Как выступить с гитарой хорошо

Страх выступления на публику. Как с ним бороться?

Каждый музыкант рано или поздно сталкивается с необходимостью выступать на публику, как перед друзьями – так и перед незнакомыми людьми. Как перейти от исполнения популярных песен на гитаре в кругу друзей к более обширной аудитории.
Для многих начинающих гитаристов первый опыт является значительной стрессовой ситуацией, в которой страх может стать основной причиной срыва выступления. В результате этого у человека могут включиться защитные механизмы, которые ведут к новым эмоциональным проблемам и стремлении уйти от действительности.

Основными источниками боязни публичного выступления могут стать: неуверенность в собственных силах, заниженная самооценка, беспочвенно переоценённая восприимчивость к мнению окружающих. Ещё одна, нередко встречающаяся причина страха – чрезмерная придирчивость к себе, завышенные требования и желание выступить без ошибок.

Несомненно, волнение является основополагающей тенденцией развития дальнейших фобий. Одно неудачное выступление в будущем будет ассоциироваться с провалом, и навсегда отобьёт желание выступать не то что перед огромной публикой, а перед близкими друзьями. Поэтому надо поступить в точности да наоборот канонам современной медицины, надо ликвидировать не последствия, а причину возникновения проблемы!

Часть первая: страх перед выступлением.

Неизвестность

Если вам предстоит выступать на сцене или в какой-то большой аудитории, найдите способ попасть туда за несколько дней до выступления. В случае если это сцена, взберитесь на неё, и осмотритесь вокруг, почувствуйте, где вам удобней всего стоять. В идеале – отрепетируйте на месте ваше выступление, представляя, что на пустых (зрительских) местах есть люди, которые с одобрением смотрят в вашу сторону. Возьмите гитару, попробуйте сыграть в пустом зале. Послушайте звук, привыкните к нему.Прочувствуйте аудиторию – полностью обойдите её, посидите на зрительских местах, можете представить себя зрителем, который всем сердцем желает удачного выступления товарищу на сцене. Этот метод поможет избавиться от волнения и мысли, будто в день выступления внезапно весь зал наполнится одними скептиками и циниками.

Читайте также:  Мой папа сильнее всех ноты

Уверенность в отличной подготовке.

Быть уверенным в собственных силах и в отличной подготовке — залог успеха любого выступления. Прежде чем демонстрировать свои способности, нужно хорошенько подготовиться, и быть уверенным, что знаете песню на «ура». Каждый профессиональный музыкант, как и любой спортсмен, прежде чем выступить — разминается, делая разные упражнения, или просто играя всё подряд, таким образом, руки привыкают инструменту и становятся более послушными. Имеет смысл подготовиться, даже если выступление будет коротким и не сложным. Это ваша собственная композиция, и вы уже множество раз играли без ошибок наедине с самим собой? – отлично! Значит, вам не сложно будет её ещё раз повторить. Чем больше волнений вызывает грядущее мероприятие, тем качественнее и усердней следует готовиться.

Важность музыкального образования

Да, как это не странно, но музыкальная образованность действительно один из важных факторов для победы над страхом сцены. Если вы хорошо разбираетесь в нотах для гитары, а не просто играете по табулатуре, умеете строить аккорды и знаете теорию музыки, то это не только придаст вам уверенность, но и выручит в трудный момент. Если вы вдруг забудете часть произведения во время выступления, то сможете сымпровизировать, сыграв по нотам аккорда, который звучит в данный момент. Это можно сравнить с иностранным языком. Одно дело, если вы просто зазубриваете незнакомые слова, а совсем другое, когда вы знаете правила построения фраз и предложений.

Как бы мне успокоиться?

Если вы не знаете, как преодолеть боязнь публичного выступления, стоит прибегнуть к помощи физических упражнений, они помогут расслабиться и снять напряжение.
В этом деле не важно, каким именно будет упражнение, главное, чтобы задето было максимальное количество мышц. Вы можете приседать, отжиматься от пола, пробежаться (если условия позволяют), во-первых, физические упражнения отвлекут вас от навязчивых мыслей грядущего выступления, во-вторых — помогут избавиться от накопившейся избыточной энергии, уйдёт нервозность и внешние показатели страха: перестанет трястись всё тело, с лица пропадёт напряжение.
Что касательно дыхания, существует всеми известное упражнение — осознанное дыхание, суть которого в том, чтобы максимально сосредоточиться на вдохе и выходе. Сделав глубокий вдох — задержите воздух на 5-6 секунд, упражнение повторите несколько раз. Комбинировать этот метод и физические нагрузки не желательно, особенно задерживать дыхание после приседаний, отжимания или бега, таким образом можно только навредить здоровью!

Часть вторая: страх во время выступления

Вы морально настроены, не чувствуете страха и готовые к «бою»? Хорошо! Но что, если страх вернулся, и застал нас врасплох во время самого выхода на сцену, или уже на сцене? К сожалению, такое явление не редкость. Как действовать в такой ситуации?

Первый способ заключается в представлении себя публике, постарайтесь хотя бы на минуту оттянуть само выступление, ведя монолог со слушателями. Представьтесь, сообщите, какую цель вы преследуете, участвуя в этом мероприятии, с чего будет состоять ваше выступление и попросите о том, чтобы зал вас поддержал, в доминирующем большинстве случаев вы получите аплодисменты. Во время, так называемой, прелюдии, можно вставить небольшую шутку, но она должна быть не оскорбительной и приемлемой для большинства слушателей. Метод хорош тем, что вы получите одобрение в виде смеха или улыбок, это поможет успокоиться, и наладить контакт с сидячими в зале людьми.

Следующий этап ликвидации страха – осознание его, и признание вероятности возможной ошибки. Боязнь – обычное дело, и каждый имеет право на волнение, на то он и человек, а ошибок не совершает только робот. После того, как вы смиритесь с этим – станет проще выступать, пропадёт страх перед мыслью: «А что, если я сыграю не так, или собьюсь?». В особо тяжелых случаях попробуйте признаться зрителям в волнениях, опять же, лучше всего сделать это в виде короткой шутки, к примеру: «Я немного волнуюсь, поэтому мне нужен доброволец из зала, который сделает что-то глупое во время моего выступления, чтобы на меня меньше внимания обращали», но надо уметь подать шутку, подать её с улыбкой, правильной интонацией, и в подходящий момент. Помните! Шутка может быть неудачной или неуместной, поэтому хорошенько подумайте, прежде чем шутить, чаще всего достаточно просто публичного признания боязни. Таким образом, вы почувствуете себя лучше, и снимите с себя часть обязательств, если случайно допустите ошибку.

Если вы играете по нотам для гитары, которые стоят на пюпитре, проверьте чтобы все механизмы пюпитра были надёжно закреплены, чтобы ноты на нём стояли крепко и не слетели во время концерта. Если есть возможность, поставьте рядом другую гитару, на случай если неожиданно порвётся струна.

Начните выступления, мысленно пожелав себе удачи. Средь сидящих в зале обращайте внимание только на тех, кто жестами вас подбадривает, кто с улыбкой и одобрением смотрит в вашу сторону, а остальных представляйте клонами, которых усадили, чтобы те создали видимость полного зала. Этот метод внушит вам, что средь сидящих в аудитории нет плохих людей, есть только хорошие, а остальные – клоны, непонимающие что происходит.

Единственное достоверное «лекарство» от страха сцены – опыт. Чем чаще вы будете выступать со своей гитарой, тем, с каждым разом, будет проще. За несколько дней до выхода на сцену продемонстрируйте свою программу друзьям и знакомым. Для лучшего эффекта соберите как можно больше близких людей, усадите их в какой-то комнате на стульях и сядьте перед ними играть. Создавая постановку грядущего выступления, вы наработаете опыт игры на публику и с большей уверенностью шагнёте на настоящую сцену.

Источник

Музыкальная карьера

&nbsp &nbsp &nbsp Автор: Антон Ильяшенко
&nbsp &nbsp &nbsp Дата публикации: 23 июля 1999 г.

П рактическая деятельность любого музыканта можно подразделить на три основных аспекта. Это:

1. Индивидуальные занятия (отработка приёмов игры, разучивание пьес и пассажей, сочинение музыки, совершенствование техники т.д.)
2. Концертная деятельность
3. Запись на студии

Сегодня мы подробно коснёмся второго пункта, то есть концерта, выступлений перед публикой. Что же всё-таки нужно для того, что бы донести свою музыку до слушателя? Как правило, встречаются следующие проблемы — это создание собственного саунда и страх перед публикой на концерте.

Основной проблемой всех концертов всегда являлось то, что на сцене очень трудно достигнуть комфортных условий для игры. То вдруг оказывается, что ваш процессор или комбик, который отлично звучал дома и на репетиции, вместо того жирного звучка, который вам так нравился, выдаёт какой-то отвратительный зуд. То оказывается, что звукосниатели гитары, подобно микрофону, гадко пищат. То на концерте становится совершенно не слышно басиста, и вы теряетесь в форме песни и т.д. и т.д.

Во многом проблемы возникают из-за того, что комбики, особенно с одной динамической головкой, являются точечным источником звука, и дома или в любом другом небольшом помещении их звукового давления вполне хватает, чтобы получить комфортный, богатый и качественный саунд.

На концертной сцене же объем несравненно больше, поэтому усилитель приходится делать громче, динамик не справляется с такой нагрузкой, начинает выдавать больше средних частот и отсюда тот самый знакомый многим гитаристам противный зуд. Тут ещё добавляется и то, что звуковой поток узконаправленный, и шаг влево и вправо означает резкое падение громкости, и, как следствие, гитару на концерте становится неслышно.

Как же со всем этим бороться? Вспомните, когда вы смотрите концертное видео любимых гитаристов, сколько колонок стоит позади каждого музыканта, и не слушайте тех, кто говорит, что мол это «понт», хвастовство — вот дескать какой я богатый, вот сколько у меня оборудования. На самом деле все эти колонки и усилители призваны сделать одно: создать комфортные звуковые условия на концерте, т.е. сделать так, чтобы в любом месте сцены гитару было одинаково хорошо слышно. В наших совковых условиях даже самому богатому гитаристу не грозит выставить на концерт такое количество оборудования, как например Yngwie Malmsteen или Megadeth, но всё же возьмите у друзей более мощный усилитель, договоритесь со звукорежиссёром, чтобы он дал вашу гитару в «прострелы» (акустические системы по бокам сцены) и в напольные мониторы. Используйте на концерте выходы комбика External Speaker, предназначенные для подключения дополнительных колонок. То есть всё вышесказанное можно подытожить следующим образом: на концерте делайте всё возможное для того, чтобы ваша гитара звучала из как можно большего количества динамиков, находящихся в разных местах сцены! Но всегда помните о своих друзьях-музыкантах; не злоупотребляйте громкостью, пусть вся группа на сцене чувствует себя комфортно.

Теперь немного об эффектах. Концертный звук отличается от любого другого повышенным уровнем шума. Это связано и с работой мощных порталов, и с отражённым звуком. Поэтому, если на концерте в гитарном звуке будет много эффектов (реверберации, задержки, хоруса и т.д.), он попросту станет неразборчивым, мутным. Постарайтесь на сцене обойтись минимумом примочек, но договоритесь со звукорежиссёром, чтобы он дал обработку в зал, и получится так, что публика будет слышать красивый, обработанный звук, а вы услышите сухой, но чёткий и разборчивый саунд, который и поможет отлично следить за своим звукоизвлечением.

Не будет лишним и то, если вы и ваша группа сделаете из своей репетиционной базы некоторое подобие концертной сцены, то есть расположите мониторы, комбики, барабаны так, как если бы вы находились на сцене. Не плохо также время от времени приглашать на репетиции друзей и подруг и отыгрывать концертную программу на них, внимательно следя за их реакцией.

Постарайтесь составить песни в такой последовательности, чтобы произвести на публику как можно более сильное впечатление, то есть наиболее выигрышные номера поставьте в начале и в конце программы. Это связано с тем, что на концерте первое впечатление на слушателя производят именно первые песни, а запоминают группу по последним. Тот факт, что вы будете выступать на концерте в привычном расположении инструментов и оборудования придаст вам уверенности.

Теперь о том, как бороться на концерте со страхом. Ну конечно, если вы добились хорошего звука на сцене, половину скованности как рукой снимет, это факт проверен не одним поколением гитаристов.

Может быть, следующий совет покажется несколько не соответствующим духу рок-н-ролла, но это вывод, к которому пришли большинство иностранных да и отечественных музыкантов — не пейте много алкоголя перед выходом на сцену, потому что алкоголь столько же отнимает мастерства сколько добавляет смелости. То же, но только в большей степени, можно сказать и о наркотиках.

Не давайте себе перед концертом зацикливаться на мысли о том, что вам страшно, что у вас холодеют и потеют руки и т.д. Проведите это время в общении с друзьями или выполняя физические упражнения, ну в общем делайте всё, чтобы отвлечься. Самое последнее дело за несколько минут до выхода начинать что-то менять, будь то порядок песен, расположение музыкантов на сцене, тексты и т.п. Не надо нервотрёпки!

Источник

Советы и рекомендации >Советы по поведению на сцене

Здравствуйте уважаемые читатели блога Гитаршкола . Кто из нас не мечтал выступать перед многотысячной толпой зрителей, на большой и шикарной сцене, и чтобы при этом все были в полном восторге. Но на деле все оказывается гораздо сложнее. Во-первых, что бы собрать хоть сотню человек, нужно очень сильно постараться, а во-вторых, если даже вам удастся собрать публику, то вы не сразу почувствуете себя уверенно.

Как вести себя на сцене?

В этой статье я хочу дать вам пару советов о том, как вести себя на сцене, как сделать так, чтобы ваш зритель не скучал. И приступить к этому я предлагаю вам прямо сейчас.

1. Когда вы находитесь на сцене, вы не на секунду не должны забывать что выступаете перед людьми, и собственно говоря, выступаете только для них. Вы должны играть не для себя, а для них.

2. При подготовке концертной программы, старайтесь доводить все до автоматизма. Вы же не хотите забыть слова, ноты или важные движения.

3. Ваш внешний вид должен соответствовать настроению концерта.

4. Помните, что вы должны дать зрителю максимум энергии и чувств. Вы же не захотите платить деньги за сухое и черствое выступление. Всегда ставьте себя на место зрителя.

5. Прочувствуйте настроение зрителя. Вы должны контролировать публику. Если ей стало скучно, вы должны развеселить, если ей весело, вы должны поддержать это веселье.

6. Присматривайтесь к зрителю. Если вы видите, что кто-то скучает, что все ходят не пойми куда, значит вам нужно что-то менять. На репетициях вы должны придумать и “План Б”, и “План В”.

7. Старайтесь выбирать те мероприятия для выступления, где вы будете подходить по формату.

8. Тщательно следите за вашим внешним видом. Вы должны выглядеть на 200%.

9. Старайтесь не зацикливаться на одних и тех же песнях, музыке и прочем. На каждый концерт придумывайте что-то новое. Это поможет избежать того, что публика быстро устанет от вас.

10. И последний совет, которым бы я хотел с вами поделиться. Перед выступлением выбросите из головы все посторонние вещи и наполните её позитивными мыслями об удачном выступлении.

Помните, что зритель все чувствует, и вы ни в коем случае не должны выступать с плохим настроением. Этим вы передадите его всей публике, и сами догадываетесь, к какому результату это приведет.

Когда исполнитель находится на сцене, он должен расслабиться и полностью отдаться публике.Ни в коем случае нельзя волноваться, ведь со стороны это выглядит очень смешно. А еще очень важно контактировать с публикой, чтобы чувствовать её энергию)

Отличные советы! Я хотела бы добавить еще один — выходите на сцену с уже настроенным инструментом, ведь часто бывает, что гитаристы выходят на сцену и начинают настраивать инструменты, теряя время.

Все правильно, советы все хорошие. Но самое главное — это опыт. Поэтому, если с первого раза от волнения половину забыли, то не нужно останавливаться. На сотый раз все эти советы будет исполнить намного проще. И старайтесь обходиться без допинга.

И старайтесь обходиться без допинга. :)))))))))))
Вот с этим сложнее :)))))

Мой первый выход на сцену был подпитан некоторым количеством коньяка, а т.к. я был еще и ведущим, я бегал в каморку в углу сцены после каждого выхода и «накидывал» по 25-50 гр. для снятия волнения… В итоге на моё сольное исполнение я был изрядно пьян, завысил эмоции, во второй, быстрой песне, танцевал как на свадьбе, перепутал слова, но не остановился и не зациклился, выступил — как в первый раз : )… Постоянно просматриваю эти видео и угораю ! Сейчас изредка, для пластичности голосовых связок, могу принять грамм 50-100 коньяка, но лишь в том случае, если это очень серьезное мероприятие — глава администрации с командой, президент на концерте или выступление в Дворце Республики, где тоже «неслабые» зрители, перед которыми стыдно «облажаться»… В своем ДК за годы работы мандраж прошел… Родные стены помогают учиться общению со зрителем .

Источник

Оцените статью