Как записывать ноты для калимбы
Рифф для Альто калимбы №1
Хороший рифф для развития навыков координации между левой и правой рукой.
Так же мы выложили табулатуры этого риффа, как для Альто, так и для Требл калимбы.
Рифф для Альто калимбы №2
В этом видео дается упражнение по игре на калимбе квинтами.
В первой фразе играются четыре ноты — две слева и две справа. Во второй фразе играются те же две ноты слева, а с права играется чуть выше. Это простой риф, который можно играть по-кругу.
Табулатуры представлены для Альто калимбы, но этот рифф легко перенести и на Требл. Но данный способ игры квинтами применим только к диатоническим калимбам.
Источник
Как записывать ноты для калимбы
для тех, кто ищет курсы:
Войти в аккаунт
Чтобы воспользоваться всеми функциями сайта, вам необходимо зарегистрироваться/войти в свой аккаунт на сайте. Выберите вашу соцсеть для входа:
Если вы организация, проводящая курсы, то регистрация происходит по этой ссылке.
Источник
Как записывать ноты для калимбы
Соседние ноты гаммы находятся на противоположных сторонах калимбы
Для наглядности сравним стандартное расположение нот на фортепиано с расположением нот на калимбе. На фортепиано низкие ноты располагаются слева, высокие справа. Калимба отличается тем, что низкие ноты находятся в центре, а высокие располагаются по сторонам слева и справа. Основная последовательность расположения нот на калимбе — самое низкое звучание у среднего язычка, чуть выше звучание у язычка слева, еще выше звучание у язычка с правой стороны и т.д. поочередно.
Существуют два основных последствия компоновки нот: тяжело с расстояниями — ноты расположены дальше друг от друга, (на противоположных сторонах), но проще играть аккорды, потому что 2-3 или 4 соседние ноты всегда будут хорошо звучать вместе.
Источник
Полезная информация
🎶 Калимба и игра разных мелодий
КАК СЫГРАТЬ ЛЮБУЮ МЕЛОДИЮ НА КАЛИМБЕ — ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ
Научиться играть на калимбе может каждый человек, даже не имеющий представления о музыкальной грамоте. Правда ли это Действительно, научиться извлекать звуки, нажимая и отпуская пластинки-язычки, не так уж сложно. Кроме того, в сети можно найти табулатуры — специальные схемы с обозначениями, когда и какие язычки следует нажимать, чтобы сыграть определенную мелодию на калимбе.
Казалось бы, что может быть проще. Приобрел понравившийся инструмент, потренировался извлекать звуки пальцами, открыл табы и разучивай любимые мелодии.
Хочешь, играй «Калинку-малинку»
А хочешь — саундтрек из «Пиратов Карибского моря»
Однако уже на этом этапе у человека, совершенно не имеющего представления о нотной грамоте, могут возникать сложности. Попробуем разобраться, а для этого совсем чуть-чуть углубимся в теорию музыки.
Почти все знакомые нам инструменты настроены по законам единой системы под названием диатоника, и могут издавать одинаковые по высоте звуки. Благодаря этому их можно объединять в ансамбли и оркестры.
рис. 1 — фортепиано, флейта
и другие инструменты с непрерывным звукорядом
рис. 3 — шестиструнная гитара
Как видим, у привычных нам инструментов звуки, издаваемые с помощью клавиш или струн, выстраиваются в ряд, где самый низкий звук находится на самой крайней ступеньке слева, а самый высокий — на крайней правой ступеньке.
Любая калимба также имеет настройку. Один язычок — одна нота, то есть собственная высота звука. В отличие от аутентичных инструментов, именуемых у себя на родине мбирами, современные «европейские» калимбы также настроены в диатонической системе.
рис. 4 — восьмиязычковая калимба до-мажор
Принципиальное отличие в том, что звуки (язычки) африканского инструмента располагаются от центра в стороны, но не последовательно, а через один.
Схематически это выглядит так:
рис. 5 — калимба до-мажор на 8 язычков
Что ж, скажете вы, просто в древнем инструменте несколько иной принцип расположения звуков. Но ведь зная этот принцип, несложно будет воспроизвести любую мелодию. Совершенно верно! Но только в том случае, если выбранные табулатуры и ваш инструмент совпадут по тональности. Не зря ранее мы уточнили, что на рисунке 4 представлен звукоряд калимбы именно в до-мажоре.
Почему вот такая последовательность звуков называется гамма до-мажор, а не как-то иначе, и какие существуют гаммы, речь пойдет чуть позже.
рис. 6 гамма до-мажор
А пока мы подошли вплотную к ключевой проблеме многих любителей: если калимба изначально настроена в другой тональности, у вас может не получаться воспроизвести музыку «как на видео в YouTube» или по найденным в интернете табам.
И, скорее всего, из всего вышесказанного вам понятно только одно — чтобы сыграть мелодию на калимбе с любой настройкой, неплохо бы хотя бы минимально разобраться в тональностях, ступенях, музыкальных интервалах и ладах.
Чтобы было проще понять суть, приведем пример с человеческим голосом. Допустим, вы решили исполнить песенку, но у вас никак не выходит взять самую высокую ноту. В таких случаях говорят, что для данного голоса тональность произведения слишком высокая. Чтобы исполнить песню, «вытянув» голосом все звуки, вам придется понизить тональность. То же самое и наоборот: если какая-то нота для вас слишком низкая, вам потребуется повысить тональность песни.
Перенос мелодии из одной тональности в другую принято называть транспонированием. Существует несколько способов транспонирования. После освоения данной темы для вас не составит большого труда изменить тональность на соответствующую настройкам вашего инструментам. Например, если у вас калимба до-мажор, а на видео в интернете человек исполняет мелодию на калимбе соль-мажор, потребуется применить навык транспонирования и все получится!
Существует альтернативный способ — настройка калимбы посредством изменения положения язычков. Для этого потребуется специальный инвентарь. Но данный способ может быть целесообразен лишь в том случае, если вы хотите раз и навсегда перестроить свой инструмент в более популярную тональность. Специалисты не рекомендуют прибегать к этому способу, так как всякий серьезный (не сувенирный) инструмент изготавливается с учетом идеального звучания в конкретной тональности. Впрочем, навык вам обязательно пригодится — для чистого и стройного звучания калимба периодически нуждается в настройке.
Послушайте «неправильные» с точки зрения европейца, но такие чарующие звуки аутентичной калимбы
Источник
Полезная информация
📚 Как играть на калимбе?
Звукоизвлечение
Возьмите калимбу двумя руками и, держа ее на весу, ногтями больших пальцев нажимайте язычки сверху вниз так, что бы в конце движения палец соскальзывал и язычок «вылетал». Старайтесь сделать движение быстрым и легким, «чиркающим», что бы язычок не дребезжал о ноготь. Для чистого звука и точного попадания ногти нужно будет отрастить и следить за их формой. Удобно держать длину ногтей такой, что бы основное усилие приходилось на них, а подушечка пальца только лишь чувствовала касание.
Обратите внимания на силу нажатия — от этого зависит громкость и управляя ей, вы задаете «интонацию».
Музыка
Если вы не имеете опыта игры на музыкальных инструментах, несколько простейших советов и упражнений повысят эффективность интуитивного обучения.
Звуки музыкального произведения отличаются от случайных тем, что они определенным образом упорядочены. И минимальный необходимый уровень превращения просто звуков в музыку — точное расположение их во времени — ритм.
Самое простое — начните издавать звуки равномерно, монотонно, под метроном (М). Сначала — один звук, только правым пальцем (R).
М | М | М | М | М | М | М | М |
R | R | R | R | R | R | R | R |
Затем только левым (L).
М | М | М | М | М | М | М | М |
L | L | L | L | L | L | L | L |
Затем — двумя по-очереди.
М | М | М | М | М | М | М | М |
R | L | R | L | R | L | R | L |
Затем пробуйте, не сбиваясь с ритма, используя только две ноты, придумывать и играть разные их комбинации.
М | М | М | М | М | М | М | М |
R | L | L | R | R | L | L | L |
Одно это уже серьезная задача для собственного развития — каждый изданный звук будет немножко повышать ваш уровень.
Параллельно можно начинать думать о высоте звука — начинайте делать все тоже самое, но по разным язычкам — придумывая, повторяя и запоминая разные комбинации. Каждая запомненная комбинация, доведенная до автоматизма — это ваш словарный запас.
Следующий шаг — паузы. Они даже более важны, чем звуки;) Через несколько лет мелодия начнет звучать в голове и вы сможете играть или не играть любые ее части, не останавливаясь.
Следующий шаг — деление отрезков времени на равные части. На один звук метронома издавайте РАВНОМЕРНО свои звуки.
Все ритмические последовательности издавайте разными способами, в том числе и без калимбы вообще — стучите, проговаривайте, свистите. Так вы начнете понимать, что музыка существует сама по себе, а музыкальный инструмент — лишь средство для ее воплощения;)
Простые упражнения на координацию
Мы играем не только двумя пальцами по-очереди, но можем делать это и одновременно и в более сложных сочетаниях («аппликатурах»). Несколько простых примеров помогут развить основные навыки.
1. Чередование L R L L R L R R и R L R R L R L L
2. Две ноты одновременно. Для начала изучите все возможные сочетания, как они звучат. Дальше попробуйте ими поиграть ритмические рисунки. Сначала простучите рисунок (тук — тук — туктуктук) или проговорите его (та — та — татата), затем тоже самое сделайте, одним пальцем / одной нотой (С С ССС), после этого — двумя пальцами, одним «аккордом» (Например [CD] [CD] [CD][CD][CD]). Дальше — произвольно разложите ритм по разным нотам (C D CCC). Следующий шаг — начать чередовать разложение по нотам, сохраняя один ритмический рисунок (С D CCC D C CDC).
3. Одновременно и последовательно. Запустите одной рукой постоянную последовательность одной ноты — как метроном, или Мх2, Мх4. Другой пытайтесь одновременно сыграть ритм или мелодию
Источник