Как записывается бас гитара

Как качественно записать бас-гитару

В начале своей карьеры звукорежиссёра я проводил немало времени в собственной студии, пытаясь добиться максимально качественного звука бас-гитары. Я пробовал запись через Di-Box, пробовал запись микрофоном с комбика, пробовал разные комбики и разные микрофоны. Одним словом, я испробовал всё.

Но как я не усердствовал, желаемого результата в итоге так и не добивался. Я отправился на поиски Святого Грааля для бас-гитары, но не нашёл его. Но со временем я понял, что ответом было не единственное предписание, а целый комплекс определённых техник записи, каждая из которых используется в определённых условиях.

Во-первых

Первое, что нужно для получения качественного звука бас-гитары на записи – это, конечно же, качественный инструмент. Имея это ввиду, хочу лишь добавить, что бас-гитара должна звучать плотно и сбалансировано, должна быть отстроена по мензуре и идеально интонировать, иметь достаточный сустейн и не должна иметь в тембре никаких «трещаний», «гудений» и прочих посторонних звуков.

Ну и, разумеется, исполнитель должен быть хорошо подготовлен и обладать хорошим звукоизвлечением. Здесь конечно, как и в случае с любым музыкальным инструментом – пальцы – прежде всего.

Во-вторых

Техническое качество инструмента – очень важно. Хотя любой по-настоящему качественный инструмент звучит хорошо. Если бас-гитара звучит плохо – значит, скорей всего, она плохо будет звучать и на записи. И здесь следует понимать, что никакие усилители и эквалайзеры не украсят и даже не скроют звук, если он изначально у самого инструмента скверный и мертвый.

Читайте также:  Как отличить китайскую гитару

В-третьих

Третье – это струны. С круглой и ленточной оплёткой, латунные или никелированные – все они имеют свой определённый звук. Но позвольте мне добавить, что песня, которую Вы записываете, может и должна диктовать Вам тот тембр звука, какой Вы собираетесь получить в итоге. Иными словами, бас не должен звучать одинаково во всех песнях.

В-четвёртых

Тембр баса будет существенно различаться, при записи в линию через Di-Box от записи микрофоном с комбика.

В-пятых

От того, какой тембр баса Вы получите от самого инструмента и усилителя, в первую очередь зависит звук, который Вы получите на записи. Всегда записывайте и сохраняйте настройки, а если забыли – экспериментируйте.

Запись через Di-box

Давайте начнём с директ-бокса. Моделей директ-боксов сейчас существует огромное количество. Одни – лучше, другие – хуже. Сделайте просто – расспросите Ваших знакомых звукорежиссёров, какие директ-боксы они бы посоветовали Вам и почему.

Если знакомых звукорежиссёров у Вас нет и Di-Box Вы будете выбирать самостоятельно, то отдавайте предпочтение моделям, которые дают максимально полный характер НЧ и имеют чёткую атаку в среднечастотном диапазоне. На данный момент мои любимые директ-боксы делает фирма Sans Amp.

Как правило, я всегда стараюсь использовать компрессор или лимитер при записи, чтобы предотвратить клиппирование сигнала. Стандартные настройки в моём случае такие: Соотношение – примерно 3:1, быстрая атака и медленное восстановление.

Большее соотношение даст Вам более пробивное и энергичное звучание, но слишком большое соотношение сделает звук плоским. Но здесь, как и всегда, не обойтись без экспериментов. Да, и не забываем, что ламповые приборы способны сгладить звук, но не способны творить чудеса.

Запись микрофоном с комбика

В качестве воображаемого примера я представлю мой любимый Fender Precision Bass и старый усилитель Bassman – по сути, классическое сочетание. Мне нравится подзвучивать кабинет двумя микрофонами.

Первый – динамический микрофон Sennheiser MD 421 я направляю на один из динамиков и устанавливаю «в упор». Второй – конденсаторный микрофон AKG С414 (или другой качественный конденсаторный микрофон) я располагаю на расстоянии 1-1,2 метра от кабинета.

Близкорасположенный микрофон даст плотное звучание с подчёркнутой атакой, а микрофон, расположенный на удалении от комбика даст густой низ, так как низкой частоте нужно определённое расстояние, чтобы полностью сформироваться. Используя разные комбинации этих (или других) двух микрофонов, можно получить такой звук, какой невозможно будет получить с помощью одного.

Но стоит помнить, что использование одновременно двух и более микрофонов может создать определённые проблемы с фазой. Хотя, это тот случай, когда проблемы могут сыграть Вам на пользу. Балансируя сигнал обоих микрофонов, Вы меняете фазовое соотношение между ними, что влечёт за собой изменение АЧХ, и изменение это вполне может быть в лучшую сторону.

Естественно баланс следует регулировать с помощью фейдеров микшера на двух разных каналах. Причём хочу заметить, что регулировка баланса между двумя микрофонами – дело тонкое. Часто величина, на которую Вы переместите тот или иной фейдер, может быть просто микроскопической, но при этом она достаточно заметно сказываться на характере звука.

Для искушённых можно попробовать следующее – объединить запись через Di-box с записью микрофонами с комбика. При таком подходе добавление директ-бокса делает звук чище, что является несомненным плюсом в большинстве случаев.

Заключение

Ну что ж, урок окончен. Главное правило остаётся неизменным – эксперименты решают всё. Будьте стойким и терпеливым, и даже не пытайтесь нажать «Rec», пока звучание бас-гитары не будет Вас в полной мере устраивать!

Источник

Низы в студии. Как хорошо записать бас. Часть 1

Мощный звук и широкий частотный диапазон делают запись бас гитары не легкой задачей. В этой статье мы постараемся ответить на самые важные вопросы и расскажем как хорошо записать этот инструмент. Хорошо записать сложно любой музыкальный инструмент, но бас гитара все равно остается одним из самых не легких для записи музыкальных инструментов. Низкие частоты очень мощные и требуют особого внимания, что бы не забить и не перегрузить входящий канал. Существует так же определенный комплекс частот, который требует особой отстройки, что бы получить не перегруженный и не зажатый, но плотный и чистый звук.

Так же очень важна техника игры. Мало играть правильные ноты, бас гитара — это часть ритмической структуры любой песни, и требует четкого звукоизвлечения. Очень важна динамика игры, некоторые ноты могут звучать громче, чем другие, особенно при игре пальцами, что в некоторых ситуациях становится очень критичным и портит общее звучание. Если вы басист, который хочет записаться или вы гитарист, который хочет сыграть басовые партии для своих песен, очень важно что бы вы понимали не только как непосредственно записать инструмент, но, так же, как различные техники игры влияют на звук. Далее мы обсудим с вами, как подготовить себя к записи в студии, ключевые моменты работы с оборудованием, а так же его типы, что бы получше разобраться в вопросе и получить в студии хороший результат.

Звучит банально, но многие гитаристы и басисты пренебрегают проверкой своего инструмента перед предстоящей сессией записи. Для начала поменяйте струны для более яркого и звонкого звучания (если только вы не хотите получить более глухой винтажный звук 70х), проверьте, строит ли бас при помощи тюнера и отстройте машинку по высоте так, что бы вам было максимально удобно играть, при этом струны не должны биться об лады. Проверьте все свои шнуры на отсутствие повреждений, не отходят ли где джеки, и, наконец, если ваш бас активный, поменяйте в нем батарейку. Примочки же, если они есть, рекомендуется посадить на блок питания.

Если вы идете в студию или на запись первый раз, а до этого играли только на сцене и репбазе, вы должны быть готовы к тому, что все будет далеко не так просто. Особенно это касается качества игры. На концерте очень легко войти в раж и для некоторых стилей музыки не очень качественное исполнение партий на сцене для большинства зрителей просто не заметно или может легко сойти с рук. С записью все наоборот – запись выводит качество вашей игры на первый план. Вы несомненно захотите перенести живой драйв и подачу со сцены на вашу запись, но не за счет четкости исполнения и качества звука. Для начала, посмотрим на вашу атаку.

Если вы очень сильно дергаете струны, это может отлично звучать в живую, но не даст хорошего результата на записи, где сильный звон от ударов по струнам может запороть дубль. К тому же, очень сильная атака крадет нижние частоты, поскольку струны глушатся из-за сильной вибрации. Вместо того, чтобы «выбивать» ноты, играйте четко и с напором, как бы щелкая пальцем об струну, выберите тот уровень атаки, при котором звук максимально читабелен и насыщен. Вы сразу увидите, насколько лучше станет ваш звук! То же самое касается и игры медиатором, попробуйте играть им под разными углами и в разных положениях, что бы добиться наилучшего результата.

В довершении всего, ваши басовые партии должны быть четко привязаны к конструкции трека, находиться в груве с барабанами и банально не мешать другим. Небольшое соло может круто звучать на концерте, но в записи каждый инструмент должен занимать свое место и создавать общую картину. Если ваше соло лишит песню ритмической структуры — откажитесь от него. Помните, что каждая нота баса должна быть необходима, иначе ее лучше убрать. Если вы пишите бас сразу после барабанов, вы должны очень хорошо представлять, как и где будут звучать другие инструменты и не будут ли партии создавать кашу в сочетании с другими партиями ваших коллег. Для этого прогоните на репетиции все песни на низкой громкости, что бы все слышали партии друг друга, а еще лучше – запишите демо и внимательно прослушайте то, что вы планируете записать студийно.

Это правило так же действительно, если вы пишите все партии инструментов единолично. Вам может показаться, что это банальный совет. Но я готов поспорить с вами на пиво, что вы не знаете в точности, что играют другие музыканты в тех треках, которые вы еще не записывали. Послушайтесь мудрого совета и сделайте демо!

Очень многие профессионалы на записи баса используют DI box. Хотя есть возможность вывести бас напрямую в пульт, либо цифровой интерфейс, DI бокс будет не лишним, так как усиливает громкость исходящего сигнала (это необходимо при записи на пленку или компьютер). Di боксы бывают разных типов, начиная от простых пассивных моделей, заканчивая активными и ламповыми моделями бутикового класса. Некоторые модели дают свою окраску звуку, тогда как другие стремятся передать наиболее прозрачный звук, поэтому хорошо изучите этот важный вопрос перед записью в студии.

Если вы не знаете, что такое DI бокс или не в курсе как его использовать, почитайте об этом в интернете или спросите у более опытных коллег по цеху! Еще один хороший студийный агрегат, который может эмулировать звук разных усилителей, это Line6 Bass Pod. Если вы пишитесь в компьютер, вы можете сначала записать свои партии, а потом прогнать их через ваш POD или плагин (это называется реампинг). Однако помните, что игра на хорошем звуке к которому вы привыкли, окажет положительное влияние на ваше «чувство инструмента», что в свою очередь даст более четкую игру. Чтобы объединить два этих способа, запишите 2 канала баса при помощи дибокса. Один будет чистым, с которым потом можно будет делать все что угодно, второй будет пропущен через POD, что даст более жирный звук в момент записи.

Далее, смешивая два этих трека в миксе, вы сможете добиться большего объема , при этом сохранив читаемость чистого звучания баса. Специальный софт может сделать это еще быстрее и проще, просто добавив плагин на мониторную линию при записи. Таким способом, вы сможете записывать ваши партии с любым понравившимся звуком, а после записи просто сменить этот звук на любой другой, если захотите.

Источник

Запись бас-гитары в студии. Подробное руководство. Часть 1.

Записывать бас-гитару очень легко, правда? Просто включаетесь прямо в пульт и пишете чистый звук, плюс можно поставить один микрофон перед кабинетом чтобы подмешать его звук к линейному сигналу, так бас будет звучать более живо. Кажется, что проще пареной репы, да? Нет так быстро! Записывать бас легко, но получить крутой звук на записи — это совсем другая история. Нужны мощные низы, при этом чтобы они не бубнили, хорошо сидели в пачке с нужным презенсом и равномерным уровнем громкости? Вот тут и начинаются все вопросы.

Для начала надо выбрать, как мы будем писать бас — в линию, через микрофон или сразу двумя этими способами. А если вы используете усилитель, то какие динамик лучше звучат на записи и куда ставить микрофон? Что делать, если середина мутная, а низ неразборчивый и бубнящий? А тут еще и проблема с некоторыми нотами — одни звучат ровно, другие проваливаются по громкости, а некоторые просто выскакивают наверх, зашкаливая Почему так происходит? И что с этим делать? если вам этого мало, то даже ваши провода влияют на звук баса.

В случае с линейной записью вы включаете бас-гитару прямо в DI-бокс, а оттуда — в аудио интерфейс или студийный микшер. Запись в линию пользуется большой популярностью, потому что динамики и микрофоны зачастую не передают всю полноту звука, обрезая определённые частоты, из-за этого уходит объёмность в звучании. В отличие от гитарных усилителей, где динамики служат для того, чтобы сделать звук гитары более богатым, бас-гитарные усилители постоянно борются с законами физики. Бас гитарный усилитель часто является неотъемлемой частью звучания того или иного музыканта, поэтому многие люди предпочитают смешивать звук с микрофона и с директ бокса.

Дибокс нужен для того, чтобы преобразовать высокое сопротивление в низкое. Сигнал с низким сопротивлением лучше подходит для микшерных пультов, у которых, как правило, низкое сопротивление на линейных входах. В любом стандартном дибоксе есть это:

  • Входной разъем 1/4” джек. Сюда включается ваш бас.
  • Выходной разъём XLR. Используется для подключения к пульту через микрофонный кабель.
  • Выходной разъём 1/4” джек. Этот разъем можно использовать для подключения в бас-гитарный усилитель, либо в небалансный вход микшерного пульта, либо в бас-гитарную педаль эффектов, звук которой подмешивается к чистому сигналу и т.д. В некоторых DI-боксах используется универсальный выход — туда можно втыкать и jack и XLR.
  • Переключатель заземления. Помогает убрать земляные петли, радиопомехи и другие виды нехороших шумов, если, конечно, ваша сеть заземлена.
  • Еще всякое. В дибоксах бывают также эквалайзеры, дисторшн и другие функции. Зависит от конкретной марки и модели.

Есть смысл использовать их на концертах, отдавая чистый сигнал бас-гитары в пульт звукорежиссёра.Басовый усилитель на сцене — на ваше усмотрение, можно использовать просто как монитор, а можно снимать микрофоном и примешивать к линии.

Вместо DI-бокса можно использовать преамп. Преампы усиливают сигнал с бас-гитары, что хорошо, так, как на вход микшера подается более сильный сигнал с лучшим соотношением сигнал/шум. Вот основные типы преампов:

  • В некоторых бас-гитарах бывает активная электроника (не обязательно активные звукосниматели), что позволяет включать их напрямую в пуьлт в небалансный вход. Это самый короткий путь, минуя лишние провода и устройства в цепи.
  • Внешний. Как правило рэковый, но бывают и напольные варианты. десь уже больше вариантов для настройки звука — эквалайзер, ручки гейна и громкости и т.п. В некоторых преампах также предусмотрен XLR выход для записи в линию. Если у вас есть преамп, то директ бокс вам не нужен.
  • Директ выход из бас-гитарного усилителя. Во многих усилителях предусмотрен выход в линию через разъём джек для подключения в пульт звукорежиссера, некоторые задумываются и об XLR.
  • Петля эффектов. Если в вашем усилителе есть петля эффектов, можно использовать её для подачи сигнала в линию. Для этого берется стандартный стерео кабель с разъёмами джек. Включая кабель в разъём send важно помнить, что втыкать его надо не до конца, а лишь до первого щелчка. Если включиться до конца, петля разорвётся и сигнал не пойдёт дальше.

Подключение в patch bay

Можно подключить небалансный (читай обычный гитарный) кабель в патч-бэй в студии. В зависимости от конкретного блока коммутации там могут быть стерео или моно входы. Соответственно джек вставляется либо до конца, либо до первого щелчка. Либо через небалансный-балансный адаптер.

Запись прямо в интерфейс

Для самого чистого сигнала рекомендуем обходить стороной пульты и патч-бэи. Самый крутой вариант — это дорогой ламповый дибокс и два хороших провода — от гитары к дибоксу и от дибокса у аудио-интерфейсу.

Обычно в студии вы включаете бас в DI-box, а из него — в пульт или большую микрофонную патч-панель. В таких ситуациях рекомендуем использовать именно XLR выход из дибокса. Если в вашем директ боксе есть дополнительный выход 1/4” джек, сигнал с него можно подать на бас-гитарный усилитель. Сигнал с него вы можете снимать микрофоном либо просто использовать как монитор для игры. Будьте внимательны. В некоторых дибоксах выходы XLR и jack не изолированы друг от друга должным образом и если использовать их одновременно, это сказывается на качестве сигнала в худшую сторону.

Три типа дибоксов

  • Пассивные. Используют трансформатор с высоким сопротивлением на выходе и низким сопротивлением на выходе. К сожалению, качественные трансформаторы стоят дорого, поэтому цена в таких приборах говорит о многом. Пасссивный ди-бокс может сделать ваш звук мутным, неразборчивым и более тихим, чем он есть на самом деле. Тем не менее, если вам нужен звук, как в 60-70х гг., то трансформаторные дибоксы — это то, что надо.
  • Активные транзисторные. Эти ребята добавляют ясности и чёткости сигналу, в отличие от пассивных ди-боксов. Минусы — работают от блоков питания, могут добавить в звук неприятные шумы.
  • Активные ламповые. Работают так же как и тразисторные собратья, но используют лампу в цепи. У лампы высокое входное сопротивление, она лучше сочетается со звукоснимателями, звук становится более тёплым и интересным. У лампового директ-бокса обязательно свой отдельный блок питания.

Не забывайте, что прежде, чем включаться в пульт, надо убрать все фейдеры в ноль. Берегите ваши акустические системы!

Подзвучка бас-гитарного усилителя микрофонами

Подмешивая звук, снятый микрофоном, к линейному сигналу, вы меняете ваше звучание в целом. Теперь в вашу цепочку добавились микрофон, динамик и усилитель. Каждое из этих звеньев важно и влияет на результат. Надо уметь правильно ими пользоваться и правильно выбирать оборудование для записи.

Секрет решетки на кабинете

Решётка или сетка на кабинете влияет на звук! Меняется частотный диапазон сигнала. Если она разболтана, в микрофон начнут попадать ненужные призвуки, как будто у вас рваный динамик. Вы находитесь в студии, здесь защита от повреждений при перевозке не нужна, поэтому сетку с кабинета мы снимаем. Сделайте это, звук станет лучше. И всё же, во избежание несчастных случаев на производстве, позаботьтесь, чтобы микрофон не заехал в динамик ни при каких условиях. Как это сделать? Расскажем чуть позже!

Выбор положения микрофона

Естественно, лучше всего это делать вдоём. Один устанавливает микрофон, другой слушает звук на мониторах и говорит куда и насколько его двигать. Если у вас нет операторской и все пишется и слушается в одной комнате, помогают хорошие закрытые наушники.

В целом для записи подходит любой микрофон: динамический, конденсаторный, ламповый. Если усилитель звучит громко, используйте динамические микрофоны, они лучше справляются с высокими уровнями громкости.

Золотое правило для установки микрофонов — никогда не ставьте ленточный или конденсаторный микрофон там, где вы бы не оставили ваши уши. Если слишком громко — значит либо ставьте микрофон дальше, либо делайте звук тише, либо используйте динамический микрофон. Мы пишем бас, так что какой бы микрофон вы не выбрали. важно чтобы он хорошо передавал именно низкие частоты.

Итак, перед вами бас-гитарный кабинет. Допустим, он с одним динамиком. Соответственно подзвучиваем мы именно его. Начальная точка — центр динамика, микрофон направлен прямо в него и расположен он перпендикулярно динамику. Если хотите поймать эффект двигающегося воздуха от динамика, микрофон надо ставить близко — на расстоянии 2-3 см от сетки или того места, где она была до того, как вы ее сняли. Направляя микрофон в центр динамика много низов не снимешь, но такой способ даёт нам возможность записать высокую середину. Пока вы играете, попросите подвигать микрофон влево и вправо в той же плоскости. Оцените, как меняется звук.

Можно попробовать поднять микрофон повыше. Не рекомендуем это делать в случае с комбиками. Они шумят и шум от трансформатора или вентилятора может попасть в микрофон. Как вариант — подвинуть микрофон к нижнему краю динамика. Звук, отражённый от пола может вызвать нежелательные фазовые искажения. Так что кабинет или комбик лучше ставить на подставку, деревянный ящик или стул. Когда кабинет стоит на полу, низкие частоты усиливаются, что в итоге плохо сказывается на читаемости звука в пачке. Если такая проблема у вас наблюдается — поднимайте кабинет на подставку или меняйте положение микрофона. Бывает так, что вы нашли классную точку, в которой бас звучит как надо, но не хватает серединки. В этом случае попробуйте изменить угол наклона микрофона. Как правило, самый эффективный угол — в районе 22 градусов от перепендикуляра к плоскости динамика.

Если в вашем кабинете несколько динамиков, подзвучьте каждый из них по очереди. Найдите тот, что звучит лучше остальных и работайте с ним. Используйте один из динамиков чтобы снимать низ, а второй — для середины. Первый микрофон направляйте примерно в середину диффузора (как на изображении). Чем дальше от центра, тем меньше атака и меньше середины. Далеко заходить нельзя — будет мутный звук. Чтобы снимать середину — лучше взять отдельный микрофон и направить его прямо в центр динамика. Экспериментируйте, пробуйте разные микрофоны, меняйте их расположение.

ВАЖНО: Если вы используете 2 и больше микрофонов, они должны находиться на равном расстоянии от кабинета, так что звук в каждый из них будет попадать одновременно без задержек. Если разница есть, у вас будет проблема с фазами. Это чревато проблемами с наложением частот. Что-то задавится, а что-то вылезет. Если в пульте или на преампе есть кнопки переключения фаз — пользуйтесь ими. Включите прослушивание в моно режиме и пощёлкайте переключателем фаз. Отметьте разницу в звучании. Оставляем то, что лучше звучит. Если фазы совпадают, звук становится ярче, чище, пропадает картонность. Если микрофонный сигнал смешивается с линейным, также важно, чтобы форма волны у них совпадала.

Укрепляем микрофонную стойку и микрофонный кабель

Просто поставить микрофон перед кабинетом — недостаточно. Он должен стоять стабильно. Чем тяжелее подставка у микрофона — тем лучше. Укрепить стойку можно мешками с песком или другими тяжеленными предметами, которые никуда не укатятся. Заведите себе на студии 10кг мешки с песком. Само собой из них ничего не должно сыпаться.

При установке микрофона важно несколько обмотать кабель вокруг стойки (особенно вокруг верхней ее части), Оставьте запас, чтобы микрофонный кабель не тянул сам микрофон и вы могли легко регулировать его наклон при необходимости. Кабель примотайте к стойке. Лучше всего подходит липучка. Скотч не рекомендуем. Он липкий, собирает грязь и при удалении скотча вы рискуете порезать микрофонный кабель. Важно также прикрепить кабель к полу. если это ковёр — то липучкой. Если пол твёрдый — то строительным серым скотчем. Также желательно спрятать сам кабель под покрывала или ковры, чтобы никто не цеплял их при ходьбе.

Источник

Оцените статью