- Запись гитары в домашних условиях
- Введение
- Запись электрогитары
- Запись акустической гитары
- Создание гитарного звука
- Как записать гитару дома на компьютер
- Как записать электрогитару в CUBASE
- Установка ASIO драйвера
- Создаем дорожку в CUBASE
- Добавляем плагины в инсерты
- Как записать акустическую гитару в домашних условиях
- Как записать бас гитару
- Заключение
Запись гитары в домашних условиях
Введение
Эта статья написана в противовес статьи «Запись гитары в студийных условиях» и ориентирована на музыкантов, которым не доступна многочасовая запись в студии. Эту статью можно так же озаглавить: «Как получить неплохой звук гитары дома, используя компьютер?». Здесь мы будем обсуждать, как записать «живую» гитару в более-менее приемлемых для записи домашних условиях, и как же создать неплохой гитарный звук совсем без гитары, имея на руках только компьютер и миди-секвенсер.
Запись электрогитары
Допустим, что у вас дома нет навороченного лампового комбика с отличным, «жирным» и «вкусным» звуком, который Вам так нравится, но такой звук Вы очень хотели бы получить, не затрачивая на покупку комбика 1500 долларов. Скажу сразу, такой же звук Вы не получите никогда. Производители гитарных усилителей не один год создавали свои модели, тратили на изготовление большие суммы денег и добились определенных результатов, поэтому не стоит их критиковать за такие высокие цены. Я считаю это достойной оплатой за хорошую работу. И Вы дома, можно сказать, на коленке, никогда не сможете получить такое же звучание! А вот вплотную приблизиться к нему можно, и мы сейчас с Вами разберем, как это сделать.
В настоящее время на рынке компьютерных программ для обработки звука существует достаточно много виртуальных имитаторов гитарных примочек и усилителей. Делать широкий обзор и рассматривать их все мы не будем, а остановимся на одной из самых достойных программ, это «Native Instruments Guitar Rig 4».
Четвертая версия Guitar Rig отличается от других программ, предназначенных для моделирования звучания гитарных усилителей. Предыдущие версии этой программы отличались удобным интерфейсом и простотой работы, но качество и правдоподобность звучания виртуальных гитарных кабинетов оставляло желать лучшего. Получив множество недовольных отзывов от пользователей «Guitar Rig» предыдущих версий, компания Native Instruments выпустила новую, четвертую версию программы, сделав упор именно на звук. Внешне программа практически ничем не отличается от предыдущих версий, было добавлено лишь несколько новых эффектов и кабинетов, но основное изменение коснулось звука, и одним из главных факторов этого является внедрение нового модуля под названием «Control Room».
При разработке модуля Control Room, специалисты из Native Instruments взяли в качестве примера реально существующую студию звукозаписи немецкого гитариста, имя которого — Peter Weihe. В его студии установлено множество гитарных усилителей с многоканальными кабинетами и бесчисленное количество микрофонов, так что его клиенты могут попробовать различные комбинации подключения оборудования, и для этого не требуется постоянно что-то переставлять, коммутировать или переключать. Более того, клиенты студии могут смешивать звуки различных усилителей и кабинетов, добиваясь уникального звука. В свою очередь, Native Instruments смоделировали комбинации нескольких микрофонов и кабинетов и придали им простой, интуитивно понятный интерфейс, напоминающий микшерский пульт. Такое решение позволяет искать нужный звук с помощью Guitar Rig наиболее простым способом. Так же программа «Guitar Rig 4» предоставляет точный тюнер, метроном, возможность записи гитары автономно и даже специальный MIDI-контроллер, ориентированный на Guitar Rig, чтобы программу можно было использовать во время живых выступлений.
Но вернемся к записи. Допустим, Вы купили программу и успешно ее установили. Дальше существует два пути. Либо Вы записываете чистую гитару, а потом пропускаете ее через Guitar Rig, либо Вы записываете гитару, уже обработанную этой программой. Я настоятельно рекомендую использовать второй способ! Если Вы настоящий опытный гитарист, Вы должны понимать, что играя на чистом звуке, Вы совершенно не представляете, каким он будет после обработки. Ведь все звуковые эффекты, возникающие во время игры с обработкой, напрямую зависят от манеры игры музыканта. Музыкант во время своей игры уже знает, какой получится звук, если он возьмет ту или иную ноту разными способами, и раз уж программа «Guitar Rig» предоставляет нам возможность обработки гитарного звука в реальном времени (задержка на самом деле существует, но на самом деле она настолько мала, что наше ухо ее не различает), то нужно использовать эту возможность на все 100 процентов.
Приготовьтесь к тому, что Вы потратите достаточно много времени на поиск гитарного звука. В обилие усилителей и примочек не сложно и потеряться, поэтому чтобы настроить звук гитары так, как нравится, у Вас уйдет достаточно много времени. Выбирая примочки и усилители для гитары, не забывайте и о возможности смены типа и вида микрофона, которым все это озвучивается. Нередко происходит так, что изменив тип микрофона, или добавив к нему еще один, Вы можете кардинально поменять звук гитары. Панель «Control Room» дает возможность менять количество микрофонов, расположение их относительно комбика и их тип. С помощью микшера Вы так же можете отрегулировать уровень всех микрофонов, которые используете, а так же уровень микрофона, который записывает акустику виртуальной акустической комнаты (Room).
Запись акустической гитары
При записи акустической гитары дома, самое главное – это передать натуральный звук гитары, а в идеальном варианте – украсить его теплым объемным звуком хорошей акустической комнаты. Здесь самым лучшим вариантом, конечно, будет использование хорошей акустической гитары со звукоснимателем. Такие гитары называют электроакустическими. Если у Вас нет электроакустической гитары, то вряд ли у получится хорошо записать этот инструмент. Здесь важен целый комплекс определенных факторов: хорошая акустическая комната, правильные микрофоны, возможно еще и предварительная обработка. В домашних условиях этого всего в большинстве случаев нет, поэтому постарайтесь достать электроакустическую гитару хотя бы на время записи.
Записывать акустическую гитару мы будем с выхода звукоснимателя и дополнительным микрофоном, для придания звуку объема и теплоты. Поэтому прежде чем начать запись, нужно определиться, где Вы будете ставить микрофон. Походите по квартире и поиграйте на гитаре, послушайте ее звук в разных комнатах, в коридоре, на кухне, в туалете, наконец. Вы можете смеяться, но очень густой и объемный звук акустической гитары получается в узком коридоре, если Вы повернете гитару плоскостью деки к стене. Поэкспериментируйте с размещением гитары в комнате, Вы можете добиться очень необычного и «вкусного» звука, так что Вам даже не поверят, что гитара записана дома. Определившись с местом, выберете место для расположения микрофона. Микрофон в этом случае лучше использовать конденсаторный, так как он обладает повышенной чувствительностью и сможет передать все интонационные оттенки игры гитариста. Но обычно выбирать не приходится и используют, что есть.
В записи, конечно, основным звуком будет звук, который идет с выхода звукоснимателя, но для придания звучанию гитары глубины и объема нужно будет слегка подмешать звук с микрофона. Пропорции сведения выбирайте по вкусу. Главное, чтобы гитара во время сведения с остальными инструментами не потерялась в общем миксе.
Создание гитарного звука
Нередко случается ситуация, когда нет в наличии не только хорошего гитарного усилителя и набора примочек, но и самой гитары. Так же возможна ситуация, когда для аранжировки нужна хорошая гитарная партия, но Вы не очень хорошо владеете этим инструментом либо не владеете им вовсе. В этом случае придется создавать гитарный звук с помощью MIDI технологий. Процесс создания гитары из ничего можно разделить на три этапа: написание музыкальной партии гитары в MIDI-секвенсоре, выбор и настройка синтезатора, и адаптация полученного звука. Сейчас мы разберем эти этапы более подробно.
Написать партию гитары в MIDI-секвенсоре можно двумя способами. Первый – это использовать для записи какой-либо MIDI-контроллер. Он может быть струнным, в этом случае если Вы являетесь хорошим гитаристом и хорошо знаете музыкальную партию, можно считать, что полдела уже сделано, так как Вы получите все необходимые MIDI-данные, соответствующие гитарному звуку. Он может быть клавишным, в этом случае от Вас требуется только наиграть, как на пианино, гитарную партию, но эта MIDI-дорожка потребует дальнейшей серьезной обработки. Варианты использования других контроллеров рассматривать не будем. Второй способ создания партии гитары – «набить» MIDI-данные вручную, это можно сделать в любом аудиоредакторе, работающем с MIDI.
Если в случае с записью гитарной партии с помощью струнного MIDI-контроллера практически ничего менять не потребуется, то в остальных случаях MIDI-дорожка нуждается в дополнительной обработке. Сымитировать вручную игру гитары достаточно сложно, попробуйте подключить MIDI-дорожку набитую вручную к гитарному синтезатору, закройте глаза и послушайте, что получилось. Вы не поверите, что это звучит настоящая гитара, звук будет слишком искусственным и нереальным. Для того, чтобы добиться правдоподобного звука от MIDI-партии нужно хорошо представлять себе физический процесс извлечения звука из гитарной струны. Чтобы его сымитировать, нужно менять некоторые параметры MIDI –сообщения. Этих параметров достаточно много и для обсуждения этого понадобится отдельная статья, поэтому мы разберем только основные.
Во-первых, не забывайте, что при игре аккордами в гитаре никогда не начинают звучать все струны одновременно. Гитарист проводит пальцами или медиатором по струнам сверху вниз или снизу вверх постепенно, то есть звуки струн появляются постепенно одна за другой. Не забывайте так же, что гитарист во время игры боем периодически чередует бой. Один раз провел медиатором по струнам сверху вниз, рука пошла назад, и теперь уже струны начинают звучать снизу вверх.
Во-вторых, старайтесь, чтобы имитированная игра на гитаре была правдоподобной. Одна и та же струна не должна быть зажата на двух нотах одновременно, такое невозможно физически. Не забывайте приглушать струны там, где это нужно.
В-третьих, если нужна четкая, отрывистая партия, то меняйте параметр «velocity» в большую сторону, если наоборот, нужен звук помягче, то в меньшую. Этот параметр отвечает за то, насколько быстро была нажата клавиша или насколько резко взята струна гитары. Вообще, первое, что нужно отредактировать – это именно параметр «velocity», при наборе MIDI-партии вручную, значение этого параметра всегда остается равным 80. Соответственно вся партия гитары будет сыграна роботом с одной и той же атакой. В жизни так не бывает! Меняя этот параметр, Вы оживляете инструмент и добавляете интонационные оттенки музыкальной партии гитары.
В-четвертых, записывая в MIDI-секвенсор сольную партию гитары, не забывайте о подтяжках. Очень редко гитарное соло играется совсем без подтяжек, но даже если у Вас именно этот случай, то оживить и украсить сольную партию гитары можно слегка расстроив гитару на некоторых нотах. То есть можно повысить или понизить частоту какой-нибудь ноты на цент или два. Подтяжки можно имитировать с помощью колеса Pitch Bend клавишного контроллера или рисовать их вручную в MIDI-секвенсоре.
И, наконец, в-пятых, помните, что гитарная партия не может быть на одной и той же громкости в течение всего произведения. Меняйте параметр «Main Volume» на переходах от основной партии к соло, и наоборот, при сменах эффектов и т.п., и гитара станет звучать намного «живее» и правдоподобнее.
Все описанное выше нужно проделывать уже с подключенным синтезатором, чтобы сразу слышать, какие изменения происходят в момент смены значения того или иного параметра. Так же редактировать MIDI-партию можно уже с учетом тех или иных особенностей самого синтезатора. Возможно, у Вас уже есть любимые VST-инструменты, моделирующие звук гитары, но я для примера хочу взять два разных способа создания гитарного звука.
В первом случае, могу посоветовать уже достаточно старый, но все еще неплохой VST-инструмент под названием «Slayer». В этом инструменте есть все, что необходимо для гитариста. Он дает возможность выбора типа гитар, можно использовать разные комплекты струн, менять положение звукоснимателей и медиатора, можно задействовать разные виды самой игры на гитаре. Так же в инструменте присутствует рек, куда можно вставить 16 разных эффектов, 8 типов комбиков и все это сопровождается достаточно неплохим звуком.
Этот плагин удобен, интуитивно понятен, и вторая его версия оказалась настолько хороша, что разработчики программы «Fruity Loops» включили его в набор штатных программных синтезаторов. Но у этой гитары есть и минусы. Обработанный перегруженный звук этого инструмента неплох, но все же достаточно плоский и оставляет желать лучшего, а звук чистой гитары вообще никуда не годится. Поэтому лично я при создании искусственного звука гитары пользуюсь набором из двух программ-плагинов. Это отечественный виртуальный синтезатор, основанный на физическом моделировании звука гитары компании «Music Lab» под названием «Real Strat». Этот виртуальный инструмент позволяет получить достаточно достоверный звук чистой, гитары на выходе из линейного гнезда.
Этот инструмент действительно очень хорош, и описывать его достоинства можно долго. Кроме всего вышеперечисленного он является еще и бас гитарой, и «самоиграйкой». Итак, подключив MIDI-трек к этому инструменту, Вы получите чистый звук гитары, такой, какой бы он был, если бы Вы его прослушали прямо из выходного гнезда самой гитары. А теперь подключаем этот трек к подгруппе, у которой в инсерте включен уже знакомый нам «Guitar Rig 4», настраиваете его, как Вам надо, и получаете отличный обработанный звук гитары, который практически не отличим от настоящего.
Что касается синтеза акустической гитары, то лично я не встречал еще ни одного виртуального синтезатора, который смог бы заставить меня поверить, что звучит «живая» акустика. В этом случае лучше всего подойдет все-таки запись «живой» гитары. Но ничто не мешает Вам заняться поисками хорошего звука для акустической гитары, и быть может, именно Вы станете тем человеком, который откроет миллионам музыкантов новые технологии по созданию звука полноценной акустики. Но все же из существующих на рынке виртуальных акустических гитар, пожалуй самой правдоподобно звучащей является продукт все той же отечественной фирмы «Music Lab» под названием «Real Guitar».
Хочу заметить, что в этой статье рассмотрены далеко не все способы получения хорошего гитарного звука дома, есть еще и «самоиграйки» типа «Virtual Guitarist», и сэмплерные библиотеки, и некоторые другие, но способы, описанные в данной статье, являются, на мой взгляд, наиболее надежными и правдоподобными. Помните, что на создание хорошей гитарной партии в секвенсоре у Вас может уйти не один день, поэтому запаситесь терпением и все получится.
Источник
Как записать гитару дома на компьютер
Рано или поздно любому гитаристу хочется записать свою игру на гитаре. Тратить деньги на запись в студии не хочется, поэтому записывать гитару будем дома на компьютер. Это самый простой способ записи, но для него также понадобится некоторая подготовка и кое-какие инструменты. В этой статье подробно остановимся на том, как записать гитару в домашних условиях без траты больших денег.
Не прибегая к помощи профессиональной студии, на обычный домашний ПК можно записать как электрическую гитару, так и акустическую и даже бас. Для этого вам понадобятся программы для записи гитары и звуковая карта (внешняя или встроенная). Для обычной домашней записи можно обойтись без микрофонов и гитарных усилителей. Так будет намного проще и дешевле.
Как записать электрогитару в CUBASE
Установка ASIO драйвера
Рассмотрим процесс записи электрической гитары на примере программы Cubase. Первым делом вам нужно будет подключить свой инструмент к компьютеру. О том, как это сделать читайте в статье: «Подключаем гитару к компьютеру». Далее вам нужно будет установить кубейс на свой ПК. Программа платная, но я уверен, вы найдете способ воспользоваться ей бесплатно. После запуска проверьте, что подключение установлено и ПК реагирует на щипки струн.
Чтобы из ваших колонок или наушников пошел гитарный звук, необходимо произвести некоторые настройки программы. Для этого установите драйвера вашей звуковой карты, в которую подключились. Обычно они выложены на сайте производителя. Если вы воткнулись во встроенную звуковую карту вашего ПК, то скачайте и установите драйвер ASIO4ALL. Он бесплатный и его установка не должна вызвать никаких проблем.
После этого запускаем кубейс и открываем настройки. Верхнее меню Devices -> Device Setup. У меня стоит Focusrite USB 2.0 Driver. Вы должны поставить свой драйвер из списка.
Далее жмем ОК и перезапускаем программу.
Создаем дорожку в CUBASE
Создайте новый проект, если еще этого не сделали (File -> New Project). Следующий шаг это создание звуковой дорожки для записи гитары. После чего добавьте аудиодорожку. Так как гитара это моно инструмент, выбираем моно и нажимаем ОК.
Для того чтобы слышать свою игру, нужно включить мониторинг. Просто щелкните мышкой по иконке с громкоговорителем на дорожке. Должно быть как на рисунке ниже.
Теперь, если все сделано правильно, вы должны слышать свою гитару в наушниках или колонках. Это так называемый сырой директ сигнал, ничем не обработанный. Чтобы украсить звук своей гитары, добавить эффектов, дисторшена и прочего, вам нужно добавить VST плагины. О том, какие они бывают, и какие вам понадобятся, читайте в статье: https://guitargrad.ru/studio/domashnyaya-zvukozapis/206-programmy-dlya-zapisi-gitary Вам нужны симуляторы гитарных усилителей и кабинетов. Помните, что необходимо собрать цепочку гитара -> педали эффектов — > усилитель -> кабинет (динамик). В качестве эффектов, усилителей и кабинетов выступают VST плагины.
Добавляем плагины в инсерты
Чтобы добавить плагины в сам кубейс, вам нужно скопировать файлы в нужную папку. Обычно она находится в папке с установленной программой и называется VST2.
Добавляйте плагины друг за другом сверху вниз. То есть если усилитель должен стоять перед кабинетом в реальной жизни, то и в цифровом мире он должен быть перед ним. В данном случае выше по списку. Чтобы добавить плагин, в левом окошке перейдите на вкладку INSERTS.
Так это выглядит у меня. Сначала идет TSE_808 это эмулятор педали TubeScreamer. Дальше плагин усилителя ENGL под названием Le456, после него идет кабсим (симулятор гитарного кабинета), ну и в конце эффект дилея.
Это основной принцип подготовки к записи гитары во всех программах. Если вы хотите записать гитару в FL Studio, то придерживайтесь этого же алгоритма. Просто названия меню будут другими.
На этом построение гитарного тракта в кубейсе закончено, осталось только нажать на кнопку REC в верхней части программы, чтобы начать запись! Чтобы потом сохранить свое творение в мп3 файл, идем сюда File -> Export -> Audio Mixdown и жмем ОК.
Ну и видео в конце для большей наглядности
Как записать акустическую гитару в домашних условиях
Теперь рассмотрим процесс записи акустики дома. Данный музыкальный инструмент можно записывать двумя способами: снимая звук микрофоном либо звукоснимателем. В этой статье рассмотрим только второй вариант, потому что для дома он намного проще. Не нужно правильно выставлять микрофон, да и хороший звукосниматель для акустики стоит намного меньше хорошего микрофона.
Вам подойдет любой пьезо или электромагнитный звукосниматель для акустической гитары. О том, какие они бывают читайте здесь: https://guitargrad.ru/elektrogitara/obshchaya-informatsiya/28-vse-o-zvukosnimatelyakh-chast-2
Купить их можно в любом музыкальном магазине, даже на алиэкспрессе. Например, я взял себе вот такой, как на картинке
На конце шнура у него обычный инструментальный джек 3,5. Поэтому мы теперь можем подключить свою акустику к гитарному усилителю или же воткнуть ее прямо в компьютер! Ну а дальше записываем гитару по инструкции, которая написана выше. Процесс будет в точности такой же.
Посмотрите на видео какими способами можно записать акустику
Как записать бас гитару
Процесс записи баса ничем не отличается от записи электрогитары. Но помните, что записывать нужно именно чистый необработанный сигнал баса. Далее при сведении трека уже будут наложены необходимые плагины и эффекты. В этом и есть вся прелесть записи именно директ сигнала или DI — на этапе микширования можно играться со звуком как угодно, не перезаписывая при этом гитару.
Заключение
Вот таким нехитрым способом, имея всего лишь гитару, шнур и ноутбук, мы можем записывать свои треки на компьютер. Для этого нам нужны плагины, которые можно бесплатно скачать в интернете, но также нам нужна и звуковая карта. Желательно купить внешнюю звуковую специально для записи, потому что встроенная в материнскую плату дает очень плохой звук. Но тем не менее, если уж совсем денег нет, то подойдет и такой вариант. Играйте на гитарах, сочиняйте музыку и записывайтесь больше!
Источник