Как устроен гриф акустической гитары

Содержание
  1. Из чего состоит и как устроен гриф гитары
  2. Способы крепления грифа
  3. Породы дерева для гитарного грифа
  4. Гитарный гриф. Конструкция, крепление, материал
  5. Конструкция и устройство грифа гитары
  6. Накладка на гриф
  7. Голова
  8. Анкерный стержень
  9. Пятка
  10. Материалы грифа и накладки
  11. Махогани (красное дерево)
  12. Крепление грифа к корпусу
  13. Болченый гриф
  14. Вклеенный
  15. Сквозь корпус
  16. Какое крепление лучше и надежнее
  17. Размеры грифа
  18. Ширина
  19. Радиус профиля грифа
  20. Какой гриф лучше узкий или широкий
  21. Строение гитары. Детальный разбор схемы строения акустической и классической гитары
  22. Строение гитары. Общая информация
  23. Схема строения гитары
  24. Корпус
  25. Нижняя дека
  26. Верхняя дека
  27. Вырез (катавей)
  28. Подставка (бридж)
  29. Канты
  30. Стреплок
  31. Обечайка
  32. Нижний порожек
  33. Розетка
  34. Резонаторное отверстие
  35. Колышки для крепления струн
  36. Накладка (гольпеадор)
  37. Накладка на гриф
  38. Ладовые порожки
  39. Голова грифа
  40. Накладка на голову грифа
  41. Гребень головы
  42. Колковая механика
  43. Валики колковой механики на классической гитаре
  44. Пятка
  45. Накладка на пятку
  46. Струны
  47. Верхний порожек
  48. Маркеры ладов
  49. Внутренняя часть
  50. Система пружин
  51. Анкерный стержень
  52. Гайка для регулировки анкера
  53. Предусилитель
  54. Звукосниматель
  55. Разъем типа «Джек»

Из чего состоит и как устроен гриф гитары

Итак, как устроен гриф гитары. Гриф классической гитары, а также акустической и электрогитары имеет примерно одинаковое строение. Внутри деревянной конструкции грифа крепится анкерный стержень, который позволяет выдержать ему нагрузку натяжения струн и сохраняет конструкцию грифа, а также продлевает срок его использования. Поверх расположена накладка на гриф гитары с ладами и метками. Метки позволяют ориентироваться в ладах. А сами лады — это поперечные металлические полосы на грифе, служащие для того, чтобы изменять тон звука струны. И у головки грифа находится верхний порожек. А сама головка грифа гитары имеет прикрепленные к ней колки, служащие регулятором натяжения струн.

Читайте также:  Капустин концертные этюды ноты

Стоит заметить, что электрогитара и акустическая гитара значительно отличаются колками и способом крепления струн к головке грифа. Также существуют гитары без головки грифа, как правило, это бас-гитары. В таких экземплярах колки находятся на боковой стороне деки. Ширина грифа гитары зависит, по большому счету, от модели и от того, как и какую музыку вы хотите играть. На эстрадных акустических гитарах и электрогитарах устанавливают довольно узкие грифы. Классические акустики и бас-гитары с количеством струн более четырёх имеют широкие грифы.

Бас-гитара без головы грифа

Способы крепления грифа

Также нужно упомянуть о способах крепления грифа к деке гитары:

  1. На болтах. Этот способ позволяет поменять гриф при его поломке или браке, удобен в изготовлении и регуляции грифа. Самый часто встречающийся способ, достаточно надежен. Такой способ крепления отличается яркостью выражения нот.
  2. Вклеенный гриф. Отличается лучшей продолжительностью звучания нот, то есть хорошим сустейном. Этот способ подразумевает вклейку гитарного грифа в корпус гитары. Но несмотря на то, что для крепления грифа используется клей, это не делает его менее прочным, а иногда даже наоборот.
  3. Сквозной. Это, пожалуй, самый дорогостоящий способ крепления. Применяется довольно редко, не считая бас-гитар. Звучание ровное и хорошая продолжительность звучания нот, к тому же такой гриф сильно влияет на звук, так как занимает большую площадь гитары, примерно треть.

Породы дерева для гитарного грифа

Сами же грифы чаще всего изготавливают из клена (восточный твердый клен, западный клен, мозаичатый клен, волнистый клен, клен «Птичий глаз»). Виды клена достаточно мало различаются в звучании, они все объединены ярким и хорошо выраженным звучанием и отличным сустейном, но различны в цене, и всё-таки имеют небольшое отличие в звуке. Также гриф изготавливают из палисандра, звук получается теплее, но он достаточно дорогой в изготовлении и по цене материала, так что обычно из него делают только накладку, а сам гриф из клена. И из красного дерева, он обладает меньшей прочностью, но самым теплым и приятным звуком среди всех прочих.

Читайте также:  Гитара мается зайцев нет

Источник

Гитарный гриф. Конструкция, крепление, материал

Гриф гитары это одна из самых важных и сложных деталей в конструкции инструмента. Он представляет собой деревянный брус, вдоль которого натянуты струны. Поперек грифа наносятся специальные «засечки» — лады, которые обозначают места прижатия струн. Гриф имеет определенную длину и другие конструктивные особенности, которые влияют как на удобство игры, так и на звучание музыкального инструмента в целом.

Конструкция и устройство грифа гитары

Конструктивно можно выделить несколько элементов

Лады устанавливаются на гриф в поперечном исполнении и нужны для точного определения мест зажатия струн. Из физики известно, что чем меньше длина колеблющейся струны, тем выше получается звук. Таким образом, чем ближе зажимаем струну к корпусу, тем выше будет звучать нота. Лады же дают нам понимание, в каких конкретно местах зажимать струну, чтобы четко и точно извлечь ту или иную ноту. Чаще всего гитара имеет лады, но бывают встречаются и безладовые.

Лады в основном изготавливают из никелевых сплавов или стали. Толщина бывает 2.3 — 2.8 мм.

Накладка на гриф

В конструкции грифа предусмотрена деревянная накладка. Однако, часто бывает, что ее не устанавливают. Материалы, из которых изготавливают накладки это черное дерево, клен, палисандр и другие. Накладка очень сильно влияет на звук инструмента в виду разной плотности всех сортов древесины.

Голова

На ней крепятся струны с помощью колковых механизмов. Крепление головы к грифу может быть либо прямым, либо под углом. Прямое крепление чаще используют на стратоподобных гитарах. Под углом — на гибсонах.

В первом случае будут использованы ритейнеры для того, чтобы струны не выскакивали из пазов верхнего порожка. Во втором случае в виду того, что голова находится под углом, струны изгибаются и не вылетают из порожка.

Анкерный стержень

Анкер это стальной прут, проходящий через всю длину грифа. Закрепляется он в месте крепления грифа к корпусу и у головы. Там же стоит и гайка для регулировки затяжки анкера. Основное назначение — регулировка прогиба грифа. Делается это для того, чтобы отсроить нужную высоту струн. Также часто бывает, что из-за изменения влажности, гриф «ведет». Для компенсации этого эффекта и используется анкерный болт.

Пятка

Это часть грифа в месте крепления его к корпусу. В целом о конструкции электрогитары вы можете почитать здесь: https://guitargrad.ru/elektro

Материалы грифа и накладки

Чаще всего гриф изготавливают из клена или махогани (красное дерево). А накладку делают из палисандра или черного дерева (ebony).

По своей природе клен твердое и плотное дерево, обладает очень ярким и звонким звучанием. Каждая нота будет звучать ясно и четко. Ну и конечно же, все ваши ошибки и косяки при игре будут тоже очень хорошо слышны. У клена есть несколько разновидностей, которые отличаются текстурой дерева:

  • Твердый клен;
  • Мозаичный клен;
  • Волнистый клен.

О сортах древесины, из которой делают корпус электрогитар, читайте здесь.

Махогани (красное дерево)

Махогани чаще всего выбирают люди, которые играю в тяжелых роковых стилях. Дело в том, что махагон обладает очень плотным звучанием, с диким сустейном. Благодаря этому гитара очень хорошо звучит на низких частотах, что очень хорошо при игре тяжелых рифов в метале и роке. Махогани легко распознать на глаз из-за характерного темно красного оттенка древесины.

Крепление грифа к корпусу

Существуют три основных типа креплений: на болтах, на клею и сквозь корпус гитары. Каждый имеет свои особенности и определенным образом влияет на звук гитары и ее сустейн (продолжительность звучания нот).

Болченый гриф

Данный вид крепления распространен прежде всего на электрических гитарах. Конструктивно это очень простой вид. Чтобы сменить гриф нужно просто открутить 4 болта и все. Но из-за такой вот простоты страдает сустейн. Все дело в том, что гриф и корпус хоть и соединены на болтах, но все равно это, по сути, две отдельные детали. Как ни подгоняй зазоры между грифом и корпусом, они все равно будут. Это влияет на более быстрое затухание вибраций, а соответственно и продолжительность звучания нот. Но четкость и звонкость наоборот будут выше, нежели чем у вклееного грифа, о котором будет ниже.

Вклеенный

Вклеенный гриф обладает средним сустейном и средней атакой. В плане звука это очень сбалансированный тип крепления к корпусу. Очень распространен на акустических гитарах, но также его можно нередко встретить и на акустических. Стоимость изготовления гитары с вклеенным грифом выше, чем с болченным. Поэтому такие гитары стоят дороже. Это в основном инструменты среднего и высокого ценового сегмента.

Сквозь корпус

Гитара с грифом сквозь корпус имеет самый сильный сустейн среди других типов креплений. Но у нее страдает атака. Особенность данного типа в том, что гриф полностью проходит через весь корпус гитары. Чаще его используют на бас гитарах, но также можно встретить и на электрических.

Какое крепление лучше и надежнее

Здесь ориентируйтесь больше на звук, который хотите получить. Нужен долгий сустейн, но не хочется терять в атаке, то ваш выбор это вклеенный гриф. Если на сустейн наплевать и хочется ярких взрывных нот, то несомненно вам подойдет болченый гриф. Кстати и гитара с ним будет стоить дешевле. А в плане надежности — все виды креплений одинаково надежны, если гитара сделана качественно.

Размеры грифа

По негласной классификации гитары бывают с широким и узким грифом. К первым, как правило, относятся классические шестиструнные гитары. Ко втором — электрогитары и акустические гитары (дредноуты).

Ширина

Ширина грифа классической гитары составляет 52 мм, ширина грифа акустической гитары- 43 мм. А вот ширина грифа электрогитары колеблется от 38 до 43 мм. Если на ней установлено тремоло Floyd Rose, то ширина чаще всего составляет 43 мм, в остальных случаях 38-44. Ширина семиструнной электрогитары — 48 мм, а восьмиструнной — 55 мм. Про многострунные гитары читайте здесь: https://guitargrad.ru/elektrogitara/obshchaya-informatsiya/35-pro-mnogostrunnye-gitary

Радиус профиля грифа

Чаще всего стандартный радиус грифа составляет 21.5 мм. А вот форм профиля существует очень много. Обычно на него обращают внимание чисто из-за удобства игры. Кому-то проще играть на одном профиле, кому-то на другом.

Какой гриф лучше узкий или широкий

Правильного ответа на этот вопрос нет. Это чисто вкусовщина. Но можно сказать точно, что если вы чаще играете пальцами, например, фингерстайлом, то удобнее вам будет именно на гитаре с широким грифом. Расстояние между струнами там больше, поэтому играть будет намного проще. В остальных же случаях, скорей всего, вам будет удобнее узкий гриф. Особенно, если у вас маленькие руки.

Источник

Строение гитары. Детальный разбор схемы строения акустической и классической гитары

Строение гитары. Общая информация

В гитарном искусстве исполнители часто орудуют не только музыкальными терминами, но и обозначениями частей инструмента. Для того, чтобы понять многие моменты, необходимо знать строение гитары хотя бы в общих чертах. А если дело касается смены струн, регулировки отдельных компонентов или ремонта, то следует углубиться в эту тему дальше и больше. При объяснении большинства исполнительских технических моментов постоянно используется гитарная терминология. Без её знания, что называется, как без рук – играть можно, но в процессе придётся многое навёрстывать. Поэтому каждый регулярно занимающийся гитарист должен освоить первоначальные термины и обозначения.

Схема строения гитары

На предложенном рисунке показано строение гитары и обозначены её главные элементы. Хорошо, если у вас есть под рукой инструмент и вы можете найти их и на собственном примере. Информация по частям лучше усваивается, если знать для чего предназначена каждая деталь. Рассмотрим подробнее.

Корпус

Корпус – основная часть любой гитары. Он состоит из множества элементов, речь о которых пойдёт ниже. От строения и материала корпуса зависит мощность и тембр звука. Также от сборки зависит мобильность и прочность инструмента.

Нижняя дека

Она же задняя дека – это оборотная сторона гитары. Чаще всего полнота звучания зависит от дерева, из которого она сделана. Одна из несущих частей. Если рассматривать строение классической гитары, то для концертного исполнения «back» изготавливают из махагони, так как он обеспечивает наилучшие характеристики звука.

Верхняя дека

Наиболее важный элемент. Именно она является связующим звеном между извлечением звука из струны и передачи её колебаний в воздушную среду. Наиболее качественно изготавливать «Top» из цельного куска древесины. На классиках применяют кедр, альпийскую ель. На более дешёвых инструментах (в т.ч. акустических) применяют фанеру. Тембр и качество звука по большей части зависит именно от Топа.

Вырез (катавей)

Элемент, который в основном присутствует на эстрадных гитарах. Необходим прежде всего тем, кто любит исполнять соло на крайних ладах (дальше 12) и позволяет дотянуться до необходимых верхних нот.

Подставка (бридж)

Чаще деревянная пластина, которая придаёт жёсткости конструкции всего корпуса и позволяет оказывать сопротивление натянутой струне.

Канты

Располагаются по краям верхней деки и оказывают для неё защиту от внешних факторов. Создают небольшую дополнительную прочность для корпуса. Также придают и эстетический эффект за счёт своего оформления.

Стреплок

Пластиковая или металлическая «пуговица», которая устанавливается специально для закрепления ремня. Может быть одна или две.

Обечайка

Это часть, которая соединяет верхнюю и нижнюю деку. Является резонаторным проводником от ведущей верхней деки в нижнюю и обеспечивает формирование объёма звучания. В ширину примерно 10 см. Изготавливаются из того же материала, что и нижняя дека.

Нижний порожек

Ещё его называют «косточкой» (делается из пластика или из кости). Пластинка, которая имеет под собой подкладки для регулировки струн. Оказывает небольшое воздействие на саундовые свойства.

Розетка

Узорная окантовка вокруг голосника. На классических инструментах мастер может изобразить очень интересный рисунок. На акустиках сделана плотнее и оберегает часть под струнами от внешнего воздействия.

Резонаторное отверстие

Важный элемент для появления звука. Благодаря голоснику, гитара резонирует и высвобождает звуковые колебания из глубины корпуса. Если его закрыть, то получится глухое и очень тихое звучание, похожее на бубнёж.

Колышки для крепления струн

Также носят названия пины. Белые продолговатые куски пластика, которые имеют в сечении пазы для приложения туда струны. Пин вместе со струной опускается в отверстие подставки и надёжно «запечатывается».

Накладка (гольпеадор)

Пластиковая фигурная накладка, которая устанавливается на верхнюю деку чуть ниже розетки. Используется во фламенко-гитарах и эстрадных – основная цель сберечь деку от случайных ударов медиатором и от перкуссионных ударов пальцами и ладонью.

Гриф гитары — вторая основная часть, на которой происходит натяжение струн, регулировка строя и собственно, игра левой рукой.

Накладка на гриф

Накладка на гриф – деревянное покрытие, которое занимает «рабочую» часть грифа.

Ладовые порожки

Металлические пластинки, отделяющие один лад от другого. Показывают длину, которую нужно зажимать, чтобы получить ту или иную высоту звука.

Голова грифа

Часть, которая содержит механизм для наматывания и настройки струн. Также часто используется для помещения логотипа фирмы.

Накладка на голову грифа

Изготавливается из того же материала, что и корпус. Плотная деревянная пластинка, которая покрывает голову грифа. Она укрепляет его и закрывает место соединения головы и «шеи».

Гребень головы

Элемент «Головы», который используют только как дизайнерское решение в эстетических целях. Различного рода мелкие детали создают отличия в инструментах разных производителей.

Колковая механика

Состоит из взаимосвязанных шестерёнок, которые закреплены металлическими пластинками с двух сторон грифа. Струны продеваются в продолговатые валики и наматываются с помощью ручек. У классических гитар открытый, у акустических – закрытый.

Валики колковой механики на классической гитаре

В отличие от акустических механизмов – открыты «наружу».

Пятка

Деталь, которая соединяет гриф и корпус. Может быть приклеена или прикручена на шурупы. Чаще всего располагается на границе 12 и 14 ладов.

Накладка на пятку

Деревянное покрытие, создающее дополнительное соединение самой пятки грифа с обечайкой.

Струны

Металлические или нейлоновые – составляют главный элемент для создания звука.

Верхний порожек

Ещё называется «нулевым». Пластмассовая или костная пластиночка, служащая для установки струн в и фиксировании их в одном положении. Легко снимается и при необходимости подтачивается.

Маркеры ладов

Точки, которые служат для быстрого ориентирования по основным ладам – 5,7, 12 и т.д. Маркеры, расположенные на плоскости самого грифа, больше используются для украшения инструмента. Чаще всего в этих местах делают вставки из перламутра или твердого пластика.

Внутренняя часть

Электрические элементы используются в определённых типах гитар и могут быть установлены отдельно по желанию.

Система пружин

Занимает важную часть в строении гитары. От их качества зависит её прочность и расположение резонаторов. Колеблющаяся струна передаёт свою энергию в саму конструкцию. Звуковые волны проходят по узловым точкам от нижнего порожка. У пружины важная задача – распределить колебания так, чтобы на выходе получился нужный тембр и верное интонирование. Кроме того, веерная система пружин поддерживает всю конструкцию и обеспечивает её прочность.

Анкерный стержень

Расположен внутри грифа. Состоит из стали. Оберегает гриф от прогибания от силы натяжения струн. Регулировка анкера производится, когда необходимо изменить угол положения грифа (в случае нестроя, или звенят гитарные лады ). У классических инструментов его нет.

Гайка для регулировки анкера

В электрогитарах располагается в основном в районе первого лада прямо за нулевым порожком. У акустик находится либо, как и у электро, либо внутри голосника, примерно в районе 20 лада.

Предусилитель

Есть на электроакустических гитарах. Задача – обработка сигнала, который идёт со звукоснимателя. Питается от батареек. Обладает эквалайзером для настройки тона. Часто обладает встроенным тюнером.

Звукосниматель

Так называемый «подпорожковый» звукосниматель – Under Saddle Transducer. Это небольшой проводок, обеспечивающий качество звучания. Обрабатывает дековые вибрации, преобразуя их в электрический сигнал, и передаёт их на преамп (см. выше).

Разъем типа «Джек»

Гнездо, вмонтированное в корпус гитары для подключения ее к внешним колонкам или усилителю. В основном разъемы типа «Джек» используют диаметром 6,3 мм.

Источник

Оцените статью