Как узнать какую ноту поешь

Вокал Для Начинающих.

Советы Начинающим Вокалистам или Как Поставить Голос.

пятница, 1 августа 2008 г.

Как определить свой тип голоса?

Сегодня поговорим об очень актуальной теме для начинающих вокалистов , а именно о том, как правильно определить свой тип голоса . Это очень важно, так как если вам (или вами) будет поставлен неверный диагноз, то голос можно загубить. Следует отметить, что здесь мы говорим о сформировавшихся типах голосов — для взрослых. Детские голоса это обширная отдельная тема.

Довольно частое заблуждение, что тип голоса определяется по тому, какие ноты вы «берёте». Это абсолютно неправильно. Педагог определяет тип голоса ученика по нескольким параметрам, таким как тембр, диапазон, переходные ноты и по некоторым другим признакам. Даже очень низкие от природы голоса способны «доставать» теноровые ноты, однако это отнюдь не означает, что они автоматически становятся тенорами. Желание петь высоко довольно часто перевешивает здравый смысл, и вокалисты — особенно молодые, начинают насиловать свой голосовой аппарат, пытаясь выдавливать из себя ноты, которые им петь не следует. Это зачастую вызвано желанием подражать кумиру или певцу, исполняющему песню в оригинале, а так же позёрством, желанием доказать всем, что «я могу так же». Оригинальный вокал всё равно в итоге будет звучат гораздо лучше и естественнее, чем выдавленное силком пение .

Рассмотрим несколько способов определения типа голоса . Прежде всего, отмечу, что определить тип для непоставленного голоса бывает сложно и поэтому даже преподаватели вокала иной раз могут ошибаться, если у них не хватает опыта. Например человек привык разговаривать в высокой позиции и осветление тембра для него привычно, однако, при проверке окажется, что он бас или баритон .

Читайте также:  Будьте здоровы ноты для хора

Так как же правильно определить свой тип голоса ? В современной эстраде разделение голосов строится не по классической схеме «бас,баритон,тенор и тд», а по принципу «очень высокий, высокий, низкий и очень низкий голос». В отличие от академического пения чёткие границы отсутствуют. И тем не менее, одно остаётся неизменным — тесситурная выносливость . Что же такое тесситура? Не буду придумывать свою формулировку, а процитирую Большую Советскую Энциклопедию:

Тесситура: итал. tessitura, буквально — ткань, от tessere — ткать), высотное положение звуков в музыкальных произведениях по отношению к диапазону певческого голоса или музыкального инструмента. Условием художественного исполнения (естественности, свободы, красоты звучания и т. п.) является соответствие Т. в вокальном произведении характеру голоса певца, а в инструментальном — техническим возможностям данного инструмента.

Добавлю от себя. Тесситура того или иного произведения определяется тем, как высоко/низко находится большинство его нот по отношению к крайним участкам вашего голоса — вверху или внизу. Иными словами — как долго и часто вам придётся петь ноты, близкие к вашим крайним «верхушкам» или крайним низам. Если такие ноты не встречаются или встречаются лишь изредка, то тесситура ваша, если же они встречаются часто и голос быстро устаёт, то тесситура слишком высокая/низкая и имеет смысл опустить/поднять тональность произведения. Ваша родная тесситура — это комфортная зона певческого диапазона, в которой вы можете петь долго и с удовольствием, без вреда для вокального аппарата.

Однако остаётся открытым вопрос — как определить тип голоса по тесситуре? Например я могу петь без особого напряжения песню, где большинство нот приходятся на фа, соль и ля первой октавы. Кто я — тенор, баритон ? Дело в том, что тут играет роль и то, как вы поёте эти ноты. Если вы их фальцетите, то никакого напряжения и не будет, однако тип голоса по фальцету не определяется. Начинающие вокалисты порой бывают неспособны определить на слух как и чем они поют, потому что у них в отделе мозга отвечающем за слух ещё не сложилась система звуковых образов, которые бы помогли отличить фальцет от грудного голоса. Вот тут-то и пригодится помощь педагога по вокалу.

Читайте также:  Укажи имя существительное 1 склонения шампунь дочка пароход пианино

Лирическое отступление: часто молодые люди расстраиваются, услышав диагноз «вы бас» или «вы баритон», так как высокие сильные тенора всегда пользовались популярностью, а многие современные мужские песни «заточены» под тенор. Могу лишь посоветовать не принимать это близко к сердцу, потому что почитателей хороших, поставленных и главное индивидуальных голосов (независимо от того высокие они или низкие) более чем предостаточно, а любую песню можно спеть ниже и по-своему. Запомните, ваша аудитория — простые люди, в основном ничего не сведущие в вокале. Эти простые люди ценят не высоту голоса и не многочисленные приёмы, которые вы используете, а индивидуальный тембр , манеру и стиль. Вспомните хотя бы группу Раммштайн!

Как вы уже понимаете, определить тип голоса самостоятельно сложно, а иной раз и невозможно. Особенно это касается людей, у кого голос от природы «не раскрыт». Мой совет — найдите преподавателя хотя бы на одно занятие, для того, чтобы он определил, какой у вас голос и сказал в каком направлении следует работать.

Какие типы голосов существуют вообще? В классической терминологии существует разделение на шесть основных типов голоса сверху вниз.

Женские голоса делятся на:

Сопрано — самый высокий женский голос
Меццо-сопрано — средний
Контральто — самый низкий женский голос

Тенор — самый высокий мужской голос
Баритон — средний, наиболее распространённый тип мужского голоса.
Бас — низкий мужской голос

В свою очередь эти голоса подразделяются по характеру тембра и высотной вариации, как например колоратурное сопрано, тенор-альтино, драматический тенор, бас профундо, бас-октавист (самый низкий существующий голос), лирический и драматический баритон, баритональный бас , и так далее.

По классической схеме приблизительные высотные диапазоны голосов выглядят следующим образом (по Дмитриеву):

Тенор от До малой — до До второй октавы.
Баритон Ля большой октавы — Ля бемоль первой октавы
Бас — Фа большой — Фа первой октавы
Бас-октавист крайне редкий голос. Он способен опускаться до фа контроктавы. Такие голоса очень востребованы в хорах:

Сопрано До первой — До третьей октавы.
Меццо-сопрано Ля малой — Ля второй октавы.

Это весьма сжатая спецификация голосов и она не отражает всего богатства тембров. Существуют и голоса с промежуточным звучанием, как например драматический тенор и лирический баритон .

При определении типа голоса ученика преподаватель учитывает и переходные ноты. Переходный ноты, или «мост» голоса — это участок певческого диапазона, на котором грудной голос теряет богатство естественного тембра и либо зажимается, либо срывается на фальцет. У разных типов голосов этот участок отличается по высоте. Приблизительные переходные ноты для голосов (по Дмитриеву):

Тенор : ми-фа-фа диез-соль первой октавы
Баритон : ре — ми бемоль — ми первой октавы
Бас : ля — си бемоль — си малой — до — до диез первой октавы
Сопрано : ми — фа — фа диез первой октавы
Меццо-сопрано : до — ре — ре диез первой октавы

У непоставленных, нераскрытых голосов эти участки могут оказаться чуть ниже, чем у поставленных и опытный преподаватель это учитывает.

Примеры современной эстрады.

В современной эстраде редко кто классифицирует свой голос по классической схеме. У каждой звезды репертуар написан и подогнан «под голос» с намерением выделить наиболее выигрышное и характерное звучание тембра, так называемую «фишку». Кроме того, следует учитывать, что звезде наверняка понадобится петь долгие концерты вживую, а материал не соответствующий голосу может его быстро износить.

Приведу примеры типичных мужских и женских голосов на западной эстраде.

Высокие — George Michael, Michael Jackson, Josh Groban, Celine Dion, Whitney Houston, Christina Aguilera, Mariah Carey и так далее

Список очень длинный, и это я ещё не беру в рассчёт рок-певцов таких как Stiven Tyler, Dio и прочих сверзвуковых монстров. Однако не отчаивайтесь, и среди низких голосов вполне достаточно известностей, таких как Barry White, Sarah Vaughan, Rammstein, Ronan Keating, Elton John и много много других.

Кроме всего прочего, есть ещё один способ, помогающий определить тип голоса — анатомический. Давно известно, что чем выше тип голоса, тем короче и тоньше голосовые связки. Однако этот способ неточен и может быть использован лишь как вспомогательный, потому что бывает много исключений из правил. Известно например, что у тенора Карузо были длинные баритоновые связки.

Таким образом, певческие голоса могут быть очень разнообразными и правильно определить тип голоса важно с самого начала, чтобы в последствии не терять время напрасно и не губить природные данные. Тип голоса определяется по тембру, тесситуре, переходным нотам, диапазону и анатомическим особенностям.

Мои рекомендации:
• Пойте там где вам удобно и где ваш голос звучит лучше всего, таким образом вы не ошибётесь, а укрепив свой голос в этом диапазоне сможете рассчитывать и на его расширение.
• Ни в коем случае не начинайте свои певческие тренинги с подражания кумирам или известным певцам.
• Найдите себе педагога по вокалу хотя бы на одно два занятия, чтобы определить свой тип голоса.
• Если вам кажется, что педагог неправильно определил ваш тип голоса, то не расстраивайтесь. Скорее всего вы пытаетесь петь не в своём диапазоне и кому-то подражаете. В крайнем случае остаётся вариант пойти к другому педагогу и попросить независимой оценки. Если вы всё таки затрудняетесь определить свой тип голоса, или у вас нет возможности пойти к педагогу — обращайтесь ко мне. Присылайте свои записи, я попытаюсь помочь.
• Для тех, кто рвётся расширить диапазон вверх. Единственный безопасный и эффективный способ — разработать и укрепить «золотую середину» вашего голоса. Верхние ноты тогда пойдут «как по маслу». Кстати, это очень универсальный показатель: не идут верха — значит у вас страдает середина.

Оставляйте свои комментарии внизу — постараюсь ответить на все ваши вопросы.

Внимание, материалы размещённые на этом сайте не могут быть использованы без указания источника!

Источник

Первые шаги начинающего вокалиста в вопросах и ответах. Часть 1

Но сначала небольшое лирическое отступление.

В этот раз я решил построить повествование в форме вопросов и ответов. К сожалению, начав писать, я понял, что вопросов может быть достаточно много и коротко ответить не получается, поэтому пост будет разбит на несколько (как минимум – две) частей.

Естественно, если будут какие-то еще вопросы – задавайте в коментах, постараюсь ответить сразу или, если вопросов наберется много, включу в очередной пост.

Вопрос: Ну хорошо, допустим, действительно, петь можно научиться. Что делать дальше?

Ответ: Ответ, как водится, поражает своей глубиной – нужно начать учиться. И, в первую очередь, решить для себя – готовы ли вы тратить на это определенное количество времени, усилий и, к сожалению, денег в течение достаточно длинного срока. Потому что, к несчастью, человек пока не умеет, как Нео в Матрице, загрузить в себя программу кунг-фу за 20 секунд и немедленно побежать спасть мир. А если вы внимательно читали предыдущий пост, то должны были понять, что пение в значительной своей части – это вопрос правильной техники, наличие определенного психическо-мышечного навыка (весьма непростого, к тому же, это вам не тройной тулуп крутить) и обучение этому навыку придется вести по старинке – путём многократных тренировок и повторений. И наиболее эффективно процесс обучения будет идти, если «тренировка» будет проводиться под руководством и присмотром вменяемого педагога.

Хотя, конечно, бывают и исключения. Многие научились петь сами, но это, как правило, не благодаря, а вопреки.

Вопрос: Я правда хочу научиться петь, но мне все-таки кажется, что слуха у меня нет совсем, и обучение будет пустой (и демотивирующей) тратой времени и сил

Ответ: Ну так давайте проверим – это очень просто. Всегда есть вероятность, что вы попали в тот небольшой процент людей без музыкального слуха вообще. Итак, включите динамики или наушники погромче. Зайдите в гугл и вбейте в поиск Пианино онлайн. В качестве альтернативы может поставить любое виртуальное пианино на свой смартфон/планшет. Открыли? Выберите любую клавишу (например, ноту До – C4 – она прямо посередине). Нажмите её и сразу после — нажмите на соседнюю черную клавишу справа (это будет до диез – C4 #) – пум-бум. Слышите, что звуки разные? Теперь нажмите два раза одну и ту же клавишу. Слышите, что звук один и тот же? Если ответ «да» на оба эти вопроса – поздравляю, слух у вас есть.

Возможно, неразвитый, возможно, кривой, скорее всего – несинхронизированный с голосом, но, определенно, есть.

Вопрос: Кустарщина какая-то. Вот в музыкальной школе меня проверяли – играли две ноты и спрашивали, какая выше – какая ниже, а еще играли ноту и просили её спеть, а еще хлопали в ладоши и просили повторить в ритм. Вердикт: слуха нет.

Ответ: Сначала мини-флэшбек – в пять лет меня так «зарезал» папа. Но я точно помню, что я просто не понимал, что такое «выше», а то такое «ниже». К счастью, он ошибся.

Теперь, собственно, ответ. В музыкальной школе задача преподавателей на вступительном экзамене не стоит в том, чтобы определить, есть ли у вас слух или нет. Их задача – набрать группу из определенного количества детей с примерно одинаковым начальным уровнем подготовки. Как и в обычной, не музыкальной, школе, преподавателям нужно, чтобы ребенок уже что-то умел на базовом уровне. Вы знаете хотя бы одного психически здорового ребенка, который, не умея читать до школы, не научился хоть как-то читать к третьем классу? Я таких не знаю. Когда говорят, «у ребенка нет слуха» или «у ребенка нет чувства ритма» это в большинстве случаев означает «у ребенка недостаточный для нашего класса уровень начального развития слуха/ритма», а вовсе не «у ребенка отсутствует музыкальный слух и путь в музыку ему закрыт».

Вопрос: А что, без преподавателя совсем никак нельзя? Я стесняюсь/сильно занят/финансово ограничен/хочу сначала попробовать свои силы.

Ответ: Ну, вообще говоря, начать можно и без преподавателя. Просто занятия с преподавателем гораздо более эффективны («ученик поёт ушами своего учителя»), но даже занимаясь с педагогом, вам придется достаточно много практиковаться самостоятельно, поэтому, почему бы не начать с простого самостоятельного занятия по интонированию?

Итак, первая задача, которую вам предстоит решить – она самая сложная, но, к счастью, самая «саморешаемая». Это – умение петь «в ноты» («интонировать») в принципе. Помните, я писал, что музыка – это определенные звуки в определенной последовательности? Вот вам и надо, сначала научиться петь только определенные звуки, а конкретнее – только звуки определенной высоты, а еще конкретнее – те звуки, которые входят в наиболее распространенную сегодня музыкальную систему (ну, которая до-ре-ми-фа-соля-ли-си) в пределах вашего вокального диапазона (т.е. того диапазона высот, который вы, в принципе, способны петь) — и их всего 12-18.

Хорошая новость состоит в том, что задача анализа высоты издаваемого вами звука уже давно алгоритмизирована, и сегодня существует огромное количество программ, которые покажут вам, какую ноту вы поёте на самом деле. Другими словами, «ушами учителя» в данном случае будет микрофон вашего смартфона/компьютера + программа.

Какими конкретно программами пользоваться – без разницы, по большому счету. Я пользовался – для компьютера – SingingTutorApp (поищите в гугле), для андроида – Voice Training Learn to Sing. Обе программы очень простые, но на английском языке, если с этим проблемы – поищите аналоги, ну или спросите у пикабу.

Как заниматься (на примере SingingTutorApp):

Сначала определите комфортный для вас вокальный диапазон. Для этого запускаем программу и поём слог «ма» сначала низко, т.е. толсто, а потом высоко, т.е. тонко. Не нужно надрываться – ширина диапазона, в данном случае, роли не играет, петь нужно комфортно и избегать напряжения и в низах, и в верхах. Запомните буковки и циферки, которые программа показывает – это названия нот (в английской нотации ноты пишутся латинскими буквам – A, B, C, D, E, F, G – для ли, си, до, ре, ми, фа, соль соответственно) и их октава.

Теперь выставляете ползунки так, чтобы программа выдавала только звуки из вашего диапазона – и вперед. На начальном уровне лучше настроить программу так, чтобы она играла звук все время, пока вы нажимаете на кнопку (галка Play while button pressed).

Нажимаете кнопку Play, программа играет ноту, вы поёте слог «ма» (не громко! не напрягаясь!), стараясь, чтобы звук был максимально «похожим» на эталон — это очень субъективное ощущение, его нужно наработать.

В процессе пения программа будет показывать ту ноту, которую вы поёте на самом деле и, соответственно, нужно корректировать голосом и петь выше или ниже, пока нота не позеленеет.

Не торопитесь, постарайтесь при этом прислушиваться к своим ощущениям. Что вы чувствуете, когда ноты совпадают (резонируют)? Как это чувство отличается от того, что вы ощущаете, когда ноты не совпадают? На что «похожа» нота, которая сейчас играет? Как вы её себе представляете мысленно? Чем она отличается от других нот? И не стесняйтесь того, что поёте преимущественно мимо — это нормально!

Это самокопание крайне важно! Пока у вас не развилось чувство интонации, ваш мозг должен искать, за что же ему зацепиться при анализе. Ведь он слышит, что звук, который играет в ушах и звук, который издаете вы – вообще говоря, разные. Но при этом, в зависимости от каких-то ваших действий связками и мышцами гортани, они становятся очень похожими, практически одинаковыми. Значит, у них есть что-то, что их объединяет (ответ – основная несущая частота) и ваш мозг учится идентифицировать, выделять это самое общее. А еще он запоминает, какие действия приводят к тому, чтобы это общее появилось (т.е. вы спели «в ноту»).

Занимайтесь ежедневно, по 10-20 минут или пока не устанете. Не мешайте мозгу и имейте терпение – через какое-то время (может пройти до нескольких месяцев – не пугайтесь!) вы вдруг начнете «узнавать» ноты, у нот появится, грубо говоря, окраска, или форма, или шершавость, и ваш голос начнет выдавать ноты все ближе и ближе к эталону. Сначала это произойдет для каких-то отдельных нот, потом количество «успехов» будет расти и расти и, наконец, вы начнёте практически сразу попадать в нужную ноту.

В процессе занятий не стесняйтесь экспериментировать. Что, если диапазон расширить? Или, наоборот, сузить? А что, если петь не «ма», а, например, «лё»? Или «йэ»? Может, для каких-то гласных ваш процент «попаданий» больше, чем для других? Или для каких-то нот? А почему? А если петь сначала один слог, а потом – другой? Что меняется?

Главное при этом фокусироваться не на интонации, а на своих ощущениях, эмоциях, и пытаться их запомнить и воспроизвести при пении очередной ноты – и интонация придёт сама собой.

Вопрос (последний на сегодня по очереди, но не по значению): Я начал заниматься и у меня болит в горле. Это нормально?

Это НЕ НОРМАЛЬНО и довольно даже плохо, но случается часто, особенно с начинающими певцами. В процессе всех ваших вокальных упражнений вы должны понять и уяснить одну критическую вещь – связки нам даются один раз и на всю жизнь! И орган этот – достаточно нежный, поэтому берегите их.

Конечно, как и любая другая мышца, нераспетые (т.е. не разогретые предварительными упражнениями) связки могут устать с непривычки и ныть, но любые болевые ощущения – однозначный сигнал немедленно прекратить занятие и сделать перерыв, пока болевые ощущения не исчезнут. Нельзя заниматься на травмированных мышцах!

Более того, если в процессе занятий это ощущение возвращается, значит вы делаете что-то неправильно – скорее всего, слишком сильно напрягаетесь когда поёте верхние ноты.

Помните – упражнение на интонацию не требует громкого звука, можно петь даже вполголоса!

Источник

Оцените статью