Как записать партию бас гитары

Как записать партию бас гитары

Запись бас гитары — непростое занятие. Наш инструмент создает звук довольно низкой частоты, для воспроизведения и записи которого требуются соответствующее оборудование, акустические системы и среда. Хотя, когда дело доходит до записи то выясняется, что самая важная составляющая хорошего звука — прямые руки бас гитариста. Хороший музыкант может вытянуть и посредственный усилитель, и среднее оборудование. Тип усилителя, расположение микрофонов, звукосниматели тоже важны, но хорошая техника игры первична.

Как записывать бас гитару?

Техника звукозаписи сильно изменялась за последние 50 лет. В пятидесятых-шестидесятых годах прошлого века при записи композиций обычно использовали Fender Precision бас, на котором использовались струны с плоской обмоткой. Бас гитаристы при этом играли пальцами. Все это позволяло получить гулкий и жесткий звук. Если требовался более динамичное звучание с хорошей атакой, то использовались струны с круглой обмоткой и медиатор. Часто применялась техника глушения струн ребром ладони. Звук записывался на магнитную ленту, для чего обычно использовались трех или четырехдорожные магнитофоны. Вся группа писалась одновременно через микрофоны прямо на ленту. Музыканты должны был сразу играть свои партии правильно, поскольку не было возможности вернуться и перезаписать кусок. Хорошим примером использования такого подхода к звукозаписи являются старые композиции Carol Kaye.

Определенной вехой в записи бас гитары можно считать появление дибокса (D.I.-Box). Эта коробочка позволяла музыканту подключить бас непосредственно в микшерный пульт. Полученный таким образом звук подмешивался к звуку, снятому микрофонами с кабинетов. Это давало звукорежиссёрам дополнительные возможности для выстраивания звука. Магнитофоны к этому времени уже позволяли записывать большее количество дорожек.

Читайте также:  Мы бродячие артисты ноты аккордеон

Сегодня ленточные носители остались в прошлом и для записи обычно используется компьютер. Появление компьютера сделало звукозапись по-настоящему доступной широкому кругу музыкантов. Сегодня можно создать домашнюю студию, уложившись в $1500. В современные компьютеры звук заводится через звуковые карты или внешние аудиоинтерфейсы.

В простейшем варианте для записи бас гитары нам потребуется аудиоинтерфейс, компьютер, софт для записи звука и мониторные колонки, чтобы контролировать результат. Более сложный вариант предполагает использование комбоусилителя и специального микрофона, предназначенного для записи низкочастотных инструментов.

Микрофон имеет смысл использовать, если Вам действительно нравится звук вашего усилителя и если у вас есть приличная звукоизолированная комната. После того, как Вы настроили звук усилителя «просто» разместите микрофон напротив одного из динамиков и подключите его к аудиоинтерфейсу. Выбор положения микрофона — искусство, которое потребует от вас большого количества пробных записей, сомнений и мук выбора. После того как оптимальное положение микрофона определено, можно записывать партию.

Если ваш аудиоинтерфейс оснащен инструментальным входом (входом с высоким сопротивлением), можете подключить туда свой бас напрямую, настроить уровень звука и записать дорожку. Если аудиоинтерфейс не имеет такого входа, то можно использовать дибокс, сигнал с которого можно завести в Line-IN или в микрофонный XLR вход. DI-box снимет сигнал с инструмента и преобразует его, чтобы сопротивление соответствовало минкрофонным 100-200 Ом. Прямое подключение инструмента в Line-IN — не самая лучшая идея, поскольку вы услышите потерю четкости в звуке, как если бы сигнал был пропущен через фильтр нижних частот.

После непосредственной записи басовой дорожки у Вас вероятно возникнет вопрос: какие эффекты нужно наложить? На самом деле тут не потребуется чего-то особенного. Компрессора и эквалайзера обычно оказывается достаточно чтобы «усадить» дорожку в микс.

Источник

Низы в студии. Как хорошо записать бас. Часть 1

Мощный звук и широкий частотный диапазон делают запись бас гитары не легкой задачей. В этой статье мы постараемся ответить на самые важные вопросы и расскажем как хорошо записать этот инструмент. Хорошо записать сложно любой музыкальный инструмент, но бас гитара все равно остается одним из самых не легких для записи музыкальных инструментов. Низкие частоты очень мощные и требуют особого внимания, что бы не забить и не перегрузить входящий канал. Существует так же определенный комплекс частот, который требует особой отстройки, что бы получить не перегруженный и не зажатый, но плотный и чистый звук.

Так же очень важна техника игры. Мало играть правильные ноты, бас гитара — это часть ритмической структуры любой песни, и требует четкого звукоизвлечения. Очень важна динамика игры, некоторые ноты могут звучать громче, чем другие, особенно при игре пальцами, что в некоторых ситуациях становится очень критичным и портит общее звучание. Если вы басист, который хочет записаться или вы гитарист, который хочет сыграть басовые партии для своих песен, очень важно что бы вы понимали не только как непосредственно записать инструмент, но, так же, как различные техники игры влияют на звук. Далее мы обсудим с вами, как подготовить себя к записи в студии, ключевые моменты работы с оборудованием, а так же его типы, что бы получше разобраться в вопросе и получить в студии хороший результат.

Звучит банально, но многие гитаристы и басисты пренебрегают проверкой своего инструмента перед предстоящей сессией записи. Для начала поменяйте струны для более яркого и звонкого звучания (если только вы не хотите получить более глухой винтажный звук 70х), проверьте, строит ли бас при помощи тюнера и отстройте машинку по высоте так, что бы вам было максимально удобно играть, при этом струны не должны биться об лады. Проверьте все свои шнуры на отсутствие повреждений, не отходят ли где джеки, и, наконец, если ваш бас активный, поменяйте в нем батарейку. Примочки же, если они есть, рекомендуется посадить на блок питания.

Если вы идете в студию или на запись первый раз, а до этого играли только на сцене и репбазе, вы должны быть готовы к тому, что все будет далеко не так просто. Особенно это касается качества игры. На концерте очень легко войти в раж и для некоторых стилей музыки не очень качественное исполнение партий на сцене для большинства зрителей просто не заметно или может легко сойти с рук. С записью все наоборот – запись выводит качество вашей игры на первый план. Вы несомненно захотите перенести живой драйв и подачу со сцены на вашу запись, но не за счет четкости исполнения и качества звука. Для начала, посмотрим на вашу атаку.

Если вы очень сильно дергаете струны, это может отлично звучать в живую, но не даст хорошего результата на записи, где сильный звон от ударов по струнам может запороть дубль. К тому же, очень сильная атака крадет нижние частоты, поскольку струны глушатся из-за сильной вибрации. Вместо того, чтобы «выбивать» ноты, играйте четко и с напором, как бы щелкая пальцем об струну, выберите тот уровень атаки, при котором звук максимально читабелен и насыщен. Вы сразу увидите, насколько лучше станет ваш звук! То же самое касается и игры медиатором, попробуйте играть им под разными углами и в разных положениях, что бы добиться наилучшего результата.

В довершении всего, ваши басовые партии должны быть четко привязаны к конструкции трека, находиться в груве с барабанами и банально не мешать другим. Небольшое соло может круто звучать на концерте, но в записи каждый инструмент должен занимать свое место и создавать общую картину. Если ваше соло лишит песню ритмической структуры — откажитесь от него. Помните, что каждая нота баса должна быть необходима, иначе ее лучше убрать. Если вы пишите бас сразу после барабанов, вы должны очень хорошо представлять, как и где будут звучать другие инструменты и не будут ли партии создавать кашу в сочетании с другими партиями ваших коллег. Для этого прогоните на репетиции все песни на низкой громкости, что бы все слышали партии друг друга, а еще лучше – запишите демо и внимательно прослушайте то, что вы планируете записать студийно.

Это правило так же действительно, если вы пишите все партии инструментов единолично. Вам может показаться, что это банальный совет. Но я готов поспорить с вами на пиво, что вы не знаете в точности, что играют другие музыканты в тех треках, которые вы еще не записывали. Послушайтесь мудрого совета и сделайте демо!

Очень многие профессионалы на записи баса используют DI box. Хотя есть возможность вывести бас напрямую в пульт, либо цифровой интерфейс, DI бокс будет не лишним, так как усиливает громкость исходящего сигнала (это необходимо при записи на пленку или компьютер). Di боксы бывают разных типов, начиная от простых пассивных моделей, заканчивая активными и ламповыми моделями бутикового класса. Некоторые модели дают свою окраску звуку, тогда как другие стремятся передать наиболее прозрачный звук, поэтому хорошо изучите этот важный вопрос перед записью в студии.

Если вы не знаете, что такое DI бокс или не в курсе как его использовать, почитайте об этом в интернете или спросите у более опытных коллег по цеху! Еще один хороший студийный агрегат, который может эмулировать звук разных усилителей, это Line6 Bass Pod. Если вы пишитесь в компьютер, вы можете сначала записать свои партии, а потом прогнать их через ваш POD или плагин (это называется реампинг). Однако помните, что игра на хорошем звуке к которому вы привыкли, окажет положительное влияние на ваше «чувство инструмента», что в свою очередь даст более четкую игру. Чтобы объединить два этих способа, запишите 2 канала баса при помощи дибокса. Один будет чистым, с которым потом можно будет делать все что угодно, второй будет пропущен через POD, что даст более жирный звук в момент записи.

Далее, смешивая два этих трека в миксе, вы сможете добиться большего объема , при этом сохранив читаемость чистого звучания баса. Специальный софт может сделать это еще быстрее и проще, просто добавив плагин на мониторную линию при записи. Таким способом, вы сможете записывать ваши партии с любым понравившимся звуком, а после записи просто сменить этот звук на любой другой, если захотите.

Источник

Запись бас-гитары в студии. Подробное руководство. Часть 1.

Записывать бас-гитару очень легко, правда? Просто включаетесь прямо в пульт и пишете чистый звук, плюс можно поставить один микрофон перед кабинетом чтобы подмешать его звук к линейному сигналу, так бас будет звучать более живо. Кажется, что проще пареной репы, да? Нет так быстро! Записывать бас легко, но получить крутой звук на записи — это совсем другая история. Нужны мощные низы, при этом чтобы они не бубнили, хорошо сидели в пачке с нужным презенсом и равномерным уровнем громкости? Вот тут и начинаются все вопросы.

Для начала надо выбрать, как мы будем писать бас — в линию, через микрофон или сразу двумя этими способами. А если вы используете усилитель, то какие динамик лучше звучат на записи и куда ставить микрофон? Что делать, если середина мутная, а низ неразборчивый и бубнящий? А тут еще и проблема с некоторыми нотами — одни звучат ровно, другие проваливаются по громкости, а некоторые просто выскакивают наверх, зашкаливая Почему так происходит? И что с этим делать? если вам этого мало, то даже ваши провода влияют на звук баса.

В случае с линейной записью вы включаете бас-гитару прямо в DI-бокс, а оттуда — в аудио интерфейс или студийный микшер. Запись в линию пользуется большой популярностью, потому что динамики и микрофоны зачастую не передают всю полноту звука, обрезая определённые частоты, из-за этого уходит объёмность в звучании. В отличие от гитарных усилителей, где динамики служат для того, чтобы сделать звук гитары более богатым, бас-гитарные усилители постоянно борются с законами физики. Бас гитарный усилитель часто является неотъемлемой частью звучания того или иного музыканта, поэтому многие люди предпочитают смешивать звук с микрофона и с директ бокса.

Дибокс нужен для того, чтобы преобразовать высокое сопротивление в низкое. Сигнал с низким сопротивлением лучше подходит для микшерных пультов, у которых, как правило, низкое сопротивление на линейных входах. В любом стандартном дибоксе есть это:

  • Входной разъем 1/4” джек. Сюда включается ваш бас.
  • Выходной разъём XLR. Используется для подключения к пульту через микрофонный кабель.
  • Выходной разъём 1/4” джек. Этот разъем можно использовать для подключения в бас-гитарный усилитель, либо в небалансный вход микшерного пульта, либо в бас-гитарную педаль эффектов, звук которой подмешивается к чистому сигналу и т.д. В некоторых DI-боксах используется универсальный выход — туда можно втыкать и jack и XLR.
  • Переключатель заземления. Помогает убрать земляные петли, радиопомехи и другие виды нехороших шумов, если, конечно, ваша сеть заземлена.
  • Еще всякое. В дибоксах бывают также эквалайзеры, дисторшн и другие функции. Зависит от конкретной марки и модели.

Есть смысл использовать их на концертах, отдавая чистый сигнал бас-гитары в пульт звукорежиссёра.Басовый усилитель на сцене — на ваше усмотрение, можно использовать просто как монитор, а можно снимать микрофоном и примешивать к линии.

Вместо DI-бокса можно использовать преамп. Преампы усиливают сигнал с бас-гитары, что хорошо, так, как на вход микшера подается более сильный сигнал с лучшим соотношением сигнал/шум. Вот основные типы преампов:

  • В некоторых бас-гитарах бывает активная электроника (не обязательно активные звукосниматели), что позволяет включать их напрямую в пуьлт в небалансный вход. Это самый короткий путь, минуя лишние провода и устройства в цепи.
  • Внешний. Как правило рэковый, но бывают и напольные варианты. десь уже больше вариантов для настройки звука — эквалайзер, ручки гейна и громкости и т.п. В некоторых преампах также предусмотрен XLR выход для записи в линию. Если у вас есть преамп, то директ бокс вам не нужен.
  • Директ выход из бас-гитарного усилителя. Во многих усилителях предусмотрен выход в линию через разъём джек для подключения в пульт звукорежиссера, некоторые задумываются и об XLR.
  • Петля эффектов. Если в вашем усилителе есть петля эффектов, можно использовать её для подачи сигнала в линию. Для этого берется стандартный стерео кабель с разъёмами джек. Включая кабель в разъём send важно помнить, что втыкать его надо не до конца, а лишь до первого щелчка. Если включиться до конца, петля разорвётся и сигнал не пойдёт дальше.

Подключение в patch bay

Можно подключить небалансный (читай обычный гитарный) кабель в патч-бэй в студии. В зависимости от конкретного блока коммутации там могут быть стерео или моно входы. Соответственно джек вставляется либо до конца, либо до первого щелчка. Либо через небалансный-балансный адаптер.

Запись прямо в интерфейс

Для самого чистого сигнала рекомендуем обходить стороной пульты и патч-бэи. Самый крутой вариант — это дорогой ламповый дибокс и два хороших провода — от гитары к дибоксу и от дибокса у аудио-интерфейсу.

Обычно в студии вы включаете бас в DI-box, а из него — в пульт или большую микрофонную патч-панель. В таких ситуациях рекомендуем использовать именно XLR выход из дибокса. Если в вашем директ боксе есть дополнительный выход 1/4” джек, сигнал с него можно подать на бас-гитарный усилитель. Сигнал с него вы можете снимать микрофоном либо просто использовать как монитор для игры. Будьте внимательны. В некоторых дибоксах выходы XLR и jack не изолированы друг от друга должным образом и если использовать их одновременно, это сказывается на качестве сигнала в худшую сторону.

Три типа дибоксов

  • Пассивные. Используют трансформатор с высоким сопротивлением на выходе и низким сопротивлением на выходе. К сожалению, качественные трансформаторы стоят дорого, поэтому цена в таких приборах говорит о многом. Пасссивный ди-бокс может сделать ваш звук мутным, неразборчивым и более тихим, чем он есть на самом деле. Тем не менее, если вам нужен звук, как в 60-70х гг., то трансформаторные дибоксы — это то, что надо.
  • Активные транзисторные. Эти ребята добавляют ясности и чёткости сигналу, в отличие от пассивных ди-боксов. Минусы — работают от блоков питания, могут добавить в звук неприятные шумы.
  • Активные ламповые. Работают так же как и тразисторные собратья, но используют лампу в цепи. У лампы высокое входное сопротивление, она лучше сочетается со звукоснимателями, звук становится более тёплым и интересным. У лампового директ-бокса обязательно свой отдельный блок питания.

Не забывайте, что прежде, чем включаться в пульт, надо убрать все фейдеры в ноль. Берегите ваши акустические системы!

Подзвучка бас-гитарного усилителя микрофонами

Подмешивая звук, снятый микрофоном, к линейному сигналу, вы меняете ваше звучание в целом. Теперь в вашу цепочку добавились микрофон, динамик и усилитель. Каждое из этих звеньев важно и влияет на результат. Надо уметь правильно ими пользоваться и правильно выбирать оборудование для записи.

Секрет решетки на кабинете

Решётка или сетка на кабинете влияет на звук! Меняется частотный диапазон сигнала. Если она разболтана, в микрофон начнут попадать ненужные призвуки, как будто у вас рваный динамик. Вы находитесь в студии, здесь защита от повреждений при перевозке не нужна, поэтому сетку с кабинета мы снимаем. Сделайте это, звук станет лучше. И всё же, во избежание несчастных случаев на производстве, позаботьтесь, чтобы микрофон не заехал в динамик ни при каких условиях. Как это сделать? Расскажем чуть позже!

Выбор положения микрофона

Естественно, лучше всего это делать вдоём. Один устанавливает микрофон, другой слушает звук на мониторах и говорит куда и насколько его двигать. Если у вас нет операторской и все пишется и слушается в одной комнате, помогают хорошие закрытые наушники.

В целом для записи подходит любой микрофон: динамический, конденсаторный, ламповый. Если усилитель звучит громко, используйте динамические микрофоны, они лучше справляются с высокими уровнями громкости.

Золотое правило для установки микрофонов — никогда не ставьте ленточный или конденсаторный микрофон там, где вы бы не оставили ваши уши. Если слишком громко — значит либо ставьте микрофон дальше, либо делайте звук тише, либо используйте динамический микрофон. Мы пишем бас, так что какой бы микрофон вы не выбрали. важно чтобы он хорошо передавал именно низкие частоты.

Итак, перед вами бас-гитарный кабинет. Допустим, он с одним динамиком. Соответственно подзвучиваем мы именно его. Начальная точка — центр динамика, микрофон направлен прямо в него и расположен он перпендикулярно динамику. Если хотите поймать эффект двигающегося воздуха от динамика, микрофон надо ставить близко — на расстоянии 2-3 см от сетки или того места, где она была до того, как вы ее сняли. Направляя микрофон в центр динамика много низов не снимешь, но такой способ даёт нам возможность записать высокую середину. Пока вы играете, попросите подвигать микрофон влево и вправо в той же плоскости. Оцените, как меняется звук.

Можно попробовать поднять микрофон повыше. Не рекомендуем это делать в случае с комбиками. Они шумят и шум от трансформатора или вентилятора может попасть в микрофон. Как вариант — подвинуть микрофон к нижнему краю динамика. Звук, отражённый от пола может вызвать нежелательные фазовые искажения. Так что кабинет или комбик лучше ставить на подставку, деревянный ящик или стул. Когда кабинет стоит на полу, низкие частоты усиливаются, что в итоге плохо сказывается на читаемости звука в пачке. Если такая проблема у вас наблюдается — поднимайте кабинет на подставку или меняйте положение микрофона. Бывает так, что вы нашли классную точку, в которой бас звучит как надо, но не хватает серединки. В этом случае попробуйте изменить угол наклона микрофона. Как правило, самый эффективный угол — в районе 22 градусов от перепендикуляра к плоскости динамика.

Если в вашем кабинете несколько динамиков, подзвучьте каждый из них по очереди. Найдите тот, что звучит лучше остальных и работайте с ним. Используйте один из динамиков чтобы снимать низ, а второй — для середины. Первый микрофон направляйте примерно в середину диффузора (как на изображении). Чем дальше от центра, тем меньше атака и меньше середины. Далеко заходить нельзя — будет мутный звук. Чтобы снимать середину — лучше взять отдельный микрофон и направить его прямо в центр динамика. Экспериментируйте, пробуйте разные микрофоны, меняйте их расположение.

ВАЖНО: Если вы используете 2 и больше микрофонов, они должны находиться на равном расстоянии от кабинета, так что звук в каждый из них будет попадать одновременно без задержек. Если разница есть, у вас будет проблема с фазами. Это чревато проблемами с наложением частот. Что-то задавится, а что-то вылезет. Если в пульте или на преампе есть кнопки переключения фаз — пользуйтесь ими. Включите прослушивание в моно режиме и пощёлкайте переключателем фаз. Отметьте разницу в звучании. Оставляем то, что лучше звучит. Если фазы совпадают, звук становится ярче, чище, пропадает картонность. Если микрофонный сигнал смешивается с линейным, также важно, чтобы форма волны у них совпадала.

Укрепляем микрофонную стойку и микрофонный кабель

Просто поставить микрофон перед кабинетом — недостаточно. Он должен стоять стабильно. Чем тяжелее подставка у микрофона — тем лучше. Укрепить стойку можно мешками с песком или другими тяжеленными предметами, которые никуда не укатятся. Заведите себе на студии 10кг мешки с песком. Само собой из них ничего не должно сыпаться.

При установке микрофона важно несколько обмотать кабель вокруг стойки (особенно вокруг верхней ее части), Оставьте запас, чтобы микрофонный кабель не тянул сам микрофон и вы могли легко регулировать его наклон при необходимости. Кабель примотайте к стойке. Лучше всего подходит липучка. Скотч не рекомендуем. Он липкий, собирает грязь и при удалении скотча вы рискуете порезать микрофонный кабель. Важно также прикрепить кабель к полу. если это ковёр — то липучкой. Если пол твёрдый — то строительным серым скотчем. Также желательно спрятать сам кабель под покрывала или ковры, чтобы никто не цеплял их при ходьбе.

Источник

Оцените статью