Как выглядит минорные ноты для

Ритм-гитара >Разновидности минорных гамм. Гамма До минор

Здравствуйте ученики Гитаршколы. До сих пор Вы имели дело с гаммой «натурального» минора. Однако существуют и другие разновидности минорных гамм. Минорные гаммы делятся на три вида:

Гармонический минор
Дорийская гамма
Фригийская гамма

Гармонический минор

Гармонический минор отличается от натурального неальтерированной 7-й ступенью. Вот как выглядит его формула: 1, 2, b3 4, 5, b6, 7, 1. (b- это бемоль). Между пониженной 6-й ступенью и неальтерированной 7-й возникает интервал в минорную терцию. Эта гамма имеет характерное «египетское» или «арабское» звучание.

При гармонизации этой гаммы аккорд V ступени получается мажорным, а не минорным (как в случае «натурального» минора). Часто аккорд V-й ступени бывает мажорным, даже если аккордовая последовательность однозначно соответствует натуральному минору.

Это происходит потому, что минорные тональности очень близки и обмен нотами в них происходит довольно безболезненно. Вообще говоря, многие правила в музыке довольно условны. Они лишь помогают Вам понять, почему те или иные вещи звучат так или иначе.

И нарушая эти правила, можно добиться интересных результатов. Но все-таки, конечно, сначала лучше выучить правила, а уж потом пользоваться исключениями из них.

В следующем упражнении, которое играется в «натуральном» А-миноре (называемом просто А-минором), используется аккорд, построенный на V-й ступени гармонического минора. То, что этот фрагмент играется в «натуральном» миноре, мы можем определить по аккорду VII-й ступени (в данном случае — это аккорд G).

Читайте также:  Бг подмога с аккордами

Следующее упражнение, однако, звучит уже в гармоническом миноре, поскольку в конце мы видим аккорд G#. В песнях Рэнди Роадса и Ингви Мальмстина мы часто можем слышать VII-ю ступень гармонического минора; благодаря ей их музыка приобретает «классическое» звучание.

Дорийская гамма

Дорийская гамма (или дорийский лад) отличается от натурального минора
неальтерированной 6-й ступенью. Формула дорийской гаммы имеет следующий
вид; 1, 2, b3, 4, 5, 6, b7. Послушайте гитару в куплетах песен «BACK FOR MORE» и «ROUND AND ROUND» (группа RATT). Обе эти партии играются в Е-дорийском.

Ниже звездочкой (*) отмечены ноты и аккорды, построенные на 6-й ступени дорийского минора.

Фригийская гамма

Фригийская гамма (или фригийский лад) отличается от натурального минора пониженной 2-й ступенью. Эта гамма является самой минорной из всех миноров, поскольку содержит наибольшее количество бемолей. Пониженная 2-я ступень придает фригийской гамме звучание, характерное для фламенко. Формула фригийского лада имеет следующий вид: 1, b2, b3, 4, 5, b6, b7.

Ниже звездочкой (*) отмечены ноты или аккорды, построенные на 2-й ступени фригийского минора.

Хроматические вариации

Рифф может включать в себя ноты и аккорды, не входящие в данную тональность. Такие ноты и аккорды делают Вашу музыку более разнообразной и интересной.

Уменьшенная квинта

Наиболее часто в этом смысле используется уменьшенная квинта. Ниже крестиком показано место этой ноты в гамме «натурального» минора.

У вас буква пропущена в последнем заголовке уменьШенная квинта.

Всю музыку пишу используя дорийский лад. Восхитительное звучание этой гаммы просто поражает слушателей.

дорийская гамма моя самая любимая. Необычное звучание у нее.

Источник

Как выглядит минорные ноты для

2.2 Аппликатуры гаммы в две октавы

Предлагаю вспомнить нотный состав гаммы до-мажор:
С — D — E — F — G — A — B — C

И сравнить его с нотным составом гаммы ля-минор:
A — B — C — D — E — F — G — A

Вы заметили кое-что общее? Верно, нотные составы обеих гамм одинаковы. Разница лишь в том, с какой ноты начинается гамма.

Разница между C и A — малая терция. Отсюда мы можем вывести правило: звукоряд минорной гаммы полностью совпадает со звукорядом мажорной гаммы, тоника которой расположена на малую терцию выше. И наоборот.

Две такие гаммы мы будем называть параллельными.

Источник

Три вида минора в музыке

Минорный лад имеет три основные разновидности, это: натуральный минор, гармонический минор и мелодический минор.

Об особенностях каждого из названных ладов и о том, как их получить, мы сегодня и будем говорить.

Натуральный минор – простой и строгий

Натуральный минор представляет собой гамму, выстроенную по формуле «тон – полутон – 2 тона – полутон – 2 тона». Это обычная схема строения минорной гаммы, и для того чтобы её быстро получить, достаточно лишь знать ключевые знаки в нужной тональности. Каких-либо измененных ступеней в этом виде минора нет, соответственно в нём не может быть и никаких случайных знаков альтерации.

Например, ля минор – это гамма без знаков. Соответственно, ля минор натуральный – это звукоряд из нот ля, си, до, ре, ми, фа, соль, ля. Или ещё пример, гамма ре минор содержит один знак – си-бемоль, значит, звукоряд натурального ре минора – это движение ступеней подряд от ре до ре через си-бемоль. Если знаки в нужных тональностях не вспоминаются сразу, то можно узнать их с помощью квинтового круга, или ориентируясь на параллельный мажор.

Гамма натурального минора звучит просто, печально и немного строго. Именно поэтому натуральный минор так часто встречается в народной и средневековой церковной музыке.

Пример мелодии в таком ладу: «Я на камушке сижу» – известная народная русская песня, в приведенной ниже записи её тональность – натуральный ми минор.

Гармонический минор – сердце Востока

В гармоническом миноре по сравнению с натуральным видом лада повышена седьмая ступень. Если в натуральном миноре седьмая ступень была «чистой», «белой» нотой, то она повышается с помощью диеза, если она была бемолем, то с помощью бекара, ну а если же, это был диез, то дальнейшее повышение ступени возможно с помощью дубль-диеза. Таким образом, эту разновидность лада всегда можно распознать по появлению одного случайного знака альтерации.

Например, в том же ля миноре седьмая ступень – звук соль, в гармоническом виде будет не просто соль, а соль-диез. Ещё пример: до минор – тональность с тремя бемолями при ключе (си, ми и ля бемоли), на седьмую ступень приходится нота си-бемоль, её мы повышаем бекаром (си-бекар).

По причине повышения седьмой ступени (VII#) в гармоническом миноре меняется структура звукоряда. Расстояние между шестой и седьмой ступенями становится целых полтора тона. Такое соотношение вызывает появление новых увеличенных интервалов, которых не было ранее. К таким интервалам можно отнести, например, увеличенную секунду (между VI и VII#) или увеличенную квинту (между III и VII#).

Гамма гармонического минора звучит напряжённо, имеет характерный арабско-восточный колорит. Однако, не смотря на это, именно гармонический минор является самым употребительным из трех видов минора в европейской музыке – классической, народной или эстрадно-популярной. Свое название «гармонический» он получил за то, что очень хорошо проявляет себя в аккордах, то есть в гармонии.

Пример мелодии в таком ладу – русская народная «Песня бобыля» (тональность ля минор, вид – гармонический, о чём нам говорит случайный соль-диез).

Композитор может использовать в одном и том же произведении разные виды минора, например, чередовать натуральный минор с гармоническим, как это делает Моцарт в главной теме своей знаменитой Симфонии № 40 :

Мелодический минор – эмоциональный и чувственный

Гамма мелодического минора разная, когда по ней движутся вверх или вниз. Если идут вверх, то в ней повышают сразу две ступени – шестую (VI#) и седьмую (VII#). Если играют или поют вниз, то эти изменения отменяют, и звучит обыкновенный натуральный минор.

Например, гамма ля минора в мелодическом восходящем движении будет представлять собой звукоряд следующих нот: ля, си, до, ре, ми, фа-диез (VI#), соль-диез (VII#), ля. При движении вниз эти диезы исчезнут, обратившись в соль-бекар и фа-бекар.

Или гамма до минор в мелодическом восходящем движении – это: до, ре, ми-бемоль (при ключе), фа, соль, ля-бекар (VI#), си-бекар (VII#), до. Повышенные бекарами ноты снова превратятся в си-бемоль и ля-бемоль при движении вниз.

По названию этого вида минора ясно, что он предназначен для использования его в красивых мелодиях. Так как мелодический минор звучит разнообразно (неодинаково вверх и вниз), он способен отражать при своём появлении самые тончайшие настроения и переживания.

При восхождении гаммы последние её четыре звука (например, в ля миноре – ми, фа-диез, соль-диез, ля) совпадают со звукорядом одноимённого мажора (Ля мажора в нашем случае). Следовательно, они могут передавать светлые оттенки, мотивы надежды, тёплые чувства. Движение в обратную сторону по звукам натуральной гаммы впитывает в себя и строгость натурального минора, и, может быть, какую-то обречённость, а может и крепость, уверенность звучания.

Своей красотой и гибкостью, своими широкими возможностями в передаче чувств мелодический минор очень полюбился композиторам, наверное, поэтому его так часто можно встретить в знаменитых романсах и песнях. В качестве примера напомним вам песню «Подмосковные вечера» (музыка В. Соловьева-Седого, стихи М. Матусовского), где мелодический минор с повышенными ступенями звучит в тот момент, когда певец рассказывает о своих лирических чувствах (Если б знали вы, как мне дороги…):

Повторим ещё раз

Итак, есть 3 вида минора: первый – натуральный, второй – гармонический и третий – мелодический:

  1. Натуральный минор можно получить, если построить гамму по формуле «тон-полутон-тон-тон-полутон-тон-тон»;
  2. В гармоническом миноре повышена седьмая ступень (VII#);
  3. В мелодическом миноре при движении вверх повышены шестая и седьмая ступени (VI# и VII#), а при обратном движении играется натуральный минор.

Чтобы отработать эту тему и запомнить, как минорная гамма звучит в разных видах, очень рекомендуем просмотреть данное видео Анны Наумовой (пойте вместе с ней):

Упражнения для тренировки

Для закрепления темы давайте выполним парочку упражнений. Задание такое: написать, проговорить или проиграть на фортепиано звукоряды 3 видов минорных гамм ми минор и соль минор.

Гамма ми минор – диезная, в ней один фа-диез (параллельная тональность Соль мажор). В натуральном миноре нет никаких знаков, кроме ключевых. В гармоническом ми миноре повышается седьмая ступень – это будет звук ре-диез. В мелодическом ми миноре в восходящем движении повышаются шестая и седьмая ступени – звуки до-диез и ре-диез, в нисходящем движении эти повышения отменяются.

Гамма соль минор – бемольная, в натуральном виде – только два ключевых знака: си-бемоль и ми-бемоль (параллельный строй – Си-бемоль мажор). В гармоническом соль миноре повышение седьмой ступени приведёт к появлению случайного знака – фа-диеза. В мелодическом миноре при движении вверх повышенные ступени дают знаки ми-бекар и фа-диез, при движении вниз – все как в натуральном виде.

Таблица минорных гамм

Для тех, кому пока сложно с ходу представлять себе минорные гаммы в трёх разновидностях, мы приготовили таблицу-подсказку. В ней есть название тональности и её буквенное обозначение, изображение ключевых знаков – диезов и бемолей в нужном количестве, а также называются случайные знаки, которые появляются в гармоническом или мелодическом виде гаммы. Всего минорных тональностей в музыке используется пятнадцать:

Как пользоваться такой таблицей? Рассмотрим на примере гамм си минор и фа минор. В си миноре ключевых знаков два: фа-диез и до-диез, значит, натуральная гамма этой тональности будет выглядеть так: си, до-диез, ре, ми, фа-диез, соль, ля, си. Гармонический си минор будет включать в себя ля-диез. В мелодическом си миноре уже две ступени будут изменены – соль-диез и ля-диез.

В гамме фа минор, как понятно из таблицы, ключевых знака четыре: си, ми, ля и ре-бемоли. Значит, натуральный фа минорный звукоряд – это: фа, соль, ля-бемоль, си-бемоль, до, ре-бемоль, ми-бемоль, фа. В гармоническом фа миноре – ми-бекар, как повышение седьмой ступени. В мелодическом фа миноре – ре-бекар и ми-бекар.

На этом пока всё! В будущих выпусках вы узнаете о том, что существуют и другие виды минорных гамм, а также о том, какие есть три вида мажора. Следите за обновлениями, вступайте в нашу группу ВКонтакте, чтобы быть в курсе!

Источник

Оцените статью