- Как легко и быстро выучить ноты
- МЫ ПРИГОТОВИЛИ ДЛЯ ВАС ПОДАРОК!
- Нотная грамота для начинающих музыкантов
- Звуковысотность
- Длительности нот
- Громкость
- Тембр
- Как выучить ноты с ребенком?
- 0 этап – получение базовых представлений о высоких и низких музыкальных звуках
- 1 этап – проговаривание названий нот вслух
- 2 этап – лесенка на фортепиано
- 3 этап – запись нот на нотном стане
- 4 этап – изучение скрипичного ключа и расположения нот на нотоносце
- 5 этап – работа с «музыкальной азбукой»
- 6 этап – развитие навыка чтения нот
- 7 этап – закрепление знаний
Как легко и быстро выучить ноты
В предлагаемом тренинге содержится ряд полезных советов и упражнений для тех, кто хочет быстро и легко за один день запомнить все ноты в скрипичном и басовом ключе. Для этого вместо того, чтобы месяц мучиться вопросом, как выучить ноты, придется присесть на минут 40 и просто выполнить все предлагаемые упражнения…
1. Хорошенько заучите и навсегда запомните порядок следования основных ступеней музыкального звукоряда – до, ре, ми, фа, соль, ля, си . Вы должны легко и быстро называть вслух этот порядок в разных направлениях и способах движения:
- в прямом, или восходящем движении ( до, ре, ми, фа, соль, ля, си, до );
- в противоположном, или нисходящем движении ( до, си, ля, соль, фа, ми, ре, до );
- в восходящем движении через одну ступень ( до-ми, ре-фа, ми-соль, фа-ля и т.д.);
- в нисходящем движении через одну ступень ( до-ля, си-соль, ля-фа и т.д.);
- в восходящем и нисходящем движении через две ступени ( до-фа, ре-соль, ми-ля и т.д. или до-соль, си-фа, ля-ми и т.д.);
- двойным и тройным шагом через одну ступень в восходящем движении ( до-ми-соль, ре-фа-ля и так от всех ступеней; фа-ля-до-ми, соль-си-ре-фаи т.д.).
2. Такие же упражнения со ступенями звукоряда следует выполнять за фортепиано (или на другом музыкальном инструменте) – находя нужные клавиши, извлекать звук и определять его принятым слоговым наименованием. О том как разобраться с клавишами фортепиано (где какая нота на клавиатуре) можно вочитать вот в этой статье.
3. Для быстрого запоминания расположения нот на нотоносце полезно выполнение письменных работ – те же упражнения со ступенями звукоряда переводятся в формат графической записи, названия ступеней по-прежнему произносятся вслух. Следует иметь в виду, что теперь работа ведется в рамках действия ключей – например, скрипичного ключа, наиболее распространенного в музыкальной практике. Примеры записей, которые у вас должны получиться:
4. Запомните, что:
скрипичный ключ указывает на ноту соль первой октавы, которая записывается на второй линейке нотоносца (основные линейки всегда считаются снизу);
басовый ключ указывает на ноту фа малой октавы, занимающую четвертую линейку нотоносца ;
нота «до» первой октавы в скрипичном и басовом ключах располагается на первой добавочной линейке .
Знание этих простых ориентиров также поможет распознаванию нот при чтении.
5. Заучите отдельно, какие ноты записываются на линейках, а какие помещаются между линейками. Так, например, в скрипичном ключе на линейках пишутся пять нот: ми, соль, си из первой октавы, ре и фа из второй. К этой группе можно отнести и ноту «до» первой октавы – она занимает первую добавочную линейку. Ряд – до-ми-соль-си-ре-фа – сыграйте на фортепиано: каждую ноту ряда по очереди в восходящем и нисходящем направлениях, называя звуки, и все вместе одновременно, т.е. аккордом (двумя руками). Между линейками (равно как над или под линейками) в скрипичном ключе записываются следующие звуки: ре, фа, ля первой октавы, до, ми и соль второй.
6. В басовом ключе на линейках «сидят» следующие ноты: удобнее определять их в нисходящем направлении, начиная с ноты «до» первой октавы – ля, фа, ре малой октавы, си, соль большой. между линейками пишутся ноты: фа, ля большой октавы, до, ми, соль, си малой.
7. Наконец, важным этапом освоения нотной грамоты является тренировка навыка распознавания нот. Возьмите ноты любого незнакомого вам музыкального сочинения и попытайтесь быстро найти на инструменте (фортепиано или др.) все ноты по порядку из тех, что есть на странице. Для самоконтроля можно также скачать и установить на компьютер программу «нотный тренажёр».
Чтобы получить эффективный результат, рекомендуемые упражнения необходимо выполнить один или два раза. Навык свободного чтения нот возрастает с опытом регулярных самостоятельных занятий музыкой – это могут быть игра на музыкальном инструменте, пение по нотам, просмотры партитур, переписка любых нот, запись собственного сочинения. А теперь, внимание…
МЫ ПРИГОТОВИЛИ ДЛЯ ВАС ПОДАРОК!
Наш сайт дарит вам в подарок электронный учебник нотной грамоты, с помощью которого вы узнаете о нотной грамоте буквально всё или почти всё! Это отличное руководство для начинающих музыкантов-самоучек, учащихся музыкальных школ и их родителей. Для того чтобы получить эту книгу – просто заполните специальную форму в правом верхнем углу этой страницы. Книга будет вслана на указанный вами адрес электронной почты. Подробная инструкция находится здесь.
Источник
Нотная грамота для начинающих музыкантов
Тем, кто решил познать в музыке хоть что-либо серьезное, не избежать знакомства с различными нотными записями. Из данной статьи вы узнаете о том, как научиться читать ноты, не заучивая их, а лишь поняв те логические принципы, на которых базируется нотная грамота.
Что входит в понятие нотной грамоты? Это все то, что относится, так или иначе, к записи и чтению нот; это такой своеобразный язык, который понятен всем музыкантам Европы и Америки. Как известно, каждый музыкальный звук определяется 4-мя физическими свойствами: высотой, продолжительностью, громкостью и тембром (окраской). И с помощью нотной записи музыкант получает информацию обо всех этих четырех свойствах того звука, который он собирается спеть или сыграть на музыкальном инструменте.
Я предлагаю разобраться с тем, как отображается в нотной записи каждое из свойств музыкального звука.
Звуковысотность
Весь ряд музыкальных звуков выстроен в единую систему – звукоряд, то есть такой ряд, в котором все звуки следуют друг за другом по порядку, от самых низких до самых высокихзвуков, или наоборот. Звукоряд разделяется на октавы – отрезки музыкального звукоряда, каждый из которых содержит набор одинаковых по названию нот – до, ре, ми, фа, соль, ля, си.
Для записи и чтения нот используют нотный стан – это строка для записи нот в виде пяти параллельных линий (правильнее сказать – линеек). Любые ноты звукоряда записываются на нотном стане: на линейках, под линейками или над ними (ну и, естественно, между линейками с равным успехом). Линейки принято нумеровать снизу вверх:
Сами ноты обозначаются головками овальной формы. Если для записи ноты не хватает основных пяти линеек, то для них вводятся специальные дополнительные линейки. Чем выше нота звучит, тем выше она располагается и на линейках:
Представление о точной высоте звука дают музыкальные ключи, из которых наиболее всем известны два – скрипичный и басовый. Нотная грамота для начинающих базируется на изучении скрипичного ключа в первой октаве. Они записываются так:
О способах быстрого запоминания всех нот читайте в статье «Как быстро и легко выучить ноты», выполните предлагаемые там практические упражнения и вы не заметите, как проблема отпадёт сама собой.
Длительности нот
Продолжительность каждой ноты относится к области музыкального времени, которое представляет собой непрерывное движение с одной и той же скоростью равных долей, сравнимых с мерным биением пульса. Обычно одна такая доля ассоциируется с четвертной по длительности нотой. Посмотрите на рисунок, вы увидите графическое изображение разных по длительности нот и их названия:
Конечно, в музыке используются и более мелкие длительности. И вы уже поняли, что каждая новая, более мелкая длительность, получается в ходе деления целой ноты на число 2 в n-ой степени: 2, 4, 8, 16, 32 и т.д. Так, целую ноту мы можем разделить не только на 4 четвертных, но с равным успехом и на 8 восьмых или 16 шестнадцатых нот.
Музыкальное время очень хорошо организовано, и в его организации помимо долей участвуют более крупные единицы – такты, то есть отрезки, которые содержат точно заданное число долей. Такты выделяются визуально путём разделения одного от другого вертикальной тактовой чертой. Количество долей в тактах, и длительность каждой из них отражается в нотах с помощью числового размера.
И размеры, и длительности, и доли тесно связаны с такой областью в музыке, как ритм. Нотная грамота для начинающих обычно оперирует наиболее простыми размерами, например, 2/4, 3/4 и т.п. Посмотрите, как в них может быть организован музыкальный ритм.
Громкость
На то, как сыграть тот или иной мотив – громко или тихо, также указано в нотах. Тут всё просто. Вот, какие значки вы будете встречать:
Тембр
Тембр звуков – это область, которая нотной грамотой для начинающих почти совсем не затрагивается. Однако, как правило, в нотах есть разные указания по этому поводу. Самое простое – название инструмента или голоса, для которого предназначено данное сочинение. Самое сложное связано с техникой игры (например, включение и выключение педалей на рояле) или с приёмами извлечения звука (например, флажолеты на скрипке).
На этом следует остановиться: с одной стороны, вы узнали уже многое о том, что можно прочитать в нотах, с другой – немало ещё предстоит узнать. Следите за обновлениями на сайте. Если вам понравился данный материал, порекомендуйте его своим друзьям, используя кнопки внизу страницы.
Источник
Как выучить ноты с ребенком?
Если вы хотите выучить ноты самостоятельно или позаниматься этим со своим ребёнком, то, прежде всего, вы должны получить представление о том, что же такое собственно ноты. Дело в том, что ноты – это записанные звуки. Точно так же как в речи, буквы – это записанные звуки. И потому и в языке и в музыке сначала нужно хотя бы немного познакомиться именно со звуками, и только потом с их начертаниями.
В данном мини-руководстве предлагается способ выучить ноты в несколько последовательных этапов. Руководство подходит как для обучения детей, так и для самостоятельного обучения нотной грамоте взрослых.
0 этап – получение базовых представлений о высоких и низких музыкальных звуках
Музыка – это искусство, а каждое из искусств говорит на своём собственном языке. Так, языком живописи являются краски и линии, языком поэзии – слова, ритмы и рифмы, для танца важны движения, красивые позы и мимика. Язык музыки – это музыкальный звук. Так вот, повторим еще раз, что только записанный на бумаге музыкальный звук и называют нотой.
Музыкальных звуков существует очень много, они разные – высокие и низкие. Если выстроить все звуки подряд начиная с низких звуков и до самых высоких, то получится музыкальный звукоряд. В таком звукоряде все звуки выстроились словно «по росту»: низкие – это большие, рослые нотки, как медвежата, а высокие – маленькие, как птички и комарики.
Так вот, звукоряд может быть большим по составу – звуков в нем просто море. Например, на клавиатуре фортепиано можно взять и сыграть аж целых 88 звуков. Причем, если мы играем на фортепиано подряд, то нам кажется, будто бы мы поднимаемся по ступенькам музыкальной лестницы. Попробуйте и послушайте сами! Слышите? Это очень ценное ощущение!
Совет! Если у вас в доме инструмента фортепиано или какого-либо его аналога (синтезатора) не имеется, то разыщите для себя виртуальную клавиатуру или установите приложение «Пианино» на свой телефон.
1 этап – проговаривание названий нот вслух
Итак, в звукоряде много всяких звуков, но есть 7 главных – это ДО РЕ МИ ФА СОЛЬ ЛЯ СИ. Эти названия вы давно уже знаете, ведь так? Эти 7 звуков постоянно повторяются, только на новой высоте. И каждое такое повторение называется октавой.
Звукоряд, разделенный на октавы, в которых постоянно повторяются 7 звуков, напоминает по своему устройству многоэтажный дом. Каждая новая октава – это новый этаж, а семь основных звуков – это музыкальная лестница с одного этажа на следующий.
Рекомендуем! Если вы занимаетесь с ребёнком, заведите альбом – обычный альбом для рисования или даже просто папку для рисунков.
Обязательно проделайте упражнение такого толка. Нарисуйте на листе многоэтажный дом, внутри – лесенки по семь ступенек. А теперь, включите фантазию и придумайте для ребенка какую-нибудь историю – например, про пионера Васю, который решил помочь котенку, забравшемуся на чердак. Ваша цель – несколько раз подняться и спуститься подряд по музыкальной лестнице.
Дело в том, что ряд «до-ре-ми-фа-соль-ля-си», как правило, без труда проговаривают все дети, а вот в обратную сторону «си-ля-соль-фа-ми-ре-до» – совсем немногие. Данное упражнение это дело легко поправит, а поправить – очень важно!
Для той же цели можно использовать и известные всем «считалочки»:
До, ре, ми, фа, соль, ля, си –
Кошка села на такси!
Си, ля, соль, фа, ми, ре, до –
Кошка села на метро!
2 этап – лесенка на фортепиано
Теперь нужно снова обратиться к фортепиано, важно установить слуховые ассоциации. Упражнение с лесенками нужно проделать за фортепиано, с настоящими звуками. Заодно попутно запоминается расположение нот на клавиатуре фортепиано.
Каково же это расположение? На фортепиано есть белые и черные клавиши. Все белые идут подряд без каких-либо особенностей в своем порядке. А вот черные идут маленькими группами – то две клавиши, то три, то две, то снова три и т.д. Ориентироваться на клавиатуре пианино нужно по черным клавишам – там, где две черных клавиши, слева от них, внизу «под горой» всегда находится нота ДО.
Дальше можно попросить ребенка (а взрослому – попросить себя) найти все нотки ДО на клавиатуре, причем важно не перепутать их с клавишами ФА, которые будут встречаться в начале групп из трех черных клавиш. Затем от нотки ДО, можно выстроить ряд всех остальных звуков и играть этот ряд вдоль и поперек. Более подробно о расположении нот и октав на фортепиано можно прочитать ЗДЕСЬ.
3 этап – запись нот на нотном стане
Для записи букв и цифр есть специальные тетрадочки – в клетку или в линейку, наверняка ваш ребенок об этом уже знает! Объясните ему, что для записи нот тоже есть специальная бумага – с нотными станами.
Обратите внимание, что нет нужды сразу учить ребенка запоминать ноты на нотном стане, сначала нужно просто потренироваться в написании нот. Нотный стан состоит из пяти линеек, ноты можно писать:
А) на линейках, насаживая их как бусинки на ниточку;
Б) в промежутках между линейками, над и под ними;
В) подряд – на линейках и между ними без пропусков;
Г) на добавочных маленьких линеечках и между ними.
Все эти способы написания нот нужно обязательно попробовать и ребенку, и взрослому. Никакие скрипичные и басовые ключи на этом этапе не нужны. Правда следует объяснить самый главный принцип – высокие ноты располагаются выше, чем низкие (тот же принцип лесенки).
4 этап – изучение скрипичного ключа и расположения нот на нотоносце
На этом этапе занятий музыкальной грамотой с ребенком можно вводить скрипичный ключ. Сначала можно просто порисовать скрипичный ключ. Попутно нужно объяснить, что по-другому скрипичный ключ также называют КЛЮЧОМ СОЛЬ, так как он привязан ко второй линейке, то есть к той же линейке, где пишется нота СОЛЬ первой октавы.
Есть два способа рисования скрипичного ключа:
- начинать со второй линейки и заканчивать крючком;
- начинать снизу, с крючка и заканчивать на второй линейке.
Оба этих способа можно показать ребёнку, попробовать порисовать на бумаге и в воздухе, а затем уже оставить какой-то один, наиболее удобный способ.
Следующий шаг – это изучение нот на нотном стане, начинать нужно с ноты СОЛЬ, которая пишется на второй линейке. А затем следует снова обратиться к музыкальной лесенке и выяснить, какие нотки соседствуют с СОЛЬ, какие располагаются выше ее и ниже. Эти же ноты (ФА и ЛЯ) будут соседями СОЛЬ и на нотном стане.
Дальнейшее изучение нот можно построить по такому сценарию:
- Назвать и записать пять нот, которые встретятся нам, если мы будем подниматься по музыкальной лесенке вверх от СОЛЬ (это СОЛЬ, ЛЯ, СИ, ДО, РЕ). ДО и РЕ в данном случае – это уже ноты второй октавы, возможность перехода в следующую октаву ребенку нужно объяснить.
- Назвать и записать пять нот, которые встретятся, если спускаться по музыкальной лесенке вниз от СОЛЬ (СОЛЬ, ФА, МИ, РЕ, ДО). Здесь следует обратить внимание ребенка на ноту ДО, которой не хватило места на нотном стане, и потому она пишется на добавочной линейке. Ребенок должен запомнить ноту ДО как необычную ноту и впоследствии сразу ее распознавать.
- Назвать и записать ноты первой октавы, которые пишутся на линейках (ДО, МИ, СОЛЬ и СИ). «До, ми, соль, си – на линеечках сидят» – есть такая попевка-считалочка.
- Назвать и записать ноты первой октавы, которые пишутся между линейками (РЕ, ФА, ЛЯ, ДО).
Таким же образом постепенно (только не в тот же день и не за один раз) можно освоить ноты второй октавы. Слишком сильно торопиться и напрягать ребенка нотной грамотой не стоит, чтобы не пропал интерес.
5 этап – работа с «музыкальной азбукой»
Что представляет собой детский букварь? Изображение букв и предметов, названия которых с этих букв начинаются. Если освоение нотной грамоты идёт тяжело (например, если возрастом ребенок еще совсем малыш), то имеет смысл на некоторое время отвлечься и разбавить серьезность занятий красивыми наглядными материалами.
Музыкальную азбуку вы можете изготовить вместе с ребенком. Каждой ноте можно посвятить отдельный листок альбома – на нем нужно красиво написать название ноты, ее положение на нотном стане рядом со скрипичным ключом, а затем дополнить эту основу чем-нибудь интересным – стихами, словами, которые начинаются с названий нот, рисунками. При необходимости музыкальную азбуку можно использовать и на более ранних этапах обучения.
Пример карточки для музыкальной азбуки:
Скачать готовую музыкальную азбуку: СКАЧАТЬ
6 этап – развитие навыка чтения нот
Тренировкой навыка чтения нот на начальном этапе освоения нотной грамоты нужно заниматься регулярно. Методы работы здесь могут быть разные – обыкновенное прочитывание нотного текста с названием всех нот по порядку, переписывание нот в нотную тетрадь, подписывание всех нот в уже перенесенной в тетрадь мелодии.
Примеры для чтения можно найти в любом учебнике по сольфеджио. Как правило, примеры в учебниках сольфеджио (отрывки различных мелодий) небольшие по объёму (1-2 строчки), это очень удобно. Во-первых, ребенок не утомляется при занятии и может довести работу до конца. Во-вторых, на проработку одного-двух номеров уходит совсем немного времени, именно это позволяет обращаться к данному виду деятельности два-три раза за один день.
Примеры для чтения нот
7 этап – закрепление знаний
Одним из способов закрепления выученных нот могут стать разнообразные письменные и творческие задания. Хорошая подборка увлекательных заданий для разучивания и запоминания нот первой и второй октавы содержится в рабочей тетради по сольфеджио для 1 класса Г. Калининой. Рекомендуем вам приобрести эту тетрадочку и пользоваться ей в будущем, так как с помощью этого пособия в живой и увлекательной форме (ребусы, загадки и т.д.) можно проработать многие важные вещи.
Подборка заданий из рабочей тетради Г. Калининой – СКАЧАТЬ
Тот, кто не поленился и проработал все этапы, обернитесь назад к прошлому. Теперь вы можете увидеть плоды своей работы. Получилось ли научить нотам своего ребенка? Трудно ли это было? Думаем, что это было увлекательно и интересно. Пожалуйста, поделитесь своим опытом в комментариях!
Источник