- Преподаватель фортепиано: профессиональные качества и должностные обязанности
- Особенности профессии
- Важные качества
- Должностные обязанности
- Обучение и зарплата
- Как выбрать преподавателя по фортепиано
- Как найти «того самого» преподавателя фортепиано?
- Преподаватель фортепиано из учебного заведения
- Преподаватель фортепиано с сайта-базы репетиторов
- О чем не говорят в музыкальной школе родителям. Часть 2.
- Почему я никогда не останусь без работы с профессией пианиста
- Почему я выбрала именно эту профессию
- Мой опыт
- Будущее
Преподаватель фортепиано: профессиональные качества и должностные обязанности
включайся в дискуссию
Поделись с друзьями
Преподаватель фортепиано – профессия творческая и интересная, но идти работать учителем музыки нужно исключительно по призванию. Только тогда работа будет приносить удовлетворение и пользу окружающим. Прежде чем решиться обучаться этой профессии, нужно знать, какие профессиональные качества важны для педагога и какие должностные обязанности предстоит выполнять.
Особенности профессии
Преподаватель фортепиано должен не только в совершенстве владеть инструментом, иметь слух и чувство ритма, знать нотную грамоту, историю музыки, уметь подобрать на слух и сыграть любое произведение. Педагог, помимо игры на фортепиано, должен обучить детей всему, что умеет сам.
Особенности профессии заключаются в том, что к каждому ребенку должен быть индивидуальный подход. Преподаватель с каждым учеником занимается отдельно несколько раз в неделю, он знает, на что способен тот или иной ребенок, какие у него возможности. Одному нужно уделить больше внимания и остановиться на сложных моментах, повторяя их из урока в урок. Другому, напротив, нужна усиленная программа. Он быстро все схватывает, хорошо готовится к урокам и готов к участию в конкурсах. В этом случае стоит сконцентрироваться на подготовке к таким мероприятиям. После знакомства и нескольких месяцев занятий с учеником видит, будет ли это образование просто для общего развития или ребенок серьезно планирует связать свою жизнь с музыкой.
Во втором случае, возможно, нужны дополнительные занятия, чтобы лучше подготовиться и более успешно сдать экзамены.
Важные качества
Работа с детьми требует от человека определенных качеств. Нужно быть довольно терпеливым прежде всего. Не все юные музыканты одинаково хорошо усваивают искусство игры на инструменте. Но от преподавателя зависит очень многое. Он должен заинтересовать, вдохновить, не забывать хвалить ученика даже за маленькие успехи, чтобы у него был стимул. За первыми успехами придут более значительные. Характеристика преподавателя от этого получает высокую оценку от учеников и их родителей. О качестве преподавания красноречиво говорят достижения детей, высокие оценки, победы в конкурсах, участие в концертах и фестивалях.
Помимо профессиональных качеств, педагог должен обладать и другими важными чертами, к которым относятся следующие:
- доброжелательность;
- стрессоустойчивость;
- коммуникабельность;
- умение чувствовать настроение ребенка;
- желание быть не просто наставником, а хорошим другом;
- в сложных ситуациях оказать моральную поддержку.
Должностные обязанности
Преподавателя музыки на работу принимает директор музыкальной школы, и увольняет он же. Но для этого должны быть веские причины. Например, невыполнение своих должностных обязанностей. В процессе своей деятельности преподаватель музыки должен выполнять следующие функции:
- обучать ребенка игре на инструменте;
- воспитывать в нем любовь к искусству;
- способствовать формированию эстетического вкуса;
- развивать творческие способности;
- стимулировать стремление ребенка к достижению новых высот;
- организовывать различные музыкальные мероприятия, которые способствует развитию творческих способностей и формированию вкуса учеников.
Но это далеко не все. Учитель вместе с другими коллегами принимает участие в разработке образовательных программ, стремится совершенствовать процесс обучения. Участвует во всех школьных, а также городских, краевых мероприятиях, причем не только готовит учеников, но и сам демонстрирует свои способности, являясь таким образом примером для подражания. Ученик должен видеть в своем педагоге идеал, к которому ему хотелось бы стремиться.
Кроме того, преподаватель проводит собрания, консультации для родителей, разъясняет все, что может вызывать вопросы у родителей, подсказывает, как контролировать учебный процесс и какую помощь оказывать дома. Преподаватель может по своему усмотрению проводить дополнительные занятия, если чувствует, что ребенок отстал по причине болезни или что-то ему дается с трудом. Также количество занятий может быть увеличено, если предстоит конкурс или другое ответственное мероприятие.
Если преподаватель музыки не работает в школе, он может заниматься с учениками на дому или в качестве репетитора по просьбе родителей. Работа на дому возможна и когда учитель работает официально в школе, но исключительно в свое свободное время, когда он не занят основными уроками и другими мероприятиями, в которых он должен участвовать по плану образовательного учреждения.
Обучение и зарплата
Чтобы стать учителем музыки, для начала необходимо поступить в музыкальную школу, хорошо учиться на протяжении всех лет. И не только успешно освоить свой инструмент, а также дополнительный. Кроме того, обязательно изучение таких предметов, как сольфеджио, музыкальная литература. После успешной сдачи экзаменов и окончания музыкальной школы нужно поступить в музыкальный колледж, где предстоит совершенствовать свое мастерство, изучая все сопутствующие предметы. И кроме того, придется продолжить обучение и по общеобразовательной программе. После окончания уже можно идти работать в школу. Но на этом можно и не останавливаться, а поступить в высшее учебное заведение. Таких по всей стране очень много, все зависит от места проживания будущего педагога и возможности выехать в другой город с целью обучения. Это могут быть такие учебные заведения:
- институты искусств;
- институты культуры;
- музыкальные академии;
- консерватории.
Зарплата зависит от разных факторов: опыта работы, квалификации, региона проживания, вида школы, занятости педагога, дополнительной нагрузки. Когда преподаватель приходит в школу сразу после колледжа или вуза, много он получать не будет. Его зарплата может составлять 15–18 тысяч. Но со временем накапливается стаж, появляются дополнительные надбавки.
В среднем зарплата может составить 20–25 тысяч рублей.
Источник
Как выбрать преподавателя по фортепиано
Как найти «того самого» преподавателя фортепиано?
Преподаватель фортепиано из учебного заведения
Преподаватель фортепиано с сайта-базы репетиторов
Если у вас мало времени, то можно поискать преподавателя фортепиано и на сайте-базе репетиторов. Причем это можно перепоручить администратору веб-ресурса. Но лучше все же самому.
По каким критериям отбирать анкеты преподавателей фортепиано?
Есть несколько критериев отбора анкет преподавателей фортепиано:
1. Образование.
2. Достижения в профессии.
3. Возраст.
Остановимся на них.
Если у преподавателя фортепиано будет ученая степень, то вы должно сделать все, чтобы уговорить его обучать игре на пианино. Дело в том, что это бывает очень редко и говорит об интеллекте, целеустремленности и неравнодушности к профессии.
-Возраст преподавателя фортепиано
Возраст преподавателя фортепиано не менее важен, чем образование и достижения в профессии.
Студент
У студентов, которые еще только становятся преподавателями фортепиано, есть свои плюсы: свежесть ума, энергичность, настоящая увлеченность делом. Но брать у них уроки можно только тем, кто не нацелен на результат и кто ставит во главу угла атмосферу. Если у вашего ребенка серьезный потенциал в игре на пианино, то этот вариант не для него.
Студентам из-за недостатка опыта непросто систематизировать обучение, давать советы по преодолению проблем. Нет у них и багажа преподавательских приемов. А желание проявить свои амбиции и заработать, а не научить будущего великого музыканта игре на пианино могут сыграть злую шутку.
Пожилой
Практически все считают, что пожилые преподаватели фортепиано – чуть ли не гуру. Так ли это?
Несомненно, с годами человек накапливает опыт, и есть пожилые преподаватели фортепиано, которых можно назвать гениями. Но это – исключение, а не правило. К тому же, такие люди вряд ли есть на сайтах-базах репетиторов. Поищите, но особо не надейтесь.
Сильные стороны пожилого преподавателя фортепиано:
● внушительный багаж преподавательских приемов, такие преподаватели могут найти подход к любому, даже самому сложному, ребенку;
● предугадывание и предложение несколько способов решения проблем, с которыми может столкнуться ученик.
Слабые стороны пожилого преподавателя фортепиано:
● иногда использование устаревших преподавательских приемов;
● пониженная креативность или, вообще, ее полное отсутствие;
● стереотипность.
Кроме того, маленькие дети побаиваются пожилых людей, если у них нет обаяния от природы.
Преподаватель фортепиано в возрасте от 30-ти до 50-ти лет Преподаватель фортепиано в возрасте от 30-ти до 50-ти лет является той самой «золотой серединой». У него есть достаточно опыта как в исполнении, так и в обучении, и при этом он не растратил всю энергию.
Несмотря на то, что такие преподаватели придерживаются преподавательских приемов, они не против привнести что-то новое в обучение. Они с легкостью находят общий язык с ребятами – и с мальчишками, и с девчонками.
Если вы отдадите предпочтение преподавателю фортепиано в возрасте от 30-ти до 50-ти лет, то помните, что они не любят и отказываются от халтурщиков. Объясните ребенку, что если он не будет прикладывать усилия и нормально себя вести, то придется искать нового учителя.
Источник
О чем не говорят в музыкальной школе родителям. Часть 2.
Моя жизнь тесно связана с музыкальной школой- я в ней училась, потом работала, сейчас в музыкальной школе учится моя дочь. Нигде нет бесед с родителями, памяток, в которых бы рассказали нюансы обучения, делюсь своими наблюдениями. Первую часть статьи можете прочитать здесь .
1. Сразу выбирайте – предпрофессиональная или общеразвивающая программа обучения. Общеразвивающая программа слабее, не предполагает поступления в музыкальные училища и ВУЗы, обучения «для себя». Это касается обучения на фортепиано, скрипке, флейте, хоровом отделении, иногда на народных инструментах. Многие родители, стремясь облегчить жизнь ребенку, сознательно выбирают общеразвивающую программу, предполагающую более короткий срок обучения. Исключение — отделение сольного пения, на этом отделении нет предпрофессиональной программы обучения.
Предпрофессиональная программа готовит будущих профессиональных музыкантов, она длится на несколько лет дольше. Конечно, после окончания школы выбор остается за ребенком.
2. Важен возраст, в котором ребенок идет поступать в музыкальную школу. В 1 класс на бюджетное отделение берут с 6,5 лет – это закон. Если ребенок младше, то только в подготовительный класс, причем в подготовительном он может находиться несколько лет. Сейчас возможно поступление в разном возрасте, многие дети выбирают впоследствии обучение на втором отделении, но наиболее продуктивным и успешным для обучения в 1 классе является возраст 6-7 лет.
3. Окончание музыкальной школы не гарантирует поступление в музыкальное училище или ВУЗ. Более того, даже окончание с красным дипломом музыкальной школы не всегда приближает к цели. Значение имеет лишь уровень подготовки ученика – музыкальные школы сильно отличаются друг от друга, есть так называемые «сильные» школы, выпускники которых наиболее часто поступают на бюджетные места. Это школы с традициями, именитыми педагогами и серьезными требованиями в обучении.
Но также есть любопытный факт – для поступления на некоторые музыкальные факультеты в ВУЗы и училища не требуются документы об окончании музыкальной школы – это, например, отделение вокала, духовых и ударных инструментов.
4. О фортепиано . Многие родители мечтают, чтобы ребенок обучался на фортепиано. Но так как на фортепианное отделение зачастую сложно попасть, родителям предлагают вариант освоить другой инструмент, при этом объясняют, что будет общее фортепиано. Общее фортепиано – это всего 20 минут в неделю, в отличие от отделения специального фортепиано, где ученики осваивают программу 2-3 раза в неделю по 45 минут. После 20 минут в неделю пианистом не стать, но можно освоить первоначальные навыки.
5. Есть специализированные музыкальные школы при консерваториях, академиях, институтах, где готовят будущих профессиональных музыкантов. Поступают в эти школы наиболее музыкально одаренные дети, уже в возрасте 4-5 лет детей приглашают пройти экзамены на подготовительное отделение. Обучение требует трудолюбия, усидчивости и огромного желания, поскольку здесь самые сильные требования, учащиеся уже в 1 классе музыкальной спецшколы опережают по своим результатам на 2-3 года своих сверстников из обычных музыкальных школ.
Если Вам понравилась статья, ставьте лайки и оставляйте свои комментарии, задавайте вопросы.
Источник
Почему я никогда не останусь без работы с профессией пианиста
Меня зовут Елена, мне 28 лет и живу я в прекрасном городе, расположенном на слиянии двух великих рек — Оки и Волги, имя которому Нижний Новгород. Моя профессия — преподаватель фортепиано, концертмейстер и сольный исполнитель на инструменте .
🔥 Пожалуйста, подпишитесь на мой канал перед тем, как продолжить. Спасибо!
Я работаю в одной из детских школ искусств города . Я подробно расскажу о минусах и плюсах своей профессии, а также где и сколько нужно учиться, чтобы стать педагогом и артистом.
Почему я выбрала именно эту профессию
Я решила стать артисткой, когда еще была ребенком и училась в музыкальной школе на протяжении 7 лет. После этого поняла, что буду учиться музыке дальше.
Итак, где необходимо выучиться, чтобы получить профессию музыканта:
- Начальная ступень, обязательная для всех — музыкальная школа . На протяжении 7 лет вас будут обучать специальности, сольфеджио, музыкальной литературе и хору.
- После 9 класса (но можно и после 11) нужно поступить в музыкальное училище и обучаться там на протяжении 4 лет . По окончании учебного заведения выдают диплом, который уже дает право преподавать и быть концертмейстером ( т.е. аккомпаниатором) в детских музыкальных школах.
- Для тех, кто хочет быть гуру в своем деле — прямая дорога в консерваторию . Там вы получите профессиональное высшее образование и статус артиста. Это совершенно новая ступень в развитии вашего творческого потенциала. После консерватории вы можете преподавать даже в музыкальных училищах и колледжах.
- Самая высшая ступень образования музыканта — аспирантура . Но в нее поступают не все, так как это сложно: всего 1-2 бюджетных места на специальность, там учатся лучшие из лучших. После двух лет обучения на аспиранта выдают диплом, благодаря которому, можно стать преподавателем консерватории и других высших музыкальных ВУЗов.
Я была студенткой Нижегородской Государственной Консерватории им. Глинки. Это один из престижных музыкальных ВУЗов в стране. Но самые лучшие консерватории с начала их основания находятся в Москве и Санкт-Петербурге.
Работая педагогом и концертмейстером, я вижу, что это достаточно востребованная профессия в моем городе и даже по стране:
- примерно каждый третий родитель отправляет своего ребенка в музыкальную школу;
- предмет фортепиано есть у всех специальностей, даже у гитаристов, так что без работы я не останусь;
- концертмейстер нужен абсолютно всем — хору, вокалистам, домристам, флейтистам и т. д. Всегда найдется работа на полную загруженность в неделю.
Мой опыт
Как я рассказывала выше, я работаю в Детской школе искусств. Кроме этого, я успела поработать в разных школах области, а также в Нижегородском театральном училище. Помимо всего прочего, я стараюсь давать частные уроки детям, помогаю им с домашними заданиями и обучаю с нуля . Сейчас я нахожусь в отпуске по уходу за ребенком и работаю только с одной частной ученицей.
Что касается школы, в которой я работаю, то она мне очень нравится :
- молодой коллектив, с каждым преподавателем можно найти общий язык;
- хорошее и доброжелательное начальство, готовое прийти на помощь;
- атмосфера творчества — можно создавать свои проекты, участвовать в концертах и конкурсах;
- работая педагогом, постоянно учишься чему-то новому, развиваешь свои профессиональные качества.
Как и в каждой профессии, в моей есть и минусы, и плюсы. Начнем с преимуществ :
- работа чаще всего начинается с обеда — есть возможность выспаться и сделать все дела утром. Но заканчивается деятельность, естественно, поздно;
- профессия доставляет только удовольствие, ведь те, кто идет на нее учиться, любят музыку;
- много конкурсов, а это значит, что приходится часто путешествовать по городам и даже странам;
- от труда можно устать только эмоционально, но не физически.
Как преподаватель, я вижу в своей профессии всего один, но существенный недостаток: небольшая зарплата, на которую не всегда можно прожить в месяц .
Одна ставка педагога по фортепиано с высшим образованием равна примерно 11000 руб. Чтобы получать больше, педагоги имеют права взять всего две ставки в работу, что составляет полную занятость на 5 рабочих дней.
Конечно, каждый квартал выплачивают премии, но их количество зависит от твоих успехов и выступлений. Поэтому приходится включать свой ум и смекалку и искать дополнительный заработок (в моем случае это частные уроки и копирайтинг).
Вам понравилась статья? Пожалуйста, поставьте лайк 👍 или напишите комментарий. Мне будет приятно . 😍
Будущее
В моей деятельности карьерный рост возможен в том случае, если я захочу переехать, например, в столицу, где есть больше возможностей и более высокая оплата труда.
В планах на будущее у меня есть перспектива: соединить фриланс и музыкальные уроки, т. е. обучение игре на инструменте онлайн. Кроме того, я начала тщательно учить английский язык, так как знаю, что профессия музыкального педагога очень ценится за рубежом.
Возможно, когда-нибудь я и моя семья переедем в другую страну, ведь этого желаю не только я, но и мой супруг.
Источник