Как устроено цифровое пианино

Механика цифрового пианино Casio, или Молоточек бьет электроны

О делах музыкантских мы пишем редко… а зря. В музыкальной индустрии случаются яркие прорывы, с которыми хочется познакомить наших читателей, ведь среди них (а это мы знаем точно) много музыкантов в прошлом или настоящем. Много людей, неравнодушных к хорошему инструменту, которых если не ежедневно и по профессии, то время от времени тянет прикоснуться к струнам гитары, клавишам рояля или взять в руки смычок.

И как с любой техникой, среди музыкальных инструментов есть свои бюджетные варианты, «хайфаи» и «хайэнды», более того, свой аналог и цифра, и между их любителями идет такая же непримиримая война. Я же хочу рассказать об удивительном совмещении механики и электроники в новых цифровых пианино от Casio. Для этой японской компании, всем известной часами и калькуляторами, а среди музыкантов — недорогими синтезаторами начального уровня, выпуск серьезного и по всем признакам «хайэндного» цифрового пианино, в общем-то, событие знаковое. Поэтому компания громко презентовала его в начале сентября в Берлине. И город был выбран не случайно.

От молоточка — электронам

Пары лет обучения игре на фортепиано хватит ребенку (или взрослому), чтобы осознать особенности клавиатуры этого инструмента. Нажал клавишу — молоточек полетел, ударил по струне, отскочил. Казалось бы, все просто, но в реальности все не так: разные длины молоточков, разные толщина и количество струн на каждой ноте, специфическое поведение при нажатой педали — все это нужно учитывать, чтобы улучшить свое исполнительское мастерство. Конечно, профессиональный музыкант хорошо сыграет на любой клавиатуре, но чтобы игра стала искусством, нужны не только многодневные тренировки, но и ощущение инструмента, знание его нюансов. Поэтому не редкость, когда звезды привередливы к выбору рояля, на котором им предстоит играть. И вот представьте, во всю эту сложную «механическую жизнь» несколько десятков лет назад ворвались инструменты электронные.

Поначалу синтезаторы не ставили перед собой задачи повторить все особенности настоящих фортепиано или роялей, музыканты увлеклись новыми тембрами и экспериментами с ними. Позже появилась логичная идея, что для обучения и домашнего музицирования синтезатор очень удобен, занимает меньше места и не беспокоит соседей. Тогда и появилась категория «электронных пианино» поначалу с полновзвешенной, а позже и с молоточковой клавиатурой.

Сегодня, кстати, эти типы клавиатуры используется во всех приличных синтезаторах (и даже в бюджетных). Но если вы спросите на форумах, какая лучше, большинство проголосует за молоточковую. Потому что по своей сути молоточковая клавиатура полностью повторяет строение клавиш акустического инструмента. Но, как это всегда бывает, есть нюансы. Качество этих клавиатур разное, и те, кто «познал» настоящий рояль нелестно отзовется о качестве молоточковой клавиатуры даже в дорогих моделях электронных пианино. И вот тут неожиданно на сцене появляется Casio со своими флагманскими моделями Celviano Grand Hybrid.

Старшая модель Casio GP-500BP отделана черным лаком, оснащена 35 встроенными тембрами, поддерживает имитации акустических призвуков, как резонанс открытых струн, аликвот-резонанс и призвуки работы педалей и нажатия клавиш

Японцы, видимо, поняли, что можно без конца проектировать новые клавиатуры, но лучше бы за основу взять нечто уже существующее и заслужившее почет и уважение в рядах профессионалов. И начали проектировать клавиатуру совместно с немецкой компанией «C. Bechstein» («К. Бехштейн»), известного производителя одноименных роялей.

За более чем 150-летнюю историю у этой фирмы были и темные, и светлые времена, но она всегда выпускала инструменты высшей пробы. Рояли C. Bechstein стоят в мировых концертных залах и студиях, на них играли Фредди Меркьюри и Битлз — послужной список огромен. И механика новых клавиатур для Casio Grand Hybrid, включая даже породу дерева — австрийская ель, разработана на базе этих самых роялей C. Bechstein. В рекламных материалах это названо «Natural Grand Hammer Action Keyboard».

Точка опоры клавиши сделана по подобию реальных акустических клавиатур, что должно обеспечить идеальную развесовку, а значит стабильную игру вне зависимости от регистра

У клавиш, как и полагается, различается вес груза, то есть в верхнем регистре нажимать их легче, чем в нижнем. Но что особенно важно, компания тщательным образом рассчитала их равновесие, и оно полностью соответствует механическому аналогу. А это значит, что скорость возврата клавиши в исходное состояние одинакова для всех регистров, что облегчит исполнение быстрых партий и мягкого туше.

Что интересно и что сразу замечаешь, стоит положить руки на этот рояль, — чуть разная отделка белых и черных клавиш, подобно натуральному инструменту. В частности, акрилом покрыты белые, а бакелитом — черные. Другими словами, если закрыть глаза и уши, положить руки на клавиатуру и сыграть что-нибудь, от реального рояля отличить этот электронный инструмент будет практически невозможно. Впрочем, уши можно и не закрывать, и вот почему.

Резонансы и призвуки

Мало сделать клавиатуру идентичной настоящему роялю, надо еще и сохранить особенности звукоизвлечения, то есть инструмент должен уподобиться механическому и в исполнении. Инженеры Casio проделали огромную работу, чтобы музыкант услышал собственную игру такой, будто он сел за большой рояль. Начинается все с трехсенсорной системы клавиш. Компания дала мало подробностей, но смысл всей технологии в регистрации максимума возможных параметров, чтобы процессор идеально понимал, в каком положении находится клавиша, и мог отреагировать нужным образом.

Собственно, процессор AiR Grand не просто воспроизводит записанные заранее семплы, а изменяет сигнал посредством звукового морфинга и акустического симулятора. Морфинг преобразует семпл согласно силе и скорости нажатия на клавишу. Сюда же относится и «туше-контроллер» — он заглушает виртуальные струны с учетом скорости отпускания клавиши с долгим или коротким послезвучием.

Акустический симулятор включает сразу несколько интересных «резонансных» решений, ведь реальный инструмент — это сплошные резонансы. Например, струнный резонанс возникает, когда музыкант нажимает одновременно несколько клавиш и одни ноты могут влиять на звучание струн других (перекрестные колебания). Демпферный звучит при нажатии правой педали — открыты все струны. В топовой модели GP-500BP еще добавлены два типа резонансов: открытых струн и аликвот. Первый резонанс слышен, когда исполнитель нажимает клавишу, звук затухает, но палец с клавиши не снят, струны не заглушены. И в этот момент берется новая нота — открытые струны тихо, но вполне заметно заиграют. В свою очередь аликвоты — это дополнительные (четвертые) струны в верхнем и среднем регистре, по которым молоточек не ударяет, но они резонируют с основными, от чего звук обогащается гармониками.

Вторая модель в линейке Casio GP-300BK имеет отделку «черный сатин», и, в отличие от старшей, не поддерживает часть акустических призвуков. В остальном эти пианино идентичны

Далее в акустический симулятор входят следующие призвуки. Призвук нажатия педалей — не скрип, а шорох подъема демпферов. Призвук демпферов — стоит нажать педаль, как появится легчайший звон всех струн. А также традиционные призвук нажатия на клавишу и отдельно от него призвук отпускания клавиши. И что важно, уровень активности каждого этого резонанса и призвука регулируется с шагом в 10 позиций. По своему впечатлению скажу, что все вместе они действительно дают ощущение реального инструмента. Причем, так как они прописаны отдельно для каждой ноты, то нет ощущения искусственности, не возникает «цифрового» эффекта повторения одного и того же звука. В общем, тут я во многом соглашусь с высказыванием генерального директора C. Bechstein Карла Шульца (Karl Schulze) на презентации: «Нет, это не акустическое пианино. Но это лучшее, что у нас есть для всех тех людей, кто не может поставить себе настоящий рояль». Тем более что следующим пунктом идет само семплирование.

Генеральный директор C. Bechstein Карл Шульц (Karl Schulze) на презентации Casio Crand Hybrid

Среди пресетов Casio Grand Hybrid есть три основных тембра концертных роялей: «Berlin Grand», «Hamburg Grand» и «Vienna Grand». Первый — это оцифрованный рояль C. Bechstein. Журналисты предположили, что венский и гамбургский пресеты также должны соответствовать знаменитым роялям родом из обозначенных мест. Однако их имена не были произнесены вслух представителями Casio — как нам пояснили, они не могут раскрыть производителей оцифрованных инструментов, так как для этого нужно заключать контракт. Но, полагаю, намек сделан прозрачный. Откуда бы они не были, все три рояля оцифрованы превосходно, сразу различаешь их характерные особенности. Лично для себя я отметил то, с какой аккуратностью семплированы тихие ноты, с которыми у многих электронных инструментов все не так уж и хорошо.

Крышка и оркестр

Воспроизвести все особенности акустического инструмента — это прекрасная цель, но не стоит забывать и о выгодах инструмента электронного. Компания делает упор на эмулятор акустических пространств, всего 12 штук: от голландской церкви и берлинской филармонии до британского стадиона. Причем исполнитель выбирает свою позицию из четырех вариантов: за роялем, в первых рядах, в середине зала или в его конце. Лично мне эта идея показалась сначала немного «игровой» и явно не рассчитанной на профессионалов. Однако Бенджамин Гросвенор (Benjamin Grosvenor), молодой и многообещающий британский пианист, ставший бренд-амбассадором Casio Grand Hybrid, на презентации отметил, что это удобный способ оценивать свое исполнительское мастерство как бы со стороны, представить, что ты слушатель, а не музыкант.

Молодой британский пианист Бенджамин Гросвенор стал бренд-амбассадором Casio Grand Hybrid. На презентации в Берлине он исполнил стремительную и энергичную партию, чтобы показать возможности клавиатуры отрабатывать быстрые нажатия

Практичные же вещи, это эквализация при изменении громкости, чтобы при малом уровне не пропадали бас и высокие (в ресиверах мы знаем такую функцию под названием «Loudness»), и специальный режим для наушников. Последний, я полагаю, будет очень часто востребован пользователями этого пианино. Он помещает инструмент в виртуальную комнату, чтобы не казалось, будто сидишь внутри рояля.

Еще одна функция связана с встроенной акустической системой. Во-первых, скажу, что я удивился ее довольно высокому качеству, ведь очень часто встроенную акустику даже для дорогих инструментов делают по остаточному принципу. Во-вторых, внутри стоит трехполосная стереосистема, которая имеет два вывода — вверх (над клавиатурой) и вниз. Когда сидишь за пианино, кажется, что, как и в случае с акустическим оригиналом, звук идет не из колонок, а играет сам инструмент, буквально слышишь резонанс нижней деки. Наконец, креативное решение — если открываешь крышку пианино, звук меняется, как если бы открывалось крыло (крышка) рояля. Есть четыре позиции: от закрытого до полностью снятого крыла.

Обучающимся игре на пианино будет полезна функция игры с оркестром. В базовом варианте «зашиты» 15 композиций Чайковского, Бетховена, Рубинштейна и других. Библиотеку обещают расширять, загрузить новые треки можно будет с помощью флешки.

Наконец, для того, чтобы не сидеть подолгу за настройкой звука, можно воспользоваться 10 сценами, запрограммированными специально под композиции определенных композиторов, как Шопен, Дебюсси, стили джаз, рэгтайм и т.п.

Подводя итог этого длинного описания новых электронных пианино от Casio, хочется сказать, что раньше электронные инструменты были больше нацелены на воспроизведение именно электронных звуков, но в последние годы растет интерес ко всему натуральному, настоящему, специально для наших читателей я еще использую слово «аналоговому». И технологии не стоят на месте — сегодня стало реальностью комплексное семплирование, сложный морфинг, расчет резонансов. Музыканты оценят уровень того, насколько реалистично воссоздана механика акустического инструмента. А значит, сидя дома, можно получить аналогичный опыт игры, больше тренироваться и стать мастерским исполнителем. В этом и есть польза, когда производители электроники вспоминают о механике.

Источник

Что такое цифровое пианино и как оно устроено

Цифровое фортепиано – современное решение для музыкантов. В первую очередь, хотелось бы выделить основные особенности и преимущества электронного варианта пианино:

  • Цифровое фортепиано представляет собой гораздо нечто большее, чем просто фортепиано, работающее от сети. Сегодня электропианино это серьёзный по возможностям инструмент, который поможет в изучении композиций и создании собственных. Об основных возможностях и функциях мы расскажем чуть ниже.
  • Ключевой вопрос — это конечно же звучание. Существует мнение, что только акустическое фортепиано способно выработать навыки профессионального пианиста. Так ли это? Спустя более 20 лет, с момента выпуска первого цифрового инструмента, ведущие производители смогли достичь реалистичного натурального звучания фортепиано, максимально приблизив его к классическому акустическому фортепиано. Это значит, что звучание цифрового аналога почти не отличается от акустики. Более подробно о механизме работы Вы сможете узнать ниже.
  • Электронное пианино не требует постоянной настройки, в отличие от акустического варианта. Оно всегда готово к использованию в любое время лишь бы было электричество.
  • В добавок, электрическое пианино отличается своими размерами: электропиано в разы легче и сам корпус более компактен, в сравнении с акустическим вариантом. А это значит, если Вы привыкли часто передвигаться с места на место, устраивать концерты, хотите перевозить инструмент с дома на дачу или просто хотите максимально сэкономить пространство в комнате, цифровое фортепиано просто незаменимый вариант.
  • Цифровое фортепиано легко подойдёт под любой интерьер, благодаря большому выбору цветового исполнения, начиная от чёрного, заканчивая ярким красным цветом. Но конечно же классическим исполнением является: коричневый, чёрный и белый варианты.

СЭМПЛИРОВАНИЕ

21 век всё больше и больше компьютеризируется. Музыкальные инструменты не исключение. Но как же удаётся максимально точно воспроизводить звучание акустических инструментов? На самом деле вы и слышите звучание акустического инструмента, но в записи. В очень качественной профессиональной записи.

Процесс записи звучания называется сэмплированием, от слова сэмпл — относительно небольшой оцифрованный звуковой фрагмент. Именно от качества этих сэмплов по большому счёту и зависит насколько чистое звучание вы получите.

За основу берутся премиальные, лучшие из лучших роялей и акустических инструментов. С помощью специальной аппаратуры записывается звучание каждой клавиши, каждой ноты и даже с разных положений от инструмента, чтобы воссоздать эффекты, например, концертного зала, клуба и т.д.

Сэмплируются так же и звучания с разной силой нажатия на клавишу, создаются сэмплы при нажатой педали сустейн, сэмплируются резонанс струн и отпускание клавиш, записываются звучания с закрытой и открытой крышкой фортепиано. Всё до мелочей. Всё с чем придётся сталкиваться при игре самых сложных и насыщенных композиций.

Как понять качественные ли сэмплы? Только услышав и прочувствовав самостоятельно. Сказав, что у одного производителя сэмплы натуральнее, чем у другого – субъективное мнение. Качество сэмплирования звучания у ведущих производителей почти одинаковое (CASIO, YAMAHA, KAWAI), можно ориентироваться именно по признаку бренда.

Источник

Оцените статью