Как улучшить навык фортепиано

Техника игры на фортепиано: как улучшить

Когда речь заходит о фортепианной технике, в виду имеют совокупность практических умений, навыков и особых приемов игры на инструменте, которые музыкант использует для художественного и звукового оформления композиции. Но даже если начинающий пианист все делает правильно, прилежно занимается, и у него вроде бы получается наигрывать узнаваемые произведения, добиться исключительности звучания, отличающей настоящего мастера от множества любителей сложно. Как часто мы бывали свидетелями идеального воспроизведения нот, но не поддавались воздействию игры? С другой стороны, есть совсем юные дарования, первыми аккордами произведения способные захватить воображение окружающих. В чем же дело?

Чтобы ответить на вопрос, нужно усвоить, что техника – это не только набор практических параметров игры, таких как скорость и чистота исполнения. В технике есть одно правило, о котором от упорства и старания сделать как надо исполнители забывают – думайте, прежде чем воспроизвести ноту . Пианист – музыкальный актер. Он должен владеть всеми оттенками звуковой палитры и заставлять мелодию менять свои повороты без приложения видимых усилий. Этой легкости можно добиться только детальным обдумыванием произведения как во время подготовки, так и исполнения.

Читайте также:  Гитара задания для детей

Молодые пианисты редко обращают внимание на движение и форму рук. Между тем, многие ученики все произведения исполняют в одной манере – динамика и скольжение пальцев одинаковы вне зависимости от звуковой фактуры и темпа мелодии. Приняв стандартную позу в начале игры, кисти ставят заключительный аккорд в том же положении. Движения профессионалов многообразны. Их руки создают рисунок, кажется, что они не успевают касаться клавиш. Какова музыка – таковы и движения. Если композиция медленная, тихая – движение рук мягкое и спокойное. Если звучат величественные мотивы – руки энергичны, кончики пальцев обострены. Динамика пальцев и рук – простая истина, но, как и многие другие приемы техники игры на фортепиано, далеко не всегда она так очевидна преподавателям и начинающим исполнителям.

Вопросу отработки техники следует уделять особое внимание на первых парах обучения, до завершения формирования пианистического аппарата ученика, которое происходит в течение первого года обучения. Для этого нужно использовать специальный инструктивный материал – фортепианные методики упражнений, гаммы, этюды – комплекс, в котором музыкальные и технические задачи органично переплетаются.

Но упражнения – это не столько механическое действие, сколько психический или даже психофизический процесс. Дополнительные тренировки и альтернативные способы развития технической стороны таланта помогут пойти дальше уровне музыкальной школы и стать настоящим пианистом.

Как улучшить технику игры на фортепиано?

У этого вопроса самый очевидный ответ – тренировками. Ниже приведены два компонента, на которые нужно обратить особое внимание.

Легкость игры профессионалов побуждает некомпетентных зрителей и малоопытных исполнителей думать, что движение их пальцев произвольно. Но нужно запомнить – в правильной игре на инструменте нет произвольных движений.

Каждый удар по клавише – результат многочасовых тренировок, осмысления и представления композиции. Весь процесс движения пальцев по клавишам инструмента должен быть продуман и отработан. Пусть скорость игры сначала будет медленной – это нужно, чтобы адаптировать моторику и не делать лишние ошибки. Если играя произведение, Вы попадаете на неправильную ноту, остановитесь и повторите отрывок еще раз, исправив себя. Полностью концентрируйтесь на каждом своем действии, продумывайте все заранее. Вы должны предугадать свою ошибку и не допустить ее.

Развитие физических возможностей пальцев

Скорость перемещения пальцев рук по клавишам инструмента зависит от адаптации мышц и быстроты реакций головного мозга. Если мелкая моторика развита хорошо, адаптация к клавишам и пройдет быстро, но если шнуровка ботинок, и печать на клавиатуре компьютера отнимают у Вас много времени, техника игры на фортепиано тоже не покорится быстро. Кроме того, роль здесь играет и возраст человека – чем младше ученик, тем быстрее его пальцы поддаются тренировке.

>Обратите внимание – важна не только скорость перемещения пальцев, но и соблюдение ритма нажатия клавиш. Для тренировки этого компонента игры нужно делать паузы между нажатиями клавиш, при этом ударяя по каждой из них чуть сильнее, чем следует – руки должны привыкнуть к Вашим действиям. Пусть сначала игра будет медленной и громкой, но по мере приобретения практики, Вы сможете прибавлять скорость, и делать нажатие более мягким. Ваша цель – плавное и быстрое скольжение.

Упражнения:

Раскрепощение рук

Учитесь раскрепощать руки. Кисти не должны испытывать напряжение. Чтобы помочь себе на первых этапах используйте плоскость. Положите руки на стол так, чтобы локти оказались прижатыми к поверхности. Максимально высоко поднимите палец и легко ударьте им по столу. Поочередно повторяйте упражнение для обеих рук в течение 5-7 минут. Помните: кисти должны быть расслаблены.

Играйте руками поочередно. Когда Вы задействуете одну руку, на нее возлагается максимально возможная нагрузка, и мышцы работают на полной мощности. Поскольку пальцы рук не задействованы одновременно, не прерывая работу, Вы сокращаете время отдыха между подходами и тренировка проходит быстрее. Кроме того, равномерное распределение нагрузки поможет если не выровнять руки, то быть готовым к более активному использованию обеих кистей. Упражнения для беглости нужно выполнять по несколько подходов длинной в 10-15 минут ежедневно. Тренируйте мелкую моторику на клавиатуре – это отличная возможность применить свой планшет или компьютер для благой цели.

Упражнения с гаммами

Учите и проигрывайте самые частные гаммы в разных тональностях.

Постоянно повторяйте заученные гаммы и доводите их до совершенства. Если Вам нравится какое-то музыкального стиля, тренируйтесь на специфических гаммах выбранного направления. Самое главное – отлаженные движения и чувство клавиатуры.

Мысленно воспроизводите музыкальные композиции

Ориентируясь на нотный текст, проигрывайте мелодию в уме. Сначала будет тяжело составить все произведение сразу, но продолжая тренировки Вы добьетесь результата.

Учитесь у кумиров

Пользуйтесь возможностями сети Интернет. Отберите видеозаписи с игрой наиболее знаменитых пианистов и просматривайте их несколько раз в день. Следите за манерой движений, способами достижения гармонии техники и инструмента.

Достижение успехов в технике игры на фортепиано зависит от Вашего трудолюбия и музыкального ума. Развивая беглость пальцев, не забывайте о связи с произведением, думайте о нем, представляйте свою игру. Владение инструментом – это не только практика навыков, но и содержание композиции, которое задаете Вы сами. Удачи!

Источник

Работа над техникой фортепианной игры – на скорость

Техника игры на фортепиано представляет собой совокупность умений, навыков и приёмов, с помощью которых достигается выразительное художественное звучание. Виртуозное владение инструментом – это не просто технически грамотное исполнение произведения, но и соблюдение его стилистических особенностей, характера, темпа.

Фортепианная техника – это целая система техник, главные компоненты этой системы: крупная техника (аккорды, арпеджио, октавы, двойные ноты); мелкая техника (гаммообразные пассажи, разнообразные мелизмы и репетиции); полифоническая техника (умение играть несколько голосов вместе); артикуляционная техника (правильное исполнение штрихов); техника педализации (искусство применения педалей).

Работа над техникой музицирования, помимо традиционной скорости, выносливости и силы, подразумевает чистоту и выразительность. Она включает в себя следующие этапы:

Развитие физических возможностей пальцев . Главной задачей начинающих пианистов является раскрепощение рук. Кисти должны двигаться плавно и без напряжения. Отрабатывать правильную постановку рук на весу сложно, поэтому первые уроки выполняют на плоскости.

Упражнения на развитие техники и скорости игры

Не менее важно!

Контакт с клавиатурой. На начальных этапах работы над фортепианной техникой важно развивать чувство опоры. Для этого запястья опускают ниже уровня клавиш и извлекают звуки за счёт веса кистей, а не силы пальцев.

Инерция. Следующим шагом будет игра по одной линии – гаммы и простые пассажи. Важно помнить, что быстрее темп игры, тем меньший вес приходится на руку.

Синхронизация. Умение гармонично играть всей кистью начинается с изучения трелей. Затем необходимо наладить работу двух несоседних пальцев, с помощью терций и ломаных октав. На заключительном этапе можно переходить к арпеджиато – непрерывной и полнозвучной игре со сменой рук.

Аккорды. Существует два способа извлечения аккордов. Первый – «от клавиш» – когда пальцы изначально располагаются над нужными нотами, а затем коротким, энергичным толчком извлекается аккорд. Второй – «на клавиши» – пассаж производится сверху, без предварительной постановки пальцев. Этот вариант технически более сложный, но именно он даёт лёгкое и быстрое звучание произведения.

Аппликатура. Порядок чередования пальцев подбирают на начальном этапе разучивания произведения. Это поможет в дальнейшей работе над техникой, беглостью и выразительностью игры. Авторские и редакционные указания, приведённые в музыкальной литературе, нужно учитывать, но гораздо важнее подобрать свою собственную аппликатуру, которая будет комфортна для исполнения и позволит наиболее полно передать художественный смысл произведения. Новичкам следует придерживаться простых правил:

  • Для любого упражнения или пассажа аппликатуру необходимо записывать
  • Нагрузка на пальцы должна быть равномерной. В быстрых последовательностях необходимо следить за тем, чтобы повторения встречались как можно реже.
  • Дисциплина. У молодых пианистов возникает искушение подменять более слабые пальцы, безымянный и мизинец, сильным средним. Необходимо уделять должное внимание тренировкам гармоничного развития всей кисти.

Динамика и артикуляция. Разучивать произведение нужно сразу в указанном темпе, учитывая знаки экспрессии. Никаких «учебных» ритмов быть не должно.

Овладев техникой игры на фортепиано, пианист приобретает навык музицировать естественно и непринужденно: произведения приобретают полноту и выразительность, а утомляемость исчезает.

Источник

Как преодолевать технические трудности в игре на фортепиано? Полезное для учащихся музыкальных школ и училищ

Бывает так, что недостаточная техническая подготовка не позволяет пианисту сыграть то, что ему хочется. Поэтому заниматься упражнениями на развитие техники нужно ежедневно, хотя бы по полчаса. Только тогда всё сложное разрешается и получается, и появляется техническая свобода, позволяющая забыть о трудностях и целиком отдаться воплощению музыкального образа.

В данной статье мы расскажем о нескольких эффективных методах преодоления технических сложностей. Вначале – ключевая мысль. Она такова: любое сложное состоит из чего-нибудь простого. И это не секрет! Главной чертой всех методов, которые вам будут представлены, как раз и будет работа над разложением сложных мест на простые элементы, проработка этих элементов по отдельности, а затем очередное соединение простых вещей между собой в целое. Надеюсь, не запутались!

Итак, про какие методы технической работы на фортепиано мы будем говорить? Про метод остановок, темповых метаморфоз, смену рук, про метод накопления и про игру гамм . Теперь обо всём последовательно и обстоятельно. Не будем обсуждать игру отдельными руками – здесь и так всё ясно: играть партии отдельно правой и левой руки жизненно необходимо.

Метод «остановок»

Многовариантное упражнение «остановки» заключается в том, что пассаж разделяется на несколько частей (пусть даже две). Только делить нужно не как попало, а так, чтобы каждую часть в отдельности было легко сыграть. Обычно местом деления становится нота, на которой происходит подкладывание первого пальца или то место, где требуется серьёзно переместить руку (это называется поменять позицию).

Заданное количество нот играется в быстром темпе, потом мы останавливаемся, чтобы проконтролировать наши движения и приготовить следующий «забег». Сама остановка максимально освобождает кисть руки и даёт время сконцентрироваться для подготовки к последующему пассажу.

Иногда остановки выбираются соответственно ритмическому рисунку музыкального произведения (например, через каждые четыре шестнадцатые). В этом случае после проработки отдельных фрагментов, их можно склеивать – то есть соединять, чтобы останавливаться в два раза реже (уже не через 4 ноты, а через 8).

Иногда остановки делаются и по другим причинам. Например, контролирующая остановка перед «проблемным» пальцем. Скажем, какой-нибудь четвёртый или второй палец нечётко играет свои ноты в пассаже, тогда мы его специально выделяем – останавливаемся перед ним и делаем его приготовление: замах, «ауфтакт», или просто репетируем (то есть повторяем) его несколько раз («играй уже, собака такой!»).

Во время занятий требуется предельная собранность – мысленно следует представлять группу (внутренне предслышать), чтобы не пропустить остановку. При этом кисть руки должна быть свободной, звукоизвлечение ровным, чётким и лёгким. Упражнение можно варьировать, оно способствует быстрому усвоению текста и аппликатуры. Движения автоматизируются, появляется свобода и виртуозность в исполнении.

Пробегая пассаж, важно не зажимать руку, не стучать и не скользить поверхностно по клавишам. Каждая остановка должна быть проработана хотя бы по 5 раз (это займёт много времени, но даст желаемый результат).

Игра гамм во всех тональностях и видах

Гаммы разучиваются попарно – минорная и мажорная параллельные и играются в любом темпе в октаву, терцию, сексту и дециму. Вместе с гаммами изучаются короткие и длинные арпеджио, двойные ноты и септаккорды с обращениями.

Скажем по секрету: гаммы для пианиста – всё! Тут вам и беглость, тут вам и сила, тут вам и выносливость, и чёткость, и ровность, и ещё множество полезных фишек. Поэтому просто полюбите работу над гаммами – она действительна приятна. Представьте, что это массаж для ваших пальчиков. А вы ведь их любите? Играйте по одной гамме во всех видах ежедневно, и всё будет здорово! Упор делают на тональности, в которых написаны произведения, присутствующие в программе на данный момент.

Руки во время исполнения гамм не должны быть зажаты (они вообще никогда не должны быть зажаты), звук крепкий (но музыкальный), синхронность идеальная. Плечи не подняты, локти не прижаты к телу (это сигналы зажатости и технических ошибок).

В игре арпеджио не следует допускать «лишних» движений корпуса. Дело в том, что этими самыми движениями корпуса подменяются истинные и необходимые движения рук. Отчего двигают корпусом? Оттого что пытаются перемещаться по клавиатуре, от малой октавы к четвёртой, с прижатыми к телу локтями. Так не годится! Двигаться должен не корпус, двигаться должны руки. Во время игры арпеджио движение вашей кисти должно напоминать движение скрипача в тот момент, когда он плавно ведёт смычок (только траектория движения руки скрипача – по диагонали, а ваша траектория будет горизонтальной, так что, наверное, лучше подсмотреть эти движения даже не у скрипачей, а у виолончелистов).

Увеличение и уменьшение темпа

Быстро умеет играть тот, кто умеет быстро думать! Это простая истина и ключ к такому умению. Если вы хотите сыграть сложное виртуозное произведение в быстром темпе без всяких «аварий», то нужно научиться играть его ещё быстрее, чем требуется, при этом должны соблюдаться фразировка, педализация, динамика и всё остальное. Главная цель применения этого метода – научиться контролировать процесс игры в быстром темпе.

Поиграть в более высоком темпе можно всё произведение, а можно проработать таким же образом только отдельные сложные пассажи. Однако, есть одно условие и правило. В «кухне» ваших занятий должны царить гармония и порядок. Недопустимо играть только быстро или только медленно. Правило такое: сколько раз сыграли произведение быстро, столько же раз проигрываем его медленно!

Про медленную игру мы все знаем, но почему то иногда ею пренебрегаем, когда нам кажется, что всё и так получается. Запомните: медленная игра – умная игра. И если вы не в состоянии проиграть выученное наизусть произведение в замедленном темпе, значит, вы его не выучили, как следует! В медленном темпе решаются многие задачи – и синхронизации, и педализации, и интонации, и аппликатуры, и контроля, и слуха. Выбирайте одно какое-нибудь направление и следите за ним в «замедленной» съёмке.

Обмен между руками

Если в левой руке (например) встречается технически неудобный рисунок, целесообразно играть его на октаву выше правой, для концентрации внимания на этой фразе. Ещё один вариант заключается в полной смене рук (но он подходит не для каждого произведения). То есть партия правой руки разучивается левой и наоборот – аппликатура, конечно, меняется. Упражнение весьма трудно и требует большого терпения. В результате не только разрушаются технические «неподъёмности», но и возникает слуховая дифференциация – ухо почти автоматически отделяет мелодию от аккомпанемента, не давая им угнетать друг друга.

Метод накопления

Про метод накопления мы уже сказали пару слов, когда обсуждали игру с остановками. Он состоит в том, что пассаж проигрывается не весь сразу, а постепенно – сначала 2-3 ноты, затем к ним добавляются остальные по одно до тех пор, пока не сыгран весь пассаж отдельными руками и вместе. Аппликатура, динамика и штрихи – строго одни и те же (авторские или редакторские).

К слову, накапливать можно не только с начала пассажа, но и с его конца. Вообще, полезно учить отдельно концы пассажей. Ну а если вы проработали сложное место методом накопления слева направо и справа налево, то вы не запнётесь, даже если захотите запнуться.

Источник

Оцените статью