Особености флейты ди (дицзы)
включайся в дискуссию
Поделись с друзьями
Китайская культура интересна для многих любознательных людей мира, особенно своей самобытностью и связью со многим древними традициями. При этом меньше всего обычные люди знают о музыкальной культуре Поднебесной, распространённых там музыкальных инструментах, происхождение которых исчисляется не только веками, но и десятками веков. Об одном из таких инструментов — флейте ди — и говорится в этой статье.
Этому музыкальному инструменту не менее 8 тыс. лет, что подтверждено недавними археологическими раскопками в районе провинции Чжэцзян. Эти раскопки отвергли гипотезу о среднеазиатском происхождении флейты ди, которую якобы завезли в Китай незадолго до начала современного летоисчисления (примерно за 100 лет до н. э.).
Особенности
Древняя китайская ди (дицзы) относится к поперечным флейтам, так как рабочее отверстие («свисток») для вдувания воздуха изо рта музыканта у неё находится сбоку трубочки. Игровые отверстия так же размещены в один ряд после свистка по длине инструмента (ближе к краю). Кроме этих мелодических отверстий, имеется ещё одно, которое называется «димо». Оно во время игры перекрывается тончайшей плёнкой и выполняет функцию мембраны, влияющей на звучание флейты. Димо находится отдельно — между свистком и игровыми отверстиями.
Дицзы изготовляется из цельного отрезка бамбука или тростника, бывают модели из кости, металла и даже камня. Тростниковая и бамбуковая флейты обычно в нескольких местах перетягиваются рядами прочной нити для защиты стволов (корпусов) от пересыхания, а затем покрываются лаком.
Есть и другие названия китайской поперечной флейты (дизи, хенгди). Кроме того, инструмент имеет 2 разновидности — цюйди и банди. Вторая из этих разновидностей настроена на более высокий звук.
Звучание
По своему устройству и принципу действия дицзы мало чем отличается от европейской флейты, а вот звук её напоминает, конечно, китайские национальные мотивы. Бамбук славится хорошими резонаторными особенностями, поэтому флейта из этого материала звучит звонче, нежели из металла, кости или камня. Но это только в том случае, если установлена мембрана. Заклеив мембранное отверстие изолентой, можно получить лишь обычный звук флейты, без «китайского» зудящего колорита.
Ди настраивается на звуки мажорной диатоники. Инструмент имеет довольно сочное звучание, которое обеспечивается встроенной внутри тростью и поддерживается традиционным китайским зудом мембраны. В общем, звучание необычное, а диапазон флейты довольно широкий — более двух октав. Это позволяет использовать дицзы в самых разнообразных оркестровых композициях.
Как играть?
Игра на флейте подразумевает зажимание пальцами обеих рук определённые комбинации отверстий (клапанов), за счёт чего изменяется звучание инструмента. Естественно, на каждый издаваемый флейтой звук существует своя аппликатура (пальцовка).
Для начинающих флейтистов в первую очередь необходимо изучить пальцовку.
В помощь этому процессу разработаны разные схемы аппликатуры, а также варианты извлечения даже одной и той же ноты. Имеются еще различные технические нюансы с дыханием, прямым и угловым выдыханием потока воздуха через рабочий клапан (свисток), слайдовая и трельная техники пальцев, языковая техника. Но последнее всё для новичка пока что недоступно.
Начинающему музыканту нужно научиться выдувать ноты: сначала каждую по отдельности, изучая аппликатуру, а затем извлекать их по очереди, двигаясь по основному звукоряду от самой низкой ноты до верхней в пределах диапазона.
В современной исполнительской практике существуют флейты дицзы разных строев.
Эти строи обычно обозначают с помощью латинских буквенных наименований соответствующих нот.
Наиболее распространены следующие строи ди:
На флейте строя «До» (C) нужно закрыть пальцами левой рукой 3 из 6 отверстий, чтобы по высоте получить звук, соответствующий ноте «До» первой октавы. Последовательно закрывая пальцами правой руки остальные 3 отверстия, мы спустимся от «До» первой октавы к «Соль» малой октавы, и это будет самая нижняя нота в данном инструменте.
Все остальные ноты в этом и любом другом строе инструмента можно изучить по графическому типовому изображению ниже, в котором нужно понять, что номера ступеней (конкретных звуков берутся от ноты строя инструмента).
В строе «До» 1-я ступень — это и есть нота «До», 2-я — «Ре», 3-я — «Ми», 4-я — «Фа» и так далее.
Источник
Как играть. Урок 6.
Ноты второй октавы. «Передувание».
Ты уже знаешь, что диапазон музыкального ряда вистла — две октавы. Этого диапазона вполне достаточно, чтобы играть большинство традиционных мелодий. Однако, из этого большинства практически все мелодии требуют извлечения звуков более чем одной октав. Короче, я клоню к тому, что тебе придётся овладеть полным диапазоном вистла, если хочешь играть традиционный кельтский фолк. На самом деле, это совсем не сложно.
Сначала — немного теории. Как следует из Урока 4, одноимённые ноты разных октав звучат схоже. Это происходит потому, что звуки, обозначаемые этими нотами, имеют частоты основного тона (иногда это называется первой гармоникой) отличающиеся в чётное количество раз (в 2 или 4 раза). Мы уже знаем о том, что ноты D (Ре нижняя) и D’ (Ре верхняя) берутся на вистле практически одинаково. Отверстие, самое ближнее к свистку вистла открывается для более простого передувания. Ты, наверное, уже догадываешься, что для остальных нот вистла всё будет точно также. Только верхнее оверстие открывать уже не нужно.
Если мелодию из Урока 5 ты не пропустил(а), а выучил, значит, нота E’ (Ми верхней октавы) тебе уже знакома.
Посмотри на нотную запись:
Здесь показана «почти» гамма, но каждая нота присутствует дважды, для обеих октав. Теперь ты ясно видишь, что одноимённые ноты нижней и верхней октав берутся одинаково. Вся разница лишь в том, с какой силой нужно дуть в вистл, чтобы получить ноту. В этом простота и сложность вистла. Умение правильно выдувать ноты — один из важных этапов освоения этого инструмента.
Вот как это звучит
Попробуй играть изображённые на рисунке ноты. Ты сразу заметишь, что чем выше нота нижней октавы, тем сильнее нужно дуть для извлечения такой же ноты верхней октавы. Играть самые высокие ноты для тебя может показаться вообще невозможным 🙂 Это пока.
Сделай следующее: начни играть какую-нибудь ноту нижней октавы и постепенно увеличивай интенсивность воздушной струи, вдуваемой в свисток. В какой-то момент произойдёт интересное явление: звук как бы перепрыгнет вверх, и будет уже звучать та же нота верхней октавы. Это ОЧЕНЬ важный момент физики вистла. Именно характер этого «перехода» является одним из важнейших показателей, отличающих различные вистлы.
Если на одних вистлах этот переход чистый и чёткий, то другим свойственно пищать, визжать, скрепеть между нотами, если струя наращивается постепенно. Вистлы компании Clarke считаются простыми в этом отношении. «Прыжок» на октаву вверх они делают довольно быстро и чисто. Вистлы других марок делают это иначе, некоторые — совсем плохои и «грязно». Поэтому, обычно, если в мелодии встречается переход с ноты нижней октавы на ноту верхней, то ноту верхней берут с выраженной атакой.
Что такое атака? Это, попросту говоря, «ту!» произносимое при извлечении ноты. Именно звук «ту!» обеспечивает толчок струи в свистке, который с «запасом» передувает ноту, не позволяя появиться постороннему немузыкальному шуму вистла. В записи выше я именно «тукал» все ноты. Хотя вистл (Clarke Original) позволял бы справляться и постепенным (равномерным) передуванием. Попробуй «тукать» ноты, и ты заметишь, что верхняя октава не так сложна, как кажется.
Теперь попробуем сыграть восодящую гамму на две октавы подряд — от нижней Ре до Ре третьей октавы (многие вистлы позволяют играть Ре третьей октавы).
Здесь ты также можешь слышать, что я извлекаю все ноты с атакой. Попробуй научиться играть эту гамму. Для каждой более высокой ноты требуется большее давление и более резкий, акцентированный звук «ту».
Теперь послушай вот эту запись гаммы
Замечаешь? Я не тукаю ноты, а играю их лишь пальцами, увеличивая постепенно интенсивность струи, но не прерываю её. Значит, для высоких нот не всегда обязательно делать атаку?
Да, это так. Дело в том, что при игре восходящих нот на вистле, если струя воздуха ровная и сильная, почти всегда можно, открыв одно отверстие, получить следующую в звукоряде ноту. При этом дуть нужно с небольшим запасом, то есть немного сильнее, чем требуется просто для поддержания звука нижней ноты. Это явление объясняется тем, что при звучании одной ноты столб воздуха в трубке вистла уже обладает энергией, и открывая отверстие, мы укорачиваем его, и воздух продолжает колебаться, но уже с большей частотой. В случае же, когда высокую ноту нужно извлечь отдельно, после тишины — мы не имеем колебающегося столба в вистле, и тогда его нужно создавать, посылая струю резче.
Описанное явление позволяет играть высокие ноты одна за другой, не выделяя их «туканием», причём «спускаться» вниз по звукоряду всегда намного проще, чем подниматься вверх. Часто даже нужно ослаблять струю, особенно, когда требуется сыграть ноту нижней октавы сразу после ноты верхней. Иногда даже непрерывное звучание вистла не представляется возможным, если за относительно высокой нотой верхней октавы нужно играть довольно низкую (Ми или Ре) ноту нижней. В таком случае приходиться прерывать звук, и начинать низкую ноты с тишины, лёгкой атакой.
Таким образом, играя мелодии, можно «тукать» практически все ноты, или не тукать почти никогда. В зависимости от этого мелодии будут звучать по-разному. Атакуя каждую ноту, мы создаём чёткий, ритмичный рисунок произведения. Не «тукая», сливая ноты, мы заставляем «журчать» мелодию, делаем похожей на трель птиц. Я не собираюсь навязывать тебе стиль игры (а «тукать» или «не тукать» — это одна из составляющих стиля игры на вистле). Просто показываю возможности исполнения.
Всё выше сказанное — это «ничего» без практики. Поэтому научись играть восходящие гаммы «тукая» и не «тукая», и привыкай к требованиям твоего вистла. У тебя не обязательно должно получится всё сразу, и хорошо. Ведь у разных людей разные способности, но в конце концов любой может овладеть хитростью извлечения любых нот на вистле. Единственное, что необходимо — это тренировки, ах, ну и желание, конечно! 🙂
А чтобы усваивать принципы было интереснее, предлагаю разучить следующую мелодию. Она потребует от тебя аккуратного извлечения различных нот.
Egans Polka
Вот как она звучит эта очень распространённая и простая мелодия:
Обрати внимание, я делаю вдох не всегда в одном и том же месте мелодии. Играя часть А первый раз, я вдыхаю в конце части, перед повтором. Второй раз в части А я делаю вдох дважды — в предпоследнем такте (после сильной доли, укорачивая длительность ноты) и после всей части, как и первый раз. В части В первый раз я делаю вдох, как и в части А — в предпоследнем такте и перед повтором всей части, второй раз — в пятом такте, разбивая вдохом ноту Фа. Таким образом мелодия звучит живее и интереснее.
В польках возможны самые разнообразные варианты вдоха, потому что размер и пульсация ритма полек очень простые и явные. Вдыхать можно практически всюду, укорачивая или пропуская ноты. Однако нельзя пропускать или сдвигать сильные доли, не забывай об этом.
Источник
Как читать и считать ноты – подробная инструкция + фото
Открывая сборник нот, неподготовленный человек вряд ли что-то поймет. В то время как профессиональный музыкант, глядя в ноты может услышать музыку, даже без помощи инструмента.
Дело в навыке. Научиться читать ноты и другие музыкальные знаки можно также, как вы когда-то научились читать буквы, складывая их в слова и предложения. Но для этого нужно овладеть знаниями, которыми я поделюсь с вами в этой статье.
Эволюция нотной записи
Чтобы лучше понять, как читать и считать ноты, нам придется обратиться к истокам и узнать, как формировалась нотная запись.
Как и любую другую информацию, в древние времена музыку передавали из уст в уста. Конечно, люди очень давно осознали потребность в сохранении музыки и перенесении ее на более надежный носитель. Эти попытки систематизировать и записать музыку предпринимались в различные времена. И, надо сказать, что способы были весьма разнообразны.
Истоками современной системы нотной записи стала работа древнегреческого теоретика музыки Алипия (III или IV в. н. э.). Он составил список символов (в основном это были греческие буквы), и подробно описал их значения. Символ обозначал звук определенной высоты. Эта система получила широкое распространение. В интерпретации римлян, буквы греческого алфавита были заменены на латинские: A, B, C, D, E, F, G. Именно они и по сей день широко применяются в музыкальной практике.
В средние века появилась невменная нотация. С позднелатинского «невма» — знак, намек.
Использовалась такая запись в религиозной католической музыке. Над текстом псалмов подписывались эти самые знаки или их комбинации. Они показывали направление движения мелодии: вверх или вниз, мелодические обороты или ноты, повторяющиеся на одной высоте. Но, точную высоту звука невмы не отражали. Эта система была хорошим подспорьем, подсказкой для певцов — напоминала ранее разученную мелодию.
Потребность более подробной записи сохранялась, поскольку в церковной традиции использовалось множество различных песнопений. И певцам было очень трудно удержать весь этот объем в голове.
Поиски решения продолжались. Очень важно было придумать, как же обозначать конкретную высоту звука, а не только направление движения. Сначала попробовали рядом с каждой невмой писать букву, которая соответствует определенному звуку. Но от этой идеи быстро отказались. Более рациональным стало решение ввести линию для одного звука. Она обозначала звук fa и стала ориентиром, от которого вверх и вниз стали считать все остальные звуки.
После, для еще большего удобства ввели еще одну параллельную линию сверху для звука do.
Этим нововведением мы обязаны итальянскому монаху, выдающемуся педагогу Гвидо Аретинскому. Именно он, в XI в. предложил ввести параллельные линии для более точного определения высоты звука. В течение своей педагогической деятельности он постоянно совершенствовал свою систему. Ему нужно было найти способ быстро разучивать с певцами незнакомые песнопения. Это привело к настоящей реформе в области нотной записи.
Сложившаяся система Гвидо Аретинского представляла собой четыре параллельных линии, расположенных друг под другом. Невмы стали изображать на самих линиях и между ними.
Каждая невма в этой системе имела определенную высоту. Это прямой прообраз современного нотного стана. Отличие только в том, что сейчас параллельных линий пять, а вместо невм – ноты.
Не интересно 10
Кому принадлежат названия нот
Создание системы нотной записи – не единственное достижение Гвидо Аретинского. Ему также принадлежат названия нот, которыми мы пользуемся и по сей день: До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си.
В те времена был очень популярен гимн, посвященный Святому Иоанну. Мотив его был хорошо известен певцам и имел очень интересную структуру: каждая строка гимна начиналась на тон выше предыдущей. Начальные слог каждой строки и стал названием ноты, с которой она начиналась.
Итак, звукоряд Гвидо Аретинского состоял из шести нот, последовательно восходящих и отстоящих друг от друга на один тон: Ut, Re, Mi, Fa, Sol, La. Эта система просуществовала достаточно долго и была действительно очень удобной и понятной. Но, время шло и ей предстояло претерпеть еще множество изменений, прежде чем получить современный вид.
Первые изменения коснулись слога «Ut». Он оказался не удобен для пения, поскольку заканчивается на согласную. Поэтому в XVII веке музыковед Джованни Баттиста Дони заменил «Ut» на привычное нам «Do». Мнения относительно создания этого звука разделились: одни считают, что слог «Do» это первые буквы его фамилии, а другие уверяют, что этот слог происходит от слова DOMINUS что означает – Господь.
Название ноты «Si» также принадлежит ему. Он взял первые буквы словосочетания «Sancte Iohanne» (Святой Иоанн) из последней строчки гимна.
Существует также версия, что названия нот имеют другие корни:
Это красивая легенда, и она вполне могла бы иметь право на существование.
Звукоряд, интервал, октавы
Итак, постепенно количество нот дошло до семи: До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си. Названиями этих нот мы и пользуемся до сих пор.
Ноты располагаются в определенной последовательности по возрастанию высоты, то есть каждая следующая нота выше предыдущей.
Если мы хотим научиться бегло читать ноты, необходимо научиться пользоваться интервалами.
Отношение между двумя звуками, взятыми одновременно или последовательно, называется интервалом . Одновременное звучание образует гармонический интервал, последовательное – мелодический.
Интервал имеет основание и вершину. Расстояние между ними можно посчитать ступенями или количеством тоно́в. Названия интервалов происходят от латинских порядковых числительных. Например, расстояние от основания до вершины в две ступени называется секундой, а в пять ступеней – квинтой. Также, каждый интервал обозначается арабской цифрой:
- Прима (prima — первая)
- Секунда (secunda — вторая)
- Терция (tertia — третья)
- Кварта (quarta — четвертая)
- Квинта (quinta — пятая)
- Секста (sexta — шестая)
- Септима (septima — седьмая)
- Октава (octava — восьмая)
Прима — это интервал, который имеет больше формальный характер, поскольку отражает расстояние между одной и той же нотой. Сами понимаете, что фактического расстояния там нет или оно равно 0. Но, тем не менее интервал существует и мы должны о нем знать.
Секунда — это интервал, где расстояние от основания до вершины включительно, составляет две ступени.
Терция – интервал, в котором разница между двумя звуками составляет 3 ступени.
Кварта – 4 ступени
Квинта – 5 ступеней
Секста – 6 ступеней
Септима – 7 ступеней
Октава — 8 ступеней
Источник