Как выглядит настроенная гитара

MasterGitar.com

Принято считать, что настройка гитары – это только подстройка струн до нужного тона. Так это выглядит с точки зрения гитариста, но давайте взглянем на настройку с позиции гитарного мастера. Гитарист не сможет настроить струны у ненастроенной гитары.

Принято считать, что настройка гитары сводится только к настройке струн, т.е. только вращению колков гитары, пока струна не дойдет до верного натяжения. Сама гитара должна быть правильно настроенной или точнее сделанной. Струна должна правильно делиться на части ладами гитары.

Также должен быть учтен тот момент, что когда мы прижимаем струну, то она немного натягивается. Этого хватает, чтобы подпортить строй гитары.

Фактически, даже неверно говорить, что гитарист настраивает гитару, настройка самого инструмента уже должна быть — гитарист занимается только струнами. Любой инструмент при правильном изготовлении гитарным мастером будет строить. А также любую гитару можно отремонтировать, чтобы она чисто строила.

Чтобы строй гитары был чистым, вам понадобится:

  • Собственный слух, который может быть усилен камертоном или электронным тюнером.
  • Хорошие струны. Не бракованные и не изношенные.
  • Настроенная сама по себе гитара.

Очень часто фальшивят сами струны

Если вы любитель поиграть на струнах, которым несколько месяцев, тогда не ждите чистого строя. Электронные тюнеры даже не могут точно показать частоту старой струны. Но будем исходить из того, что струны вы не раз ставили новые, но гитара всё равно не настраивалась.

Читайте также:  Назовите причину первого кризиса временного правительства нота милюкова

Давайте сформулируем основное правило, где перечислим параметры, которые влияют на настройку самой гитары.

Гитара может быть настроена чисто в том случае, если у неё самой:

  • ладовые порожки (лады) стоят на своих местах,
  • верхний и нижний порожки гитары также на своих местах, с учетом поправок на компенсацию строя.

Ошибки расчетов мензуры

Крайне редко, но все же бывает и неправильная разметка ладов на накладке, т.е. лады установлены не на своих местах. В таком случае надо исправлять неточности или локально, или перепиливать всю накладку. Отставим этот случай в сторону в силу его малой вероятности.

И вот мы получим объяснение львиной части всех ошибок строя гитары, которые касаются не только дешевых гитар.

Если вы испытываете постоянные трудности с настройкой гитары, то скорее всего допущены ошибки или неточности при определении местоположения нижнего и верхнего порожков.

Определение не совсем точное, так как наша головная боль не сами порожки, а точки, где их касаются струны. Именно это место надо четко позиционировать.

Если порожки размещены только в строгом соответствии с мензурой гитары, но не учитываются поправки на компенсацию строя, тогда при нажиме, струна натягивается и начинает завышать. Всем известна проверка строя на флажолете на 12 ладу. Эта проверка как раз показывает, насколько уходит строй при нажатой (а значит дополнительно подтянутой) струне по сравнению с открытой.

Обязательно прочитайте статьи про мензуру гитары и компенсацию строя.

Ниже представлены расчёты в миллиметрах для мензуры 650мм для комплекта Augustine Regals with Blue Label Basses.

Стр. Верхний п-жек в мм Нижний п-жек в мм
1-я -0,30 +1,28
2-я -0,73 +2,14
3-я -0,97 +3,14
4-я -0,53 +1,47
5-я -0,45 +1,73
6-я -0,45 +2,91

Из таблицы видно, что если взять за ноль точное положение в соответствии с мензурой гитары. Числа показывают нам насколько надо сдвинуть точку отсечки.

Рассмотрим на примере первой струны.

  • Верхний порожек надо сдвинуть в сторону укорочения накладки на 0.3мм.
  • Нижний надо сдвинуть в сторону удлинения на 1.28мм. Ещё раз напомню, что речь идет не так о самих косточках, как о точке отсечки, т.е. возможен вариант, когда надо только снять фаску.

Главное правило чистого строя гитары

Чтобы гитара строила чисто, надо сдвинуть точку касания струнами порожков, относительно математических расчетов мензуры, а именно: удлинить струну на подставке и укоротить на верхнем порожке. Причем у всех струн свои сдвиги, так как струны разные сами по себе, но мензура везде одинаковая.

Хочу обратить ваше внимание на сами числа в таблице. Не относитесь к ним как к приговору. Рекомендую взять что-то среднее, так сразу разобраться с точными настройками компенсаций тяжело. Опыт строился на конкретных нейлоновых струнах с толстой третьей. Как себя будет вести карбоновый комплект? Такой ли большой сдвиг нужен для третьей струны в карбоновом комплекте?

Для металлических струн смещения иные. Мне трудно сказать точно, мало того ещё с учетом разных натяжений. Замечу лишь, что на шестой струне нормально +4.0мм и +1.5мм — для первой на нижнем порожке. Третья у металла уже в канители, поэтому скачок происходит между второй и третьей, а не между третьей и четвертой, как у нейлона. Завидуем электрогитаристам, у которых бридж с микроподстройками и настроить гитару можно под все случаи жизни.

Как измерить, чтобы понять, где ошибка в настройке гитары

Ваша линейка точна и вы знаете свою мензуру. Предположим, что это 650мм. Лады верной формы, измерения проводим по их середине.

Прикладываем «0» линейки к 12-му ладу и смотрим, где у нас точка отсечки на верхнем порожке. Следуя таблице размеров вам надо сократить расстояние на указанную величину.

Если у вас получается, что вам надо приблизить точку отсечки, то выход только один – надо убрать лишнее с торца накладки. Если храбрости не хватает, а очень хочется попробовать, то можно сделать некий карниз, который ляжет на накладку. Порожек «г» образной формы. Помните, что недостаток опыта может повредить инструменту, а не настроить гитару, но также боязливость вредит слуху.

Теперь как настроить поправки для нижнего порожка.

Прикладываем «0» линейки к 12-му ладу и смотрим, что у нас на косточке. Скорее всего, у вас косточка одной пластинкой. Опять мои опасения по поводу предлагаемых поправок. Я рекомендую сделать для первой струны мензуру четко по краю, будет возможность снять 0.5мм фаску. Для шестой — мензура + 2.5мм, но точка отсечки по центру. Снимите дополнительные фаски для второй, третьей и пятой струн, смотрите фото ниже, ориентируйтесь по рискам.

Рисунок выше для нейлона. Риски – это линия отсечки. Вам не обязательно снимать фаску по всей косточке, достаточно сделать выточки в конкретном месте. Струна должна чётко огибать поверхность порожка и чётко отсекаться в описанном месте.

Приемлем случай, когда сама ваша подставка будет перекошена относительно габаритов корпуса. А нижний порожек параллелен габаритам подставки. Угол будет формироваться сам по себе. Но обычно так не делается, так как перекос подставки все-таки хорошо заметен.

Если же у вас нет угла между нижним порожком и габаритами подставки, а сама она установлена ровно, значит нет у вас компенсации или она недостаточна.

Советы при ремонте

Хорошо, когда настройка гитары сводится к тому, что надо переточить порожки и снять немного накладки. Также понятно, что гитара на винте легко регулируется перемещением самого грифа, хотя часто бывает, что нижний порожек надо позиционировать заново.

Что делать, если паз в подставке под нижний порожек вообще не в том месте

Степень сложности или вид ремонта зависит от того насколько не «в том месте». Стандартное решение – это заклейка старого и пропиливание нового паза. Если же ошибка настолько большая, что не хватает губы подставки, тогда надо её переклеивать. Это целый букет дополнительных проблем. И ремонт уже очень профессиональный и особенный для каждого инструмента.

За дополнительной поддержкой в вашем конкретном случае вы можете обратиться на наш форум.

Источник

Настройка акустической гитары

включайся в дискуссию

Поделись с друзьями

Приобретение гитары – это только половина пути к началу обучения игре на ней, ведь вначале необходимо выставить правильный строй. Многие новички думают, что для настройки струнного инструмента нужно знать нотную грамоту и обладать идеальным музыкальным слухом. Однако существует множество простых способов наладить звучание акустики в домашних условиях – как при помощи специального оборудования или онлайн-программ, так и на слух.

Варианты строя

Если углубляться в суть вопроса, можно найти огромное количество различных строев для акустической гитары. Но среди всех разновидностей выделяются три: стандартный, дроп-строй и открытый. Рассмотрим подробнее каждый из них.

Стандартный

В эту группу попадает не только классический строй 6-струнной гитары (EADGBE), но и другие, в которых сохраняется общий принцип этой настройки. Стандартный строй выглядит так: высота звуков первых четырех струн имеет между собой квартовый интервал, а четвертая и пятая настраиваются в уменьшенную квинту. Поэтому, например, гитарный строй DGCFAD также является стандартным, только имеет обозначение «D» в гитарной литературе.

Дроп D

Такая настройка струн практически полностью повторяет стандартное строение, отличается только звучание шестой струны. Её настраивают на 1 тон ниже – в интервал октавы к четвертой и в квинту к пятой. Благодаря такому строю музыканту проще зажимать квинтаккорды, исполняя сложные композиции. Чаще всего строй drop D применяют для игры в стиле метал.

Открытый строй

Довольно распространенный метод настройки гитары для исполнителей в стиле фолк. Строй отличается тем, что настраивается не по квартовым интервалам или в квинту, а по ступеням какого-то определенного аккорда. Когда у гитары открытый строй, все струны гитары издают чистый аккорд, определенный настройщиком.

Для каждого стандартного типа настройки существует возможность понижения строя (пониженный строй от какого-то определённого). Для этого весь строй изменяют на более низкий, чем стандартный (на полтона или тон).

Такой метод позволяет получить более низкое и тяжелое звучание инструмента, лучше всего подходящего для исполнения роковых композиций.

Гитара – универсальный музыкальный инструмент, который может по-разному звучать, быть устроен и настроен. Акустические гитары могут отличаться не только размерами, но и количеством струн, имеющих свой стандартный строй. Рассмотрим подробнее несколько стандартных строев различных инструментов, являющихся разновидностями гитары.

  • Строй четырёхструнной гитары. Такой инструмент больше известен как укулеле. Гавайская гитара отличается необычным строем – все 4 звука вмещаются в одну октаву. Стандартная настройка для укулеле – GCEA.
  • Строй семиструнной гитары. Гитара с таким количеством струн пережила пик популярности в периоде XVIII-XIX веков. Она пользовалась спросом у цыган, благодаря чему и получила название «цыганская». В настоящее время большинство гитаристов предпочитают 6-струнный инструмент, но любителей цыганской гитары еще можно встретить. Стандартный строй такого инструмента – минорный: DGBbDGBbD. Строй «русской» 7-струнки – мажорный: DGBDGBD.
  • Строй 12-струнной гитары. Особенность этого строя заключается в том, что струны расположены парами. Основные шесть струн повторяют строй классической 6-струнной гитары – EADGBE, а парные струны настраиваются немного иначе: первые две настраиваются в унисон с основными, а остальные четыре – на одну октаву выше своей пары.

Как пользоваться тюнером?

После покупки вы сможете играть на настроенном инструменте без особых проблем, но при интенсивной игре струны растягиваются, их звучание меняется на более низкое. Такое состояние инструмента называют расстроенным. В этом случае необходимо привести гитару в правильный строй. Для обучающихся самостоятельно это часто становится проблемой, так как они не знают способов настройки инструмента. Но настройка акустической гитары не является сложным делом, если взять на вооружение чувствительный гитарный тюнер.

Отстройка акустики при помощи специального прибора либо онлайн-тюнера – самый простой, быстрый и качественный способ приведения гитары в нужный строй для комфортной на ней игры. Производители создают широкий ассортимент различных тюнеров, поэтому выбрать удобный будет несложно.

Самостоятельная настройка гитары с помощью любого онлайн-тюнера доступна даже новичку – необходимо подсоединить микрофон и позволить программе послушать звуки гитарных струн по очереди. В случае неправильного звука на какой-либо струне необходимо соответствующим колком подстроить звук до нужной высоты, пользуясь наглядными средствами тюнера (шкала, стрелка, сигнальный цвет или звук).

Если микрофона нет, то можно настраивать гитару на слух, пользуясь звуком, издаваемым тюнером.

Другой способ настройки акустики предполагает приобретение специального компактного тюнера. Существует 2 вида устройств: для акустики и полуакустики. Первый аппарат оснащен микрофоном, улавливающим звуки гитары без звукоснимателей и проводов. Второй тюнер, предназначенный для отстройки звучания электроакустической гитары, подсоединяется к инструменту через звукосниматель обычным соединением «джек».

Чтобы осуществить настройку при помощи тюнера, необходимо подключить его к микрофону или звуковому пульту. Если используется второй вариант, звук отображается на микшерском пульте. При использовании портативного тюнера-клипсы (прищепки) нужно просто прикрепить его к головке грифа акустической гитары.

Технология настройки инструмента при помощи тюнера довольно простая – нужно выбрать струну, извлекать из неё звуки и подкручивать соответствующий колок до тех пор, пока значок ноты на дисплее не станет зеленого цвета (или стрелка не достигнет центральной отметки). Такие манипуляции необходимо последовательно выполнить с каждой струной.

Как правильно настроить на слух?

Этот метод для новичков не самый подходящий, но его обязательно следует освоить, чтобы не попадать в неловкую ситуацию при отсутствии тюнера. Этим способом пользуются практически все профессионалы, доверяющие своему слуху. Предлагаем вам подробнее рассмотреть технику постановки классического строя EADGBE.

Первая струна

Настройка гитары всегда начинается с самой тонкой струны, извлекающей высокие ноты. Вся дальнейшая технология способа будет опираться на ее звучание. На первой струне необходимо настроить звук, соответствующий ноте E первой октавы. Это можно сделать несколькими способами: взяв, например, аналогичную ноту на настроенном пианино или другом музыкальном инструменте. А также можно призвать в помощь камертон-свистульку – очень удобное портативное устройство в виде трубки, которое можно всегда носить с собой в качестве брелока. Этот свисток издает ноту «ля» (A) первой октавы, в тон которой и нужно настроить первую струну, прижав ее на 5 ладу. В открытом состоянии она будет издавать искомую ноту E.

Вторая

Её необходимо настроить на ноту B малой октавы. В этом поможет настроенный звук первой струны. Следует прижать вторую струну на 5 ладу и отстроить ее так, чтобы она звучала в унисон с открытой первой. После настройки открытая вторая струна будет звучать чистой нотой B.

Третья

В этом месте имеется особенность – для настройки третья струна прижимается не на 5, как остальные, а на 4 ладу. Прижав её, следует добиться, чтобы она звучала одинаково с открытой второй. Открытая третья струна будет издавать ноту G.

Четвертая

Настраивается на ноту D, для чего следует прижать ее на 5 ладу, а затем добиться одинакового звучания с третьей струной. Дальнейшая настройка гитары будет придерживаться этой же схемы.

Пятая

Как и предыдущая, эта струна зажимается на 5 ладу и настраивается в унисон с четвертой. Ее открытый звук – нота A.

Шестая

Самая толстая струна настраивается тем же способом – зажимается на 5 ладу и отстраивается в унисон с предыдущим басом. Шестая струна – тоже E, как и первая, но её звук на две октавы ниже.

Используем другие приспособления

Кроме отстройки тюнером и на слух, существует настройка по флажолетам. Такой метод позволяет добиться максимальной точности в звучании нот. Техника флажолета – это необычный способ извлечения нот, при котором струны не зажимаются на ладу. К ним лишь слегка прижимают левый палец над определённым порожком грифа. Во время щипка струны методика предполагает одновременное снятие пальца с неё.

Если извлекать флажолеты ближе к верхнему порожку, звуки получаются очень высокими, на некоторых струнах даже выходят за верхний предел гитары, тогда как над 12 ладом получается звук, одинаковый по звучанию с открытой струной.

Настраивать гитару по флажолетам немного сложнее, но этот способ дополнительно тренирует слух начинающего музыканта. Рассмотрим подробнее данный способ настройки инструмента.

  • 6-ю струну настраивают в унисон с открытой 1-й по флажолету пятого лада.
  • 5-ю настраивают по флажолету седьмого лада в тон открытой 1-й.
  • 4-я струна по флажолету седьмого лада должна звучать в унисон флажолету 5-й струны на пятом ладу.
  • 3-я настраивается через флажолет седьмого лада в унисон флажолету 4-й струны на пятом ладу.
  • Флажолет 2-й струны, взятый на пятом ладу, должен соответствовать флажолету 1-й струны на седьмом ладу.

О том, как настроить акустическую гитару, расскажет видео ниже.

Источник

Оцените статью