Как выучить мелодию для пианино

Ноты для пианино для начинающих

Неопытным музыкантам нелегко. Хочется скорее сесть и непринужденно сыграть любимую песню или что-нибудь эдакое, но не получаются даже ноты для новичков. Пианино или синтезатор дома уже есть, но первые попытки проваливаются с треском. В Интернете полно видеоуроков, существуют даже курсы игры без нот. Но хочется ведь владеть инструментом, как настоящий пианист, да и видео есть не ко всем песням.

И вот вы купили в музыкальном магазине самые простые ноты для пианино или скачали их в интернете, но ничего там не поняли. Черные кружочки, какие-то еще значки, расположенные на линиях, выглядят китайской грамотой. Приплыли. Красивая песня выглядит сложно и скучно. Как же читать эту запись?

Как читать ноты для пианино

Научиться понимать, где какой звук и как читать ноты для пианино, несколько проще, чем на гитаре, например. Сейчас вы это увидите. Но для начала вникнем в основы.

Перед вами пять строк с изящным символом слева. Строки — это нотоносец, на котором располагаются все музыкальные значки.

Символ слева называется скрипичным ключом, он пишется всегда в начале нотоносца и указывает на высоту звуков, которые есть в песне. Грубо говоря, если используется скрипичный ключ, то клавиши мы будем нажимать в основном где-то посередине всей клавиатуры, или в среднем регистре. Ключей в музыке четыре, но сейчас не будем в эту тему углубляться.

Теперь нужно понять, как читать сами ноты. Попробуем запомнить их так, чтобы символы для записи проассоциировались с нужными клавишами. На клавиатуре звуки расположены по порядку До-Ре-Ми-Фа-Соль-Ля-Си (как называются ноты для пианино, вы, скорее всего, знаете с детства). О черных клавишах пока забыли.

«До» первой октавы пишется на приписанной к нотоносцу нижней строчке (их дописывают для более низких звуков). Первая октава на самом деле не совсем первая, находится строго посередине пианино. Нашли «До».

Теперь все остальные по такому же принципу:

Если вам будет очень сложно понять на первых порах, где искать какой звук, сделайте для своих клавиш наклейки с подсказками, которые потом можно легко оторвать. Они не нужны будут вам больше, когда вы выучите пару простых песенок.

Черные клавиши и знаки альтерации

Ноты для игры на пианино для начинающих обычно не содержат произведений с большим количеством знаков альтерации. Тем не менее, иногда вам такие знаки все же будут попадаться, и нужно знать, что они обозначают.

Черные клавиши издают звук, который находится по высоте между звуками соседних клавиш. На письме повышенные ноты обозначают такими знаками альтерации, как диез или бемоль. Ре-диез будет на полтона выше Ре, Ля-бемоль — на полтора ниже Ля.

Бекар отменяет действие знаков альтерации. Здесь мы играли два раза Соль-диез, потом два раза просто Соль:

Вот мы и освоили клавиатуру! Пора браться за песни. Кстати, чтобы лучше разобраться в инструменте, почитайте статью и узнайте, что лучше: пианино или синтезатор.

В нотной записи есть много нюансов, например, размер такта (две цифры возле ключа), ноты разной длительности, сильные и слабые доли, ритм и темп, паузы и многое другое. Не стремитесь вникнуть во все сразу, с непривычки получится каша в голове. Лучше найти для начала простые ноты для пианино для начинающих, которые можно сразу сыграть, не прерываясь постоянно на чтение громоздкой теории при каждом непонятном моменте. Изучайте все постепенно, с толком, с чувством, с расстановкой.

Простые ноты для пианино для начинающих

Давайте попробуем понять, как учить ноты для пианино. Для начинающих не нужно браться за сложносочиненные произведения классиков, да и понравившиеся современные композиции дадутся с трудом. Это вгонит в уныние, и продолжительная возня с поиском каждой клавиши и путающимися пальцами отобьет желание играть вообще. «Жили-были два гуся» из детских альбомов для дошкольников музыкалки взрослому могут быть скучны, однако не отбрасывайте их.

Детские песни — прекрасные упражнения для того, чтобы набить руку на первом этапе и понять, как играть без ошибок. Потом вы уже легко перейдете к разбору песен, которые вам нравятся, и поймете их без труда. Останется только сыграть.

Обучение с преподавателем хорошо тем, что он неоднократно показывает, как надо играть, и сможет вас поправить. Но вы можете стать учителем сами себе, если вы скачаете ноты для пианино для начинающих вместе с аудиозаписями. Так вы прослушаете мелодию в целом и выделите логические части: где начало, развитие, какой кусок более эмоционален. У вас появится некая картинка в голове с вашими собственными ассоциациями.

Когда вы пытаетесь разбирать самостоятельно композицию с листа, то извлекаете разобщенные звуки, которые в мелодию не складываются. Зато за аудиозаписью вы сможете повторять и поправлять себя. Потом вы через какое-то время вникнете в теорию и разберетесь, как самостоятельно считывать с листа ритм и темп.

Как выучить ноты на пианино

Конечно, хочется уметь играть что-то наизусть без костыля в виде листка с нотами. И самому приятно, и близкие похвалят за прогресс. Чтобы нас, разобравшихся во всех нотных перипетиях, наконец уже похвалили за прогресс, придется попотеть над разучиванием. Изучение нот на пианино для начинающих лучше всего превратить в игру.

Вы ведь учили стихи в школе или играли в игру на запоминание, когда сначала надо нажать красную кнопку, затем красную и синюю, красную-синюю-зеленую и так далее, увеличивая последовательность? Принцип примерно тот же.

Возьмем, к примеру, такие легкие ноты для пианино для начинающих:

Здесь подписаны слова, что, во-первых, дает понять, как делить запись на логические части, во-вторых, поможет вам запоминать песню, если вы будете напевать во время игры.

Итак, как выучить ноты на пианино наизусть:

  1. Разберите запись, поймите, как песня играется в целом, пусть пальцы привыкнут;
  2. Сыграйте первый такт, затем повторите то же самое без подглядываний;
  3. Теперь играйте первый и второй такт, то есть запомнить нужно четыре ноты подряд. Повторяйте увеличившийся кусок наизусть, пока не получится;
  4. Третий такт по размеру, как первые два, поэтому выучите его весь отдельно, а потом играйте три такта подряд.
  5. Запоминаем четвертый такт, сыграли все вместе. Ура, вы выучили целую строку!
  6. Тем же способом можно выучить и все следующие строки по очереди, разбираясь с каждой отдельно, а затем играя их подряд.

Не бойтесь нотной записи! Если вы усвоили чтение один раз, то больше его никогда не забудете. Учим ноты на пианино и наслаждаемся игрой!

Материалы по теме

Гамма ля минор на пианино

Ля-минор — базовая минорная гамма, с которой начинают знакомство с гаммами музыканты. В ней написано множество знаменитых лирических песен.

Ноты в гамме до мажор на пианино

Поговорим о C-dur, самой известной тональности у всех новичков. Обычно не возникает сложностей понять, как играть До мажор на фортепиано.

Как быстро научиться играть на пианино

Овладеть пользующимися популярностью инструментами за считанные недели – это какая-то вещь из области фантастики? Конечно нет! Эта статья поможет разобраться, как быстро начать играть на пианино и синтезаторе.

Источник

Как лучше запоминать нотный текст для фортепиано?

Нотный текст для фортепиано изначально достаточно сложен даже в гомофонно-гармонической фактуре, не говоря уже о полифонии. Именно поэтому процесс его запоминания часто вызывает проблемы у учащихся практически всех звеньев музыкально-образовательной системы. К сожалению, часто ученики ДМШ решают этот вопрос самым примитивным образом: «елозят» произведение от начала до конца, пока оно само по себе не «въедет» в пальцы.

И действительно, путь этот представляется поначалу наиболее эффективным. Действительно, в младших классах порой для способного ребёнка достаточно 1-2 раза сыграть коротенькое произведение – и оно уже само каким-то чудесным образом запомнилось наизусть.

И это замечательно, потому что после этого уже можно не смотреть в ноты и не задумываться о том, что означают эти противные закорючки, не выискивать их соответствие на клавиатуре.

Некоторые «хитрецы» специально просят педагога ещё и ещё раз сыграть новое произведение, чтобы запомнить его «с рук», не прочитывая нотный текст! И эта болезнь у малышей – самая серьёзная, поскольку делает их в дальнейшем как пианистов нежизнеспособными. Можно сыграть с рук «Ладушки», но не Рапсодию Листа!

Тексты с каждым годом усложняются, их уже невозможно запомнить не только при помощи копирования движений, но даже способом механического запоминания – слишком долго приходится ждать, пока руки сами всё запомнят. А ведь кроме текста есть ещё много других задач, на решение которых просто не остаётся времени!

В последние годы дело дошло уже до того, что к нам в училище приходят дети, плохо читающие ноты! Они и здесь пытаются всё делать старым дедовским методом.

Разве нет рациональных методик запоминания текста? Есть, но одновременно есть очень интересная проблема, с которой я постоянно сталкиваюсь: подростки не хотят осваивать новое, им это кажется сложнее, чем мучиться с непослушной фактурой, которая упорно не лезет в голову! Парадокс, но – факт.

Где же выход? Помимо работы с этой боязнью новизны у студентов училища, думаю, неплохо было бы изначально прививать детям эти самые грамотные методы работы с текстом, тогда и переделывать ничего не придётся.

Во-первых, процесс выучивания нот – занятие неинтересное, не творческое, а достаточно нудное. Именно поэтому этот процесс надо как можно сильнее сократить во времени (чтобы ребёнку не наскучило). Все неприятные моменты обучения лучше «пробегать» быстрее, но этот – в особенности, в виду его особой тошнотворности.

Можно придумать массу игр для этой цели, можно заставить, можно подключить родителей – что угодно, но выучить как можно раньше и как можно быстрее.

Во-вторых, непременно читать ноты (чем больше – тем лучше) на протяжении всего периода обучения. Сделать читку с листа обязательным ежедневным занятием. Это чрезвычайно важно! Кстати, это уже работа интересная и творческая, здесь можно узнавать много новой музыкальной литературы, знакомиться с ней, расширять свой кругозор и репертуар. Лучше всего делать это в 4 руки.

В-третьих (уже о самих способах запоминания), процесс разбора и запоминания текста относится к черновой работе. А черновая работа должна занимать в идеале не более 10% времени, отведённого на освоение произведения.

То есть, в наших условиях, не 2 месяца, а всего неделю! Ну ладно, с этим они не справятся, но хотя бы 2-3 недели, никак не больше. Чтоб основное время посвятить творческой работе, а не такой, которая вызывает тошноту.

Вспомним, что в запоминании текста участвуют (должны участвовать) пять (!) видов памяти. Но при этом есть один секрет: Если в первую очередь текст запомнила наша двигательная память – всё! Все остальные виды памяти будут отдыхать мёртво. Заставить их работать уже практически невозможно. Действительно, зачем, если руки уже и так играют! Наш организм всегда естественно противится работе, а лишней работе – в особенности.

Поэтому: самое правильное (то, что я многократно проверила и своей личной практикой, и практикой своих хороших учеников) – не делать разбор текста вообще. У нас нет такой формы работы. Либо читка с листа (ознакомление), либо запоминание текста наизусть.

Когда мы пытаемся запомнить наизусть совершенно новый текст, где в пальцах ещё не успели образоваться двигательные стереотипы, то у нашего ленивого мозга просто нет другого способа решить эту задачу, кроме как подключить все остальные виды памяти: логическую, слуховую, зрительную и тактильную. Это же элементарно: уловка, которая сама собой напрашивается!

В результате процесс запоминания многократно ускоряется, и, главное, текст держится в голове намного прочнее и дольше, при этом времени на всё это уходит в разы меньше.

Кроме того, при таком способе запоминания уже не получится учить большими кусками. Приходится дробить фактуру на очень маленькие эпизоды, зачастую не больше такта, а иногда и гораздо меньше, что также положительно влияет на результат.

Я знаю, что такой способ заучивания текста (наизусть, минуя разбор) вызывает неоднозначную реакцию у моих коллег. Некоторые даже иронизируют по этому поводу. Я же, ничего не доказывая и не навязывая, советую просто попробовать. Практика – всегда самый лучший арбитр.

Источник

10 приемов запоминания музыки

Запоминание музыкальной композиции может стать огромной проблемой в игре на пианино. Как же музыканты держат в памяти такое огромное количество мелодий?

В музыкальном произведении настолько много составляющих, таких как ноты или ритм, что кажется, нужно обладать воистину сверхчеловеческими способностями, чтобы запомнить все это.

К счастью, это не так. Чтобы запомнить пьесу, требуется только некоторое количество знаний и времени.

Для опытных пианистов это не является проблемой. Есть несколько советов, правильное применение которых может значительно облегчить вам жизнь.

Заучивание пьесы – это традиционная часть жизни музыканта, однако некоторые сталкиваются с огромными трудностями, когда пытаются выудить кусок произведения из памяти. Полностью запомнить пьесу для фортепьяно – нелегкая задача, которую невозможно выполнить в одночасье.

Если у вас есть проблемы подобного рода – не переживайте. В следующий раз, заучивая очередной отрывок, постарайтесь следовать советам, которые вам помогут справиться с этой задачей.

1. Заучивание в процессе обучения

Когда вы впервые знакомитесь с произведением, постарайтесь запечатлеть его в памяти. Усваивание музыкального произведения с самого начала облегчит вам дальнейшее обучение.

Учитесь делать в памяти пометки, – это один из приемов запоминания.

Не пытайтесь запомнить всю пьесу целиком. Вместо этого начните с заучивания трех или четырех тактов. Если это вам дается тяжело, попробуйте запомнить только два или три. Работайте в этом направлении, запоминая только несколько тактов одновременно.

После этого снова отработайте пьесу, но попробуйте удвоить количество тактов. Возможно, это – не самый быстрый способ для запоминания, но очень полезный, особенно при изучении сложных пьес.

3. Запоминайте партии для каждой руки

Не спешите играть обеими руками. Вместо этого, работая правой, старайтесь запомнить партию и для левой. Вы гораздо быстрее запомните мелодию, работая с каждой рукой отдельно. У вас не будет проблем с забыванием мелодии, если вы разучите отдельно партии для каждой руки.

4. Следите за руками

Возможно, слепая игра и хороша, однако ваши руки являются уникальным инструментом для запоминания.
Благодаря пристальному наблюдению за движениями собственных рук, можно легко вызвать из памяти нужный фрагмент. Наблюдая за руками, вы будете запоминать механические движения.

5. Поиск ключевых точек

Выберите несколько отправных точек в пьесе. Для начала пометьте несколько мест, вы можете использовать цифры, символы или фигуры – всё, что поможет вам усвоить материал.

6. Играйте без нот

Самый лучший способ протестировать вашу память, это играть без нот. Даже если вы не сможете сразу сыграть целый кусок без подглядывания, протестируйте себя. Вы увидите, что чем больше будете практиковаться, тем лучше станете играть.

Чтобы следить за прогрессом, вы можете делать пометки в нотах там, где вам сложнее всего. Таким образом вы сможете наглядно видеть ваш прогресс.

7. Играйте медленно

Даже если хочется играть сразу в заданном темпе, лучше сначала отработать его медленно. Данный принцип дает вам возможность улучшить свою память и запомнить мелодию.

8. Проигрывайте мелодию в уме

Может показаться странным совет проигрывать мелодию в уме, но это – отличный способ улучшить свою память. Играйте мысленно, без участия пальцев. Просто расслабьтесь и позвольте музыке заиграть в вашей голове.

Во время мысленного проигрывания представляйте ноты и клавиши. Подумайте, из чего складывается пьеса и что в это время делают ваши руки. Если вы можете проработать в уме всю пьесу, значит, вы освоили данное музыкальное произведение.

9. Повторяйте

Повторение – мать учения. И этому стоит посвятить довольно большой отрезок времени. Вы можете установить для себя цели на каждый день, играя кусок произведения снова и снова до полного запоминания.

Могут быть дни, когда вы не можете вспомнить, что учили так усердно ранее. Не расстраивайтесь, пропустите этот кусок и работайте над другим. Это поможет вам освободить вашу память.

10. Будьте терпеливыми

Терпение играет очень важную роль в процессе запоминания. Москва не сразу строилась, и музыку вы не сможете запомнить сразу за один присест.

Как только вы начинаете чувствовать усталость, сделайте перерыв, – музыка от вас никуда не денется. И не мучайте себя сравнением с другими. Ваш друг, возможно, запоминает по пять тактов против ваших двух, и это очень хорошо. Но не забывайте, что все люди разные, и если вам нужно чуть больше времени на запоминание, чем другим, не отчаивайтесь.

При серьезном подходе к делу и частыми повторениями вы в конечном свете справитесь с задачей запоминания.

Сражаться с собственной памятью – это совершенно нормально, не падайте духом, когда вы пытаетесь вспомнить в очередной раз нужное вам музыкальное произведение. Используя данные советы на разных стадиях заучивания, вы сможете сберечь свое время и нервы.

Разучивание чего-либо – нелегкая задача, но результат того стоит. Для многих музыкантов это уже стало старой доброй музыкальной традицией.

Источник

Оцените статью