Как выглядит рояль пианино клавикорд клавесин синтезатор

Клавесин и клавикорд – предшественники фортепиано

Клавикорды берут свое начало от XIV-XV вв. Изначально небольшие и легкие переносные клавикорды в Западной Европы использовались исключительно бродячими музыкантами, из чего можно сделать вывод о крайне невысокой стоимости инструментов. Клавикорд представлял собой деревянный ящик, в которой размещались узкая клавиатура и набор металлических струн. Так как все струны имели идентичные длину, клавикорды были прямоугольной формы.

Позже мастера пришли к выводы, что из-за струн одной длины существует много проблем и неудобств, даже в настройке, поэтому началось производство инструментов, обладавших разной длиной струн, а также бóльшими размерами и наличием ножек. В связи со схожей с фортепиано механикой, клавикорд располагал, говоря современным языком, «динамической» клавиатурой, благодаря чему сила звука имела зависимость от силы удара по клавише. Специально под этот инструмент создавались шедевры такими композиторами, как Бах, Гендель, Моцарт, Гайдн, Телеман и даже Бетховен в своих ранних сонатах.

Кстати говоря, именно под клавикорд, на базе которого мастерами, наконец, был решен вопрос искусственного уравнивания полутонов, а также равенства бемолей и диезов, Иоганн Себастьян Бах написал целых сорок восемь бесценных для мировой музыкальной культуры фуг и прелюдий, получивших легендарное название «Wohltemperierte Klavier».

И все-таки звук клавикорда был слишком тихим и мягким, чтобы на нем можно было проводить выступления в залах перед большим количеством слушателей. Поэтому потом клавикорд широко применялся в домашнем музицировании.

Вторым видом струнно-клавишного инструмента, пользовавшегося популярностью в XV, XVI и XVII веках, является спинет. Фактически, спинет представляет собой мини-версию (слегка упрощенную) клавесина, обладающего одной или двумя клавиатурами с размерностью в четыре или пять октав. Отличительной чертой клавесина, как правило, было богатое декорирование.

Читайте также:  Какую гитару взять для фингерстайла

Но гораздо большую популярность снискал третий и, наверное, самый необычный музыкальный инструмент – сам клавесин. Его даже по-разному называли: и вёрджинел, и чембало, и клавичембало. Если расцвет искусства игры на клавикорде относится к Германии, то клавесин с его разновидностями широко применялся в Англии, Франции и Скандинавии.

Клавесин напоминает спинет, у него та же щипковая механика, но размеры крупнее. Внутри корпуса находились натянутые струны, имевшие идентичную толщину, но разную длину: именно этим объясняется его характерная форма – по внешнему виду он напоминает современный рояль. Извлечение звука осуществлялось при помощи упругих язычков из кусочков кожи или ороговевших кончиков птичьих перьев, которые, будучи закрепленными на специальных тангентах, которые приводились в движение клавишами, щипали струны.

Клавесины делятся на два типа: прямоугольный или квадратный среднего размера и крыловидный горизонтальный или вертикальный размером побольше. Инструмент пользовался особой популярностью в эпоху барокко, когда модными были пышные наряды с кринолинами и оборками, и даже архитектура и живопись отражала салонное искусство во всех своих проявлениях. Клавесин являлся уже настоящим концертным инструментом.

Первоначально музицирование на клавесине можно было проводить только в гостиных и светских салонах. В крупных залах его звонкий голос затухал, как и у клавикорда. Клавесин издает достаточно специфичный звук – слегка суховатый, «стеклянный», не выдающий достаточной протяженности, которой отличался клавикорд. Но это был добротный, сравнительно звучный музыкальный инструмент, на котором при условии определенного умения можно было играть подвижные пьесы, легкие композиции и аккомпанемент, сопровождающий речитатив и пение. Отличная гармония достигалась при дополнении друг другом коротких звуков клавесина и плавно тянущихся звуков голоса, скрипки или виолы. Таким образом, клавесин постепенно превратился в прекрасный ансамблевый инструмент.

В оркестре его роль была двоякой: партия сопровождения (дирижер музицировал за клавесином, левой рукой исполняя аккорды, а правой руководя оркестром), генерал-бас, и параллельно – партия звеняще-шелестящих ударных. Именно благодаря этим свойствам клавесина, мы можем наблюдать, как почти во всей музыке эпохи барокко партия виолы, а позднее и виолончели, дублируется клавесином.

С течением времени клавесин появился во всех богатых домах. Инструмент уже изготавливался из самых драгоценных пород дерева. Проводилась инкрустация бронзой, слоновой костью, золотом, а на стенках и крыловидных крышках клавесина модными салонными живописцами писались разнообразные картины. Клавиши обзаводились покрытием из самоцветных пластинок. Никогда прежде музыкальный инструмент не становился столь дорогой, ценимой и почитаемой… игрушкой.

Роскошный вид клавесина заставлял придворных вельмож ценить и музыку, которую на нем исполняли. Расцвет клавесинной музыки, наравне с Германией, приходится на Англию (Гендель, Пёрселл) и Францию (Люли, Куперен, Рамо).

Мастера, разумеется, не хотели смиряться с тем, что звучание клавесина стало слишком однообразным, поэтому начали изобретать различные усовершенствования, призванные разнообразить его звучание. К примеру, устанавливались несколько клавиатур, как на органных мануалах, обладающих разной силой звука; приделывалась педаль, нажатие на которой приглушал звук – но все они не отличались удобством. Несмотря на то, что популярность клавесина упала, сам инструмент насовсем не исчез – услышать его можно и в настоящее время на концертах как старинной, так и современной авангардной музыки.

Источник

Как выбрать синтезатор? Добавлено: Июн 20, 2021

Покупка подобного инструмента – это серьезное и недешевое дело. Можно легко запутаться в советах и информации из интернета. Часто проходят месяцы и годы, а мечтатели о музыке все думают, как выбрать между фортепиано и синтезатором?

Чем отличается синтезатор от пианино


Если говорить кратко, то отличается синтезатор от пианино силой нажатия клавиш и функциональностью. Разберемся, на что это влияет.
Синтезатор создан, чтобы синтезировать различные звуки, его предназначение — создание музыкальных композиций. И чем шире функционал, чем больше различных звуков может создавать синтезатор, тем он дороже. Порою такой инструмент может заменить собою оркестр: ему под силу имитировать звуки различных музыкальных инструментов, вы можете записывать и редактировать сочиненную музыку.

Некоторые синтезаторы имеют встроенные звуки пианино, но эти тембры не отличаются особенной глубиной проработки, и предназначены скорее для создания аранжировок, нежели сольной игры.

Клавиатура синтезатора выглядит как клавиши пианино, но на этом сходства заканчиваются. Клавиши синтезатора больше напоминают кнопки, хоть иногда и располагают степенями чувствительности нажатия, ощущаются они совершенно одинаково.

Главное отличие синтезатора от цифрового пианино – это возможность «чувствовать» клавиши.

Клавиши акустического фортепиано ощущаются по-разному – низкие ноты извлекать сложнее высоких, пианист ощущает ход молоточкового механизма, привыкание к этому является неотъемлемой частью обучения.

Возможность ощущать тяжесть нажатия клавиш имеет огромное значение для пианистов, помогает использовать динамику в игре, оживляя исполняемое произведение. Разница между легким касанием и сильным ударом колоссальна. Весь спектр силы нажатия кардинально влияет на извлекаемый звук. С синтезатором вы лишены этого важного изобразительного средства.

Синтезаторы чаще всего имеют меньшее количество октав, и, соответственно, клавиш. Если в классическом рояле, либо фортепиано вы насчитаете 88 клавиш, то в синтезаторе их обычно 61.

Какие бывают клавишные инструменты?

Сначала давайте определим названия инструментов и исполнителей. Фортепиано – это обобщающее название для таких струнно-клавишных инструментов, как пианино и рояль. Играющих на них называют пианистами. Клавишными принято называть любые инструменты с одной или несколькими клавиатурами: цифровые или акустические пианино, рояль, орган, клавесин, клавикорд, челесту, фисгармонию, аккордеон, синтезатор и другие. Клавишниками же принято называть тех, кто играет на электронном клавишном инструменте: синтезаторе или электрооргане.

Фортепиано

Фортепиано – клавишный струнный инструмент с горизонтальным (рояль) или вертикальным (пианино) расположением струн. На звучание фортепиано большое влияние оказывает его конструкция. Фортепиано состоит из акустического аппарата (резонансная дека, струнная одежда), клавишного механизма, опорных конструкций. Сложная система рычагов механизма позволяет передать усилие от играющего через клавишу к молоточку, удар которого по струне производит звук. Современный диапазон фортепиано – 7,5 октав (88 клавиш).

Фортепиано называют королем музыкальных инструментов. Оно удостоилось этого звания по множеству причин. Например, за его тембровый диапазон (он охватывает спектр звучания всех инструментов в оркестре, от самой низкой ноты басового фагота до верхней ноты флейты-пикколо), за способность одновременно исполнять мелодию и аккомпанемент и за его широчайший динамический диапазон.

Кроме того, это самый крупный музыкальный инструмент (исключая орган), самый гибкий, многоплановый и интересный в отношении исполнительских приемов и звучания. Фортепиано может и громогласно солировать в больших концертных залах, и деликатно аккомпанировать в небольших помещениях даже самому застенчивому певцу. Оно звучит и как целый оркестр, и как прекрасное дополнение практически к любому музыкальному инструменту. Специально для фортепиано, возможности которого сравнимы с палитрой художника, были написаны многие прекрасные произведения – шедевры музыкального искусства

Цифровое пианино

  • кабинетное
  • сценическое (компактное)

Цифровое пианино – инструмент, созданный для замены акустического пианино там, где использование последнего невозможно. Цифровыми бывают как рояли, так и пианино. Это недешевое удовольствие, но звучание его у некоторых моделей достаточно хорошо приближено к звучанию акустического фортепиано. Оно имеет клавиатуру, имитирующую молоточковый механизм акустического пианино (отскок, распределение усилий), что позволяет заниматься на нем с полной нагрузкой на руки. Количество клавиш у всех полноценных моделей цифровых фортепиано такое же, как на рояле (88 клавиш).

По внешнему виду цифровые пианино можно разделить на компактные (сценические) и кабинетные.

Компактные цифровые пианино гораздо меньше по размерам и по весу, чем кабинетные. Изначально они создавались для профессиональной концертной деятельности. Как правило, у них нет крышки для клавиатуры. В основном они комплектуются одной педалью, назначение которой выбирается функционально, но также могут предусматривать возможность подключения консоли с 3-мя педалями.

Кабинетные пианино внешне имитируют акустические пианино. По клавиатуре и встроенной электронике они мало чем отличаются от компактных, но за счёт более мощных встроенных акустических систем, их звучание кажется более естественным. Они почти всегда имеют 3 педали.

Все цифровые пианино кроме основного фортепианного звука (GRAND PIANO), как правило, имеют еще несколько тембров клавишных инструментов (орган, клавесин, челеста и другие), но общее количество тембров невелико – от 5 до 16. При этом надо отметить, что существуют цифровые пианино с функциями синтезатора, то есть соединяющие полноразмерную клавиатуру с богатством возможностей синтезатора.

Между тем, если вы всерьез решили заняться музицированием и вам важны обертона, мелодические нюансы, лучше живого дорого акустического инструмента не найти ничего. Как вариант – цифровое пианино с деревянными клавишами, которые имитируют принцип молоточкового механизма (наличие противовеса при нажатии на клавишу).

Синтезатор

  • с активной клавиатурой
  • с пассивной клавиатурой

Синтезатор – электронный музыкальный инструмент, создающий (синтезирующий) звук при помощи генераторов звуковых волн. Синтезатор, выполненный в виде корпуса с клавиатурой, называется клавишным синтезатором. Акцент делается на реалистичной имитации разнообразных оркестровых инструментов (в том числе и фортепиано) и использовании функции автоматического аккомпанемента.

В отличие от цифровых пианино синтезаторы редко имеют 88 клавиш, в основном их количество – 61 клавиша (5 октав), а в детских вариантах даже меньше. Но главное отличие в том, что клавиатура синтезаторов, значительно легче в нажатии. Это вызывает неудобства у профессиональных пианистов, но позволяет играть более сложные партии клавишникам. Размер клавиш синтезаторов тоже может быть разным. У так называемых «детских» синтезаторов они гораздо меньше фортепианных. Заниматься на них изучением фортепианной музыки невозможно. Однако большинство синтезаторов имеет стандартную клавиатуру.

Клавиатура синтезаторов бывает активной (динамической, чувствительной к силе нажатия, от которой зависит громкость звучания) или пассивной (нечувствительной). Кроме того у некоторых моделей клавиатура имитирует молоточковый механизм фортепиано. Но в отличие от большинства моделей цифровых пианино у синтезаторов эта функция второстепенная, а не главная.

Синтезаторы с пассивной клавиатурой можно использовать для уроков сольфеджио, занятий музыкой с малышами или как MIDI-клавиатуру. Такие инструменты подходят больше для развлекательных, нежели профессиональных целей: например, для исполнения песен в кругу друзей.

Синтезаторы с активной клавиатурой можно рекомендовать для 1-2 года занятий по классу фортепиано, в качестве второго (неосновного) инструмента, для занятий сольфеджио и для учащихся на иных инструментальных отделениях для прохождения общего курса фортепиано.

Многие синтезаторы включают в себя интерактивные обучающие игры типа «угадай ноту» или «угадай аккорд», сборники готовых музыкальных произведений для прослушивания и разучивания, караоке с выводом на экран текста песни и т.д.

Большинство синтезаторов имеют:

  • встроенную поурочную систему обучения для обеих рук с оценкой исполнения,
  • банк памяти с записанными в нем композициями для обучения,
  • возможность деления клавиатуры на две части с выбором точки деления и задания тембра инструмента для правой и левой руки,
  • встроенные дорожки памяти для записи во внутреннюю память или внешний хранитель сочиненного произведения,
  • встроенные стили автоаккомпанемента, которые обыгрывают аккорды, взятые в левой части клавиатуры.

Как видим, синтезаторы в сравнении с цифровыми фортепиано имеют преимущества в технических возможностях, но отличаются от них более примитивной механикой клавиатуры и меньшим количеством клавиш.

MIDI-клавиатура

MIDI-клавиатура – наиболее распространённый вид MIDI-контроллера, устройства, преобразующего нажатие клавиш в набор цифровых команд формата MIDI. Это не самостоятельный инструмент, он требует подключения к компьютеру или синтезаторному модулю. Миди-клавиатура представляет собой клавиатуру фортепиано с электронным блоком, преобразующим нажатия клавиш в поток MIDI-команд. Такие клавиатуры используются для создания электронной музыки на компьютере на основе сэмплов, исполнения такой музыки. Обычно они имеют очень мало клавиш – всего от одной до двух октав, так как большего от них не требуется. Кстати, бывают мягкие полноразмерные миди-клавиатуры, которые можно свернуть в рулон

Источник

Оцените статью