Как выровнять голос по нотам

Коррекция вокала по нотам

Чтобы исправить неидеальное исполнение вокалиста, существуют инструменты для коррекции вокала по нотам. Эти инструменты общедоступны и просты в понимании, однако, чтобы применять их на практике, необходимо наличие музыкального слуха и опыт звукорежиссерской работы. Существует два основных метода «тюна вокала по нотам»:

1. Автотюн — программа автоматической коррекции вокала. Подключается как плагин к основной звукозаписывающей программе. Принцип работы следующий:

К дорожке, которую нужно «затюнить», подключается плагин. Определяем тональность песни, выставляем ее в качестве референсного значения. Далее «Автотюн» предлагает выбрать, насколько сильно будет исправлен вокал. Чем сильнее будем «тюнить», тем менее натуральным будет казаться голос. При очень сильной коррекции вокала вместо привычного исполнения вы получите эффект, будто песню спел робот.

Зачастую, данный эффект добавляют специально, для придания голосу электронного оттенка. Если же наша цель — выровнять высоту тона голоса без побочных эффектов, мы должны учесть, что автотюн может сделать это, но в небольших пределах (в пределах тона).

Задачи коррекции вокала при больших отклонениях, решаются программой Melodyne или Logic Pro X (в лоджике десятой версии появилась возможность корректировать вокал в ручную без использования сторонних плагинов)

2. Melodyne — программа для ручной корректировки вокала по нотам. Предел возможностей этой программы гораздо шире, чем у AutoTune, но за это преимущество приходится платить временем, ведь каждую ноту надо править вручную!

Читайте также:  Сколько у кого весит гитара

В программе можно поменять высоту звука, вибрацию голоса, переходы между нотами, форманту и другие параметры. Программа отлично тюнит в пределах от полутона до терции. Если вокалист ошибается на большие значения, сделать его голос ровным без специфического компьютерного эффекта не получится. Было замечено, что самые большие погрешности исполнения достаточно хорошо исправляются в Logic Pro X.

Посмотрите видео, на котором происходит процесс коррекции вокала (программа Melodyne):

Послушайте, насколько лучше стала запись после коррекции вокала по нотам в программе Melodyne:

Источник

Коррекция вокала

Итак, мы уже записали голос, вокал или какой то нужный для проекта звук, и весь процесс как он происходит детально описали в предыдущей статье. Теперь приступаем к следующему этапу: корректировка вокала.

Корректирование вокала или голоса

С самого начала надо определиться в терминах и формулировках. Не претендуя на «глобальное знание» и никого не поучая, выражу лишь своё мнение как называть этот процесс:

Человек не робот и не машина. Его нельзя запрограммировать и добиться от него идеальнейшего исполнения партии вокала по разным параметрам. Поэтому записанному материалу в подавляющем большинстве случаев нужна корректировка: внести некие правки в детали, чтобы к этапу сведения весь материал был уже готов и можно было не отвлекаться от сведения трека.

Что входит в это понятие и в виды работ:

  1. редактирование вокала : выбрать нужные дубли, внутри дублей возможно произвести замену неудачных кусочков (например отдельного слова) на удачный кусочек. Если уместно — вырезать излишне торчащие вздохи, слюни, шумы и т.д.
  2. корректирование вокала : когда нужные дубли на месте без посторонних ненужных призвуков, корректируем вокал как инструментальную партию (не удивляйтесь — голос это тоже инструмент) и в этот конкретный пункт я вкладываю тот смысл, что корректировке подвергается вокал по временнОй составляющей: добиваемся соответствия вокальной партии по ритму — чтобы везде слова попадали в задуманную мензуру ритмического рисунка песни. И вторая важная часть этого пункта: при корректировке вокала обеспечить синхрон с другими вокальными партиями, голосами, или даже с самим собой если поётся дабл-трек.
  3. тюнинг вокала : корректирование вокала по нотам. Но это настолько обширная и большая тема что этому посвящена не только отдельная статья а даже отдельный наш сайт где этот важнейший пункт рассматривается с разных сторон, с разными примерами и очень подробно и предоставляется даже отдельный вид услуг он-лайн!

Да и вообще, поскольку сам голос уже записан, то все эти пункты можно осуществлять как удалённую работу он-лайн: на входе файл с записью, а после всех эти корректировок готовый к сведению трек голоса.

Поэтому в этой статье мы будем рассматривать только 2 первых пункта из списка, а тем кому интересно (а вам обязательно будет интересно — это реально круто) то после путешествия по сайту нашей студии звукозаписи посетите сайт (скоро будет) посвящённый этой услуге.

Редактирование (это тоже коррекция 🙂 голоса или вокала

Как уже в пункте кратко пояснялось — это чисто «механическая» работа — выбрать нужные дубли, убрать из них всё ненужное: привести дорожку с голосом к рабочему состоянию.

Вот, например, скрин проекта с частушками. По скрину видно, что осциллограммы одинаковые, материал отрепетирован, дубли стабильные, вздохи без «астмы», динамический диапазон голоса ровный. Есть лишь ритмические расхождения, но это вопрос творческий, а не технический: какой на ухо больше приглянется тот и будет выбран. (Выбран был верхний дубль). Хорошая иллюстрация работы профессионалов — ничего делать на надо: всё на своих местах. И, как видно, питч тюнинг тоже не применялся. Т.е. в этой конкретной работе редактирование не производилось вообще — оно тут не нужно, и сразу после записи нужно лишь выбрать какой именно дубль выбрать и можно приступить к следующему этапу — обработке.

Но так бывает очень нечасто. И дело даже не в том, что подобная студийная работа вокалиста безупречна, а в том что не ставилось задач «что нить эдакое». Если послушаете частушки — то её фишка непосредственность, простота и естесственность. То что характерно в одном жанре и стиле, не прокатит в другом и приходится корректировать вокал.

А это уже другой пример. Что тут отредактировано?

  1. Ну, во-первых были отобраны дубли в работу, остальные удалены
  2. во-вторых в основном голосе (выделено оранжевым) внутри самих дублей внутри музыкальных фраз заменены не очень звучащие места или неудачные моменты, удачным кусочком но из другого дубля. Таким образом собирается вокальная партия — редактируется, как часть общего термина «коррекция вокала».
  3. в третьих подбираются дубли и расставляются по своим местам вторые голоса и подпевки. При редактировании важно учитывать какая цель коррекции вокала приоритетнее: достижение идеального звучания партии «без сучка и задоринки» или же естесственность, а последней без «шероховатостей не бывает. Нужно это обязательно учитывать, и порой проще оставить всё как есть, убрав только явный брак, чем получить выхолощенную и стерильную, а значит неинтересную партию.

В итоге готова вокальная часть можно выполнять третий пункт из списка и снова переходить к сведению

Хотя вроде уже всё как понятно, но приведу ещё один пример

Это второй куплет трека «Женя-Болт». Все нужные манипуляции произведены, вы их видите: это и замена неудачных кусочков на удачные, и подбор дублей, и из расстановка. Их «новинок» только — вздохи. Они мощны и видны на осцилограмме как отдельные её фрагменты, на них же указаны стрелочки. В идеале конечно можно было заморочиться и убрать их, ну, или хотя бы сделать намного тише, однако, ухо не резало при прослушивании — так и оставили. Также стоит отметить такую деталь: на дополнительных дублирующих голосах полностью эти вздохи убраны так, что звук начинается сразу со слов и словом же заканчивается, чтобы между фраз не лезли посторонние звуки — ни к чему множить кашу и ухудшать прослушиваемость текста.

Коррекция вокала

Следующий этап работает уже с отобранными в предыдущем пункте дублями и кусочками. Т.е. если первый пункт был работой с крупными фрагментами и чисто технической, то теперь наступают этапы где всё больше творческого.

Сразу стоит ещё раз сказать, что я вкладываю в это понятие работу по временной шкале. Многие это оттождествляют с тюнингом (работа с высотой тона, нотами), но я придерживаюсь своей терминологии. и тема тюнинга вынесена нашей студией аж в отдельный сайт — там всё об этом виде работ.

Для примера возмём всё тот же скрин партии голосов второго куплета с трека «Женя-Болт». В предыдущем скрине жёлтыми линиями показывался кусочек который мы рассматриваем «в приближении сейчас. Это он же только «с зумом» Это — классический «хип-хоп» приём. Не знаю как он называется, но суть его в том, что с определённой периодичностью к основному голосу добавляется один или даже 2-3 дополнительных голоса, с тем же самым текстом, но как бы выделяя монотонность речетатива таким приёмом. Нужный приём, ненужный, затасканный или «мастхэв» в стиле — вопрос художедственный, а у нас тут корректирование вокала, и нам это корректирование надо сделать хорошо. Исполнгитель сам по себе эти периодичные «вскрики» хрен вставит точно в ритм, а не в ритм это некрасиво, и даже малые расхождения «несинхрона» дадут кашу. Будет многоголосица «кто в лес кто по дрова. Поэтому в этом этапе нужно расставить дубли дополнительных голосов так чтобы по всем фонемам как можно точнее было подогнано под основной голос. Эффект «кучки народу» всё равно будет из за микро-расхождений, а вот грубый рассинхрон надо поправить.

А это ещё один пример уже чисто песенного ролика для кавер группы Vispa — вы его не просто можете прослушать, а таки должны прослушать, чтобы точнее понимать о чём тут идёт речь. Итак вы его послушали и выснили, что там дофига голосов, одновременно звучит 5 штук! Представляете какая каша бы была, если бы не была произведена коррекция вокала? Это только кажется, что «подумаешь доли секунды туда сюда»: при одновременном звучании пяти голосов эти нескладухи в сумме дадут муть и разноголосицу, Для разборчивости нужно будет задирать уровень вокала над фонограммой больше чем нужно, да и просто это некрасиво. А так — аккуратно, собранно, чётко, красиво и профессионально. Рекламный ролик в 15 секунд. Просто, лаконично, доходчиво. И красота достигнута за счёт многоголосия и в кашу не превратилось.

Особенно коррекция голоса или вокала необходима там, где временнАя или ритмическая составляющая — главная: речетативы рэпа или хип хопа. малейшие непопадания вносят призвуки любительщины и дилетантизма. Нельзя так )

Ну а дальше пункт «тюнинг вокала» который вынесен в отдельный сайт — скоро он будет готов и я тут дам ссылку — по этой теме материала гораздо больше чем по предыдущим вместе взятым, поэтому читайте нужное на том сайте, потом переходите сюда и снова продолжайте наше путешествие по нюансам работы студии!

Источник

Редактирование голоса. Тюнинг вокала. Автотюн. Elastic audio.

Редактирование голоса, тюнинг интонирования — это то, что позволило в начале 2000х вылезти на сцену сотням не умеющих петь исполнителей. Цифровые технологии и Фурье-преобразования позволяют разложить одноголосную мелодию в набор нот. И конечно же, смотреть и изменять высоту этих нот. Причем, речь не только о вокале, но и о любом другом инструменте. Лишь бы одновременно звучала только одна нота. Все духовые и струнные тоже отлично тюнятся! Сказочные возможности для любого музыканта, не правда ли?:)

Когда после перестройки нашу эстраду захлестнула волна фонограмм, у продюсеров еще все-таки оставалась головная боль — из артиста хотя бы один раз нужно было выжать хорошее исполнение, записать его в студии. А если артист мажет мимо нот или плохо соображает — одну песню можно записывать более двух дней! При этом и артист устает, психует, не понимает, что еще от него хотят. И звукорежиссер не рад такой работе. Получается достаточно дорогое производство фонограммы…

Но дальнейшее развитие компьютеров полностью решило часть проблемы. Теперь, если у артиста хорошая внешность и\или приятный тембр голоса — уметь петь ему совсем не обязательно. Достаточно кое-как напеть, без совсем уж сильных въездов в ноты, и дальше звукорежиссер все вычистит-выправит. Попадать в ноты не обязательно. Грубо говоря, запись будет звучать настолько хорошо, насколько хорошо от природы звучит тембр голоса певца. И выправка вокала в одной песне — максимум три часа работы.

Понятно, что платить за работу глупой симпатичной девочке, которая в ноты-то попасть не может, можно на порядок меньше, нежели певице с образованием, отучившейся 5-15 лет. А когда концерты можно проводить под фонограмму — вообще нет никакого смысла нанимать профессионалов. Это убыточно!

Радует, что последнее время интерес публики к живым выступлением повысился и все больше молодых отечественных артистов работает в живую. Впрочем, ладно. Это было небольшое лирическое отступление на тему сегодняшней статьи:) Сегодня я покажу, как редактировать голос, как вычистить из него все неправильные ноты.

Записываем голос под минусовку

В одном из прошлых уроков я показал, как создать проект в Samplitude и записать голос. Создаем новый проект. Петь будем под минусовку песни Лабиринт Григория Лепса (о которой я рассказывал в статьях по гармонии). Чтобы скачать минусовку, нажмите сюда правой кнопкой мыши и выберите «Сохранить как …».

Добавляем минусовку на «Дорожку 1»: File->Import->Load audio file, там выбираем скачанный файл. На «Дорожке 2» настраиваем запись с микрофона (как это сделать описано тут). Включаем запись и поем какой-нибудь фрагмент. Я спел припев. Вот что получилось:

Аудиозапись: Adobe Flash Player (версия 9 или выше) требуется для воспроизведения этой аудиозаписи. Скачать последнюю версию здесь. К тому же, в Вашем браузере должен быть включен JavaScript.

Готовим дорожку к тюнингу

Вокал звучит задавленно. Нужно его скомпрессировать. Я расскажу об этом подробнее в следующих статьях. Сейчас Вы можете ничего не делать (или сделайте дорожку с минусовкой потише). Я же повесил на дорожку с вокалом компрессор Waves RVox со значением Comp «-18db». Вот как изменилось звучание голоса:

Аудиозапись: Adobe Flash Player (версия 9 или выше) требуется для воспроизведения этой аудиозаписи. Скачать последнюю версию здесь. К тому же, в Вашем браузере должен быть включен JavaScript.

Да… До звания ‘певец’ мне очень далеко:) Не очень благозвучно, грязненько, а в одном месте спета вообще не та нота! Но ничего страшного, сейчас все исправим и зазвучит чище;)

Для начала, разрежем вокал по фразам. Так будет в дальнейшем проще монтировать — заменять или двигать фрагменты. При нарезке уже затюненных фрагментов иногда возникают глюки программы.

  • Выберите нужный объект (щелкаем левой кнопкой мыши).
  • Переместите указатель воспроизведения (вертикальная линия на весь экран) на место разреза (щелкните левой кнопкой мыши на горизонтальной метрической шкале над рабочей областью; см. цифру 48 на моей картинке — это и есть метрическая шкала).
  • Нажмите на клавиатуре клавишу «T» (или в меню Edit->Split->Split objects).

Если у Вас слишком мелкий масштаб рабочей области, скорректируйте ее с помощью кнопок ‘+’ и ‘-‘ справа внизу.

Я начну исправлять с самой грубой ошибки — в пятом фрагменте я спел вообще не ту ноту. Нажимаем правой кнопкой на пятый фрагмент, в появившемся меню выбираем «Object editor». В нем — слева «Time Pitch«, а там нажимаем кнопку «Elastic Audio».

Elastic audio. Как пользоваться тюном?

Итак, мы зашли в модуль для тюнинга звука Samplitude. У него есть два режима работы — Relative и Direct. Первый позволяет без анализа содержимого звуковой дорожки влиять на высоту звука — поднять или опустить относительно первоначального состояния. В этом режиме удобно работать, если нужна грубая корректировка «на слух», либо если второй режим плохо распознает ноту.

Нам интересен второй режим — Direct. Он позволяет проанализировать звуковой фрагмент, отображает график изменения нот во времени. Когда мы заходим сюда впервые — анализ еще не проведен и звуковой фрагмент выглядит монолитно.

На панели слева внизу нажимаем кнопку Detection. Elastic Audio проанализирует фрагмент и картинка изменится.

Обратите внимание на ноту в начале 52 такта. Что-то среднее между ми-бемоль и ми. Но в песне на этом месте нота фа. Перетащим эту ноту мышкой повыше.

Прослушаем фрагмент (мышкой нажимаем на метрическую панель сверху в нужном месте, затем нажимаем ‘Пробел’ для воспроизведения). То-то, теперь звучит хорошо! Будто так и спел:)

Ну, если придираться, то немного слышно ненатуральность голоса по сравнению с соседними нотами. Когда изменяешь высоту ноты более, чем на пол тона — это ощутимо. А если более чем на полтора тона — может зазвучать криминально. Но в данном случае будет незаметно. Особенно, если наложить реверберацию.

Настройка тюнера Algorithm

Важной настройкой для каждого аудио фрагмента является Algorithm. До манипуляций это поле содержит Standart. После манипуляций автоматически включается Resample. Есть и другие значения, например — Monophonic voice и Smooth. Чем они отличаются?

Математическим алгоритмом — за счет чего будет меняться высота звука. В случае Resample будет изменяться скорость. Самый натурально-звучащий режим. Если мы понизили ноту — она будет звучать дольше. Повысили — короче. Как на пленочном магнитофоне — в ускоренном режиме голоса звучат выше. Это единственный режим, когда звуковой сигнал не достраивается компьютером. Обратите внимание, что если сильно изменить первую ноту в длинном фрагменте — все остальные ноты уедут по времени вперед или назад! Отчасти из-за этого нужно нарезать звуковую дорожку до Elastic Audio.

Используйте Resample, если нужно исправить всего одну ноту, а ее длительность не критична. Предварительно вырежьте эту ноту (до Elastic Audio), чтобы другие не съехали по времени.

Остальные алгоритмы оставляют длительность звука неизменной. Если Вы подняли ноту, то чтобы не произошло укорачивания звука, программа достроит недостающую длину на основе оригинального фрагмента. Другими словами, синтезирует ее. Аналогично и с опусканием ноты — тогда на основе оригинального удлинненого сигнала будет рассчитан усредненный с длительностью, как у оригинала.

Я обычно использую Monophonic Voice. При некоторых правках возникают щелчки — тогда я пробую другие алгоритмы. Или более мелко нарезаю сигнал перед Elastic Audio. Сейчас выберем именно Monophonic Voice.

Справа снизу нажимаем OK и закрываем Object Editor. Так мы исправили одну ноту. Конечно, в целом запись не стала звучать чище — остальные ноты-то такие же лажовые, как и были. Поэтому аналогичным образом просматриваем все фрагменты и вносим исправления.

Нюансы тюнинга вокала

Автоматическая подстройка ноты

В Elastic Audio выделите нужные фрагменты и нажмите кнопку Tone: Tune слева-снизу. Программа автоматически подвинет ноту по высоте к ближайшему полутону. Когда нота исполнена с какой-либо вибрацией, на глаз определить высоту звука сложно (из-за неравномерной амплитуды). Есть два пути — либо руководствоваться слухом, двигать и переслушивать; либо использовать автоматическую подстройку.

Обратите внимание, что автоматическая подстройка срабатывает, видимо, по среднему значению. То есть если фрагмент не порезан на ноты, но реально представляет из себя два разных по высоте звука, результат подстройки может оказаться неправильным. Ровно как и со въездами/съездами — они могут помешать правильной работе автоподстройки.

Автоматическая перерисовка ноты

Я не пользуюсь этим режимом и не буду про него рассказывать. Поэкспериментируйте сами — за него отвечает вторая кнопка Tune, расположенная чуть выше чем та, о которой шла речь выше.

Некорректное распознавание нот — въезды и согласные

Некоторые ноты могут не распознаваться, либо распознаваться неверно. Причиной может быть хитрое или неправильное звукоизвлечение, плохая дикция. Например, въезд в начале ноты или съезд в конце. На картинке снизу (изображено самое начало припева) присутствует сразу несколько таких ошибок. Первый и третий синие прямоугольники — это неверное распознавание на въезде и согласном звуке. Видно, что в неправильном синем прямоугольнике почти нет полезного содержания — мало изображения звукового сигнала и много пустоты. Можно не обращать внимание на такие вещи. Чаще всего я не трогаю такие звуки, реже — исправляю вместе с соседним слогом (выделяю и двигаю сразу два).

Некорректное распознавание нот — недоразделенные ноты

Иногда программа неправильно бьет ноты по длительностям. Рассмотрим 4 и 5 фрагменты с предыдущей картинки укрупненно.

Здесь присутствуют два слога. Текст «вглу-ХУ-Ю». Но программа распознала только снятие слога «Ю» как отдельную ноту. Хотя на картинке видно, что слог изменился раньше (понижение графика в правой части). Чтобы исправить такие места, их можно разрезать. Для этого на панели инструментов сверху есть кнопочка «Cut» с изображением ножниц. Выбираем ее.

Теперь разрежем ноту.

Ну вот. Ее можно двигать отдельно.

Ошибки интонирования, которые нельзя исправить подвинув ноту целиком

Присмотритесь к предыдущему изображению и прислушайтесь к записи. Слог «вглу-ХУ» дергается, дрожит в начале. Звучит неприятно. Используем инструмент «Pen» (карандаш), чтобы перерисовать ноту.

Вместо дерготни проведем более-менее гладкую линию (стремиться рисовать прямые не надо, это будет звучать неестественно).

Ноты можно тянуть за один конец, а другой будет оставаться на оригинальном месте

Такой метод хорош, когда исполнитель взял ноту точно, но под конец сполз. Или наоборот. В общем, если ноту перекосило. В комбинации с другими способами правки — очень эффективно.

Комбинированные методы

Конечно, часто все не так просто исправляется и нужно применять комбинации всех вышеописанных методов. Резать цельную ноту на части, двигать концы одних частей, перерисовывать другие части, поднимать или опускать целиком третьи…

Заключение

После того, как я выправил свой записанный голос, получилось следующее:

Аудиозапись: Adobe Flash Player (версия 9 или выше) требуется для воспроизведения этой аудиозаписи. Скачать последнюю версию здесь. К тому же, в Вашем браузере должен быть включен JavaScript.

Согласитесь, звучит поприличнее?:) В будущем перепишем пару слов, подвигаем уже записанные и наложим реверберацию. Уведем поглубже в микс, подожмем — будет еще приличнее!;))))

Вот и все, что я использую, когда исправляю интонирование🙂 Есть различные плагины, выполняющие корректировку в автоматическом режиме. Солирующий инструмент или вокал — это не то, к чему допустимо применять автоматику. Нужно корректировать каждую нотку с любовью, чтобы все звучало естественно и чисто. Поэтому я не буду рассматривать такие плагины.

А в следующей статье скажу пару слов о монтаже — нарезке и склейке фрагментов. Надеюсь, кому-то была полезна эта статья! Если у Вас есть замечания по манере изложения, по сути или просто хотите что-то сказать — пишите в комментариях! Не надо писать мне в личку — ведь Ваши вопросы могут быть интересны и другим. Я обязательно отвечу. И не забывайте подписываться на обновления (теперь можно не только через соц. сети, но и по e-mail) — в правой колонке сайта:)

Источник

Оцените статью