Как улучшить звук цифрового пианино

Как улучшить звучание цифрового пианино или синтезатора

Наверное, каждый обладатель цифрового пианино или синтезатора хотя бы один раз задавал себе вопрос: «А можно ли улучшить звучание фортепианного тембра моего клавишного инструмента?». И сегодня мы поговорим о способах улучшения звука вашего музыкального инструмента.

Прежде всего, нам следует конкретизировать, что именно нас не устраивает. Рассмотрим три типичных варианта:

1. Нам не нравится звучание синтезатора (цифрового пианино) через его колонки, тогда как звук в наушниках нас вполне устраивает.

2. Нас не устраивает звучание клавишного инструмента в наушниках. Звук из колонок для нас не принципиален (так как чаще всего мы играем в наушниках).

3. Нас не устраивает звучание как в наушниках, так и из колонок синтезатора (цифрового пианино).

Начнем рассматривать варианты улучшения звучания тембра фортепиано в предложенном порядке:

1. Нам не нравится звучание синтезатора (цифрового пианино) через его колонки, тогда как звук в наушниках нас вполне устраивает

Звучание электронного инструмента можно значительно улучшить, подключив внешнюю акустическую систему. Если у вас нет системы Hi-Fi или хорошего музыкального центра, то вполне подойдут активные стереофонические мультимедиа-колонки (от 20 ватт на канал) уровня SVEN SPS-700 или Microlab SOLO-1 (приблизительно от 1500 рублей). Еще более лучшим вариантом будет использовать трехкомпонентную акустику, например Edifier HCS2330 (приблизительно от 3600 рулей). Для подключения внешней акустики используйте линейный выход музыкального инструмента, а при отсутствии оного — выход на наушники.

Читайте также:  Musescore ноты для гитары

2. Нас не устраивает звучание клавишного инструмента в наушниках. Звук из колонок для нас не принципиален (так как чаще всего мы играем в наушниках)

Другими словами вас не устраивает звучание генератора звука и (или) предварительного усилителя вашего цифрового пианино (синтезатора). Именно такой звук подается на линейный выход аппарата, и именно его вы слышите в наушниках.

Улучшение звучания клавишного инструмента достигается за счет его подключения к компьютеру (ноутбуку) и использованию внешнего по отношению к инструменту генератора звука.

Прежде всего, необходимо убедиться в наличии MIDI-выхода (выход для подключения к компьютеру) у вашего клавишного инструмента (обратитесь к документации и ознакомьтесь с описанием всех имеющихся интерфейсов, нам нужен MIDI IN/OUT). В случае отсутствия у вашего инструмента миди-выхода улучшить звучание не получится.

Midi-разъемы бывают двух типов – традиционные круглые 5-контактные и обычные квадратные USB типа «B», как на периферийных устройствах (принтерах, сканерах и т.д.). Последние гораздо удобнее, поскольку не требуют специального входа на звуковой плате компьютера, а также соответствующего шнура (MIDI-кабеля). Если же у вас 5-контактный MIDI-разъем, то вам придется купить MIDI-кабель (их сейчас огромное множество, главное чтобы кабель позволял инструмент к порту USB, который присутствует в абсолютно любом компьютере или ноутбуке).

Далее подключаем наш музыкальный инструмент к компьютеру. Для уменьшения задержек при нажатии на клавиши инструмента лучше всего использовать протокол ASIO. Если в вашем компьютере установлена звуковая карта с поддержкой ASIO (как правило, если вы не приобретали звуковую карту отдельно, то ваша карта без поддержки ASIO). В таком случае можно задействовать встроенный звук с универсальным драйвером ASIO — asio4all (tippach.business.t-online.de/asio4all/, сейчас там есть даже русская локализация).

Еще нам понадобится программное пианино, использующее принцип физического моделирования звука: Modartt Pianoteq (www.pianoteq.com) или 4Front TruePianos (www.truepianos.com).

Скачайте и установите универсальный драйвер asio4all, а также программное фортепиано, все они имеют интерфейс в виде рояльной клавиатуры, на которой можно что-нибудь сыграть мышкой или клавиатурой компьютерной. Не очень удобно, конечно, но для определения задержки вполне достаточно. Послушайте, нет ли треска и проглатывания звуков, если есть — придется увеличить задержку в настройках asio4all; если нет — задержку можно уменьшить. Попробуйте поиграть другими параметрами asio4all — отключите вход аудио-карты, установите буфер ASIO в 1024, отключите аппаратный буфер карты и установите максимальное количество буферов ядра. Какие-то параметры чаще всего можно настроить и в программном рояле.

Все звучит чистенько и задержка устраивает? Замечательно, можно подключать наушники к компьютеру (ноутбуку) и наслаждаться звуком рояля. Если же все усилия напрасны и приемлемой задержки получить не удалось (очень давно с таким не встречался) — придется приобретать звуковую плату с аппаратной поддержкой ASIO (в этом случае asio4all нужно будет удалить).

3. Нас не устраивает звучание как в наушниках, так и из колонок синтезатора (цифрового пианино)

Самый сложный вариант. Для улучшение звучания придется проделать все операции, описанные в пункте 2. После этого линейный выход компьютера (ноутбука) можно попробовать подключить к линейному входу (при наличие) вашего цифрового пианино. Если качество звука вас устраивает, то можно играть и слушать звук через акустику инструмента. Если линейный вход в клавишном инструменте отсутствует или качество звука из его колонок вас не устраивает, то можно подключить внешнюю акустику (смотри пункт 1).

Источник

Как улучшить звук цифрового пианино

Основные аспекты программной обработки пианино и фортепиано.

Согласно внутренней статистике нашего сервиса, гости активно интересуются способами обработки пианино с помощью плагинов и программных комплексов. Редакция принимает решение создать отдельную информационную ветку, свои вопросы и наблюдения, пожалуйста, оставляйте в комментариях к статье.

С чего начинается обработка фортепиано

Как и во многих других случаях подготовки фонограмм, работа начинается с исходного материала. Верх профессионализма и высокого качественного уровня принято считать натуральную запись музыкального инструмента. В этом случае музыкант получает отличную возможность подчеркнуть красоту живого выступления, раскрыть его лучшие стороны: технику игры, оттенок звучания, пространственные показатели.

На второе место мы ставим игру на MIDI-клавиатуре с программным VSTi. В этом случае сохраняются интервальные характеристики и сила нажатия на клавиши. Однако цифровой синтетический звук не сможет превзойти хороший качественный рояль или фортепиано, записанный на профессиональные микрофоны.

На последнее место мы определяем «выставление кубиков» в секвенсоре, например, FL Studio. В этом случае необходимо настраивать velocity для каждой ноты или кубика, стараться добиться натуральной техники игры.

Исходя из этих трёх направлений мы можем определить стоит ли использовать готовый сэмпл из библиотеки, докручивать ноты VSTi в FL Studio или записывать новую партию музыкального инструмента на микрофон. В любом случае, исходник должен быть качественным и отвечать требованию уникальности музыкального инструмента, будь то игра на клавишах пианино, движение пальцев по струнам, сила воздушных потоков в трубе или амплитуда взмахов тамбурина.

Клавиши фортепиано. Фото с сайта www.pixabay.com

Какими плагинами обрабатывать фортепиано

Когда мы определились с исходной записью, необходимо определиться с комплексом программной обработки звучания. В нашем творческом ремесле оперировать золотыми правилами неуместно, поэтому рассмотрим общепринятую практику.

Пианино станет более выразительным, если добавить слабое компрессирование с большими параметрами атаки и релиза. Однако это правило может навредить сэмплированному пианино, поэтому имеет место проверить как действует компрессор на наш исходный материал с помощью Waves CLA-2A ввиду его «бережной» едва заметной обработки сигнала.

Надо сказать, что компрессия фортепиано требует экспериментального подхода, музыкант должен проверить звучание инструмента с различными компрессорами и лимитерами, например, компании Waves, а уже потом делать вывод об уместности применения компрессора в целом. Звучание пианино легко испортить компрессором за счет специфики музыкального инструмента, будьте внимательны и опирайтесь на собственные слуховые возможности.

Не забываем смотреть на частотный диапазон с помощью графического анализатора, который чаще встроен в EQ. Если нет слуховых замечаний и пиковых значений в анализаторе, аккуратно пробуем добавить прозрачность в частоте 2-4кГц, атаку в области 8кГц. Здесь также нет золотого правила, бывают случаи, когда полезные частоты нашего рояля лежат в другом диапазоне — внимательно смотрим и слушаем.

Следует добавить, что задачи по обработке также бывают разными, помимо пробивной атаки или воздушной прозрачности, перед нами может стоять задача получения глухого хвоста за счёт реверберации со спадом в верхах.

Пианино невеста и море. Фото с сайта www.pixabay.com

Пространственная обработка пианино

Пожалуй самая интересная и самая красочная часть софтовой обработки является создание «души фортепиано» и пространства, в котором будет жить наша душа. Именно этот вид обработки заставляет жить и дышать наш материал.

Среди основных инструментов можем использовать плагины стерео базы, сатураторы, эхо машины и различные ревербераторы с эмуляциями концертных залов. Стерео расширители применяем аккуратно, потому-что есть возможность чрезмерно растянуть звук и уйти от тонкого и чувственного исполнения. Стерео плагин скорее подойдёт для управления каналами как самого звука, так и его эффектов.

Хорошие показатели демонстрируют плагины моделирования пространств на основе импульсных алгоритмов. Например, SIR — достойный импульсный ревербератор от разработчика Knufinke. Плагин вобрал в себя все необходимые эмуляции пространств и не требователен к ресурсам.

Сам по себе эффект «эхо» трудно назвать обработчиком, ведь он вносит некий характер в окраску звучания. При обработке фортепиано можно применять эхо, тем более если применимость имеет творческую составляющую и украшает звучание.

Пример последовательности подключения плагинов в модуле Mixer

1. Эквалайзер. В начале убираем мутные составляющие, добавляем верхних красок, подчеркиваем динамику и тембр.

2. Сатуратор. Ламповый плагин добавит теплоты, при необходимости полезных искажений.

3. Дилэй. Эхо добавляет окраску, творческую задумку к записи фортепиано.

4. Компрессор. Применяется редко, однако есть мировая практика применения сильно скомпрессированного сигнала пианино, но это больше как уникальный случай. Чаще едва заметная компрессия сохраняет запись и придаёт определенную остроту.

5. Эксайтер. В конце цепи эффектов можно поставить, например, Waves Aphex Vintage Exiter. Он добавить яркости и присутствия звуку рояля.

6. Цепь из пяти эффектов отправляем на FX-канал с ревербератором, оживляем звучание и заставляем фортепиано литься и сверкать подобно хрустальному ручью.

На этом наш обзор завершается, мы разобрали одну из техник для обработки звука пианино, в следующих обзорах мы будем говорить об особенности обработки других музыкальных инструментов и применении программных комплексов. Оставайтесь с нами, желаем творческих успехов!

Источник

Как настраивать и подключать синтезатор?

Одним из преимуществ покупки синтезатора считается отсутствие необходимости тратить время и деньги на его регулярную настройку. Действительно, в плане обслуживания электронный клавишный инструмент неприхотлив в сравнении со своим акустическим собратом. Однако, если долгожданную модель Yamaha или Casio только что привезли из магазина, владельцу придётся самостоятельно установить, подключить и настроить синтезатор.

Как настроить синтезатор: первые шаги

Для начала корпус синтезатора необходимо закрепить на специальной стойке – компактной конструкции, регулирующей высоту расположения инструмента. Без подставки играть будет крайне неудобно, поэтому сразу позаботьтесь об её приобретении.

Затем «клавиши» нужно подключить к сети и нажать кнопку «power». Теперь синтезатор готов для музыкальных экзерсисов. Пробегите пальцами по клавиатуре, чтобы проверить работу устройства. Слышите звуки игры фортепиано? Это стандартное звучание, заданное производителем по умолчанию. При желании вы можете легко его изменить и инструмент «заговорит», к примеру, голосом гитары, даже если вы не подключите гитару к синтезатору. Чтобы настроить звучание, воспользуйтесь кнопкой “tone”. Она выводит в режим выбор инструмента, где пользователю потребуется набрать на цифровой клавиатуре номер нужного «голоса» и нажать “+”. После этого синтезатор воспроизводит гитарные аккорды, скрипичные переливы, органные раскаты – всё, что вы захотите.

Можно настроить клавиши таким образом, что исполняемая мелодия зазвучит в определённом музыкальном ритме – вальсе, латино, польки, и т. д. Для этого нажмите кнопку «rhythm» (ритм, стиль) и аналогично наберите на дисплее порядковый номер интересующего стиля. Переберите разные ритмы – оцените возможности вашего инструмента. Игра на клавишной «электронике» станет красивее и нежнее, если вы присоедините демпферную педаль к синтезатору. Данная принадлежность представляет собой двухпозиционную кнопку со шнуром, на которую пианист, музицирования, нажимает ногой. Педаль несколько глушит резкий звук, за счёт чего мелодия становится приятнее слуху. Подключается демпферное устройство к разъёму sustain.

Как подключить синтезатор к усилителю?

Устройство электронных клавишных позволяет сочетать музыкальный инструмент с различными приспособлениями – подключать «клавиши» к ресиверу, к пульту, к компьютеру, а также устанавливать микрофон на синтезатор. Если вы хотите немного усилить громкость синтезатора в домашних условиях, проще всего будет подключить его к колонкам. Колонки подойдут любые – даже обычные компьютерные, однако предпочтительнее выбрать активные стереофонические мультимедийные устройства типа Microlab SOLO-1. Подключение осуществляется через оптико-цифровой или линейный выход (audioout). Им же можно воспользоваться, если вы ищете, как подключить синтезатор к музыкальному центру или к домашнему кинотеатру.

Что делать, если нужный разъём отсутствует? В этом случае шнур колонок подключается к выходу, предназначенному для наушников (он есть практически во всех моделях электронных клавишных).

Если вы планируете использовать синтезатор для серьёзной студийной работы или выступлений на музыкальных площадках, отдайте предпочтение широкополосным комбоусилителям. Эти компактные устройства позволяют значительно улучшить качество и повысить громкость звука. Теоретически, электронный клавишный инструмент можно подключить к более распространённому гитарному комбоусилителю, однако такой «комбик» не в состоянии в полной мере охватить пианинный диапазон. Вот почему знатоки рекомендуют приобрести стереосистему, рассчитанную именно на синтезатор. Какой шнур потребуется, чтобы соединить синтезатор и звукоусиливающую аудиосистему? Обычно используются инструментальные кабели с разъёмом ¼ (6, 35 мм) TRS или jack.

Итак, вы подключили своё электронное пианино к усилителю и оцениваете качество производимого звука. Слышите красивые, насыщенные и при этом чистые аккорды? Значит, вам повезло с техникой – играйте и наслаждайтесь. Если же на заднем плане ощущается некий шум вроде шипения и потрескивания, необходимо найти источник проблемы и решить её. Так почему синтезатор фонит чаще всего? Причины, как правило, кроются в неправильно подобранном блоке питания или в наспех купленных дешёвых колонках. Звуковые помехи и посторонние шумы так же могут наблюдаться, если у вас старый синтезатор. Чтобы определить, какая часть музыкальной студии нуждается в ремонте, вслушайтесь, как инструмент звучит с усилителем и как — без него.

Источник

Оцените статью