Как выглядит пианино клавиши

Сколько клавиш на фортепиано? Чем отличается клавиатура стандартного фортепиано и цифрового?

Важнейшими критериями при выборе клавишного инструмента (синтезатора, учебно-развлекательной “самоиграйки”, рабочей станции или цифрового фортепиано) — является качество звучания, технические возможности, цена и удобство. Относительно первых двух пунктов — это постоянные конкурентные гонки между производителями, всегда самые современные эксклюзивные разработки и супертехнологии в сфере сэмплирования и генерации звука. пункт “удобство” стоит рассмотреть подробнее.

По критерию «Удобство» можно выделить следующие несколько подпунктов:

интерфейс (грамотно расположенные элементы управления, информативный дисплей, продуманное меню управления);

компактность (размеры и вес);

гибкость настроек (возможность настроить инструмент под себя, скорость доступа до нужных тембров или установок имеет большое значение во время живых выступлений);

Характеристики клавиатуры у фортепиано. Сколько клавиш в стандартном фортепиано?

Конечно, понятие “удобная клавиатура” очень размытое и требования к “удобству” напрямую зависят от сферы применения инструмента, а также потребностей исполнителя.

К сожалению, далеко не всегда на сайтах можно найти исчерпывающую информацию о клавиатуре, а иногда типичные характеристики даже презентуются производителями, как эксклюзивные особенности (что в результате может сбить с толку покупателя). Именно поэтому при выборе инструмента важно понимать все термины и обозначения, которые указываются в описаниях. Это позволит сделать правильный выбор (от которого зависит будущий творческий процесс) и избежать лишних переплат за ненужные функции.

Читайте также:  Шоуа не плачь ноты

Итак, ниже приведен список признаков, по которым можно определить основные типы клавиатур.

Классификация клавиатуры фортепиано по количеству клавиш:

Клавиатура с 25 клавишами

Небольшие двух-октавные MIDI-клавиатуры, которые используют для прописывания миди-сообщений в компьютерном секвенсоре, или для воспроизведения специальных эффектов. Подходят для компактных домашних студий и ди-джеев.

От 32 до 49 клавиш

Такими клавиатурами, обычно, оснащают компактные студийные MIDI-клавиатуры и синтезаторы. Такого объема достаточно для воспроизведения сольных lead-партий, атмосферных пэдов, поэтому их часто используют как дополнительную клавиатуру во время выступлений. Кроме того, такое количество клавиш часто встречается в детских учебных инструментах (сами клавиши в них, преимущественно, меньшей ширины).

61 клавиша

Современный стандарт клавиатуры синтезаторного типа, на которой можно сыграть большинство партий (за исключением разве что широкофактурних фортепианных). Такой объем позволяет при компактных размерах получить широкие исполнительские возможности. Часто производители на пользу компактности исключают из комплектации динамики, благодаря чему вес таких инструментов не более 6 кг. Именно поэтому, начиная с 80-х годов подавляющее большинство клавишной продукции выпускается с 5-октавной клавиатурой.

● Клавиатура с 76 клавишами

Инструменты с таким количеством клавиш имеют определенный спрос, но в целом такая клавиатура менее популярна, чем 5-октавная. Их удобно использовать на концертах, когда нужен более широкий диапазон, например для исполнения фортепианных партий, или разделения клавиатуры на несколько частей. Иногда производители оснащают такие инструменты молоточковой механикой, представляя их в качестве уменьшенной модели фортепиано.

● 88 клавиш

Классический диапазон фортепианной клавиатуры. 88 клавиш имеет стандартное, обычное фортепиано. В редких случаях повнооктавные инструменты выпускаются с полувзвешеной или с невзвешенной механикой, но почти всегда они имеют в своей конструкции настоящий молоточковый механизм, который максимально приближен по ощущениям к “живому” фортепиано.

Кстати, если вам нужно распечатать клавиатуру фортепиано для уроков сольфеджио, то сделать это можно здесь: https://musicnotes.info/klaviatura-fortepiano-raspecatat-dla-urokov-solfedzio

Классификация клавиатуры фортепиано по типу действия

● синтезаторная клавиатура (synth action)

Cамый распространенный тип клавиатуры, такой клавиатурой оснащается большинство современных синтезаторов и рабочих станций. Визуально синтезаторная клавиатура не полная, как у фортепиано, а с тонкими (около сантиметра толщиной) клавишами;

● рояльная клавиатура (hammer action)

Тип клавиатуры, которым оснащаются все инструменты, основное назначение которых — это имитация игры на фортепиано. Визуально не отличается от обычных клавиш фортепиано. Самый трудный тип клавиатуры, в основе которого находится настоящий молоточковый механизм.

● органная клавиатура (waterfall action)

Именно такая клавиатура была в классических электроорганах. Визуально этот тип похож на фортепианный, но клавиши внутри пустые и сделаны из пластика, как и синтезаторные. Сегодня большинство производителей электроорганов также оснащают свои инструменты этим типом клавиатуры, поскольку он более приспособлен для органной игры (игра с подъездами и глисандо). Хотя, наверное, логичнее будет сказать, что именно клавиатура и продиктовала такой стиль игры.

Клавиатуры рояльного типа можно также поделить на:

молоточковые сбалансированные (balanced hammer action);

молоточковые градуированные, или прогрессивные (graded hammer action).

Максимально приближенной к клавиатуре акустического рояля является градуированная клавиатура. Для нее характерно больший вес клавиш в нижнем регистре и меньший в верхнем. Необходимость такой градации связана с тем, что в настоящем фортепиано молоточки верхнего регистра значительно легче, чем в нижнем, соответственно — для их нажатия нужны меньшие усилия.

Но это не значит, что сбалансированная клавиатура не имеет права на существование. Музыканту, который до этого играл в основном на клавиатуре синтезаторного типа, градация веса клавиш будет только мешать. Кроме того, такая клавиатура обычно имеет меньший вес, чем градуированная.

По чувствительности к скорости касания (velocity):

● не динамическая — такая клавиатура не реагирует на силу прикосновения. Для некоторых тембров (например, органа) это может быть полезно. Но сейчас такую клавиатуру можно встретить преимущественно в детских учебных инструментах.

● динамическая — такая клавиатура реагирует на силу прикосновения, то есть позволяет играть форте или пиано. На сегодня стандартом градации динамики есть 128 единиц (0-127), 7-битное разделения.

Также, компанией Casio была разработана система с 14-битным разрешением, что позволяет отразить более 16000 градаций (примерно в 125 раз больше). Таким образом точность передачи всех нюансов динамики максимально приближена к акустическому роялю.

По признаку тяжести клавиш:

● невзвешенная (non-weighted) — самый легкий тип клавиатуры. Самый длинный в изготовлении, но не самый удобный для игры.

● полувзвешенная (semi-weighted) — оптимальный баланс ощущений от игры. Такой тип клавиатуры используется у большинства синтезаторов. Клавиши имеют определенный вес, но все же достаточно легкие для исполнения органных глиссандо.

● взвешенная (weighted, heavy-weighted) — обычно называют взвешенной рояльную клавиатуру, но иногда сюда относят также и клавиши синтезаторного типа, но с увеличенным весом (более жестким пружинным механизмом). В общем, границы очень размыты, поэтому такие обозначения в определенной степени условны. Тем не менее, эту характеристику важно знать для создания полной картины об инструменте.

С точки зрения технического решения — разницы между невзвешенной и полувзвешенной клавиатурой нет: в обоих случаях используется пружинный механизм. Отличаются они лишь жесткостью пружины.

По поддержке послекасания:

● с поддержкой послекасания (aftertouch) — клавиатура позволяет изменять характер звука после его извлечения благодаря увеличению силы нажатия. Чаще всего используется как источник модуляции или для регулирования частоты среза фильтра или громкости.

● без поддержки послекасания клавиатура не поддерживает соответствующую технологию.

Надеюсь, мы сумели ответить на вопрос не только о количестве клавиш фортепиано, но и о том, чем отличаются друг от друга клавиатуры различных видов цифровых пианино.

Источник

Устройство пианино

Из многочисленных разновидностей фортепиано, существовавших с момента возникновения этого вида струнного клавишного ударного инструмента (начало XVIII века), до наших дней дошло только две: рояль и пианино. Об устройстве рояля мы говорили в предыдущей заметке, настало время понять устройство пианино.

Рояль и пианино

Рояль можно считать прямым продолжением развития молоточкового фортепиано. В нем сохранились многие отличительные признаки характерные его предшественникам: крыловидный корпус и горизонтальное расположение струн, конструктивные особенности механики и др.

Пианино же было почти изобретено заново – на рубеже XVIII-XIX веков филадельфийским мастером Джоном Айзеком Хокинсом (Hawkins). Правда, пианино имело богатую предысторию в виде различных форм вертикальных клавиров, начиная от так называемого клавицитериума (клавесин с вертикально расположенными струнами и корпусом, XVI в.) и заканчивая разнообразными формами фортепиано конца XVIII века (т.н. «пирамидальные», «жирафовые» фортепиано и т. п.)

Главное конструктивное отличие пианино заключается в вертикальном расположении струн, деки и механики. И, как следствие, – малые габариты и компактность, удобство вписать инструмент в интерьер, относительно дешевое производство и, соответственно, умеренная стоимость. Одним словом, само название инструмента говорит за себя: «пианино» с итальянского pianino – как уменьшительная форма от piano[forte]. Лайт версия фортепиано.

Устройство пианино будем рассматривать по шести главным составляющим: Клавишный механизм, Резонансная дека, Стальные струны, Чугунная рама, Деревянный корпус и Педали.

Клавишный механизм

Клавишный механизм пианино состоит из собственно клавиш (как правило, их 88, хотя может быть и 85), молоточков, демпферов и системы передаточных рычагов – так называемой фортепианной механики. Как и в рояле механика пианино занимает ключевое значение в устройстве инструмента, делая из него форте-пиано, т.е. инструмент способный передавать различные динамические оттенки, плавно переходить от forte к piano и обратно.

При этом конструкция механики по своей сложности (обилию деталей, частей и различных используемых материалов) может лишь немногим уступать рояльной. Так, к примеру, в нажатии клавиши пианино принимает участие коло 70 деталей, при этом в общей сложности в механике пианино можно насчитать до 6000 частей.

Современная механика пианино была разработана лондонским мастером Робертом Уорнумом (Wornum), получившим патент в 1842 году, этот год можно считать моментом рождения современного пианино.

Все особенности механики пианино, как и следовало того ожидать, связаны с вертикальным ее расположением. При этом, так же как и в рояле, в ней присутствуют все основные элементы первого молоточкового фортепиано работы легендарного итальянского мастера Бартоломео Кристофори, создателя знаменитого Gravecembalo col piano e forte.

Особенностью механики пианино помимо всего прочего стало использование специальных оттягивающих ленточек (бентиков), обеспечивающих с одной стороны связь фигуры и шпиллера, с другой – правильную репетицию молотка; а также устройство системы демпферов.

Ниже приводится подробное описание работы механики пианино.

При нажатии на клавишу ее задняя часть поднимает фигуру молоточкового механизма (1) вверх вместе с подвижно закрепленным на ней шпиллером (2). Шпиллер передает движение еще выше – на шультер (3), в результате чего молоточек (4) начинает движение в сторону струн.

Непосредственно перед самым моментом удара молоточка по струнам передача силы удара с клавиши через фигуру и шпиллер на шультер прерывается. Это происходит благодаря короткому плечу шпиллера (5), заставляющему шпиллер (2) отклониться и выйти из-под шультера (3), в то время как клавиша, на которую мы нажали, продолжает движение вниз.

Ударив по струнам, молоточек отскакивает назад и где-то после трети обратного пути он подхватывается фенгером (7) за контрфенгер (6) расположенный на шультере. Этому движению назад способствует предварительно натянутая пружина шультера (8). Бентик (9) соединяет шлейф бентика (10) с контрфенгером (6).

Репетиционные возможности механики пианино отличаются от таковых в рояльной механике, помимо всего прочего тем, что клавишу пианино нужно полностью отпустить, прежде чем можно будет осуществить следующий удар. Именно поэтому пианисты предпочитают играть на рояле, механика которого оснащена механизмом двойной репетиции. Правда, в наше время был создан ряд новых конструкций, в которых почти все пружины механики пианино заменяются магнитами. В результате чего удалось получить выразительное туше и хорошую репетицию, существенно приблизив тем самым игру на пианино к роялю, у некоторых производителей такая механика пианино прямо называется рояльной.

Демпфирующий механизм располагается под молоточками перед струнами. Пружина демпфергальтера (11) обеспечивает достаточное давление прижима, чтобы заглушить звучание струн. На верхнем конце демпфергальтера располагается демпферная колодочка (12). Сила удара по клавише передается через фигуру (1) и демпферную ложку (13) на нижний конец демпфергальтера, в результате чего демпферная колодочка отходит назад, позволяя струнам резонировать.

Описанная система демпферов, так называемая нижнедемпферная, была изобретена уже в первой половине XIX века. Сегодня она используется во всех механиках пианино. Ранняя форма системы демпферов, которая правда применялась вплоть до 20-х годов XX века, имела название верхнедемпферная. В этой системе демпферная колодочка располагалась над молоточком в верхней точке струнного хора, и как следствие система отличалась весьма посредственным глушением, что особенно заметно при игре стаккато.

Вот видео, на котором наглядно показано, как работает механика пианино:

Резонансная дека

Резонансная дека обеспечивает силу и богатство звучания пианино. Представляет она собой деревянный щит, который располагается под струнами инструмента, внутри его корпуса, приклеенный к футору. Дека пианино изготавливается из ели (бывают, правда, исключения). Необходимый размер деки получается за счет склеивания дощечек ели в прямоугольный щит, толщина которого около 1 см.

Для того, чтобы обеспечить сопротивляемость натяжению струн (в пианино оно достигает 16 тонн), а также для распределения энергии колебаний по всей площади резонансной деки, последней придают куполообразность с обращением в сторону струн, за счет приклеивания специальных ребер жесткости «рипок», которые застругиваются по приклеиваемым поверхностям дугообразно, чтобы придать деке необходимую форму, и сужаются к концам, чтобы придать ей эластичность.

Еще к деке приклеивается «штег» – подставка для струн, посредством которой колебание от последних передается уже самой деке. Особенность басового штега пианино, как и малых роялей, заключается в наличии так называемого мостика штега, за счет которого удается значительно выше перенести точку соприкосновения штега с декой от края последней (невыгодного в плане резонанса места). Сам штег может быть изготовлен как из массивной древесины, так и из многослойной.

Стальные струны

Источником звука в пианино являются стальные струны. Совокупность струн каждого отдельного тона принято называть «струнным хором», при этом в пианино вверх по диапазону, как правило от нот e-es (в малогабаритных может быть от gis) хор состоит из трех струн, в нижнем регистре – по две, а самые низкие ноты имеют в хоре всего лишь по одной струне. Современная стальная проволока обладает очень высоким качеством по всем параметрам: прочность, чистота поверхности, упругость и однородность.

Чтобы не делать струны для низких звуков чрезмерно длинными, используют так называемые витые струны – на тонкую основную струну (керн) навивают мягкую медную проволоку. В результате чего достигается толщина необходимая для получения низких звуков, при этом сохраняется необходимая эластичность струн.

В общей сложности струнная одежда пианино будет насчитывать около 2.5 кг стальной и 3 кг медной проволоки.

Струны, проходя через штег, одним концом закрепляются на настроечном колке (вирбеле), другим – на рамном штифте. Рабочий участок струны ограничиваются с одной стороны струнным порожком (клангштабиком) с прижимным каподастром или аграфом, с другой – штегом.

С середины XIX века, для более рационального использования пространства внутри инструмента, а также для равномерного распределения натяжения по поверхности рамы, струны стали протягивать крест-накрест друг над другом. В рояле это нововведение стало применяться с середины XIX века, в пианино же перекрестная система стала использоваться только спустя многие десятилетия позже, поскольку ее применение на первых порах серьезно ухудшало акустические свойства инструмента.

Чугунная рама

Чугунная рама – одна из важных составных частей пианино. Ее основная функция заключается в том, чтобы принимать на себя суммарное натяжения струн инструмента, которое в пианино может превышать 16 тонн.

Первоначально эту роль своеобразного остова инструмента выполнял футор, но постепенно рама все больше и больше стала принимать на себя силу натяжения струн. Первое время чугунная рама была упорной, без верхней обвязки, доходила только до вирбельбанка. С 1930 года появились конструкции так называемых «панцирных» рам для пианино, позволяющих вовсе отказаться от футора, за счет чего удалось существенно уменьшить глубину инструмента.

Вес чугунной рамы пианино может достигать 80 кг.

Деревянный корпус

Деревянный корпус пианино вмещает в себя все перечисленные до этого компоненты. Состоит он из футора с приклеенными к нему сторонками и цокольным полом, и всех съемных деталей.

Футор представляет собой стабильную деревянную основу инструмента, включает в себя балки и шпрейцы футора (массивные распорки), постель деки (кромка футора для приклеивания деки). Служит местом крепления деки и чугунной рамы. Как правило, футор пианино изготавливается из сосны, постель деки из бука или граба.

Помимо прочих важных компонентов пианино, расположенных в его корпусе, здесь же к футору приклеивается и так называемая колковая доска (вирбельбанк), с просверленными в нем отверстиями и вбитыми в них настроечными колками (вирбелями), поворачиванием которых производят настройку инструмента. Современный вирбельбанк склеен минимум из трех или пяти слоев твердой древесины.

Поскольку фортепиано является в некотором смысле и предметом интерьера, наружная отделка корпуса пианино, его оформление часто несут на себе элементы дизайна и воплощение смелых художественных замыслов. Такой подход существовал всегда, хотя с середины XIX века и особенно в XX веке инструменты стали приобретать более скромную и строгую внешность. На сегодняшний день некоторые фирмы могут изготовить корпус инструмента по эскизам самого покупателя.

Педали

Педали пианино представляют собой устройства рычажного типа, управление которыми осуществляется ногами. Первым, кто был упомянут в связи с изобретением педалей фортепиано, был Адам Бейер из Лондона, который в 1781 году получил патент на педаль «форте» (правая педаль).

Современное пианино в большинстве своем имеет две или три педали.

Правая педаль отодвигает весь комплект демпферов от струн, так что после отпускания нажатых клавиш соответствующие струны продолжают звучать, при этом все остальные неприглушённые струны начинают резонировать, что делает звучание более полным. Поэтому правую педаль не совсем верно еще называют педалью «форте».

Левая педаль сдвигает молоточки к струнам примерно на одну треть или половину их хода, сокращая между ними расстояние. Таким образом уменьшается сила удара молоточков по струнам и облегчается игра пианиссимо. В отличие от рояля, использование левой педали на пианино не влияет на тембр.

Средняя педаль может иметь разные функции. В большинстве случаев она управляет модератором, но также это может быть и педаль «состенуто», хотя подобная функция в пианино встречается достаточно редко.

Модератор представляет собой полоску мягкого войлока, вдвигаемого между молотками и струнами, за счет чего происходит существенное глушение звука, которое может пригодиться, например, во время упражнений. Педаль «состенуто» служит для фиксации в приподнятом состоянии той части демпферов, которая уже была приподнята к моменту нажатия педали.

В некоторых пианино с верхнедемпферной системой можно было с помощью педали сдвигать в сторону всю механику (кроме демпферов), в результате чего молоточки ударяли не по всем струнам хора, как это происходит в современном рояле.

Раньше нередко в пианино использовался так называемый клавесинный эффект, также управляемый педалью. При нажатии педали короткие полоски фильца с укрепленными на их концах латунными скобками помещались между струнами и молоточками.

Схема устройства пианино

1. Механика
2. Резонансная дека
3. Стальные струны
4. Чугунная рама
5. Боковая стенка
6. Шпрейцы футора
7. Педали
8. Штег дискантовый
9. Штег басовый с мостиком
10. Рамные штифты
11. Рипки
12. Клангштабик с прижимным каподастром
13. Вирбельбанк (на рисунке находится за панцирной рамой)
14. Ролик или опорная колодка
15. Клавиатурный клап
16. Консоль
17. Крышка
18. Клавиатура
19. Вирбели

Источник

Оцените статью