- Как выучить ноты с ребенком?
- 0 этап – получение базовых представлений о высоких и низких музыкальных звуках
- 1 этап – проговаривание названий нот вслух
- 2 этап – лесенка на фортепиано
- 3 этап – запись нот на нотном стане
- 4 этап – изучение скрипичного ключа и расположения нот на нотоносце
- 5 этап – работа с «музыкальной азбукой»
- 6 этап – развитие навыка чтения нот
- 7 этап – закрепление знаний
- Как выучить ноты когда поешь
Как выучить ноты с ребенком?
Если вы хотите выучить ноты самостоятельно или позаниматься этим со своим ребёнком, то, прежде всего, вы должны получить представление о том, что же такое собственно ноты. Дело в том, что ноты – это записанные звуки. Точно так же как в речи, буквы – это записанные звуки. И потому и в языке и в музыке сначала нужно хотя бы немного познакомиться именно со звуками, и только потом с их начертаниями.
В данном мини-руководстве предлагается способ выучить ноты в несколько последовательных этапов. Руководство подходит как для обучения детей, так и для самостоятельного обучения нотной грамоте взрослых.
0 этап – получение базовых представлений о высоких и низких музыкальных звуках
Музыка – это искусство, а каждое из искусств говорит на своём собственном языке. Так, языком живописи являются краски и линии, языком поэзии – слова, ритмы и рифмы, для танца важны движения, красивые позы и мимика. Язык музыки – это музыкальный звук. Так вот, повторим еще раз, что только записанный на бумаге музыкальный звук и называют нотой.
Музыкальных звуков существует очень много, они разные – высокие и низкие. Если выстроить все звуки подряд начиная с низких звуков и до самых высоких, то получится музыкальный звукоряд. В таком звукоряде все звуки выстроились словно «по росту»: низкие – это большие, рослые нотки, как медвежата, а высокие – маленькие, как птички и комарики.
Так вот, звукоряд может быть большим по составу – звуков в нем просто море. Например, на клавиатуре фортепиано можно взять и сыграть аж целых 88 звуков. Причем, если мы играем на фортепиано подряд, то нам кажется, будто бы мы поднимаемся по ступенькам музыкальной лестницы. Попробуйте и послушайте сами! Слышите? Это очень ценное ощущение!
Совет! Если у вас в доме инструмента фортепиано или какого-либо его аналога (синтезатора) не имеется, то разыщите для себя виртуальную клавиатуру или установите приложение «Пианино» на свой телефон.
1 этап – проговаривание названий нот вслух
Итак, в звукоряде много всяких звуков, но есть 7 главных – это ДО РЕ МИ ФА СОЛЬ ЛЯ СИ. Эти названия вы давно уже знаете, ведь так? Эти 7 звуков постоянно повторяются, только на новой высоте. И каждое такое повторение называется октавой.
Звукоряд, разделенный на октавы, в которых постоянно повторяются 7 звуков, напоминает по своему устройству многоэтажный дом. Каждая новая октава – это новый этаж, а семь основных звуков – это музыкальная лестница с одного этажа на следующий.
Рекомендуем! Если вы занимаетесь с ребёнком, заведите альбом – обычный альбом для рисования или даже просто папку для рисунков.
Обязательно проделайте упражнение такого толка. Нарисуйте на листе многоэтажный дом, внутри – лесенки по семь ступенек. А теперь, включите фантазию и придумайте для ребенка какую-нибудь историю – например, про пионера Васю, который решил помочь котенку, забравшемуся на чердак. Ваша цель – несколько раз подняться и спуститься подряд по музыкальной лестнице.
Дело в том, что ряд «до-ре-ми-фа-соль-ля-си», как правило, без труда проговаривают все дети, а вот в обратную сторону «си-ля-соль-фа-ми-ре-до» – совсем немногие. Данное упражнение это дело легко поправит, а поправить – очень важно!
Для той же цели можно использовать и известные всем «считалочки»:
До, ре, ми, фа, соль, ля, си –
Кошка села на такси!
Си, ля, соль, фа, ми, ре, до –
Кошка села на метро!
2 этап – лесенка на фортепиано
Теперь нужно снова обратиться к фортепиано, важно установить слуховые ассоциации. Упражнение с лесенками нужно проделать за фортепиано, с настоящими звуками. Заодно попутно запоминается расположение нот на клавиатуре фортепиано.
Каково же это расположение? На фортепиано есть белые и черные клавиши. Все белые идут подряд без каких-либо особенностей в своем порядке. А вот черные идут маленькими группами – то две клавиши, то три, то две, то снова три и т.д. Ориентироваться на клавиатуре пианино нужно по черным клавишам – там, где две черных клавиши, слева от них, внизу «под горой» всегда находится нота ДО.
Дальше можно попросить ребенка (а взрослому – попросить себя) найти все нотки ДО на клавиатуре, причем важно не перепутать их с клавишами ФА, которые будут встречаться в начале групп из трех черных клавиш. Затем от нотки ДО, можно выстроить ряд всех остальных звуков и играть этот ряд вдоль и поперек. Более подробно о расположении нот и октав на фортепиано можно прочитать ЗДЕСЬ.
3 этап – запись нот на нотном стане
Для записи букв и цифр есть специальные тетрадочки – в клетку или в линейку, наверняка ваш ребенок об этом уже знает! Объясните ему, что для записи нот тоже есть специальная бумага – с нотными станами.
Обратите внимание, что нет нужды сразу учить ребенка запоминать ноты на нотном стане, сначала нужно просто потренироваться в написании нот. Нотный стан состоит из пяти линеек, ноты можно писать:
А) на линейках, насаживая их как бусинки на ниточку;
Б) в промежутках между линейками, над и под ними;
В) подряд – на линейках и между ними без пропусков;
Г) на добавочных маленьких линеечках и между ними.
Все эти способы написания нот нужно обязательно попробовать и ребенку, и взрослому. Никакие скрипичные и басовые ключи на этом этапе не нужны. Правда следует объяснить самый главный принцип – высокие ноты располагаются выше, чем низкие (тот же принцип лесенки).
4 этап – изучение скрипичного ключа и расположения нот на нотоносце
На этом этапе занятий музыкальной грамотой с ребенком можно вводить скрипичный ключ. Сначала можно просто порисовать скрипичный ключ. Попутно нужно объяснить, что по-другому скрипичный ключ также называют КЛЮЧОМ СОЛЬ, так как он привязан ко второй линейке, то есть к той же линейке, где пишется нота СОЛЬ первой октавы.
Есть два способа рисования скрипичного ключа:
- начинать со второй линейки и заканчивать крючком;
- начинать снизу, с крючка и заканчивать на второй линейке.
Оба этих способа можно показать ребёнку, попробовать порисовать на бумаге и в воздухе, а затем уже оставить какой-то один, наиболее удобный способ.
Следующий шаг – это изучение нот на нотном стане, начинать нужно с ноты СОЛЬ, которая пишется на второй линейке. А затем следует снова обратиться к музыкальной лесенке и выяснить, какие нотки соседствуют с СОЛЬ, какие располагаются выше ее и ниже. Эти же ноты (ФА и ЛЯ) будут соседями СОЛЬ и на нотном стане.
Дальнейшее изучение нот можно построить по такому сценарию:
- Назвать и записать пять нот, которые встретятся нам, если мы будем подниматься по музыкальной лесенке вверх от СОЛЬ (это СОЛЬ, ЛЯ, СИ, ДО, РЕ). ДО и РЕ в данном случае – это уже ноты второй октавы, возможность перехода в следующую октаву ребенку нужно объяснить.
- Назвать и записать пять нот, которые встретятся, если спускаться по музыкальной лесенке вниз от СОЛЬ (СОЛЬ, ФА, МИ, РЕ, ДО). Здесь следует обратить внимание ребенка на ноту ДО, которой не хватило места на нотном стане, и потому она пишется на добавочной линейке. Ребенок должен запомнить ноту ДО как необычную ноту и впоследствии сразу ее распознавать.
- Назвать и записать ноты первой октавы, которые пишутся на линейках (ДО, МИ, СОЛЬ и СИ). «До, ми, соль, си – на линеечках сидят» – есть такая попевка-считалочка.
- Назвать и записать ноты первой октавы, которые пишутся между линейками (РЕ, ФА, ЛЯ, ДО).
Таким же образом постепенно (только не в тот же день и не за один раз) можно освоить ноты второй октавы. Слишком сильно торопиться и напрягать ребенка нотной грамотой не стоит, чтобы не пропал интерес.
5 этап – работа с «музыкальной азбукой»
Что представляет собой детский букварь? Изображение букв и предметов, названия которых с этих букв начинаются. Если освоение нотной грамоты идёт тяжело (например, если возрастом ребенок еще совсем малыш), то имеет смысл на некоторое время отвлечься и разбавить серьезность занятий красивыми наглядными материалами.
Музыкальную азбуку вы можете изготовить вместе с ребенком. Каждой ноте можно посвятить отдельный листок альбома – на нем нужно красиво написать название ноты, ее положение на нотном стане рядом со скрипичным ключом, а затем дополнить эту основу чем-нибудь интересным – стихами, словами, которые начинаются с названий нот, рисунками. При необходимости музыкальную азбуку можно использовать и на более ранних этапах обучения.
Пример карточки для музыкальной азбуки:
Скачать готовую музыкальную азбуку: СКАЧАТЬ
6 этап – развитие навыка чтения нот
Тренировкой навыка чтения нот на начальном этапе освоения нотной грамоты нужно заниматься регулярно. Методы работы здесь могут быть разные – обыкновенное прочитывание нотного текста с названием всех нот по порядку, переписывание нот в нотную тетрадь, подписывание всех нот в уже перенесенной в тетрадь мелодии.
Примеры для чтения можно найти в любом учебнике по сольфеджио. Как правило, примеры в учебниках сольфеджио (отрывки различных мелодий) небольшие по объёму (1-2 строчки), это очень удобно. Во-первых, ребенок не утомляется при занятии и может довести работу до конца. Во-вторых, на проработку одного-двух номеров уходит совсем немного времени, именно это позволяет обращаться к данному виду деятельности два-три раза за один день.
Примеры для чтения нот
7 этап – закрепление знаний
Одним из способов закрепления выученных нот могут стать разнообразные письменные и творческие задания. Хорошая подборка увлекательных заданий для разучивания и запоминания нот первой и второй октавы содержится в рабочей тетради по сольфеджио для 1 класса Г. Калининой. Рекомендуем вам приобрести эту тетрадочку и пользоваться ей в будущем, так как с помощью этого пособия в живой и увлекательной форме (ребусы, загадки и т.д.) можно проработать многие важные вещи.
Подборка заданий из рабочей тетради Г. Калининой – СКАЧАТЬ
Тот, кто не поленился и проработал все этапы, обернитесь назад к прошлому. Теперь вы можете увидеть плоды своей работы. Получилось ли научить нотам своего ребенка? Трудно ли это было? Думаем, что это было увлекательно и интересно. Пожалуйста, поделитесь своим опытом в комментариях!
Источник
Как выучить ноты когда поешь
Эта статья для самых начинающих интересоваться игрой на музыкальных инструментах.
Обычно принято начинать с теории звука, но я считаю, что все и так прекрасно понимают, что такое звук. Так что перейдем непосредственно к изучению основных кирпичиков любой музыки — нот.
Я уверен, что подавляющее большинство читателей знает, что нот семь и зовутся они ДО, РЕ, МИ, ФА, СОЛЬ, ЛЯ, СИ.
Это так, но многие ли могут, например, ответить на такой вопрос, почему нот семь, а октава делится на 12 частей?
Также наверняка почти никто не помнит, где какая нота находится на нотоносце. А это знать необходимо для чтения музыкальной партитуры.
Сейчас я приведу простой способ, позволяющий прекрасно выучить местоположение всех нот на нотоносце всего за несколько дней!
Нотоносец или нотный стан — это пять нотных линеек на которых и между которыми записываются ноты.
Как все-таки запомнить, где на нотоносце располагается та или иная нота? Смотрим на картинку.
В первую очередь надо запомнить ноты на крайних линейках. Это ноты ми и фа. Затем учим ноты на трех средних линейках: соль, си, ре. Затем — ноты между линейками: фа, ля, до, ми. Затем запоминаем, что под нижней линейкой располагается нота ре, а над верхней — нота соль. После этого начинаем учить добавочные линейки. Первая добавочная снизу — нота до, первая добавочная сверху — нота ля.
Почему ноты располагаются именно так? Почему, скажем, ноту до не нарисовать бы на самой нижней линейке (или еще в каком-нибудь другом месте)? Это определяет ключ (он нарисован слева). В данном случае ключ называется «ключом соль» и рисуется на той линейке, где будет нота соль. В данном случае — на второй линейке. Ключ соль, к слову сказать, — это как бы видоизмененная буква S (от итальянского названия ноты sol). Скрипичный ключ — это ключ соль, нарисованный на второй линейке снизу. Ключи соль на других линейках в настоящее время практически не используются. Еще в музыке используются ключ фа и ключ до. Они выглядят так:
Объясню принцип действия этих ключей. Дело в том, что слышимая человеческим ухом музыка делится примерно на 8 октав от самых низкиз звуков, до самых высоких. А на нотоносце записать все ноты этих октав, даже используя добавочные нотные линии физически невозможно. Поэтому для удобства записи партитур (ну чтоб не добавлять кучу добавочных линий) разделили запись нот по ключам.
Самый распространенный ключ — скрипичный. Он, как мы помним, помещает ноту соль первой октавы на вторую линейку нотоносца. В скрипичном ключе пишутся ноты для скрипки (отсюда название), гитары , губной гармоники , большинства деревянных духовых инструментов, части медных духовых, ударных инструментов с определённой высотой звука и других инструментов с достаточно высоким звучанием. Для партий правой руки при игре на фортепиано чаще всего тоже используется скрипичный ключ.
Нас же, как начинающих, интересует из всех этих инструментов гитара и фортепиано (синтезатор). То есть скрипичный ключ для нас будет самым часто встречающимся.
Вторым по распространенности является басовый ключ Помещает фа малой октавы на четвертую линейку нотного стана. Этим ключом пользуются инструменты с низким звучанием: виолончель , фагот и т. д. В басовом ключе обычно пишется партия левой руки для фортепиано.
Ключ до мы рассматривать не будем, так как он применяется для записей партий альтов и тромбонов.
Пока на этом все. В дальнейшем мы рассмотрим следующие элементарные музыкальные понятия. Ну а пока учим ноты, а точнее их места на нотоносце.
Источник