Как записать фортепиано как рояль

Как записать рояль, пианино и другие клавишные микрофоном

Внутри рояля или пианино находится около 7000 подвижных частей — эти грациозные и прекрасные инструменты что-то среднее между струнными и перкуссией. Звучание фортепиано и роялей богато и объёмно, поэтому к их записи нужно подходить с умом.

Из этого текста вы узнаете, как записать рояль и пианино микрофоном, какие техники записи существуют, как можно расставить микрофоны в помещении, а также о том, как легко и просто работать с цифровым пианино.

Как записать рояль микрофоном

Записать рояль микрофоном можно двумя способами:

  1. Интерьерным, когда забор звука идёт изнутри инструмента. Запись изнутри даёт яркий звук с мощной атакой и сфокусированностью. Результат — более стерильный и изолированный звук. Такой вариант подходит для современной танцевальной и поп-музыки, рока.
  2. Экстерьерным, когда забор звука происходит из самого окружения рояля. Запись снаружи гарантирует сбалансированный и мягкий тон, отличный сустейн и объем от естественной реверберации помещения. Отлично подходит для джаза, классической музыки и прочих стилей, где важна атмосферность.

В каждом методе существует ряд техник, упрощающих процесс.

Интерьерная запись рояля

Самый простой и распространённый путь — взять пару конденсаторных микрофонов с большой диафрагмой и кардиоидной направленностью. Открыв крышку рояля, установите микрофоны на высоте 15-30 см над струнами рояля, направив их строго вниз. Учитывая правило 3:1, микрофоны должны быть удалены друг от друга на 45-90 см, чтобы исключить проблемы с фазой. Чтобы сделать звук ещё более изолированным, прикройте немного крышку.

Читайте также:  Акорды для гитары для начинающих простые

Другая популярная техника предполагает запись одним все направленным микрофоном. Конденсаторный девайс нужно установить строго в центре рояля, над струнами. Такой подход даст более сбалансированный звук, но довольно сложен в применении: помимо качественного микрофона, нужно очень точно найти место для него внутри инструмента.

Shure Beta 91A

Некоторые звукорежиссеры предпочитают записывать рояли конденсаторным микрофоном Shure Beta 91A, который легко закрепить изолентой или скотчем на внутри рояля.

Третья техника также полагается на один микрофон, но кардиоидный. Устройство прикрепить к крышке рояля, а сама она открывается так широко, чтобы микрофон был максимально далеко от молоточков. Такой подход даёт богатое и густое звучание с огромным сустейном — подойдет в тех случаях, когда рояль нужно несколько размыть на заднем плане микса и освободить место другим инструментам.

Экстерьерная запись рояля

Запись звука снаружи даёт более натуральное звучание рояля в пространстве. При экстерьерной записи микрофон записывает не только сам инструмент, но и его резонанс в помещении.

Особую роль здесь играет место установки микрофонов. Точное место, где их поставить, никто не скажет, его нужно определить самостоятельно: пройдитесь по помещению и найдите такое место, где инструмент звучит сбалансированно. Помните, что чем ближе микрофон к инструменту, тем естественнее и сфокусированнее звучание рояля. Чем дальше микрофон, тем больше пространства и окружения появляется в звуке.

Начинайте поиски подходящей точки записи за роялем. Поставьте микрофон на удалении 1 м от самого инструмента и на высоте около 1,5 м. Направьте его в сторону открытого рояля под углом 45 градусов.

Чтобы получить более изолированное звучание, используйте конденсаторный микрофон с большой диафрагмой и кардиоидной диаграммой. Для объёмного и пространственного звука используйте всенаправленное устройство. Ленточный микрофон даст более теплое и винтажное звучание.

Для широкого, объёмного и сбалансированного стереозвука лучше подойдёт пара кардиоидных конденсаторных микрофонов, установленных по схеме X/Y. Микрофоны должны быть установлены так, чтобы каждый микрофон находился под углом 90 градусов по отношению к друг к другу. У вас должен получится чёткий крест, где каждый микрофон направлен на разные части рояля.

Как записать пианино микрофоном

За счёт вертикального расположения струн, пианино — более компактный инструмент. Ввиду конструктивных особенностей и несколько отличающегося от рояля звука, сделать запись пианино микрофоном немного сложнее.

Если вам нравится объёмное звучание клавишного инструмента в пространстве, запись пианино микрофоном ничем не отличается от рояля. Найдите в помещении место, где звук инструмента сбалансирован, и поставьте микрофон. Для начала правила те же, что и у рояля: около метра от задней стенки инструмента, высота

1,5 м. Для более интимного и густого звука микрофон можно поставить за пианистом на высоте его головы — эффект будет такой, будто мы записываем инструмент так, как его слышит музыкант.

Для более прямого и чистого звука с чёткой артикуляцией, откройте крышку инструмента и воспользуйтесь парой конденсаторных микрофонов с малой диафрагмой. Помните о соотношении 3:1. Для яркого тембра микрофоны следует установить как можно ближе к молоточкам. Если при записи пианино двумя микрофонами проявляются фазовые проблемы, а звук слишком размыт по панораме, используйте схему X/Y с 2 микрофонами.

Чтобы пианино на записи звучало насыщенно, с большим количеством сустейна, поставьте микрофоны напротив задней стенки инструмента. Два конденсаторных устройства с большой диафрагмой, расположенные на удалении 5-15 см друг от друга обеспечат глубокий и богатый саунд. Для большей чёткости звука, снимите деревянную крышку, чтобы открыть струны. Такой метод также отлично подойдёт в тех случаях, когда пианино и вокал пишутся одновременно: за счёт установки микрофонов за инструментом, звучание вокала и пианино изолированы друг от друга.

Для естественного и сбалансированного звука с хорошей читаемостью можно снять крышку под клавиатурой. Микрофоны стоит направить слегка вверх, чтобы они смотрели в угол, где корпус инструмента пересекается с самой клавиатурой. Минимизировать нежелательные шумы поможет пара устройств с гиперкардиоидной направленностью, которая за счёт своей сфокусированности на источнике звука перед микрофоном запишет только сам инструмент.

Как записать звук с цифрового пианино или синтезатора

Запись электропианино или синтезатора намного проще. Достаточно соединить выход инструмента с линейным входом аудиоинтерфейса и нажать REC. Чтобы придать звучанию чуть более аналоговое звучание, добавьте между входами и выходами DI-бокс с трансформаторами Jensen — такой ход слегка украсит сигнал, особенно если вы записываете басовый синтезатор.

ВНИМАНИЕ!

Не используйте выход на наушники для записи! Конечно, записать звук через этот выход можно, но сигнал будет очень слабым.

Помимо обычных аудиовыходов, цифровые пианино и синтезаторы зачастую оснащаются MIDI/USB-портами. С их помощью можно записать MIDI-треки, которые сохранят ваше исполнение и позволят позднее подставить любой звук.

Так как MIDI — информация, а не аудиосигнал, использование этих данных открывает большой простор для экспериментов с аранжировкой. Возможно, что партию лучше сыграть на электропианино Wurlitzer или том же родесе и именно здесь раскрывается вся прелесть MIDI. С этими данными вам не придётся искать настоящий инструмент, исполнителя и записывать все заново, достаточно подставить подходящий плагин или виртуальную библиотеку. Возможности поистине безграничны.

Источник

Запись акустического фортепиано

С самого начала следует отметить, что каждый звукорежиссер применяет свою технологию записи фортепиано. Это, в первую очередь, объясняется тем, что каждая студия отличается своими акустическими характеристиками и музыкальными инструментами.

В данной статье будут рассмотрены все самые важные моменты в записи акустического фортепиано и рояля.

Перед записью необходимо определиться с музыкальным стилем, в котором будет записываться инструмент. Разобравшись с этим вопросом, вы сможете правильно выбрать помещение и понять, какого звучания нужно добиться от инструмента.

Если в ваши намерения входит запись композиции, например, в стиле рок, которая, как известно, отличается жестким и резким звучанием, вам стоит предварительно подготовить и настроить инструмент, а не надеяться на последующую обработку эффектами.

То же самое касается и записи классических или джазовых композиций. Для получения мягкого и плотного звучания, свойственного им, также требуется предварительная настройка инструмента. Следует отметить, что соответствующая настройка инструмента должна быть сделана профессионалом, не пытайтесь настроить фортепиано самостоятельно.

Для получения действительно качественного результата необходимо ориентироваться и на соответствие того или иного инструмента какому-либо музыкальному стилю.

Мягкий тон, присущий классической музыке, вы сможете без проблем получить, воспользовавшись инструментом одной модели, в то время как поп и рок отличаются более ярким звуком и инструменты, обладающие подобным звучанием, лучше сочтутся с остальными компонентами микса.

При записи следует обращать внимание и на размер инструмента. Большой рояль, например, обладает способностью воспроизводить очень глубокие басовые ноты, тогда как инструменты меньших размеров воспроизводят басовые ноты, которые теряют низкочастотную энергию и наполняются высокочастотными гармониками, не всегда имеющими прямую связь с основными частотами.

Следует отметить, что этот фактор может затруднить настройку басовых нот в небольшом по размеру инструменте.

В записи живого инструмента очень важен выбор микрофона. Ясное и светлое звучание можно получить, используя конденсаторные микрофоны, как с большой, так и с малой мембраной. Их можно применять для записи рок- и поп-композиций.

В тоже время отличные результаты дают и динамические микрофоны, например те же Shure SM-57/58 и Sennheiser MD 421.

Нужно всегда грамотно выбирать направленность микрофона и выбирать её нужно, учитывая музыкальный стиль, в котором будет записываться инструмент.

Ненаправленные микрофоны – оптимальный вариант для записи классических и джазовых композиций, поскольку в этом случае записывается не только сам инструмент, но и акустика помещения.

Записывая джаз, следует помнить, что где бы ни происходила запись, она делается вживую. Во время записи джазовые исполнители часто не используют наушники, они стараются сделать свою партию максимально естественной.

Микрофон должен быть расположен на таком расстоянии, при котором был бы слышен только инструмент, а не музыкант. Следует удалить микрофон от клавиш, чтобы застраховать его от случайных ударов музыкантом.

Для записи подчёркивающей акустику помещения оптимальной считается стереопара или стереомикрофон, но можно также поэкспериментировать и с совмещением микрофонов различных типов.

Существуют некоторые эмпирические правила, знание которых поможет вам найти правильные места для микрофонов во время записи.

Самое первое, что вам нужно знать, это то, что высокие частоты обычно распространяются по прямым линиям, а низкие обладают способностью огибать преграды, которые попадаются им на пути. Именно поэтому звук позади инструмента такой унылый даже при открытой крышке.

С передней же стороны крышка затрагивает дисперсию высоких частот и отражает звук в аудиторию. Наиболее эффективное отражение происходит вдоль линии молоточков, поэтому, если вы хотите захватить самый яркий звук, помещайте микрофон на этой линии.

Немаловажное значение для правильного размещения микрофонов имеет понимание законов вертикального рассеивания звука.

Высоте, на которой устанавливаются микрофоны, тоже должно быть уделено внимание. Самый яркий звук вы сможете захватить, поместив микрофон на достаточной высоте и так, чтобы в зоне его «видимости» были высокие струны.

Однако старайтесь не переусердствовать с высотой, иначе вы рискуете получить высокочастотное затенение, спровоцированное открытой крышкой. Достаточно легко понять, что самые ясные высокие частоты можно получить из зоны, которая расположена чуть ниже открытой крышки.

Также стоит отметить, что, если микрофон поместить чересчур близко к полу, это усилит отражения между полом и корпусом и придаст тембру инструмента неприятный характер.

Несмотря на важность знания принципов вертикального рассеивания звука, для проведения качественной записи стоит принять во внимание, что вначале необходимо найти правильные места для расположения микрофонов в горизонтальной плоскости, а потом уже уделять внимание поиску нужной высоты.

Влияние крышки рояля на звук

Качество записи зависит и от такого фактора, как закрытая или открытая крышка рояля. В большинстве случаев ее оставляют полностью открытой, так как при абсолютно закрытом корпусе высокие частоты уменьшаются намного сильнее, чем низкие. В результате получается приглушенное, матовое звучание.

Во время записи камерной музыки частично открытая крышка может улучшить общий баланс инструментов. При этом тонко смягчается общий тембр рояля, но, как и при полностью открытой крышке фронтальные расположения захватывают наибольшее число высоких частот.

При отсутствующей крышке внешние микрофоны не смогут поймать высокие частоты, которые уходят вверх и в результате притупляется звук, идущий с фронтальной стороны инструмента.

Удаление крышки также негативно влияет на резонансные качества рояля и уменьшает мощь басовых нот. Хотя, с другой стороны, это придает звучанию вокруг инструмента большую однородность.

Грамотно поместив микрофоны, вы вообще можете обойтись без обработки, по крайней мере, без эквализации, которая лишь добавит в запись лишний шум, который может испортить джазовые и особенно классические композиции. Его легко можно будет заметить в паузах и при негромких пассажах.

Что касается компрессии, то аккуратная, умеренная компрессия пойдет на пользу даже в случае с классическими композициями. Однако с ней нельзя перебарщивать, ведь она способна заметно усилить даже самый слабый шум и нарушить естественную динамику.

Если вам требуется звучание а-ля «Honkey-Tonk», можно не расстраивать сам инструмент, а просто воспользоваться такими интересными эффектами, как хорус или гармонайзер.

Источник

Оцените статью