Как выучить лады для гитары

Содержание
  1. 5 вещей, которые тебе лучше знать, когда ты учишь лады на гитаре
  2. Ноты на грифе гитары. 16 шагов по изучению расположения нот на грифе.
  3. Как выучить ноты на гитаре?
  4. Для чего мне учить расположение нот на грифе?
  5. Необходимые базовые знания
  6. Обозначение нот
  7. Ноты на открытых струнах
  8. Что означает Диез и Бемоль
  9. Где не используются Бемоли и Диезы
  10. Что такое натуральный ряд
  11. Таблица нот для гитары
  12. Пошаговое изучение расположения нот на гитаре
  13. День первый. Учим ноты на шестой струне
  14. День второй. Учим ноты на пятой струне
  15. День третий. Учим ноты на четвертой струне
  16. День четвертый. Учим ноты на третьей струне
  17. День пятый. Учим ноты на второй струне
  18. День шестой. Учим ноты на первой струне
  19. День седьмой. Распознавание октав. Поиск нужных нот
  20. День восьмой. Все ноты на пятом ладу
  21. День девятый. Все ноты на десятом ладу
  22. День десятый. Запоминаем все ноты A
  23. День одиннадцатый. Запоминаем все ноты B
  24. День двенадцатый. Запоминаем все ноты С
  25. День тринадцатый. Запоминаем все ноты D
  26. День четырнадцатый. Запоминаем всем ноты E
  27. День пятнадцатый. Запоминаем все ноты F
  28. День шестнадцатый. Запоминаем все ноты G
  29. Ноты на грифе гитары. Таблицы для скачивания. Шпаргалки.
  30. Стоит ли использовать наклейки с нотами на грифе гитары?
  31. Несколько полезных советов
  32. ЕЩЕ СТАТЬИ ПО ТЕМЕ:
  33. 27 Replies to “ Ноты на грифе гитары. 16 шагов по изучению расположения нот на грифе. ”

5 вещей, которые тебе лучше знать, когда ты учишь лады на гитаре

Бывало ли с тобой такое, что ты начинал учить новый лад на гитаре, занимался 2-3 дня, а затем хватался за новый? Если ответ да, то твоя ситуация весьма типична. На самом деле, большинство гитаристов не знают, что делать с новыми ладами. Они учат новый лад до тех пор, пока не запомнят его ноты и не смогут кое-как сыграть его на своем инструменте. Подобный подход накладывает большие (и ненужные) ограничения на творчество и ограничивает способы применения нового лада при сочинении, например, соло.

Читайте также:  Ноты для фортепиано любови успенской

К счастью, существует более эффективный способ изучать лады, который позволит тратить меньше усилий. Важнейшая вещь, о которой тебе необходимо помнить все время, заключается в том, что необходимо сначала изучить все доступные возможности нового лада,прежде чем перейти к изучению нового. В этом случае ты удивишься, как много веселья можно получать, изучая лады, и как много идей у тебя возникнет во время работы с ладом.

В этой статье я расскажу о 5 важнейших шагах, через которые тебе следует пройти после начального этапа запоминания нот конкретного лада. Эти шаги имеют решающее значение для избегания ситуации, описанной выше, и получения максимума от каждой минуты, которую ты проводишь, изучая новый лад.

1. Не изучай лады в хаотичном порядке.

В музыке существует огромное множество ладов, поэтому очень важно понять, какие из них являются для тебя наиболее важными. Составь список ладов, которые наиболее часто используются в твоем музыкальном стиле, и не вздумай двигаться к экзотическим ладам до тех пор, пока не появится твердая уверенность в хорошем владении важными для твоего стиля ладами. Это означает не только способность сыграть ноты лада, но и навык свободного и эмоционального использования лада в рамках музыкального контекста.

Конечно, изучение экзотических ладов может помочь добавить в твою игру необычных звуков, но реальную помощь из новых ладов ты сможешь извлечь лишь после выполнения следующих двух пунктов:

1) Ты уже овладел доказанной и эффективной системой изучения ладов, которая позволяет тебе выучить любой новый лад.

2) Ты провел достаточно времени в процессе изучения важнейших для твоего музыкального стиля ладов и действительно готов расширять свои творческие горизонты за счет новых ладов.

Если у тебя возникли сложности с поиском списка ладов для определенных стилей, то ты можешь воспользоваться следующими путями: попросить преподавателя или более продвинутого музыканта рассказать тебе о ладах. Или же развивать свой музыкальный слух и знания музыкальной теории, чтобы научиться определять на слух, какой лад используется в твоих любимых гитарных соло.

2. Вырвись за пределы аппликатурных боксов и изучай гриф целиком.

Безусловно, наиболее популярной ошибкой, которую совершают начинающие гитаристы, изучающие лады, является игра лада только в одном месте на грифе. Хорошим примером служит игра блюзовыми/роковыми гитаристами ля-минорной пентатоники на пятом ладу в совокупности с полным нежеланием изучать эту гамму в других местах. Результат этого подобен просмотру фильма по телевизору и смене канала для начала просмотра другого фильма при первой же рекламной паузе. И так далее: при первом появлении рекламы на канале переключаться без попытки вернуться к фильму, с которого был начат просмотр.

В мире гитаристов это приводит к тому, что ты никогда не сможешь по-настоящему использовать выученные лады в полную силу. Для борьбы с этой очень распространенной проблемой тебе потребуется выделить время для занятий каждым ладом, которым ты хотел бы владеть. Ты сможешь написать гораздо больше музыки (гораздо эмоциональнее) с одним лишь ладом, который ты знаешь вдоль и поперек, чем с множеством ладов, которые ты можешь играть лишь в одном месте на грифе.

3. Анализируй соло, которые вдохновляют тебя, и обращай внимание на то, какой лад был использован в них.

В процессе регулярных занятий по изучению ладов важно проводить некоторое время за наблюдением того, как гитаристы используют лады в музыке, которая нравится тебе. В зависимости от степени развития слуха, ты сможешь либо использовать табулатуры соло (только если уверен в ее точности), или (в идеале) снимать соло на слух и анализировать свои собственные записи.

Мало того, что это является замечательным упражнением по развитию слуха, помимо этого ты сможешь видеть, как можно использовать лады, чтобы сочинять мелодии и фразы, которые вместе превращаются в гитарное соло.

Даже если ты уже составил список наиболее распространенных ладов в своем стиле, ты получишь огромную пользу от выполнения данного шага.

4. Играй лады на каждой струне в дополнение к аппликатурам.

Большинству музыкантов удобнее играть лады вертикально, от толстых струн к тонким и обратно. Это важная основа игры ладов на гитаре, но также важно научиться играть лад на каждой из струн: с первого по последний лад. Это поможет видеть аппликатуры лада в любом месте на грифе. Даже если ты начнешь играть фразу в непривычном для тебя месте.

5. Избегай системы CAGED.

Несмотря на то, что эта система игры ладов на гитаре весьма популярна среди гитарных преподавателей, гитаристы мирового уровня ее не используют, потому что она ставит огромное множество ограничений на возможности свободно использовать лады в музыке.

Самый главный недостаток системы CAGED заключается в том, что она основана не на том, как лады действительно работают в музыке для разных инструментов. Вместо этого система дает урезанную информацию только для гитаристов по использованию нескольких изолированных и совершенно нелогичных аппликатур ладов (которые, между прочим, работают только в стандартном строе и становятся абсолютно бесполезными в дроп строях и в строях с аккордами на открытых струнах). Результатом этой убогой системы становится ограниченность гитаристов в музыкальном использовании ладов, неспособность использовать лады на том же уровне, что музыканты, которые имеют полное понимание того, как лады должны работать в музыке.

К счастью, изучениенаиболее полных и эффективных путей использования ладов на гитаре ничуть не сложнее, чем изучение (значительно более неудобной) системы CAGED.

Что теперь тебе следует делать?

Несмотря на великое множество путей по освоению ладов на гитаре, некоторые подходы без сомнения более эффективны, чем другие. Если ты не удовлетворен результатами своей работы по изучению ладов на гитаре, попробуй изменить свой подход, следуя советам из этой статьи.

Источник

Ноты на грифе гитары. 16 шагов по изучению расположения нот на грифе.

Как выучить ноты на гитаре?

Существует довольно много способов сделать это, однако самый простой – просто зазубрить и запомнить их, используя некоторые упрощающие меры. Иначе процесс может сильно затянуться, что значительно приостановит ваше музыкальное развитие. Эта статья как раз и посвящена систематизации обучения нотам на гитаре, а также содержит в себе несколько простых шагов, которые помогут в этом.

Для чего мне учить расположение нот на грифе?

Ответ на это такой же, как и на вопрос – зачем вообще учить ноты? Вся музыка состоит из них, как язык состоит из букв, поэтому без знания нот вы просто не сможете придумывать действительно интересные и сложные композиции. Конечно, вы будете способны учить любые композиции по аккордам, однако импровизировать, сочинять красивые соло, придумывать интересные последовательности аккордов – совершенно точно нет. Вы не будете знать, когда надо играть ту или иную ноту, или вообще где находится нужный звук. Знание того, где на грифе находится нота – а еще лучше то, как она звучит – позволит свободно играть на гитаре произведения любого уровня сложности.

Необходимые базовые знания

Обозначение нот

На письме они помечаются буквами латинского алфавита от A до G. Соответственно их значения выглядят так:

  • A — ля;
  • B — си (иногда может обозначаться как H);
  • C -до;
  • D — ре;
  • E — ми;
  • F — фа;
  • G — соль.

В последующем руководстве мы будем использовать именно такие пометки для вашего удобства.

Ноты на открытых струнах

В стандартном строе открытые струны на гитаре состроены в кварту друг к другу, кроме четвертой и пятой – они строят в уменьшенную квинту, следующий интервал. Благодаря этому аккорды зажимаются гораздо проще, это позволяет значительно упростить изучение гамм и боксов пентатоник. Ноты на открытых струнах выстроены в следующем порядке с первой по шестую – E B G D A E. Это называется «стандартный строй». Стоит сказать то, что почти все популярные строи, не сильно меняют его структуру, а иногда просто опускают ноты, сохраняя техническую последовательность.

Что означает Диез и Бемоль

В современной музыкальной теории мало кто использует оба эти понятия – скорее это свойственно ученикам музыкальных школ, которые изучали классическую теорию. В целом, между этими понятиями можно условно поставить знак равенства, потому что диезы и бемоли означают «промежуточные» – то есть, полутона, или же черные клавиши на фортепиано. Например, после ноты C идет не D, а Db – Ре-бемоль, или же C#. Собственно, в классических учебниках указывается, что Бемоль пишется, когда мы идем по гамме вверх, а Диез – вниз. Однако этот момент можно опустить, и называть промежуточные ноты так, как удобно вам – понятия все равно обозначают одно и то же.

Где не используются Бемоли и Диезы

Ровно в двух тональностях – Ля-миноре и До-мажоре. В остальных ситуациях они активно используются всеми без исключения музыкантами.

Кроме того, бемоли и диезы отсутствуют между нотами E и F, а также B и C. Они находятся на расстоянии полутона друг от друга. Обязательно запомните это – данный аспект довольно важен при импровизации.

Что такое натуральный ряд

Натуральным рядом по факту называется обычная гамма без повышения и понижения ступеней. В ней все ноты идут последовательно друг за другом в классическом мажорном или минорном порядке. Этот порядок очень важно знать для импровизации на гитаре, поскольку именно на нем она и строится.

Таблица нот для гитары

Перед тем, как приступать непосредственно к запоминанию нот, взгляните на эту таблицу, на которой они обозначены вплоть до 12го лада. Почему до 12го? Потому что это целая октава, и после него ноты повторяются в том же самом порядке, как будто начинаются с нулевого. В данном случае нулевым ладом служит двенадцатый.

Пошаговое изучение расположения нот на гитаре

День первый. Учим ноты на шестой струне

Итак, начать стоит с самой низкой струны на гитаре. В стандартном строе ноты расположены таким образом:

День второй. Учим ноты на пятой струне

Следующий шаг – пятая струна. На ней ноты располагаются в таком порядке.

День третий. Учим ноты на четвертой струне

Далее – четвертая струна. В стандарте ноты на ней такие

День четвертый. Учим ноты на третьей струне

В стандарте это выглядит так

День пятый. Учим ноты на второй струне

В стандартном строе это выглядит так

День шестой. Учим ноты на первой струне

Для стандартного строя разметка следующая

Как можно понять, ноты располагаются точно так же, как и на шестой струне.

День седьмой. Распознавание октав. Поиск нужных нот

Прежде всего, стоит рассказать про принципы, благодаря которым вы быстро сможете найти октаву, и, отталкиваясь от нее, нужную ноту:

  1. Зажатая на седьмом ладу струна будет звучать в октаву к открытой предыдущей. Это распространяется на струны с шестой по четвертую, в случае со второй лад надо зажимать не седьмой, а восьмой.
  2. Если вы, например, зажмете на шестой струне пятый лад, а на четвертой – седьмой, то это будет также октава. Это касается струн с шестой по четвертую, в случае, когда вы зажимаете четвертую и вторую или третью и первую, то сдвиньте верхнюю ноту на один лад вправо.

Запомните эти два простых принципа, и вместе с приведенными выше таблицами вы без труда найдете октавы ко всем нотам на грифе. Это очень важно в таком вопросе, как играть соло, поскольку вам потребуется постоянно находить тонику для возврата в нужное место.

День восьмой. Все ноты на пятом ладу

В стандартном гитарном строе ни одна нота на пятом ладу не является промежуточной. Используйте это как памятку для поиска других звуков по всему грифу – достаточно запомнить их расположение, и вы сможете буквально на ходу понять, где находится нужная вам нота.

День девятый. Все ноты на десятом ладу

То же самое касается и нот на десятом ладу – в стандартном гитарном строе ни одна из них не является промежуточной. Это также может служить вам своеобразным ориентиром при игре.

День десятый. Запоминаем все ноты A

В стандартном строе нота A располагается на следующих ладах

День одиннадцатый. Запоминаем все ноты B

Нота B в стандартном строе располагается на следующих ладах

День двенадцатый. Запоминаем все ноты С

В стандарте нота C находится на этих ладах

День тринадцатый. Запоминаем все ноты D

Эту ноту прозвучивают эти лады

День четырнадцатый. Запоминаем всем ноты E

Данную ноту обозначают эти лады

День пятнадцатый. Запоминаем все ноты F

Эта нота находится на следующих ладах

День шестнадцатый. Запоминаем все ноты G

Она находится на этих ладах

Ноты на грифе гитары. Таблицы для скачивания. Шпаргалки.

Для того, чтобы вам было легче учиться, ниже представлен небольшой сборник файлов-шпаргалок с указанными на грифе нотами. Это сделает процесс обучения еще проще.

  1. Удобная таблица от сайта Pereborom.ru — Скачать (292 Kb)
  2. Таблица #2 — Скачать (280 Kb)
  3. Таблица #3 — Скачать (344 Kb)
  4. Таблица #4 — Скачать (27 Kb)

Изображения откроются в новом окне, после вы сможете сохранить их себе на компьютер.

Стоит ли использовать наклейки с нотами на грифе гитары?

Однозначно – да, но только поначалу. Таким образом, вам действительно будет проще запомнить, где находится какая нота. Однако не стоит цепляться за них – постепенно убирайте их с грифа и старайтесь запоминать ноты без них.

Несколько полезных советов

  1. Как уже было сказано выше – используйте стикеры на гриф, чтобы запомнить нужные ноты;
  2. Тренируйте слух – учитесь не только запоминать расположение нот на грифе, но и то, как они звучат, чтобы быстро находить нужную интонацию по звуку;
  3. Находите все интервалы по всему грифу – это очень поможет в игре в дальнейшем;
  4. Запоминайте, из каких нот, и каким образом строятся аккорды, чтобы потом без труда ставить их в любом месте грифа;
  5. Узнайте, по какому принципу строятся мажорные и минорные гаммы, и пытайтесь строить их от уже запомнившихся нот в любом месте грифа.

ЕЩЕ СТАТЬИ ПО ТЕМЕ:

27 Replies to “ Ноты на грифе гитары. 16 шагов по изучению расположения нот на грифе. ”

Прекрасный сайт! Кладезь ценной информации, все предельно понятно и локанично. Какое счастье, что Вы есть! Огромное Спасибо Вам! Куда можно отблагодарить? 🙂

Очень приятно читать такие отзывы. Помощь отправить пока не куда, да и статьи на сайте все бесплатные. Главное чтобы они были полезные, для меня это важнее.

Спасибо за информацию.
Очень всё просто и доступно для понимания.

Спасибо ОГРОМНОЕ, я именно вас искала. Вот так просто на табличке с пояснениями наглядно. Альберт, вы просто чудо. Я уже отчаялась найти человека, который бы мне ПРОСТО пояснил где какая нота на грифе. Без заумных исторических,физических и математических теорий. Простите за эмоциональность Еще раз СПАСИБО!

Очень приятно! Рад, что вам помогла статья.

Здравствуйте.По нотам более менее понятно,надо учить,а вот по аккордам хочу задать вопрос.Совершенно не понятно почему аккорд называется,к примеру,С,а нот там три и не С,да ещё играть его надо с определённой тоники.Как в этом разобраться,помогите пожалуйста.

Здравствуйте. В этом вопросе вам поможет разобраться статья на нашем сайте Построение аккордов на гитаре.

Потому что аккорд называется по первой ноте (тонике), от которой он строится Аккорд = трезвучие, включающее в себя три ноты: тонику, терцию, квинту (мажорный аккорд). То есть первую, третью и пятую ступень соответствующей гаммы. Соответственно, аккорд C, он же До-мажор состоит нот До, Ми и Соль.

Спасибо будем учить)

Здравствуйте. Спасибо за подробный разбор и поздсказки.
Возник вопрос:
Вы пишите: «Зажатая на седьмом ладу струна будет звучать в октаву к открытой предыдущей. Это распространяется на струны с шестой по четвертую, в случае с пятой лад надо зажимать не седьмой, а восьмой»
Разве речь идет о 5й, а не 2й струне? Судя по сземам на 8м ладу нужно зажать именно 2ю.

Здравствуйте. Текст исправили, все верно на восьмом зажимается 2-ая струна, образуя октаву от 3 открытой струны.

Какие брать наклейки на гриф? Разноцветные, однотонные? На Алике много всего. Или пёстрые большие кругляшки, или мелкие однотонные. И с пестрыми рябит, и однотонные почти не видно.

Здравствуйте, Екатерина. Здесь только дело вкуса и предпочтений. Лично мне больше нравится вариант с однотонными наклейками.

Стоит обратить внимание на то, что наклейки, которые продаются на Алиэкспресс, подходят только для гитар типа Дредноут и других из этого семейства (что касается формы корпуса и грифа). На классические гитары, а также гитары отечественного производства ООО «Ижевский завод Т.И.М.», ЗАО «АККОРД» г. Бобров и др., такие наклейки не подойдут, т.к. на этих инструментах идет широкий гриф и отображение нот на наклейках не будет соответствовать нужным струнам.

Отличный сайт. Спасибо.

Пошаговое повышение грамотности автора. День первый. Зайти в википедию и прочесть значение слова «нота».
День второй. Перестать лепить всё в одну кучу. Осознавать, когда следует употреблять «звук», а когда «нота».
День третий. Наслаждаться собственной грамотностью.

Ваш комментарий немного странный по содержанию. Давайте разберемся. Нота как пишет Википедия – это графическое обозначение «Звука» музыкального произведения.

Музыкальный звук – «звук» определённой высоты, использующийся как материал для создания музыкальных сочинений.

Теперь мы имеем контекст нашей статьи, где описывается, то где находятся ноты на грифе гитары с пошаговым изучением.

Из контекста следует что нам, нужно знать, где находится Нота (теория), чтобы ее потом сыграть (практика), то есть извлечь «Музыкальный звук» на инструменте. Если посмотреть на материал именно в контексте темы, то все написано правильно. Нам нужно знать места извлечения звуков (практика) и знать, как он называется и где находится (теория, нота).

Поясню дополнительно, использование слов звук и нота при правильном понимании материала имеет одинаковое значение. Если бы в статье шла речь о музыкальном звуке, его происхождении, физических характеристиках и других деталях и в нужных местах мы бы использовали слово «нота», в таком случае здесь была бы ошибка.

Отличная статья, всё по полочкам и разжевано, мельче некуда)). Мне, начинающему самоучке, очень помогло, разобраться с нотами. А на комментарии таких «критиков», не тратьте время, тем кто ничего неумеет ничего не остаётся как критиковать чужой труд. Что бы хоть как то прикрыть свою ущербность.
Благодарю за ваш вклад, в моё развитие!)

Очень рад, что информация для вас полезна!

Сайт суперский, спасибо

Спасибо за отзыв!

Здравствуйте!
Большое спасибо за ваш труд и уроки!
Но есть один вопрос… Как правильно учить ноты… когда учишь что нибудь, как правило проговариваешь это (в уме или вслух), так вот как быть… я вижу английское написание но должен произносить слог по русски Е — Ми, А — Ля… и так далее так как быть учить англо-русский музыкальный или же не париться и вместо До-Ре-Ми произносить Сэ-Дэ-Е… так кстати для мозга легче … и правильно ли это…
Спасибо!
P.S.
Нигде не мог найти данную информацию, а вот англо-русскую муз. версии самоучителей просто пруд пруди.

Здравствуйте, Юрий. Ноты конечно лучше учить в том виде как их придумали в произношении, т.е. До-Ре-Ми-Фа-Соль-Ля-Си. А на письме, если вы не пользуйтесь нотными записями и партитурами, то использовать общепринятые буквенные обозначения C-D-E-F-G-A-B.

Объясню для чего это, к примеру, если играть и учить аккорды, то они записаны как раз в буквенном виде, а не Ре-минор или Соль-мажор. В таком виде их использовать неудобно, поэтому нужна буквенная запись «Dm» или «G». Зная, какую ноту, которую обозначает буква, вам проще будет разобраться от какой тоники строится аккорд, какие басовые ноты нужно извлекать, ну а если вы разбираетесь в теории, то будет проще записывать прогрессии и последовательности, к примеру, для сочинения своих песен. В любом случае для этого вам понадобятся сокращенные буквенные записи.

В другом случае. Если вы учите соло или мелодии на гитаре. То здесь чаще всего для удобства партия гитары записывается на тубалатурах и здесь для вас извлекаемые ноты уже нужны именно в их натуральном виде. Т.к. будет правильнее, если вы будете запоминать что 5-ая струна на 5-ом ладу это нота «Ре», а не «Дэ».

Вывод можно сделать, что стоит учить и запоминать ноты визуально как они выглядят на письме в буквенном виде, но произносить их как Соль-Ля-До-диез и т.д.

Не знаю как кто, а лично я не парюсь по поводу звучания или произношения с акцентом или без.
Просто надо научиться читать с листа.
Как школьник, сначала учит буквы, потом слоги, затем читает слова, предложения, рассказы и т. Д
В конце концов мы читаем не замечая буквы. Мы видим в своей голове образы созданные с помощью букв.
Надо научиться слышать музыку глядя на ноты.
Это обязательно придет…

Источник

Оцените статью