Как выучить музыкальное произведение пианино

Как эффективно выучить ноты нового произведения?

Меня часто спрашивают, как быстро выучить музыку, как научиться легко запоминать музыкальный текст, как не делать при этом ошибок и в короткий срок запомнить ноты наизусть. Чтобы быстро выучить музыкальное произведение, необходимо использовать самые эффективные способы запоминания, которыми я поделюсь с вами в этой статье.

1.Знакомство с музыкой на слух: ищем сходства и отличия.

Освоение нового сочинения многие начинают сразу с игры. Музыка этого не любит и будет вам препятствовать большим количеством ошибок. Почему? Представьте, что вы заводите знакомство с новым человеком. Еще не успев толком узнать, что он за личность, вы начинаете «лезть ему в душу». Вполне естественно, что безнаказанным такое поведение не останется, и, скорее всего, отношения будут испорчены с самого начала. Чтобы такого не происходило, необходимо как следует познакомиться с новой музыкой.

Как и нового человека, ее необходимо сперва внимательно выслушать и понять. Прослушивание произведения в хорошем исполнении (а еще лучше, в разных интерпретациях) даст вам возможность лучше проникнуть в его образный мир, запомнить музыкальные особенности, сравнить варианты исполнения. В это время работает ваша слуховая память, и она будет страховать вас от лишних ошибок во время разбора по нотам.

Кстати, о нотах. Во время прослушивания возьмите ноты сочинения и карандашом разметьте его основные разделы. Далее можно поиграть в игру «найди все сходства и отличия». Ваша задача — найти в тексте все повторяющиеся или схожие музыкальные фрагменты, отметив их одним способом, а другим — выделите отличающиеся места. Вы будете удивлены тому, насколько эта нехитрая игра сэкономит ваше время и облегчит работу памяти при разучивании музыки за инструментом.

2.Музыка как торт.

Игра на фортепиано — многозадачный процесс. Нужно одновременно следить за соблюдением ритмического рисунка, правильностью нот, аппликатурой, фразировкой и т.д. Очевидно, что «с ходу» справиться со всеми задачами невозможно. Поэтому на этапе разбора имеет смысл решать каждую из этих задач по отдельности.

Я люблю сравнивать этот процесс с поеданием большого слоеного торта. Если вы попробуете заглотить его целиком, у вас это вряд ли получится, и вы получите вместо удовольствия вывихнутую челюсть и несварение желудка. Куда эффективнее разделить торт на маленькие кусочки, слои, и, поглощая их постепенно, в итоге осилить весь торт. Аналогичным образом мы «скармливаем» нашей памяти новую музыку.

3.Ритмический «слой».

Еще на этапе прослушивания сочинения с нотами в руках мы разделили его на несколько разделов. Каждый из этих разделов лучше разбирать отдельно. Начинать разбор текста следует не с нот, как многие привыкли, а с ритма. Во-первых, это проще. Во-вторых, запомнив на слух ритмический рисунок, вы создаете себе надежный ориентир для дальнейшего освоения мелодии.

Итак, ритм. Посмотрите на обозначение музыкального размера в нотах. Просчитав пару пустых тактов, убедитесь, что темп, в котором вы собираетесь работать, не слишком быстрый для вас на данном этапе. Выберите партию одной из рук и простучите со счетом ее ритмический рисунок в пределах первого раздела сочинения. Только один раздел! Не пытайтесь заглотить весь торт сразу! Сложные ритмические фигуры проработайте несколько раз отдельно, чтобы получалось точно и без отклонений от темпа. После этого еще дважды или трижды простучите ритм всего первого раздела. В идеале вы должны запомнить этот ритмический рисунок наизусть.

Так же поступите с партией второй руки. На это упражнение вы потратите считанные минуты, при этом вашей памяти будет легко усваивать новый материал.

4.Звуковысотный слой.

Когда ритм выучен, можно приниматься за ноты. Опять же, не бросайтесь сразу нажимать клавиши на инструменте. Прочтите (а еще лучше, пропойте) ноты каждой партии вслух, соблюдая и проговаривая ключевые и случайные знаки альтерации. Имейте в виду: как вы ноту назовете, так вы ее и сыграете.

Как только вы добились чтения (или пения) без ошибок, можно переходить к игре. Прежде, чем вы прикоснетесь к клавиатуре, внимательно просмотрите, какими пальцами вам предлагается играть музыку. На этой стадии в работу включается ваша двигательная память, отвечающая за формирование полезных навыков игры. Поэтому удобство и правильность аппликатуры — залог быстрого запоминания текста и легкости исполнения сочинения в дальнейшем.

Наконец, можно приступить непосредственно к игре. Снова «включите» счет, и медленно, соблюдая длительности и верную аппликатуру, сыграйте партию каждой руки по нескольку раз. Если все «слои» были проработаны вами достаточно добросовестно, то к этому моменту партии каждой руки должны запомниться наизусть. Как только это произошло, можно соединять две руки. Остальные разделы следует разбирать в том же порядке, и необязательно делать это в один день.

5.Трудные места и игра без ошибок.

Одним из препятствий на пути быстрого освоения нового произведения является пропуск возникающих ошибок. Сделав ошибку при игре мы нередко идет дальше, говоря себе: «ладно, в следующий раз получится верно». Это самообман. Неисправленная ошибка снова повторится, а через несколько проигрываний закрепится в пагубном навыке, и переучить такое место бывает крайне сложно.

Как только вы заметили ошибку или сложный для исполнения элемент, остановитесь и найдите причину проблемы. Может быть, вы просто взяли слишком быстрый темп? Или играете элемент неудобными пальцами? Возможно, вы забываете об исполнении ключевых знаков или поленились высчитать правильный ритм? Как бы то ни было, то место, где возникла сложность, необходимо медленно, при необходимости со счетом несколько раз сыграть в точности так, как написано в тексте. Элемент можно считать выученным, если у вас получается сыграть его верно пять раз подряд.

6.Оттенки динамики и фразировка.

Разбирая нотный текст, не забывайте про выразительность музыки, которую вы играете. Обращайте внимание на обозначения нюансировки (forte, piano, creschendo, diminuendo и т.п.), на возможные отклонения от основного темпа (accelerando, ritenuto), на штрихи (staccato, legato) и другие «подсказки», встречающиеся в тексте. Ответьте себе на вопрос: что хотел с их помощью выразить композитор в своей музыке?

Постарайтесь услышать в исполняемых нотах музыкальную речь, определите, куда стремится естественная интонация каждой из фраз, и отразите это при игре. Отметьте для себя кульминационные зоны внутри разделов и генеральную кульминацию всего сочинения. Все это поможет вам осмыслить произведение, а значит, быстрее его запомнить.

7. Занимаемся регулярно.

Все вышеперечисленные способы выучивания будут иметь эффект только в том случае, если вы занимаетесь регулярно и добросовестно повторяете все, что было разучено накануне. Любой перерыв в занятиях отбросит вас назад, и работу придется начинать заново. Поэтому будьте целеустремленны, играйте с увлечением и радуйтесь новым выученным музыкальным композициям!

Быстро запомнить ноты нового произведения — это не самоцель для настоящего любителя музыки. Память удержит только то, что по-настоящему осмыслено и глубоко прочувствовано вами. Проникая в замысел композитора через нотный текст вы погружаетесь в музыку, открываете для себя звуковые сокровища, спрятанные, как в шкатулке, в нотной записи. Разбирая новое произведение, вслушивайтесь в его музыкальный язык, улавливайте смысл, воплощенный в звуках. Это позволит вам запоминать целые музыкальные мысли вместо того, чтобы зубрить сочинение по отдельным нотам.

Источник

Как лучше запоминать нотный текст для фортепиано?

Нотный текст для фортепиано изначально достаточно сложен даже в гомофонно-гармонической фактуре, не говоря уже о полифонии. Именно поэтому процесс его запоминания часто вызывает проблемы у учащихся практически всех звеньев музыкально-образовательной системы. К сожалению, часто ученики ДМШ решают этот вопрос самым примитивным образом: «елозят» произведение от начала до конца, пока оно само по себе не «въедет» в пальцы.

И действительно, путь этот представляется поначалу наиболее эффективным. Действительно, в младших классах порой для способного ребёнка достаточно 1-2 раза сыграть коротенькое произведение – и оно уже само каким-то чудесным образом запомнилось наизусть.

И это замечательно, потому что после этого уже можно не смотреть в ноты и не задумываться о том, что означают эти противные закорючки, не выискивать их соответствие на клавиатуре.

Некоторые «хитрецы» специально просят педагога ещё и ещё раз сыграть новое произведение, чтобы запомнить его «с рук», не прочитывая нотный текст! И эта болезнь у малышей – самая серьёзная, поскольку делает их в дальнейшем как пианистов нежизнеспособными. Можно сыграть с рук «Ладушки», но не Рапсодию Листа!

Тексты с каждым годом усложняются, их уже невозможно запомнить не только при помощи копирования движений, но даже способом механического запоминания – слишком долго приходится ждать, пока руки сами всё запомнят. А ведь кроме текста есть ещё много других задач, на решение которых просто не остаётся времени!

В последние годы дело дошло уже до того, что к нам в училище приходят дети, плохо читающие ноты! Они и здесь пытаются всё делать старым дедовским методом.

Разве нет рациональных методик запоминания текста? Есть, но одновременно есть очень интересная проблема, с которой я постоянно сталкиваюсь: подростки не хотят осваивать новое, им это кажется сложнее, чем мучиться с непослушной фактурой, которая упорно не лезет в голову! Парадокс, но – факт.

Где же выход? Помимо работы с этой боязнью новизны у студентов училища, думаю, неплохо было бы изначально прививать детям эти самые грамотные методы работы с текстом, тогда и переделывать ничего не придётся.

Во-первых, процесс выучивания нот – занятие неинтересное, не творческое, а достаточно нудное. Именно поэтому этот процесс надо как можно сильнее сократить во времени (чтобы ребёнку не наскучило). Все неприятные моменты обучения лучше «пробегать» быстрее, но этот – в особенности, в виду его особой тошнотворности.

Можно придумать массу игр для этой цели, можно заставить, можно подключить родителей – что угодно, но выучить как можно раньше и как можно быстрее.

Во-вторых, непременно читать ноты (чем больше – тем лучше) на протяжении всего периода обучения. Сделать читку с листа обязательным ежедневным занятием. Это чрезвычайно важно! Кстати, это уже работа интересная и творческая, здесь можно узнавать много новой музыкальной литературы, знакомиться с ней, расширять свой кругозор и репертуар. Лучше всего делать это в 4 руки.

В-третьих (уже о самих способах запоминания), процесс разбора и запоминания текста относится к черновой работе. А черновая работа должна занимать в идеале не более 10% времени, отведённого на освоение произведения.

То есть, в наших условиях, не 2 месяца, а всего неделю! Ну ладно, с этим они не справятся, но хотя бы 2-3 недели, никак не больше. Чтоб основное время посвятить творческой работе, а не такой, которая вызывает тошноту.

Вспомним, что в запоминании текста участвуют (должны участвовать) пять (!) видов памяти. Но при этом есть один секрет: Если в первую очередь текст запомнила наша двигательная память – всё! Все остальные виды памяти будут отдыхать мёртво. Заставить их работать уже практически невозможно. Действительно, зачем, если руки уже и так играют! Наш организм всегда естественно противится работе, а лишней работе – в особенности.

Поэтому: самое правильное (то, что я многократно проверила и своей личной практикой, и практикой своих хороших учеников) – не делать разбор текста вообще. У нас нет такой формы работы. Либо читка с листа (ознакомление), либо запоминание текста наизусть.

Когда мы пытаемся запомнить наизусть совершенно новый текст, где в пальцах ещё не успели образоваться двигательные стереотипы, то у нашего ленивого мозга просто нет другого способа решить эту задачу, кроме как подключить все остальные виды памяти: логическую, слуховую, зрительную и тактильную. Это же элементарно: уловка, которая сама собой напрашивается!

В результате процесс запоминания многократно ускоряется, и, главное, текст держится в голове намного прочнее и дольше, при этом времени на всё это уходит в разы меньше.

Кроме того, при таком способе запоминания уже не получится учить большими кусками. Приходится дробить фактуру на очень маленькие эпизоды, зачастую не больше такта, а иногда и гораздо меньше, что также положительно влияет на результат.

Я знаю, что такой способ заучивания текста (наизусть, минуя разбор) вызывает неоднозначную реакцию у моих коллег. Некоторые даже иронизируют по этому поводу. Я же, ничего не доказывая и не навязывая, советую просто попробовать. Практика – всегда самый лучший арбитр.

Источник

«Как быстро выучить наизусть музыкальное произведение?»

специалист в области арт-терапии

Как быстро выучить наизусть музыкальное произведение?

Запоминание нотного текста для большинства учащихся – самая неприятная часть работы над произведением. С этой проблемой сталкиваются как начинающие, так и опытные музыканты. Часто память подводит в ответственный момент выступления на сцене. Как же правильно учить музыкальное произведение?

Музыкальная память – это способность человека запоминать, сохранять и последовательно воспроизводить музыкальный материал. Существует несколько видов музыкальной памяти:

1. Зрительная память – благодаря данному виду памяти мы воспринимаем различные зрительные образы, и удерживаем их. Помните, как говорят? – мне надо увидеть, тогда я запомню! Очень многие просто запоминают клавиши, которые надо нажать и. играют произведение!

2. Слуховая память – при помощи слуховой памяти мы запоминаем различные звуки (речевые, музыкальные) и можем (или не можем) их воспроизвести. Кто не замечал, что услышав песню, которая каждое утро играет в автобусе, можно спеть ее не выучивая специально. Эта память, как никому более, важна музыкантам!

3. Двигательная (или моторная) – способность запоминать и воспроизводить различные движения, их последовательность, темп, ритм, быстроту. (Например, переехав в новую квартиру, рука будет по привычке тянуться к выключателю в ту сторону, где он был расположен в старой квартире. Такая она приставучая, эта двигательная память!). Еще удивительнее, когда люди рассказывают, что они закончили музыкальную школу 30 лет назад, не помнят уже ни ноты, ни преподавателя, но когда подходят к инструменту, запросто играют произведение, которое они учили целый год и сдавали на экзамене в классе, эдак, седьмом!

4. Эмоциональная память – это наша способность запоминать чувственное состояние и воспроизводить его, при повторении какой–либо ситуации. Говорят, что музыка – это стенография чувств.

5. Логическая память (или смысловая) – запоминание нами различных элементов, которые связаны между собой определенной смысловой цепочкой. Музыка – это не набор звуков, а структурированная, взаимосвязанная и точная система взаимоотношений звуков. Если разобраться в ней, изучить отдельные элементы музыкального языка, то запоминать будет, на удивление, гораздо легче и приятнее.

Основными компонентами музыкальной памяти являются слуховая и двигательная памяти. Остальные же виды являются вспомогательными, но от этого не менее ценными. Надо понимать, что все виды памяти действуют как во время запоминания, так и во время воспроизведения, и их трудно разделить, потому что они действуют КОМПЛЕКСНО. Поэтому важно развивать все виды памяти.

Как работает память

Обратим ваше внимание, что память работает в двух режимах: произвольном и непроизвольном.

При произвольном режиме запоминания человек прикладывает сознательные усилия.

В свою очередь непроизвольный режим запоминания, как правило, является побочным результатом какой–либо другой деятельности.

Как устроен процесс запоминания

Первым делом происходит прием информации, далее вся полученная информация перерабатывается и сохраняется на более или менее продолжительный срок. Это зависит от психо-физических особенностей человека, его темперамента и способностей, которые успешно развиваются при регулярных занятиях.

По продолжительности хранения память можно разделить на три вида:

Непосредственная память . В данном случае вся информация сохраняется в течении нескольких секунд.

Кратковременная память, информация сохраняется в течении нескольких минут. Показалось, что запомнил, а потом через несколько минут – забыл!)

• И, наконец, третий вид памяти – долговременная , которую, в свою очередь, можно разделить на:

Так же можно выделить оперативную и промежуточную память.

Вся полученная днем информация перерабатывается организмом во время сна, сортируется, и переводится в долговременную память. ОЧЕНЬ важно при выучивании наизусть.

Прежде всего нужно осознать, что память у нас у всех разная. Наша память очень избирательна: кто-то с легкостью запоминает номера сотовых телефонов, а имя человека из нескольких букв забывает сразу. Другие с удовольствием используют свою зрительную память, которая никогда их не подводит, а таблицу умножения запоминают со скрипом. Почему так происходит? В чем причина? Назову пять причин плохой памяти, чтобы лучше понимать, как запомнить все, что угодно:

Самая распространенная причина. С большим трудом запоминается все, что не интересно и не вызывает желания развивать себя в данной сфере.

2. Неумение сконцентрироваться, невнимание и неумение управлять своим вниманием

Отвлекающие моменты: шум, маленькие дети, телевизор ….. Привычка делать одновременно несколько дел, на самом деле только усугубляет положение вещей.

3. Неумение запоминать информацию и использовать свою память для этого

Знаете ли вы, что память работает по своим законам? Умение запоминать информацию не дар свыше, а навык, который можно тренировать. Есть интересные методики, которые способствуют запоминанию.

4. Недостаток кислорода, недостаток витаминов и неправильное питание

Выход есть: едим здоровую пищу, занимаемся спортом и гуляем на свежем воздухе.

5. Плохое самочувствие и депрессия

Запомнить в таком состоянии вряд ли удастся.

Как эффективно выучить ноты нового произведения?

Как быстро выучить музыку, как научиться легко запоминать музыкальный текст, как не делать при этом ошибок и в короткий срок запомнить ноты наизусть. Чтобы быстро выучить музыкальное произведение, необходимо использовать самые эффективные способы запоминания.

1.Знакомство с музыкой на слух: ищем сходства и отличия.

Освоение нового сочинения многие начинают сразу с игры. Музыка этого не любит и будет вам препятствовать большим количеством ошибок. Почему? Представьте, что вы заводите знакомство с новым человеком. Еще не успев толком узнать, что он за личность, вы начинаете «лезть ему в душу». Вполне естественно, что безнаказанным такое поведение не останется, и, скорее всего, отношения будут испорчены с самого начала. Чтобы такого не происходило, необходимо как следует познакомиться с новой музыкой. ( ПОСЛУШАТЬ И ИНТЕРНЕТЕ)

Как и нового человека, ее необходимо сперва внимательно выслушать и понять. Прослушивание произведения в хорошем исполнении (а еще лучше, в разных интерпретациях) даст вам возможность лучше проникнуть в его образный мир, запомнить музыкальные особенности. В это время работает ваша слуховая память, и она будет страховать вас от лишних ошибок во время разбора по нотам.

Кстати, о нотах. Во время прослушивания возьмите ноты сочинения и карандашом разметьте его основные разделы. Далее можно поиграть в игру «найди все сходства и отличия». Ваша задача — найти в тексте все повторяющиеся или схожие музыкальные фрагменты, отметив их одним способом, а другим — выделите отличающиеся места. Вы будете удивлены тому, насколько эта нехитрая игра сэкономит ваше время и облегчит работу памяти при разучивании музыки за инструментом.

2.Музыка как торт.

Игра на инструменте — многозадачный процесс. Нужно одновременно следить за соблюдением ритмического рисунка, правильностью нот, аппликатурой, фразировкой и т.д. Очевидно, что «с ходу» справиться со всеми задачами невозможно. Поэтому на этапе разбора имеет смысл решать каждую из этих задач по отдельности.

Можно сравнивать этот процесс с поеданием большого слоеного торта. Если вы попробуете заглотить его целиком, у вас это вряд ли получится, и вы получите вместо удовольствия вывихнутую челюсть и несварение желудка. Куда эффективнее разделить торт на маленькие кусочки, слои, и, поглощая их постепенно, в итоге осилить весь торт. Аналогичным образом мы «скармливаем» нашей памяти новую музыку.

3.Ритмический «слой».
Еще на этапе прослушивания сочинения с нотами в руках мы разделили его на несколько разделов. Каждый из этих разделов лучше разбирать отдельно. Начинать разбор текста следует не с нот, как многие привыкли, а с ритма. Во-первых, это проще. Во-вторых, запомнив на слух ритмический рисунок, вы создаете себе надежный ориентир для дальнейшего освоения мелодии.
Выберите партию одной из рук и простучите со счетом ее ритмический рисунок в пределах первого раздела сочинения. Только один раздел! Не пытайтесь заглотить весь торт сразу! Сложные ритмические фигуры проработайте несколько раз отдельно, чтобы получалось точно и без отклонений от темпа. После этого еще дважды или трижды простучите ритм всего первого раздела. В идеале вы должны запомнить этот ритмический рисунок наизусть.

Так же поступите с партией второй руки. На это упражнение вы потратите считанные минуты, при этом вашей памяти будет легко усваивать новый материал.

4.Звуковысотный слой.
Когда ритм выучен, можно приниматься за ноты. Опять же, не бросайтесь сразу нажимать клавиши на инструменте. Прочтите (а еще лучше, пропойте) ноты каждой партии вслух, соблюдая и проговаривая ключевые и случайные знаки альтерации. Имейте в виду: как вы ноту назовете, так вы ее и сыграете.

Как только вы добились чтения (или пения) без ошибок, можно переходить к игре. Прежде, чем вы прикоснетесь к клавиатуре, внимательно просмотрите, какими пальцами вам предлагается играть музыку. На этой стадии в работу включается ваша двигательная память, отвечающая за формирование полезных навыков игры. Поэтому удобство и правильность аппликатуры — залог быстрого запоминания текста и легкости исполнения сочинения в дальнейшем.

Наконец, можно приступить непосредственно к игре. Снова «включите» счет, и медленно, соблюдая длительности и верную аппликатуру, сыграйте партию каждой руки по нескольку раз. Если все «слои» были проработаны вами достаточно добросовестно, то к этому моменту партии каждой руки должны запомниться наизусть. Как только это произошло, можно соединять две руки. Остальные разделы следует разбирать в том же порядке.

5.Трудные места и игра без ошибок.
Одним из препятствий на пути быстрого освоения нового произведения является пропуск возникающих ошибок. Сделав ошибку при игре, мы нередко идет дальше, говоря себе: «ладно, в следующий раз получится верно». Это самообман. Неисправленная ошибка снова повторится и запомнится, а исправлять всё очень трудно.
Как только вы заметили ошибку или сложный для исполнения элемент, остановитесь и найдите причину проблемы. Может быть, вы просто взяли слишком быстрый темп? Или играете элемент неудобными пальцами? и т.д. . Элемент можно считать выученным, если у вас получается сыграть его верно пять раз подряд.

5А Разделить на части , ОПОРНЫЕ моменты

6.Оттенки динамики и фразировка.
Разбирая нотный текст, не забывайте про выразительность музыки, которую вы играете. Обращайте внимание на обозначения нюансировки (forte, piano, creschendo, diminuendo и т.п.), на возможные отклонения от основного темпа (accelerando, ritenuto), на штрихи (staccato, legato) и другие «подсказки», встречающиеся в тексте. Ответьте себе на вопрос: что хотел с их помощью выразить композитор в своей музыке?

Постарайтесь услышать в исполняемых нотах музыкальную речь, определите, куда стремится естественная интонация каждой из фраз, и отразите это при игре. Отметьте для себя кульминационные зоны внутри разделов и генеральную кульминацию всего сочинения. Все это поможет вам осмыслить произведение, а значит, быстрее его запомнить.

7. Занимаемся регулярно.
Все вышеперечисленные способы выучивания будут иметь эффект только в том случае, если вы занимаетесь регулярно и добросовестно повторяете все, что было разучено накануне. Любой перерыв в занятиях отбросит вас назад, и работу придется начинать заново. Поэтому будьте целеустремленны, играйте систематически.
Память удержит только то, что по-настоящему осмыслено и глубоко прочувствовано вами.

Это позволит вам запоминать целые музыкальные мысли вместо того, чтобы зубрить сочинение по отдельным нотам.

Обдумайте художественные образы,

Добавляйте зрительные образы, рисуйте картинки — ассоциации, понятные только вам.

Установите сроки работы, делайте перерывы, не учите, если чувствуете себя плохо.

Говорите всем, что у вас феноменальная память!

Методы развития музыкальной памяти по И. Гофману.

Работа с нотным текстом без инструмента.

Работа за инструментом.

Работа без нотного текста, наизусть.

Работа « мысленно» без музыкального инструмента и без нотного текста.

В вопросе развития музыкальной памяти очень важны разумные действия, направленные на правильное запоминание. Они способствуют успешному развитию общей и музыкальной памяти у учеников, что, в свою очередь, благоприятно сказывается на творческом и техническом росте.

Источник

Оцените статью