Как записать звук фортепиано

Запись акустического фортепиано

С самого начала следует отметить, что каждый звукорежиссер применяет свою технологию записи фортепиано. Это, в первую очередь, объясняется тем, что каждая студия отличается своими акустическими характеристиками и музыкальными инструментами.

В данной статье будут рассмотрены все самые важные моменты в записи акустического фортепиано и рояля.

Перед записью необходимо определиться с музыкальным стилем, в котором будет записываться инструмент. Разобравшись с этим вопросом, вы сможете правильно выбрать помещение и понять, какого звучания нужно добиться от инструмента.

Если в ваши намерения входит запись композиции, например, в стиле рок, которая, как известно, отличается жестким и резким звучанием, вам стоит предварительно подготовить и настроить инструмент, а не надеяться на последующую обработку эффектами.

То же самое касается и записи классических или джазовых композиций. Для получения мягкого и плотного звучания, свойственного им, также требуется предварительная настройка инструмента. Следует отметить, что соответствующая настройка инструмента должна быть сделана профессионалом, не пытайтесь настроить фортепиано самостоятельно.

Для получения действительно качественного результата необходимо ориентироваться и на соответствие того или иного инструмента какому-либо музыкальному стилю.

Мягкий тон, присущий классической музыке, вы сможете без проблем получить, воспользовавшись инструментом одной модели, в то время как поп и рок отличаются более ярким звуком и инструменты, обладающие подобным звучанием, лучше сочтутся с остальными компонентами микса.

Читайте также:  Соло фортепиано с духовым оркестром

При записи следует обращать внимание и на размер инструмента. Большой рояль, например, обладает способностью воспроизводить очень глубокие басовые ноты, тогда как инструменты меньших размеров воспроизводят басовые ноты, которые теряют низкочастотную энергию и наполняются высокочастотными гармониками, не всегда имеющими прямую связь с основными частотами.

Следует отметить, что этот фактор может затруднить настройку басовых нот в небольшом по размеру инструменте.

В записи живого инструмента очень важен выбор микрофона. Ясное и светлое звучание можно получить, используя конденсаторные микрофоны, как с большой, так и с малой мембраной. Их можно применять для записи рок- и поп-композиций.

В тоже время отличные результаты дают и динамические микрофоны, например те же Shure SM-57/58 и Sennheiser MD 421.

Нужно всегда грамотно выбирать направленность микрофона и выбирать её нужно, учитывая музыкальный стиль, в котором будет записываться инструмент.

Ненаправленные микрофоны – оптимальный вариант для записи классических и джазовых композиций, поскольку в этом случае записывается не только сам инструмент, но и акустика помещения.

Записывая джаз, следует помнить, что где бы ни происходила запись, она делается вживую. Во время записи джазовые исполнители часто не используют наушники, они стараются сделать свою партию максимально естественной.

Микрофон должен быть расположен на таком расстоянии, при котором был бы слышен только инструмент, а не музыкант. Следует удалить микрофон от клавиш, чтобы застраховать его от случайных ударов музыкантом.

Для записи подчёркивающей акустику помещения оптимальной считается стереопара или стереомикрофон, но можно также поэкспериментировать и с совмещением микрофонов различных типов.

Существуют некоторые эмпирические правила, знание которых поможет вам найти правильные места для микрофонов во время записи.

Самое первое, что вам нужно знать, это то, что высокие частоты обычно распространяются по прямым линиям, а низкие обладают способностью огибать преграды, которые попадаются им на пути. Именно поэтому звук позади инструмента такой унылый даже при открытой крышке.

С передней же стороны крышка затрагивает дисперсию высоких частот и отражает звук в аудиторию. Наиболее эффективное отражение происходит вдоль линии молоточков, поэтому, если вы хотите захватить самый яркий звук, помещайте микрофон на этой линии.

Немаловажное значение для правильного размещения микрофонов имеет понимание законов вертикального рассеивания звука.

Высоте, на которой устанавливаются микрофоны, тоже должно быть уделено внимание. Самый яркий звук вы сможете захватить, поместив микрофон на достаточной высоте и так, чтобы в зоне его «видимости» были высокие струны.

Однако старайтесь не переусердствовать с высотой, иначе вы рискуете получить высокочастотное затенение, спровоцированное открытой крышкой. Достаточно легко понять, что самые ясные высокие частоты можно получить из зоны, которая расположена чуть ниже открытой крышки.

Также стоит отметить, что, если микрофон поместить чересчур близко к полу, это усилит отражения между полом и корпусом и придаст тембру инструмента неприятный характер.

Несмотря на важность знания принципов вертикального рассеивания звука, для проведения качественной записи стоит принять во внимание, что вначале необходимо найти правильные места для расположения микрофонов в горизонтальной плоскости, а потом уже уделять внимание поиску нужной высоты.

Влияние крышки рояля на звук

Качество записи зависит и от такого фактора, как закрытая или открытая крышка рояля. В большинстве случаев ее оставляют полностью открытой, так как при абсолютно закрытом корпусе высокие частоты уменьшаются намного сильнее, чем низкие. В результате получается приглушенное, матовое звучание.

Во время записи камерной музыки частично открытая крышка может улучшить общий баланс инструментов. При этом тонко смягчается общий тембр рояля, но, как и при полностью открытой крышке фронтальные расположения захватывают наибольшее число высоких частот.

При отсутствующей крышке внешние микрофоны не смогут поймать высокие частоты, которые уходят вверх и в результате притупляется звук, идущий с фронтальной стороны инструмента.

Удаление крышки также негативно влияет на резонансные качества рояля и уменьшает мощь басовых нот. Хотя, с другой стороны, это придает звучанию вокруг инструмента большую однородность.

Грамотно поместив микрофоны, вы вообще можете обойтись без обработки, по крайней мере, без эквализации, которая лишь добавит в запись лишний шум, который может испортить джазовые и особенно классические композиции. Его легко можно будет заметить в паузах и при негромких пассажах.

Что касается компрессии, то аккуратная, умеренная компрессия пойдет на пользу даже в случае с классическими композициями. Однако с ней нельзя перебарщивать, ведь она способна заметно усилить даже самый слабый шум и нарушить естественную динамику.

Если вам требуется звучание а-ля «Honkey-Tonk», можно не расстраивать сам инструмент, а просто воспользоваться такими интересными эффектами, как хорус или гармонайзер.

Источник

«Как сделать запись электронного фортепиано качественно» — мини-курс

Как записать свою игру на фортепиано

Есть определенная проблема при записи Вашей игры на фортепиано — она получается УЖАСНОГО качества!

Вы уже знаете, что для качественной записи нужно использовать компьютерную запись звука. Но как всё это организовать?

В этом мини-курсе Вы научитесь:

— Вести съемку фортепиано сверху разными способами
— Записывать звук Вашего инструмента (электронного пианино или синтезатора) с помощью компьютера
— Исправлять неправильно сыгранные ноты через программу и перезаписывать звук, будто Вы сами сыграли правильно
— Накладывать хороший звук, записанный через компьютер, на видеозапись Вашей игры на фортепиано
— Записывать миди-данные с Вашего электронного инструмента
— Проигрывать миди-дорожку, записанную на компьютер, через Ваш электронный инструмент и делать запись получившегося звука
— Находить в интернете и скачивать минусовки для импровизаций на фортепиано
— Играть под минусовки (организация процесса игры)
— Записывать свои импровизации под минусовку качественно
— Оформлять получившуюся запись в виде mp3, wav-файлов или в виде видеозаписи
— Загружать свои видео на Ютуб и оформлять эти видео так, чтобы они быстро набирали просмотры.

Худшее, что можно сделать — это не воспользоваться этим курсом и продолжать записывать Ваши видео или аудио-выступления с помощью микрофона… Качественная запись Вашего выступления наберет в 3 раза больше просмотров и в 5 раз больше лайков, чем обычная запись на видеокамеру!

Минимальные затраты на качественную запись звука с Вашего инструмента составят от 0 рублей!

Скорее всего, у Вас уже есть всё необходимое для записи звука:

1. Компьютер
2. USB-кабель от принтера (для подключения электронного пианино по миди-каналу)
3. Выход на наушники или линейный выход на Вашем электронном инструменте
4. Микрофонный вход или линейный вход на Вашем компьютере
5. Шнур с 2-мя мини-джеками для подключения. (стоимость в магазине до 100 руб)
6. Программное обеспечение для записи звука можно установить условно бесплатно или (на Ваш риск) скачать на торрентах.

Источник

Рекомендации по записи акустического рояля. Часть 1.

В сегодняшнем мире midi-технологий и семплированных инструментов запись живого акустического рояля – задача не для слабых духом. Сегодня любой звукорежиссер может быть уверен в хорошем качестве звука клавишных инструментов, таких как Garritan’s «Authorized Steinway» или «Ivory». Однако, в тех случаях, когда рояль должен играть главную роль в миксе либо когда вы записываете музыканта мастер-класса, в вашем распоряжении должен находиться хорошо настроенный акустический рояль для того, чтобы достичь наилучшего качества записи. На первый взгляд, микрофонная запись акустического рояля может показаться сложной и устрашающей задачей, именно поэтому в этой статье я постараюсь облегчить вашу задачу путем объяснения нюансов и некоторых приемов микрофонной записи, которые помогут вам создать отличную запись.

Близкое расположение микрофона: когда и как использовать?

Звук фортепиано или рояля, записанный близко расположенным микрофоном, чаще всего можно встретить в таких стилях как поп и джаз. Близкое расположение микрофона помогает в тех случаях, когда фортепиано или рояль записывается в студии одновременно со всеми остальными инструментами, а также такой способ записи дает намного больше возможностей для звукорежиссера при сведении трека. При такой технике записи в полученном звуке присутствует наименьшее количество естественной реверберации студийного помещения, а естественная реверберация, зачастую, приукрашается искусственной, с помощью аппаратного или программного ревербератора. Различные техники расположения микрофонов дают возможность получить разнообразное звучание инструмента: от более жесткого (перкуссионного) до более сбалансированного, от более узкого до более широкого, от более яркого до более мягкого. При близком расположении микрофона намного проще получить качественный сигнал по электрическим характеристикам и по соотношению сигнал-шум, но при этом усложняется выбор подходящей техники записи. Поскольку, «близкий» звук рояля – это именно то, чего чаще всего хотят добиться в студии, данная статья — это хорошая точка отправки для начинающего звукорежиссера.

Краткая анатомия рояля

Перед тем, как говорить о звуке рояля или приступить к рассмотрению техники записи и расстановки микрофонов, мы должны рассмотреть и понять, как же звук формируется и естественным образом усиливается в данном инструменте.

Нажатие на клавишу инструмента приводит в движение целый рычажный механизм, который управляет молоточком, бьющим по струне. Колебания струны, в свою очередь, и являются звуком, который мы слышим. Как видно из иллюстрации молоточки расположение немного ниже специальных демпферов. Эти демпферы покрыты мягким войлоком, именно он позволяет добиться разного звукоизвлечения, зависящего от силы нажатия на клавишу, скорости, с которой молоточек бьет по струнам, а также от возраста и аккуратности использования инструмента. В общем, чем быстрее молоточек ударяет по струнам, тем больше войлок прижат к контактной поверхности, что создает более жесткую ударную поверхность молоточка, а соответственно более яркий и громкий звук. Извлеченный звук резонирует внутри прецизионно изготовленной накатины, которая представляет собой деревянную станину, простирающуюся вдоль и поперек всего инструмента. Как видно из диаграммы, на станине установлена «кобылка», которая является местом крепления струн. Также, во многих инструментах высокого класса, часть струны, которая простирается за «кобылку», также резонирует и помогает создавать дополнительные обертона, что придает насыщенности и глубины звуку.

В интернете присутствует изобилие информации по детальному описанию внутреннего строения механизма рояля, однако, я считаю, что описания вышеуказанных основных составных частей достаточно для новичка, а нам пора углубиться в более детальную информацию по звукозаписи.

Техника близкого расположения микрофона: аргументы «за» и «против»

Поскольку мы будем рассматривать немало разных техник расстановки микрофонов, организуем порядок рассмотрения, начиная от техники расположения микрофонов наиболее близко к молоточковому механизму, и будем двигаться далее в направлении «кобылки» и задней части рояля. Помните, что все техники «близкого расположения» подразумевают расположение микрофонов под крышкой рояля, поэтому микрофоны необходимо располагать очень близко к струнам.

«Перкуссионное» звучание рояля для стиля «Рок»

Данная техника помогает раскрыть природу рояля как ударного инструмента. При этой технике микрофоны располагаются прямо над теми местами, где молоточки ударяют по струнам. Данная техника полезна для плотных роковых миксов, в которых рояль должен вырисовываться среди других инструментов, но не требует особой глубины звука. Для получения разнообразия ширины стереобазы микрофоны (стереопара) можно расположить в пространстве согласно системам ХУ, ORTF или AB, также можно свободно использовать стереопары в полярной стерео системе, однако, не рекомендуется использование суперкардиойдных микрофонов. Необходимо заметить, что ненаправленные микрофоны (с круговой диаграммой направленности) смогут воспринять самые низкие частоты, издаваемые инструментом, в то время как многие кардиоидные микрофоны имеют определенный спад АЧХ на низких частотах. Также ненаправленные микрофоны будут не так сильно подчеркивать эффект «близкого расположения» микрофонов, в то время как кардиоидные – будут. Расстояние от расположения микрофонов до струн будет определять насколько жестким или «перкуссионным» будет записанный звук: чем ближе расположены микрофоны – тем звук будет более «перкуссионным», чем дальше расположены микрофоны – тем звук будет более сбалансированным. Под понятием «достаточно близко» я подразумеваю расположение микрофона в нескольких дюймах от струн рояля.

Сбалансированный звук рояля с широкой стереобазой

Данная техника позволяет получиться очень «теплый» и детализированный звук рояля, но при этом всегда будет достаточно широкая стерео панорама. Используя кардиойдные или ненаправленные микрофоны, их можно расположить следующим образом: один микрофон располагаем над секцией верхних звуковых частот (верхние октавы), второй – над секцией нижних звуковых частот (нижние октавы). Микрофон, расположенный возле верхнего регистра, следует расположить ближе к клавиатуре в продольной координате инструмента, а микрофон, расположенный возле низкого регистра расположить ближе к задней части инструмента. Расстояние от микрофонов до струн также может варьировать от нескольких дюймов до фута. В данном случае, чем ближе будет расположен микрофон, тем более детализировано будет записан звук, а чем дальше расположены микрофоны – тем точнее можно захватить весь диапазон инструмента.

Сбалансированный звук рояля с узкой стереобазой или моно

Для получения хорошо сбалансированного звука рояля узкой стерео панорамой можно использовать стереопару, установленную по системе ХУ или MS, расположенную в месте изгиба корпуса рояля, где корпус становится более узким (ближе к задней части инструмента). В этом случае будет поддерживаться хорошая моно совместимость между микрофонами. Также можно использовать один отдельный моно микрофон. Чтобы получить сбалансированный звук рояля, нет необходимости располагать микрофоны очень близко к струнам, это позволит снять весь частотный диапазон инструмента. В данном случае я рекомендую использовать кардиойдные микрофоны, что поможет избежать нежелательной естественной реверберации помещения студии. Попробуйте направить микрофон или стереопару на место, где крышка рояля соединяется с корпусом, при этом расстояние до струн пусть остается около одного фута. При использовании данной техники звук не будет обладать особой яркостью, однако эта техника дает хорошие возможности по расположению инструмента в стерео миксе в процессе сведения.

«Мягкий» звук рояля

Перемещая микрофоны все дальше от клавиатуры инструмента, вдоль накатины, мы получает более теплый звук. Старайтесь экспериментировать с расстоянием от микрофонов до струн, с техникой расположения и с выбором стерео системы. Здесь нет какого-либо определенного правила или конкретных рекомендаций. Для получения наиболее «мягкого» звука попробуйте снимать микрофоном нижнюю часть корпуса инструмента (снизу), подмешивая к нему микрофоны, снимающие верхнюю часть, для получения читаемого звука.

Наиболее сбалансированный и натуральный звук рояля

Если используемые микрофоны вынести за раму рояля (вынести из-под крышки), то мы сможем снять все еще достаточно «близкий» звук, при этом звучание инструмента будет наиболее натуральным и сбалансированным. Для данной техники я предпочитаю использовать стереопару, расположенную по системе АВ на расстоянии, примерно, одного-двух футов от струн, возле места сужения корпуса инструмента, и на два-три фута вынесенную за раму рояля. Располагать микрофоны необходимо на такой высоте, чтобы они захватывали все струны инструмента. Так как при данном расположении микрофоны будут снимать достаточного много естественной реверберации студийной комнаты, то данная техника не подходит для записи плотного микса в стиле рок. Данная техника больше подходит для записи сольного выступления рояля, либо джазовых и похожих стилей.

Поскольку микрофоны удалены от молоточковой системы и расположены ближе к задней части корпуса, то звук будет более «мягким», а «перкуссионное» звучание будет практически отсутствовать. Как было описано выше, расположение микрофонов возле изгиба корпуса рояля дает наиболее сбалансированное звучание инструмента, однако в конкретных ситуациях, скорее всего, придется сдвигать микрофоны либо в сторону клавиатуры, либо в сторону задней части инструмента, в зависимости от стиля записываемой музыки. Я практически всегда использую ненаправленные микрофоны при записи рояля исходя из того, что они наиболее точно снимают весь частотный диапазон инструмента. Впрочем, не бойтесь экспериментировать, Вы можете использовать эффект «близости» кардиойдных микрофонов для получения специфического звука. Для записи джазовой музыки получили признание такие микрофоны как Schoeps, DPA, Earthworks, а также Sennheiser MKHs. Они имеют широкий частотный диапазон, хорошую частотную характеристику и прозрачный характер звука, что необходимо для записи данного жанра. При записи рок и поп музыки Вы можете использовать любые возможные микрофоны, которые помогут Вам найти желаемый звук. Использование ламповых микрофонов, пропущенных через ламповый предусилитель, при записи на носитель с магнитной лентой поможет исправить чрезмерно активную и динамичную игру пианиста. При этом сохранится прозрачность звучания. Используйте свой слух для выбора нужной техники расстановки микрофонов и получения желаемого звука.

SmartMan 18 апреля 2011 в 19:35

Рейтинг: 4 / 5

Похожие статьи

1″ :pagination=»pagination» :callback=»loadData» :options=»paginationOptions»>

Источник

Оцените статью