АКЦЕНТНЫЙ СТИХ
(или чисто тонический, или ударный стих) – стихотворный размер (см. СИСТЕМА СТИХА ХХ ВЕКА), самый свободный по шкале метрических разновидностей, или метров. В А.с. строки должны быть равны по количеству ударений, а то, сколько слогов стоит между ударениями, неважно. Таким образом, А. с. — это предел эмансипированности стиха по линии метра. Недаром А. с. называютеще стихом Маяковского. Вот пример 4-ударного А. с. из поэмы «Владимир Ильич Ленин». 1. Армия пролетариев, встань стройна! 2. Да здравствует революция, радостная и скорая! 3. Это — единственная великая война 4. Из всех, какие знала история. А вот метрическая схема этого четверостишия: 1. -4-2-1- 2. 1 -4-2-4-2 3. -2-5-3- 4. 1 -1-2-2- (знаком «-» обозначаем ударные слоги в строке, цифра обозначает количество безударных слогов). Как будто все правильно: в каждой строке по четыре ударения, а между ударениями сколько угодно безударных слогов. Но, во-первых, не сколько угодно, а от одного до пяти, а во-вторых, последняя строка вообще достаточно урегулирована и может быть строкой 4 ударного дольника (см. ДОЛЬНИК), где слогов между ударениями должно быть один или два. Проведем такой эксперимент. Возьмем какой нибудь известный текст, написанный 4-ударным дольником, и попробуем туда подставить эту строку. Например: Девушка пела в церковном хоре О всех усталых в чужом краю, О всех кораблях, ушедших в море, Из всех, какие знала история. Что же, за исключением рифмы, все в порядке. Схема подтверждает это: -2-2-1-1 1-1-2-1-1 1-2-1-2-1 1-1-1-2-2 Это первая проблема идентичности А. с. Для того чтобы он воспринимался как А. с., необходимо достаточное количество больших (больше трех слогов) междуударных интервалов, а тем самым длинных слов, которых в русском языке не так много пролетариев, революции, радостная, единственная, справедливая. Средняя длина слова в русском языке — три слога. Получается, что А. с. — это не свобода, а искусственная ангажированность стиха, обязательство заполнять междуударные интервалы редкими длинными литературными словами. Впрочем, и все авангардное искусство всегда явление поистине искусственное, совершающее насилие над тем языком, которому не повезло с ним встретиться. Вторая проблема идентичности А. с. состоит в том, что он имеет тенденцию расползаться по ширине строки, нарушая равноударность. Так, в 4-ударном А. с. все время появляются то 5-, то 3-ударные строки, и если их достаточно много, то сам принцип, на котором держится А. с., разрушается. М. Л. Гаспаров говорит в этом случае о вольном А. с., но, по моему мнению, это так же противоречиво, как говорить о равноударном верлибре. Таким образом, А. с. — это некая фикция, некий «симулякр» русской поэзии ХХ в.
Источник
Как определить ритм и размер стихотворения
Почти все вокруг нас имеет определенный ритм. Уникальный ритм жизни каждого из нас наряду с ритмом жизни огромных толп людей. Уникальная скорость речи каждого из нас — ее ритм. Биение сердца — ритм. Звучание музыки — ритм. Шаги во время прогулки — ритм.
Казалось бы, что в нем нет ничего особенного, однако это не так. Именно ритм определяет скорость движения, создает общее впечатление, общую картину какого-либо явления в зависимости от того, о чем идет речь. Замедление или ускорение ритма шагов во время прогулки может повлиять на ее длительность. Замедление или ускорение ритма мелодии влияет на ее настроение и на танец, который можно исполнить под ее аккомпанемент. Замедление или ускорение биения сердца оказывает прямое воздействие на жизнедеятельность человека.
Ритм стихотворения влияет и на звучание, и на общее впечатления о нем. Умение определить ритм и размер поэтических произведений входит в школьную программу по курсу литературы.
«Ритм — это основная сила, основная энергия стиха. Объяснить его нельзя, про него можно сказать только так, как говорится про магнетизм или электричество. Магнетизм и электричество — это виды энергии. Ритм может быть один во многих стихах, даже во всей работе поэта, и это не делает работу однообразной, так как ритм может быть до того сложен и трудно оформляем, что до него не доберешься и несколькими большими поэмами».
(Владимир Маковский)
Википедия определяет эти понятия так:
Ритм стихотворения — закономерное чередование во времени подобных явлений; упорядоченное движение, которое в литературе приобретает эстетическое значение.
Размер стихотворения — частная реализация стихотворного метра, его вариация.
Ритм влияет на то, какой размер у стихотворения.
Как определить?
Не удивлюсь, если для многих теория показалась слишком сложной и скучной. Понимание особенностей определения ритма и размера стихотворения хорошо достигается на практике.
1. Выпишите на отдельный листок строфу из произведения или воспользуйтесь распечаткой, книгой, в которой можно писать.
Обратите внимание! Строфа и строка — разные понятия. Строфа — это один куплет стихотворения, обычно включает в себя четыре строки. Например:
2. Поставьте ударение в каждом слове всех строк в строфе.
3. Перепишите полученную схему на листе бумаге. Обозначьте ударный слог таким символом, а безударный — таким. Символы должны располагаться в точном соответствии со строками.
4. Внимательно посмотрите, в чем заключается закономерность чередования ударных и безударных слогов. Когда ее найдете, обозначьте границы повторяющихся символов вертикальными линиями. Таким образом вы получите стопы — элементы ритма стихотворения.
Обратите внимание! Стопа может состоять из двух или трех слогов.
Разберем на практике.
Для примера возьмем стихотворение Александра Пушкина «Буря мглою небо кроет».
Расставляем ударение в каждом слове, составляем схему и ищем закономерность повторения одинаковых символов.
После того, как схема ритма стихотворения составлена, осталось определить его размер. Размер определяется по типу стопы.
Из названия понятно, что двухсложная стопа состоит из двух слогов. По аналогии, трехсложная состоит из трех слогов.
Хорей — стопа с ударением на первый слог.
Ямб — стопа с ударением на второй слог.
Пиррихий — стопа с двумя безударными слогами.
Спондей — стопа с двумя ударными слогами.
Дактиль — стопа с ударением на первый слог.
Амфибрахий — стопа с ударением на второй слог.
Анапест — стопа с ударением на третий слог.
Бакхий — стопа с ударением на втором и третьем слоге.
Антибакхий — стопа с ударением на первом и втором слоге.
Кретик, амфимакр — стопа с ударением на первом и третьем слоге.
Трибрахий — стопа со слогами без ударений.
Молосс — стопа с тремя ударными слогами.
Логаэд предполагает чередование разных видов стоп в одной строке и одной строфе.
На основе изложенного, стихотворный размер «Буря мглою небо кроет» — трехстопный хорей.
ЧТО ОЗНАЧАЕТ «ТРЕХСТОПНЫЙ»?
Нужно посчитать, сколько раз повторяется стоп в одной строке так, чтобы она повторялась на том же месте и в остальных строках. Если стопы три — то размер трехстопный. Если две — двустопный, если четыре — четырехстопный.
Обратите внимание! Учитываются только стопы, который повторяются в каждой строке.
Несмотря на то, что в схеме есть и пиррихий, основную массу составляет хорей.
Если вы составляете анализ стихотворения в рамках школьной программы, некоторые учителя могут потребовать указывать наличие дополнительных стоп.
Например, трехстопный хорей с пиррихием.
Основная сложность заключается в том, как запомнить значения всех этих стоп. Их нужно выучить, других вариантов нет.
Источник
Работа над ритмом на уроках сольфеджио в младших классах
Краснодарский край, Красноармейский район
«РАБОТА НАД РИТМОМ
НА УРКАХ СОЛЬФЕДЖИО В
Методическая работа преподавателя
Просоловой Валентины Викторовны
«… Ритм – это жизнь … без ритма мелодии не существует, она представляет собой бессодержательные звуки».
Н.А. Римский – Корсаков
Значение ритма в музыке огромно. Усвоению его должно уделяться особое внимание на всех этапах обучения в детской музыкальной школе, как в классах музыкального инструмента, так и на уроках сольфеджио.
Первыми помощниками в изучении ритма являются слух и музыкальная память, физическое ощущение движения появляется уже в младенческом возрасте, не осознавая этого дети, невольно знакомятся с ритмом. Мы веселим ребенка агуканьем, играем с ним в «ладушки», под ритмичное покачивание ребенок засыпает в колыбели. В дальнейшем – раскачивание детских качелей, равномерное нажатие педалей велосипеда – все это помогает ребенку ощущать пульс четкого, разбитого на ритмические доли, времени.
Еще в донотном периоде обучения ребенок должен почувствовать и воспринять ритм предложенных ему музыкальных примеров. Большую помощь при этом могут оказать удачно подобранные к исполняемой мелодии и совпадающие с ее ритмом стишки. Представление о сильных и слабых долях дети легко получают от произношения соответствующих слов: Са – ша, ба – ра – бан…
В процессе движения под музыку дети интуитивно постигают закономерности ритмического строения мелодии (длительности, ритмические рисунки, чередование сильных и слабых долей). После такого предварительного этапа удобно переходить к сознательному усвоению метроритма на основе изучения музыкальной грамоты.
Ритмическое воспитание охватывает развитие чувства темпа, размера и четкого восприятия соотношения длительностей такта. В течении занятий учащиеся постепенно охватывают все новые в ритмическом отношении музыкальные материалы. Например, движение чередующимися четвертными, восьмыми, половинными нотами, такты различных размеров, закаты, пунктирный ритм, синкопированный ритмический рисунок и т.п. Тем самым расширяются понятия, связанные с ритмической структурой музыкального произведения. Этой работе должно быть отведено значительное время в учебном плане. На ритмичность исполнения следует обращать с самого начала большое внимание, не допускается в этом отношении никаких упущений. Ученик должен играть, петь, хлопать в ритмическом отношении, точно уметь «считать». Приступая к изучению новой пьесы, упражнения по сольфеджио, необходимо уделить особое внимание работе над трудными в ритмическом отношении местами.
В понятии чувства метроритма следует различать несколько сторон:
1.) ощущение равномерности движения в разных темпах;
2.) ощущение размера, то есть сочетание и чередование ударных и безударных долей
3.) осознание и воспроизведение сочетаний звуков различной длительности, то есть ритмического рисунка.
Природа чувства метра требует его закрепления в тех или других двигательных процессах. При игре на инструменте этому способствует моторный процесс исполнения.
Методика работы над элементами музыкального ритма разнообразна. Начиная с самых первых уроков, используем знание «Хлопок в такт». Вместе с детьми пробуем уловить и воспроизвести хлопками метрический пульс речи, а затем звучащей музыки. Репертуар: детские песни, инструментальная музыка, стихи Агнии Барто. Затем можно предложить детям похлопать или пройти шагами простейшие ритмические рисунки. Подобные занятия прекрасно тренируют не только чувство ритма, но и внимание, память, координацию.
В сольфеджио следует использовать простейшие музыкально-ритмические движения: ходьбу, хлопки, дирижирование и т.д.
А) Учитель произносит текст ритмично, дети повторяют:
Встанем в круг, поскорей будем весе лить ся
Песни петь танце вать весело кру жить ся
Б) Учитель произнесет текст беззвучно, с четкой артикуляцией, дети повторяют. Произнесение сопровождается легкими хлопками в ладоши.
В) Использовать ритмический оркестр:
Г) Аккомпанемент и пение песни.
Д) Петь песню с движением, с приставными шагами сначала вправо, затем влево.
При желании все формы работы можно совмещать.
Хорошим методом является использование различных примеров ритмического «эха». Например, похлопайте ритм или сыграйте мелодию, воспроизведите ритмический рисунок.
Попросите повторить ритм знакомой мелодии по памяти. Развивает ритмическую память игра «Отгадай песенку». Нужно воспроизвести ритм знакомой песенки и попросить детей отгадать ее.
В репертуар могут входить любые детские песенки: «Два кота», «Петушок», «Маленькой елочке», «Андрей-воробей» и другие.
Для облегчения изучения длительностей и ритмоформул можно использовать вспомогательные упражнения, основанные на параллелях между словесной речью и музыкальной, показывая детям, как можно ритмизовать имена. Например:
О — ля, О — лень — ка, Та — ня, Та — неч — ка.
Можно попросить ученика придумать слова к простейшим ритмическим рисункам:
Тра – ва, са — мо — лет, сол — ныш — ко, ма — ши — на.
Метризация двух – и трехсложных слов должна сопровождаться выявлением и показом акцентированных слогов, так как основой ритмического чувства является ощущение пульсации и акцентуации.
Хорошей подготовкой к написанию ритмического диктанта является метризация стихотворений или детских песен:
ма — лень – кой ё — лоч — ке хо — лод — но зи — мой
По — бе — жа — ли, По — бе — жа — ли, шаг, шаг, стой!
Жук, жук, по – жуж — жи, где ты пря – чешь — ся, ска — жи.
Далее можно прибавить к песне ритмический аккомпанемент.
Такая работа дает возможность отработать различные ритмические формулы, соблюдая педагогический принцип от простого к сложному. Причем работа начинается с того момента, когда ученик еще не знаком с нотным станом.
Осознанию ритмического рисунка на раннем этапе помогает использование ритмослогов. За каждой длительностью закрепляется определенное слоговое название:
Половинная нота — та — а
Четвертная нота — та
Восьмые ноты — ти – ти
Шестнадцатые ноты — ти – ки – та — ки
Система ритмослогов помогает включить на первом году обучения длительности с точкой или синкопу:
Ти та ти та – ти – ти тай — ти
Введению этой системы поможет песенка «Часы», изображающая ход больших и маленьких часов, в речевом ритмизированном двухголосии. Для этого детей нужно разделить на две группы.
Первая произносим низким голосом «та — та»
Вторая группа высоким голосом «ти – ти, ти — ти».
Перечисленные формы работы можно дополнить следующим:
1) чтение ритмической строчки ритмослогами;
2) исполнение ритмического рисунка, глядя в нотный текст, синхронно с использованием педагога;
3) свободное досочинение ритмической фразы, начатой педагогом;
4) ритмическая партитура;
5) ритмический канон;
6) свободная ритмическая импровизация;
7) игра в детском ударном оркестре.
Приходить признать, что в традиционном курсе сольфеджио все еще недооценивается роль и значение воспитания чувства ритма у музыкантов маленьких и больших. И на своих уроках мы должны не только помочь учащимся освоить различные ритмические формулы, но и способствовать налаживанию метрической пульсации, координации различных частей тела.
Кроме того, конечная цель заключается в возможности воспроизвести ритмическую линию разной степени сложности в любом темпе. Выстраивать ритмически свободный диалог с партнерами, находить смысловые варианты исполнения.
И хотелось бы закончить свою работу словами Н.А. Римского – Корсакова : «… Ритм – это жизнь… без ритма мелодии не существует, а представляет собой бессодержательные звуки».
Комментариев пока нет Прокомментируйте!Выскажите Ваше мнение: Источник |