- Как читать аппликатуры аккордов. Схемы с обозначениями и подробным описанием
- Как читать аппликатуры аккордов. Общая информация
- Схема с обозначениями
- Подробное описание схемы
- Что обозначает сетка аппликатуры?
- Номера пальцев левой руки
- Обозначение верхнего порожка на сетке
- Буква обозначающая аккорд
- Точки на сетке
- Точки за сеткой аппликатуры
- Цифры на точках
- Буквы на точках
- Что означает символ «X»
- Обозначение баррэ
- Номера ладов
- Примеры популярных аккордов
- Песни под гитару Как быстрее научиться разбирать песни под гитару самому? Примеры песен.
- Как быстрее научиться разбирать песни под гитару самому? Примеры песен.
Как читать аппликатуры аккордов. Схемы с обозначениями и подробным описанием
Как читать аппликатуры аккордов. Общая информация
Если начинающий музыкант хочет изучать новые песни и расширять границы своих технических возможностей, то ему просто необходимо задаться вопросом как читать аппликатуры аккордов. Это один из ключевых моментов самостоятельного изучения инструмента. Даже если он занимается с преподавателем или перенимает опыт у более мастеровитых товарищей, то чтение аппликатур поможет сделать качественный рывок вперёд. Научиться это делать – несложный процесс. Но он должен входить в обязательную программу тех, кто хочет расширить свои знания в эстрадной, поп, рок-музыке.
Схема с обозначениями
На этой схеме сосредоточены основные обозначения, знание которых уже поможет ориентироваться в большинстве песен.
Подробное описание схемы
Для того, чтобы понять, как читать аппликатуры, следует ознакомиться с пустой диаграммой. Она представляет из себя схематичный гриф гитары. Если поставить её в подставке (или облокотить об стену), то можно мысленно перенести эту схему на ваш инструмент.
Что обозначает сетка аппликатуры?
Каждый прямоугольник означает лад. Линии отделяют один лад от другого. Точкой отсчёта считается как раз верхний порожек (см. ниже). Если он нарисован – значит нужно автоматически отсчитывать от «нулевого» лада (то есть лад после жирной линии будет первым). Если же этой жирной линии нет, то обычно указывают номер лада, от которого следует вести отсчёт.
Вертикальные линии обозначают струны. Слева направо – от шестой до первой. Таким образом, по сетке можно определить как струну, так и лад.
Номера пальцев левой руки
Эти номера используют не только в эстрадной, но и в классической гитаре.
Часто номера пальцев специально прописывают, когда рисуют аккорды для начинающих . Неопытный музыкант может неправильно поставить пальцы и заучить неудобную и даже вредную для суставов аппликатуру. Кроме того, одна и та же гармония может зажиматься разными способами, которые и обозначаются такими цифрами.
В редких случаях можно встретить букву «T». Она означает – большой палец. Это скорее нетрадиционный способ, который пользуются в жанрах блюз, рок, иногда в бардовской музыке и при игре в альтернативных строях. Чаще всего большим пальцем зажимаются либо басовые ноты, либо производится заглушка струн.
Обозначение верхнего порожка на сетке
Жирная чёрная полоса обозначает крайний толстый пластмассовый порожек, который обычно окрашен в белый цвет (иногда бывает кремовым или чёрным) – он приподнимает струны над грифом.
Буква обозначающая аккорд
Сверху подписывают общепринятое обозначение данного аккорда. Это буквы С, D, E, F, G, A, B (от «До» до «Си»). Это мажорные аккорды. К минорным подписывают «m» и так далее, в зависимости от самой гармонии. Часто встречающиеся гармонии обычно пишут как раз буквами, чтобы каждый раз не прописывать аппликатуры аккордов .
Точки на сетке
Чёрные точки, найденные на диаграмме, говорят нам, какие лады следует зажимать. Ориентируйтесь по струнам (вертикальным линиям) и их пересечениям с горизонтальными (которые дают лад). Фактически такую диаграмму можно перенести на реальный гриф, и они совпадут. Мысленно (или физически) можно распечатать одну из диаграмм аккордов (разумеется масштабы должны совпадать) и перенести на гриф вашей гитары.
Точки за сеткой аппликатуры
«Прозрачные» круглые точки обозначают струны, которые не зажимаются, но входят в аккорд. Обычно они выносятся за пределы нулевого порожка, и рисуются как бы вне диаграммы. Кстати, не обязательно всегда их играть. Они входят в состав, но не обязательно должны ярко прозвучать.
Цифры на точках
Цифры на точках как раз обозначают номер пальца, которым следует зажимать указанный лад на определённой струне.
Буквы на точках
Буквы – это ноты. Для тех, кто решил продвинуться дальше в своём гитарном мышлении, есть возможность выучить расположение нот на грифе. Чаще всего такие обозначения используются при игре боксов (мажорных и минорных гамм). К буквам добавляются диезы, бемоли. С помощью таких точек с буквами можно не только читать аппликатуры аккордов, но и постепенно запоминать, какая нота находится на том или ином ладу.
Что означает символ «X»
Он означает названия струн , которые не следует играть. Чаще всего это басовые ноты, которые не входят в состав аккорда. Но нередко бывают и «крестики» среди играющихся нот. Их необходимо глушить, изгибая сустав пальцев левой руки или используя ребро (подушечки пальцев) правой ладони. Обратите внимание, что «кресты» могут чередоваться с круглыми точками (которые играются).
Обозначение баррэ
Изогнутая линия (как скобка) опоясывающая лад. Нужно смотреть, что иногда она захватывает 4-5 струн, а иногда и все 6. Помимо скобки используется жирная чёрная линия, закрывающая определённые лады. Она не обязательно всегда на первом ладу. Иногда бывает малое баррэ на 3 или 4.
Номера ладов
Как раз если отойти от открытых аккордов, то можно встретить обозначения цифрами и сокращениями «fr» — от слова «fret» — «лад». Например, 5 fr – это пятый лад. Иногда номера обозначают римскими цифрами.
Примеры популярных аккордов
Конечно, начинать обучение следует с самых простых аккордов. Две точки (вроде Em) без дополнительных знаков. После того, как читать аппликатуры станет проще, можно приступать к более трудным гармониям с приглушёнными струнами, баррэ и комбинированными вариантами.
Источник
Песни под гитару Как быстрее научиться разбирать песни под гитару самому? Примеры песен.
Аккорды песен под гитару, видео
Как быстрее научиться разбирать песни под гитару самому? Примеры песен.
Каждый гитарист рано или поздно приступает к разбору любимых композиций, либо с помощью более опытных гитаристов (музыкантов) или самостоятельно — полагаясь на собственный музыкальный слух.
Эта статья для тех, кто уже научился уверенно брать простые аккорды, а также на баррэ, умеет свободно играть несколькими видами гитарного боя, перебора и научился настраивать гитару. Новичкам будет полезно ознакомиться с данным материалом для общего понимания.
Для себя я уже давно решил, что самостоятельный разбор песен — это самый быстрый и в то же время сложный путь к развитию музыкального слуха. Поэтому, стараюсь чаще отталкиваться от своего мнения и личного восприятия музыки. Без ошибок, конечно же не обойтись, но оно того стоит.
На личном опыте — набитых шишках, свежих шрамах оставшихся от общения с другими гитаристами вывел следующие 4 пункта, которые помогут внести ясность в этом интересном и полезном занятии.
Как самому разобрать песню под гитару?
1. Проверка правильной настройки гитары.
Многие скажут, что это банально, но бывает зачастую так, что самые простые и примитивные вещи незаметно уходят на второй план. Более того, от правильной настройки гитары напрямую зависит качество разбора.
2. Игра под звучащую необходимую композицию.
Пожалуй, это самый интересный и емкий пункт. И конечно же, тут все основано на качестве музыкального слуха. Результат здесь зависит только от того, на сколько часто гитарист занимается разборами песен, а где-то и от упрямства характера. Одно вытекает из другого. Некий замкнутый круг. Получается, что нужно молча брать и делать!
Как правило все музыканты настраивают свои инструменты под камертон — нота ми ( E ) на фортепиано (не помню какой октавы ), собственно для этого и нужно настраивать правильно свою гитару (тюнер-онлайн).
Когда она звучит в унисон с воспроизводимой через динамики композицией, то гораздо легче снять аккорды, а также подобрать более точный способ извлечения струн.
а) Находим тональность песни, перебирая главные аккорды тональностей под первую строчку песни. Найдя ее, можно быстрее выстроить всю цепочку аккордов композиции, т.к. любая тональность состоит из определенных аккордов. Тот, кто уже разобрал пару десятков песен, тот наверняка заметил это и без нудной теории.
Также проще услышать существующий переход (модуляцию) из одной тональности в другую.
Например, через разбор композиции «ПОРА ДОМОЙ» (Сектор Газа) можно научиться это слышать и в других песнях.
б) Определяем темп и ритм композиции. Ритм нужен для подбора гитарного перебора или боя. Темп — для необходимой скорости игры.
- Как подобрать гитарный бой, перебор?
— Находим сильные доли песни отбивая невидимый барабан, тем самым определяем границы ритма. И учимся находить акценты. На сильных долях они в любом случае есть, но бывают и на слабых. Отлично в этом помогают хорошо слышимые басовые партии гитары и ритм ударных (если есть).
Как говорилось выше, сначала следует определить ритмический рисунок. Для этого нужно понять под какой устный счет звучит композиция, который должен находиться между сильными долями. Но как показывает личный опыт, все постигается на практике! Я конечно объясняю все «на пальцах» — без углубленной теории музыки, в которой необходимо знать и учитывать размеры (такты) и длительности ударов… Для лучшего восприятия добавил примеры песен.
Для начала возьмем такой равномерный счет: раз- два- и повтор… (если выразиться еще проще: т ум- ба -тум-ба…)
— на гитаре играется либо щипком струн: бас- (3+2+1) — повтор… Например:
«ГУЛЯКА» (на стихи Есенина)
— можно и боем: вниз- вниз- … ( первый удар по верхним струнам — большим пальцем, второй по нижним — указательным). На примере:
Следующий счет: раз(в акценте)— два- три — повтор… (напоминает ритм вальса: бум — пам — пам —бум-пам-пам-…). Песен с этим ритмом довольно много.
— Под него можно сыграть боем: вниз(в акценте)— вниз(быстро)-вверх(быстро)- вниз- повтор… (Все движения необходимо подгонять под счет проговариваемый устно).
— Можно щипком: бас— (3+2+1)- (3+2+1)- повтор… или: бас— 3- (2+1)- …
— Или перебором «шестеркой»: бас- 3- 2- 1- 2- 3- … (за 1 ход перебора счет пройдет 2 раза или играется под такой ритм: бум-пам-пам-пам-пам-бум-… на каждый стук — 1 звук перебора).
похожий счет: раз(в акценте)- два- три(в акценте) — повтор… В роде бы те же 3 стука, но акцент на третьем дает нам ритм конного забега (ты-га-дын—ты-га-дын…).
— подходит уже следующий бой: вниз(в акценте)- вверх(быстро)- вниз(в акценте) — повтор…
Счет: раз(в акценте)- два — три — четыре — повтор… (Точный ритм. стук под каждое движение боя: пам—па-пам—па-па-пам — повтор…)
— Тут лучше всего идет бой с народным названием «шестерка»
вниз(в акценте)- глушить — вверх — вверх-глушить-вверх- … ( ПЕСНИ ПОД ГИТАРУ ПОД БОЙ «ШЕСТЕРКУ» ).
— Или перебор «восьмерка»: бас-3- 2-3- 1-3 — 2-3- . .. (за 1 стук счета — играется 2 звука перебора):
— Встречается и такой: бас- 3- (2+1) — 3- … Подходящая композиция:
— Под него идет еще 1 распространенный бой — «четверка»:
вверх(в акценте)- вверх- глушить — вверх — -.. . Примеры песен:
А вот например эти песни:
— склоняются к такому ритму: пам—па-рам—па-рам-пам—па-ра-ру-ра — повтор….Под него нужно играть более сложным боем:
Только некоторые движения боя имеют другое направление :
вниз- вниз-вниз-вверх-вверх-вниз-вниз-вверх-вниз-вверх- повтор…
может встретиться ритм еще сложнее:
Бывает так, что композиция играется в довольно быстром темпе и может показаться, что звучит под счет: раз- два- , а количество движений боя почему-то слышится больше, чем хотелось… На сам деле она идет под быстрый ритм: пам—па-пам—па-па-пам- … и играется под бой — «шестерку» без глушения в быстром темпе… Примеры таких песен:
— есть песни, которые явно играются таким перебором: бас+(2+1)- 3- …
Напрашивается ритм: пам-бам— … а вот при переходе на бой, уже просится другой: пам—па-ра-ру-ра-ру-… , поэтому лучше сыграть:
вниз(продолжительно)-вверх-вниз-вверх-вниз-вверх- и заново..
Конечно же, при выборе того или иного способа игры нужно равняться всегда на оригинальную композицию. Но не будет грубой ошибкой, если сыграть не совсем точные движения боя при этом точно попадать под ритм песни.
3. Запомнить или записать чередование подобранных аккордов, боя, перебора. Отдохнуть, затем повторить шаг-2.
Дело в том, что во время поисков нужного аккорда — неоднократного проигрывания определенной части композиции, возникает эмоциональное напряжение, которое приводит к общей усталости и притуплению слуха. В следствии чего можно сделать неточный подбор аккордов и метода игры… После хорошей передышки следует повторить шаг 2 еще раз.
4. Если разбор песни уже существует (в интернете либо еще где), нужно сравнить его со своим.
Это полезно для тех, кто только-только начинает разбирать песни. И в любом случае это придает уверенности, потому что есть на что равняться. Если найдутся разногласия, то будет лишний повод задуматься (необязательно что вам ).
Сложные мелодии и композиции на слух могут разобрать только те, у кого слух абсолютный, а таковых мало. Поэтому, если что, придется искать готовые табы или табы-gtp нужных песен.
Существуют программы, которые помогают в подборах композиций. Например Transcribe 8.21 (позволяет замедлять аудио-трек). Сам я ей не пользуюсь, поэтому большего по ней сказать не могу.
Надеюсь, что у меня понятный почерк. Успехов.
Источник