Как установит бридж для гитары

Настраиваем бридж на вашей гитаре

Гитара — инструмент, который нужно уметь настраивать самостоятельно. У электрогитар как правило регулируется мензура и высота струн. Если вы научитесь делать это без помощи гитарных мастеров, сможете сэкономить кучу времени на поездках к ним. Новые гитары вообще нужно настраивать всегда. Некоторые производители настраивают инструменты достаточно хорошо, однако это скорее редкость, чем правило. И надо понимать что каждый гитарист — индивидуальность и понятие об удобстве у него своё. Итак, сегодня мы научимся настраивать бридж и убедимся, что вы получаете от вашей гитары максимум.

Но что делать со старыми гитарами? Теми, на которых вы играете уже давно и дольше всех? Вы наверняка их уже настраивали много раз и думаете что больше с ними делать ничего не нужно. Но увы, это не так. Прямой гриф и хорошо закрученные саморезы и болты — это ещё не всё. Постоянная смена струн, годы игры, концертов, перевозок инструмента — всё это часто является причиной, по которой инструмент опять может нуждаться в базовой настройке.

Спустя годы после приобретения механические части изнашиваются, а также просто двигаются относительно тех настроек, которые вы уже делали. Если вы давно не проверяли такие вещи как высоту бриджа и правильное интонирование (мензуру) гитары, то как раз сейчас это стоит сделать, особенно если вы поменяли калибр струн.

Читайте также:  Гаммы для гитары с аппликатурами

У более толстых струн более сильное натяжение. Они тянут гриф сильнее, чем тонкие струны, так что прогиб грифа меняется в зависимости от калибра струн, которые вы используете. Если струны у вас близко к грифу, так называемый low action, то даже небольшое изменение калибра струн сильно сказывается на звучании гитары в худшую сторону.

Более толстые струны сидят выше на бридже. Например, если вы поменяете толстую струну с .046” на .048” или даже .050”, то центр струны сместится относительно бриджа на пару тысячных дюйма. казалось бы, это немного, но если учесть, что прогиб грифа тоже увеличится, получается, что для того чтобы струна коснулась ладов на грифе, её нужно тянуть больше. Отсюда выплывают проблемы с интонированием, всего-то пару герц, но гитара не строит.Не настолько сильно чтобы совсем на ней не играть, но уже достаточно неприятно, чтобы это не замечать.

К счастью, простая регулировка бриджа может исправить ситуацию. Это самые важные основы, которые должен знать каждый гитарист. Вам понадобится несколько инструментов. Набор зависит от того, какой бридж у вас на гитаре. Независимо от гитары вам нужны линейки с делениями 1 мм и 0,5 мм — для измерения высоты струн над грифом, хороший хроматический тюнер и полотенце или ткань, чтобы не поцарапать гитару.

Самое первое что нужно сделать — поставить на гитару новые струны и настроить её. Проверяйте строй периодически, когда будете регулировать бридж, т.к. новые струны тянутся, а при регулировке бриджа строй также меняется. Для регулировки высоты бриджа или сёдел могут понадобиться шестигранные ключи и отвёртка. Если гитара с тремоло и тремоло находится под углом, нужно это отрегулировать натяжением пружин. Надо помнить, что пружины надо крутить одинаковое число раз, чтобы натяжение распределялось симметрично.

Теперь отрегулируем высоту струн над грифом. Настройте гитару и измерьте высоту каждой струны над 17 ладом. Высота измеряется от лада до нижней части струны. Минимальная допустимая высота — 4/64” (1.6 мм) над 17 ладом. Gibson рекомендует 3/64” (1.16 мм) между первой струной и 15 ладом, и 5/64 (1.98 мм) между шестой струной и 15 ладом на грифе. Параметры могут варьироваться, но как правило, если вы играете, легко касаясь грифа, low action для вас будет более удобен. Гитаристам, которые вкладываются в удар по струнам сильнее, а также если вы играете со слайдом, струны нужно поднимать повыше относительно грифа, чтобы не было неприятных призвуков.

Кажде седло в бридже на любой из моделей стратокастеров регулируется двумя болтиками, так что вы можете отрегулировать высоту каждой струны индивидуальноe. Подберите подходящий шестигранник и ровно отрегулируйте каждое седло. По часовой стрелке — седло поднимается, против — опускается. Не торопитесь крутить болты. поворачивайте не больше чем на четверть оборота, следите за тем, чтобы седло было параллельно поверхности гитары. Если седло будет не параллельно, это плохо сказывается на звуке и удобстве игры.

После того, как высота отрегулирована, настройте струну заново и попробуйте поиграть на ней. Проверьте каждую ноту на каждом ладу, есть ли звон там, где его быть не должно. Если струна звенит или звучит также как на соседнем ладу, вы опустили струну слишком низко.

У телекастеров есть несколько вариантов бриджей. Один из них такой же как и на стратокастерах и настройка его ничем не отличается от того, что я описал выше. Второй — с тремя сёдлами, каждое из которых отвечает за 2 струны одновременно. Высота регулируется так же, как и в случае со стратами, только вам не нужно стараться, чтобы седло было параллельно корпусу. Высота краев седла может отличаться, таким образом одна струна будет выше, чем другая. Немного странный дизайн, но это классика, поэтому ее так и продолжают выпускать, тем более, что некоторые считают такой дизайн бриджа важной составляющей звучания настоящего телекастера.

У гитар типа Les Paul и вообще у гитар с бриджем типа Tune-O-Matic регулировать высоту каждой из струн над грифом нельзя. Приходится регулировать весь бридж. Казалось бы это минус, но бридж на таких гитарах специально сделан под радиус грифа, поэтому эти гитары правилньо строят несмотря на отсутствие индивидуальных регулировок для каждой из струн.

Итак, высоту струн вы настроили, остался последний шаг — настройка мензуры. На стратокастере или телекастере это делается обычной отвёрткой. На оесполах и других тюноматиках — тоже отвёрткой, но поменьше. Настраивается мензура на всех гитарах делаются одинаково, независимо от типа бриджа.

При правильно настроенной мензуре струна на 12 ладу делится ровно пополам (имеется в виду расстояние от порожка на грифе до бриджа гитары). Таким образом, струна прижатая на 12 ладу и открытая струна должны звучать одинаково. Разница в частоте колебания — ровно в 2 раза. Настраиваем все струны с помощью игольчатого хроматическго тюнера. Он точнее и удобнее для такого дела.

Как это делать правильно:

  • Настраиваем гитару
  • Играем флажолет на 12 ладу, проверяем по тюнеру, теперь прижимаем струну на 12 ладу, проверяем по тюнеру.
  • Крутим отвертку до тех пор, пока оба значения не будут совпадать. Порой приходится потратить на это некоторое время, зато результат радует.

Если зажатая на 12 ладу струна звучит выше флажолета, то расстояние от порожка на грифе до 12 лада меньше, чем от 12 лада до бриджа. При помощи отвертки делаем струну длиннее. Повторяем движение до получения нужного нам результата, не забываем подстраивать гитару после каждого поворота отвертки.

Ну, настроились, теперь подключаемся и пробуем играть. Не правда ли, намного лучше?

Источник

Регулировка бриджа и высоты струн над грифом гитары

Опубликовано: 2012-10-29 / Автор: Сергей Хмарук

Приветствую вас начинающие гитаристы! Вы не знаете, как правильно производится регулировка бриджа и высоты струн над грифом гитары? Ну что ж раз так, тогда сегодня я постараюсь вам помочь разобраться с этим вопросом. Ничего сложного здесь нет, нужно только немного усидчивости и свободного времени, потому что данная процедура требует настройки не только самого бриджа, но и строя гитары в целом. После прочтения этой статьи, вам останется только лишь выполнить все нижеописанные действия и уже в будущем с легкостью применять эти знания.

С чего начать?

Перед тем, как вы начнете делать регулировку бриджа, необходимо убедиться в том, что гитара настроена в той тональности, в которой вы привыкли играть. Но все же, лучше производить регулировку в стандартной тональности (E).

Следующее, что нужно сделать, так это замерить расстояние (высоту) от струны до 12 лада, причем это необходимо повторить с каждой струной, от 1 до 6. Полученные данные нужно записать на бумагу и уже прикидывать, что делать дальше.

Какая же нам нужна высота струн?

Ниже приведена таблица оптимальной (рекомендуемой) высоты струн над последним порожком (ладом). Эти значения относительные, но все же для начальной ориентировки вам пригодятся.

Важно! В зависимости от вашей манеры игры на гитаре струны можно приподнять, но вот ниже опускать не рекомендуется, потому что струне для колебаний необходимо пространство, в противном случае звук будет невыразительный и тусклый.

0,8 мм – такую высоту устанавливают те гитаристы, которые предпочитают скоростную игру и соответственно легкость прижатия струн к грифу. Но при такой высоте необходимо учитывать то, что выполнить такую настройку достаточно сложно, потому что крайне важно не допустить дребезг струн об лады. Если же дребезг устранить не удается, а струны хочется опустить ниже, тогда придется отшлифовывать и выравнивать лады.

1,2 мм – а вот такая высота струн считается нормальной для большинства гитаристов, т.к. такое расстояние позволит достаточно удобно и быстро играть на гитаре. Это, так сказать, золотая середина.

1,6 мм – для любителей более высокого положения и большего калибра (диаметра) струн, но тут нужно учитывать, что чем больше высота, тем сложнее прижимать струны к ладам.

Еще одна немаловажная деталь – радиус грифа, а также, что не маловажно – стиль вашей игры на гитаре. Если на грифе установлена накладка с небольшим радиусом, как это встречается на большинстве Стратокастеров, а в верхних позициях вы иногда любите делать бенды, то скорее всего вам нужно будет приподнять 2 и 3 струну, чтобы при тех же бендах избежать дребезга.

Приступаем к регулировке бриджа

После того, как вы уже определились с необходимой высотой струн, при этом учитывая все ранее сделанные и записанные замеры, можно приступать к регулировке бриджа. Если необходимо опустить или поднять все струны одновременно, тогда вам придется настраивать бридж по высоте, если конечно его конструкция это позволяет. Другой вариант – регулировка высоты одной или же нескольких струн по отдельности.

Ниже изображены бриджи наиболее распространенные и устанавливаемые на многие современные электрогитары. Давайте их рассмотрим подробнее.

Tune-o-Matic

На данном гибсоновском бридже регулировка высоты струн производится с помощью двух колесиков расположенных по краям непосредственно под ним. Ниже на изображении стрелкой указаны эти колесики.

Hardtail

Этот телекастеровский бридж представляет нам индивидуальную регулировку высоты в отдельности для каждой струны. Выполняется она при помощи двух подстроечных винтов, которые расположены на каждом седле. Возьмите шестигранник и вращайте эти винты пока не добьетесь нужной высоты седла и всего бриджа в целом.

Vintage Tremolo

Классическое стратовское тремоло регулируется аналогично телекастеровскому бриджу, т.е. здесь также можно отрегулировать индивидуально каждую струну по высоте с помощью тех же подстроечных винтов на каждом седле, и для этого вам понадобится ключ шестигранник.

Floyd Rose

Регулировка высоты струн на плавающем флойд роуз производится при помощи опорных винтов тремоло (на рисунке они обозначены стрелкой). Вращая эти винты по часовой стрелке, вы тем самым опустите его, и наоборот, против часовой – тремоло будет подниматься.

Когда вы произвели все нужные регулировки и выставили для себя комфортную высоту струн, после этого вам необходимо полностью проверить гриф гитары на дребезг – зажимаем на каждом ладу каждую струну и смотрим, не дребезжит ли она в каком-нибудь месте. Если же дребезг будет присутствовать, то вам в таком случае сперва нужно определить его причину и уже потом постараться его устранить, делая соответствующие подстройки.

Как показывает практика и многолетний опыт – дребезг струн есть всегда независимо от регулировки, просто он может быть не сильно заметен. Легкий дребезг, как по мне, не так страшен. Но учитывайте главное – он не должен попадать в комбик или усилитель и портить общее звучание гитары.

Что еще нужно знать о регулировке?

На бриджах типа TuneoMatic, а также FloydRose, основание, на котором крепятся седла, специально разработано с учетом того, какой на грифе имеется радиус накладки. И вот поэтому регулировка каждой отдельной струны по высоте возможна, если под седло Floyd Rose подложить прокладку, а на Tune-o-Matic придется заменить лезвие седла, что довольно таки проблематично. По крайней мере, я не встречал еще седла разного размера для такого бриджа.

На VintageTremolo и бриджах типа Hardtail настраивать вам придется два подстроечных винта для каждой струны на одну высоту, причем относительно друг друга. Важно и то, чтобы все седла были ровно установлены и не имели перекоса в какую-либо сторону.

Если же вы являетесь обладателем электрогитары, гриф которой крепится на болтах, а регулировка бриджа по высоте не позволила вам опустить струны без возникновения дребезга до комфортного уровня, тогда в таком случае нужно под пятку грифа подложить подкладку и заново произвести настройку бриджа.

Вот собственно и все! Как видите регулировка бриджа и высоты струн над грифом гитары выполняется довольно просто, пробуйте и у вас обязательно все получится. Если у вас есть что от себя добавить или спросить, то внизу можете оставить свой комментарий, я обязательно вам отвечу. Подписывайтесь на обновления сайта, чтобы всегда быть в курсе событий. Делитесь с друзьями в социальных сетях, буду очень вам за это благодарен!

Источник

Всё, что нужно знать о настройке Tune-o-Matic

Коль скоро мы с вами решили, что свои гитары будем отстраивать самостоятельно (а если ещё не решили — прочитайте вот эту статью! ), то нелишним будет и более подробно поговорить о том, а как, собственно, это делать. Сегодня подробно и обстоятельно поговорим о том, как регулировать бридж типа Tune-o-Matic .

На написание этой статьи меня подтолкнул тот факт, что в русскоязычном интернете достаточно сложно найти действительно полный гайд, как же отстраивается эта система. В своё время данный факт создал мне массу сложностей, поскольку именно к таким бриджам моя душа тяготеет больше всего. Со временем путём проб и ошибок я наконец-то освоил эту простую на первый взгляд технологию, а весь полученный опыт решил объединить в одном месте. Поехали.

Tune-o-Matic – разновидность фиксированных (не имеющих тремоло) гитарных бриджей, наиболее часто встречающаяся на гитарах Gibson и их многочисленных клонах. К преимуществам этой системы относят простоту и ломовую надёжность строя – и с этим трудно поспорить. Если ваш конёк – рубилово, а не поливалово, то Tune-o-Matic – как раз ваш вариант.

Есть несколько разновидностей этой системы. Из тех, которые среднестатистический гитарист неизбежно повстречает на своём пути, первый — это классический вариант бридж + стопбар – перекладина, за которую зацепляются струны. Второй вариант – «струны сквозь корпус», когда струны проходят через бридж и зацепляются с обратной стороны деки , а во время игры сильнее «раскачивают» древесину и создают больше приятных гармоник. Также встречаются и другие варианты, созданные на основе Tune-o-Matic – это тремоло-системы Bigsby и Schaller Tremolo , гибридные T-O-M одновременно со стопбаром и проходящими сквозь деку струнами, но об этих весьма редких системах поговорим в другой раз.

Что касается бриджей со струнами сквозь корпус, их настройка сводится буквально к стандартной установке высоты бриджа и регулировке мензуры. А вот в системах со стопбаром возможности по настройке несколько шире, поскольку сам стопбар – тоже регулируемый. Кстати, как раз в подходах к работе с ним и кроется камень преткновения – далеко не каждый гитарный мастер сможет сказать, как и исходя из чего его необходимо регулировать. Сегодня мы этот вопрос закроем.

Давайте начнём с бриджа. Бриджей существует также две разновидности – Nashville и ABR -1. Различие между ними кроется в том, что бриджи Nashville несколько шире и массивнее. Кроме того, бриджи ABR в большинстве случаев устанавливаются на ножки со шлицем под отвёртку, что делает их более удобными в регулировке, в то время как Nashville регулируются вращением колёсика на стойке. И всё бы ничего, но колёсики эти крутить возможно только пальцами, а при натянутых струнах это ой как непросто, а если стойка в нижнем положении – совсем беда.

Устанавливаются детали довольно просто – в корпус гитары запрессовываются (или вбиваются, если речь идёт о сарайном гитаростроении) стаканы, в которые вкручиваются специальные стойки, на которые и устанавливаются бридж и стопбар. При установке бриджа есть небольшая тонкость. Считается, что бриджи типа ABR -1 необходимо ставить регулировочными винтами в сторону звукоснимателей, а бриджи Nashville – в обратную сторону. Я лично всегда устанавливаю бридж винтами к задней части деки, поскольку регулировку мензуры так осуществлять удобнее в разы, и мазохизм с винтами в сторону звукоснимателя мне непонятен. Однако и здесь есть нюанс. Дело в том, что лезвия, на которые ложатся струны, несимметричны и скошены в одну сторону, а от их направления зависит область регулировки мензуры. Таким образом, если в крайнем положении лезвия мензура всё ещё не в порядке, можно это лезвие развернуть в обратную сторону и получить ещё немного пространства для регулировки. Если подобная ситуация происходит со всеми струнами – можно развернуть весь бридж.

Кроме того, если вы приобрели новый бридж, то скорее всего его лезвия ещё не подготовлены под ваши струны. Пропилы в них зачастую делаются символическими, и даже струны стандартного калибра 10-46 будут легко и непринуждённо покидать свои сёдла во время потяжек. Этот момент необходимо проследить ещё до установки струн, иначе придётся вновь разбирать гитару, чтобы снять бридж. Лучше – заранее сделать в сёдлах углубления. Я не вижу большого смысла в этом месте выполнять пропилы чётко под струну, достаточно взять напильник диаметром, как ваша 6-я струна, и сделать небольшие углубления в лезвиях, буквально чуть чуть – смотрите фото. Главное – не переусердствовать и сделать пропилы примерно одинаковой глубины , поскольку, как можно заметить, лезвия располагаются не на одной линии, а радиусно, и этот радиус необходимо сохранить.

Если вы – счастливый обладатель фирменных бриджей Gotoh , Gibson и других, сделанных из цинка – можно не боясь ставить бридж на место. Если же у вас бюджетный инструмент, скорее всего ваш бридж – из железного сплава с покрытием, поэтому места пропилов желательно защитить во избежание развития коррозии. Для этого можно использовать немного маминого прозрачного лака для ногтей – только не перелейте, потёки лака не нравятся никому.

После доработки и установки бриджа и стопбара самое время установить струны. Здесь тоже есть нюансы. Первый – это сам стопбар. Традиционно струны пропускаются через его заднюю часть. Однако всё чаще можно наблюдать музыкантов, которые оборачивают струны вокруг стопбара, вставляя их со стороны бриджа. Считается, что такой способ увеличивает сустейн. Я опробовал его на одной из первых своих гитар – Washburn WI 15 – и скажу вот что. Да, определённый эффект увеличения сустейна есть, хоть и не космический. Но вместе с тем пропущенные таким образом струны безбожно портят внешний вид как стопбара, так и гитары в целом, поэтому я от этого приёма отказался – выделки овчинка для меня не стоила. Советую попробовать (но желательно не на новеньком блестящем стопбаре) и решить для себя. Кстати, существует ещё одна «дочка» Tune-o-Matic под названием «Wraparound bridge», в которой стопбар и бридж объединены в одну деталь, вокруг которой наматываются струны. Предвидя вопросы, скажу сразу — просто так заменить стандартный бридж Tune-o-Matic на Wraparound не выйдет — его отверстия для ножек расположены шире, поэтому придётся дырявить корпус заново и заделывать старые отверстия.

Второй нюанс – в высоте струн. На Tune-o-Matic она регулируется только двумя стойками бриджа. В этом плане есть некоторая негибкость в регулировке, но на моей памяти не было ни разу, чтобы раздельная регулировка струн на гитарах была необходимой, как воздух. В крайнем случае вы можете углубить прорезь седла, но делать это стоит только тогда, когда вы точно уверены в нужной высоте, так как пути назад не будет.

Итак, мы установили струны, отрегулировали их высоту и прогиб грифа. Фактически, работа почти закончена. Осталось только отрегулировать сам стопбар. Подавляющее большинство гитаристов и даже мастеров считают, что стопбар необходимо утапливать как можно глубже. Мотивируют это обычно тем, что, с одной стороны, прижатый близко к деке стопбар даёт больше сустейна (будь он неладен!), а с другой – увеличивается угол выхода струн с бриджа и увеличивается сила их натяжения, что даёт больше чёткости и читаемости звука. И в том, и в том есть правда. Однако есть и обратная сторона.

Во-первых, в результате увеличения силы натяжения увеличивается давление на бридж. Если любите играть с утопленным стопбаром, но не любите тратиться на Schaller , не удивляйтесь, что постепенно ваш бридж прогнётся, и инструмент станет неиграбельным. Впрочем, даже дорогие детали не застрахованы от повреждений в результате излишних нагрузок.

Во-вторых, увеличение силы натяжения струн очень сильно сказывается на ощущениях при игре. Помните, что я говорил в статье об отстройке насчёт манеры игры и исполняемой музыки? Чем сильнее натянуты струны, тем больше усилий потребуется от правой руки при игре. Так что не удивляйтесь, если ещё вчера вы спокойно играли Master of Puppets целиком, а сегодня еле-еле справляетесь даже со вступлением. Скажется это и на левой руке – чем сильнее натянута струна, тем сложнее её прижимать. Кроме того, перетянутые струны вполне могут стать причиной того, что гитара «плавает» по нотам. Так что рекомендую не упарываться в утопленный стопбар, а поэкспериментировать с его положением. Подняли, подстроили гитару, попробовали, ещё раз подняли – и так, пока не найдёте максимально комфортное для вашей манеры и вашей музыки натяжение струн. Вот, к примеру, к чему пришёл я:

После того, как вы всё это проделали, ещё раз проверьте высоту струн над грифом, мензуру и прогиб грифа, произведите тонкие регулировки, если потребуется. Также пробегитесь по всем нотам на грифе и проверьте, нет ли нигде «мёртвых нот». Такое явление возникает, когда струна задевает вышестоящий лад. Если обнаружили такие нотки – проверьте, не перестарались ли вы с натяжением анкера (при обратном прогибе грифа такие вещи практически неизбежны) и не слишком ли низко над грифом стоят ваши струны. Если же с регулировками всё в порядке, возможно, на вашей гитаре износились лады, или повреждён сам гриф, и ей потребуется более серьёзное вмешательство. О доступных каждому способах исправить типичные неисправности грифа мы поговорим с вами в одной из следующих статей.

Ну а если с грифом всё в порядке, и регулировки произведены правильно и достаточно внимательно, то, уверен, ваша гитара запоёт так, как никогда ранее. Отстройка поистине может сотворить с инструментом чудо, а удовольствие от игры и собственного звучания вы едва ли сможете сравнить с тем, что было раньше. На этом всё, если я что-то упустил – не стесняйтесь писать комментарии, а также не забудьте подписаться, чтобы не пропустить следующие статьи.

Источник

Оцените статью