- Самостоятельный ремонт гитары
- Основные поломки
- Инвентарь и материалы необходимые для ремонта
- Методы и особенности ремонта
- Замена струн
- Замена отдельных колков и колодок
- Уплотнение металлических порожков
- Отвалились деревянные перемычки внутри барабана гитары
- Можно ли починить бас-гитару
- Реставрация старой гитары
- Средства обработки
- Реставрация средней сложности
- Полная реставрация
- Рекомендации по уходу
- Реставрация лакового покрытия гитары
- Ремонт и реставрация гитар
- Что может понадобиться?
- Как ремонтировать акустические гитары?
- Замена струн, колков и колодок
- Уплотнение металлических порожков
- Прикрепление деревянных перемычек внутри барабана
- Решение других проблем
- Можно ли отремонтировать электрогитару?
- Особенности реставрации
Самостоятельный ремонт гитары
Акустическая 6-струнная гитара состоит из барабана (корпуса) с голосником на резонансной деке; грифа, на котором расположены металлические порожки (разделяющие лады); головки с колковыми устройствами, удерживающими натяжение струн. Далеко не во всех городах в мастерских есть инструменты для ремонта и восстановления щипковых музыкальных приспособлений, к которым относятся:
- акустические шестиструнные, семиструнные и электрические гитары;
- домры русские 3-струнные, украинские 4-струнные;
- балалайки;
- скрипки;
- мандолины;
- банджо-гитара, банджо-акулеле;
- гусли.
За исключением электрических инструментов, строение щипковых сходное. Это заключается в наличии барабана, служащего резонатором (усиливающей звук), подборе клея, лака и древесины для изготовления, замены поврежденных дек, обичаек, изношенных металлических порожков, зазубрины на которых дают неприятный дребезжащий призвук. Мастерская подойдет лишь при условии, что мастера не пользуются готовой формулой лака, а подбирают его плотность, прочность исходя из особенностей конкретного аксессуара.
Основные поломки
Особенность выбора инструмента заключается в том, что при ударе справа, слева от окончания грифа звук самой деки должен быть одной высоты. Так же она должна звучать и при ударе по дальним участкам, находящимся за деревянным порожком, на котором закрепляются струны. Такой аксессуар даст насыщенный звук, не будет фальшивить (при правильной настройке), но только до момента появления трещин на корпусе, повреждения лака.
За стабильность натяжения струн отвечают колки. Со временем на металлических частях – шестернях, резьбовых штырях появляются признаки коррозии, износа. Натяжение струн начинает ослабевать во время игры или при настройке наблюдается проскакивание колка, соответственно сброс заданного ранее натяжения струны.
Если использованы 2 планки по три колка, то менять нужно обе. Проще провести ремонт гитары, если для каждой струны используется обособленный колок – их и снять проще, да и полная замена не требуется при повреждении одного подтягивающего механизма.
Металлический призвук после снятия аккорда наблюдается на инструментах с расшатанными порожками, верхним (пластиковым), находящимся на шейке, соединяющей головку с грифом или межладовым. Повреждение оплетки металлических струн тоже дает искажение звука, звон.
Внимание! Каждый скол, деформация скажутся на звучании. Диссонанс в аккорде будет очень сильным при наличии самого небольшого сквозного отверстия на корпусе, не предусмотренного изготовителем.
В классическом варианте у гитары гриф клееный, как у любого концертного инструмента. В более дешевом – пятка грифа крепится штырем, за счет чего можно регулировать высоту струн. В процессе эксплуатации древесина, к которой крепится металлический болт, усыхает, гриф начинает произвольно двигаться вверх–вниз, из стороны в сторону. При такой поломке ремонт гитары своими руками возможно провести при помощи столярного клея, установив гриф в необходимое положение.
Инвентарь и материалы необходимые для ремонта
При повреждении корпуса, соединительных обичаек, отремонтировать качественно инструмент в домашних условиях не удастся. С тем же успехом струны можно переставить на дрова, звучание будет одинаковым. Здесь нужна реставрация гитары с полной заменой отдельных частей, изготовленных из правильно высушенной древесины: клена, грушевого дерева.
Для концертных инструментов мастера используют более дорогую элитную древесину.
Для минимального (планового) ремонта потребуются:
- набор струн;
- соответствующие изначальной комплектации колки;
- столярный клей;
- эпоксидка;
- струбцина;
- отвертка;
- наждачная бумага (нулевка);
- надфили;
- паста Гойя, хлопчатобумажная ткань.
Для ремонта поверхностных трещин на гитаре потребуется тонкая кисть, прозрачный лак, подходящий по консистенции к тому, которым изначально покрыт корпус.
Методы и особенности ремонта
В домашних условиях можно провести только несложный поверхностный ремонт, реставрацией должны заниматься специалисты.
Своими руками можно:
- заменить струны;
- поставить на место, отшлифовать порожки;
- заменить колки;
- заполнить небольшие трещины лаком или эпоксидной смолой.
В электрогитарах с монолитным корпусом самостоятельно можно заменить звукосниматель.
Замена струн
При повреждении одной струны меняется весь набор, что обосновано разницей материалов, из которых изготавливаются струны разными производителями, шириной оплетки трех верхних. Подбор толщины влияет на силу натяжения, достижение требуемой высоты звука.
Замена отдельных колков и колодок
Начинается процесс замены со снятия струн. Далее необходимо аккуратно открутить колодки с колками при помощи отвертки, если это предусмотрено изготовителем. В противном случае придется гвоздики выламывать. Чтобы установить новые колки на прежнее место, необходимо подобрать такие же маленькие, но чуть более толстые шурупы.
Уплотнение металлических порожков
Для этого этапа ремонта потребуется эпоксидная смола, надфили.
- порожек вынимается из рассохшегося гнезда;
- древесина обрабатывается треугольным надфилем;
- гнездо заполняется эпоксидкой;
- порожек возвращается на место, зажимается посередине струбциной;
- после снятия держателя при помощи наждачки или надфилей снимаются излишки застывшей смолы.
Зазубрины на металлических порожках снимаются мелкозернистой наждачной бумагой. После бережной шлифовки они натираются пастой Гойя, доводятся до совершенства натиранием тканой шерстяной или хлопчатобумажной материи.
В процессе шлифовки, снятия излишков клея на грифе могут появиться белые пятна, как и в процессе интенсивной эксплуатации, их можно устранить при помощи краски, которая не даст сильного утяжеления.
Отвалились деревянные перемычки внутри барабана гитары
Если вам удается вымыть банку, засунув руку внутрь, то и подклеить деревянные планки, не разбирая гитару до основания, получится.
- снять струны;
- зачистить от старого клея места соединения наждачкой;
- обезжирить ацетоном;
- нанести столярный клей;
- прижать планку к задней стенке барабана, оставить до полного соединения.
В гитарах с регулируемой высотой струн усиливающие деревянные торцевые бруски подклеиваются при снятом грифе. В классических гитарах с клееным грифом их нет.
Можно ли починить бас-гитару
Починить бас-гитару можно. Чтобы сделать это своими руками, потребуется много времени на изучение всех тонкостей мастерства, приобретение необходимого инвентаря, изучение материаловедения. Ведь при несоответствии прорезей под лады придется использовать вставки из ясеня, бука или клена, прошедшего многолетнюю сушку в определенных условиях.
Блестящий толстый слой лака, который начинает отслаиваться – это явное нарушение технологии. Этот дефект можно исправить в домашних условиях, сняв мебельный или другой лак, не предназначенный для музыкальных инструментов, покрасив корпус, гриф легким лаком, не поглощающими звук, ведь не блеск, а качество звучания важно для гитары.
Гитарное пиццикато над порожками 7, 10 и прочих ладов звучит чисто. Гитара должна при этом приеме звенеть, а не дребезжать. Обратный результат говорит о неполадках с грифом.
Полезно! Обнаружить отсутствие металлической основы на определенном участке можно при помощи магнита. Некорректную установку мастера определяют при помощи медицинского рентгена. Искривленный гриф можно усилить, убрав незапланированные прогибы (в 1-2 мм) при помощи дополнительных продольных стержней.
Как показывает практика, металлический стержень, призванный предотвращать деформацию грифа, может быть коротким или смещенным относительно середины.
Реставрация старой гитары
Сложность проведения реставрации зависит от многих факторов. Самое сложное – это отремонтировать рассохшуюся гитару, если обичайка отделяется от задней, передней стенок барабана, она повреждена или отсутствует на одном или нескольких участках. Проще вернуть устойчивость порожкам, если они просто начали отходить из-за потери древесиной необходимой влажности.
Сложнее провести ремонтные работы корпуса гитары, где началось расслоение, появились трещины в районе голосника, пятка грифа отламывается вместе с частью корпуса. Восстановление такого инструмента можно доверить только мастеру.
Средства обработки
Чтобы вернуть инструменту первоначальный вид, потребуется растворитель для снятия растрескавшегося лака. Берсты (градиенты) покрытия гитар делятся на две категории – полупрозрачные, с максимально плотным красочным покрытием.
Непрозрачные рисунки наносятся по стандартной технологии для цветных эмалей на грунтующий слой, после чего инструменту придается лаковый блеск. Полупрозрачные лакокрасочные покрытия тоньше, они могут быть блестящими и матовыми, темными и светлыми. Главная их цель – защитить древесину от потери влажности, ее избытка. В отличие от материалов, предназначенных для мебели, сувенирной продукции, лак для гитар должен способствовать распространению звука, а не его поглощению.
Реставрация средней сложности
К реставрации средней сложности можно отнести этапы устранения неполадок без необходимости разбирать корпус гитары на составляющие.
Минимальное использование специализированных приспособлений, дополнительных материалов:
- устранение сколов за счет покраски;
- заделка небольших трещин;
- покраска соответствующими для музыкальных инструментов красками, лаками.
Несмотря на кажущуюся простоту, процесс реставрации средней сложности может занять много времени.
Полная реставрация
Полная реставрация инструмента начинается с диагностики повреждений, нанесенных временем, неправильным хранением инструмента. При минимальных механических повреждениях, полученных в результате небрежного отношения, мастеру придется устранить деформации, отслоения. Для этого инструмент разбирается на составляющие, обрабатывается каждая деталь по отдельности, собирается вновь. Полная реставрация займет больше времени, чем производство нового.
Рекомендации по уходу
При хранении аксессуара необходимо соблюсти следующие правила:
- никогда не класть струнами вверх;
- держать его вдали от радиаторов отопления, других источников тепла;
- не допускать в помещении, где хранится инструмент, резких перепадов температур, повышенной влажности воздуха.
При необходимости транспортировки потребуется упаковать во влагонепроницаемый, сохраняющий тепло чехол.
Оптимальное положение между использованиями – в подвешенном состоянии. Нельзя изделие мыть, его можно только протирать влажной мягкой тканью. Любые моющие средства являются агрессивными, способными нанести повреждения лаку, голосу инструмента.
Источник
Реставрация лакового покрытия гитары
Уважаемые мастера, прошу совета.
Есть гитара Stagg SW205TR (см. здесь)
после неудачной попытки приклеить подставку суперклеем. Подставка уже начала отрываться по ходу нагрузки, придется снимать.
Вся верхняя дека и часть обечайки залита потеками цианакрилата, на нижней деке потертость до дерева. В остальном гитара целая.
Таким образом, ставится задача все покрытие заменить. Покрытие, судя по толщине и твердости, полиэфирное (предположительно)
Наметил такой план работы:
-попытаться отклеить подставку диметилсульфоксидом
-если не получится, сошлифовать и в дальнейшем ставить новую
-снять лак, итд
Трудности очевидны. Чем можно химически снять полиэфир? Технофен, думаю, гитару просто убьет, пережжет клей и пересушит дерево. Есть что-то позабористей, чем гелевая смывка на дихлорметане?
Дополнительный вопрос. Гитара плохо строит даже несмотря на компенсацию (см. рис.) при том, что высота струн увеличена ненамного. Кто-то доводил до ума такие творения?
Еще один вопрос, дополнительный. Сейчас в столярном деле используют полиакриловый лак (двухкомпонентный). Он дает тонкий твердый слой, не желтит белую краску и хорошо полируется, поэтому используется как финишный при покраске, например, дверей и мебели. Наносится, как правило, распылением. Я понимаю, что гитарные мастера- консерваторы, но это явно не хуже, чем полиэфир. Есть ли опыт в применении такого лака?
Здравствуйте,
химическими смывками какими-то вполне успешно снимается лак. Сам не применял, но лично видел, как прекрасно лак размягчается и его можно снять циклей за пять минут. Смывку покупали по принципу: у вас есть смывка для лаков?
Но так ли принципиально у вас снимать лак, а если только зашкурить и заполировать. Ведь клей можно аккуратно физически сошлифовать. Особенно, если покрытие лаковое толстое.
Сегодня многие мастера покрывают гитары двухкомпонентными лаками с пульвера.
Не знаю каким образом может быть так, чтобы все было верно, а гитара не строила. Такого быть не может, что-то не так. Первое, что направшивается — это струны. Старые струны не строят.
Источник
Ремонт и реставрация гитар
включайся в дискуссию
Поделись с друзьями
Ремонт и реставрация гитар своими руками актуальны при выходе из строя ладов и других элементов конструкции музыкальных инструментов. Судя по отзывам, даже опытные владельцы редко знают о том, каким составом можно заклеить трещины на корпусе или скрыть сколы. Разобраться во всех важных моментах поможет подробный обзор способов устранения различных неисправностей в акустических гитарах и электрогитарах.
Что может понадобиться?
Существует определенный набор инструментов и материалов, которые могут понадобиться при самостоятельном ремонте гитар. Сюда входят аксессуары — кисти или емкости для расходников. Заделывать глубокие повреждения лучше эпоксидной смолой или клеем на ее основе. Для поверхностного восстановления покрытия используются прозрачные лаки, предназначенные для работ по дереву.
Основной список необходимых компонентов для ремонта гитар выглядит так:
- струбцина;
- отвертка;
- пинцет;
- надфили малого размера;
- наждачная бумага мелкой зернистости;
- колки соответствующего типа;
- комплект струн;
- столярный клей;
- эпоксидная смола;
- паста ГОИ для полировки.
Заклеить корпус гитары можно только при незначительных повреждениях. Серьезные повреждения устранить вне специализированной мастерской не удастся. Также при работе с лакокрасочными составами может пригодиться хлопчатобумажная ветошь.
Как ремонтировать акустические гитары?
При поломке акустической гитары самостоятельный ремонт, если верить отзывам владельцев таких музыкальных инструментов, вполне может увенчаться успехом. В домашних условиях можно решить многие задачи — заменить струны и колки, восстановить корпус, если отходит часть деки. Прежде чем приступить к выполнению ремонта классической гитары, стоит провести тщательную диагностику, установить локализацию поврежденных участков, а также запомнить порядок сборки ее элементов, если предстоит их демонтаж.
Замена струн, колков и колодок
Основной вид самостоятельного ремонта гитар — замена внешних элементов, не связанных с конструкцией корпуса. Своими руками можно выполнить следующие действия.
- Замена струн. Даже если из строя вышла всего 1, переустанавливать придется полный комплект. Связано это с тем, что материалы для их создания варьируются у разных производителей. При несовпадении неизбежны потери в качестве звучания. Струны берутся из одного набора, с учетом рекомендаций по их расположению регулируются и натягиваются на нужном уровне.
- Замена колков и колодок. Она всегда начинается с полного удаления струн. Затем колки и колодки ослабляются в местах крепления — в некоторых случаях понадобится отвертка. После этого можно приступать к замене. При подборе новых элементов важно убедиться, что диаметр стержня в них будет чуть больше, чем в старых, иначе колки будут болтаться.
Справиться с этой работой вполне по силам каждому владельцу акустической гитары. В процессе выполнения замены элементов важно соблюдать порядок действий. Например, струны проще снимать и заменять по 1, особенно если это делается впервые.
Уплотнение металлических порожков
При длительной эксплуатации музыкального инструмента металлические порожки могут утратить плотность посадки. Исправить положение помогут эпоксидная смола и надфили. Приклеить нижний или верхний элемент не составит труда, если действовать по инструкции.
- Аккуратно вынуть порожек из гнезда. Важно не прилагать слишком много силы, иначе рассохшаяся древесина может пойти трещинами.
- Обработать место крепления детали надфилями треугольного сечения. Начинается шлифовка инструментом с более грубой зернистостью, завершается подпиливанием с самым мелким.
- Готовится порция эпоксидной смолы. Важно соблюдать рекомендованные пропорции отвердителя и основы, чтобы время схватывания состава соответствовало заявленному производителем.
- Подготовленное гнездо для порожка наполняется эпоксидной смолой. Металлическая планка устанавливается на место, плотно фиксируется струбциной.
- После застывания клеевого состава держатель удаляют. Излишки, наплывы смолы удаляются путем шлифовки. Крупные дефекты снимаются надфилем, мелкие — наждачной бумагой.
При появлении на поверхности металлического порожка зазубрин и других повреждений, их зашлифовывают. Выполнить работу можно наждачной бумагой мелкой зернистости. Затем обработка производится с использованием пасты ГОИ до блеска. Финишная обработка выполняется мягкой фланелью или шерстяной материей. Если при обработке поверхности древесины на клеевом слое появляются белесые пятна, их можно просто закрасить подходящим по составу градиентом.
Наносить смесь можно кистью или ватным тампоном.
Прикрепление деревянных перемычек внутри барабана
Распространенной поломкой акустических гитар является происходящее со временем рассыхание материала, сопровождающееся ослаблением и выпадением из мест соединения внутренних деревянных перемычек. Успешное восстановление инструмента в этом случае тоже возможно в домашних условиях, без посещения мастерской. Разумеется, при условии, что кисть руки достаточно узкая, чтобы пройти в отверстие в деке. В остальных случаях потребуется сложный и долгий демонтаж элементов корпуса, который при неумелом обращении негативно повлияет на звучание гитары.
Порядок самостоятельного прикрепления деревянных перемычек в барабане на место будет таким.
- Удалить струны с поверхности деки. Это необходимо для свободного доступа к отверстию в ней.
- Вооружившись наждачной бумагой, произвести шлифовку точек крепления деревянных перемычек внутри барабана.
- Ацетоном или другим совместимым растворителем обработать поверхность.
- Приготовить столярный клей. Нанести его в точке крепления. Плотно прижать планку, оставить ее в таком положении до полного высыхания клея.
- Установить струны на место.
Стоит учесть, что гитары с регулируемой высотой струн требуют перед проведением такого ремонта полного демонтажа грифа. В классических инструментах с клееным типом конструкции бруски отсутствуют.
Решение других проблем
Среди прочих поломок, с которыми может столкнуться владелец акустической гитары, можно выделить повреждение пружины или головки колков, неправильное положение ладов, образование трещин и вмятин на поверхности корпуса. Заделать «косметические дефекты» в конструкции гитарной деки правильно и аккуратно вполне можно без особых усилий. А вот починить инструмент, если сломался гриф, или заменить треснувшую накладку на него будет сложнее, но эти работы тоже вполне по силам домашнему мастеру.
Самые распространенные проблемы и способы их решения заслуживают более пристального внимания.
- Деформация грифа. Она напрямую связана с нарушением условий эксплуатации музыкального инструмента. Повышенная влажность приводит к тому, что гриф перестает сохранять свою форму. Решить проблему поможет регулировка его положения анкером или полная замена детали.
- Слишком высокое или низкое расположение струн. Проблема решается путем регулировки положения анкера грифа. Если это не помогает, можно заменить металлический порожек на более низкий или высокий. Кроме того, может помочь шлифовка углублений в нем. Если струны находятся слишком высоко, обработка отверстий под них мелкозернистой наждачной бумагой может решить проблему.
- Образование заусенцев на ладах. Они создают серьезный дискомфорт во время игры. Если при касании грифа ладонью отчетливо ощущаются шероховатости, их можно легко убрать путем механической обработки надфилем или обычной пилкой для ногтей с алмазным напылением.
- Повреждение, необходимость замены ладов. Их извлекают при помощи кусачек, действовать нужно аккуратно, стараясь не нарушить лаковое покрытие накладки. Затем подготавливается новый комплект ладов, места их установки зачищаются. Монтаж новых элементов осуществляется при помощи киянки. По бокам поверхность стачивается под уровень грифа.
- Образование трещин в накладке. Заделать такое повреждение можно при помощи мелкой древесной пыли, остающейся после шлифовки материала. Перед началом работ необходимо демонтировать струны. Затем накладка увлажняется, чтобы трещина лучше раскрылась, поврежденный участок аккуратно заполняется древесными компонентами, покрывается тонким слоем клея на цианоакрилатной основе, по завершении отвердения состава выполняется шлифовка.
Это основные работы, которые можно провести при ремонте гитары в домашних условиях. Все перечисленные способы устранения проблем применимы только к акустическим инструментам.
Можно ли отремонтировать электрогитару?
Устранение своими руками неисправностей в электрической гитаре требует от мастера куда больше опыта и знаний. Впрочем, некоторые манипуляции все же можно выполнить самостоятельно. Стоит заранее подготовить паяльный инструмент и необходимые расходные материалы к нему, выделить рабочее место. Наиболее часто ремонт требуется при выходе из строя звукоснимателей.
Порядок действий в этом случае будет следующим.
- Найти на задней стенке инструмента закрытый отсек. Снять его крышку с крепления.
- Включить паяльник. Нагреть его до заданной температуры.
- Распаять звукосниматели в местах подключения, поднося жало инструмента к ним. Может потребоваться легкое надавливание.
- Удалить с гитарной деки все ненужные элементы. Снять установленные ранее звукосниматели после распайки.
- С усилием протянуть кабели, оставшиеся от них, в отсек для электронных компонентов. Это позволит сделать процесс работы более комфортным.
- Установить новые звукосниматели путем их пайки к проводам.
- Проверить правильность выполнения работ. Для этого гитара подключается к сети, совершается постукивание по датчикам. Из динамиков в этом случае должен идти звук.
По завершении ремонта можно собрать гитару, поместив звукосниматели в отсек, а затем установив на место крышку. Все работы ведутся при отключенном от сети приборе. Затем можно вернуть на место струны и другие демонтированные ранее элементы.
Особенности реставрации
В отличие от локального ремонта, реставрация предполагает более глобальное обновление внешнего вида или элементов конструкции музыкального инструмента. Восстановить старую гитару вполне можно даже при значительных повреждениях. Например, если она рассохлась, начали отходить порожки. Более серьезная реставрация потребуется при отделении обечайки от передней или задней стенки корпуса.
Не получится справиться с задачей самостоятельно, если древесина расслоилась, растрескалась в районе голосника или отломана пятка грифа.
Сколы на лакированной поверхности, образование мелкой паутины трещин на лакировке — вот основные проблемы, с которыми может столкнуться мастер при домашней реставрации гитары. В этом случае старое покрытие необходимо бережно удалить при помощи подходящего растворителя. Работать с химическими составами нужно только в хорошо вентилируемых помещениях.
Новые покрытия на подготовленный деревянный корпус могут наноситься по-разному. Например, непрозрачные берсты (градиенты) в этом плане мало отличаются от обычных эмалей. Достаточно просто покрыть древесину грунтом, дать высохнуть, потом в 1 или 2 слоя наложить декоративную эмаль нужного цвета. Финишная лаковая отделка будет прозрачной.
Совсем иначе ведется работа с более сложными градиентами. Они имеют полупрозрачную структуру с разной степенью плотности, накладываются более тонким слоем. Покрытия варьируются от темных до светлых, поверхность после отделки становится матовой или глянцевой. Специальные составы обеспечивают не только сохранение необходимого уровня влажности в деке, но и качественную акустику, распространяя звук, а не поглощая его.
К реставрации средней сложности, доступной для проведения в домашних условиях, относят следующие виды работ:
- полную покраску корпуса;
- устранение мелких сколов;
- заделывание трещин малого размера.
Даже небольшие повреждения на корпусе музыкального инструмента требуют многочасовой реставрации. Справиться с этой работой может далеко не каждый мастер. При более серьезных повреждениях — короблении, расслоении деки — придется обращаться к специалистам.
Следующее видео подробнее расскажет о процессе реставрации и ремонта акустической гитары.
Источник