Как записать табулатуру для гитары

Что такое табулатура — учимся читать и записывать табы

Аннотация: Табы — это весьма удобный способ записи игры на гитаре. Табы имеют свои плюсы и минусы. В данной статье рассмотрено то и другое. Так же, прочитав эту статью, Вы научитесь правильно читать, записывать и играть мелодии, которые записаны на табах.

Табулатуры (по eng. tablature) — это один из самых старых способов записи игры на гитаре (на которой играются песни под гитару), имеет графический способ записи.

Табулатуры: преимущество и не достатки

Основным преимуществом табулатур является то, что они очень хорошо описывают тот или иной способ игры на гитаре. Т.е когда мы смотрим на табулатуру, там наглядно нарисовано, как правильно располагать пальцы рук на грифе гитары. Кстати, на табулатурах так же записываются и аккорды для гитары.

Но как и все на этом свете, табулатуры имеют свои недостатки. Табы хорошо показывают расположение пальцев на гитарном грифе, но описание, не позволяет реально ощутить длительность той или иной ноты (т.е не дает возможность точно узнать, как долго по времени необходимо играть).

Преимущества и недостатки мы узнали, давайте посмотрим как записываются и читаются табулатуры.

Учимся читать и записывать табулатуры

Общий вид записи табулатур — это изображение грифа гитары. Пример:

В первую очередь записываются гитарные струны (их обозначения мы должны помнить из первого урока). Далее идет запись грифа и струн, которые необходимо играть.

Читайте также:  Струны для гитары восьмерка

Цифры, изображенные на грифе — это лад, на котором необходимо зажать струну. Пример:

Т.е, данная табулатура говорит Вам, что необходимо зажать первую струну на 3-ем ладу, после чего дернуть ее.

Если необходимо звучание открытой струны, то тогда на табулатуре пишется символ O.

Играем мелодию по табулатуре

Как записываются и читаются табулатуры, Вы теперь знаете. Давайте перейдем к более сложному — попробуем сыграть какую-нибудь простую мелодию на гитаре, записанную на табулатуре.

В пример, мы возьмем вступление песни Кукла колдуна, которую исполняет группа Король и Шут.

Вот так выглядит вступление на табах:

Давайте рассмотрим, как это играется. Сначала, играется вторая струна на 6-том ладу, после два раза этажа струна на 5-том. После 2 раза вторая струна на 3-тем ладу. Далее играется вторая струна, по одному разу на 6-том,5 и 3 ладах, после чего поднимаемся вверх, т.е 3-5-6 лады на второй струне. После переходим на первую струну и играем ее 1 раз на 6-том ладу и 2 раза на 5-том. После чего, мы переходим снова на 2-ю струну и играем два раза на 6-том ладу. Опять первая струна, играем 6-5 лад и заканчиваем на второй струне, на 5-том ладу.

Надеемся, наша статья помогла Вам в очередном шаге обучения игры на гитаре! С уважением, портал PesniGitara!

Источник

Песни под гитару Табулатуры. Как их читать?

Аккорды песен под гитару, видео

Табулатуры. Как их читать?

Любой гитарист слышал слово – табулатура . Но многие до сих пор, к сожалению толком не знают, что же это за «зверь». 🙂 После прочтения этой статьи вы окажетесь в числе знатоков по данному вопросу!

Табулатуры придуманы раньше, чем всем известные ноты. Содержат в себе меньше информации чем ноты, но зато проще читаются. Собственно для этого и придумана. Представлю вам несколько картинок табулатуры:

Объяснять буду поэтапно:

1. Шесть горизонтальных, длинных полосок – условно обозначают струны гитары. Но счет здесь струнам идет сверху вниз, а не как у реальной гитары. ( Верхняя полоска – это 1-я струна).

2. Вертикальная полоса через все шесть линий — обозначает разделение тактов.
3 . Цифры на линиях – показывают номер лада , на котором должна зажиматься струна. Например, если стоит цифра 2 на 3-ей сверху линии, то нужно зажать 3-ю струну на 2-ом ладу.

Следующий вид записи:

4 .У самого левого края расположены цифры 3/4 — размер такта. ( Размер воспроизведения точно как в нотах).

5. От цифр на линиях идут вниз полоски и соединяются между собой. Они показывают длительности нот. Хотя в табулатуре не часто встречаются такие подробности. В нашем примере показаны восьмые ноты. Для понимания длительности нот и тактов советую вам изучить нотную грамоту.
И последний пример:
6.

Вы видите слева латинские буквы. Думаю, что многие знают их. Они обозначают струну под нотой:

Е (ми) – первая струна
H или В (си) – 2-я струна
G (соль) – 3-я
D (ре) – 4-я
A (ля) -5-я
E (ми) – 6-я

Этот пример советую запомнить, т.к зачастую табулатуры встречаются с обратными обозначениями. ( верхняя полоска – 1 струна, а нижняя 6-я.) Если вы знаете под какой буквой (нотой ) какая струна, то точно не растеряетесь.

Другие обозначения приемов игры в табулатуре:

Скольжение (глисандо) — обозначается следующими знаками \ и / , которые ставятся между двух цифр (соответственно нисходящее и восходящее глиссандо ), что говорит о скольжении по струне от лада, на который указывает 1-я цифра до лада, на который указывает 2-я, например:

Здесь описано скольжение по 1-ой струне, сначала с третьего лада на пятый, а после с пятого на второй лад.

h и p обозначают легато : восходящее (hammer on) и нисходящее (pull off) — указываются между 2-ух нот, где звук извлекается на первой ноте пальцем правой руки, а уже следующий звук — пальцем левой. Пример (сначала восходящее легато, затем нисходящее ):

обозначает эффект вибрато . Как правило ставится после ноты столько раз, как долго должна звучать струна.

^ — подтяжка струны (бэнд) . Пишется между двух нот, где звук повышается с первой до второй ноты. Гораздо чаще, данный метод используется при игре на электрогитаре.

А теперь сравним графическую табулатуру с текстовой. На каждой показана одна и та же мелодия:

Пример графической табулатуры

Пример текстовой табулатуры

В принципе наглядно многое уже становиться понятным. Но все же, необходимо объяснить некоторые не упомянутые выше обозначения:

8b9 -также как и знак ^ говорит о подтяжке струны . А буква b — значит без возврата (full bend). Латинская буква (сверху) — S (в графическом варианте) показывает границу подтяжки. В нашем случае на полтона. Могут встретиться другие буквы: J — четверть тона, F — один тон.

8b9r8 — обозначает подтяжку с возвратом . (На рисунках здесь не указана).

(4) — так показывают очень тихую ноту или ноту, которую можно не играть. (На рисунках здесь не указана)

/7 — подъезд к определенной ноте методом глисандо , снизу-вверх. \7 — сверху-вниз.
7/ — и наоборот, такой вариант говорит о скольжении от ноты «в никуда» , снизу-вверх. 7/ — сверху-вниз.

Обозначения которые указываются над табулатурой — над некоторыми нотами:

P.M. — palm mute — приглушение пр. рукой.
N.H. — натуральный флажолет. A.H. — искусственный.
T — tapping тэппинг . Показывает партии двуручного тэппинга.
S и P — слеп (slap) и поп (pop). Используются в табах для бас-гитар.
p , i , m , a — известные 4 буквы, которые обозначают пальцы левой руки, а именно, каким брать ту или иную ноту.

Если вы хотите серьезно заниматься игрой на гитаре, то вам необходимо изучить нотную грамоту. Табулатуры помогут в том случае, если вы уже слышали мелодию раньше и хорошо запомнили ее темп и мотив… Успешного обучения вам!

Источник

Графическая запись гитарной музыки. Цифровки, табулатуры, ноты.

Речь пойдет о том, какими способами пользуются современные гитаристы для записи музыки на бумаге. Мы не ставим задачу углубленно разобрать все варианты и трактовки графической записи гитарной музыки, а лишь хотим показать ее разнообразие несмотря на наличие универсальной нотной письменности.

Как известно, самый универсальный и надежный способ графической записи музыки — это запись этой музыки нотами. К сожалению, этот способ доступен не всем гитаристам, и поэтому они пользуются целым рядом других записей. Кстати сказать, современный нотный способ записи также прошел свою длинную историю через табулатуры, цифровки и прочие графичекие вариации, однако, логично пришел к наиболее универсальному варианту, о котором мы поговорим чуть позже. А пока начнем с аккомпанемента и записи гитарной музыки цифровками.

Не для кого не секрет, что гитару повсеместно используют для инструментального сопровождения пению. А самый распространенный способ записи гитарной музыки при этом — запись аккордов или цифровки вместе с текстом. За основу берутся буквенно-цифровые обозначения аккордов из классической гармонии, однако, они порой расходятся с классическим вариантом. Так, например, аккорд B или H может по-разному трактоваться — в одних случаях это си бемоль мажорное трезвучие, а в других си мажорное и т.д. Цифровки очень хорошо знакомы также джазовым музыкантам. В их музыке цифровки — это гармоническая основа для различных импровизаций. Джазовые цифровки также отличаются своим гармоническим разнообразием в отличие от цифровок к популярным песням, гармония которых часто основывается всего на 3-5 аккордах.

Когда записывается джазовая цифровка, то она порой записывается вместе с нотами. Нотами, в этом случае, может быть записана мелодия или полные аккорды, и цифровка лишь помогает лучше ориентироваться гитаристу в нотах. Кроме того, одна и та же цифровка уже сама по себе содержит импровизационный стережнь, так как один и тот же аккорд, записанный цифровкой для гитары, можно сыграть многими способами, в разных расположениях и регистрах гитары.

Ещё один способ записи музыкального материала для гитары — запись табулатур. Этот способ также пришел к нам из классической музыки. Основная идея — указание музыканту, где должна находится каждая конкретная нота на инструменте. Каждая горизонтальная линейка табулатуры здесь означает струну гитары, а цифры на этих линейках — на каком ладу прижать эту струну для получения соответствующего звука. В записи гитарной музыки табулатурой существует много вариантов как самой записи, так и возможных толкований уже записанной музыки. Так, например, порой в табулатурах нельзя определить длительность звуков, что вносит разнотолкование исполняемого произведения. Если произведение известное и, что называется, «на слуху», то проблемы может не возникнуть, однако, иначе может обстоять дело с музыкой неизвестной. К слову сказать, это одна из причин разного прочтения старинной музыки, которая записывалась не просто табулатурой по одним канонам, а порой разные ее варианты могли встречаться уже в соседних населенных пунктах. И несмотря на это, табулатура до сих пор пользуется популярностью у гитаристов (как правило, непрофессионалов), которые ещё не разучили обыкновенные ноты.

В вышеприведенном примере табулатуры, хотя и не стоит размер, но прослеживается длительность нот. Но вот в следующем примере о длительностях нот ничего не известно. Скорее всего, подобную табулатуру можно правильно воспроизвести лишь зная описанную музыку.

И вот в табулатуре уже появляются первые описательные пояснения. К сожалению, это не решает основную проблему — в этой табулатуре не понятна длительность нот, и музыку прочитает лишь знающий, а описания говорят о способах звукоизвлечения и предостерегают исполнителя о возможных трудностях.

Так может выглядеть запись музыки электрогитары (см. ниже). Здесь мы видим тоже вариант табулатуры. Различными стрелочками указаны, так называемые, приемы подтяжки струн и пр. И снова же главный недостаток — отсутствие длительностей нот. С другой стороны — это дает исполнителю полную свободу в ритмическом отношении. Настолько полную, что можно исполнить сходу совершенно другое произведение, хотя и повторяя указанные ноты (как говорилось выше, цифрами указаны лады, на которых следует прижимать струны-линейки).

Ввиду вышесказанного об отсутствии длительностей в табулатурах, гораздо более привлекательно в этом отношении смотрится комбинированная запись, где на одной линейке записываются полноценные гитарные ноты, а на другой линейке, сразу под первой — табулатурный вариант этих же нот. Таким образом, гитарист, не знающий нотной грамоты целиком, но который уже отличает длительности нот, может гораздо более уверенно осваивать подобно записанный материал. Расположение нот на грифе без знания их названия можно найти благодаря табулатуре, а длительность подсмотреть строкой выше.

Вышеописанный способ записи будет особенно полезен для начинающих гитаристов, а также в музыке, в которой важное значение занимает аппликатура пальцев (т.е. где и как прижимать каждый конкретный лад), например, в классической музыке или в музыке фламенко. Обратите внимание на то, что подобный способ записи позволяет автору точно определить положение каждой ноты на грифе. Ведь одну и ту же ноту на гитаре можно извлечь в нескольких разных местах. Верным будет утверждение, что подобные возможности дает классичекая запись гитарной музыки, и будете абсолютно правы. Речь, конечно же, идет о записи нотами, которые в процессе длительной эволюции стали мощным и универсальным инструментом записи музыки. Здесь и длительности, и паузы безоговорочно присутствуют, а специальные гитарные обозначения определяют все нюансы положения пальцев гитариста обеих рук и т.д. и т.п. Подробную информацию о гитарных нотах можно найти в любой гитарной школе. Но, все ли под силу простым нотам?

Оказывается, что есть ситуации, в которых обычных нот также не хватает для записи музыкальной мысли автора. Ведь классическая гитара — один из самых богатых в тембровом отношении акустических инструментов. А как же все эти возможности записать, если требуется зафиксировать в нотах музыкальный материал, выходящий за пределы общепринятых приемов?

И вот в этих ситуациях авторы вносят новые обозначения в нотные записи, некоторые из которых при частом использовании в разных произведениях «приживаются» и становятся всем понятными без дополнительных пояснений. Или почти всем.

Если же автор чувствует свое полное новаторство и новизну используемых им приемов, то, для лучшего понимания его задумок, для исполнителя делаются сноски с пояснениями исполнения этой музыки. Порой, подобные сноски и пометки занимают несколько страниц описания на разных языках. Приведем в пример лишь фрагмент музыкального произведения, требующего дополнительного описания.

Таким образом, мы лишь частично соприкоснулись с многообразием графической записи гитарной музыки. Среди основных из них, как мы убедились, являются запись музыки с помощью цифровки, табулатур и, конечно же, самой главной — запись гитарной музыки нотами. Были отмечены преимущества и недостатки каждого из способов записи. Но каждый из этих видов, опять же, преследует свою узкую цель — будь то пение под гитару или исполнение современного гитарного концерта с оркестром. И пусть каждый сам определит какая запись ему ближе. От этого способа будет зависеть и то, какая музыка будет доступна этому исполнителю для чтения, исполнения и понимания.

Источник

Оцените статью