Как выучить ноты для гармони

Как выучить ноты для гармони

Игра по нотам

Учится трудно, а начинать изучать нотную грамоту уже не молодым – еще трудней. Хочется побыстрей, и , может быть, не полном объеме, но достаточном чтобы играть, понимать написанное на нотном стане.

Методики обучения в музыкальной школе, эффективные, спору нет, но они рассчитаны на длительное, постепенное изучение материала, на психологию ребенка. Да и работают они только когда есть преподаватель, который подает материал, контролирует усвоение, исправляет ошибки. Кроме того, опытный преподаватель учитывает психологические особенности ученика и найдет индивидуальный подход. Я же занимаюсь самообразованием, и учебники для музыкальных школ и училищ мне не подходят, но являюся очень полезным справочным материалом. Надо искать что-то другое.

Самоучители для гармони: П. Лондонов, Р.Бажилин, Г. Тышкевич , а также самоучители для игры на баяне этих и других авторов для меня были не эффективны. Наверно мне не подошли психологически. Цель занятия-урока не написана, чего надо добиться на данном занятии? Как контролировать? Нотная грамотность дана скомкано, каким-то урывками. Не создается цельная, взаимосвязанная система.

Я лучше понимаю и выучиваю, когда идем по схеме: вот задача, а для решении ее надо с делать такие то шаги. А схема: сделаем или выучим это (у меня сразу вопрос, а зачем?), потом это, и т.д., и долго всё, занудливо, без объяснения — зачем . А потом, опаньки, готово. Такая схема мне не подходит.

Читайте также:  Галстук гитарой по голове

Обложился я книгами по музыкальной грамоте и сольфеджио, полез в интернет, начал учить ноты, длительность, интервалы, тональности, лады, аккорды и их обращения и т.д. Кое-что, конечно, выучил и запомнил. Все это нужно, а на гармони играть с листа не могу. Не правильно что-то делаю. Задумался: цель и методы ее достижения.

И вот что я понял.

Главные задачи, на первом этапе:

1. установить связь с изображением ноты на нотном стане и соответствующей клавишей гармони. Четкую, устойчивую связь.

А название ноты вторично, оно пригодится потом. Да на называю их по разному, у нас (до-ре-ми) или в Европе (C-D-E). (Тем более, что те упражнения, которым я пользовался, позволяют сделать это по ходу дела автоматически.)

2. длительность нот. Необходимо это четко выучить и уметь исполнять. Дело не трудное, и это тоже автоматически решатся в тех же упражнения, что и первая задача.

Из этих двух моментов: нота и длительность, в общем то, и состоит игра на гармони (да и на других музыкальных инструментах), все остальное тоже важно, но это задачи второго плана.

Начал искать подходящие упражнения, находил, пробовал. А все оказалось очень просто – обыкновенная гамма ДО-МАЖОР – до-ре-ми и т.д. Так что ничего нового я не изобрел и не изобретаю.

С этой гаммы все начинается, в любом самоучителе написано – сыграйте гамму – и все. И все ее пропускают, все ясно, чего тут играть то, не малое дитя ведь. Испробовал кучу способов, чтобы и выучить ноты побыстрей и научится извлекать их из гармони, и, как ни странно, это примитивнейшая гамма оказалась лучше всего.

Я просто сейчас поподробней опишу методику своих с упражнениями основанных на этой простой гамме. Много слов будет написано для того, чтобы из этой простейшей вещи получить максимальную отдачу.

Что это даст?

Можно за два-три дня научиться играть по нотам, с листа.

Конечно, вначале это было как у первоклассника: по слогам, медленно, без выражения. Но через очень небольшое время, выработалась и беглость и выразительность .

Это дистанционное обучение, нет учителя, который бы Вас контролировал (замечал ошибки, причины их вызывающие и способы исправления). Вы учитель, Вы же и контролер. Поэтому важно понять цель упражнения и методы ее (цели) достижения для самоконтроля. Обмануть, формально выполняя упражнение, Вы можете только себя. А это Вам нужно?

Общеизвестно, что навык — это умение, приобретенное упражнением, то есть многократным повторением, в основе которого лежит теория образования и закрепления условного рефлекса (в данном случае зрительно-слухо-двигательного).

Задача заключается в том, чтобы сформировать и закрепить навык, то есть сформировать систему нервных связей (динамический стереотип), которая является отражением в мозге реальных связей (нота — расположение на нотном стане и движений пальцев — нажатия нужной клавиши)

Я буду описывать процесс формирования и развития технического навыка. Поэтому необходимо прежде всего уяснить механизм этого процесса.

Начинаем

Справа картинка правой клавиатуры гармони – как бы через прозрачный гриф гармони (зеркальное отражение), ближе к меху 12 кнопок, дальше от меха – 13 кнопок. Я распечатал и положил эту картинку перед собой. Чуть поиграв, убрал.

Октавы выделены разным цветом: 1 октава, 2 октава, 3 октава.

Я вначале приклеил кусочки скотча на клавиши ноты до 1, 2 и 3 октавы, для того чтобы правильно, на ощупь, находить эти клавиши. Потом можно его оторвал.

Смотрел на расположение нот, подглядывал вначале, 2-3 раза сыграв гамму, потом не стал это делать.

Чтобы сесть с гармонью удобней, а не перед компьютером, гамму распечатал (смотреть на ноты надо обязательно).

Сел и правильно взять гармонь (как учат в самоучителях), правой ногой лучше отбивать ритм, я так делал (заодно выработается ровный ритм).

Еще я пользовался метрономом. Прибор давний, музыканты используют его, а гармонисты почему-то нет. В интернете горячие споры – нужен он или нет. Но я думаю, не дураки его придумали и используют лет двести.

1. День первый

Как играл гамму:

медленно, и на каждый удар ноги (счет «раз», но вслух произносить это не надо ) и одновременно;

1. разглядывал ноту (запоминал ее расположение);

2. произносил вслух название ноты (запоминл название ноты);

3. и при этом нажимл на нужную кнопку («пальцами» запоминл расположение кнопки для ноты);

4. перехожу к следующей ноте;

Необходим такой темп игры, который обеспечивал бы единство сознания и действия.

«Мантра» для этой гаммы:

до – ре – ми – фа – соль – ля – си – ля – соль – фа – ми – ре — до

гамма в 1 октаве

гамма во 2 октаве

гамма в 3 октаве

В результате многократного повторения и достигается эта цель, но при условии игры без ошибок.

А отсюда вывод: чтобы играть быстро, надо играть медленно.

Медленный темп и является условием точности, которая, в свою очередь, обеспечивает возможность постепенного увеличения скорости игры. Ведь формирование и закрепление технического навыка заключается не в тренировке пальцев, а в тренировке нервных процессов, обусловливающих формирование динамического стереотипа и сокращение времени рефлекторного ответа, от чего и зависит скорость игры.

В первый день я, играл час –полтора, но без ошибок. Если бы я играл дольше, то начал бы ошибать, независимо от скорости.

Занятие не весёлое для, но нужное.

Моя ошибка на этом этапе:
Пролистав и посмотрел ноты для гармони, и заметил, что в основном ноты лежат в пределах 5 линий нотного стана, т.е. первая октава и первая половина нот второй октавы. Этому участку на первом этапе освоения игры по нотам я уделил больше внимания (хотелось побыстрей), а теперь испытываю трудности, если приходится играть ноты третьей октавы.

Источник

Уроки. Содержание самоучителя игры на гармони — Играй гармонь народная

Уроки. Содержание самоучителя игры на гармони

Тональность
Герметичность меха и корпуса

Проверка клавишного механизма
Условия эксплуатации
Состав инструмента
Правила игры на гармони
Аппликатура
Работа со звуком

Урок №2
Левая клавиатура
Игра на левой клавиатуре
Схема расположения клавиш
Басы
Аккорды
Вспомогательный ряд
Минор
Мажор
способы извлечения звука

Урок №3
Правая клавиатура
Игра на правой клавиатуре
Схема расположения клавиш
Упражнения
«Тонкая рябина»
«Цыганочка»
Изучение основных аккордов

Урок №4
Нотоносец
Расположение звуков
Длительность звуков
Игра двумя руками
Основы музыкальной грамоты
Нотный стан
Ключ соль
Ключ фа

Урок №5
Игра в мажоре
Основы аккомпанемента
Цифровое обозначение клавиш

урок №6
Высота звука
Октава
Звукоряд правой клавиатуры
Такты
Знаки изменения длительности нот
Нота с точкой
Лига
Фермата
Пауза

Источник

Как выучить ноты для гармони

Схема левой руки для упрощенной гармони 23×12

Аккорды на гармони:

осетинская гармошка Как бас-схема ?
Схема левой руки для упрощенной гармони 21×12 ?

Лилия пишет: Здравствуйте! а есть схема нот гармони чайка 19х12

Лилия пишет: Здравствуйте! а есть схема нот гармони чайка 19х12

Левая сторона без ряда дополнительных басов, как в любой хромке.

Правая сторона в зависимости от вашей тональности.

Источник

«Шпаргалки» для начинающего гармониста

  • Сообщений: 15
  • Спасибо получено: 25

Здорово живёте, товарищи!

Не знаю куда выложить, поэтому оставлю здесь парочку файлов по теме. Надеюсь, они окажутся кому-нибудь полезными.
Всем добра!

Раскладка клавиатур
Аккорды на правой клавиатуре
Аккорды на правой клавиатуре (урезанный вариант)

Вложения:

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

  • Иван
  • —>
  • Не в сети
  • Сообщений: 88
  • Спасибо получено: 20

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

  • Anatoliy
  • —>
  • Не в сети
  • Сообщений: 294
  • Спасибо получено: 127

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

  • Юрий 50
  • —>
  • Не в сети
  • Сообщений: 519
  • Спасибо получено: 119

Иван пишет: Подскажите пожалуйста, для гармони в какой тональности эта таблица?

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

  • Максим
  • —>
  • Не в сети
  • Сообщений: 55
  • Спасибо получено: 9

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

  • Леонид
  • Автор темы —>
  • Не в сети
  • Сообщений: 15
  • Спасибо получено: 25

Ноты для гармони пишутся и подбираются с тем учётом, что это диатонический инструмент, то бишь без всяких там «диезов».

Дабы хоть как-то исправить эту ситуёвину, добавили кнопки-ноты в верхней части правой клавиатуры и назвали гармонь хроматической (хромкой), что, конечно же, не совсем верно. Вот эти ноты:

  1. ре-диез 2-ой октавы;
  2. фа-диез 2-ой октавы;
  3. соль-диез 1-ой октавы.

Последняя в этом списке, кстати, встречается чаще всего в гармошечных нотах.

Тональность гармони, это то, как на самом деле звучит «гармошечная До 1-ой октавы» в сравнении с другими, полностью хроматическими, инструментами (баян, фортепиано, гитара и т.п.). При игре только на одной гармони, никакого влияния тональность не оказывает; разве что под голос, желательно, выбирать ту, которая больше подходит (поётся).

Но вот если, скажем, придётся играть вместе с другими инструментами, например, с баяном, то тональность, конечно же, играет огромную роль.

Если «гармошечная До» звучит также, как «До» на баяне, то смело можно играть композицию вместе; разумеется, с одних и тех же нот.

Если же у гармошки другая тональность, например, «Соль», то баянисту (по тем же нотам) нужно играть всю композицию либо на 2,5 тона ниже (в унисон), либо 3,5 тона выше (в октаву). Т.е. я, например, играю «Ля» первой октавы, а баянист давит на «Ми» первой или второй октавы и у нас получится созвучная игра.

Другими словами, баянисту или пианисту нужно выполнить т.н. транспонирование — перенос звука на заданный интервал вверх или вниз. К слову, со струнными инструментами, можно обойтись проще — достаточно их настроить в тон вашей гармошки.

А вот, насчёт «выборных аккордов» я вопрос не понял — требуется уточнение.

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Источник

Оцените статью