Как выбрать гитару для джаза

Эстрадно-джазовая гитара: выбор инструмента для обучения

Термин «эстрадно-джазовая гитара» означает собирательный образ, который объединяет в себе типы гитар, на которых исполняется эстрадно-джазовая музыка.

Для использования в учебных целях можно выделить три типа гитар, на которых чаще всего такая музыка исполняется:

  1. Эстрадная акустическая гитара или электроакустическая гитара. Чаще всего используется в стилях: джаз, блюз, кантри, рок, популярная музыка.
  2. Полуакустическая (джазовая) гитара. Чаще применяется в джазе, блюзе, музыке соул, фанке.
  3. Цельнокорпусная электрогитара. Используется во многих музыкальных стилях: джаз, блюз, кантри, рок, латина, соул, фанк, популярная музыка и т.д.

Давайте ознакомимся с этими инструментами подробнее, но сначала стоит особо упомянуть классическую гитару.

Классическая гитара

Классическая гитара — акустический инструмент, который производит звук посредством вибрации корпуса (резонатора). Такой инструмент не требуют применения звукоусиливающей аппаратуры, но может использоваться и с ней.

Классическая гитара — строгий, консервативный инструмент, предназначенный главным образом для исполнения классической музыки. Все ее характеристики давно выверены временем и оптимально подходят для игры пальцами обеих рук.

Важными элементами конструкции классической гитары являются – классическая форма корпуса, сравнительно широкий гриф, крепление грифа к корпусу на уровне двенадцатого лада и использование нейлоновых струн. На этой гитаре звуки извлекаются пальцами.

Читайте также:  Нотный стан ля аккорд


Рис. 1. Классическая гитара.

За время существования классической гитары сложилась стройная школа обучения игре на этом инструменте, включающая в себя богатый и разнообразный учебный репертуар.

Немало выдающихся гитаристов исполняли джаз и эстрадную музыку на классической гитаре. Это, несомненно, обогатило современную музыкальную культуру и подняло джазовое гитарное исполнительство на высочайший уровень, но в силу звуковых и конструктивных особенностей, по моему мнению, нет оснований считать классическую гитару эстрадно-джазовым инструментом.

Ее глуховатый звук не вписывается в звуковую палитру джаза и эстрадной музыки, хотя и может использоваться в качестве дополнительной краски. К тому же классическая гитара не вполне сочетается с современным музыкальным оборудованием. Но отдельные элементы техники классического гитариста могут пригодиться эстрадно-джазовым исполнителям, желающим использовать пальцевый способ звукоизвлечения.

Эстрадная акустическая гитара

В производстве эстрадной акустической гитары не существует строгих норм и правил. Гриф ее более узкий, чем у классической гитары часто крепится к корпусу на уровне четырнадцатого лада. На этом инструменте используют металлические струны, которые позволяют извлекать мощный, насыщенный и яркий звук; играют пальцами или медиатором. Для того чтобы медиатор не царапал поверхность корпуса, на нем рядом с розеткой есть специальная защитная пластинка каплевидной формы – пикгард (защита от медиатора).

Часто акустические гитары оснащаются вырезом в корпусе (катавеем – от англ. “cutaway”). Он делает доступными для пальцев последние лады грифа. Гитары данного типа чаще всего используются в стилях кантри, фолк, блюз, рок, бардовская музыка. Они идеальны для аккомпанемента и игры боем, но также используются и для соло-партий. Единственным минусом такой гитары является недостаточная громкость в сочетании с другими электроинструментами эстрадно-джазового ансамбля.


Рис. 2. Эстрадная акустическая гитара.

Эстрадная электроакустическая гитара

Электроакустическая гитара — это что-то среднее между акустической гитарой и электрогитарой. Она имеет акустический корпус, но наличие звукоснимателей и эквалайзера (темброблока) приближает её к электрогитаре.


Рис. 3. Эстрадная электроакустическая гитара.

Джазовая гитара

В полуакустической (джазовой) гитаре впервые стали применяться магнитные звукосниматели и темброблок. Эта гитара имеет полый корпус с f-образными отверстиями. За счет этого звук джазовой гитары усиливается, даже без использования звукоснимателей, и приобретает характерный джазово-блюзовый оттенок. Этот инструмент часто используется для исполнения джаза, блюза, рокабилли и даже рока. Играют на нем как пальцами, так и медиатором.


Рис. 4. Джазовая гитара.

Электрогитара

Цельнокорпусная электрическая гитара предназначена для использования со звукоусиливающей аппаратурой. Она снабжена, металлическими струнами, звукоснимателями и темброблоком. Играют на ней в основном медиатором, но иногда и пальцами. Электрогитара обладает самой большей продолжительностью звучания отдельной ноты (сустейном) среди всех гитар.

Электрогитара используется в самых различных музыкальных стилях. С ней музыканты используют различные звуковые эффекты, реализованные в виде педалей и процессоров. Без подключения к звукоусиливающей аппаратуре этот инструмент звучит тихо, но этого вполне хватает для домашних занятий.


Рис. 5. Электрогитара.

Рекомендации

Для начинающих музыкантов подойдут гитарные модели торговых марок: Fender, Gibson, Ibanez, Yamaha. Гитары этих марок имеют классический, оригинальный, узнаваемый звук. Я советую своим ученикам приобретать Fender Stratocaster или его реплики — «печатки», как говорят музыканты. Эти недорогие копии оригинальных моделей китайского, индонезийского производства имеют конструкцию и подобие звука оригинала. Такие инструменты вполне подойдут для занятий юного музыканта.

Начинающий гитарист в соответствии со своими музыкальными предпочтениями может выбрать любой из вышеперечисленных инструментов. Но при этом следует прислушаться к рекомендациям педагога, у которого он планирует заниматься. Только специалист может посвятить ученика и его родителей во все тонкости предстоящего процесса обучения и исполнения соответствующего репертуара. В любом случае при выборе инструмента необходимо понимать, что выбор инструмента влечет за собой выбор исполнительской техники и исполнения музыки определенных стилей.

Мой опыт преподавания подсказывает, что электрогитара является самым оптимальным выбором для начинающего эстрадно-джазового гитариста. Имея в своем арсенале электрогитару и комбо усилитель со встроенными гитарными эффектами, начинающий музыкант сможет освоить технический комплекс эстрадно-джазового гитариста, узнать, что такое хороший гитарный звук, исполнять музыку практически в любом музыкальном стиле.

Если желающему научиться игре на гитаре 6-7 лет, то рекомендуется начать обучение на гитаре меньшего размера — ¾, классической или электрогитаре. Их небольшой корпус, вес, мягкие струны, щадящие их неокрепшие пальцы, как нельзя лучше подойдут для начальных занятий. На данном этапе, в зависимости от инструмента, индивидуальных особенностей и желания юного музыканта, можно играть пальцами или медиатором.

Источники:

  1. Секреты гитарного звука/ [Текст] С. В. Арзуманов. – М.: Издатель Смолин К. О., 2003, 208 с. ил.
  2. Методика обучения игре на эстрадно-джазовой гитаре в ДШИ и ДМШ/ [Ноты, текст]: И. Б. Петров. – г. Энгельс, 2006, 64 с.

Ваши комментарии, отзывы и поддержка помогут сделать этот сайт лучше. )

Источник

Гитары по стилям музыки: гитара для блюза, джаза, кантри и других стилей

Двадцатый век воистину был революционным, подумайте только наши бабушки и дедушки в детстве были свидетелями проведения первых, наивно полагали что из деревянного шкафчика с крутилками и надписями вещает голос карлика который спрятался в этот шкафчик, теперь же многие особо продвинутые бабули, да и дедули тоже освоили и интернет и скайп и даже онлайн игры.

В сфере развлечений, к коим музыка вообще и гитарная музыка в частности относится, изменения так же были колоссальные. В этой статье рассмотрим эволюцию гитарных стилей музыки и как следствие эволюцию формы, внешнего вида и начинки электрогитар.

Гитары для джаза

Джаз — вид музыкального искусства, зародившийся в XIX веке в США, возникший из сочетания черт европейской и африканской культур (на базе импровизации, неровного ритма и темпа).

Гениальный джазовый гитарист Django Reinhardt (настоящее имя Жан Бати́ст Рена́рт) и его гитара

Гитары для джаза максимально приближены к классическим. Это как правило обычные акустические вестерн гитары (гитары с металлическими струнами) на которые устанавливаются звукосниматели, либо это так называемые арктоп (Archtop) гитары. Арктоп гитара, это так же пустая внутри (hollowbody) гитара, корпус которой так же составной; обечайка, верхняя и нижняя деки склеены между собой. Арктоп гитара похожа на скрипку благодаря выпуклой форме верхней и нижней деки, есть на верхней деке арктоп гитары и резонаторные отверстия «эфы» которые и есть у скрипки.

Арктоп фирмы Epiphone

Изначально джазовые арктопы изготавливались с одним звукоснимателем, который устанавливался ближе к грифу (нэковый звукосниматель от англ. neckгриф). Потом, чтобы разнообразить звуковую палитру производители стали устанавливать и второй звукосниматель (бриджевый), появился на арктопах и тембр блок. Арктоп с 2-мя хамбакерами на сегодняшний день это стандарт, однако и по сей день многие джазовые гитаристы предпочитают канонические конструкции арктопов.

Пэт Мэтью и его именной арктоп (ibanez pm35)

Еще один момент роднящий арктоп и скрипку это конструкция бриджа. У таких гитар не фиксированный бридж (он выполнен как правило из твердых сортов дерева: палисандра, черного дерева), на месте такой бридж держится благодаря прижимающему действию струн.

Бридж от арктоп-гитары

Еще часто можно заметить на верхней деке под звукоснимателями пластинку из пластика или дерева – это пикгард, его функция защитить деку от царапин медиатором во время игры.

Благодаря указанным выше особенностям конструкции этих гитар, звук их максимально подходит для исполнения джаза. У этих гитар мягкий, живой звук с уклоном в средние и нижние частоты звукового спектра. Сустейн (время звучания струны) у hollowbody гитар не такой большой как у цельно деревянных гитар, но зато атака не такая резкая, а с учетом того, что играя джазовые последовательности аккордов или импровизации идет постоянная смена нот, здесь просто по определению не требуется длительный сустейн.

Гитара для блюза

Блюз (от англ. Blues или Blue Devils — тоска, печаль) – музыкальный жанр, зародившиеся в конце XIX века сообществе Юго-востока США, в среде выходцев с плантаций «хлопкового пояса». Является одним из наиболее влиятельных вкладов афроамериканцев в мировую музыкальную культуру.

Ущемленные в те времена чернокожие жители Северной Америки, постоянно искали способы борьбы со своими «белыми» угнетателями. Блюз стал своего рода протестом, борьбой с системой.

Коробка из под сигар или гитары для бедных

Вообще блюз это олицетворение безысходности, печали и тоски. Но нас больше интересует какие гитары больше всего полюбились блюз-менам. Изначально музыканты игравшие блюз были очень бедные ребята играющие на чем попало и где попало, иногда даже за еду.

Для блюза подходил любой инструмент и как правило это была сломанная, но отремонтированная самим же музыкантом гитара, так же в ход шли гитары самых дешевых фирм (на другие инструменты у темнокожих бедняков просто не было денег). Речь о том, какого сорта дерево применялось в гитарах речи быть и не могло. (кстати, у нас есть статья о видах древесины для электрогитары) Тогда же появились и так называемые сигар-боксгитары.

Сигар-бокс гитара

Самодельные, трехструнные гитары изготавливали из найденной на свалке пустой коробки из под сигар. Сигар-бокс гитары как правило 3х струнные (иногда больше) с открытым строем (например соль ре соль GDG). Играют на такой гитаре при помощи слайда медиатора и пальцев (раскрываем тему подробнее в статье по техникам игры на гитаре). С появлением возможности подключать гитару к усилителю звукосниматели стали устанавливать и на сигар-бокс гитары.

электро-сигар бокс гитара

Обычно блюз играется на чистом звуке или слегка подгруженном (овердрайв) звуке. Для этих целей подходили гитары с не самыми мощными датчиками (синглами). Яркими представителями таких гитар были FenderStratocaster и FenderTelecaster.

Fender Stratocaster Fender Telecaster

Для блюза очень подходят:

  • пустотелые (hollowbody) гитары;
  • гитары с центральным блоком дерева и пустотами по бокам (semi-hollow);
  • электрогитары с полостями (chamberedbodyguitar).

БиБи Кинг со своей Люсиль


Примечательна модель короля блюза (Би Би Кинга) Gibson Lucille, она имеет полости, но в верхней деке нет резонаторных отверстий. Гитары такой формы в народе называют «банка».

Пустоты в корпусе гитар влияют на тон, делая его особенным и узнаваемым. Но как было сказано выше блюз можно сыграть на чем угодно, яркий пример гитара Джека Вайта Eastwood Airline 59 (корпус которой изготовлен из пластмассы)

ДжэкВайт и Eastwood Airline 59

Гитара для музыки кантри

Немного о кольтах, парнях в шляпах и гитарах.

С угнетаемыми работниками плантаций разобрались, а что же их белые угнетатели?

В сводном кантри-ансамбле, звучали скрипка и губная гармоника, банджо и добро, стиральная доска и кольт 45 калибра. «Добро» кстати это музыкальный инструмент очень похожий на гитару.

Приблизительно в это же время в среде белого населения Северной Америки зародился стиль кантри. Кантри музыканты изначально были простыми деревенскими парнями, любителями съесть отбивную и выпить забористого самогона, как результат подобного времяпровождения: совместное пение песен о нелегкой судьбе ковбоя потерявшего стадо буйволов в прериях.

Музыкальный инструмент добро

Строение добро

Если не вдаваться в подробности, добро это акустическая гитара, в которую встроен металлический резонатор. Обычно,играют на нем положаинструмент не колени, используя специальную технику (слайд технику), и надевая специальные металлические коготки на пальцы.

И конечно, в кантри музыке широко применяется электрогитара. Тут однозначно сказать, что предпочитают кантри-музыканты,но, как правило, это классические американские электрогитары типа фендер телекастер и фендер стратокастер.

Примечательно, что именно для телекастера было изготовлено устройство называемое G-bender, сказалась идеально подходящая для этих целей конструкция деки гитары.

G-bender позволяет делать подтяжку (бэнд) 6-й струны во время игры, для этого висящую на ремне гитару немного потянуть вниз.

Анархия в Соединенном Королевстве и гитары для панка

Если вы новичок желающий играть панк рок, вот на что в первую очередь стоит обратить внимание при выборе гитары:

  • Забудьте миф про плохое качество панк-гитар. Всё это давно в прошлом. Всегда стремитесь получить максимально качественный звук;
  • Выбирайте лаконичность. Панк относительно простая музыка, в первое время вам не понадобятся штуки вроде микро-подстройки или флойд роуз (floyd rose). Обратите внимание на подборку гитар знаменитых панк-рокеров. Простота и стиль.

Gibson Les Paul с датчиками P90 (Mike Ness – Social Distortion) Именной Fender Stratocaster (Tom Delonge – Blink182, Angels and Airwaves, Boxcar Racer) с одним хамбакером Гитара Mosrite (Joey Ramone – RAMONES) Gibson Junior Billy Joe (Green Day)

  • Если у вас уже есть опыт выступлений, обращайте внимание на вес гитары. Для скачек на сцене Les Paul будет явно неподходящей гитарой. Кроме того, его гриф достаточно хрупкий (в районе головы), а значит это большой риск поломки дорогостоящего инструмента. Другое дело гитары формы SG или, например, Stratosacter. Лёгкость и манёвренность несомненный плюс этих инструментов.
  • Не борщите с ценником. Но и не покупайте дешевый ширпотреб. Подкопите денег. Возьмите в качестве первой гитары самую дешевую Gibson Junior вместо китайского инструмента. Вы увидите как гитара раскрывает всё новые грани звука вместе с вашим развитием. А если решите с ней расстаться — покупатель не заставит себя ждать.

Гитары для метала

Отметим что на сегодняшний день их великое множество, да и в каждом ответвлении метала много своих вариантов. Метал зародился в 70-х годах в Северной Америке и Великобритании. Основой для метала стал психоделический рок с длительными импровизациями и сменами ритма.

Музыка характеризуется тяжелым звучанием, повторяющимися музыкальными фразами (риффами), относительно прямым ритмическим рисунком, разбавленным периодическими барабанными сбивками (синкопами), и пронизывающими гитарными соло (наследие психоделических гитарных импровизаций уходящее своими корнями глубоко в джаз).

Подписная модель Алекси Лайхо гитариста Children of Bodom

Метал предполагает известную степень умения игры на гитаре. Металлисты как правило имеют не плохую музыкальную теоретическую музыкальную подготовку, да и навык практической игры на электрогитаре у них очень высок. Так какие гитары предпочитают металлисты? Черные. И хотя это безусловно шутка, но в каждой шутке есть доля правды. Гитары металлистов как правильно строгих расцветок, агрессивных форм, брутальные одним словом.

Звукосниматели для метала: мощь и агрессия

Одно из непременных условий это наличие мощных звукоснимателей (с высоким уровнем выходного сигнала — хамбакеры). На многие гитары для экстремально тяжелых стилей ставятся активные звукосниматели (конструктивно такой звукосниматель связан с электроникой благодаря чему уровень сигнала поднимается до определенного уровня, происходит частотная коррекция снимаемого со струн звука).

Активные звукосниматели фирмы EMG — так называемые ежи

Гитара с активными звукоснимателями комплектуется батарейкой (без которой звука от этой гитары не добиться).

Еще очень часто на гитарах для металла устанавливаются подвижные бриджи, что позволяет разнообразить игру во время соло.

Подвижный бридж флойд — роуз

Агрессивная форма гитар для метала это не только часть шоу, но и определенная эргономика. Ставшие каноническими для метала формы гитар типа Jackson Kelly при определенных условиях очень удобны для игры: например, играть на Gibson Flying-V сидя практически невозможно, но все разительно меняется при игре на ней же стоя.

Копия джексон келли от фирмы зомби Gibson Flying-V

Так же для тяжелых стилей гитаристы применяют гитары классических форм: лес пол, стратокастер, телекастер, однако страты и телеки оснащаются мощынми звукоснимателями (хамбакерами).

Источник

Оцените статью