- Обращения аккордов. Виды сопровождения (музыкальная фактура)
- Обращения трезвучий и как их применять?
- Почему не популярны обращения трезвучий на гитаре ?
- Обращение трезвучий: как возникают обращения, виды обращений, как строятся?
- Как называются обращения трезвучий?
- Разные трезвучия дают разные обращения
- Можно ли строить обращения от звука?
Обращения аккордов. Виды сопровождения (музыкальная фактура)
Приступая к этому уроку, музыкант-любитель, который хочет научиться подбирать гармонию к мелодии и импровизировать, уже знает:
- Основы нотной грамоты, владеет основными понятиями в ритме и может сыграть мелодию по нотам с листа
- Умеет строить трезвучия (мажорные, минорные) в тональностях и от разных звуков, а также знает об увеличенных и уменьшенных трезвучиях.
- Имеет представления о септаккордах и более сложных аккордах, встречающихся редко.
Предыдущий урок был посвящен устойчивым и неустойчивым ступеням лада.
На этом уроке мы более подробно познакомимся с обращениями аккордов, а также с видами сопровождения, которые относятся к области музыкальной фактуры.
Начинающий музыкант начинает игру аккомпанемента с тонической квинты, потом «заполняет» ее терцовым тоном и получает трезвучие. На всякий случай напомним: основной тон или прима, это «до» в до-мажорном трезвучии, терцовый тон или терция – «ми», квинтовый тон или квинта – «соль». Не путать с названиями интервалов: в доминантовом трезвучии основным тоном будет «соль», терцовым «си» и квинтовым «ре». В субдоминантовом – основной тон «фа», терцовый «ля», квинтовый «до». Потренируйтесь немного, постройте трезвучия в разных тональностях и определите в них основной, терцовый и квинтовый тон.
С помощью тонического, субдоминантового и доминантового трезвучий можно подобрать аккомпанемент ко многим песням, но в какой-то момент музыкант понимает, что левой руке неудобно «прыгать», перемещаясь по разным регистрам, но гораздо удобнее, когда звуки разных аккордов расположены близко, на соседних клавишах. Некоторым могут показать друзья или учитель, другие прочитают в интернете или догадаются самостоятельно о простейших аккордовых последовательностей, которые представляют собой связное соединение аккордов. Для таких последовательностей применяют не только трезвучия, но и их обращения.
Обращением трезвучия (и также септаккорда) называется перенос нижнего звука и октаву вверх или верхнего на октаву вниз. Каждое обращение имеет свое название, образованное от интервальной структуры аккорда. Первое обращение трезвучия называется секстаккордом, второе – квартсекстаккордом.
Поиграйте подряд обращения трезвучий. Следите, чтобы рука была мягкой, кистью можно немного «пружинить» при нажатии, тогда звук получится глубоким и красивым. Учащиеся фортепианных отделений знают, что при игре аккордов важно опираться на мизинцы, чтобы подчеркнуть главные звуки аккорда – басовый в левой руке и мелодический в правой, но это более сложная задача — для продвинутых музыкантов, часто играющих гаммы и аккорды.
Для музыканта-любителя не очень принципиально, играют они трезвучие или одно из обращений – главное, чтобы гармония подходила к мелодии по своей функции (T, S, D). Более заинтересованные могут узнать, что секстаккорды часто применяются при аккомпанементе оперных речитативов.
Квартсекстаккорды применяются не часто, они требуют особых условий – например, проходящих, вспомогательных или кадансовых оборотов. Тонический квартсекстаккорд часто переходит в доминанту в конце законченной музыкальной фразы или целого произведения и поэтому называется кадансовым. Такие примеры можно найти во множестве музыкальных произведений.
Итак, сочетание трезвучий и их обращений сделает ваш аккомпанемент к несложным песенкам гораздо более удобным, например:
Обращения септаккордов – более сложная тема: во-первых, в септаккордах четыре звука, соответственно, три обращения. Во вторых, обращения доминансептаккорда разрешаются по строгим правилам. Обращения других септаккордов тоже имеют свои разрешения либо участвуют в гармонических оборотах с плавным голосоведением. Особого внимания применительно к септаккордам требует его септима – септимовый (септовый) тон. Очень желательно, чтобы этот тон разрешался движением на секунду вниз или оставался на месте.
Итак, обращения септаккорда называются: квинтсекстаккорд, терцквартаккорд и секундаккорд.
Каждый звук разрешается по правилам в свою устойчивую ступень, так что квинтсекстаккорд переходит в тоническое трезвучие, терцквартаккорд – в развернутое тоническое трезвучие, секундаккорд – в тонический секстаккорд.
Обращения септаккорда VII ступени (уменьшенного) звучат одинаково, поскольку аккорд состоит из трех малых терций. Они могут разрешаться напрямую в тонику или переходить в нее через обращение доминансептаккорда.
Обращения септаккорда II ступени применяются достаточно часто.
Этот аккорд также может переходить непосредственно в тонику, но чаще — через обращения доминантсепаккорда.
Для учащихся музыкальных школ и более подготовленных любителей можно составить таблицу, на какой ступени строятся основные аккорды и их обращения.
Если нужно определить аккорды на слух, прежде всего необходимо внимательно прислушаться к басу, потом сообразить, какова функция аккорда (T, S, D), а также, консонанс это или диссонанс. По этим признакам аккорд легко «вычислить», ориентируясь на таблицу.
При попытке использовать более развитые формы аккомпанемента, применять разную фактуру для изложения одних и тех же аккордов, важно ориентироваться на бас. При игре на фортепиано удобно использовать педаль для красивого сопровождения. Во всех таких случаях обращение аккордов определяется именно по басу: например, если в басу на первую долю «до», а далее — арпеджированное изложение тонической гармонии, то все звуки этой гармонии нужно собрать в один аккорд и назвать по басу — тоническим трезвучием.
Попробуйте сыграть несложную пьесу – «Болезнь куклы» из цикла «Детский альбом» П.И. Чайковского. Здесь применены весьма разнообразные гармонические средства.
Попытаемся определить гармонию в начальном построении (первые 16 тактов):
t 5/3 – D 4/3 – t6 – D 4/3 (дважды), t 5/3 – D6 – VI7 – D 5/3 – II 6/5 – D 5/3 – s6 – D 5/3. Дальнейшее гармоническое развитие довольно сложное, оно включает в себя отклонения в другие тональности и тонический органный пункт в конце пьесы.
Важным выразительным средством для музыканта является музыкальная фактура. По подборе аккомпанемента или создании аранжировки, музыкант может применять различные формы изложения аккордов, использовать фактуру «бас-аккорд» или разные виды арпеджио. Напомним – для гармонической основы в таких случаях принципиально важен бас, который, возможно, в фортепианной музыке звучит на педали. Посмотрим и послушаем некоторые примеры:
Ф. Шопен. Ноктюрн ми бемоль мажор
Ф. Шопен. Прелюдия до минор.
П. Чайковский Подснежник
Это более сложный пример, в котором применяются и арпеджио, и аккорды.
Ф. Шуберт. Экспромт.
Подбирая аккомпанемент к мелодии, можно найти несколько удачных вариантов, и тогда получатся вариации. Для вариаций на неизменную мелодию применяется ритмическое развитие, то есть при первом проведении аккомпанемент к теме можно играть четвертями, при втором – восьмыми, при третьем – шестнадцатыми (или сначала триолями, потом шестнадцатыми). В жанре вариаций бывает контрастный иноладовый раздел (при мажорной теме – минорный, и наоборот), после этого обычно следует быстрый финал. Заинтересованные любители музыки могут догадаться, что сочинение иноладового раздела – перенос мелодии в другой лад — потребует перегармонизации некоторых мотивов. Такие примеры можно найти в раннем творчестве Моцарта и Бетховена, Глинки и других композиторов. Немного старания – и даже начинающему музыканту окажется вполне доступно создание несложных аранжировок и вариаций на любимую песню.
Наш следующий урок будет посвящен изучению минорных на гамм.
Приглашаем в нашу школу на уроки фортепиано
Обучение для взрослых и детей от 12 лет. Подготовка к экзаменам в вузы. Преподаватель — лучший джазовый пианист Москвы Александр Лавров.
Подробнее об уроках фортепианоИсточник
Обращения трезвучий и как их применять?
Обращение – это перемещение входящих в состав трезвучия звуков, когда мы используем те же звуки, но в другом порядке. В обращениях аккорда басом становится другой его звук.
- T5/3 – трезвучие . Т – означает тоника, мы рассматриваем аккорды в тональности и ведем речь о тоническом трезвучии, не акцентируя внимание на названии конкретного аккорда. Речь идет о его строении, последовательности звуков. В эстрадной системе обозначения аккорд, соответствующий T5/3 в До-мажоре называется C.
- Т6 – секстаккорд , первое обращение трезвучия. Получил название благодаря тому, что между крайними звуками аккорда образуется интервал секста (в нашем примере секста — Ми-До). Строится путем перемещения нижнего звука “До” на октаву вверх, басом становится средний звук аккорда – нота “Ми”.
- Т6/4 – квартсекстаккорд , второе обращение трезвучия. Название так же происходит из строения – по краям тоже образуется секста, а нижний интервал в составе аккорда – кварта (расстояние между четырьмя звуками). Квартсекстаккорд образуется из Т6, когда мы переместим его нынешний бас “Ми” на октаву вверх, и басом станет звук “Соль”.
Обращения в чистом виде очень популярны в фортепианных партитурах, практически все аккомпанементы на данном инструменте строятся на обращениях, потому что это удобно, — переставляя пару пальцев в одном месте мы получаем другой аккорд и сохраняем плавное голосоведение.
Почему не популярны обращения трезвучий на гитаре ?
Особенности строя не позволяют нам так же быстро и удобно обращать аккорды, как это можно сделать на фортепиано . На гитаре чаще встречаются аккорды с дополнительным басом (С/E, C/G) – когда с полному трезвучию добавляется бас – терция или квинта этого аккорда. Обращения на гитаре можно построить на верхних струнах (1,2,3), чтобы мелодически обыграть аккомпанемент в ансамбле (когда есть бас, или вторая гитара), это поможет украсить гармонию. Полные обращенные аккорды имеют очень неудобную аппликатуру, встречаются крайне редко.
Источник
Обращение трезвучий: как возникают обращения, виды обращений, как строятся?
Обращение трезвучий – это такое изменение исходной структуры аккорда, при котором из тех же самых звуков получается новый родственный аккорд. Обращаться могут не только трезвучия (аккорд из трёх звуков), но и любые другие аккорды, а также интервалы.
Принцип обращения (или если хотите вращения вокруг) одинаков во всех случаях: все звуки, которые есть в данном исходном аккорде, остаются на своих местах кроме одного – верхнего или нижнего. Этот верхний или нижний звук – подвижный, он перемещается: верхний на октаву вниз, а нижний – наоборот, на октаву вверх.
Как видите, техника выполнения обращения аккорда – простейшая. Но нас интересуют, главным образом, результаты обращения трезвучий. Так вот, в результате обращения, как мы уже отметили, образуется новый родственный аккорд – он состоит абсолютно из тех же звуков, но эти звуки по-другому расположены. То есть, иначе говоря, меняется структура аккорда.
Давайте взглянем на пример:
Было дано до-мажорное трезвучие (из звуков до, ми и соль), это трезвучие состояло, как и положено, из двух терций, а крайние ноты этого аккорда отстояли друг от друга на чистую квинту. Теперь побалуемся обращениями, их у нас получится всего два:
- Нижний звук (до) мы переместили на октаву вверх. Что же получилось? Все звуки остались прежними (те же до, ми и соль), но теперь аккорд (ми-соль-до) состоит уже не из двух терций, теперь он складывается из терции (ми-соль) и кварты (соль-до). Откуда взялась кварта (соль-до)? А она взялась от обращения той квинты (до-соль), которая «обминала» наше исходное до-мажорное трезвучие (по правилу обращения интервалов – квинты обращаются в кварты).
- Вертанём наш уже «испорченный» аккорд ещё раз: нижнюю его ноту (ми) перенесём на октаву вверх. Получился аккорд соль-до-ми. Он состоит из кварты (соль-до) и терции (до-ми). Кварта у нас осталась с прежнего обращения, а новая терция построилась от того, что мы обратили ноту ми вокруг до, в результате секста (ми-до), которая составлялась крайними звуками прежнего аккорда, заменилась на терцию (до ми): по правилам обращения интервалов (а все аккорды, как вы знаете, состоят из каких-нибудь интервалов) сексты обращаются в терции.
Что же произойдёт, если мы попытаемся обратить последний полученный аккорд ещё раз? Ничего особенного! Нижнюю соль мы, конечно, перенесём на октаву вверх, но в результате у нас получится тот же самый аккорд, какой был в начале (до-ми-соль). То есть, таким образом, нам становится понятно, что обращений у трезвучия всего два , дальнейшие попытки обращать приводят нас туда, откуда мы ушли.
Как называются обращения трезвучий?
Первое обращение называется секстаккордом . Напоминаю, что секстаккорд складывается из терции и кварты. Секстаккорд обозначается цифрой «6», которая прибавляется к букве, обозначающей функцию или вид аккорда, или к римской цифре, по которой мы догадываемся о том, на какой ступени были построено исходное трезвучие. Например, Т6, или Б6, или III6.
Второе обращение трезвучия называется квартсекстаккордом , его структуру образуют кварта и терция. Квартсекстаккорд обозначается цифрами «6» и «4». Например, К64, или d64, или М64, или VI64.
Разные трезвучия дают разные обращения
Как вам, наверное, известно трезвучий – 4 вида: большое (или мажорное), малое (или минорное), увеличенное и уменьшённое . Разные трезвучия дают разные обращения (то есть это те же секстаккорды и квартсекстаккорды, только с небольшими, но значительными изменениями в структуре). Разумеется, эта разница отражается и на звучании аккорда.
Чтобы понять структурные различия, давайте снова обратимся к примеру. Здесь будут построены 4 вида трезвучия от ноты «ре» и для каждого из четырёх трезвучий будут выписаны их обращения:
Мажорное трезвучие (Б53) состоит из двух терций: одна большая (ре и фа-диез), вторая – малая (фа-диез и ля). Его секстаккорд (Б6) состоит из малой терции (фа-диез ля) и чистой кварты (ля-ре), а квартсекстаккорд (Б64) – из чистой кварты (той же ля-ре) и большой терции (ре и фа-диез).
Минорное трезвучие (М53) тоже образуется из двух терций, только первая будет малой (ре-фа), а вторая – большой (фа-ля). Секстаккорд (М6), соответственно, начинается с большой терции (фа-ля), к которой затем присоединяется чистая кварта (ля-ре). Минорный квартсекстаккорд (М64)складывается из чистой кварты (ля-ре) и малой терции (ре-фа).
Увеличенное трезвучие (Ув53) получается благодаря сложению двух больших терций (1-я – ре и фа-диез; 2-я – фа-диез и ля-диез), секстаккорд (Ув6) составляют большая терция (фа-диез и ля-диез) и уменьшённая кварта (ля-диез и ре). Следующее обращение – увеличенный квартсекстаккорд (Ув64) кварта и терция меняются местами. Любопытно, что все обращения увеличенного трезвучия благодаря своему составу тоже звучат как увеличенные трезвучия.
Уменьшённое трезвучие (Ум53) состоит, как вы догадались, из двух малых терций (ре-фа – 1-я; и фа с ля-бемолем – 2-я). Уменьшённый секстаккорд (Ум6) образуется из малой терции (фа и ля-бемоль) и увеличенной кварты (ля-бемоль и ре). Наконец, квартсекстаккорд этого трезвучия (Ув64) начинается с увеличенной кварты (ля-бемоль и ре), над которой надстраивается малая терция (ре-фа).
Давайте обобщим наш практически полученный опыт в нескольких схемах-формулах:
Можно ли строить обращения от звука?
Да, зная структуру любого обращения, можно легко построить все аккорды, про которые вы сегодня узнали, от любого звука. Для примера построим от ми (уже без комментариев):
Источник