Как записывать ноты для скрипки

Как скрипач находит ноту на безладовом грифе

Наверняка, вы, наблюдая за игрой скрипача, альтиста или виолончелиста, недоумевали — как же исполнитель знает, где и какая нота находится и как он в неё попадает на абсолютно пустом грифе?

Ребенок, поступая в музыкальную школу, проходит вступительные испытания, где проверяются его способности к занятиям музыкой, а именно: слух, ритм, память, а также физические данные — мягкость и податливость руки, длину пальцев и т.д.

Исходя из результатов испытаний, комиссия решает какой инструмент наиболее подойдёт ребёнку.

Для занятий на струнных инструментах, в частности на скрипке и виолончели, необходимы хорошие показатели по всем испытаниям. Особенное внимание уделяется слуху, ведь исполнитель, играя скрипке, полагается полностью на свои ощущения, а именно — умение предслышать звуковысотность ноты перед тем, как ее сыграть и «чувствует гриф» под пальцами.

Конечно, получается не сразу, все дело в долгих и усердных занятиях, но со временем ребёнок понимает, что значит «чувствовать» гриф, предслышать ноты, а также пальцы на подсознательном уровне запоминают, куда нужно падать.

Интересный факт: если гитаристу убрать лады с грифа — он все равно сыграет нужную ноту на нужном месте (: Все дело в том, что «пальцы помнят». При много раз повторяющихся одних и тех же движениях мышцы запоминают на какой расстояние двигаться, это так и называется «мышечная память».

Читайте также:  Как пользоваться электронным настройщиком гитары

Решили отдать ребёнка в музыкальную школу, но не знаете, с чем придётся столкнуться? Читайте в этой статье (:

Если было интересно, ставь лайк, подписывайся и пиши в комментариях, что ещё бы ты хотел узнать из мира классической музыки)

Источник

Ноты скрипичного ключа

Скрипичный ключ используется для записи нот среднего и высокого музыкальных регистров. В скрипичном ключе записываются ноты первой, второй, третьей, четвертой и пятой октав, а также несколько нот из малой октавы. Как выглядит скрипичный ключ, думается, все в курсе. Свое название он получил за то, что в нем удобно записывать ноты из рабочей тесситуры скрипки (от СОЛЬ малой октавы и до самых верхних нот).

Скрипичный ключ имеет второе название – КЛЮЧ СОЛЬ. Так его называют за то, что своим местоположением на нотном стане он привязан ко второй линейке, где пишется нота СОЛЬ первой октавы. Поэтому закономерно, что нота СОЛЬ – это главная нота скрипичного ключа, своеобразная точка отсчета на нотном стане. Действительно, ближайшие соседи ноты СОЛЬ – это ФА (снизу) и ЛЯ (сверху), они занимают соответствующее положение по отношению к ноте СОЛЬ и на нотном стане.

Ноты первой октавы в скрипичном ключе

Названия октав и их расположение на клавиатуре фортепиано подробно разбирается в материале Расположение нот на клавиатуре фортепиано. Ноты первой октавы занимают основное пространство (первые три линейки) нотного стана в скрипичном ключе.

  • Нота ДО первой октавы пишется на первой добавочной линии.
  • Нота РЕ первой октавы пишется под первой основной линией нотного стана.
  • Нота МИ первой октавы как бусинка на ниточке насажена на первую линию нотоносца.
  • Ноту ФА первой октавы следует писать между первой и второй линиями нотного стана.
  • Нота СОЛЬ первой октавы занимает свое коронное место на второй линейке.
  • Нота ЛЯ первой октавы располагается в промежутке между второй и третьей линейками.
  • Нота СИ первой октавы записывается на третьей линейке.

Ноты второй октавы в скрипичном ключе

Ноты второй октавы занимают вторую, верхнюю половину нотного стана, если записывать их в скрипичном ключе.

  • Нота ДО второй октавы занимает промежуток между третьей и четвертой линиями.
  • Нота РЕ второй октавы насажена на четвертую линейку нотоносца.
  • Нота МИ второй октавы расположена в последнем промежутке – между четвертой и пятой линиями.
  • Нота ФА второй октавы, ее место – пятая линейка, она на ней крепко сидит.
  • Нота СОЛЬ второй октавы прилипла к пятой линейке, пишется выше ее.
  • Нота ЛЯ второй октавы, ее адрес – первая добавочная линейка сверху.
  • Нота СИ второй октавы пишется над первой добавочной линейкой сверху.

Ноты третьей октавы в скрипичном ключе

Ноты третьей октавы можно записать двумя способами – либо на добавочных линейках сверху, либо точно так же, как ноты второй октавы, только со специальным знаком – ОКТАВНЫМ ПУНКТИРОМ (пунктирная линия с цифрой восемь).

Октавный пунктир имеет следующее действие: все ноты, которые он собой покрывает, играются на октаву выше. Октавный пунктир является очень удобным средством облегчения нотой записи – во-первых, благодаря ему уменьшается количество добавочных линий, затрудняющих прочтение нот, а, во-вторых, с помощью октавного пунктира нотная запись становится более экономной, компактной, более опрятной.

Если же все-таки ноты третьей октавы написаны без применения октавного пунктира, а с применением добавочных линеек, тогда:

  • Нота ДО третьей октавы пишется на второй добавочной линейке сверху.
  • Нота РЕ третьей октавы располагается выше второй добавочной линейки.
  • Нота МИ третьей октавы занимает третью добавочную линейку сверху.
  • Нота ФА третьей октавы помещается над третьей добавочной линией.
  • Нота СОЛЬ третьей октавы нанизывается на четвертую добавочную линейку сверху.
  • Нота ЛЯ третьей октавы пишется над четвертой добавочной линейкой.
  • Ноту СИ третьей октавы следует искать на пятой добавочной линейке сверху.

Ноты четвертой октавы в скрипичном ключе

Если писать ноты четвертой октавы на добавочных линейках, то этих самых вспомогательных линеек будет огромное количество. Это очень неудобно, поэтому так не делают. Когда нужно написать ноты четвертой октавы пользуются октавными пунктирами – простым, если его ставят над нотами третьей октавы, или двойным, если над нотами второй октавы.

Двойной октавный пунктир представляет собой точно такую же пунктирную линию, только с числом 15. Все ноты, которые располагаются, под такой линией, должны исполняться на целый две октавы выше.

Ноты малой октавы в скрипичном ключе

Из малой октавы в скрипичном ключе записываются, главным образом, всего три ноты – СОЛЬ, ЛЯ и СИ. Они пишутся на вспомогательных линейках, добавляемых снизу:

  • Нота СИ малой октавы может быть записана под первой добавочной снизу.
  • Нота ЛЯ малой октавы в скрипичном ключе пишется на второй добавочной линейке снизу.
  • Нота СОЛЬ малой октавы располагается под второй добавочной внизу нотного стана.

В целом, чаще всего на нотоносце со скрипичным ключом записываются наиболее ходовые, часто встречающиеся ноты малой, первой, второй и частично третьей октав. Ноты, для записи которых необходимо большое количество добавочных линеек, встречаются сравнительно реже.

Для лучшего запоминания нот во всех октавах, нужно больше тренироваться в их чтении и переписывании. Например, можно переписывать какие-нибудь мелодии в разные октавы (допустим, дана мелодия в первой октавы, переписать ее в малую, во вторую, в третью и т.д.). Попробуем. Скажем, возьмем простую известную народную песню «Ходит зайка» и перепишем ее мелодию в разные октавы.

Если вы учите ноты с ребенком, то познакомьтесь вот с таким руководством – Как выучить ноты с ребенком? И детям, и взрослым для лучшего усвоения нот скрипичного ключа будет полезно выполнить подборку упражнений из рабочей тетради Г. Калининой. Выполняя задания в простой и увлекательной форме, вы даже и не заметите, как выучите все ноты. Скачать данный комплекс упражнений можно здесь – СКАЧАТЬ УПРАЖНЕНИЯ!

Дорогие друзья! Мы надеемся, что данный материал хотя бы немного оказался вам полезен. Если у вас остались вопросы, если есть пожелания по улучшению работы сайта или по улучшению конкретно данной статьи, пожалуйста, отпишитесь в комментариях. Ваше мнение очень важно для нас!

И напоследок, предлагаем вам послушать немного хорошей музыки! Сегодня это будет:

П.И. Чайковский — «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик»

Источник

Нотная грамота для начинающих музыкантов

Тем, кто решил познать в музыке хоть что-либо серьезное, не избежать знакомства с различными нотными записями. Из данной статьи вы узнаете о том, как научиться читать ноты, не заучивая их, а лишь поняв те логические принципы, на которых базируется нотная грамота.

Что входит в понятие нотной грамоты? Это все то, что относится, так или иначе, к записи и чтению нот; это такой своеобразный язык, который понятен всем музыкантам Европы и Америки. Как известно, каждый музыкальный звук определяется 4-мя физическими свойствами: высотой, продолжительностью, громкостью и тембром (окраской). И с помощью нотной записи музыкант получает информацию обо всех этих четырех свойствах того звука, который он собирается спеть или сыграть на музыкальном инструменте.

Я предлагаю разобраться с тем, как отображается в нотной записи каждое из свойств музыкального звука.

Звуковысотность

Весь ряд музыкальных звуков выстроен в единую систему – звукоряд, то есть такой ряд, в котором все звуки следуют друг за другом по порядку, от самых низких до самых высокихзвуков, или наоборот. Звукоряд разделяется на октавы – отрезки музыкального звукоряда, каждый из которых содержит набор одинаковых по названию нот – до, ре, ми, фа, соль, ля, си.

Для записи и чтения нот используют нотный стан – это строка для записи нот в виде пяти параллельных линий (правильнее сказать – линеек). Любые ноты звукоряда записываются на нотном стане: на линейках, под линейками или над ними (ну и, естественно, между линейками с равным успехом). Линейки принято нумеровать снизу вверх:

Сами ноты обозначаются головками овальной формы. Если для записи ноты не хватает основных пяти линеек, то для них вводятся специальные дополнительные линейки. Чем выше нота звучит, тем выше она располагается и на линейках:

Представление о точной высоте звука дают музыкальные ключи, из которых наиболее всем известны два – скрипичный и басовый. Нотная грамота для начинающих базируется на изучении скрипичного ключа в первой октаве. Они записываются так:

О способах быстрого запоминания всех нот читайте в статье «Как быстро и легко выучить ноты», выполните предлагаемые там практические упражнения и вы не заметите, как проблема отпадёт сама собой.

Длительности нот

Продолжительность каждой ноты относится к области музыкального времени, которое представляет собой непрерывное движение с одной и той же скоростью равных долей, сравнимых с мерным биением пульса. Обычно одна такая доля ассоциируется с четвертной по длительности нотой. Посмотрите на рисунок, вы увидите графическое изображение разных по длительности нот и их названия:

Конечно, в музыке используются и более мелкие длительности. И вы уже поняли, что каждая новая, более мелкая длительность, получается в ходе деления целой ноты на число 2 в n-ой степени: 2, 4, 8, 16, 32 и т.д. Так, целую ноту мы можем разделить не только на 4 четвертных, но с равным успехом и на 8 восьмых или 16 шестнадцатых нот.

Музыкальное время очень хорошо организовано, и в его организации помимо долей участвуют более крупные единицы – такты, то есть отрезки, которые содержат точно заданное число долей. Такты выделяются визуально путём разделения одного от другого вертикальной тактовой чертой. Количество долей в тактах, и длительность каждой из них отражается в нотах с помощью числового размера.

И размеры, и длительности, и доли тесно связаны с такой областью в музыке, как ритм. Нотная грамота для начинающих обычно оперирует наиболее простыми размерами, например, 2/4, 3/4 и т.п. Посмотрите, как в них может быть организован музыкальный ритм.

Громкость

На то, как сыграть тот или иной мотив – громко или тихо, также указано в нотах. Тут всё просто. Вот, какие значки вы будете встречать:

Тембр

Тембр звуков – это область, которая нотной грамотой для начинающих почти совсем не затрагивается. Однако, как правило, в нотах есть разные указания по этому поводу. Самое простое – название инструмента или голоса, для которого предназначено данное сочинение. Самое сложное связано с техникой игры (например, включение и выключение педалей на рояле) или с приёмами извлечения звука (например, флажолеты на скрипке).

На этом следует остановиться: с одной стороны, вы узнали уже многое о том, что можно прочитать в нотах, с другой – немало ещё предстоит узнать. Следите за обновлениями на сайте. Если вам понравился данный материал, порекомендуйте его своим друзьям, используя кнопки внизу страницы.

Источник

Скрипичная азбука

Текст Азбуки — © Анна Благая

Здесь выкладывается, страница за страницей, веб-книга о скрипке, написанная простыми человеческими словами, чтобы все детали такого сложного и утонченного занятия, как игра на скрипке, были понятны даже человеку, далекому от скрипичного мира.

Статьи Азбуки постоянно дописываются и совершенствуются, а с течением времени будут обрастать аудио- и видеопримерами.

Читать книгу можно четырьмя способами (хотя, возможно, вы придумаете еще и свой собственный). Можно передвигаться от статьи к статье в хронологическом порядке, по времени их написания (см. ниже). Либо использовать тематическое содержание, либо содержание по алфавиту.

(UPD июль 2014 Внимание! Тематическое содержание и по алфавиту нуждаются в дополнении, там пока меньше статей, чем здесь).

Четвертый способ – сквозной – перемещаться по гиперссылкам внутри книги. Этот способ («горизонтальный»), кстати, мой любимый: он позволяет увидеть, как все взаимосвязано и в самой скрипичной игре, и самое главное — нащупать ниточки, связывающие скрипичную игру с, казалось бы, совсем другими областями жизни.

Приятных путешествий по книге! Тем, кто захочет их продолжить — добро пожаловать на мои концерты.

( классическая скрипка и скрипки необычных форм; из чего делают скрипки; и как их делают;…) / UPD Про скрипки необычных форм загляните вот сюда: пост с множеством картинок, в числе прочего: эолийская скрипка с парусом, велосипедоскрипка… и т. д./

Техника (еще одна техническая страничка)

ЗАМЕТКИ НА ПОЛЯХ

Приложение к «Азбуке»:

Копирование текстов или их частей и публикация их без разрешения автора запрещены.

Дорогие посетители моего сайта! Я вам очень рада. Но, пожалуйста, вне зависимости от причин, — (тут я обращаюсь не ко всем, но к некоторым из вас), — не приписывайте мои тексты себе. (Это, увы, бывало). Во-первых, я люблю эти странички. Они все появлялись не просто так. Это моя лаборатория. И я надеюсь, что однажды с их помощью мне удастся выстроить нечто большее. Некоторые места в них мне кажутся удавшимися или просто дороги, как память. А во-вторых, приписывать себе чужую работу вообще-то нельзя.

Разумеется, это не касается цитат на статьи из энциклопедий, на которые я иногда ссылаюсь.

© Анна Благая

P.S. Со своей стороны, я в ближайшее время внимательно просмотрю свой сайт на предмет подписей картинок. Могло так статься, что я по недопониманию и сама нарушила чьи-то права (я знала, что для некоммерческих, образовательных и т.д. проектов правила несколько иные, и тем не менее). Если так случилось и вы нашли на сайте изображения, которые принадлежат вам, пожалуйста, сообщите мне и я сразу все исправлю.

33 комментария для “Скрипичная азбука”

Ваш сайт пронизан солнечными чувствами. Несомненно кто-то из сотен тысяч посетивший Ваш сайт очень радуется этому свету романтики и любви(я — один из таких людей). Вы не знаете,но я с Вами(а во время игры мне приятно вспомнить о последней розе лета).

Маленький мук, спасибо 🙂
Вы мне напоминаете о лучшем, что могло бы быть во мне и что я могла бы сделать.
А вы знаете, когда я прочитала ваши слова?
Я сейчас вам расскажу, и вы поймете, насколько они меня согрели).
К тому моменту я только-только очнулась в палате после наркоза (мне удалили миндалины). Вообще-то у меня еще до того был смешной план, что во время восстановления я буду сочинять в уме музыку. Что, конечно, не вышло — горло болело довольно сильно, и было совершенно определенно не до музыки) Тогда я попробовала через мобильный телефон проверить сайт и почту. Получилось! Я прочитала ваш коммент и сразу вспомнила, что долго разлеживаться нечего — впереди дорога, еще более заманчивая потому, что это вы ее так осветили!
Мне потом сказали, что я подозрительно быстро восстановилась))

Поправляйтесь скорее! Искала для ребенка «Скрипичную азбуку» Гуревича и Зиминой, забрела к вам — понравилось. Удачи…

спасибо, Виктория! я как раз пытаюсь использовать время, поупражняться в ничегонеделании — пока не очень получается)но поучиться надо — чтобы набраться сил) (это к нашей с вами общей теме)

Набирайтесь, всегда с интересом жду Ваших новых записей!

Я всегда чувствую себя виноватой, если ничего не делаю, хотя иногда то, что делаю из-под палки (собственных угрызений совести), можно спокойно не делать. Так что набирайтесь сил и здоровья!
Так здорово, что Вам дан дар творчества! Хотя я выросла в творческой семье (актерско-режиссерской), но чтобы творить, нужна внутренняя свобода, а когда ее нет — все коряво. Поэтому наслаждаюсь творениями тех, кому дано от Бога.

Спасибо огромное, Анна. Случайно попала на Вашу страницу и уже много часов не могу оторваться. Более 30 лет работаю в ДМШ, но ведь всего знать не возможно, а так хочется. Вы пишите так понятно, свободно, доходчиво. Очень хочется иметь Вашу книгу — это поможет не только методической, но и интересной внеклассной работы с учениками. Подскажите, где и как можно получить Вашу работу целиком? Заранее благодарна. Елена.

Здравствуйте, Елена! Большое спасибо за такой отзыв, добрые слова всегда вдохновляют и побуждают делать что-то дальше. Мне действительно два (что ли) года назад предлагали издать книгу. Но тогда я не чувствовала ни себя, ни «Азбуку» готовой (еще было много тем). Да и сейчас мне кажется, что еще многое можно рассказать. (Как в «Тысяча и одной ночи» — просто не хочется останавливаться!)
Кроме того, интернет-форма для меня просто бесценна: не только можно все время добавлять что-то, уточнять (это тоже важно), но и снабжать статьи гиперссылками, то есть строить «мостики» от одной темы к другой. Ведь я и сочиняла все эти странички лишь потому, что в мозгу загоралась какая-то ассоциация… И этот ассоциативный подход мне бы хотелось сохранить.
Как Эйзенштейн когда-то писал про «книгу-шар» — вот для меня всё, что я делаю — именно такая «книга-шар», где всё связано со всем. А в случае с бумажной книгой придется всё перевести из трехмерного мира в двухмерный… (Ну, это я утрирую, конечно, мир в книгах многомерный, но именно «Азбука»… не знаю, как она в такую форму ляжет).
Я все-таки не исключаю того, что буду писать и специально для книжек бумажных. Хотя не знаю, будет ли это только о скрипке. Но пока так, только в интернете.
Зато так интереснее: то и дело появляется новое. А книжка бумажная — вот вы ее получили, у нее есть конец и начало, и сама собой новая глава в ней ни за что не допишется =)

Анна, подскажите пожалуйста, в чем различие между ученической, студенческой и концертной скрипкой типа 4/4 Нигде не могу найти ответ на этот вопрос. Спасибо.

Александр, просто нужна хорошая скрипка, такая, которая хорошо звучит. Если человек серьезно занимается музыкой, то к моменту, когда надо покупать «целую» скрипку, это в идеале должна быть хорошая мастеровая скрипка, пригодная для концертирования, потому что концерты — это тоже часть учебного процесса.

Анна, добрый день.
Такой вопрос — я взрослый человек. Когда-то давно-давно бросила музыкалку по классу скрипки. А сейчас начала учиться дочка, 7 лет, я с ней занимаюсь и стала вспоминать и проснулась во мне тяга)) Хочу учиться заново, хочу учиться играть! Договорилась уже с дочкиной преподавательницей на частные уроки. Насчет покупки скрипки она мне сказала, что лучше не экономить и не покупать дешевую. То же самое сказал мастер, телефон которого она мне дала — он дорабатывает подержанные скрипки и делает свои, что если я собираюсь учиться и играть для себя, то звук должен быть хороший, чтобы мне самой было приятно слушать себя и тогда будет стимул заниматься дальше. А вы что думаете по этому поводу? Можно ли сэкономить деньги на пару лет или лучше сразу вложиться и дальше наслаждаться процессом?

Добрый день, Екатерина! Конечно же, я согласна с Вашей преподавательницей и с мастером! Тут сразу две причины: во-первых, действительно у вас должен быть стимул, а чем лучше звук скрипки, тем вам будет проще и приятнее (вообще-то звук зависит не только от инструмента, но и в огромной степени от исполнителя, но если второе можно достичь только со временем, то по крайней мере первое у вас будет с самого начала, если выберете прилично звучащий инструмент; и во-вторых, пока учишься, слух воспитывается, оттачивается (я имею в виду не только интонацию, но и качество звука). А на произведении мебельной фабрики слух, скорее всего, не отточишь. Только обратите внимание: цена скрипки связана далеко не только со звуком. Тут надо быть осторожным, чтобы (если цена большая) не купить то, что столько не стОит. Давно не носила никому на оценку скрипок, но мастера этим (т.е. оценкой) тоже занимаются. Лучше перед покупкой посоветоваться с еще кем-то, кроме продавца. P.S. Да, ну и Страдивари-Амати-Гварнери и т.п. (условно говоря) от Вас никто покупать не требует. Речь просто идет о приличном, желательно мастеровом, инструменте.

Анна, большое спасибо за ответ! В итоге я купила отреставрированную московским мастером старую скрипку немецкой мануфактуры. Не жалею ни капельки — даже ее вид вызывает во мне эстетическое наслаждение) Кстати, моя учительница ездила со мной к мастеру и прослушала все варианты). Так что еще раз спасибо — теперь я захожу к вам в статьи за советами, а в жизни уделяю хотя бы по полчаса каждый день на скрипичные премудрости).

Екатерина, рада за Вас, удачи! А у меня — да нет, не советы, это просто родились странички Азбуки, потому что оказалось мне самой их писать интересно! Многое еще сюда не перенесла с бумажек — вот, кстати, и текст о том, как и почему я начала писать Азбуку…

NB выложила этот текст о том, зачем затеяла Азбуку. https://blagaya.ru/skripka/violin_azbuka/ob-azbuke/

Уважаемая Анна! Недавно сын мне рассказал, что прочел где-то, что есть скрипки современных мастеров, качество звука которых эксперты не могли отличить от скрипок Страдивари.
Я не поверила, что такое возможно. Или я ошибаюсь?

Уважаемая Ада! Если честно, я за подобными опытами не слежу. Но уверена, что совсем не обязательно играть именно на скрипках Страдивари, чтобы получить красивое пение!

Аня а у Вас только записная книжка выводится в календарь? А другие, например, этот раздел? Чтоб удобно посмотреть хронологию последних материалов.

Алексей, нет, в календарь, к сожалению, выводится только то, что «движок» моего сайта определяет как «записи». «Страницы» же в календарь не попадают, я ставлю ссылки на новые материалы в «Азбуке» (и других разделах) сама — они в графе «новое» в самом верху справа на каждой странице.

Дык в том-то и дело, вспомнишь что было что-то интересное несколько месяцев назад, а сложно найти.

К сожалению, мне сложно сейчас в этом начать разбираться, не хватает времени, которое пока идет на другие «проекты». Ссылки на все новые страницы Азбуки в любом случае есть здесь в оглавлении, а записи можно смотреть по календарю. Пока так..
Правда, я в последнее время что-то стала убирать — смотрю и мне не нравится. Может, Вы поэтому что-то не находите?

Источник

Оцените статью