Как взять аккорд до мажор
Сегодня мы увидим не только как взять аккорд до мажор на гитаре, но и то как его можно заменить доминантсептаккордом.
Итак, мы знаем, что минимально возможный аккорд — это трезвучие или три ноты взятые вместе, четыре ноты вместе, называются септаккордом. Различные аккорды строятся разными интервалами и поэтому звук у них всех свой, особенный, а мы уже используем особенное звучание созвучий для того чтобы сочинять музыку.
Однако, аккорд — это не самостоятельная обычно единица — он берется в контексте тональности, где его можно назвать тоникой, доминантой или субдоминантой. Значит аккорд — это нечто маленькое, содержащееся в чем-то большем (назовем это гаммой). А все ноты гаммы могут содержаться в одном аккорде, если брать его «полную версию» (читайте об этом в статье доминантсептаккорд).
Мы это все написали к тому, что бы не думать, что отдельные аккорды, взятые в одной гамме — это вещи разные. В какой-то степени — по звуковому составу все аккорды одной тональности одинаковы (если брать все ноты возможные из лада одновременно).
Поэтому, видя в гармонии тот или иной аккорд, например до мажор мы можем взять не только его, но и множество других аккордов из соответствующей ему гаммы.
Этим можно объяснить замену аккорда до-мажор, доминантсептаккордом, о которой пойдет речь ниже. До-мажор — это ноты ионийского лада взятые вместе, G7 — те же ноты из до мажорной гаммы, но не от «до» до «до» а от «соль» до «соль». При этом брать можно либо трезвучия (три основные ноты) либо септаккорды (четыре основные ноты) и так далее вплоть до всех семи нот лада.
Итак, трезвучие до мажор в ионийском ладу на гитаре можно построить, например следующим образом:
рис. 1
Септаккорд или четыре одновременно звучащие ноты из лада, берутся вот так допустим:
рис. 2
На рисунке 2 вы видите обращения Cmaj — когда самая нижняя (басовая) нота не тоника, а например пятая ступень — нота соль или любая другая из звукового состава септаккорда. Обращения в музыке важная тема поэтому нужно их знать, для удобства игры в разных местах грифа. Далее, взяв пять нот из ионийского лада от «до» получим Cmaj9, то есть к септаккорду добавили ре или девятую ступень:
рис. 3
Все созвучия показанные на рисунках выше — это варианты как взять аккорд до-мажор. Как видите все они достаточно разнообразные и находятся в разных секторах грифа, что позволяет нам резко не «прыгать» при игре на гитаре. Да, не знаю заметили ли вы — на рисунке 3 второй вариант созвучия Cmaj9 на грифе абсолютно идентичен по звуковому составу аккорду Em7, который медианта для До мажора — интересно правда?
Замена Cmaj9 на G7
Теперь давайте посмотрим, что еще мы можем сделать чтобы сыграть аккорд до-мажор интереснее. Вы уже в курсе, что у любого аккорда можно найти замены при некоторых манипуляциях и применять их на его месте, мы так делали например в этой статье. По этому же известному нам принципу мы и будем действовать дальше.
Сначала видоизменим его (Cmaj9) немного, перенеся ноту соль на октаву вверх вот так:
рис. 4
Басовую же ноту в полученном созвучии заменим на «фа».
рис. 5
В итоге получится обращение доминантсептаккорда G7 (нота «фа» оказалась самой низкой, а тоника «соль» — самой верхней), которым, выходит, до мажор тоже легко заменяется.
Источник
GuitarLine.Ru
Мажорные аккорды для гитары
Опубликовано: 25.01.2010, автор: sMiles
Недавно уже упоминал о CAGED guitar system, которая повсеместно используется для изучения расположения, как нот на грифе гитары, так и запоминания аккордовых форм. Сегодня я хотел бы подробнее остановиться на этой системе применительно к мажорным аккордам для гитары.
Многие начинающие гитаристы пытаются учить аккорды для гитары просто запоминая их аппликатуры, которые находят в различных сборниках или песенниках, но есть более простые методы. Так называемая CAGED guitar system основана на взаимосвязи мажорной гаммы и соответствующего мажорного аккорда. Это отличный метод визуализации звуков, входящих в состав аккорда. Достаточно всего лишь запомнить расположение нот на четвертой, пятой и шестой струне гитары, и вы сможете взять любой мажорный аккорд в любой позиции на грифе гитары.
Чтобы запомнить аккордовые формы, достаточно держать в памяти последовательность аккордов C, A, G, E, D и знать всего 5 аппликатур аккордов для гитары.
Давайте вспомним аппликатуры аккордов C, A, G, E и D в первой позиции на грифе гитары, все эти аккорды используют открытые струны, что облегчает новичкам задачу.
Диаграмма №1 — формы аккордов C, A, G, E и D
Ниже на этой же диаграмме изображен аккорд С мажор в 5 позициях на грифе гитары, стрелочками обозначены взаимосвязи с соответствующей аккордовой формой. Первый аккорд соответствует форме аккорда С с тоникой С на пятой струне. Второй аккорд соответствует форме аккорда A с тоникой С так же на пятой струне. Третий аккорд соответствует форме аккорда G с тоникой С на шестой струне и так далее.
Для того чтобы представить всю полноту картины, давайте обратим внимание на следующую диаграмму.
Диаграмма №2 — Аккорд C в 5 формах CAGED
Из этой диаграммы видно как именно между собой связаны формы мажорных аккордов.
Давайте рассмотрим пример, нам нужно взять на гитаре аккорд A и выбрать наиболее подходящую форму аккорда(возможно тут определяющим фактором будет аранжировка песни, но может и навыки владения инструментом).
Достаточно найти на грифе гитары расположение ноты A на 4, 5 и 6 струнах, от них мы сможем построить все 5 аккордовых форм. На шестой струне это будет 5 лад, от него нам нужно будет взять форму аккорда E и G, на пятой струне это будет открытая струна или 12 лад, тут мы воспользуемся для открытой струны формой аккорда A, а для 12 лада формой аккорда A и C. И, наконец, на 4 струне нота A расположена на 7 ладу, соответственно на 7 ладу мы воспользуемся формой аккорда D.
Чтобы не сильно утруждать вас, давайте рассмотрим уже готовые формы аккордов, проанализируйте их и если вы до сих пор не поняли основную мысль CAGED guitar system, она проясниться.
Диаграмма №3 — аккорды для гитары CAGED
На диаграмме представлены аппликатуры мажорных аккордов для гитары C, A, G, E и D, в 5 различных позициях на грифе гитары. Цифры, указанные в черных кружочках, обозначают соответствующие пальцы левой руки, римские цифры расположенные рядом с каждым аккордом, обозначают номер лада на грифе.
Почему аппликатурных форм всего 5?
Это интересный вопрос, на который есть просто математический ответ. В мажорной гамме содержится 7 нот, вместе с различными бемолями и диезами их всего 12. Гитара имеет от 19 до 24 ладов, но начиная с 12 лада ноты повторяются, то есть все, что расположено после 12 лада, повторяет форму начиная с открытых струн. Так мы получаем лишь отрезок с открытой струны до 11 лада, который не повторяется, значит достаточно найти на этом отрезке формы аккордов, и можно пользоваться ими же на отрезке с 12 лада и до конца грифа.
Здесь следует упомянуть об еще одном ограничении, которое накладывают простые формы мажорных аккордов для гитары. В мажорном аккорде используется только 3 ноты, это необходимое и достаточное количество для созвучия, чтобы его можно было считать аккордом. Струн на гитаре 6, а нот нам нужно 3 и более, поэтому в аккордах используется удвоение некоторых тонов. Обычно это тоника или квинта. Чтобы не искажать звучание, тоника всегда остается самой нижней нотой аккорда.
Так мы пришли к выводу, что для удобства будем использовать 4, 5 и 6 струны, на которых будем искать тоники наших аккордов.
Давайте взглянем на еще одну диаграмму, на ней представлены тоники на указанных струнах и от этих тоник построены мажорные аккорды.
Диаграмма №4 — формы аккордов с тониками на 4,5 и 6 струнах
Не трудно видеть, что в случае, когда тоника расположена на 4 струне, в одном из вариантов мажорного аккорда, используется часть формы соответствующей аккорду E, то есть это не самостоятельная аппликатура, а лишь кластер. К тому же все эти 3 диаграммы, если еще раз посмотреть на диаграмму №2 полностью покрывают расстояние от 0 до 12 лада. Так мы получаем лишь 5 аппликатурных форм мажорных аккордов для гитары, которые следует выучить.
Используя эти формы аккордов, вы самостоятельно можете взять аккорд от любой ноты на гитаре.
А в ближайшем будущем мы так же рассмотрим, как формулу CAGED можно применить к минорным и доминантсептаккордам.
Источник
Мажорный аккорд — Major chord
Компонент интервалы от корня | |
---|---|
идеальный пятый | |
основная треть | |
корень | |
Тюнинг | |
4: 5: 6 | |
Форте нет. / Дополнение | |
3-11 / 9-11 |
В теории музыки , мажорный аккорд является аккордом , который имеет корень , а основная треть , и квинту . Когда в аккорде есть эти три отдельные ноты, он называется мажорным трезвучием . Например, мажорное трезвучие, построенное на C, называемое мажорным трезвучием C – E – G:
В гармоническом анализе и на свинцовых листах аккорд до мажор обычно обозначается C, Cmaj или CM. Основная триада представлена целочисленным обозначением <0, 4, 7>.
Мажорное трезвучие также можно описать его интервалами : интервал между нижними и средними нотами составляет мажорную треть, а интервал между средними и верхними нотами — минорную треть . Напротив, у минорного трезвучия есть второстепенный третий интервал внизу и большой третий интервал вверху. Оба они содержат квинты, потому что большая треть (четыре полутона) плюс второстепенная треть (три полутона) равны идеальной пятой (семь полутонов).
В западной классической музыке с 1600 по 1820 год и в западной поп-музыке , фолке и рок-музыке мажорный аккорд обычно исполняется как трезвучие. Наряду с минорным трезвучием мажорное трезвучие является одним из основных строительных блоков тональной музыки в период западной общей практики и западной поп-, фолк- и рок-музыки. Считается согласным , стабильным или не требующим разрешения . В западной музыке минорный аккорд «звучит темнее, чем мажорный аккорд», вызывая чувство печали или мрачного чувства.
Некоторые мажорные аккорды с дополнительными нотами, такие как мажорный септаккорд , также называются мажорными аккордами. Мажорные септаккорды используются в джазе, а иногда и в рок-музыке . В джазе к мажорным аккордам могут быть добавлены другие аккордовые тона, например, девятый и тринадцатый ступени гаммы .
Инверсии
Данный мажорный аккорд может быть озвучен разными способами. Например, ноты трезвучия до мажор, C – E – G, могут быть расположены во многих различных вертикальных порядках, и аккорд по-прежнему будет трезвучием до мажор. Однако, если самая низкая нота (то есть басовая нота ) не является основной нотой аккорда, то говорят, что аккорд находится в инверсии : он находится в основной позиции, если самая низкая нота является основной нотой аккорда, она находится в первая инверсия, если самая низкая нота является его третьей , и вторая инверсия, если самая низкая нота — его пятая . Эти инверсии трезвучия до мажор показаны ниже.
Дополнительные ноты над басовой нотой могут быть в любом порядке, и аккорд по-прежнему сохраняет свою инверсионную идентичность. Например, аккорд C-мажор считается первой инверсией, если его самая низкая нота — E, независимо от того, как расположены ноты над ним или даже удваиваются .
Таблица мажорных аккордов
В этой таблице названия аккордов находятся в крайнем левом столбце. Аккорды даны в корневой позиции . Для данного названия аккорда в следующих трех столбцах указаны отдельные ноты, составляющие этот аккорд. Таким образом, в первом ряду аккорд до мажор состоит из отдельных нот C, E и G.
Аккорд | Корень | Мажорная треть | Идеальная пятая |
---|---|---|---|
C | C | E | грамм |
C ♯ | C ♯ | E ♯ (F) | G ♯ |
D ♭ | D ♭ | F | А ♭ |
D | D | F ♯ | А |
D ♯ | D ♯ | F (G) | А ♯ |
E ♭ | E ♭ | грамм | B ♭ |
E | E | G ♯ | B |
F | F | А | C |
F ♯ | F ♯ | А ♯ | C ♯ |
G ♭ | G ♭ | B ♭ | D ♭ |
грамм | грамм | B | D |
G ♯ | G ♯ | B ♯ (C) | D ♯ |
А ♭ | А ♭ | C | E ♭ |
А | А | C ♯ | E |
А ♯ | А ♯ | C (D) | E ♯ (F) |
B ♭ | B ♭ | D | F |
B | B | D ♯ | F ♯ |
Просто интонация
Большинство западных клавишных инструментов настроены на одинаковый темперамент . При одинаковой темперации, каждый полутон находится на одинаковом расстоянии друг от друга, и есть четыре полутона между основным корнем и третьим, три между третьим и пятым и семь между основным корнем и пятым.
Другая используемая система настройки — это просто интонация . В интонации мажорный аккорд настроен на соотношение частот 4: 5: 6 ( play ( help · info ) ).
Его можно найти на I, IV, V, ♭ VI, ♭ III и VI. При одинаковом темпераменте квинта всего на два цента уже, чем идеальная квинта, но основная треть заметно отличается примерно на 14 центов шире.
Источник