Как во горнице светлице русалка ноты

Русские народные песни — ноты для голоса

Репертуар для высоких, средних и низких голосов, представлены вокальные произведения русских и зарубежных композиторов различных жанров: романсы, арии из опер и оперетт, песни народов мира, дуэты и вокальные ансамбли.
Произведения, вошедшие в серию, расширят и украсят концертный репертуар вокалистов-профессионалов, а также могут быть использованы в учебном процессе учащихся музыкальных школ, студентов музыкальных училищ и консерваторий.


Русские народные песни из репертуара А. Эйзена
Для голоса и фортепиано
“Советский композитор”, 1986г.
номер с7621к

Еще ссылки по теме:

Огромна популярность русской народной песни в нашей стране и во всем мире. Вполне закономерно, что русская народная песня занимает значительное место в репертуаре солиста Большого театра, народного артиста СССР Артура Эйзена. Где бы он ни концертировал» он почти всегда исполняет эти песни, либо в основной программе, либо на бис. Это отчасти предопределило появление концертных обработок для голоса с фортепиано, содержащихся в данном сборнике. Ведь подавляющее большинство обработок русских народных песен, печатающихся в наших изданиях, сделано упрощенно и не годится для исполнения на высокой эстраде.

Народная песня — едва ли не самый трудный вокальный жанр у певцов, особенно академического толка. Спеть народную песню красивым выработанным голосом — это уже хорошо. Но этого совсем недостаточно. Глубина, мудрость, юмор, игривость, душевность народной русской песни —вся её многообразная и многообразная красота раскрывается только тогда, когда певец всем нутром своим чувствует душу песни, растворяется в ней. Этого не подменишь никакими ухищрениями показного вокального блеска, никакой эстрадной внешней бравадой, ни подражанием каким-то уже «апробированным» штампам. Исполнение народной песни непременно связывается с самобытностью, полнейшей искренностью и правдивостью чувства. Далеко не всем певцам удается народная песня, во всяком случае в таком её многообразии, как она представлена в репертуаре Артура Эйзена. В данном сборнике собрано далеко не всё, что он поёт. Но и то, что здесь есть, говорит само за себя широким охватом различных образов, содержащихся в каждой песне. Тут и «Славное море —священный Байкал» — песня, воплотившая извечное пламенное стремление русского человека к свободе, нашедшее столь прекрасное единение с могучей природной стихией, тут и задумчиво-философская проникновенная песня «Вечерний звон», уходящая корнями поэзии своей в далекие века, и которая так созвучна нашему сердцу своей неизбывной глубиной, любовью к родному дому, к отчизне; или шуточная песня «В деревне было в Ольховке», где разыгрывается жанровая потешная сценка в лицах; тут же бессмертная песня «Эй, ухнем!», в которой сквозь несколько угрюмый, «подневольный» мотив чуется и великая сила артельного мужицкого труда; или песня «Из-за острова на стрежень» с её картинной живописной сменой ракурсов действия, с её пейзажным и душевным фоном, создающим как бы живую перспективу; наконец, весёлая раздольная лирическая песня «Вселенная», ставшая теперь своим названием как-то особенно современной космическим нашим делам.

Читайте также:  Рок гитара для срисовки

Берясь за исполнение народной песни, исполнитель, конечно, должен уметь «ставить» её, как режиссер ставит свой спектакль, то есть обдумывая и общую идею и мизансценные подробности. Певец должен раскрыть образный строй всеми выразительными средствами, доступными ему. Песню надо и рассказать, и пережить, и «сыграть», даже изобразить. Естественно, главное здесь —выразительная интонация голоса— квинтэссенция эмоций певца. Но и кроме голоса важны в той же мере и жест, мимика, поза, то, что называется актерским мастерством. Этими свойствами сполна владеет Артур Эйзен. Благодаря этому его исполнение становится особенно доступным самой широкой слушательской аудитории различных стран. Тот, кому пришлось хоть раз присутствовать где-либо за рубежом на концертных выступлениях Эйзена, знает, какой колоссальный взрыв слушательских эмоций вызывает исполнение им таких песен, как «Славное море — священный Байкал», «Из-за острова на стреженьж или «Вдоль по Питерской».
Одним из замечательных свойств Артура Эйзена является его чутье национальной природы народных песен, уменье быстро и верно схватывать особенности оригинального их языка и манеру исполнения. Автору этих строк неоднократно приходилось работать с Артуром Эйзеном над песнями различных национальностей, в частности, японскими, специфика которых, казалось бы, так далека от русской манеры пения. Однако, у слушателей японцев повсюду исполнение этих песен неизменно встречало самую восторженную реакцию. Японская народная «Песня рыбака», кстати, долгое время и в нашей стране не сходила с концертного репертуара певца, как своеобразный «шлягер».
Так же было дело с негритянской песней «Никто не изведал столько мук», американской «Песней ковбоя», белорусской «Бульбой», латышской «В кабачке» и другими.

Каждая из народных русских песен — это необозримое поле исполнительских возможностей для певца и его партнера-аккомпаниатора. Как концертный номер песня должна быть компактна, иметь вполне определенную достаточно законченную сюжетную линию; всё, что сопровождает голос, вся звучащая фактура аккомпанемента должна служить раскрытию общего замысла и отдельных образных деталей произведения. Музыка сопровождения должна от начала до конца выдерживать высокий эмоциональный тонус. Образное мышление солиста-певца, его артистические намерения неразрывно связуются с образным мышлением и исполнением партнера-пианиста. Из этих предпосылок исходил автор в своих обработках.
Прежде всего —отбор текста и мелодических вариантов. В тех песнях, которые в фольклорных списках имеют слишком много куплетов и различных версий отдельных слов, фраз, оставлены наиболее распространенные в народе варианты, с тем минимумом куплетов, что необходимы для понимания сюжетного смысла и для сохранения концертной компактности формы. То же в мелодических вариантах— они сведены к наиболее распространенным образцам. Данный сборник не может, конечно, служить справочником «ортодоксальных», канонических, запечатленных навечно эталонов текста и мелодии. Отдельные исполнители неизбежно пожелают привнести что-то свое. Это правомерно, лишь бы был соблюден исполнительский вкус, стиль, чувство меры, нарушение которых часто приводит к откровенной отсебятине.
Все проставленные в йотах обозначения темпа, динамические нюансы, в известной степени, условны. Каждый исполнитель — это не исключается — может проявить свое собственное толкование отдельных деталей. Тем не менее то, что указано здесь, может служить общим ориентиром исполнения, опирающимся на какие-то устоявшиеся традиции.

Читайте также:  Тюнер для настройки гитары cherub wst 2058b

Две песни сборника — «Эй, ухнем!» и «Вдоль по Питерской» — переделаны для голоса с фортепиано по известным обработкам композитора Бориса Александрова, сделанным для состава Краснознаменного ансамбля Советской Армии имени А. В. Александрова. Песня «Ах ты, степь широкая!»— также переработка хорового изложения её, сделанного композитором Петром Триодиным.
К. Виноградов Издательство «Советский композитор», 1986 г.

  • Славное море —священный Байкал. Слова Д. П. Давыдова
  • Вечерний звон. Слова И. Козлова
  • Всю-то я вселенную проехал. Слова народные
  • По диким степям Забайкалья. Слова народные
  • Ах ты, степь широкая. Слова народные
  • Из-за острова на стрежень. Слова Д. Садовникова
  • Вдоль по Питерской. Слова народные
  • Эй, ухнем! Слова народные
  • В деревне было в Ольховке (шуточная). Слова народные
  • Дубинушка. Слова А. Ольхина

Скачать ноты

Источник

Как во горнице светлице русалка ноты

В сборник вошли народные песни, игры, хороводы, сказки с напевами, загадки, а также сценарий театрализованной сказки «Мороз, Ёлка и Угрюмище».

Фольклорный материал книги собрал этнограф и фольклорист, член Союза композиторов России Георгий Науменко. Тридцать лет он ездил в творческие экспедиции по деревням, селам и поселкам России, чтобы отыскать лучшие образцы народной поэзии и музыки для детей.

Сборник является пособием ко многим культуро- и народоведческим курсам начальной и средней школы, а также к программам дошкольного воспитания. Сборник поможет в духовном и эстетическом воспитании детей, познакомит их с лучшими образцами народной поэзии и музыки, воспитает любовь к народным песням и родному языку, поможет увлекательней и интересней провести праздник Нового года.

Радуйтесь, люди — Новый год к вам будет! Песни
Уж ты, зимушка, зима
Маленький хлопчик
Мороз красный нос
Воробушек летит
Пурга — Баба Яга
Снежок сеем-посеваем
Тай-тай, налетай
Уж ты, ласточка
Мороз! Мороз!
Выходи из ворот
Летела гаголка
Сеем-веем снежок
Новогодний день
Как у котика-кота
Ай, динь, динь, динь
Во бору, бору
Радуйтесь, люди
Новогодница! Хороводница!
Свети-свети, месяц
Зима, в Новый год.
Старик Мороз
Здравствуйте! с Новым годом
Праздник славить успеваю
Новый год пришел
Снеговик и метелица. Зимние игры
Снежная баба
В комки
Кутерьма
Зимушка-зима
Снеговые бегунки
Мороз
Старик Мороз
В ёлочку
Ерга
В льдинку
Ледяная свинка
На льду
В каблучок
Ледяная жаба
Метелица
Из-под горки
Городовой
В городового
Ледяная юла
В снежную башню
Мороз Красный Нос и Мороз Синий Нос
Золотой перстенек. Сказки
Два мороза
Ермилка и лесной боров
Метель, вьюга и пурга
Морозко
Студенец
Мороз и заяц
Чудесный ковер
Золотой перстенек
Мужик и мороз
А ну-ка, ребята, кто угадает? Загадки
Мороз, Ёлка и Углюмище. Театрализованная сказка
Словарь

И. Сальникова. Чудо из чудес. Рождественские песни. Для детского хора в сопровождении фортепиано, ансамбля флейт (скрипок)

В сборнике «Чудо из Чудес» представлены детские песни, посвященные великому двунадесятому празднику Рождества Господа нашего Иисуса Христа. Написанные на стихи русских православных поэтов они глубоко и достоверно передают таинственную и радостную атмосферу события Рождества Христова, подчеркивают его непреходящее значение для всего человеческого рода.
Автор не только способствует успешному решению острой проблемы репертуара для детских хоровых коллективов воскресных, музыкальных, образовательных школ и гимназий. Своими произведениями Ираида Сальникова пробуждает интерес у различных возрастных групп исполнителей и слушателей к православной культуре России, к богатству русской духовной поэзии.
Автор предлагает в сопровождении некоторых песен инструментальные аранжировки. Это развивает способности учащихся играть и слушать себя в ансамбле, быстрее осваивать новый репертуар. Флейты (скрипки), металлофон, колокольчики, треугольник позволяют уже самым маленьким детям включаться в процесс музицирования, помогает создать яркий светлый детский колорит.

Рождество. Сл. Е. Бурановой
Ныне совершилось. Сл. неизв. автора
В эту ночь. Сл. А. Хомякова
Благовестие. Сл. неизв. автора
В ночь под Рождество. Сл. неизв. автора
Греческая колядка. Сл. неизв. автора
Звезда. Сл. И. Гриневской
Поклонение волхвов. Сл. Г. Аркашова
Ночь тиха. Сл. А. Фета
Под Рождество. Сл. П. Морозова
Святая ночь. Сл. неизв. автора
Ты слышишь райские напевы. Сл. А. Боткиной
Как тиха эта ночь. Сл. неизв. автора
Рождественская ночь. Сл. неизв. автора
Песнь. Сл. неизв. автора
Свет Звезды. Сл. И. Рутенина

Напевы моей бабушки
Выпуск 2
(для детей младшего и среднего школьного возраста)
Народные песни Новосибирской области
Издательство «Классик-А», Новосибирск

Как у утушки
Из-за сада, из-за рощи
Сеяла Маня лён, лён
Сею, вею, засеваю
Щедровочка
Кулики, мулики
Колыбельная
Купалинка
Не дружково дело
У ворот, воротушек
Как по морю
А кто у нас холост
Бояре, мы к вам пришли
Пошла киса по водицу
Ванька маленький
Из-под камушка
Колыбельная
Собиралися девчата
Кому вечер
Ох, Авсеня
Как за нашим, за двором
Не ходи, Сеня, по сеням
Щедровочка
А в леску
Ой масленица, я к тебе иду

Автор: Н. Кутузов
Год: 1970
Издательство: Советский композитор

Сборник «РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ПЕСНИ ДЛЯ ДЕТЕЙ» ознакомит советскую детвору с русскими народными песнями, как старинными, так и современными. Из бесчисленного множества русских народных песен здесь представлены широко распространенные и по своему содержанию наиболее близкие детям.
При этом учитывался широкий возрастной диапазон детей и их интересы. Поэтому в сборнике помещены песни различные по тематике, жанру и трудности исполнения.
В педагогических целях тексты некоторых песен даются в сокращении или переработке.
Большая часть песен может исполняться хором, а также служить исходным материалом для обработок и переложений.

Былина о Добрыне Никитиче
Высота ли, высота поднебесная
Как за речкою, да за Дарьею
Уж ты, поле мое
Степь
Лучина моя, лучинушка
Ой, кулики, жаворонушки
А мы просо сеяли
Во поле береза стояла.
Зе мелюшка-чернозем
Ходила младешенька по борочку
На горе-то калина
Журавель
Выходили красны девицы
Сеяли девушки яровой хмель
А я по лугу гуляла
Возле речки, возле мосту
Ах, вы сени, мои сени
Во лузях
Светит светел месяц
В темном лесе
Подай балалайку
Сусанин. Слова Н. Сурикова
Бородино. Слова М. Лермонтова
Ой, да ты калинушка
Варяг. Слова Е. Студенской
Вниз по матушке по Волге
Дубинушка. Слова А. Ольхова
Эй, ухнем!
Родина
Как пойду я на быструю речку. Слова и напев А.Попова
Ермак. Слова К. Рылеева
Утес Степана Разина. Слова А. Навроцкого, напев А.Рашевской
Славное море — священный Байкал. Слова Д. Давыдова
В полном разгаре. Слова Н. Некрасова
Смело, товарищи, в ногу. Слова Л. Радина
Спускается солнце за степи. Слова А. Толстого
Замучен тяжелой неволей
Узник. Слова А. Пушкина
Смело мы в бой пойдем
По долинам и по взгорьям. Слова А. Панферова, напев Атурова
Гулял по Уралу Чапаев-герой
Там, вдали за рекой. Слова Кооля
Мы — кузнецы. Слова Ф.Шкулева
Молодая гвардия. Слова А. Жарова
Ой, ты Волга, Волга-реченька. Слова и напев О. Ковалевой
Лен-леночек. Слова и напев А.Оленичевой.
Белым снегом. Слова и напев А. Оленичевой
Эх, не сама машина ходит
Занялася заря расписная

Источник

Оцените статью