что, к несчастью, человек пока не умеет, как Нео в Матрице, загрузить в себя программу кунг-фу за 20 секунд и немедленно побежать спасть мир. А если вы внимательно читали предыдущий пост, то должны были понять, что пение в значительной своей части – это вопрос правильной техники, наличие определенного психическо-мышечного навыка (весьма непростого, к тому же, это вам не тройной тулуп крутить) и обучение этому навыку придется вести по старинке – путём многократных тренировок и повторений. И наиболее эффективно процесс обучения будет идти, если «тренировка» будет проводиться под руководством и присмотром вменяемого педагога.

Хотя, конечно, бывают и исключения. Многие научились петь сами, но это, как правило, не благодаря, а вопреки.

Вопрос: Я правда хочу научиться петь, но мне все-таки кажется, что слуха у меня нет совсем, и обучение будет пустой (и демотивирующей) тратой времени и сил

Ответ: Ну так давайте проверим – это очень просто. Всегда есть вероятность, что вы попали в тот небольшой процент людей без музыкального слуха вообще. Итак, включите динамики или наушники погромче. Зайдите в гугл и вбейте в поиск Пианино онлайн. В качестве альтернативы может поставить любое виртуальное пианино на свой смартфон/планшет. Открыли? Выберите любую клавишу (например, ноту До – C4 – она прямо посередине). Нажмите её и сразу после — нажмите на соседнюю черную клавишу справа (это будет до диез – C4 #) – пум-бум. Слышите, что звуки разные? Теперь нажмите два раза одну и ту же клавишу. Слышите, что звук один и тот же? Если ответ «да» на оба эти вопроса – поздравляю, слух у вас есть.

Возможно, неразвитый, возможно, кривой, скорее всего – несинхронизированный с голосом, но, определенно, есть.

Вопрос: Кустарщина какая-то. Вот в музыкальной школе меня проверяли – играли две ноты и спрашивали, какая выше – какая ниже, а еще играли ноту и просили её спеть, а еще хлопали в ладоши и просили повторить в ритм. Вердикт: слуха нет.

Ответ: Сначала мини-флэшбек – в пять лет меня так «зарезал» папа. Но я точно помню, что я просто не понимал, что такое «выше», а то такое «ниже». К счастью, он ошибся.

Теперь, собственно, ответ. В музыкальной школе задача преподавателей на вступительном экзамене не стоит в том, чтобы определить, есть ли у вас слух или нет. Их задача – набрать группу из определенного количества детей с примерно одинаковым начальным уровнем подготовки. Как и в обычной, не музыкальной, школе, преподавателям нужно, чтобы ребенок уже что-то умел на базовом уровне. Вы знаете хотя бы одного психически здорового ребенка, который, не умея читать до школы, не научился хоть как-то читать к третьем классу? Я таких не знаю. Когда говорят, «у ребенка нет слуха» или «у ребенка нет чувства ритма» это в большинстве случаев означает «у ребенка недостаточный для нашего класса уровень начального развития слуха/ритма», а вовсе не «у ребенка отсутствует музыкальный слух и путь в музыку ему закрыт».

Вопрос: А что, без преподавателя совсем никак нельзя? Я стесняюсь/сильно занят/финансово ограничен/хочу сначала попробовать свои силы.

Ответ: Ну, вообще говоря, начать можно и без преподавателя. Просто занятия с преподавателем гораздо более эффективны («ученик поёт ушами своего учителя»), но даже занимаясь с педагогом, вам придется достаточно много практиковаться самостоятельно, поэтому, почему бы не начать с простого самостоятельного занятия по интонированию?

Итак, первая задача, которую вам предстоит решить – она самая сложная, но, к счастью, самая «саморешаемая». Это – умение петь «в ноты» («интонировать») в принципе. Помните, я писал, что музыка – это определенные звуки в определенной последовательности? Вот вам и надо, сначала научиться петь только определенные звуки, а конкретнее – только звуки определенной высоты, а еще конкретнее – те звуки, которые входят в наиболее распространенную сегодня музыкальную систему (ну, которая до-ре-ми-фа-соля-ли-си) в пределах вашего вокального диапазона (т.е. того диапазона высот, который вы, в принципе, способны петь) — и их всего 12-18.

Хорошая новость состоит в том, что задача анализа высоты издаваемого вами звука уже давно алгоритмизирована, и сегодня существует огромное количество программ, которые покажут вам, какую ноту вы поёте на самом деле. Другими словами, «ушами учителя» в данном случае будет микрофон вашего смартфона/компьютера + программа.

Какими конкретно программами пользоваться – без разницы, по большому счету. Я пользовался – для компьютера – SingingTutorApp (поищите в гугле), для андроида – Voice Training Learn to Sing. Обе программы очень простые, но на английском языке, если с этим проблемы – поищите аналоги, ну или спросите у пикабу.

Как заниматься (на примере SingingTutorApp):

Сначала определите комфортный для вас вокальный диапазон. Для этого запускаем программу и поём слог «ма» сначала низко, т.е. толсто, а потом высоко, т.е. тонко. Не нужно надрываться – ширина диапазона, в данном случае, роли не играет, петь нужно комфортно и избегать напряжения и в низах, и в верхах. Запомните буковки и циферки, которые программа показывает – это названия нот (в английской нотации ноты пишутся латинскими буквам – A, B, C, D, E, F, G – для ли, си, до, ре, ми, фа, соль соответственно) и их октава.

Теперь выставляете ползунки так, чтобы программа выдавала только звуки из вашего диапазона – и вперед. На начальном уровне лучше настроить программу так, чтобы она играла звук все время, пока вы нажимаете на кнопку (галка Play while button pressed).

Нажимаете кнопку Play, программа играет ноту, вы поёте слог «ма» (не громко! не напрягаясь!), стараясь, чтобы звук был максимально «похожим» на эталон — это очень субъективное ощущение, его нужно наработать.

В процессе пения программа будет показывать ту ноту, которую вы поёте на самом деле и, соответственно, нужно корректировать голосом и петь выше или ниже, пока нота не позеленеет.

Не торопитесь, постарайтесь при этом прислушиваться к своим ощущениям. Что вы чувствуете, когда ноты совпадают (резонируют)? Как это чувство отличается от того, что вы ощущаете, когда ноты не совпадают? На что «похожа» нота, которая сейчас играет? Как вы её себе представляете мысленно? Чем она отличается от других нот? И не стесняйтесь того, что поёте преимущественно мимо — это нормально!

Это самокопание крайне важно! Пока у вас не развилось чувство интонации, ваш мозг должен искать, за что же ему зацепиться при анализе. Ведь он слышит, что звук, который играет в ушах и звук, который издаете вы – вообще говоря, разные. Но при этом, в зависимости от каких-то ваших действий связками и мышцами гортани, они становятся очень похожими, практически одинаковыми. Значит, у них есть что-то, что их объединяет (ответ – основная несущая частота) и ваш мозг учится идентифицировать, выделять это самое общее. А еще он запоминает, какие действия приводят к тому, чтобы это общее появилось (т.е. вы спели «в ноту»).

Занимайтесь ежедневно, по 10-20 минут или пока не устанете. Не мешайте мозгу и имейте терпение – через какое-то время (может пройти до нескольких месяцев – не пугайтесь!) вы вдруг начнете «узнавать» ноты, у нот появится, грубо говоря, окраска, или форма, или шершавость, и ваш голос начнет выдавать ноты все ближе и ближе к эталону. Сначала это произойдет для каких-то отдельных нот, потом количество «успехов» будет расти и расти и, наконец, вы начнёте практически сразу попадать в нужную ноту.

В процессе занятий не стесняйтесь экспериментировать. Что, если диапазон расширить? Или, наоборот, сузить? А что, если петь не «ма», а, например, «лё»? Или «йэ»? Может, для каких-то гласных ваш процент «попаданий» больше, чем для других? Или для каких-то нот? А почему? А если петь сначала один слог, а потом – другой? Что меняется?

Главное при этом фокусироваться не на интонации, а на своих ощущениях, эмоциях, и пытаться их запомнить и воспроизвести при пении очередной ноты – и интонация придёт сама собой.

Вопрос (последний на сегодня по очереди, но не по значению): Я начал заниматься и у меня болит в горле. Это нормально?

Это НЕ НОРМАЛЬНО и довольно даже плохо, но случается часто, особенно с начинающими певцами. В процессе всех ваших вокальных упражнений вы должны понять и уяснить одну критическую вещь – связки нам даются один раз и на всю жизнь! И орган этот – достаточно нежный, поэтому берегите их.

Конечно, как и любая другая мышца, нераспетые (т.е. не разогретые предварительными упражнениями) связки могут устать с непривычки и ныть, но любые болевые ощущения – однозначный сигнал немедленно прекратить занятие и сделать перерыв, пока болевые ощущения не исчезнут. Нельзя заниматься на травмированных мышцах!

Более того, если в процессе занятий это ощущение возвращается, значит вы делаете что-то неправильно – скорее всего, слишком сильно напрягаетесь когда поёте верхние ноты.

Помните – упражнение на интонацию не требует громкого звука, можно петь даже вполголоса!

Источник

Оцените статью