Эффекты
      Автор: Павел Рыбаченко       Дата публикации: 21 декабря 2015 г. |
Я много раз сталкивался с тем, что, приобретая эту педаль гитаристы в последствии отказывались от её применения. Объясняя это тем, что они так и не смогли понять, как правильно ею пользоваться. В этой статье я постараюсь рассказать, зачем нужен компрессор и в каких конкретно случаях его необходимо применять.
Н ачну с того, что вообще такое компрессор. Слово компрессор означает выравниватель. В нашем случае компрессор делает тихие ноты громкими, а громкие ноты тихими, тем самым уравнивая их по амплитуде между собой.
В этой статье я сознательно не буду подробно останавливаться на детальном разборе работы компрессора, поскольку в этом нет особой необходимости. Для нас важно запомнить главное его свойство – компрессор уравнивает громкость извлекаемых нот.
Чем же поможет компрессор при игре на гитаре? При помощи компрессора можно значительно упростить извлечение искусственных (медиаторных) флажолетов.
Трели, теппинг, легато – всё это легче исполнять при включенном гитарном компрессоре. Звук получается более ровным, ноты не проваливаются.
Можно добавить «злости» эффекту дисторшн, не выкручивая ручку «Gain» до упора. Это хорошо работает в случае с ритм-гитарами в тяжелых стилях.
Так в каком случае давить ногой на кнопку включения компрессора?
Если ваше соло медленное и исполняется в основном переменным штрихом, то скорей всего компрессор вам не понадобится. Другое дело, скоростное соло, изобилующее трелями и флажолетами. Вот здесь компрессор будет очень кстати. Для ритм-гитаристов достаточно один раз включить компрессор и больше не выключать.
Подключение
К омпрессор включается в цепочку эффектов либо первым, либо после вау-педали, если вы ею пользуетесь. Квакушка в этом случае должна быть первой в цепи. Никогда не включайте компрессор после эффекта перегруза или в разрыв петли эффектов на комбоусилителе. Рискуете получить чрезмерно зашумленный звук.
Настройка компрессора
Б ольшинство выпускаемых гитарных компрессоров имеют три ручки управления: «Level», «Attack» и «Sustain». Встречаются также модели в которых отсутствует регулятор «Attack» и присутствуют только «Level» и «Sustain». Есть модели, в которых доступен полный набор ручек управления, характерных для классического компрессора.
Рассмотрим пример настройки компрессора с тремя ручками управления.
Для начала включим его в цепь эффектов, как описывалось ранее и выкрутим все регуляторы в нулевое положение.
Теперь при выключенном компрессоре сыграйте любой музыкальный фрагмент и запомните звучание.
Включите компрессор и сыграйте еще раз этот же фрагмент. Звук станет заметно тише и невнятней. В этом нет ничего удивительного: компрессор, как ему положено, сделал громкие звуки тихими.
Выставляем регуляторы «Attack» и «Sustain» в среднее положение. Теперь настала очередь регулятора «Level» иногда его еще называют «Gain».
Вообще, это регулятор компенсационного усиления, который теперь должен компенсировать потерю громкости при работе гитарного компрессора. Вращая эту ручку, нужно добиться, чтобы уровень громкости был одинаковым как при включенном, так и при выключенном компрессоре.
Главное следить, чтобы при включенном компрессоре звук не был громче, чем при выключенном. В противном случае рискуете получить дисбаланс громкости.
Регулятор «Attack» управляет скоростью реакции компрессора на поступающий сигнал. Если выкрутить эту ручку в крайнее левое положение «Min», компрессор начнет работать в тот же момент, когда на его вход поступит сигнал. Если же выкрутить в крайнее правое положение «Max», схема начнет работать не сразу, а через некоторое время. Обычно шкала этих регуляторов проградуирована либо в значениях «Min» — «Max», либо «Fast» — «Slow».
Строго говоря, если компрессор будет моментально реагировать на поступающий сигнал, динамика всего пассажа будет одинаковой, то есть её не будет вовсе, все ноты будут одинаковой громкости. Что приведет к несколько монотонному звучанию и со временем начнет утомлять слушателя.
Регулятором «Attack» необходимо добиться оптимального времени срабатывания компрессора. В 90% случаев этот регулятор можно установить в среднее положение.
Ручка «Sustain» или в некоторых педалях «Compression» отвечает за время, которое компрессор будет удерживать сигнал на заданном уровне. По сути это время звучания струны. Как правило, этот регулятор выкручивается в максимальное положение.
Выбор компрессора
В ажно понимать, что компрессор, как и любая другая педаль, имеет своё характерное звучание. Даже среди одной линейки компрессоров трудно найти два абсолютно одинаковых. Поэтому при покупке компрессор необходимо слушать, причем именно со своей гитарой. Производитель, как правило, не утруждает себя градуировкой ручек регулировки в миллисекундах и децибелах, плюс ко всему из стандартных четырех регуляторов компрессора могут присутствовать только два или даже один. В результате этого вы лишаетесь возможности точно регулировать параметры компрессии. Все это говорит о том, что предсказать поведение компрессора в связке именно с собственной гитарой невозможно.
Поэтому, отправляясь в магазин, берем с собой гитару и выбираем себе незаменимого помощника – гитарный компрессор.
Источник
Компрессия баса
Бас-гитара в миксе должна быть сжата в достаточной степени, чтобы обеспечить устойчивость ритмтической основы песни.
Существует достаточное количество vst-плагинов с пресетами, используя которые вы можете получить достаточно неплохие результаты, но мы постараемся рассмотреть непосредственно настройки компрессора для бас-гитары и разобраться почему именно они работают в данном примере.
- Treshold = — 20 дБ.
- Ratio: 6:1
- Attack: 40 мс.
- Release: 80 мс.
Что касается параметров времени атаки и восстановления компрессора, следует запомнить следующее:
- Если хотите получить гладкий бас без ярко выраженных щелчков, то следует использовать маленькое время атаки и релиза. Увеличение атаки басового компрессора сделает партию баса более читаемой в общем миксе трека.
- Если вам нужен сустейн у баса, то необходимо увеличение время восстановления, чтобы компрессировалась вся басовая нота полностью.
Для компрессии бас гитары отлично подходят следующие vst плагины:
В дальнейшем поговорим о компрессии вокала.
Источник
И кто у нас конь педальный или какую педаль выбрать басисту?
Вот такая быль — сижу я как-то на репетиционной точке в курилке, а напротив меня двое гитаристов спорят про то, какие гитарные примочки круче. Я вступил с ними в дискуссию, пол часа доказывал свое мнение, и тут разговор доходит до того какой у меня инструмент. Fender Jazz Bass говорю я. Парни смотрят на меня с пренебрежением и говорят что-то в духе – «Чего тебя слушать, ты же басист, тебе только и надо, что шнур, да комбик, какие еще педали?!»
С другой стороны, многие группы сталкиваются с тем, что в живую и на записи не достаточно грувово и объемно звучат. Вроде играют все четко, материал качающий, инструменты у всех хорошие, а чего-то не хватает. Это «чего-то» не что иное, как крутой объемный звук баса, именно эти частоты сводят с ума девчонок и заставляют толпы двигаться в такт музыке.
Помните дорогие гитаристы, барабанщики и вокалисты, нас почти не слышно, мы не играем соло и про нас сочиняют анекдоты, но без баса вы далеко не уедете, что означает, что без нас, басистов, не будет крутого звука, не будет грува и много фанаток:) И все от того, о чем я сказал ранее – навязанный нам, басистам, неправильный стереотип – шнур, бас и комбик – все что нам нужно. Я бьюсь об заклад, что половина басистов, читающих эту статью имеет именно такой набор, оставшаяся половина – одну педаль (овердрайв или преамп) и 0.1 % имеет в арсенале больше 2х педалей.
Между тем, если вы посмотрите на чем играют ваши кумиры на сцене и тем более в студии – вы будете удивлены. Как правило схема комбинации педалей эффектов, преампов, дибоксов, эквалайзеров и прочего басового оборудования у «звезд» выглядит как схема космического корабля. В этой статье я постараюсь помочь вам с выбором и рассказать о популярных типах бас-гитарных педалей эффектов.
Это одна из самых важных педалей басиста. Объема никогда не бывает много, особенно в рок и метал музыке. Молодые группы часто звучат «плоско» из-за того, что неправильно заполняют частотный диапазон звучанием своих инструментов и не используют дополнительное усиление.
Преамп поможет вам получить объем, усилить звук и даст вам более плотное звучание. Как правило на преампе есть регулировки частот, что позволяет быстро менять настройки в зависимости от ситуации. Разные виды преампов могут иметь дополнительные эффекты и функции на борту – такие как овердрайв, дибокс, эквалайзер. Нельзя сказать, что наличие или отсутствие этих функций влияют на качество звука или возможности аппарата. Разные производители подходят по разному к реализации одной и той же задачи.
Hartke VXL Bass Attack
Преамп с дибоксом незаменимая штука на площадке со слабым или убитым аппаратом беклайна. В этом случае один из каналов можно напрямую вывести в линию. Вы получите тот звук, к которому привыкли — а это немало важный фактор для получения хорошего звука. Преамп обязательное звено в цепи для записи демо в домашних условиях, на репетиционной базе или на недорогой студии. Он помогает звучать недорогим инструментам, а профессиональные инструменты раскрывает во всей их красоте. Преамп — самая необходимая педаль в арсенале басиста, вот примеры некоторых профессиональных преампов:
- AMT Electronics BC1 Bass Crunch
- Tech 21 SansAmp Bass Driver DI
- MXR M80 Bass DI
- EBS Valve Drive
- Hartke VXL Bass Attack
Вторая по важности педаль басиста — это компрессор. По скольку басист является важным звеном между гитарой и барабанами, бас гитару можно назвать так же и ритмическим инструментом. Бас подчеркивает все рисунки ударных и вместе все это называется — ритм секция. Компрессор сглаживает звуковые пики и делает игру более однородной (это не означает, что заниматься звукоизвлечением больше не нужно). Кроме того что компрессор обрезает нежелательные громкие ноты, он так же усиливает слабые ноты до заданной громкости. Эта педаль незаменима всем музыкантам, которые активно передвигаются по сцене и не могут всегда дать на 100% четкую игру.
Markbass Compressore
Так же компрессор дает дополнительную плотность звучанию бас-гитары. Имея в наличии педаль овердрайва, компрессора и преампа в сочетании с хорошим инструментом можно добиться мощнейшего звука. Такие сочетания характерны для тяжелых стилей музыки и дают ощущение «стены звука». Вместе с бараюанами такая ритм секция будет «качать» любой зал. Так же компрессор дает эффект «короткого» звучания ноты, который часто используется музыкантами для игры слепом в таких стилях как фанк — где басисту выделяется одна из ведущих ролей. Вот несколько моделей компрессоров:
Creation Audio Labs Funkulator
- Pigtronix Bass Station
- JHS Lime Aid
- Markbass Compressore
Педаль перегруза — важный инструмент в арсенале басиста. Дисторшн педали незаменимы для тяжелых стилей музыки. В соврменных направлениях хардкора и металла, как в прочем и в классическом роке и хард’н’хэви перегруженный бас — это классика.
Если в вашей группе один гитарист — бас всегда сможет заменить вторую гитару в момент соло, при этом у слушателя не будет ощущения звукового провала. Очень круто звучат сольные басовые ритм партии с легким овердрайвом в панке и сладже. С «примоченным» звуком проще справляться, очень удобно в этом случае играть медиатором.
- BOSS ODB-3 Bass Overdrive Zvex Basstortion
- EBS MetalDrive
- Markbass Distorsore Xotic Bass BB Preamp
Эта педаль в том или ином виде нужна любому музыканту. Не исключение и басист. Эквалайзер дает вам расширенные возможности по настроки вашего звука, что особенно необходимо на концерте если у вас не было времени настроить все как нужно на саунд чеке или в случае, если звукорежиссер оказался конкретной какашкой. Как правило, если концерт сборный, на саундчеке все происходит очень быстро, в этом случае ваш эквалайзер — гарантия того, что вы будете играть в привычном вам звуке.
- BOSS GEB-7 Bass Equalizer
- Whirlwind Bass Ten
На репетиционной базе вы можете отстроить свой звук так как нужно вам (желательно прослушать звук на нескольких усилителях или подключившись на прямую в линию) и применять эти настройки для концертов с небольшими коррективами для конкретных площадок. Так же эквалайзер очень удобен для работы в домашней студии, дает вашему звуку больше мобильности и позволяет комфортно писаться дома.
Эта педаль создаёт одну или две ноты на октаву ниже играемой вами, добавляя новое измерение в ваше звучание. Если вы часто играете сольные партии, или просто хотите увеличить свой объем в миксе группы — вам поможет именно эта педаль. Как правило на педалях можно регулировать количество эффекта относительно чистого сигнала.
- Ashdown Sub-Octave Plus
- Palmer Unterton
- Markbass MB Octaver
Эффекты: хорус, флэнджер, квакушка, ревербератор, синтезатор
Для любителей экспериментов отличным выбором станут педали эффектов. Они широко используются как в поп музыке, так и блюзе, роке и тяжелых направлениях. Сольные бас куски или целые произведения будут звучать гораздо разнообразнее с использованием этих педалей.
- Ashdown Chorus Plus
- Ashdown Envelope Filter
- AMT WH1B Japanese Girl Bass Wah
- Source Audio SA126 Bass Envelope Filter
- Tech 21 Boost Chorus Bass
Для тех, кто часто пользуется разными эффектами — есть универсалный вариант — покупка процессора эффектов. Как правило в нем уже есть все вышеперечисленные эффекты, кроме того куча дополнительных входов и выходов для работы в студии и на концерте. Хороший процессор стоит не дешево, но дает своему обладателю все возможные варианты изменения звука в одной напольной педали. Как правило процессоры эффектов больше по размеру чем отдельные педали и достаточно сложны в управлении.
Rocktron B200 Utopia
Существует два типа процессоров — рековые (студийные) и концертные (напольные), основное их отличие в форме и принципе управления. И те и другие дают высокое качество звука и обеспечивают большой выбор эффектов. Примеры популярных бас-гитарных процесоров:
- Behringer Bass V-Amp Pro
- Digitech BP90
- Zoom B2.1U
- Rocktron B200 Utopia
Измените ваш звук, внесите разнообразие в концертную программу или просто запишите сольное произведение дома. Бас гитара чудесный инструмент — это не только 4 ноты ритм партии — а целый вселенная звука. Не время сидеть на месте! Время играть!
Источник