Как выбрать преподавателя фортепиано

Преподаватель фортепиано: профессиональные качества и должностные обязанности

включайся в дискуссию

Поделись с друзьями

Преподаватель фортепиано – профессия творческая и интересная, но идти работать учителем музыки нужно исключительно по призванию. Только тогда работа будет приносить удовлетворение и пользу окружающим. Прежде чем решиться обучаться этой профессии, нужно знать, какие профессиональные качества важны для педагога и какие должностные обязанности предстоит выполнять.

Особенности профессии

Преподаватель фортепиано должен не только в совершенстве владеть инструментом, иметь слух и чувство ритма, знать нотную грамоту, историю музыки, уметь подобрать на слух и сыграть любое произведение. Педагог, помимо игры на фортепиано, должен обучить детей всему, что умеет сам.

Особенности профессии заключаются в том, что к каждому ребенку должен быть индивидуальный подход. Преподаватель с каждым учеником занимается отдельно несколько раз в неделю, он знает, на что способен тот или иной ребенок, какие у него возможности. Одному нужно уделить больше внимания и остановиться на сложных моментах, повторяя их из урока в урок. Другому, напротив, нужна усиленная программа. Он быстро все схватывает, хорошо готовится к урокам и готов к участию в конкурсах. В этом случае стоит сконцентрироваться на подготовке к таким мероприятиям. После знакомства и нескольких месяцев занятий с учеником видит, будет ли это образование просто для общего развития или ребенок серьезно планирует связать свою жизнь с музыкой.

Во втором случае, возможно, нужны дополнительные занятия, чтобы лучше подготовиться и более успешно сдать экзамены.

Важные качества

Работа с детьми требует от человека определенных качеств. Нужно быть довольно терпеливым прежде всего. Не все юные музыканты одинаково хорошо усваивают искусство игры на инструменте. Но от преподавателя зависит очень многое. Он должен заинтересовать, вдохновить, не забывать хвалить ученика даже за маленькие успехи, чтобы у него был стимул. За первыми успехами придут более значительные. Характеристика преподавателя от этого получает высокую оценку от учеников и их родителей. О качестве преподавания красноречиво говорят достижения детей, высокие оценки, победы в конкурсах, участие в концертах и фестивалях.

Помимо профессиональных качеств, педагог должен обладать и другими важными чертами, к которым относятся следующие:

  • доброжелательность;
  • стрессоустойчивость;
  • коммуникабельность;
  • умение чувствовать настроение ребенка;
  • желание быть не просто наставником, а хорошим другом;
  • в сложных ситуациях оказать моральную поддержку.

Должностные обязанности

Преподавателя музыки на работу принимает директор музыкальной школы, и увольняет он же. Но для этого должны быть веские причины. Например, невыполнение своих должностных обязанностей. В процессе своей деятельности преподаватель музыки должен выполнять следующие функции:

  • обучать ребенка игре на инструменте;
  • воспитывать в нем любовь к искусству;
  • способствовать формированию эстетического вкуса;
  • развивать творческие способности;
  • стимулировать стремление ребенка к достижению новых высот;
  • организовывать различные музыкальные мероприятия, которые способствует развитию творческих способностей и формированию вкуса учеников.

Но это далеко не все. Учитель вместе с другими коллегами принимает участие в разработке образовательных программ, стремится совершенствовать процесс обучения. Участвует во всех школьных, а также городских, краевых мероприятиях, причем не только готовит учеников, но и сам демонстрирует свои способности, являясь таким образом примером для подражания. Ученик должен видеть в своем педагоге идеал, к которому ему хотелось бы стремиться.

Кроме того, преподаватель проводит собрания, консультации для родителей, разъясняет все, что может вызывать вопросы у родителей, подсказывает, как контролировать учебный процесс и какую помощь оказывать дома. Преподаватель может по своему усмотрению проводить дополнительные занятия, если чувствует, что ребенок отстал по причине болезни или что-то ему дается с трудом. Также количество занятий может быть увеличено, если предстоит конкурс или другое ответственное мероприятие.

Если преподаватель музыки не работает в школе, он может заниматься с учениками на дому или в качестве репетитора по просьбе родителей. Работа на дому возможна и когда учитель работает официально в школе, но исключительно в свое свободное время, когда он не занят основными уроками и другими мероприятиями, в которых он должен участвовать по плану образовательного учреждения.

Обучение и зарплата

Чтобы стать учителем музыки, для начала необходимо поступить в музыкальную школу, хорошо учиться на протяжении всех лет. И не только успешно освоить свой инструмент, а также дополнительный. Кроме того, обязательно изучение таких предметов, как сольфеджио, музыкальная литература. После успешной сдачи экзаменов и окончания музыкальной школы нужно поступить в музыкальный колледж, где предстоит совершенствовать свое мастерство, изучая все сопутствующие предметы. И кроме того, придется продолжить обучение и по общеобразовательной программе. После окончания уже можно идти работать в школу. Но на этом можно и не останавливаться, а поступить в высшее учебное заведение. Таких по всей стране очень много, все зависит от места проживания будущего педагога и возможности выехать в другой город с целью обучения. Это могут быть такие учебные заведения:

  • институты искусств;
  • институты культуры;
  • музыкальные академии;
  • консерватории.

Зарплата зависит от разных факторов: опыта работы, квалификации, региона проживания, вида школы, занятости педагога, дополнительной нагрузки. Когда преподаватель приходит в школу сразу после колледжа или вуза, много он получать не будет. Его зарплата может составлять 15–18 тысяч. Но со временем накапливается стаж, появляются дополнительные надбавки.

В среднем зарплата может составить 20–25 тысяч рублей.

Источник

Моя профессия педагог фортепиано в музыкальной школе

1. Как называется ваша профессия (должность)?
Профессия у меня педагог-музыкант, по специальности фортепиано. Работаю в музыкальной школе. Официально должность называется преподаватель музыкальной школы по классу фортепиано.

2. В чем заключается Ваша работа, и какие у Вас обязанности?

Обучаю детишек возрастом от 5 до 15 лет, как играть на фортепиано.

3. Какое образование необходимо, чтобы получить Вашу должность?

Чтобы работать в школе, достаточно закончить 9 классов общеобразовательной школы, а потом музыкальное училище. Затем можно совершенствоваться в институте и аспирантуре, но бесплатные места для обучения можно пересчитать по пальцам, а платные отделения стоят столько, что в ближайшие лет пять, будешь только отрабатывать своё образование.

4. Опишите свой рабочий день.

Сам процесс работы меня утраивает. Можно самой регулировать свою нагрузку. Я могу работать, как два дня в неделю, так и шесть дней. Занятия индивидуальные, по 45 минут. Дети конечно разные, и иногда после одного урока с некоторыми из них устаешь так, как будто пахала весь день. Талантливые ученики попадаются редко, а те которые еще будут терпеливо заниматься вообще наперечет.

Обычно работать я начинаю во второй половине дня, около часа дня. Занимаюсь с тремя учениками, затем перерыв, а затем еще четыре ученика. Освобождаюсь в восемь вечера.

5. Насколько комфортны условия Вашего труда (целый день на улице, или в офисе с чашечкой кофе)?

У меня свой класс, что очень удобно, так как можно спокойно в перерывах между уроками попить чайку и отдохнуть.

6. Что Вам больше всего нравится в своем деле?

Общение с детьми. Каждый из них индивидуальность, хотя иногда и с тяжелым характером. Главное найти общий язык, тогда процесс обучения будет в радость.

7. Что Вам больше всего не нравится в своем деле?

Невысокая система оплаты труда и полное отсутствие заинтересованности государства в полноценном музыкальном образовании детей. Когда пожилой контингент педагогов полностью исчезнет, работать будет некому, так как молодежь очень неохотно идет работать в школы.

8. Если не секрет, Ваш уровень зарплаты (достаточно написать устраивает или нет)?

Зарплата за труд педагога может быть очень разной. Зависит сумма от профессии, стажа и конечно от того, сколько дней в неделю педагог работает.

9. Опишите Ваш коллектив, какие люди работают вместе с Вами?

Карьерный рост практически невозможен, по причине коллектива хоть и дружного, но состоящего практически из одних бабушек. Они, конечно и советом помогут, и подскажут, но вырасти до завуча, в ближайшие лет двадцать, точно не выйдет.

10. Какие человеческие качества, по Вашему мнению, наиболее важны в вашем деле?

Работать каждый день с детьми дано не каждому, так как любовь к детям дается природой. Воспитать это чувство, практически невозможно. Если работать и не получать от данной профессии удовольствие, можно впасть в депрессию.

11. Работа дает мне дополнительные возможности (тут все что дает вам работа кроме денег, от самовыражения и общения с интересными людьми до возможности побывать в различных странах).

Поездки по конкурсам и фестивалям, особенно за границу, возможны, только если в твой класс попадет такой алмаз, как талантливы и трудоспособный малыш, а затем еще должно хватить терпения и умения, его обучить и воспитать.

12. У Вас есть возможность оценить по пятибалльной шкале свою работу, какую оценку Вы бы поставили?

13. Почему Вы выбрали такую работу?

Являясь педагогом в третьем поколении, я в принципе представляла, на какую работу я соглашаюсь. Зарплата конечно, не высокая, но и каникулы большие, да и ведь самое главное заниматься любимым делом.

14. Какие существуют возможности для вашего карьерного роста?

Практически никаких возможностей, в ближайшие десятилетия.

15. Что, по-вашему, мы не включили в план и чем бы Вы еще хотели с нами поделиться?

Можно было бы включить пункт о желании поменять профессию, если кто-то ей недоволен. Так вот я бы профессию менять стала, только если бы зарплаты, действительно не стало бы хватать на жизнь. Кроме того у музыкантов всегда есть возможность подработать, что тоже может приносить доход, не меняя любимое место работы.

Источник

Частный преподаватель фортепиано

Уроки фортепиано на дому

Однозначно дело хорошее, особенно когда педагог высококвалифицированный! Но кому отдать приоритет, частному репетитору или музыкальной школе? Немного разберемся в этой теме.

Мы никогда бы не коснулись этой темы, ведь она имеет лишь косвенное значение при продаже фортепиано. Косвенное, да не совсем. Как мы уже говорили в одной из предыдущих статей, успех начинающего пианиста зависит от трех основных моментов: хороший инструмент, профессиональный педагог и желание самого пианиста. Если выпадет хотя бы один из пунктов, ожидаемый результат не наступит.

Помимо прочего, нас очень часто спрашивают родители, стоит ли приглашать преподавателя фортепиано на дом или же лучше посещать музыкальную школу. И их желания понятны, ведь кто из родителей не мечтает, чтобы у ребенка было все самое лучшее.

Мы, конечно же, не педагоги, и наше мнение сугубо условно. Но в нашей компании работают и профессиональные пианисты, а прямое многолетнее общение с преподавателями фортепиано, в том числе и из высших учебных заведений, позволяет сделать определенные выводы. К тому же, многие из нас сами когда-то учились в музыкальных училищах и ВУЗах, а теперь некоторые наши дети посещают музыкальные школы.

Но дело в другом. Самый интересный опыт оказался именно в сфере продаж фортепиано. Уже тысячи инструментов прошли через наши руки почти за двадцатилетний опыт работы, и больше половины из них предназначались для начинающих пианистов. Кто-то уже давно не ребенок, и так же давно забросил занятие фортепиано, кто-то успешно закончил музыкальную школу и продолжает музицировать в свое удовольствие, другие вышли на международный уровень и стали яркими пианистами современности.

Все следующие выводы, повторимся, только наше личное мнение, наблюдения, и мы никого не хотим обидеть.

Итак, плюсы и минусы музыкальной школы.

Учитывая, что у нас в России, и в Москве в частности, сильнейшая мировая фортепианная школа, казалось бы, минусов быть не должно. Но, тем не менее, они, на наш взгляд, присутствуют.

В первую очередь, все зависит о конкретного преподавателя!

Его профпригодность, как говорили в советские времена, не всегда является положительной пригодностью, особенно когда личные амбиции преподавателя зашкаливают так, что видно невооруженным взглядом. Это минус.

Часто преподаватель фортепиано перегружает ребенка определенным репертуаром, который больше нравится ему самому, и пресекает всяческие попытки юного пианиста поиграть что-то дополнительно, как говорится, для души. Музыка величайших мировых классиков стародавних времен – дело, прямо скажем, грандиозное, но и перенасытить до «обратного» эффекта можно чем угодно и кого угодно.

Из личного опыта :

Мальчик, ученик четвертого класса детской музыкальной школы, принес педагогу фортепианные ноты красивейшей французской песни «Вечная любовь» из кинофильма «Тегеран-43», которая давно стала мировой классикой, и с горящими глазами заявил, что он уже почти все сам разобрал. Но вместо одобрения педагог одной из подмосковных музыкальных школ отшвырнул их в сторону, заявив, чтобы ученик не отвлекался на такую глупость и ерунду. В ответ ребенок невзлюбил Моцарта, и только невероятные усилия мамы помогли спасти в глазах юного пианиста имя великого композитора.

Минусом можно обозначить и то, когда порой педагог, даже очень опытный, чуть ли не с высшей преподавательской категорией, банально так и не научился детям правильно «ставить руки» — момент, важность которого невозможно переоценить. К сожалению, эту ситуацию мы время от времени наблюдаем у наших посетителей, которые выбирают инструмент, их ребенок занимается в музыкальной школе не первый год, а его техника страдает, потому что руки поставлены неправильно. И ужасно то, что это уже закрепилось. А исправлять гораздо сложнее и дольше, чем портить. Обидно затратить одинаковое время и усилия с другими сверстниками, но при этом отстать от них безнадежно. И в этом вина конкретного преподавателя.

Иногда к минусам музыкальных школ приписывают то, что часто приходится играть на плохих, сношенных инструментах, и вообще на разных фортепиано. Отчасти это спорный момент, как сказал один выдающийся пианист. Конечно, это не хорошо. Но и пианистов в мире, способных позволить себе возить повсюду личный рояль, можно пересчитать по пальцам. Зато когда пианист быстро приспосабливается к любому фортепиано, может с ходу извлечь из него максимум возможного — без сомнений, плюс самого пианиста. Поэтому о данном моменте каждый судит по-своему.

Но все эти минусы с лихвой покрываются одним наиважнейшим плюсом хорошей музыкальной школы – комплексным обучением и атмосферой музыки в целом!

А преподавателя, если уж он никак не устраивает, в конце концов, можно и тактично поменять в рамках той же самой школы.

Нельзя забывать, что именно в музыкальной школе наш малыш изучает нотную грамоту, сольфеджио, музыкальную литературу. И только там он ощущает всецело мир музыки, потому что все его друзья здесь же занимаются одним любимым делом. Он общается, выступает на концертах, участвует в различных конкурсах – все это неизбежно одухотворяет и заряжает новыми желаниями и стремлениями к совершенству. А неудачи ему приходится преодолевать, каждый раз вспоминая, что побеждает или ярче выступает не тот, кому больше повезло, а кто лучше работал.

Теперь минусы и плюсы частного преподавателя фортепиано.

Отсутствие упомянутого выше комплексного обучения, безусловно, относится к минусам частных уроков фортепиано на дому.

Но не все так плохо. Есть целая плеяда прекрасных преподавателей, которые великолепно обучили детей игре на фортепиано, занимаясь с ними индивидуально. Но нужно всегда помнить, что на это уйдут годы и годы, не зря же только начальное обучение в музыкальной школе длится семь лет. Везде нужны годы усилий. Вопрос только в том, чтобы это было интересно и продуктивно, тогда мы их не заметим, и они, эти годы, станут неотъемлемой частью счастливого детства.

Как только вы слышите про суперметодику сверхскоростного обучения, даже запатентованную (сейчас платите и запатентуете все, что пожелаете), такого преподавателя лучше отстранить. Ведущие мировые методисты и преподаватели-практики таких волшебных методик не придумали, а кто-то, видите ли, непризнанный гений. Но на «сказки» всегда есть спрос, потому они всегда будут успешно продаваться. Но это уже из области экономической теории.

Профессиональный же преподаватель фортепиано все будет прорабатывать самым тщательным образом со своим учеником, особенно чисто технические моменты, и порой сделает это не хуже, чем в любой музыкальной школе. Соответствующим будет и результат.

Наиважнейшим моментом при обучении с частным репетитором фортепиано, особенно если речь идет о ребенке, является личность педагога!

Профессионалы высокого уровня – люди всегда скромные, их амбиции мы с вами не увидим, а результат будет зависеть от усердия и постоянства в занятиях. Но, к сожалению, как и в любой отрасли, очень много специалистов с явно зашкаливающим амбициозом. Они обижаются, если их предмет (это все-таки больше касается некоторых преподавателей музыкальных школ) ученик не ставит на первое место. И если поначалу уделяли ему максимум внимания, то затем едва ли начинают замечать. Конечно, подобные случаи единичны, но даже если этот случай единственный, то ситуация все равно требует исправления, ведь речь идет о ребенке

Амбиции педагогов бывают всевозможных видов, но все же лучше, когда они сведены к минимуму или отсутствуют полностью. В конечном итоге выиграют все. Нам знакомы прекрасные преподаватели детских музыкальных школ, которым при жизни можно поставить памятник только за одно потрясающее качество: они не держат любимого и самого успешного ученика возле себя, дабы все видели, чей это ученик. Как только они понимают, что он выполнил всю необходимую программу данного этапа, сразу же передают его выше по педагогической иерархии. Это скромные люди, четко уяснившие, что на каждой стадии развития у ученика должны быть свои преподаватели, специализирующиеся на определенных уровнях. Ведь педагоги консерватории получают уже профессиональных пианистов, которых затем пытаются вывести на международный уровень. И им будет не с руки обучать первоклашку, хотя они прекрасно с этим бы справились. Также и преподаватели для начинающих всегда помнят, что если они заложат серьезные ошибки при базовом обучении, то после не факт, что их сможет исправить профессор, выведший на мировую сцену далеко не одного своего студента.

Напоследок еще один интересный случай из личного опыта.

Наш заказчик после приобретения инструмента позвонил и сказал, что частный преподаватель в ужасе от того, как плохо настроен инструмент. Наш мастер сразу же приехал и увидел, что это — неправда. Но родители ребенка оказались далеки от мира музыки и сами оценить ничего не могли. Тем не менее, мы еще раз настроили инструмент, попросив его владельцев не говорить преподавательнице вообще о нашем визите. Вечером того же дня она вновь сетовала на то, какие безответственные люди работают в нашей компании, и если бы они при покупке инструмента взяли бы ее с собой, то она быстро бы вывела всех на чистую воду. В этот вечер ее вывод был прежний – инструмент сильно расстроен и заниматься на нем категорически противопоказано.

Мы приехали вновь за полчаса до начала очередного урока. По предварительной договоренности с родителями ребенка сказали вошедшей звездной преподавательнице, у которой собственные невероятные методики, что целых три часа настраивали инструмент. С важным видом она села за фортепиано, с лицом международного лауреата положила руки на клавиши и извлекла некоторые звуки – лучше бы не извлекала. Фраза, последовавшая затем рассмешила всех:
— Ну… хотя бы так! Это уже другое дело! И почему вас, господа продавцы, нужно по сто раз вызывать, скажите мне на милость?!

Это был последний, так и не начавшийся урок данного преподавателя фортепиано в этой семье.

В каждом конкретном случае нужно самим анализировать и делать выводы. Выслушать мнения всех специалистов и лиц, их имитирующих, и приходить к своему личному мнению, как поступить лучше.

Великолепно, когда одно дополняет другое. Если вы хотите больших результатов в обучении музыке, можно дополнительно нанять частного преподавателя фортепиано. Только нельзя забывать очень важный момент – частный преподаватель и педагог из музыкальной школы не должны противоречить друг другу, ни в технических вопросах, ни в общих педагогических, чтобы не вышло ситуации из известной басни. Толку от такого взаимодействия будет не много, а вреда достаточно.

Приоритет лучше оставить за преподавателем из музыкальной школы, а частный репетитор должен помогать основному процессу обучения. Если же ему не позволяют амбиции, тогда это уже его проблемы, а не ваши. В идеале, когда частный преподаватель фортепиано одновременно работает в музыкальной школе и имеет приличный стаж.

Всегда нужно помнить, кого в результате мы хотим видеть в своем ребенке: чтобы он стал классическим пианистом, или играл прекрасные эстрадные произведения, либо вообще попросту с пользой провел время, — и туда стремиться. Странная ситуация, когда родители и сам ребенок мечтают, чтобы он играл популярную музыку, а от перегруза классики он уже не знает, куда деваться, а родители всего лишь терпеливо переносят, в надежде, что когда-нибудь… Никогда это «нибудь» не наступит, быстрее ребенок бросит и будет морщиться при мысли, что его столько лет досаждали скучным… не будем незаслуженно обижать имена великих композиторов прошлого.

Но высококвалифицированный педагог, будь то частный репетитор или же штатный сотрудник музыкального заведения, всегда найдет правильный баланс, выстроит ту стратегию развития конкретного юного пианиста, при которой он сможет освоить фортепиано так, что нас, родителей, будет брать гордость, а слух радовать его или ее исполнительские таланты.

Компания «Мир-Пиано»

Если вам нужно выбрать фортепиано, загляните на эту страницу нашего сайта .

Возможно, вас заинтересуют эти два прекрасных педагога по фортепиано:


Володина Екатерина Евгеньевна


Мухортов Тимофей Петрович

Источник

Читайте также:  Ноты для фортепиано nothing whitney houston
Оцените статью