Как увеличить длительность ноты
Уфа, Степана Кувыкина, 17
Знать, где пишется точка по отношению к ноте.
Точка
Точка – точка, которая стоит рядом с нотой, всегда с правой стороны увеличивает длительность ровно наполовину, то есть в полтора раза.
Одна четвертная нота (счёт: 1 и) делится на две восьмые. Значить половина четвертной ноты — это одна восьмая. А если мы поставим справа от четвертной ноты точку , то получается полторы четверти + (счёт: 1 и 2).
Ноты с двумя точками
Увеличивают длительность наполовину и на четверть от её основной длительности. Пример: длительность ноты равна сумме длительностей следующих нот: + + (счёт: 1 и 2 и 3 и 4)
Лига (легато)
Лига – в музыке это дуга, соединяющая ноты. И если лигой соединяются две ноты одинаковой высоты, которые к тому же стоят подряд одна после другой, то в таком случае вторая нота уже не ударяется, а просто «бесшовным» способом присоединяется к первой. Другими словами, лига как бы заменяет собой знак «плюс», она просто присоединяет и все.
Напрашивается вопрос: зачем же нужны лиги, если можно просто написать сразу укрупненную длительность? Например, две четвертных соединены лигой, почему бы не написать вместо них одну половинную ноту? Ответ такой: лига применяется в тех случаях, когда «общую» ноту написать как раз таки не получается. Когда это бывает? Допустим, что длинная нота появляется на границе двух тактов, и целиком она никак в первый такт не помещается. Что делать? В таких случаях ноту просто дробят (делят на две части): одна часть остается в одном такте, а вторая часть, продолжение ноты помещается в начало следующего такта. А потом то, что разделили, сшивают с помощью лиги, и ритмический рисунок тогда не нарушается. Так что без лиги порой никак нельзя обойтись.
Также лига, применяется для обозначения беспрерывного звучания смежных нот (легато):
Итак, мы рассмотрели три знака, увеличивающих длительности нот. Это точки, двойные точки, и лиги. Сведем информацию об их действии в общую таблицу:
Пример: ; длительность будет равна сумме длительностей: +
Примеры для самостоятельной работы:
Урок №3 (ТЕМА №1.1 Длительности, паузы, размеры.) >>
Тестовое занятие
Ваша заявка принята!
Спасибо за обращение, мы свяжемся с вами в ближайшее время.
Заходите в наши аккаунты в социальных сетях
Источник
Знаки для увеличения длительностей звуков и пауз
1. Точка справа возле ноты или паузы удлиняет длительность на её половину:
2. Лига – дугообразная черта, обозначает связность исполнения ряда звуков. Звуки одинаковой высоты, соединённые лигой, не повторяются, а длятся столько времени, сколько обозначают залигованные ноты.
3. Фермата – знак увеличивает длительность звука или паузы по желанию исполнителя (приблизительно в два раза), в зависимости от характера произведения. Обозначение ферматы: или .
Знаки сокращения нотного письма
Наименование | Обозначение | Исполнение |
Октавой выше | ||
Октавой ниже | ||
Повторение | ||
Реприза |
Группировка длительностей – образование ритмических групп внутри такта; используется для более чёткого осознания ритма и размера. В простых размерах основные доли такта должны быть отделены друг от друга. Например. Надо группировать так:
а не
а не
Допускаются исключения:
а) объединение всех длительностей общим ребром возможно в тех случаях, когда эти длительности одинаковы. Например:
или ;
б) когда у ноты, начинающей метрическую долю. Стоит точка:
В вокальной музыке для удобства зрительного восприятия любая длительность, приходящаяся на слог текста, пишется отдельно и не группируется с соседними нотами:
Обратите внимание на предпоследний такт: здесь на один слог приходится две ноты (так называемый, распев слога), поэтому они объединены ребром. Кроме этого, длительности, которые попадают в распев слога, дополнительно обозначаются лигой, которая в данном случае показывает, что эти две ноты следует петь плавно и связно.
Синкопа – смещение акцента с сильной доли на слабую. Например:
Затакт – неполный такт, с которого начинается музыкальное произведение или часть его. Затакт начинается со слабой доли. Затакт может образоваться и в середине произведения перед любой его частью. В большинстве случаев произведения или отдельные части их, начавшиеся с затакта, заканчиваются неполным тактом, дополняющим собой затакт. Например:
и 1 — и 2 — и и 3 — и 1и,2и, 3и 3 – и, 4 – и 1и, 2и, 3и, 4и
Тактирование
а) Все простые двухдольные размеры дирижируются двумя взмахами – вниз и вверх.
б) Все простые трехдольные размеры дирижируются тремя взмахами – вниз, вправо и вверх.
в) Четырехдольные размеры – четырьмя взмахами вниз, влево, вправо и вверх.
Д/З:
1. Знать теорию, составить терминологический словарь по теме «Метроритм»
2. Анализ нотного текста детских песен – чтение нот, тактирование (Хрестоматия, 1-4 кл. – по выбору).
Практическая работа № 3
Метроритм
Цель: закрепление знаний о компонентах метроритма; приобретение практических умений в использовании их в музыке.
План-задание:
Теоретический блок
1.1. Что такое нота?
1.2. Из чего состоит нотный знак?
1.3. Перечислить и записать основные нотные знаки, изображающие длительность звуков, нарисовать схему.
1.4. Что такое штили нот, и какое существует общее правило для их написания?
1.5. Что такое ритм?
1.6. Перечислить и объяснить основные понятия метроритма: музыкальная доля, метр, такт, тактовая черта, размер, двух-, трёх-, четырёхдольные метры и размеры, паузы, способы увеличения звуков и пауз, знаки сокращённого нотного письма, группировка длительностей, синкопа, затакт.
Источник
Урок № 2. Курс «Нотная грамота»
Ноты. Паузы. Длительности нот.
Нота. Для записи звуков используются специальные знаки — ноты (с латинского языка переводится как «знак»). Нота представляет собой кружок, который может быть внутри как пустой , как и закрашенный .
Для обозначения длительности ноты (сколько по времени должна звучать нота) используют штили (вертикальная палочка), флажки и рёбра. Флажки и рёбра «крепятся» к штилю.
нота со штилём, нота с одним флажком, нота с двумя флажками.
Если у нот, расположенных одна за одной, есть флажки (особенно, если количество флажков одинаково), то их можно сгруппировать. Тогда флажки называются рёбрами (флажок «крепится» к штилям нот).
Примеры сгруппированных нот:
Ребро — тот же самый флажок, только соединяющий соседние ноты. Исключительно для удобства записи. Давайте разберёмся, что нам важно во флажках и в рёбрах. Как Вы видите из примеров, у ноты может быть один флажок, может быть два (на самом деле может быть и три, и четыре).
Нам важно сколько флажков (или рёбер) крепятся к штилю ноты. С флажками просто: если у ноты 2 флажка, то оба они и крепятся к штилю
С рёбрами тоже самое, рассмотрим группу из 2 нот
К штилям каждой из нот подходят по 2 ребра. Т.е. это 2 ноты подряд, у которых по 2 ребра (флажка).
То есть такая запись: и вот такая: равносильны. В обеих записях по 2 ноты, в обеих записях к штилям каждой из нот подходят по 2 ребра (первый вариант) или по 2 флажка (второй вариант).
Ещё пример. Вот группа нот:
К штилю первой ноты подходит только одно ребро, а к штилю второй ноты — 2 ребра.
ВНИМАНИЕ! Важно то, сколько рёбер (флажков) подходит к штилю ноты. Забегая вперёд отметим, что точка справа от первой ноты тоже влияет на длительность ноты.
Длительность звука имеет важное значение в музыке. Давайте рассмотрим, каким образом нотами обозначаются длительности звуков.
— целая нота. Обладает наибольшей длительностью.
— половинная нота. Её длительность вдвое короче длительности целой ноты. = +
— четвертнáя нота. Она в 2 раза короче половинной ноты и в 4 раза короче целой ноты. =+
— восьмая нота. Длительность в 2 раза короче четвертнóй и 8 раз короче целой ноты. = +
— шестнадцатая нота. Она в 2 раза короче восьмой и в 16 раз короче целой ноты. =+
— тридцать вторая нота. Она в 2 раза короче шестнадцатой и в 32 раза короче целой ноты. =+
Более короткие ноты используются редко. Теперь Вы можете определить длительность звучания ноты. Запоминается всё очень просто: каждый дополнительный флажок укорачивает длительность ноты ровно в 2 раза.
Пауза — молчание вашего инструмента (во время исполнения произведения). Длительность пауз определяется абсолютно также, как и у звуков (нот): она может быть равна целой ноте, половинной, четвертной и т.д.
Схематично длительности нот и пауз можно отобразить так:
Помимо основных длительностей, которые мы рассмотрели ранее, существуют дополнительные знаки, увеличивающие длительности нот.
Точка. Точка увеличивает длительность ноты на половину. Ставится справа от ноты. Сразу перейдём к примерам:
Пример 1. Длительность этой ноты равна сумме длительностей нот и Проще говоря, длительность считается следующим образом: если нота звучит, например, секунду, то нота с точкой будет звучать полторы секунды.
Пример 2. Длительность ноты равна сумме следующих нот и
Лига. Если нужны другие варианты длительностей, используется так называемая «лига» — вогнутая линия, которая связывает две ноты одной высоты. Извлекается звук в том месте, где встретилась первая нота (вторая нота не извлекается), длительность будет равна сумме длительностей обеих нот, связанных лигой.
Пример. длительность будет равна сумме обеих нот +
Фермата. Фермата обозначает неограниченное увеличение длительности. Обозначается дугой с точкой в центре изгиба. Фермата может быть изогнута вверх, если расположена над нотой и изогнута вниз, если расположена под нотой.
Обозначение ферматы: или
Итоги 2 урока. Теперь мы знаем как обозначаются (записываются) длительности нот и пауз, а также какие существуют дополнительные знаки, увеличивающие длительности нот.
Дополнительные материалы:
Источник