Как записать ноты с миди клавиатуры

Программы для МИДИ-клавиатуры: список лучших

Современное программное обеспечение позволяет запросто создавать собственные мелодии или партии с использованием специальных устройств, называемых MIDI-клавиатурами, которые по своему основному назначению не отличаются от обычного пианино. Различие состоит только в принципах работы и удобству исполнения, в зависимости от того, какие и сколько клавиш на них может присутствовать. Естественно, просто так на компьютере применять такие устройства нельзя. Для использования всего скрытого потенциала любого такого девайса используются специальные программы для МИДИ-клавиатуры, которые могут отличаться друг от друга достаточно сильно. Описать все такие приложения и программные пакеты нереально просто физически, поэтому рассмотрим наиболее часто используемые и рекомендуемые специалистами программы.

Что такое стандарт MIDI?

Прежде чем приступать к рассмотрению выбора программного обеспечения, немного стоит остановиться на понятии стандарта MIDI. Сокращение образовано от английского термина Musical Instrument Digital Interface, то есть «цифровой интерфейс музыкального инструмента».

Некоторые ошибочно полагают, что к этому понятию относятся только звуковые наборы вроде GM, GS или XG. На самом деле посредством применения специальных команд с любого MIDI-устройства можно передать массу дополнительных сведений, включая и сам выбранный звук, и его привязку к клавиатуре, и используемый в данный момент эффект, и силу нажатия клавиши, и модуляцию, и канал передачи, и еще много всего. Посредством таких команд осуществляется двусторонняя связь между инструментами и программным обеспечением. И любой набор может быть записан в виде соответствующего MIDI-файла, который можно воспроизвести либо в какой-то то специализированной программе для написания (создания) музыки, либо в самом обычном программном плеере.

Читайте также:  Как еще называется аккордеон

Какую MIDI-клавиатуру выбрать?

Что же касается выбора клавиатуры, тут посоветовать что-то универсальное достаточно сложно. Такие устройства различаются по типу самой клавиатуры (рояльная взвешенная или синтезаторная), количеству клавиш (например, 49, 66, 88), по наличию встроенных саундбанков, по типу подключения к компьютеру и т. д. Но на сегодняшний день абсолютно все «железные» синтезаторы поддерживают стандарт MIDI. Если же речь идет о домашнем использовании, можно подобрать недорогие устройства от Alesis, Korg, Akai и т. д. Профессиональные девайсы, скажем, от M-Audio, стоят достаточно дорого. Но тут все зависит от ваших предпочтений. Если вы играете на фортепиано и не изменяете своим принципам, лучше приобрести полновзвешенную клавиатуру рояльного типа с 88 клавишами (можно купить даже недорогой инструмент линейки Yamaha DGX).

Если привыкли пользоваться простенькими синтезаторами, для записи партий хватит и устройств вроде Alesis Q49 с синтезаторной клавиатурой и 49 клавишами.

Основные типы программ для МИДИ-клавиатуры

Теперь перейдем непосредственно к программному обеспечению. Приложений для работы с MIDI сегодня можно насчитать очень много. Однако следует учесть, что все современные программы для МИДИ-клавиатуры (на русском языке в том числе) условно можно разделить на несколько основных типов:

  • простейшие клавиатурные приложения для игры в реальном времени с поддержкой минимальных звуковых наборов;
  • программы-трекеры с поддержкой MIDI;
  • MIDI-секвенсоры (в том числе, и для визуализации партитуры);
  • полноценные виртуальные студии с расширенными возможностями.

Далее кратко остановимся на каждом типе программ и выделим среди всего этого ПО наиболее популярные и практичные приложения.

Простая программа для МИДИ-клавиатуры Virtual MIDI Piano Keyboard

Данное приложение представляет одно из самых простых решений для домашнего использования и выполнено, как следует из названия, в виде виртуального пианино. в приложении имеется звуковой банк General MIDI, включающий в себя в общей сложности 127 звуков, среди которых можно найти пэды, лиды, басы, синтезированные звуки, оркестровые и народные инструменты, спецэффекты, а также несколько комплектов ударных. Это так называемый стандартный набор.

Некогда корпорация Yamaha решила расширить его до стандарта XG (Extended MIDI), однако наибольшее распространение он получил только на инструментах собственного производства и программах для МИДИ-клавиатуры именно этого разработчика. В свою очередь компания Roland презентовала собственный набор GS. Оба стандартных банка поддерживались звуковыми картами Sound Blaster.

Но вернемся к программе. Несмотря на такие скромные возможности описываемого приложения, в нем есть одна интересная особенность, которая состоит в том, что, помимо стандартного MIDI-банка, в приложение можно загружать звуки в формате SF2 (Soundfonts), что, несомненно, расширяет его возможности. Но создать полноценную композицию, как уже понятно, именно в этой программе не получится.

Трекеры и MIDI-секвенсоры

Еще одно из направлений, представленных в программах для работы с МИДИ-клавиатурой, — популярные некогда трекеры (от английского Tracker). В них также можно сыграть и записать отдельные партии, а затем соединить в конечный полноценный трек. Однако, отображение записанных нот отличается от общепринятого, и многие пользователи признают некоторое неудобство работы с ними. Самыми известными среди таких приложений можно назвать классические программы вроде Renoise, ModPlug Tracker, Mad Tracker и другие.

Программы для МИДИ-клавиатуры в виде секвенсоров стали особо популярными 90-х.

Ярчайшими представителями музыкальных пакетов того времени стали программы линейки Cakewalk Pro Audio. Сегодня многие пользователи отдают предпочтение приложениями вроде Anvil Studio. А вот среди MIDI-программ, позволяющих создавать полноценные музыкальные произведения, используя для этого не только всевозможные звуковые библиотеки, но и запись нотной партитуры, лучшим, несомненно, считается уникальное в своем роде приложение Sibelius.

Виртуальные студии

Но самыми мощными признаны виртуальные студии (FL Studio, Cubase, Sonar, Reason, Studio One и т.д.).

Любая такая программа для компьютера с МИДИ-клавиатурой может работать практически со всеми известными звуковыми форматами и подключать дополнительные плагины VST, AAX, RTAS и DX, в которых присутствуют и непосредственно инструменты VSTi (виртуальные синтезаторы, сэплеры, ромплеры) и всевозможные эффекты для обработки звука, причем, с максимально полным контролем всех MIDI-параметров и событий.

Что же касается именно плагинов, одной из самых мощных программ является программный сэмплер Kontakt, выпускаемый и в виде самостоятельного приложения (Standalone), и в виде подключаемого к студиям плагина. Кстати сказать, именно для этого инструмента на сегодняшний день создано больше всего звуковых банков, а звучание синтезаторов, имитирующих настоящие инструменты, невозможно отличить от «живого» исполнения.

Источник

Ввод нот

Ввод нот производится в . Режиме ввода нот . Сначала выберите ноту, или паузу с которой начать ввод. Заметьте, что когда вы вводите ноты, вы всегда заменяете существующие на новые. Так что последующие ноты и такты не смещаются.

  • N : Включить Режим ввода нот .
  • Escape (dot): Выйти из Режима ввода нот .

После включения Режима ввода нот ОБЯЗАТЕЛЬНО выберите длительность ноты, сделать это можно нажав соответствующую ноту на панели инструментов, либо нажав клавишу.

Ноты вводятся клавишами: C D E F G A B C

Пробел ставит паузу: C D Пробел E

В аккорд ноты добавляются нажатием клавиши Shift и клавиши ноты: C D Shift + F Shift + A E F

Добавьте точку для увеличения длительности: 5 . C 4 D E F G A (В версии 0.9.3 и более ранних, клавишные комбинации отличаются, смотрите выше в этой статье)

Сменить октаву можно с помощью комбинации:

  • Ctrl + Up (Mac: ⌘ + Up ): Повысить на октаву.
  • Ctrl + Down (Mac: ⌘ + Down ): Понизить на октаву.

Другие команды редактирования:

  • x : Перевернуть штили.
  • Shift + x : Move note head to opposite side of stem.

MIDI клавиатура

Вы можете вводить ноты и при помощи MIDI клавиатуры, в Windows и в Linux. В версии 0.9.3 и ранних поддержка MIDI клавиатуры была только в Linux.

  1. Подключите MIDI клавиатуру к компьютеру, включите её
  2. Запустите MuseScore
  3. Создайте новую партитуру
  4. Выберите паузу в первом такте, или любую другую, с которой хотите начать работу
  5. Нажмите N чтобы войти в режим ввода нот
  6. Выберите длительность, например четвертную, как описано выше
  7. Нажмите ноту на MIDI клавиатуре, нота будет вставлена в выделенном месте

Подсветка

MuseScore окрашивает выходящие за пределы ноты жёлтым или красным цветом (в версии 0.9.5 или более поздних). Ноты выше или ниже диапазона голоса окрашиваются в жёлтый, ноты выходящие далеко за пределы диапазона окрашиваются в красный. Подсветка отображается только на экране компьютера, при распечатке готовой партитуры все ноты будут чёрными. Начиная с версии 0.9.6 появилась возможность отключить подсветку Правка → Параметры , во вкладке Ввод нот снимите галочку «Подсветка нот за пределами диапазона».

Источник

FL Studio – запись MIDI

До сих пор мы занимались программированием композиции: с помощью мыши нажимали кнопки пошагового секвенсора, рисовали отпечатки клавиш. Однако самым естественным способом ввода музыкальной информации в программу является запись живой игры на MIDI-клавиатуре. Если у вас нет MIDI-клавиатуры, ее в какой-то мере может заменить обычная клавиатура PC и Piano roll. Но рано или поздно вам очень захочется приобрести настоящую MIDI-клавиатуру. Вы принесете ее домой, распакуете и что дальше?

Подключение MIDI-клавиатуры

Подключение MIDI-клавиатуры к звуковой карте, установленной в компьютер, осуществляется посредством MIDI-интерфейса или интерфейса USB. Для того чтобы выполнить необходимые соединения, совсем не обязательно вызывать специалиста. Вы в состоянии сделать это сами. А все, что необходимо знать о MIDI-интерфейсе, вы сейчас прочтете.

Musical Instrument Digital Interface (MIDI) Интерфейс (interface) — система унифицированных связей и сигналов, по-средством которых устройства или программы взаимодействуют между собой. Musical Instrument Digital Interface (MIDI) — цифровой интерфейс музыкальных инструментов. Стандарт на интерфейс создан ведущими производителями музыкальных инструментов.

Различают аппаратный MIDI-интерфейс и формат MIDI-данных. Аппаратный интерфейс используется для физического соединения источника и приемника сообщений, формат данных — для создания, хранения и передачи MIDI-сообщений.

MIDI-интерфейс — это старт-стопный последовательный асинхронный интерфейс “токовая петля”. Словосочетание “старт-стопный” означает, что в каждом передаваемом сообщении обязательно должны содержаться при-знаки того, что процесс передачи начат (сигнал “Старт”) и завершен (сигнал “Стоп”). В последовательном интерфейсе двоичные данные передаются не одновременно, а поочередно (последовательно). Асинхронность интерфейса состоит в том, что начало передачи данных в нем не привязано к какому-либо определенному моменту времени. Передача осуществляется тогда, когда в этом возникает необходимость. Нажали на клавишу — в интерфейсе появилось сообщение об этом.

Передающая сторона интерфейса активна, на ней имеются источник тока и коммутирующий элемент (в конечном счете, выключатель), а приемная — пассивна, на ней расположен только прибор-приемник тока. Принцип токовой петли заключается в том, что как только цепь выключателя будет замкнута, ток через нее потечет от положительного полюса источника (на передающей стороне) через “прямой” соединительный проводник кабеля, далее через приемник тока (на приемной стороне) и по “обратному” проводнику кабеля возвратится на приемную сторону (“втечет” в отрицательный полюс источника). Вот вам и токовая петля. Проходя сквозь приемник, ток выполнит предписанную ему роль: приведет в действие чувствительный элемент, в результате чего в приемнике и будет зафиксирован пришедший сигнал.

Активный передатчик формирует токовую посылку. Токовая посылка соответствует логическому нулю , бестоковая — логической единице. Структура элементарного MIDI-сигнала характеризуется следующими при-знаками: 7 битов данных, один бит (старший) статусный, один бит старта, один бит стопа. Проверка на четность отсутствует.

Вы видите, что стоповый бит — единичный, а не нулевой. То есть в состоянии “Стоп” ток в цепи не течет.

Соединительные MIDI-разъемы и MIDI-кабель

MIDI-устройство может иметь три соединительных разъема: MIDI In (вход), MIDI Out (выход) и MIDI Thru (на разъем MIDI Thru через буфер ретранслируется копия сигнала, поступающего с внешнего MIDI -устройства на вход MIDI In). Все разъемы — пятиконтактные. Контакты 4 и 5 — сигнальные, контакт 2 — экран. Полярность сигналов определяется относительно источника тока: контакт 4 — плюс (ток вытекает из вывода), контакт 5 — минус (ток втекает в вывод). Таким образом, для разъемов MIDI Out и MIDI Thru назначение контактов одно и то же, для разъема MIDI In — обратное.

Для соединения используется двужильный экранированный кабель. Соединение разъемов на двух концах кабеля — прямое (2-2, 4-4, 5-5). Схема рас-пайки разъемов MIDI-кабеля представлена на рисунке.

Подключение к звуковой карте MIDI-клавиатуры и MIDI-синтезатора (интерфейс MIDI)

Вернемся к вопросу о подключении MIDI-клавиатуры к звуковой карте. Действительно, сделать это очень просто: в гнездо MIDI Out клавиатуры вставьте вилку MIDI In адаптера, а 15-контактный разъем MIDI-адаптера соедините с разъемом игрового порта, расположенным на звуковой карте. MIDI-клавиатура здесь будет играть роль ведущего MIDI-устройства, а звуковая карта — ведомого.

Заметим, что в продаже имеются музыкальные синтезаторы с клавиатурой MIDI-интерфейсом. Некоторые из них (относительно простые) немногим дороже MIDI-клавиатур. В режимах исполнения и записи композиции можно использовать синтезатор в качестве MIDI-клавиатуры. Для этого следует выполнить такое же соединение, как и в случае подключения MIDI-клавиатуры: выход MIDI Out синтезатора соединить с входом MIDI In адаптера.

При проигрывании композиции внешний синтезатор с клавиатурой можно использовать как дополнение к звуковой карте и извлекать из него звуки инструментов, отсутствующих в палитре звуковой карты. Для реализации этой возможности выход MIDI Out адаптера следует соединить со входом MIDI In синтезатора.

Подключение к звуковой карте MIDI-клавиатуры и MIDI-синтезатора (интерфейс USB)

В последнее время все большую популярность приобретают MIDI-устройства, подключаемые к компьютеру посредством интерфейса USB. После подключения MIDI-клавиатуры или синтезатора к порту USB в Windows автоматически инициализируется процесс установки соответствующего драйвера. Как действовать? Варианты следующие:

  • укажите мастеру установки нового оборудования путь к папке с драйверами устройства;
  • отмените установку драйверов, запустите фирменную программу установки с диска, прилагаемого к устройству.

Одним словом, алгоритм действий точно такой же, как и при подключении любого другого USB-устройства (принтера, сканера, модема и т. д.).

После успешной установки драйверов в вашей системе появляется входные выходные виртуальные MIDI-порты, на работу с которыми вы можете на-строить FL Studio. Например, на рисунке, порты, называемые MidiStudio-2, являются виртуальными MIDI-портами MIDI-клавиатуры, подключенной к USB-порту. С точки зрения программы, нет никакой разницы, как подключено MIDI-устройство: через классический интерфейс MIDI, через USB или это вообще встроенный синтезатор звуковой карты. Главное, что устройство “понимает” сообщения в формате MIDI-данных.

Панель Recording — параметры записи, пошаговая запись

Прежде чем пытаться что-либо записать, изучим опции, относящиеся к про-цедуре записи и расположенные на панели Recording (рис. 2.29). Перечислим эти опции с указанием соответствующих им команд главного меню FL Studio и комбинаций “горячих” клавиш.

Options > Typing keyboard to piano, ( + ) — использовать вместо MIDI-клавиатуры обычную клавиатуру компьютера. Щелчок правой кнопки мыши на данной опции открывает контекстное меню, с помощью которого можно выполнить транспозицию: С3, С4, С5 — клавиша будет соответствовать ноте до третьей, четвертой или пятой MIDI-октавы со-ответственно. Соответствие других клавиш клавиатуры нотам будет такое:

Некоторые ноты дублируются разными клавишами, некоторые вступают конфликт с “горячими” клавишами текущего открытого окна. Поэтому если вы хотите играть на клавиатуре компьютера с комфортом, все вспомогательные окна FL Studio лучше закрыть.

  • Options > Metronome ( + ) — включить метроном.
  • Options > Recording precount ( +

) — режим предварительного отсчета метрономом перед началом записи.

  • Options > Start on input ( + ) — переключение в режим записи/ воспроизведения только после получения любого MIDI-сообщения.
  • Options > Blend recorded notes ( + ) — включение такого режима записи, при котором вновь записываемый материал будет объединяться с уже записанным материалом. Если режим выключен — вновь записываемый материал будет затирать старый.
  • Options > Step edit ( + ) — включение режима пошаговой записи.
  • Если вы не можете безошибочно исполнить на MIDI-клавиатуре (или клавиатуре компьютера) всю партию целиком, выбирайте нужный паттерн, канал, включайте режим пошаговой записи и вводите отдельные ноты или аккорды шаг за шагом. При этом длительность вводимых нот является фиксирован-ной и зависит от значения параметра SNAP. Записанный материал сохраняется в виде отпечатков клавиш. Однако окно Piano roll может оставаться при этом закрытым.

    Опробовав режим пошаговой записи , вы, вероятно, зададитесь вопросом — как вводить паузы? Для перехода к следующему шагу без записи ноты используйте клавишу цифровой клавиатуры, а для возврата к предыдущему шагу — клавишу цифровой клавиатуры.

    Запись с MIDI-клавиатуры

    Итак, MIDI-клавиатура подключена, и FL Studio об этом “знает”. Если MIDI-клавиатуры пока нет, включите режим Typing keyboard to piano. FL Studio находится в режиме останова или паузы. Откройте окно пошагового секвенсора и попробуйте “поиграть генератором” текущего канала с помощью MIDI-клавиатуры. Генератор должен зазвучать.

    Задайте на транспортной панели режим редактирования паттерна PAT, выберите нужный паттерн и канал. Нажатием кнопки (Switch recording mode) на транспортной панели или клавиши включите режим записи — ничего не произойдет, запись пока что не начнется.

    При необходимости “отмотайте” указатель текущей позиции, расположенный на транспортной панели, в нужную позицию паттерна. Если нужно, включите метроном и режим предварительного отсчета метро-нома перед записью.

    Кнопкой (Start) запустите запись. Сыграйте что-нибудь на MIDI-клавиатуре. Записанный вами материал будет сохраняться в виде отпечатков клавиш (если не включена опция Record to step sequencer, доступная в подразделе MIDI раздела System окна Settings.

    Повторным нажатием кнопки выключите режим записи (воспроизведение при этом не прекратится). Теперь можно послушать результат вашей записи.

    Что произойдет, если при записи на транспортной панели установлен режим редактирования композиции SONG? Сыгранная вами партия запишется в текущий паттерн, а этот паттерн будет автоматически добавлен в структуру композиции (появится на координатной плоскости окна Playlist). Фраза звучит сложно, но на самом деле все логично:

    • вы слушаете композицию и решаете добавить в определенное место ком-позиции партию инструмента;
    • выбираете любой паттерн (лучше пустой), запускаете запись композиции в режиме SONG;
    • слушаете композицию и в нужном ее месте играете свою партию (она сохраняется в выбранном паттерне);
    • паттерн с записанной партией оказывается в нужном месте композиции, вам не нужно открывать окно Playlist и редактировать его содержимое.

    Источник

    Оцените статью