Чтение нот с листа в музыкальной школе
Чтение нот с листа – это важнейший навык, который ребёнок должен получить, обучаясь в музыкальной школе. В самом деле, разве бывает такое, чтобы человек окончил среднюю школу и при этом не умел бегло читать? Это само собой разумеется. Так же логично и после музыкальной школы уметь читать музыкальный текст.
К сожалению, на уроках специальности не всегда есть время поработать над развитием такого полезного умения. Но даже если работать над этим на каждом уроке, то это всего лишь 2 раза в неделю.
А для того, чтобы освоить чтение нот с листа, необходимо заниматься этим каждый день. Правда, много времени для этого не потребуется: хватит от 10 до 20 минут.
Проверьте: если не лениться и сделать чтение нот с листа ежедневной привычкой, то уже за один год можно достичь весьма неплохих результатов. Правда, этот процесс имеет некоторые особенности, о которых лучше знать заранее, чтобы освоение навыка шло быстрее.
1.При литературном чтении мы не читаем отдельными буквами, а охватываем зрением всё слово, а иногда и фразу, целиком . Так же и при чтении нот. Мы должны научиться быстро на глаз распознавать наиболее распространённые ритмы, интонации, мелодические и гармонические схемы.
Этот процесс «распознавания» желательно довести до автоматизма. Обычно в интервалах, аккордах, арпеджио бывает достаточно прочитать всего одну ноту (нижнюю) – остальные определяются «на глаз», по расстоянию между звуками.
Надо хорошо развить навык определения на глаз интервалов при чтении нот, тогда для озвучивания аккорда достаточно осознать всего одну ноту, а все остальные «выстроятся» вслед за ней по увиденному на глаз интервальному составу.
2. Необходимо научиться быстро анализировать музыкальный текст, определяя его структурно-содержательную логику. Ведь играя на рояле, мы всё время имеем дело с многоголосной и многослойной фактурой.
Далеко не всегда, читая с листа, можно успеть всё «высмотреть», особенно при наличии сложной фактуры и не слишком медленного темпа. Поэтому внимание: при чтении с листа необязательно воспроизводить текст в полном объёме!
Приходится по ходу сортировать: что должно прозвучать обязательно, а какую часть фактуры можно и опустить при озвучивании.
Для этого грамотный и, главное, быстрый анализ текста и по вертикали, и по горизонтали, а также умение «отсеять» главное от второстепенного, просто необходимы.
Важно чётко понимать, что главными в фактуре всегда будут мелодическая линия и линия баса, отражающая гармонический план. Эти два элемента надо суметь сохранить, остальные детали – насколько получится.
3.Чтение по горизонтали более привычно (как при чтении слов), поэтому более важна работа над прочтением вертикали. Мы должны уметь «собирать», «смыкать» разложенные гармонии в компактные аккорды.
Фактура при этом как бы «сжимается». Очень помогает также при чтении с листа умение быстро определять синтаксическое построение текста, то есть умение видеть отсутствующие в нотном тексте знаки препинания, членение фактуры на отдельные эпизоды.
Признаками такого членения могут быть повторы, секвенции, контрастные сопоставления, паузы, вопросно-ответный характер фраз.
4.Огромное значение при чтении с листа играет наличие аппликатурной техники, другими словами, доведённое до автоматизма умение выбрать аппликатурный вариант, наилучший для данной игровой ситуации.
Безусловно, это умение приходит только с опытом. Но если над этим не работать, то и опыт не придёт сам по себе.
Именно по этой причине все преподаватели так настойчиво требуют выполнения точной аппликатуры: это помогает формировать такой важнейший навык, как умение выбирать аппликатуру мгновенно, на автомате.
Какими же должны быть практические шаги для освоения этих полезных навыков?
1.Во-первых, как всегда (никогда не устану это повторять), необходимы знания основ музыкальной теории! Без этого невозможно определять «на глаз» вообще ничего. Надо знать интервалы, надо знать принципы построения аккордов, надо всё это определять на слух.
К тому же без теории невозможно проанализировать фактуру на предмет определения что главное, а что можно выкинуть. Для этого надо знать: что именно является главным и почему.
2.Во-вторых, необходимо довести до автоматизма привычку «смотреть вперёд» и «думать наперёд». То есть процесс будет выглядеть так: смотрим внимательно в ноты, анализируем первый такт, всё запоминаем.
Затем начинаем играть этот первый такт по памяти, но во время игры смотрим на второй такт. Играя второй такт, анализируем третий и запоминаем его. И так далее.
Трудно охватить вниманием и памятью целый такт? Берите половинку! Можно даже меньшую часть такта брать поначалу, но принцип именно такой: смотреть всё время вперёд, готовить следующий шаг заранее.
3.В-третьих, аппликатура главных фортепианных технических формул, таких, как гаммы, арпеджио, аккорды, двойные ноты должна быть усвоена очень крепко и глубоко. Тогда, встретив в произведении ту или иную техническую формулу, пальцы исполнителя будут инстинктивно занимать необходимую позицию.
4.Наконец, в-четвёртых, и это крайне важно: никогда нельзя во время чтения с листа делать остановки, исправляться, переигрывать. Нельзя этого делать, как бы вам того ни хотелось! В этом случае вы уже не читаете с листа, вы просто делаете разбор текста.
Принципиальная разница между этими процессами заключается в следующем. При чтении с листа внимание активизируется до предела, мозг работает на максимальной скорости, дорога каждая доля секунды, именно скорость мышления определяет результат.
А для того, чтобы мозг этому научился, его надо поставить в экстремальные условия, когда нет времени на раздумья и раскачку (тем более остановку движения).
Иначе невозможно научиться концентрировать все свои усилия . Пусть будут ошибки, пусть они останутся неисправленными (сделаете это потом, когда сыграете всё произведение). Но во время читки с листа – только вперёд, никаких «расслабонов»!
Вот почему полезно развивать этот навык в паре с кем-то, играя в 4 руки. Когда у вас возникают проблемы, ваш партнёр продолжает играть, и вы вынуждены продолжить, не останавливаясь.
Ну вот, вкратце, и всё, если не вдаваться в подробности. Я осветила лишь основные моменты. К этому можно добавить, что данный навык бывает очень часто полезен в жизни.
Например, кому-то из солистов нужен срочно концертмейстер и вас просят помочь, а времени на освоение текста нет. Или просто есть новый сборник нот, который все хвалят, но вы должны иметь собственное мнение, а для этого надо в нём хоть немного «поковыряться».
Да и просто разбор очередного задания по специальности пойдёт гораздо легче и быстрее. Я же, как всегда, желаю вам успеха, в том числе и в освоении этого полезного навыка!
Источник
Читка нот с листа. Часть 1
Привет, читатель! Сегодня я хочу начать серию статей для тех из вас, кто никогда не занимался чтением нот с листа, но желает научиться. Это супер-полезный навык и если вы хотите прокачать ваши скилы и быть востребованным басистом, то двигаетесь в правильном направлении. Если вы считаете, что для вас это не актуально сейчас, отложите данную статью «до лучших времен» или добавьте в закладки, чтоб не потерять. Если же вам кажется, что этот навык бесполезен, то возможно, небольшая мотивация от Стюарта Хэмма (Stu Hamm) будет кстати.
Как говорит Виктор Вутен — музыка это язык. А у языка должна быть письменность, если его носители хотят обмениваться знаниями друг с другом.
У музыкантов есть много способов делиться информацией между собой: цифровки, табулатуры, альтернативные способы нотации, видео/аудио материалы. Но самым универсальным и востребованным способом в про и полу-про кругах все же остаются ноты.
Сами по себе ноты — это всего лишь символы на листке бумаги. Так же, как невозможно попробовать пирог просто взглянув на рецепт его приготовления, невозможно услышать музыку просто заглянув в ноты. Наша задача, как музыкантов, уметь преобразовать написанное обратно в музыку.
Давайте разберемся, что же такое читка нот с листа? Читка нот с листа — идеальное или близко к идеальному (без грубых ошибок, остановок и заминок) воспроизведение нотного текста, который исполнитель видит впервые или имел непродолжительное время для ознакомления.
Я с ужасом вспоминаю дни, когда для разучивания пары тактов я тратил уйму времени, пытаясь собрать вместе ноты на грифе и ритм. Поэтому убежден, что этот навык необходим любому музыканту желающему добиться хороших результатов в музыке. Навык читки нот с листа — это качественный скачек в обучении музыке и игре на любом инструменте.
Что нужно чтобы развить этот навык? Всего три вещи:
- Знание правил записи нотного текста — своего рода орфография и пунктуация.
- Владение основными приемами игры на инструменте. Бесполезно пробовать читать с листа, если вы не можете ровно сыграть гамму.
- Много часов практики чтобы совместить два предыдущих пункта и звучать при этом музыкально.
Давайте поговорим о каждом из них немного подробнее.
1. Прежде всего нужно понять как музыка записывается в ноты (нотируется), какие символы используются для обозначения высоты звука, его длительности, темпа и громкости, приемов исполнения и много других. Некоторые из них несут чисто техническую функцию сродни дорожным знакам, указывая последовательность исполнения или скорость движения музыки. Это своего рода каркас. Другие относятся к звуковысотности и приемам исполнения и используются для записи собственно самой музыки, которая является «мясом» нотного текста. Здесь понадобится ваша музыкальность, чувство стиля и другие творческие составляющие.
2. Чтение нот с листа требует достаточно высокого уровня концентрации. Поэтому важно иметь некоторую техническую подготовку. Если попробовать читать ноты и одновременно думать каким пальцем руки прижимать ноту, а каким дергать струну, то ваши занятия превратятся в мучения, которые навсегда отобьют желание освоить этот полезный навык. Для развития техники пригодятся гаммы, арпеджио, упражнения на смену позиции, игра различных интервалов и т.д. В общем все, что помогает довести извлечение звуков до автоматизма.
3. Здесь все индивидуально. Некоторые усваивают новые навыки быстрее, некоторые медленнее. Независимо от того, к какой группе вы относитесь, вам нужно будет уделять некоторое время каждый день для развития нового навыка. Двигайтесь от простого к более сложному, от самых медленных темпов к быстрым. Лучше играть медленно и правильно, чем быстро и неряшливо.
При наработке читки нот с листа важно добиться «модульности» и оттачивать навыки по отдельности. В самом простом случае, чтобы сыграть с листа один такт нам нужно прочитать ритмический рисунок, найти ноты на грифе, подобрать аппликатуру и соединить все это вместе.
В следующих статьях я расскажу о конкретных упражнениях для развития читки ритмических рисунков, как сделать обучение модульным и о том, как нотируются партии бас гитары. Это будет особенно полезно начинающим и тем, кто хочет восполнить пробелы в знаниях.
На этом пока все.
А когда Вы начали заниматься читкой нот с листа? Делитесь Вашим опытом в комментариях!
Источник
Как быстрее читать ноты?
Чтение с листа — очень важный навык для музыканта. Основная работа должна идти над звуком, образами, временем, грувом. Если разбирать нотный текст слишком долго, то не останется времени на другие задачи.
Своим ученикам я предлагаю несколько путей совершенствования навыка чтения. Во-первых, чтобы читать сложные ноты, необходимо научиться читать ноты САМЫЕ простые. Открываем Школу Николаева или Милича, всё что угодно. И начинаем с самых простых произведений для первого класса. Задача: просмотреть пьесу глазами и сыграть от начала до конца без остановок, разбора, переигрывания. От начала и до конца! Можно потом сыграть второй раз для точности. Но не более. Далее переходим к следующему номеру и так далее.
По времени будет достаточно десяти минут в день. При концентрированной и ежедневной работе результат не заставит себя ждать.
Во-вторых, нужно научиться быстро называть ноты в любом направлении: вверх и вниз, подряд и через одну. На 80% нотный текст состоит именно из такого движения. Поэтому нужно одинаково легко научиться произносить: «От ля вниз: ля-соль-фа-ми-ре-до-си-ля», «Через одну наверх: ре-фа-ля-до-ми-соль-си-ре».
И последнее. Конечно, нужно отдельно и очень серьезно работать над ритмом, над чтением ритмических рисунков. Об этом обязательно расскажем отдельно.
Источник
Существуют ли способы улучшить навыки чтения с листа, отличные от просто «много тренироваться»?
Вначале послушаем пару мнений.
Curtis Lindsay , «пианист и композитор».
В мире без магии — даже с крепким кофе, ноотропными препаратами и некоторыми поразительными технологиями — нет никакого способа существенно и последовательно улучшить способность к чтению с листа без большой регулярной тренировки в течение длительного периода времени.
В этом смысле мастерство чтения с листа мало чем отличается от стрельбы из лука или деревообработки. Но есть некоторые вещи, которые вы можете сделать для ускорения процесса.
- Изучайте теорию музыки, гармонию и голосоведение. Разбор музыкальных примеров с целью изучения теории означает, что вы будете просто вынуждены читать с листа больше. Более того, вы будете строить понимание языка музыки.
Если взяться за дело серьёзно и непредвзято, это, как правило, приводит к преобразованию нотной записи из серии простых инструкций о том, какие клавиши нажимать в какое время, в систематическую и повествовательную форму выражения. То, что вы читаете, обретёт новый смысл, станет более предсказуемым и легко воспринимаемым, а ваша музыкальность в целом будет увеличиваться.
- Практикуйтесь в пении с листа. Скорее всего, в центре вашего внимания всегда один инструмент или два, но есть веские причины, по которым европейская традиция музыкального образования включает в себя (часто очень строгое) изучение пения с листа, независимо от исполнительской специальности студента.
Эту практику идеально начать в нежном возрасте, но начать никогда не поздно. Голос имеет довольно прямую связь с мозгом, глазами и ушами. Обучать все эти части работать вместе, учась точно петь мелодии — одно из самых продуктивных занятий практически для любого музыканта.
Вы можете подумать о том, чтобы присоединиться к народному хору на год или два, чтобы получить дополнительную практику в пении и чтении. Не говоря уже о том, что ансамблевое пение — просто огромное удовольствие в правильной обстановке и может углубить ваш взгляд на многие аспекты создания музыки — технические и другие.
- Посвятите некоторое время только чтению ритма. «Вначале был ритм», как однажды пошутил мой учитель.
Найдите книгу или две ритмических этюдов и фрагментов — таких пособий существует много — и практикуйтесь в чтении только ритмов, без какого-либо звукового содержания. Вы можете буквально использовать свои руки, ноги и столешницу, или инвестировать в набор бонго. Чем более свободно Вы читаете ритм, и чем более комфортно вам становится держать устойчивый метр, тем легче другие элементы музыки постом встанут на свои места.
Mark Andrews , «пианист и композитор».
Одна вещь, которую мой учитель делал, чтобы заставить меня смотреть вперёд того, что я играл (а смотреть вперёд жизненно важно для хорошего чтения с листа), состояла в том, чтобы внезапно и неожиданно закрыть текущий такт и заставить меня смотреть следующий. Вы можете поработать с кем-то, чтобы делать именно это, и это окупится.
Другая стратегия заключается в том, чтобы поставить себя в соответствующее положение, играя дуэтом или сопровождая кого-то. Это заставляет вас продолжать играть независимо от того, сколько ошибок вы делаете! Тем не менее, убедитесь, что вы выбираете музыку в пределах вашего технического диапазона.
На самом деле пианисты учатся читать паттерны в виде аккордов, гамм или комбинаций того и другого, поэтому желательно сначала поиграть «тональную» музыку, в которой эти паттерны легче распознать. Если вы чувствуете, что «завалены нотами», помните, что самое главное — продолжать играть, поэтому просто пропустите вещи, которые ваш «глазной скан» не может полностью переварить.
Когда вы читаете с листа, помните, что, если музыка слишком сложная, от вас требуется только передать «суть», или даже немного «блефа» в чрезвычайных ситуациях.
Наконец, хотя я и старался избегать слов «много тренируйтесь» — это всё-таки правда! В подростковом возрасте я был ужасным чтецом с листа, потому что никогда этим не занимался. На самом деле, это было то, что люди называли «величайшим даром», который также оказался моим самым серьёзным недостатком в этой области: я мог легко уловить любую ноту на слух. Я обычно заставлял своего учителя проигрывать мне пьесы или слушал записи, и учил музыку таким образом.
Когда я был студентом, у нас были уроки игры с листа на фортепиано с классом около 5 человек, и я всегда держался позади — слушал других, а затем притворялся, что играю с листа. Пока однажды профессор мне не сказал: «Марк, ты всегда идёшь последним. Почему бы тебе не пойти первым для разнообразия?». После она добавила: «Если ты будешь уделять всего 15 минут в день на чтение с листа, ты сделаешь огромный прогресс». Я так и поступил, и она оказалась права.
Реальность такова, что некоторые люди «прирождённые чтецы». Композитор и пианист Арнольд Бакс мог прочесть оркестровую партитуру, какой бы сложной она ни была. Однажды кто-то спросил его, как ему это удаётся, и он попросил бросить горсть камней в воздух. В результате он мгновенно смог подсчитать точное число брошенных камней.
Послесловие
Традиционно считается, что на классической гитаре читать с листа труднее, чем на фортепиано, так как любая нота существует в нескольких вариантах на грифе. Несмотря на это, чтение с листа является важнейшим навыком и для гитаристов. Пожалуй, можно дать следующие советы.
- Читайте с листа полчаса или двадцать минут в день. Просто открывайте какой-нибудь сборник этюдов и играйте всё подряд. Предварительно убедитесь, что эта музыка технически лёгкая для вас. Таким способом вы приятно проведёте время и расширите свой кругозор, ежедневно играя «свежую» (незнакомую для себя), но при этом лёгкую технически музыку, концентрируясь не на технике, а на самой музыке.
- Как можно больше записывайте музыку. Записывайте нотами всё, что удалось сочинить или подобрать на слух.
Лично для меня, до какого-то определённого момента, самым мучительным было разучивание абсолютно новой пьесы по нотам — в час по чайной ложке, с большим количеством ошибок и даже неверным заучиванием некоторых нот, которые потом приходилось мучительно исправлять.
Потом я стал делать собственные «гениальные» редакции произведений, переписывая нотный текст, добавляя туда от себя отдельные ноты, аккорды и меняя аппликатуры. В конечном счёте «копание в нотах» стало даже приятным занятием.
Источник