Как выбрать ноты басов

Ноты басового ключа + карточки для печати

Ученики музыкальных школ часто сталкиваются с такой трудностью — появление басового ключа. Я сам прекрасно помню, как учительница сказала: «Ты уже готов к серьезным произведениям, но тебе придется выучить ноты в басовом ключе». Я понятия не имел что это, но было очень приятно что мне доверили такое ответственное задание.

Как выяснилось, выучить расположение нот в басовом ключе не так-то просто — привычка берет свое, и волей-неволей называешь ноты по-старинке (в скрипичном ключе). Наверное, у меня ушли бы годы на зубрежку, но однажды папа сделал карточки из картона, на которых были нарисованы те самые ноты в басовом ключе. С карточками учить оказалось интереснее и веселее, а результат не заставил себя ждать. Такие карточки вы сможете скачать перейдя по ссылке, которая будет в конце статьи.

Как запомнить расположение нот в басовом ключе

Обычно, басовый ключ начинают вводить тогда, когда скрипичный уже не вызывает трудностей и ученик хорошо ориентируется на клавиатуре. Как же запомнить расположение нот в басовом ключе?

Читайте также:  Шопен полонез фантазия ля бемоль мажор ноты

Сперва взгляните на изображение ниже:

Обратите внимание, что ноты Большой и Малой октав, располагаются преимущественно на основных линейках нотного стана. ВСЕ ноты первой октавы в басовом ключе располагаются на дополнительных линейках. Те же самые ноты Первой октавы в скрипичном ключе, будут располагаться на основных линейках стана. Это к слову о том, зачем нужны ключи в принципе. Как же выучить ноты в басовом ключе?

Можно зазубрить ноты наизусть как таблицу умножения, но этот способ более долгий и не всем подходит. Я выступаю за аналитический подход. Итак, чтобы понять какая нота на какой линейке располагается, нам нужно понять от чего отталкиваться. Скрипичный ключ называют еще ключом Соль, а басовый — ключом Фа. Об этом вы можете узнать из этой статьи . Но если коротко, то басовый ключ своим завитком цепляется за 4 линейку нотного стана, подсказывая нам, что на этой линейке располагается нота Фа. Теперь мы знаем от какой ноты считать все остальные.

Итак, нота Фа на 4 линейке. Значит ее окружают ноты Ми и Соль:

Еще один способ запомнить ноты — выучить их как скороговорку. Например, возьмем за ориентир ноту Соль Большой октавы. От нее будем строить ноты через одну: СОЛЬ-СИ-РЕ-ФА-ЛЯ. В Басовом ключе это выглядит вот так:

Нужно запомнить, что скороговорка «СОЛЬ-СИ-РЕ-ФА-ЛЯ» предназначена для нот, которые располагаются на линейках, и отсчет мы ведем от из них.

Вторая скороговорка предназначена для нот, которые располагаются между линейками. Она чуть длиннее и звучит так: ФА-ЛЯ-ДО, МИ-СОЛЬ-СИ. Я неспроста разделил этот ряд запятой. Запоминать легче, если группы нот небольшие.

Уже запутался 9

Ноты басового ключа на клавиатуре

Чтобы быстро находить клавишу соответствующую ноте, нужно хорошо ориентироваться на клавиатуре инструмента. Если вы не знаете что такое октавы, добро пожаловать сюда . Ниже я представлю картинку с изображением и названиями октав:

Теперь давайте посмотрим, каким клавишам соответствуют ноты на нотоносце:

Как вы видите, для обозначения нот в контр и субконтроктавах, приходится использовать множество дополнительных линеек, что нечитаемо и неудобно для разбора.

Использование «Восьмерок»

Чтобы избежать всех этих дополнительных линеек, были введены следующие знаки, которые упрощают чтение нот. Эти знаки выглядят как цифра восемь и пунктирная линия. Если такой знак находится над нотным станом, значит ноты которые он охватывает пунктиром, нужно играть выше на одну октаву. Взгляните на пример:

Если восьмерка и пунктир расположились под нотным станом, значит и играть следует на октаву ниже:

Как видите, такой прием облегчает жизнь музыканта и ускоряет разбор нотных партий. Но есть еще кое что, о чем нужно знать. Иногда восьмерка пишется сверху, но играть ноты под ней стоит на октаву НИЖЕ. Как это понять? Очень просто — рядом с восьмеркой иногда пишут латинские буквы, которые и обозначают КАК следует играть выделенное — выше или ниже. Буквы «va» означают, что играть написанное нужно на октаву выше, а буквы «vb» — на октаву ниже. При наличии этих букв, восьмерка и пунктир всегда пишутся над нотным станом:

Карточки для печати

Как и обещал, делюсь с вами карточками для заучивания расположения нот в басовом ключе.

Пользоваться ими очень просто:

  1. Распечатайте документ под названием «Карточки на листе А4»
  2. Разрежьте по пунктирной линии
  3. Согните пополам таким образом, чтобы название ноты оказалось на обратной стороне карточки
  4. Разложите карточки перед учеником. Пусть берет любую из карточек, называет ноту, а затем смотрит ответ на обратной стороне

Также вы найдете карточки по отдельности, их тоже можно использовать по вашему усмотрению.

В заключение хочу сказать, что не так страшен черт, как его малюют. Выучить ноты в басовом ключе не труднее чем в скрипичном. Все зависит от вас, от того как часто вы тренируетесь. Заметьте, не от того как долго вы сидите над карточками, а от того как часто вы к ним подходите. То есть лучше упражняться несколько раз в день, чем один раз, но долго.

Наклейте карточки в тех местах, где вы часто находитесь: над письменным столом, на холодильнике, в детской, в конце концов в туалете. Сделайте закладки в виде этих карточек и проявите фантазию, как еще их можно использовать.

Мне нравится статья 57

Напишите в комментариях, помогли ли вам карточки, чтобы осилить ноты в басовом ключе?

Источник

Как выбрать ноты басов

Привет, давайте рассмотрим два типа нот, наиболее часто встречающихся в басовых линиях джазовых композиций. Итак, будем условно выделять «Целевые» и «Подходные» ноты. Целевые ноты — это ноты, которые создают фундамент басовой линии, они должны играться в определенное время в определенном месте линии для сопровождения аккордов. Наиболее часто в качестве целевых нот используют основные (басовые) тона аккордов. Например, рассмотрим четыре такта некоторой блюзовой композиции:

Лучшим вариантом целевых нот для нее будут основные тона аккордов. Их надо на первую долю каждого такта, то есть после каждой смены аккорда. (Если в течении всего такта звучит только один аккорд, то целевая нота обычно играется на первую долю такта; если же в течении такта играются два аккорда, то целевая нота играется при каждой смене аккордов, то есть на первую и третью доли). Сейчас перед вами стоит лишь один вопрос, из какой октавы играть целевую ноту? В следующем примере показаны целевые ноты из двух соседних октав(они обозначены буквой «T»). Вам остается выбрать октавы.

Вы наверно убедились, что выбор целевых нот скорее технический, чем творческий процесс. Например, если в течении всего такта звучит аккорд F7, то надо играть ноту «F» (какой-нибудь октавы) в течении первой доли такта. Это может показаться довольно скучным, но не забывайте, что такими же приемами пользуются великие басисты, такие как Ron Carter и Ray Brown. Этот принцип не такой уж бесполезный, подумайте об этом.

Процесс написания басовой линии становится немного более творческим, когда вы начинаете использовать Подходные ноты. Их функция — подвести басовую линию к целевым нотам. Рассмотрим, например, стандартную басовую линию для какой-нибудь песни с мерой 4/4. Басист играет половинные ноты на первую и третью доли каждого такта. На каждый такт приходится по одному аккорду. На первую долю играется целевая нота(основной тон аккорда), а на третью — подходная нота (обозначена как «A»).

(Обратите внимание, что в четвертом такте играются два аккорда, поэтому там нет подходных нот.)

Перед нами встает проблема. Надо выбрать подходные ноты. Хорошим приемом для построения простых басовых линий является использование подходных нот так, чтобы движение от подходной ноты к целевой было последовательно (то есть подходная нота должна находится за пол тона или за тон до целевой ноты. Такое движение к целевой ноте кажется логичным.) Существует два простых способа выбора подходных нот. Рассмотрим их подробно.

Первый способ заключается в выборе в качестве подходных нот тонов, входящих в текущий аккорд (который звучит в данный момент). Например, в предыдущем примере в первом такте звучал аккорд F7 (доминантовая гамма). Ноты, входящие в состав аккорда F7 находится на расстояние полутона от ноты Bb. Это дает нам две возможности. Можно использовать ноту «A» которая ниже целевой ноты «Bb», а можно «C», которая выше нее. Оба варианта хорошо звучат.

После повторного прослушивания этого примера, вам может показаться, что подходные ноты большую часть времени звучат довольно мягко. Причина этого в том, что выбираемые нами ноты могли находится на расстоянии в полутон или в целый тон от целевой ноты. В примере только в первом такте проходная нота находилась на расстоянии полутона от целевой. Многие люди чувствуют полутон резче чем тон. Если вы услышали это, то пришло время обратиться ко второму способу выбора подходных нот.

Используя второй метод, Вам вообще не надо беспокоиться о том, принадлежит ли нота аккорду, или нет. Все подходные ноты выбираются за полтона до целевых. Давайте сыграем предыдущий пример используя второй способ выбора подходных нот.

Второй способ кажется более простым, потому что не требует от вас никаких теоретических знаний. Но не обольщайтесь, в дальнейшем вам понадобится глубокое знание джазовых гамм и аккордов. Давайте теперь займемся построением «шагающей» басовой линии.

Типичная «шагающая» басовая линия состоит из восьмых или четвертных нот (для меры 4/4). Когда в каждом такте играется по два аккорда, мы можем воспользоваться вторым способом выбора подходных нот.

Этот пример достаточно типичный для случая, когда на один такт приходится два аккорда. Существует множество композиций с басовыми линиями такого типа.

Создание «шагающей» линии становится немного более сложным, когда на каждый такт приходится только один аккорд. Первая доля каждого такта содержит целевые ноты, а четвертая — подходную. Таким образом, нам осталось определить какие ноты играть на вторую и третью доли:

Заполним пустые места нотами, входящими в аккорды.

Аккорды обычно состоят из основного, терцевого (3, 4 полутона от основной ноты), квинтового (7 полутонов) и септимового (10,11 полутонов) тона. Например F7 состоит из следующих тонов: основной — F, терция — A, квинта — C, септима — Eb. Заполним этими тонами наши промежутки (обозначены «C»). Нам надо следить за тем, чтобы ноты аккорда были расположены в порядке движения к следующей целевой ноте.

Вот и все о чем я хотел сегодня рассказать.

Автор статьи Chris Fitzgerald

P.S. Вопрос: «то есть для «шагающей» линии нужно использовать те ноты,что входят в аккорд?»

Деймус: Не обязательно. Обычно для шагающего баса используются ноты из гаммы, а на сильных долях играются устойчивые ступени гаммы (1ая,3я или 5 и 7 — ноты аккорда), но могут быть использованы даже «левые» ноты. Главное их расположить в нужном месте. Таким местом чаще всего бывает 4 доля такта, когда в следующем такте звучит новый аккорд.

Источник

Как правильно выбрать ноты для бас-гитары Groove — манекены — Художественный центр 2021

Table of Contents:

Воспроизведение пазов на бас-гитаре является неуловимой формой искусства. Требуется много времени, чтобы понять, что делает паз … паз. Да, есть способ безумия и наука к искусству.

Несколько основных рекомендаций

Следующий список дает вам несколько основных рекомендаций, которые следует помнить, когда вы создаете любой паз:

Выберите заметки из соответствующей шкалы для аккорда. Почти каждая мелодия имеет свой собственный уникальный набор аккордов, которые сопровождают музыку. Ноты, которые вы выбираете при воспроизведении, должны исходить из масштабов и аккордов, характерных для этой мелодии. Если ваш паз не гармонирует с тем, что происходит в музыке, это уже не музыка; это шум.

Установите положение пальца. Постарайтесь выбирать ноты для своей пазы, которые вписываются в поле (образец заметок на вашем столешнице, который не требует или очень немного смещается левой рукой). Чем меньше вы смещаете левую руку , тем легче играть в паз.

Вы можете подумать, что скольжение по всему пальцу выглядит круто, но лучшие басисты, как правило, держат одну позицию как можно дольше. Ваша рука привыкает к определенной последовательности, и вам даже не нужно думать о том, чтобы играть в паз (после того, как вы достаточно практиковали его, конечно).

Сделайте свой паз мобильным.

Некоторые мелодии состоят только из одной базовой тональности, поэтому вам не нужно перемещать свой паз (просто послушайте некоторые мелодии Джеймса Брауна).

Однако в большинстве мелодий аккорды меняются по мере продолжения мелодии, а это значит, что вам нужно переместить паз в соответствии с изменениями аккордов в пределах мелодии. При таком типе мелодии вам нужно убедиться, что вы выбираете группу заметок, которые просто выполнить, когда вы переходите от аккорда к аккорду.

Оцените лучшее и оставьте остальные

Список дает общее представление о том, что следует учитывать при создании паза. Теперь, вот некоторые рекомендации по выбору лучших заметок для включения в ваш паз. Три наиболее часто используемых масштаба в канавке являются основными, второстепенными и доминирующими масштабами. Аккорды состоят из корня, 3, 5, а иногда и 7 из шкалы, к которой они относятся.

Не все ноты создаются равными. Некоторые ноты в масштабе звучат лучше в канавке, чем другие. Следующие примечания являются основным выбором для ваших канавок (перечислены в порядке важности):

В этом нет никаких сомнений; вы должны знать корень каждого аккорда в мелодии. Корень определяет звук аккорда для вашей группы и слушателя.Например, в минорной аккорде D есть корень; E доминирующий аккорд имеет E как корень. Корень — самая важная нота в аккорде. Ваша группа рассчитывает на вас, чтобы определить звук каждого аккорда для них. Вот почему басисты играют корень в качестве первой заметки почти каждый раз, когда аккорд меняется; так что не забудьте сыграть этот корень с полномочиями.

5 усиливает корень, и он довольно нейтрален (он подходит по любому основному, второстепенному или доминирующему аккорду). Интервал (расстояние) между корнем и 5 одинаковый для основных, второстепенных и доминирующих аккордов. Если у вас много изменений аккордов между основным, второстепенным и доминирующим в мелодии, комбинация корней и 5 — идеальный выбор для ваших нот. 3rd:

3 определяет аккорд как майор или минор. Выбор 3 также заставляет вас остановиться на позиции руки. Если аккорд является основным и, следовательно, требует основного 3, начните свой паз с помощью среднего пальца на корне, чтобы получить все ноты в шкале для этого аккорда без сдвига. Если аккорд невелик и поэтому требует незначительного 3 ♭ — 3), запустите паз указательным пальцем на корне.

7 — еще один отличный выбор для канавки, особенно если аккорд является второстепенным или доминирующим. У младших и доминирующих аккордов есть ♭7. Если аккорд является основным, 7 обычно заменяется на 6, потому что это просто более приятный звук. 4th:

4 — отличная нота для воспроизведения в качестве передачи примечания (безударная заметка, которую вы играете на своем пути к следующей важной заметке). Проходящая нота добавляет немного приправы к канавке (это придает канавке интересный звук). Просто будьте осторожны, чтобы не подчеркивать мимолетную ноту, потому что это имеет тенденцию скрывать аккорд. Однако имейте в виду, что подчеркнутая проходящая нота делает хороший выбор, если вы намерены играть двусмысленный паз.

6 — хороший выбор, чтобы играть как нейтральную ноту . Другими словами, независимо от вашего аккорда, 6 обычно подходят. Как и в случае с 4, вы не хотите подчеркивать это слишком сильно. Использование 6 в качестве ноты является идеальным. Проходящие ноты используются для сглаживания прохождения от одной сильной заметки к другой. 2nd:

2 — это не совсем потрясающий выбор для включения в ваш паз. Это слишком близко к корню (только два лада), поэтому он сталкивается, и это не дает вашей басовой линии достаточно многообразия. Однако 2 могут работать как мимолетная нота.

Источник

Оцените статью