Как выучить ноты для баяна

Основы игры на баяне — П. Говорушко

Ноты, пособия, самоучители для баяна, аккордеона

ЧТЕНИЕ С ЛИСТА

В формировании музыканта-исполнителя, да и в развитии исполнительства вообще, овладение навыком чтения нот с листа имеет огромнейшее значение.
Умение свободно читать ноты неоценимо как в практической деятельности (особенно для аккомпаниаторов и оркестрантов), так и в учебной работе, где оно, собственно, определяет темп развития учащегося. Ведь общеизвестно, что хорошо читающий ноты ученик успевает знакомиться с большим количеством произведений, постоянно расширяет свой музыкальный кругозор. И, наоборот, читающий слабо —проходит мало, разучивает произведения медленно, с трудом.
Здесь следует оговориться, что чтение нот с листа вряд ли доступно в равной мере всем учащимся или исполнителям. Успешное овладение этим навыком обуславливается, кроме всего прочего, некоторыми специфическими особенностями музыкальной одаренности исполнителя. Одной из таких особенностей является гармонический слух.

Основываясь на логике гармонического развития, такой слух позволяет как бы предчувствовать появление той или иной гармонии. Сам процесс чтения при этом не будет требовать особого напряжения. При слаборазвитом гармоническом слухе чтение будет более напряженным, а потому замедленным и менее точным. Для преодоления этих трудностей требуется не только более интенсивная тренировка, но и специальная работа над развитием гармонического слуха.
Для успешного развития навыка чтения нот с листа на баяне следует учитывать и некоторые специфические особенности инструмента. Надо сказать, что устройство баяна делает чтение с листа на этом инструменте весьма трудным делом. По объему собственно чтения (две строки, два ключа, большой диапазон, разнообразие фактур и т. п.) баян лишь незначительно уступает фортепиано, по объему же исполнительских действий значительно превосходит его. Ведь баян имеет не одну клавиатуру, как фортепиано, а две. Кроме того, расположение этих клавиатур исключает возможность зрительного контроля за исполнением. Затрудняет чтение с листа и способ звукоизвлечения, требующий хорошей координации в работе левой руки, сочетающей исполнение текста с воспроизведением звука (разжим, сжим меха).

Читайте также:  Пряно древесный с цитрусовым аккордом

Все это особенно сказывается при исполнении больших скачкоз. Отсутствие зрительного контроля при разучивании произведений восполняется обычно путем дополнительной тренировки, при чтении же с листа такая возможность отсутствует. Исполнение скачка в таком случае может быть точным лишь тогда, когда наличествует острое слуховое ощущение цели, тона, завершающего скачок. Без такого ощущения и при тренаже достигнуть удовлетворительного результата очень трудно.
Из сказанного видно, что чтение с листа на баяне требует не только сосредоточенного внимания, но и особенно активного слухового напряжения.
Большим подспорьем в чтении с листа является правильная организация собственно чтения. Здесь имеются свои закономерности, знание которых позволяет значительно облегчить и ускорить этот процесс. В чем же они заключаются?

Весь звукоряд правой клавиатуры в диапазоне от Н до с4 можно рассматривать как два аккорда из неустойчивых (си —ре — фа— ля) и устойчивых (до— ми— соль) звуков Де мажора.
Первый аккорд (си- ре— фа— ля) в малой и второй октавах пишется на линейках, а в первой и третьей — между линейками. Второй аккорд (до — ми — соль), наоборот, в малой и второй октавах пишется между линейками, а в первой и третьей — на линейках. Хорошо осознав эту закономерность, можно добиться более беглого чтения в высоком и низком регистрах. Надо добавить, что диапазон правой клавиатуры баяна в скрипичном ключе исчерпывается написанием пяти добавочных линеек как снизу, так и сверху нотного стана. Причем на обеих пятых линейках расположены крайние ноты си (на пятой снизу — Н, на пятой сверху — Л3).
Зная все это и увидев ноты, расположенные на нижних добавочных линейках (начиная со второй), читающий уже будет исключать до, ми и соль как пишущиеся в этой октаве между линейками1 и думать о вероятных си, ре, фа, ля. Вверху же (в третьей октаве) он будет исключать эти звуки, так как на линейках здесь пишутся лишь до, ми и соль.

Читайте также:  Струны для гитары братеево

После твердого усвоения записи звуков и повторения расположения их на правой клавиатуре можно приступить к исполнению с листа одноголосных пьес с гаммообразным, по-ступенным (а затем арпеджированным) движением мелодии, постепенно охватывая все больший диапазон.
Поскольку появление альтерации, изменяя высоту звука, не изменяет его написания на нотном стане, торопиться с переходом к новым тональностям не следует до тех пор, пока не выработается навык абсолютно свободного чтения диатонических звуков в До мажоре и ля миноре. Вводить хроматизм следует в том регистре, который уже хорошо изучен. Отсутствие должной системы в выборе репертуара для чтения с листа (в практике, к сожалению, чаще всего так и бывает) может принести не пользу, а вред, развивая небрежность в выборе аппликатуры, в исполнении вообще. А на раннем этапе обязательное соблюдение аппликатурной дисциплины гаммообразного принципа и владение основными приемами игры (легато, стаккато) является особенно важным.
Чтению с листа помогает знание некоторых особенностей записи нот, группировки и т. п. Так, направление движения мелодии (ее повышение, понижение) отражается соответствующим написанием вязки, объединяющей какую-либо группу нот.
Очень большое значение для чтения имеют особенности записи двойных нот и аккордов.
Двойные ноты. Наиболее характерно для баяна параллельное движение двойными терциями и секстами. Следует указать учащемуся на особенности их записи: в терциях оба звука записываются или на линейках, или между ними; в секстах — если нижний звук на линейке, то верхний (через определенное расстояние) — между линейками, и наоборот:

Так же, как сексты, пишутся кварты и октавы, но расстояние между звуками различное (в кварте — меньшее, в октаве — большее).
В квинтах и септимах, как в терциях, оба звука —или на, или между линейками. Определить, какой из названных интервалов встретился, легко, если помнить, что состоят они соответственно из двух и трех терций (т. е. с одним или двумя, пропущенными, через терцию, тонами):

Такой порядок сохраняется и на добавочных линейках. Поэтому при чтении двойных нот, записанных на верхних добавочных, определяется по названию нижняя нота, верхняя же может определяться по интервалу. Например:

Такое написание характерно для септимы. Определяем: от ля септима вверх будет соль.
В двойных нотах, находящихся под нотным станом, называется верхняя нота, а нижняя определяется по интервалу.
Аккорды. Характерное написание трезвучия и его обращений выглядит так:

Как видим, оно основано на сочетании, терций и кварт. Работая, следует добиться того, чтобы пальцы почти механически находили клавиши, соответствующие тому или иному аккорду (см. рис. 9 на стр. 37).
Для этого нужно обстоятельно пройти трезвучия отдельно в мажоре и миноре. Так же проходятся секстаккорды и квартсекстаккорды.
Чтение и исполнение четырехзвучных аккордов имеет свои особенности. Прежде всего следует отличать написание удвоенных звуков трезвучий и их обращений от септаккордов с обращениями. Для первых характерны интервалы терций и кварт, для вторых — терций и секунд:

Известную трудность представляет чтение и исполнение обращений септаккордов. Здесь ориентиром должна служить секунда (вверху — квинтсекстаккорд, в середине — терцкварт-аккорд, внизу — секундаккорд).

Очень часто доминантсептаккорд и его обращения применяются с пропущенной квинтой. Их написание:

Септаккорды и их обращения воспроизводятся на баяне несколькими типовыми положениями пальцев, которые следует усвоить на специально подобранных упражнениях. Для наглядности можно составить схему таких основных типовых положений подобно приведенной для трезвучий.
Таков основной круг навыков, приобретению которых необходимо подчинить первый этап занятий чтением с листа. Дальнейшая работа будет направлена на изучение тональностей с все большим количеством знаков, пьес все более и более трудных, быстрых и т. п.
По мере появления сколько-нибудь значительных навыков игры с листа правой рукой необходимо начать игру и левой.

Прежде чем начинать, игру с листа двумя руками, учащийся должен получить хотя бы самые необходимые навыки игры правой и левой руками отдельно. К таким навыкам относится прежде всего свободное чтение типичного аккомпанемента — трезвучий, секстаккордов и т. п. Однако прежде чем приступить к этому, следует добиться прочного усвоения левой клавиатуры.
Особое внимание нужно уделить изучению записи звуков низкого и высокого регистров в басовом ключе. Как правило, учащиеся слабо знают ноты, записанные под нотоносцем и выше него. Чтобы хорошо их усвоить, полезно поиграть специально подобранные примеры из полифонических пьес.
При чтении аккомпанемента учащиеся обычно идут по линии наименьшего сопротивления: не задумываясь над строением аккорда, они читают лишь его обозначения (Б, М, 7) и определяющий бас. В начальном периоде обучения, когда ученик слабо подготовлен теоретически, это не только допустимо, но и единственно возможно. По мере же накопления достаточных теоретических знаний от такого метода нужно отказаться и перейти к осмысленному чтению аккордов. При чтении последовательности бас — аккорд исполнитель, пользуясь обозначениями, мысленно проделывает три операции, выясняет: а) какой бас, б) какой аккорд (Б, М, 7) и в) от какого баса этот аккорд.
Не проще ли, взглянув на аккорд, сразу определить и его название и его принадлежность? Думаем, что да. Это значительно упрощается тем, что для всех аккордов существует весьма ограниченное количество видов записи, а именно:
а) трезвучия в основном виде записываются от соль, ля и си;
б) в виде квартсекстаккорда — от до и ре;
в) в виде секстаккорда — от ми и фа.
Твердо усвоив, что основной тон в трезвучии — внизу, в квартсекстаккорде — в середине, а в секстаккорде —вверху, можно научиться без труда определять принадлежность аккорда (от какого баса он берется).

Так же обстоит дело и с доминантсептаккордом:
а) в основном виде (с пропущенной квинтой) он пишется
от соль;
б) в виде секундаккорда — от ля, си, до и ре;
в) в виде квинтсекстаккорда — от м и фа;

По расположению основного тона (основной вид — внизу, секундаккорд — в середине, квинтсекстаккорд— вверху) так же просто определить, от какой ноты строится данный аккорд, и обойтись без дополнительного обозначения.
В процессе тренировки вырабатывается зрительное восприятие записи того или иного аккорда, и необходимость в отыскивании основного тона сама по себе отпадает, что еще упрощает чтение.
Из сказанного следует, что для определения аккордов левой клавиатуры достаточно применения лишь буквенно-цифровых обозначений (Б, М, 7). Для подвинутых исполнителей вообще вряд ли целесообразно дополнительное обозначение аккордов (определяющего баса).
Одной из основных задач чтения нот с листа двумя руками в первоначальном периоде должна являться работа над развитием навыка исполнения типичных ритмических сочетаний, то есть работа над развитием координации. Здесь организация работы должна быть примерно такой:
1. Четные метрические категории:
а) соседние: целые — половинные, половинные — четверти, четверти — восьмые, восьмые — шестнадцатые попеременно в правой и левой руке;
б) не соседние: целые — четверти (восьмые, шестнадцатые), половинные — восьмые (шестнадцатые), четверти —
шестнадцатые, также попеременно то в правой, то в левой руке.

2. Нечетные метрические категории:

В заключение следует сказать, что игра с листа (одной или двумя руками) должна быть всегда осмысленной, работа над исполнением штрихов, динамических и агогических оттенков при чтении должна быть последовательной, систематической, а не стихийной, эпизодической. Только в таком случае чтение с листа будет плодотворно влиять на общее продвижение учащегося.

Источник

«Некоторые рекомендации по заучиванию нотного текста наизусть в классе аккордеона (баяна)».

На практике приходится часто сталкиваться с необходимостью заучивать исполняемую программу наизусть. Как правило, итоговая аттестация учащегося, различные концерты и конкурсные выступления подразумевают исполнение произведений на память, без нот.

В работе изложины некоторые принципы заучивания текста учеником.

Скачать:

Вложение Размер
nekotorye_rekomendatsii_po_zauchivaniyu_notnogo_teksta_naizust.docx 17.83 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное образовательное учреждение дополнительного образования детей

«Никольская детская музыкальная школа»

преподавателя по классу аккордеона Агаповой Светланы Николаевны

Методическая работа на тему:

«Некоторые рекомендации по заучиванию нотного текста наизусть

в классе аккордеона (баяна)».

В концертной и учебной практике сложилась традиция играть программу без нот, наизусть. Игра на память обеспечивает несравненно большую свободу выражения, исполнение приобретает более совершенные очертания, появляется та свобода и независимость, которая позволяет музыканту в еще большей степени углубиться в музыку, проникнуться ее мыслями и образами.

Попытаемся изложить некоторые принципы заучивания текста исполнителем.

Как же практически овладеть навыками игры наизусть, чтобы быть уверенным во время исполнения?

Прежде всего отметим, что игра наизусть не цель, а следствие продолжительного общения с нотами.

Важнейшим условием при запоминании произведения является развитая память, причем все ее виды: слуховая, зрительная, тактильная, или осязательная (память прикосновения), моторная, или мускульная (память движения).

Рассмотрим каждый из видов памяти отдельно.

Слуховая память для музыканта – один из основных видов памяти. Что бы ни играл исполнитель, он должен прежде всего слышать и стараться запоминать то, что он играет. Таким образом формируется внутренний слух, внутреннее слуховое представление. Вместе с тем, вслушиваясь в каждый отдельный звук и контролируя его, надо представлять музыку не в черных и белых клавишах (ладах струнного инструмента), а в звуковых образах. Осознав образ, общую звуковую картину, легче запомнить составляющие элементы – отдельные звуки.

В основе зрительной памяти – фиксация зрительных образов. Работая с нотным текстом в течение определенного времени, мы успеваем как бы сфотографировать его в своем сознании. В результате часто запоминается не только сам текст, но и его расположение на нотном листе: страница, строчка, место переворота и т.п. Поэтому не следует спешить расставаться с нотами. Нужно дать время сработать зрительной памяти. Процесс «отлучения от нот» должен быть естественным, а не насильственным: отказываться от них можно лишь тогда, когда материал выучен достаточно прочно.

Тактильная , или осязательная, память основывается на ощущении прикосновения. У баяниста (аккордеониста) этот вид памяти активно развивается хотя бы потому, что левую клавиатуру он вообще не видит, а правую видит лишь частично. Поэтому исполнительский процесс осуществляется главным образом благодаря осязанию, ощущению прикосновения к клавишам. На этой же базе вырабатываются в конечном счете и навыки ориентации на клавиатуре.

Для того чтобы ощущать ту или иную последовательность клавиш, надо вначале, в период разбора партии играть довольно весомыми, «тяжелыми» пальцами, ощущая каждую клавишу, затем, по мере освоения текста, переходить к обычной манере игры. Плотное ощущение каждой клавиши, всей ее поверхности – важный фактор при воспитании тактильной памяти.

Суть моторной памяти – в автоматизме движений: «запоминают» пальцы, а не голова. Так, играя пассаж или какое-либо сложное построение, «память руки» фиксирует взаимосвязь различных звуков, следующих в определенном направлении к тому или иному конечному пункту. Чувство направления движения способствует запоминанию не отдельных звуков, а всего звукоряда, всей цепи.

Поэтому, разучивая произведение, не следует все время смотреть на клавиатуру, на играющие пальцы. Этим можно лишь помешать развитию мышечной памяти, что не только удлинит сроки выучивания, но и повлияет на прочность знания текста наизусть. При этом способе запоминания пальцы двигаются как бы сами по себе, в сознании фиксируются лишь опорные звуки данной фактуры, все же остальные становятся достоянием мышечной памяти, подсознания. Разумеется, в этом процессу особое значение имеет выверенная во всех деталях аппликатура.

Наконец, укажем еще на один способ запоминания – произвольный , то есть выполняемый с помощью определенных волевых действий. Бывает так, что и при использовании всех четырех видов памяти текст, все же остается не выученным наизусть. В этом случае его приходится запоминать специально, путем многократных повторений.

Любой из описанных здесь способов может применяться как отдельно, так и вместе с другими в комплексе. А это означает, что надо развивать все типы памяти.

Большое значение при игре на аккордеоне (баяне) играет запоминание главного мелодического голоса (будем называть его мелодией). Главный голос, как мелодически определенное и завершенное по форме музыкальное построение, — один из самых выразительных элементов музыки. Поэтому запомнить его не представляет особых трудностей.

Осваивая мелодию, необходимо проникнуть в ее характер, определить её настроение. Поэтому, наряду с изучением за инструментом, её полезно просольфеджировать. Важно, чтобы мелодия вызвала у исполнителя интерес и была воспринята им эмоционально.

Большое значение при заучивании наизусть имеет понимание структуры музыкального текста, его составных элементов. При анализе мелодии следует обратить внимание на повторное строение фраз, секвенционное построение, наличие кульминационных моментов и т.п. Так, сочетая ряд способов запоминания главного голоса – с инструментом и без, на основе внутреннего слуха и анализа структуры, — можно значительно ускорить этот процесс.

Запоминание второстепенных голосов. К второстепенным голосам относятся: подголосок, контрапункт, имитация, гармонические голоса, педальные звуки и т.д. Так как второстепенные голоса имеют подчиненное значение, выучить их наизусть намного сложнее, чем мелодию. Для этого надо прежде всего определить роль того или иного голоса и его соотношение с другими голосами, проанализировать его. Облегчить запоминание может «видение» во второстепенном голосе определенной мелодической линии. Наряду с этим можно воспользоваться и зрительной памятью. Полезно заучивать подголосок или партию левой руки как отдельно (представляя мелодию на основе внутреннего слуха или пропевая вслух главный мелодический голос), так и в сочетании с другими голосами.

Заучивая произведение наизусть, необходимо мобилизовать все свое внимание. Гораздо полезнее сыграть текст 2-3 раза внимательно, чем много раз, оставаясь несобранным.

Целесообразно разбить текст на небольшие разделы, обозначив их цифрами, и сосредоточить внимание на каждом из них в отдельности. Заучивание надо осуществлять планомерно и постепенно, обращая внимание на аппликатуру, штрихи, динамику, движение меха. Необходимо хорошо знать не только все произведение целиком, но и отдельные исходные точки, то есть первые звуки какого-либо построения, хода, пассажа. При запоминании пассажа, например, надо твердо знать первую ноту, несколько последующих и последнюю — заключительную, то есть иметь ясное представление о диапазоне пассажа, его крайних точках; остальные ноты будут сыграны автоматически, по инерции.

Необходимо тренировать свою память, независимо от того хорошая она или плохая от природы. При условии систематической тренировки память может развиваться.

Список использованной литературы:

  1. Маккиннон Л. Игра наизусть.
  2. Ризоль Н. Очерки о работе в ансамбле баянистов.

Источник

Оцените статью